Материалы к аттестации

Шевяхова Марина Анатольевна

  

        ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

СОБСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Шевяхова Марина Анатольевна,

учитель информатики МОУ «Лицей № 7» городского округа Саранск

«Использование современных методов обучения с целью всестороннего развития учащихся на уроках информатики»

 

         Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.

Увеличение объёма информации влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних – другими, более важными для формирования компетентного человека.

Отсюда возникают новые, более высокие требования к системе образования в целом, и к системе школьного образования в частности.

Чтобы сформировать компетентного выпускника во всех потенциально значимых сферах профессионального образования и жизнедеятельности, необходимо применять технологии, развивающие, прежде всего познавательную, коммуникативную и личностную активность нынешних учащихся.  

Целью своей педагогической деятельности считаю – не просто дать ученику необходимый набор знаний, умений, навыков, а подготовить его к взрослой жизни, попытаться научить его не только применять знания для решения конкретной задачи, а научить его ставить и решать проблемы, научить применять полученные умения и навыки для решения как повседневных, так и профессиональных проблем.

         Одним из возможных направлений, я убеждена,  является использование современных методов обучения с целью всестороннего развития учащихся на уроках информатики.

      Современными методами обучения и воспитания называются те, которые позволяют "учащимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями" за счет сознательного "воспитания способностей учащегося" и сознательного "формирования у них необходимых деятельностей".(Г.П. Щедровицкий).

Структура современного урока не может быть раз и навсегда заданной. Дидактический характер процесса обучения требует гибкости, различных вариантов в зависимости от задач, особенностей темы, детей. Современные методы обучения дают возможность заострить внимание на самых существенных моментах материала, полнее раскрыть межпредметные связи, стать активными участниками учебного процесса, не боятся высказывать свое мнение, сопереживать друг другу.

           Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную.

Использование современных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.

В педагогической литературе выделяют несколько десятков разнообразных нетрадиционных методов обучения и нестандартных уроков.

В своей работе я успешно применяю следующие:

•   метод проектов  – форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей,  волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, имеющих практическую значимость;

•   компьютерный эксперимент – воздействие  на компьютерную модель инструментами программной среды с целью определения, как изменяются параметры модели.;

•   групповые обсуждения. Своя игра – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 3 до 6 человек);

•   мозговой штурм – метод групповой работы, формирующий способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи. Его цель – организация  коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем;

деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку оп­ределенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности;

ролевые игры – метод , используемый для усвоения новых знаний и отработки определенных навыков в сфере коммуникации. Ролевая игра предполагает участие не менее двух "игроков", каждому из которых предлагается провести целевое общение друг с другом в соответствии с заданной ролью;

•    баскет-метод – метод обучения на основе имитации ситуаций. Например, ученикам предлагаю выступить в роли менеджеров  и рассказать про услуги компьютерных сетей;

•    тренинги –  обучение, при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам;

•    обучение с использованием компьютерных обучающих программ – компьютер  позволяет строить индивидуализированное обучение на основе модели учащегося, учитывающей историю его обучения и индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления;

•    анализ практических ситуаций – метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

В первую очередь выбор метода определяется задачей урока. Для выбора конкретного метода ведения урока можно воспользоваться классификацией. (Приложение 1)

Теоретической базой явились следующие источники:

1. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. - М.: Академия, 2004;

2. Гурылев В. Эволюция школьного компьютера // Дети в информационном обществе. — 2012. — № 12.- С. 66-73;

3.  Асмолов А.., Семенов А., Уваров А. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в будущее десятилетие, 2010;

4. Оганесян Я. Т. Методы активного социально-психологического обучения. Тренинги, дискуссии, игры. М.: Ось-89, 2003;

5. Платов В. Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение. М.: ИПО «Профиздат», 2011;

6.  Кернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М., 1980.

      Был пройден курс: «Актуальные проблемы теории и методики преподавания информатики в условиях реализации ФГОС ОО»

        Современные методы обучения, в первую очередь, нужны для повышения учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.

Современные методы обучения я применяю также для:

•    активизации познавательной активности учащихся;

•    развития способности к самостоятельному обучению;

•    выработки навыков работы в коллективе;

•    корректировки самооценки учащихся;

•    формирования и развития коммуникативных навыков (навыков общения и со сверстниками, и с учителями).

Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных деятельностей.

А еще современные методы хороши для достижения следующих целей:

•    эффективное предъявление большого по объему теоретического материала;

•    развитие навыков активного слушания;

•    отработка изучаемого материала;

•    развитие навыков принятия решения;

•    эффективная проверка знаний, умений и навыков по теме.

Использование таких методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Результаты обучения в принципе невозможно оценить по традиционной технологии. Но ведение электронного журнала позволяет мне выставлять за урок и по две оценки за разные виды деятельности.

Основная сложность применения современных методов состоит в том, что сначала учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями. Моя педагогическая практика показывает, что это действительно так. И с каждым проведенным уроком я убеждаюсь. что использование современных методов обучения, действительно направлено на всестороннее развитие моих учеников.

Результаты данного опыта выражаются в положительной динамике самостоятельной познавательной активности учащихся. Учащиеся принимают активное участие и становятся победителями и призерами в олимпиадах различного уровня, конкурсах, конференциях, форумах.

Качество знаний по предмету составило 80% при 100% успеваемости.

 

(Приложение 1)

 

 

Задачи урока

 

Метод обучения

Обобщение ранее изученного материала

Групповая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловая игра

Развитие способности к самообучению

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

Деловая игра, ролевая игра

Отработка изучаемого материла

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Баскет-метод. Своя игра

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Групповая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности учащихся

Деловая игра, ролевая игра, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевая игра

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов, Своя игра

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Баскет - метод

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций,

баскет-метод

Развитие навыков активного слушания

Групповая дискуссия