9 класс. Русский язык.

Полезная информация и задания для подготовки к ГИА.smiley

Скачать:


Предварительный просмотр:

Функции знаков препинания

 

Назначение пунктуации в том, чтобы указать расчленение речи на части, имеющие значение для выражения мысли при письме.

Знаки делятся на отделяющие и выделяющие. Знаки препинания могут выступать и как средство выразительности в тексте, потому что с их помощью можно передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую эмоциональную напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора, тире – придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. Для смыслового содержания текста, которое включает в себя сложное бессоюзное предложение, имеет значение характер знака препинания между частями этого предложения.

Функции знаков препинания:


1. Разделительная, отделительная

2. Выделительная

3. Средство выразительности


Точка

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части.

2. Может подчеркивать нейтральность позиции автора.

 

Восклицательный знак

1. Указывает на эмоциональную окраску предложения (восклицательное/ невосклицательное).

2. Помогает выразить радость, гнев, восхищение, то есть чувства говорящего.

 

Вопросительный знак

1. Указывает на цель высказывания.

2. Помогает выразить удивление говорящего.

 

Многоточие

1. Выполняет отделительную функцию.

2. Знак эмоционального напряжения.

3. Подчеркивает неисчерпаемость передаваемого содержания.

4. Сигнал преднамеренного пропуска частей.

 

Запятая

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части (разделительная функция): разделяет однородные члены, разделяет части сложных предложений.

2. Выделяет в предложении особо значимые части (выделительная функция): выделяются или обособляются деепричастия, деепричастные и причастные обороты, вводные слова, обращения.

 

Точка с запятой

1. Членит текст на значимые в грамматическом и смысловом отношении части (разделительная функция).

 

Тире

1. Выделяет в предложении особо значимые части (выделительная функция): выделяются или обособляются вставные конструкции, распространенные приложения.

2. Отделяет однородные члены от обобщающего слова; в предложении с прямой речью отделяет слова автора от прямой речи.

3. Передает значение условия, времени, сравнения, следствия в бессоюзном сложном предложении.

4. Означает пропуск членов предложения в неполном предложении.

 

Двоеточие

1. Выполняет разъяснительно-пояснительную функцию и при этом отделяет однородные члены предложения от обобщающего слова, отделяет слова автора от прямой речи, отделяет части сложного бессоюзного предложения.

 

Скобки

1. Выделяют в предложении особо значимые части.

 

Кавычки

1. Выделяют цитаты, прямую речь, название книг, газет, кораблей и т.д.



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ текста №1

 

     Прочитайте текст.

 

     (1)Русский язык пр…нес нам из д..леких времен редкий под…рок – «Слово о полку Игореве» его ст…пную ширь гореч… трепет синих з…рниц звоны м…чей.

     (2)Этот язык украшал сказками и песнями тяж…лую долю простого рус…кого человека. (3)Он был главным и праз…ничным ласковым и разящим. (4)Он гремел (не) поколебимым гневом в речах и книгах наших вольн…думцев томительно звучал в ст…хах Пушкина гудел, как колокол на башн… вечевой, у Лермонтова р…совал гр…мадные полотна ру…кой жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был гром…подобен в устах Маяковского прост и строг в р…здумьях Горького к…лдовскими напевами зв…нел в строфах Блока.

     (5)Нужны, конечно, целые книги, что (бы) рас…казать о всем велик….лепии красоте (не) слыхан…ой щедрости нашего действительно в…лшебного языка. (К. Паустовский)

 

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

3. Определите тему текста.

4. Запишите основную мысль текста.

5. Определите стиль текста (докажите своё мнение).

6.Тип текста (докажите свое мнение).

7. Расставьте недостающие знаки препинания при однородных членах предложения. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

8. Выпишите из текста слова, в которых происходит оглушение согласных в середине слова, произведите фонетический разбор одного их них.

9. Выпишите из текста эпитеты, характеризующие русский язык.

10. Докажите, что слово язык – многозначное. Подберите примеры словосочетаний, где слово выступает в различных сочетаниях. 

11. Объясните, как вы понимаете выражение как колокол на башне вечевой.

12. Выпишите из текста сложные слова, определите способ их образования. Разберите одно из слов по составу. 

13. Произведите морфологический разбор слова (был) прост.

14.Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2

2 и 3

3 и 4

15. Подчеркните в тексте однородные члены предложения.

16. Выпишите из текста выделенное предложение и сделайте его синтаксический разбор. 

17. Графически объясните постановку знаков препинания в предложении 4.

18. Найдите предложение со сравнительным оборотом. Запишите его номер.

19. Из предложения 5 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости\звонкости звука, обозначенного следующей за ней буквой.

20. Из предложений первого абзаца выпишите слово с чередующейся гласной в корне.

21. Выпишите по три словосочетания с различными видами связи.

22. Составьте предложение с однородными членами по схемам.

1. …обобщающее слово: ~~~~~~ _____,~~~~~~ _______,~~~~~~________.

2. Ни ________,ни ________, ни _______ обобщающее слово… .

 

 

  1.  Какие слова не являются словосочетанием?
     играть вничью
     очевидно задержится
     скучно и грустно
     придёт позже 
  2.  В каком ряду даны все слова со связью согласование?
     кто-то из нас, падающий снег, любимая игрушка
     разрисованная витрина, развешанные на стенах, любящие родители
     вымытые окна, у моего окна, удивительная тишь 
     говорить быстро, увлекательное путешествие, яйцо всмятку
  3.  В каком ряду даны все словосочетания со связью управление?
     каждый из присутствующих, образованный от глагола, нашёл среди друзей
     смотреть внимательно, любить жизнь, увидеть из окна
     тревога усиливалась, оба пенсионера, долго молчала
     переходит через границу, смотреть вдаль, двое из нас 
  4.  Укажите ошибку в определении типа связи в словосочетании.
     идти вслепую – примыкание
     этот человек – согласование
     старший по подъезду – управление
     очень честный – согласование 
  5.  В каком ряду во всех словосочетаниях один и тот же тип связи?
     холодно на улице, встать в строй, кусок колбасы
     дом моделей, мой дом, частная жизнь
     часто ошибаться, плывя по реке, волноваться понапрасну
     смотреть в глаза, верить в победу, сыграть вничью 



Предварительный просмотр:

Изобразительно-выразительные средства языка

Печать

Изобразительно-выразительные средства

Языковые средства

Антонимы – слова с противоположным значением. (Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок)

 

Многозначность – наличие у одного и того же слова несколько связанных между собой значений.

 

Синонимы – слова, близкие или тождественные по значению, различающиеся или оттенками лексического значения, или стилистической окраской.

 

Парцелляция – это такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

 

Экспрессивная лексика – слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность.

 

Вставные конструкции – слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нём, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого. Выделяются скобками или тире.

 

Присоединительные конструкции – это конструкции в форме членов простого предложения, добавляемые к основному высказыванию путём присоединения. Такие конструкции присоединяются словами «даже», «особенно», «в особенности», «например», «в частности».

 

Троп – слово или оборот речи, употреблённые в переносном значении. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые близки в каком-то отношении.

 

Виды тропов

Тропы

Характеристика

Примеры

Аллегория

Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного, жизненного образа

В баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи

Гипербола

Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение

Одни дома длиною до звёзд, другие – длиною до Луны

Ирония

Употребление слова или выражения в обратном смысле с целью насмешки

Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

Литота

Выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо явления

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить

Метафора

Употребление слова или выражения в переносном значении, основанном на сходстве, сравнении, аналогии

Зимы последние кусочки чуть всхлипывают под ногой

Метонимия (переименование)

Употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внешней или внутренней связи между ними

Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе

Олицетворение

Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ

Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами

Перифраза

Замена названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты

Солнце русской поэзии (вместо «Пушкин»)

Развернутые метафоры

Несколько метафор, связанных между собой по смыслу

В саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть

Синекдоха

Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними

Пуще всего береги копейку

Сравнение

Сопоставление двух явлений, чтобы пояснить одно из них при помощи другого. Сравнения выражаются творительным падежом, формой сравнительной степени прилагательного или наречия, оборотами со сравнительными союзами

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит

Эпитет

Художественное, образное определение

Вечером синим, вечером лунным был я когда-то весёлым и юным

 

Стилистические фигуры

Фигуры

Характеристика

Примеры

Анафора

Повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

Антитеза

Это оборот, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия

И ненавидим мы и любим мы случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви

Бессоюзие

Намеренный пропуск соединительных союзов между членами предложения или между предложениями

Спускаются длинные тени,

Горят за окном фонари,

Темнеет высокая зала,

Уходят в себя зеркала.

Градация

Такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение

Тёмные, душные, скучные комнаты

Инверсия

Обратный порядок слов

Досадно было, боя ждали

Многосоюзие

Намеренное использование повторяющихся союзов для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения

Но между нами – океан, и весь твой лондонский туман, и розы свадебного пира, и доблестный британский лев, и пятой заповеди гнев.

Параллелизм

Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи

Усердный в бригаде – клад, ленивый – тяжёлая обуза

Риторический вопрос

Вопрос, не требующий ответа

Степь широкая, степь безлюдная, отчего ты так смотришь пасмурно?

Риторическое обращение

Обращение к неодушевлённому предмету

Ах ты, степь моя, привольная!

Умолчание

Сознательно выраженная не до конца мысль

Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону врем умереть.

Эллипсис

Конструкция со специально пропущенным, но подразумеваемым каким-либо членом предложения для усиления динамичности

Здесь – овраги, дальше – степи, ещё дальше – пустыня.

Эпифора

Повторение слов или выражений в конце смежных отрывков или близко расположенных друг к другу строк, фраз

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

 

Функциональная характеристика языковых средств выразительности

Языковые средства

Назначение в тексте

Анафора

Для усиления предшествующего слова

Антонимы

Как выразительное средство создания контраста

Бессоюзие

Для создания впечатления быстрой смены картин

Вводные слова

  • Выражают отношение говорящего к высказыванию
  • Выражение эмоциональной оценки сообщаемого
  • Указание на экспрессивный характер высказывания
  • Указание на последовательность изложения
  • Указание на способ оформления мысли
  • Призыв к читателю с целью привлечь его внимание к излагаемым фактам

Вопросительные предложения

  • Служат собственно вопросом
  • Подчёркивают нужную мысль
  • Выражают предположение
  • Являются эмоциональным откликом на ситуацию

Восклицание

  • Выражение сильного чувства, волнения
  • Выражение отношения автора
  • Выражение эмоциональной прерывистости речи

Вставная конструкция

  • Дополнительное пояснение, уточнение
  • Поправка, оговорка
  • Попутное замечание
  • Добавочное сведение

Гипербола

С целью преувеличения какого-либо явления

Градация

Произвести впечатление по нарастающей

Деепричастие и деепричастные обороты

Для выражения краткости, динамичности

Диалектизмы

  • В качестве средства выразительности
  • Для создания местного колорита
  • Для передачи особенностей речи жителей определённой местности

Игра слов

Привлечь внимание, сделать акцент на чём-либо

инверсия

Для создания добавочных смысловых и выразительных оттенков

Метафора

  • Для создания образности и компактности в плане языковых средств
  • Особая выразительность и эмоциональность речи

Метонимия

  • Предельно краткое выражение мысли
  • Источник образности

Многосоюзие

  • Для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения
  • Для усиления выразительности речи

Неологизмы

Для создания оттенка необычности, новизны

Неполные предложения

С целью экономии языковых средств

Обобщённо-личные предложения

С целью образного выражения общих суждений, сентенций, часто воплощаемых в пословицах и поговорках

Образные выражения

С целью создать изложение живым, лёгким для восприятия

Однородные члены

  • Показ динамики действия
  • Зарисовка общей картины как единого целого
  • Создание гаммы красок, звуков
  • Создание ряда эпитетов
  • Создание ритмического рисунка
  • Создание выразительной смысловой соотнесённости и своеобразной симметрии

Олицетворение

Для создания образности, выразительности

Парцелляция

Как средство изобразительности, позволяющее усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений

Побудительное предложение

Для выражения волеизъявления говорящего

Повтор лексический

  • Для обозначения большого числа предметов, явлений
  • Для усиления признака, степени качества или действия
  • Для указания на длительность действия

Повтор стилистический

  • Для подчёркивания каких-либо деталей
  • Для создания экспрессивной окраски

Присоединительные конструкции

  • Для дополнительных замечаний или разъяснений, создающих экспрессивность
  • Придают характер разговорности, непринуждённости

Профессионализм

В качестве показателя образованности в определённой сфере

Прямая речь

  • Дословная передача чужого высказывания
  • Средство характеристики говорящего
  • Средство создания художественного образа

Разговорная лексика

Для создания атмосферы непринуждённости, непосредственности

Риторический вопрос

Для привлечения внимания читателя

Риторическое обращение

Чтобы выразить отношение к тому или иному объекту, дать его характеристику, усилить выразительность речи

Ряды синонимов

  • С целью указания смысловых оттенков
  • Для характеристики экспрессии или эмоций

Синекдоха

  • Сделать речь точной, яркой, художественной
  • Чтобы избежать повторений
  • Как отражение высокого художественного мастерства

Сложные синтаксические конструкции

Как характеристика авторского стиля

Сравнение

Для создания художественной выразительности

Стилистически окрашенные слова

  • Для выражения отношения к предметам, поступкам
  • Для выражения различных чувств
  • В качестве комического средства при неуместности

Термины

Несут в себе информацию значительно большую, чем другие слова

Фразеологизмы

  • Для придания высказыванию выразительности
  • Для создания образности

Цитирование

  • В целях дословной передачи чужих слов
  • В качестве достоверности

Эллипсис

Для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности

Эпитеты

С целью художественной выразительности

 



Предварительный просмотр:

Русский литературный язык имеет следующие основные типы норм своего правильного употребления:

  1. Орфоэпические нормы:
  1. Ударения;
  2. Произношения.
  1. Лексические нормы:
  1. Употребление слов;
  2. Употребление фразеологизмов.
  1. Грамматические нормы:

1)образование слов;

2)Образование грамматических форм - морфологические;

3) написание слов- орфографические.

  1. Синтаксические нормы:
  1. Объединения слов в словосочетания и предложения - синтаксические;
  2. Постановки знаков препинания - пунктуационные;
  1. Стилистические нормы.

Фонетика- раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности деления на слоги.

Орфография- это правила, устанавливающие единообразие способов передачи речи на письме.

Лексика – совокупность слов, входящих в состав того или иного языка. Словарный состав языка неоднороден, так как язык непрерывно развивается и обогащается.

Слово- это основная единица языка, представляющая собой комплекс звуков или один звук, служащая для обозначения предметов, явлений, событий, качеств, количеств, состояний. Способность слова называть предметы, их признаки, действия и т.п. называют нормативной - назывной функций. Каждое слово имеет свой определённый морфемный состав, лексическое и грамматическое значение.

Лексическое значение слова – это соотнесённость слова с определённым понятием, явлением действительности.

Грамматическое значение слова- это принадлежность слова к какой-либо большой группе (части речи, склонению, числу, лицу и т.п.)

Исконно русские и заимствованные слова.

Однозначные и многозначные слова.

 Слова в русском языке могут иметь одно или несколько лексических значений. Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными, чаще всего, однозначными являются термины.

У многозначных слов есть главное и периферийное значения. Главное слово меньше зависит от контекста и обычно пишется первым в толковом словаре. Периферийное значение определяется только контекстом.

Частое употребление слова в переносном  значении приводит к тому, что мы уже не осознаём того, что это не прямое значение слова.

Синонимы являются важным средством обогащения языка, помогают избежать повторения одних и тех же слов, оживляют, разнообразят речь, делают её более выразительной, способствуют передаче тончайших смысловых оттенков.

Антонимы – при малой затрате словесного материала антонимы позволяют чётко и сжато выразить мысль. Они широко используются в пословицах и поговорках, в художественной литературе, в названиях произведений.( «Война и мир»).

Диалектизмы- это слова, которые свойственны местным говорам. Их используют в художественной литературе для передачи местного колорита, для речевой характеристики героев.

Профессионализмы – это названия понятий, деятельности, орудий и предметов труда, свойственных какой-либо профессии. Профессионализмы используются в основном в научном стиле речи.

Историзмы- это слова, обозначающие предметы или явления, которые ушли из нашей жизни. Историзмы в активном словаре синонимов не имеют. Используются они в учебниках истории, в исторических романах для создания колорита эпохи.

Архаизмы – это слова, обозначающие предметы или явления, которые существуют в нашей жизни, но имеют другие названия. Архаизмы делятся в художественной литературе для придания тексту более торжественного характера или для того, чтобы передать колорит эпохи.

Неологизмы - - это новые слова.

Жаргонизмы – это слова и выражения, выходящие за пределы литературной нормы.

Важнейшим условием литературной речи является правильный подбор лексических средств.

Фразеологизмы – это несвободные словосочетания слов, обладающие целостным лексическим значением, используемые для называния отдельных  предметов, признаков, эмоций и чувств, свойств и черт характера, явлений, ситуаций, действий. Фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной. Они широко используются в различных стилях литературного языка. Но большая часть их относится к разговорному стилю.

Устная речь – это прежде всего разговорная, диалогическая речь. Но может быть и монологической. Например, выступления ораторов, лекции преподавателей в институте и т.д. Диалогическая, разговорная речь часто используется в художественной литературе. В устной речи чаще всего встречаются простые предложения. Для неё характерно  разнообразие интонаций и эмоциональная окрашенность.

Письменная речь отличается от устной более строгим выбором слов, более сложными и завершёнными синтаксическими конструкциями.

Официально- деловой стиль – служит для передачи информации в государственных, административных, юридических и дипломатических сферах общения.

Публицистический стиль – это стиль средств массовой информации. Служит для сообщения информации о социальных явлениях, жизни общества и отдельных людей с целью повлиять на мнение, мысли и чувства читателей или слушателей. Для этого стиля характерны выразительность и эмоциональность, торжественность и приподнятость.

Научный стиль – служит для передачи информации о явлениях окружающей среды, мира, установления связи между явлениями. Слова используются в прямом значении. Синтаксические конструкции сложные: много причастных и деепричастных оборотов, сложноподчинённых предложений, вводных слов.

Разговорный стиль – это стиль общения. Служит для непосредственного обмена информацией, мнениями, впечатлениями. Характерные черты: неполнота предложений, включение в предложения частиц, междометий; эмоциональность. Часто используются слова в переносном значении.

Морфемика – это раздел языкознания, изучающий типы и структуру морфем, их отношения друг к другу и к слову в целом.

Морфема – это минимальная значимая часть слова.

Основа слова – часть слова без окончания. Основа слова выражает лексическое значение слова.

Словообразование – это раздел языкознания, который изучает способы образования слов.

Морфология – раздел грамматики, изучающий изменяемые слова со стороны их строения, формы слов и правила образования этих форм; системы форм изменяемых слов со всеми грамматическими значениями; части речи.

Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая выражает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? Признак, выраженный именем прилагательным, относится к предмету, поэтому имя прилагательное в словосочетаниях и предложениях всегда связано с именем существительным, подчиняется ему, согласуясь в роде, числе, падеже.

Степени сравнения качественных имён прилагательных . Признак, обозначаемый качественными именами прилагательными, может быть представлен в предмете в большей или меньшей степени, чем в другом предмете, содержащим такой же признак.

Несклоняемые имена прилагательные выделяются в особую группу по грамматическим признакам: они обозначают признаки предметов и в предложении являются определением к существительному, но не имеют рода, числа, падежа. Чаще всего несклоняемыми именами прилагательными являются заимствованные слова. Например: мини, макси, беж, маренго, хинди, индиго.

Переход имён прилагательных в существительные. Переход в класс существительных других частей речи называется субстантивацией. Чаще всего субстантивируются имена прилагательные. Это происходит тогда, когда слово, относящееся к прилагательному, теряет значение признака и приобретает значение предмета. Например: больной человек- больной. Субстантивированные имена прилагательные играют ту же роль, что и имена существительные.

Формы субъективной оценки качественных имён прилагательных. В формах субъективной оценки качество, свойство, признак предмета выражаются сами по себе без сравнения с другими прилагательными. Средствами субъективной оценки служат:

  1. Суффиксы ЕНЬК, ОНЬК, ЕХОНК, ОХОНЬК, ЮСЕНЬК, УЩ, ЮЩ, ЕНН.
  2. Приставки  РАЗ, УЛЬТРА, ПРЕ, АРХИ, СВЕРХ.
  3. Повторы с возможной приставкой во второй части. ЧЁРНЫЙ-ЧЁРНЫЙ, ЧЕРНЫЁ-ПРЕЧЁРНЫЙ.

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает числа: количество предметов или лиц; порядок предметов или лиц при счёте. Имена числительные способны обозначать количество без связи с каким-либо конкретным предметом вне контекста и дают представление только о количестве или порядке.

Количественные  имена числительные обозначают количество целых или дробных единиц. Все количественные имена числительные имеют категорию падежа. Если имя числительное стоит в именительном или винительном падеже, имя существительное будет ему подчиняться.

Собирательные имена числительные обозначают количество единиц, образующих совокупности предметов. Они не имеют категории рода, кроме  ОБА И ОБЕ.

Порядковые имена числительные указывают на занимаемое отдельным предметом положение в ряду однородных предметов при их счёте. Есть некоторые особенности употребления таких числительных в определении предела. Обычно порядковые числительные обозначают конечный предел, который ещё не достигнут. Например: ему шёл пятый десяток.

В предложении имена числительные выступают в роли подлежащего, сказуемого,  определения и дополнения. В сочетании с именами существительными числительное обычно образуется синтаксическое целое и выступает с ним как один член предложения.

Местоимение - самостоятельная часть речи, включающая слова, которые не называют предметы ,признаки, количества или порядок по счёту, а лишь указывают на них.

По значению местоимения делятся на:

1)Личные;

2) Возвратное;

3)Вопросительные;

4) Относительные;

5) Неопределённые;

6)Отрицательные;

7)Притяжательные;

8) Указательные;

9)Определительные.

Личные местоимения указывают на лицо или предмет, выражают отношение лиц к говорящему. В речи замещают имя существительное. Все личные местоимения изменяются только по падежам. Употребляются обычно при глаголах.

Местоимение себя указывает на одушевлённое действующее лицо – объект. В речи не имеет форм рода, числа и именительного падежа. Его начальной формой является родительный падеж. Может относится к любому лицу.  Если СЕБЕ употребляется при глаголе, то выполняет роль частицы, внося зачение самостоятельности, независимости.

Вопросительные местоимения служат для выражения вопроса о предмете, его признаке или количестве и употребляются в вопросительных предложениях.

Относительные местоимения отличаются от вопросительных только синтаксической ролью. Они в качестве союзного слова присоединяют придаточную часть предложения к главному.

Неопределённые местоимения обозначают неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количества, неполноту чего-либо. Местоимения НЕКТО, КАКОЙ-ТО,НЕКИЙ при названиях лиц могут вносить оттенок пренебрежительности, безразличия.

Отрицательные местоимения выражают отсутствие лица, предмета или признака.

Притяжательные местоимения указывают на принадлежность чего-либо одному из собеседников или любому лицу или предмету.

Указательные местоимения  указывают на предметы, их признаки или количества, выделяя их среди других таких же предметов и признаков. Они выступают в предложении в роли определения. А местоимение ТАКОВ в роли сказуемого.

Определительные местоимения указывают на обобщённый признак предмета. Они замещают в речи имена прилагательные. Местоимение ВЕСЬ  в форме среднего рода может иметь значение усилительной частицы.

Глагол. Одной из главных синтаксических особенностей глагола и всех его форм является способность управлять с предлогами и без них падежными формами имён. Наречия могут примыкать к каждой из глагольных форм.

Неопределённая форма глагола – это начальная форма глагола, обозначающая название действия ли состояния. Обозначает процесс безотносительно к лицу и времени. Из всех глагольных категорий она имеет только вид ,залог, переходность и возвратность.

Вид глагола. Обязательный признак глагола. Вид глагола указывает на отношение действия, выраженного глаголом, к ходу протекания во времени, окончанию, результату этого действия.

Глаголы несовершенного вида обозначают действие, которое не закончено, не имеет результата.

Глаголы совершенного вида обозначают:

  1. Однократные действия;
  2. Действия, которые сохраняют результат к моменту речи;
  3. Только начавшееся.

Спряжение – совокупность изменений глагола по лица м и числам.

К разноспрягаемым  относятся глаголы бежать, брезжить, хотеть.

Переходность. Глаголы со значением действия, направленного на предмет, производящего или изменяющего предмет, называются переходными. Такие глаголы могут сочетаться с именем существительным, числительным или местоимением в В.п. без предлога, который при отрицании может изменяться на Р.п.

Возвратность. Возвратность глагола указывает на отношение действия к субъекту. Возвратные глаголы не распространяют своё действие на внешние объекты и могут составлять пару переходному глаголу. Все возвратные глаголы являются непереходными.

Категория наклонения. Глаголы изменяются по наклонениям. Наклонением называется грамматическая категория, которая указывает на отношение действия к действительности, к реальности или нереальности его осуществления в представлении говорящего. В русском языке есть три наклонения. Изъявительное наклонение означает, что действие рассматривается говорящим как реальный факт действительности. Изъявительное наклонение имеет формы всех трёх времён.

Условное наклонение обозначает возможность совершения действия при определённом условии, также оно может употребляться для выражения желательности исполнения. Повелительное наклонение выражает побуждение к действию, приказание или просьбу, поэтому образует только формы второго лица единственного или множественного числа.

Категория времени глагола показывает отношение действия, выраженного глаголом, к моменту речи. Момент речи является  условной точкой отсчёта.

Категория лица. Безличные глаголы. Формы настоящего и будущего времени изъявительного наклонения изменяются по лицам. Лицо указывает на соотнесённость действия и его участников. Информацию о лице несёт окончание. В зависимости от характера личных окончаний различают два типа спряжений.

 Безличные глаголы обозначают действие, которое протекает само по себе. В предложении при таком сказуемом не может быть подлежащего. Безличные глаголы и личные глаголы в безличной форме не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам.

Категория числа.  По числам изменяются все формы глаголов, кроме инфинитива и безличных глаголов.

Категория рода. По родам изменяются лишь глаголы прошедшего времени, кроме безличных форм.

Синтаксическая роль. В предложении спрягаемые формы глагола и безличные глаголы выступают в роли сказуемого, а инфинитив может быть любым членом предложения.

Причастие. Это часть речи, которая обозначает признак по действию. Имеет признаки глагола( вид,время, залог) и имени прилагательного(род,число,падеж).

Отличие отглагольного прилагательного от причастия.

От одного и того же глагола можно образовать и прилагательное и причастие. Чтобы отличить одно от другого ,нужно помнить, что имя прилагательное выражает постоянные признаки предмета, а причастие- признаки, развивающиеся со временем.

Имена прилагательные:

  1. Имеют степени сравнения;
  2. Сочетаются с наречиями меры и степени;
  3. Образуют наречия на О-Е;
  4. Употребляются в переносном значении: взволнованное море- взволнованная девочка.
  5. Не имеют зависимых слов.

Причастия:

  1. Имеют различия по виду, а имена прилагательные – нет.
  2. Предложения, содержащие краткие причастия легко преобразуются в  предложения с глаголами,но поменять их на полные причастия нельзя.

Действительные причастия  обозначают признак предмета, который сам производит или производил действие, испытывает или испытывал определённое состояние. Бывают настоящего и прошедшего времени.

Страдательные причастия обозначают признак предмета, над которым производится или произведено действие. Бывают настоящего и прошедшего времени.

Все причастия имеют категорию времени.

У всех причастий можно определить вид.

Полная и краткая форма. Полную и краткую форму могут иметь лишь страдательные причастия. Чаще в краткой форме употребляются причастия прошедшего времени.

Синтаксическая роль. В предложении краткие причастия бывают только именной частью составного сказуемого. Полные действительные и страдательные причастия чаще бывают определениями, реже- именной частью составного сказуемого. Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты, которые в предложении могут выделяться запятыми.

Деепричастие – это особая неизменяемая часть речи, которая наряду с признаками глагола имеет признаки наречия. Деепричастие обозначает действие, добавочное по отношению к глаголу- сказуемому.  В предложении деепричастия выступают в роли обстоятельств времени, образа действия, условия, причины. Деепричастия и деепричастный оборот всегда выделяются запятыми.

Наречие – это самостоятельная часть речи, включающая слова, которые обозначают признак действия или состояния, признак качества, признак признака, признак предмета ( шаг вперёд).

Наречия являются неизменяемой частью речи, т.е. не имеют категорий рода, числа, падежа и состоят только из основы. В любом словосочетании наречие образует связь примыкание.  По своему общему значению наречия делятся на определительные и обстоятельственные.

 Обстоятельственные наречия  не вносят в слово дополнительного значения. Характеризуют различные обстоятельства совершения действия, т.е. место, время, причину, цель.

Определительные наречия вносят в слово дополнительное значение, обозначают качество действия, признака, образ и способ совершения действия.

Наречия могут прямо называть признак или только указывать на него( вчера, когда-то). В зависимости от этого наречия делятся на местоимённые и знаменательные.

Степени сравнения наречий.

Наречия с суффиксами на – О, -Е, образованные от качественных прилагательных, образуют формы степеней сравнения.

Сравнительная степень показывает, что называемый признак представлен у какого-либо действия, признака и т.д. в большей или меньшей степени по сравнению с другим действием, признаком и т.д.

Она имеет простую и сложную форму.

Превосходна степень показывает, что называемый признак представлен у какого- либо действия, признака и т.д. в самой большой или самой маленькой степени по сравнению с другим действием, признаком и т.д. Превосходная степень имеет простую и сложную форму.

Категория состояния. Слова категории состояния – это лексико- грамматический разряд неизменяемых слов, который обозначает:

  1. состояние природы;
  2. состояние окружающей среды;
  3. физическое и психическое состояние живых существ;
  4. зрительные и слуховые ощущения;
  5. оценку состояния (прелестно).
  6. эмоциональное состояние;
  7. модальное состояние (нужно бы сделать).

         Слова категории состояния отличаются от имён прилагательных своей неизменяемостью, от глаголов их отличает отсутствие изменений по наклонениям, временам, лицам, от наречий – то, что могут употребляться в безличных предложениях и со связками ( Мне было зябко), не бывают подчинены имени прилагательному или глаголу в значении обстоятельств.

Синтаксические признаки:

  1. В предложениях могут быть только сказуемыми, употребляются только в безличных предложениях, так как не допускают при себе слов в именительном падеже.
  2. Могут сочетаться со связками отвлечённого (быть) и полуотвлечённого характера (стать, становиться, сделаться).
  3. От них могут зависеть слова в родительном, дательном и предложном падежах.

Служебные части речи. Предлог.

 К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Эти слова не выполняют номинативной функции, т.е. не называют предметов, качеств, свойств, количеств, действий, состояний и не указывают на них. Они употребляются только со словами, относящимися к знаменательным частям речи, не бывают членами предложения.

Служебные части речи используются:

  1. Для установления связи между знаменательными частями речи (предлоги);
  2. между знаменательными частями речи и предложениями (союзы);
  3. придают различные оттенки словам и предложениям (частицы);
  4. образуют наклонения (частицы).

Служебные части речи неизменяемы, обычно не членятся на морфемы. Многие из них не имеют ударения, некоторые состоят из одной согласной и даже не образуют слога.

Предлог – это служебное слово, выражающее в сочетании с косвенными  падежами имён существительных, имён числительных, местоимений различные отношения между этим словом и другими словами в предложении.

        Обычно предлог стоит перед словом, к которому относится, но может находиться и после него.

По структуре предлоги могут быть: простыми и составными. По происхождению бывают производными и непроизводными.

Как отличить производные предлоги от омонимичных им частей речи.

  1. Предлоги имеют отношение к именам существительным, именам числительным и местоимениям, а наречия – к глаголам, поэтому после наречий не употребляются имена существительные, числительные или местоимения.
  2. Предлоги не являются членами предложения, а самостоятельные части речи являются.
  3. Многие производные предлоги можно убрать или заменить синонимичными непроизводными предлогами.

Союз – служебная часть речи, выражающая грамматические отношения между членами предложения, частями сложного предложения и отдельными предложениями в составе связного текста.

По синтаксической роли союзы бывают сочинительными и подчинительными.

СОЧИНИТЕЛЬНЫЕ

ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ

Соединительные

 И, ДА(=И), И…И, НИ…НИ, КАК…ТАК

Временные

КОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ЕДВА, ПОКА, С ТЕХ ПОР КАК, МЕЖДУ ТЕМ КАК, ПОСЛЕ ТОГО КАК, ПРЕЖДЕ ЧЕМ.

Противительные

А, НО, ДА (=НО), ЖЕ, ОДНАКО, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО.

Изъяснительные

ЧТО, ЧТОБЫ, КАК, БУДТО

Разделительные

ИЛИ, ЛИБО, ЛИ…ЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ… ТО ЛИ.

Сравнительные

КАК, КАК БУДТО, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО

Присоединительные

И, ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, А ТАКЖЕ, ПРИТОМ, ПРИЧЁМ

Причинные

ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО, ОТТОГО ЧТО, ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО, ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО, БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО, ВВИДУ ТОГО ЧТО

Пояснительные

ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО, КАК-ТО

Целевые

ЧТОБЫ, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, ЗАТЕМ ЧТОБЫ, ЛИШЬ БЫ

Условия

ЕСЛИ, ЕЖЕЛИ, КОЛИ, КАБЫ, ЕСЛИ БЫ, КОГДА БЫ

Следствия

ТАК ЧТО,В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО

Уступительные

ХОТЯ, ХОТЯ БЫ, НЕСМОТРЯ НА ТО,ЧТО

Чатица – это служебное слово, которое придаёт различные смысловые, модальные. Эмоциональные оттенки предложениям и словам. Может содействовать образованию новых форм слова. Как предлоги  и союзы, частицы не имеют морфологических признаков и не изменяются. Синтаксические функции частиц отличаются от роли предлогов и союзов. Частицы не выражают связей и отношений между словами. Но, так же как предлоги и союзы, частицы не являются членами предложения. Поскольку частицы не имеют своего лексического значения, вне предложения, теряют смысл.

Междометие – это слова, которые выражают чувства и побуждения говорящего, но не называют их. Междометия не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным частям речи. Это неизменяемая часть речи. Междометия не обладают номинативной функцией. Эти признаки отличают их от самостоятельных частей речи. Междометия не служат для связи слов в предложении, для связи частей предложений и предложений. Это отличает междометия от служебных частей речи.

В роли междометий могут выступать любые части речи и словосочетания, когда они служат для выражения чувства и воли. Междометия не имеют ни лексических, ни грамматических значений, не являются членами предложения и синтаксически не связаны с членами предложения.  Междометия по значению делятся на эмоциональные, побудительные и этикетные.

Звукоподражательные слова – это неизменяемые слова, которые передают различные звуки живой и неживой природы. Они используются как средство отображения окружающей действительности.

Синтаксис –это раздел науки о языке, который изучает синтаксические единицы: словосочетания и предложения.

Пунктуация не входит в раздел грамматики. Это свод правил употребления знаков препинания на письме, а также сама система знаков препинания. Знаки препинания служат для обозначения в предложении и в тексте границ смысловых отрезков.

Словосочетание – это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, явление, признак или действие.

 Строение словосочетания.  Словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово связывается я с главным словом по смыслу и грамматически. Смысловая связь устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому. А грамматическая чаще всего выражается с помощью окончания и предлога.

Между словами в словосочетании существует три вида подчинительной связи.

Согласование, управление, примыкание.

Простое предложение.

Предложение- это минимальная единица человеческой речи, являющаяся главным средством выражения и сообщения мысли. Предложение состоит из одного или нескольких слов, в которых заключено сообщение, вопрос, просьба и т.д. Предложение воспринимается как единое грамматическое целое. Функции предложения в языке – коммуникативная, т.е. функция общения.

Подлежащее – это главный, грамматически независимый член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопрсы КТО? ЧТО?, действие, состояние или признак которого обычно раскрывается сказуемым.

 

Сказуемое – это главный член предложения, который связан с подлежащим, грамматически зависит от него, поясняет его , обозначая действие, состояние, признак, присущие подлежащему, и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВ ОН? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ?

Простое глагольное сказуемое выражается всеми спрягаемыми формами глагола во всех трёх наклонениях или неразложимым словосочетанием.

 Составное глагольное сказуемое образуется из двух глаголов: вспомогательного глагола, стоящего в спрягаемой форме, и неопределенной формы глагола.

Составное именное сказуемое состоит из глагола-связки, выражающей грамматическое значение сказуемого, и именной части, которая выражает лексическое значение сказуемого. Часто глагол- связка отсутствует.

Второстепенные члены предложения. Слова, поясняющие главные и другие члены предложения, называются второстепенными членами предложения. Второстепенные члены предложения – это ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ДОПОЛЕНИЕ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВО.

         Определение - - это второстепенный член предложения, который поясняет слово с предметным значением, обозначает признак предмета и отвечает на вопросы  КАКОЙ? КОТОРЫЙ? ЧЕЙ?

Приложение –это особый вид определения, которое выражено именем существительным. Приложение заключает в себе второе наименование предмета, обозначенного определяемым словом, даёт определяемому слову другое название, подчёркивая его характерные особенности.

Дополнение –это второстепенный член предложения, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей.

Обстоятельство – это второстепенный член предложения, отвечающий на вопросы о способе, месте, времени, цели, причине, условии и о других подобных характеристиках действия и состояния.

Односоставные предложения.

Назывными называются односоставные предложения,  которых какой-нибудь предмет только назван. Чаще всего употребляются в описаниях для называния описываемых предметов, указания места, обстановки, времени изображаемого события.

Определённо- личные предложения – односоставные предложения, в которых при помощи окончаний глаголов- сказуемых достаточно определенно указывается на действующее лицо. Отсутствие подлежащего обусловлено в таких предложениях стилистическими целями ( во избежание повторения в тексте одного и того же слова).

Неопределённо-личные – односоставные предложения, в которых сказуемое допускает постановку вопроса к подлежащему КТО? ЧТО? , но действующее лицо в них мыслится неопределённо. В них важно не лицо, а  само действие.

Обобщённо-личные предложения- односоставные предложения, в которых выражаются обычные, повторяющиеся действия. Мысленно в такие предложения можно поставить на роль подлежащего слова ВСЕ, КАЖДЫЙ, ВСЯКИЙ, ЛЮБОЙ.  Основные представители обобщёно-личных предложений – пословицы, поговорки, афоризмы. В обобщённо-личных предложения может выражаться действие, часто происходящее с самим говорящим.

Безличные предложения – односоставные предложения, в которых сказуемое не допускает вопроса к подлежащему КТО? ЧТО? В них нет и не может быть подлежащего. Они обозначают такие явления, действия или состояния, которые происходят как бы сами собой, без действующего предмета.

Неполные предложения. В них недостаёт одного или нескольких необходимых для понимания смысла членов. Таким образом, неполные предложения не могут быть поняты вне контекста (этим они отличаются от односоставных предложений).

Уточняющие члены предложения – это обособленные члены предложения, которые уточняют, конкретизируют другие члены предложения, сужают и ограничивают выражаемые ими понятия.

Сравнительные обороты выражают сравнение, сопоставление, отождествление и представляет собой часть простого предложения, но не выделяется как самостоятельный член предложения, а является оборотом со значением признака предмета, признака действия, со значением времени, места и т.д.

Обращения. Обращением называется слово или словосочетание, называющее лицо или предмет, к которому обращена речь. Обращение всегда имеет форму именительного падежа, может состоять из одного слова или из нескольких слов. В речи обращение произносится со звательной интонацией и отделяется от предложения паузами. Обращение грамматически не связано с членами предложения и само не является членом предложения.

Вводные слова и предложения. Это слова, грамматически не связанные с членами предложения, не являющиеся членами предложения и выражающие отношение говорящего к высказываемой мысли. Вводные слова могут относиться и ко всему предложению, и к отдельным его членам.

Сложные предложения я не стала описывать: всё это есть в учебнике.