Авторская школа "Использование блоков Дьенеша, как средства разностороннего развития детей дошкольного возраста"

Важнейшей задачей детского сада является разностороннее развитие детей. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_ispolzovanie_blokov_denesha_doklad.docx32.26 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад комбинированного вида №6 г. Белая Холуница

        

Использование блоков Дьенеша, как средства разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Повышева Е.В.

Воспитатель высшей категории

МКДОУ детский сад комбинированного вида №6 г. Белая Холуница

2022г

Не мыслям надобно учить, а мыслить.

И. Кант.

Важнейшей задачей детского сада является разностороннее развитие детей. На современном этапе в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) используются всевозможные развивающие игры, однако не все они позволяют комплексно формировать у малыша ключевые мыслительные умения. В этом плане эффективным пособием является логический набор Золтана Дьенеша, который развивает дошкольника не только умственно (подготавливает к восприятию математических понятий и будущему изучению информатики), но и даёт ребёнку возможность проявить творчество и сформировать эстетический взгляд на вещи.

Логические блоки придуманы математиком и психологом из Венгрии Золтаном Дьенешем.

 Развивающий комплект представляет собой 48 геометрических фигур, среди которых есть 4 формы (круглая и треугольная, квадратная и прямоугольная), 3 цвета (красный, жёлтый и синий), 2 размера (большой и маленький) и 2 варианта толщины (толстые и тонкие предметы). Получается, что в этом наборе нельзя найти даже двух одинаковых деталей: любая отличается от других хотя бы одним свойством.

Свою методику Дьенеш разработал на основе не только педагогических, но и психологических исследований. Она позволяет эффективно и в то же время творчески знакомить малышей с математикой с помощью интересных логических игровых заданий.

Достоинство методики венгерского учёного в том, что сложные математические знания, навыки дошкольники приобретают в непринуждённой обстановке — в ходе игры, пения, выполнения движений. Малыш даже не догадывается, что он усваивает такие непростые представления, как, например, алгоритм или кодирование информации.

Внедрение пособия Дьенеша в дошкольный педагогический процесс позволяет решать следующие группы задач:

  • Образовательные:
  • закрепление знаний о ключевых геометрических фигурах;
  • накопление знаний о свойствах предметов: форме и цвете, размере и толщине;
  • совершенствование мыслительных операций: анализа и синтеза, классификации, кодирования и декодирования информации;
  • формирование основ алгоритмического мышления.
  • Развивающие:

 совершенствование памяти, воображения, внимания, креативных способностей;

  •  Воспитательные  

Воспитание настойчивости, усидчивости, самостоятельности.

Уникальность данной технологии в том, что она дает возможность организовать занятия с учетом уровня развития каждого ребенка. Если ребенок легко и безошибочно справляется с заданием определенной ступени – это сигнал к тому, что ему следует предложить игру следующей группы. Переводить ребенка к последующим играм можно только тогда, когда он «вырос» из предыдущих игр. Если же передержать детей на определенной ступени или преждевременно давать более сложные игры, то интерес к заданиям исчезает. Дети тянутся к мыслительным заданиям тогда, когда они для них трудноваты, но выполнимы. И чем чаще дети будут работать с набором Дьенеша, тем раньше они будут готовы к восприятию более сложных правил в играх.

Задачи и приёмы методики Дьенеша, актуальные для разных групп, автор технологии предлагает начинать работу со 2 младшей группы. Я использую данную технологию уже более 6 лет и  проанализировав результаты работы предыдущего выпуска, начала вносить блоки уже в ясельной группе.

 Вначале я просто знакомила малышей с пособием — давая перебрать фигуры, попробовать их на ощупь, поиграть с ними.

 После такой адаптации предлагала дошкольникам простейшие задания: к примеру, выбрать из всего материала лишь жёлтые предметы (понятие «такой» — «не такой») или рассортировать их по размеру либо толщине.

 На первом этапе (в младших группах) ребята оперировали только одним свойством (например, цвет), на следующем же (в среднем возрасте) осваили уже 2, а затем 3 и 4 свойства.

 Воспитанники старшего дошкольного звена при систематической работе по методике Дьенеша овладевают алгоритмическим мышлением: в данном возрасте вводятся логические цепочки, а также работа с символическими обозначениями.

В целом задания с использованием блоков по мере обучения дошкольников усложняются в следующей последовательности:

  1. Задания на умение обнаруживать свойства фигур и переносить их на свойства других (абстрагировать).
  2. Тренирующие способность сравнивать две и более детали по их признакам.
  3. Развивающие умение проводить классификацию и делать обобщения.
  4. Отрабатывающие способность совершать логические операции — построение алгоритмов.

В первую очередь необходимо было привлечь внимание родителей, ведь если мама и папа заинтересуются этим пособием и будут заниматься с ребёнком дома, то и образовательный процесс в детском саду станет более эффективным. Поэтому было проведены такие мероприятия, как круглый стол «Как мы играем дома» на котором мы познакомили с логическим комплектом Дьенеша, продемонстрировали элементы работы с ним на практикумах и мастер-классе, а также проведено совместное занятие с детьми «В поисках морских сокровищ».

Совместно с родителями были приобретены блоки на группу, а также методические альбомы для работы с детьми. Созданы картотеки игр.

Организовывать работу с логическими блоками в ДОУ можно в разных формах:

  • Непосредственно образовательная деятельность (в первую очередь, это формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) и развитие речи — моделирование сказок, а также комплексные и интегрированные, включающие несколько видов деятельности);
  • игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные);
  • свободная и совместная  деятельность (конструирование, изобразительное творчество — составление картин из блоков, их использование в роли предметных ориентиров и пр.).

Для всестороннего развития ребенка можно использовать блоки Дьенеша во всех пяти образовательных областях: социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития,

В познавательном развитии дошкольников, конечно же, в первую очередь блоки используются, при формировании элементарных математических представлений, как часть занятия, так и реализуется деятельность, полностью построенная на использовании логических блоков («Путешествие в Овощландию», «Путешествие по сказке «Репка», и др.)

На основе фигур воспитатель предлагает детям различные задания, в ходе которых они закрепляют понятие формы, размера, количества и пр. Чаще всего эти упражнения вписываются в определённый сюжет (например, Маша (героиня популярного мультфильма) напекла для Мишки пирожки разных цветов, размеров и форм (их роль выполняют блоки Дьенеша). Но все они перемешались. Маша же хотела все круглые оставить медведю, квадратными угостить медведицу, а треугольные передать своим бабушке с дедушкой. Задача дошкольников — рассортировать пирожки по тарелкам.

Организуя занятия с блоками Дьенеша, я предпочитаю использовать следующие формы работы: путешествия («По морям, по волнам»), помощь героям («Помоги Лунтику»), приключения по мотивам художественных произведений (по сказке «Репка»), в старших  группах- это поиск сокровищ («Поиск затонувшего корабля»), соревнования («математический турнир»),.

Работая со старшими дошкольниками данное пособие я использовала в качестве модели при формировании целостной картины мира, прежде всего, при ознакомлении с миром природы.

Например:
а) Использование блоков, карточек-символов при наблюдении за животными и растениями. Так, при сравнительном наблюдении за ростом зеленого лука на подоконнике и зависимостью его развития от влаги, тепла и света, мы вводим условные обозначения: вода – синий круг, свет – желтый круг, тепло – красный круг;

б) С помощью кодовых карточек и блоков  обозначать выделенные признаки (цвет, форму, размер и др.) при характеристике или сравнении объектов природы (куст – и  дерево,.)
в) Схемы-модели из блоков и их символы использовались нами в экспериментальной деятельности. Например, оформление результатов опытов по выявлению свойств воды
– не имеет формы и цвета - с помощью кодовых карточек на отрицание формы и цвета.

Оказывается, используя набор Дьенеша, можно построить и увлекательное занятие по развитию речи уже с младшей  группы:

1 Например при разучивании стихов, составляя мнемодорожки
последовательности стихотворений

 На поляне колобок (желтый толстый большой круг) 

нитки сматывал в клубок (символ круга).

Ниток желтых, алых (символы красного и желтого цветов)

намотал клубков немало (2-3 символа круга)

И пошел домой устало (символ большого размера – дом).

2 Моделирование сказок, когда выбор блока зависит от величины персонажа, его возраста (старших обозначаем толстыми блоками), пола (мужской – синими), сходства персонажа с геометрической фигурой (девица, волк – треугольник, дед – прямоугольник, бабка – круг).

Например, в сказке «Репка» обозначаем людей большими фигурами - деда синим толстым прямоугольником, бабку – красным толстым кругом, внучку – красным тонким треугольником, а животных маленькими тонкими блоками: Жучку – желтым квадратом, кошку – желтым треугольником, мышку – синим треугольником.
И   если в младшем возрасте блоки помогают малышам пересказывать сказку, то в
месте со старшими дошкольниками педагог может сочинить свою собственную сказку по  теме недели: герои отправились в лес по грибы либо ягоды, завели себе домашнего питомца и т. (НА МАСТЕР-КЛАССЕ)

3 Использование символов при произношении чистоговорок и скороговорок (быстро – тонкая фигура, медленно - толстая, громко – большая, тихо – маленькая

4 В старших группах: для развития и усвоения навыков звукового анализа слова: для обозначения гласных звуков мы используем блоки Дьенеша красного цвета, для твердых согласных – синего, для мягких - зеленого (изготовленные нами), глухость согласных звуков – толстыми фигурами, звонкость – тонкими.

  1. А так же  при обучении составлению описательных рассказов. Описывая внешний вид, например, птицы, используем кодовые карточки: цвет, размер, форма общая и частей тела; место обитания (символ большой фигуры - домик), чем питается – символ круга, какую пользу приносит человеку – символ тонкой фигуры и т.д.

В художественно-эстетическом развитии я использую блоки Дьенеша:
а) в технологических картах, показывающих последовательность и приёмы работы при лепке, рисовании, аппликации и художественном труде.
б) при составлении схем постройки в конструировании, а также моделирование постройки из блоков Дьенеша.
в) используя кодовые карточки при обсуждении предстоящей работы и анализе готовых продуктов детской деятельности: цвет, форма, размер объекта рисования, лепки и т.д.
г)  при  моделирование декоративных узоров, предметных и сюжетных композиций в рисовании и аппликации, например выкладывание узора солнца из блоков в декоративном рисовании
«А у солнышка лучи ясные».
Незаменимы блоки и в  физическом развитии:
а) В качестве предметных ориентиров.
б) Использование схем последовательности выполнения основных движений.
в) в п
одвижных играх «Кошки-мышки» для старшей и подготовительной группы.
Каждой «мышке» (несколько детей) воспитатель на шею надевает жетончик с символическим изображением признаков блоков Дьенеша. У кота Васьки также есть жетоны. Мышки водят хоровод со словами:

Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот
И разгонит хоровод.

На последней фразе кот очень быстро надевает любой из своих жетонов и начинает ловить «мышей». А жетон — это информация о том, каких именно «мышей» намерен поймать кот (у которых такая же символика). Остальным Васька не страшен: его могут дразнить, смеяться над ним. Когда кот поймает нужную мышь, она занимает его место, и игра возобновляется.

Кот ловит только мышей с такой же символикой, как у него

В младшей группе игра начинается с одного свойства — цвета. По мере взросления детей правила усложняются, например, кот ловит только жёлтых и квадратных мышей.

  • Эстафета «Собираем урожай» («Рыбалка», «Перевозка грузов»). Капитан (воспитатель) находится в одном конце зала с корзиной и логическими блоками. Игроки-дошкольники стоят в колонне на другой стороне. В середине зала в обруче рассыпаны блоки Дьенеша. Для каждого участника-ребёнка педагог поднимает вверх руку с определённой фигурой. Ребёнок должен выбрать такую же, подбежать и поместить её в корзину. Затем эстафета передаётся другому игроку.
    В старшей и подготовительной группе игру можно усложнить: педагог показывает не фигуру, а её символические свойства.

В социально-коммуникативном развитии:
Большой интерес представляют и сюжетно-ролевые игры на основе блоков Дьенеша.  Например, играя в «Магазин», дети обозначают деньги блоками, а цены на товарах — их символическими свойствами. Другими вариантами сюжетно-ролевых игр, где уместно использовать набор Дьенеша, могут быть «Почта» и «Поезд»: с помощью блоков обозначается адрес на конверте, посылке, соответствие билета и места.

 В качестве предметов-заместителей в сюжетно-ролевых играх.

На   основе блоков Дьенеша можно придумать огромное количество дидактических игр.

Таким образом Логические блоки Дьенеша — эффективное пособие для разностороннего развития дошкольника. Этот, казалось бы, обычный набор геометрических фигур помогает совершенствовать умственные и творческие способности ребёнка. На основе этих фигур можно предлагать ребятам множество вариантов игр (дидактических, сюжетно-ролевых, спортивных) с увлекательным сюжетом и различными задачами. Причём, практиковать такую работу можно уже с младшего дошкольного возраста. Если педагог будет заниматься по методике Дьенеша регулярно, то результат не заставит себя долго ждать. А вариативность игр с блоками позволяет использовать их в любое время, реализуя при этом индивидуальный подход.