СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ

Лукашева Елена Пантелеймоновна

Сиротство является одной из самых тяжелых социальных и педагогических проблем нашего времени. Дети-сироты с раннего возраста лишены родительского внимания и переживают все закономерные последствия «социального сиротства» - это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка. Около 60% детей-сирот дошкольного возраста составляют дети с хронической

патологией, преимущественно центральной нервной системы, относящиеся к III и V

(наиболее низким) группам здоровья. Почти 55% детей отстают в физическом развитии. Лишь 4,7% детей квалифицируются как практически здоровые.

Но наиболее тяжелый след «социальное сиротство» оставляет в психической жизни ребенка. При отсутствии с раннего возраста главного условия полноценного психоэмоционального развития родительской семьи и особенно матери - у детей-сирот наблюдается снижение общего психического тонуса, нарушение процессов саморегуляции, преобладание пониженного фона настроения и т.д.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в более старшем возрасте различные психические расстройства и социальную дезадаптацию: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, нежели к людям; у других гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание взрослых, при неумении создавать прочные положительно эмоциональные привязанности.

Причины многочисленных физических и психических заболеваний у детей-сирот многообразны. Основная часть детей-сирот имеет негативную наследственность (алкоголизм, наркомания), «отказные» дети чаще имеют серьезные отклонения в развитии.

Жизнь ребенка без родителей делится на две половины: жизнь в сиротском учреждении и жизнь после его окончания. Вместо постоянного контроля и заботы со стороны воспитателей, учителей, психолога, социального педагога выпускник внезапно для себя остается один на один со своими проблемами в самостоятельной жизни. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей-сирот. Замедленное интеллектуальное развитие, его дисгармоничность, психологическая надломленность, бедность и однообразие сенсорного опыта, несформированность чувства долга, причастности к семье существенно ухудшают жизненное самочувствие этой категории детей.

Поэтому современное сиротство как социальная проблема рассматривается комплексно на медико-психолого-педагогическом уровне, т.е. при исследовании этой проблемы решаются задачи коррекции, компенсации отклонений в развитии, ослабление негативных последствий деривации и задачи социальной адаптации детей для успешной интеграции их в общество.

В нашем учебном округе решению этих задач способствует:

 

 

- оказание научно-методической помощи и проявление повышенного внимания к содержанию и качеству образования в учреждениях для детей-сирот; разукрупнение этих учреждений и создание условий для воспитания и проживания, приближенных к домашним.

- профориентация, реализация гарантий трудоустройства или определение на дальнейшее обучение: освоение слесарного, столярного, швейного дела.

- обеспечение жильем; психологическая подготовка к ведению домашнего хозяйства (наличие в учебных планах специальных ( коррекционных ) школ и школ-интернатов учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка», внеклассные занятия по жизневедению, а также занятия в кружках на различные виды деятельности.

- развитие психолого-педагогических и медико-социальных центров помощи детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации или находящимся в особо трудных обстоятельствах, детям-инвалидам и детям с девиантным поведением, среди которых много детей-сирот.

Общеобразовательные учреждения при определенных условиях могут обеспечить подготовку своих выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. Это достигается в результате целесообразно организованной системы учебно-воспитательной работы, которая базируется на всестороннем изучении личности ребенка, в частности его профессиональной пригодности и интереса к избранной профессии.

Так, важным направлением в социально-педагогической деятельности школ является создание необходимых условий для социализации детей-сирот. Социальная адаптация способствует сглаживанию детской агрессивности, уменьшению конфликтности.

Это - организация коллективных творческих дел, подготовка праздников и приглашение для участия в них детей и подростков из других образовательных учреждений округа, совместное проведение спортивных мероприятий и соревнований, выступления с концертными номерами на различных фестивалях детского творчества, участие в выставках и конкурсах.

   Сейчас, когда повсеместно идет сокращение кадров и производства, а профессиональные училища не трудоустраивают своих выпускников, коллективу образовательного учреждения необходимо пересмотреть устоявшиеся традиции и искать новые пути решения проблемы подготовки учащихся к самостоятельной жизни. Очевидно, что одним из самых критических моментов в жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является их переход к самостоятельной жизни. Уровень их социальной адаптации главный критерий в оценке труда педагогов интернатных учреждений. Поэтому на внеклассных занятиях в старших группах воспитатели, и просто  в беседах классные руководители должны уделять  большое внимание на такие понятия, как, экономика, банк, заработная плата, учить правильно распоряжаться финансами.

Чтобы помочь подростку преодолеть сложности взросления, в воспитательной работе с ним необходимо опираться на лучшие, прогрессивные тенденции развития этого возраста: стремление к утверждению собственных возможностей в общении с окружающими, новые социальные ожидания, готовность к освоению новых видов деятельности, желание (не всегда осознаваемое) быть нужным и полезным другим людям, обществу, потребность занять достойное место во взаимоотношениях с людьми.

 

В самостоятельной жизни выпускникам придется вступать в общественные отношения, что требует развития социальных умений и навыков личности - ответственности, умения делать выбор и работать в сотрудничестве. Необходимо разнообразить обстановку и формы социальной жизни. Поскольку речь идет о ребенке-сироте, воспитывающемся в школе-интернате, то именно здесь должна быть создана развивающая среда, максимально содействующая расширению и углублению его социализации в трех основных сферах: деятельности, общении, самопознании. Этому во многом будет способствовать активное участие детей-сирот в работе школьной детской организации при одном очень важном условии - совместной деятельности детей и взрослых, т.е. сотрудничестве. Необходимо предоставлять детям возможность предлагать свои варианты предстоящей деятельности, обустройства жизни и быта, оформления учебных помещений и школьного двора, и прийти им на помощь, не оставляя их одних в трудную минуту.

 

     В моей группе постоянно ведется работа по социальному развитию. В начальной школе на первом месте стояла развивающая среда. В это время мы с детьми играли в различные игры, такие как «Магазин», «Почта», «Библиотека», «Больница» и др. Сейчас, в среднем звене направлена работа на знакомство учащихся с профессиями, которые присущи для нашей категории. На внеклассные мероприятия приглашались работники школы (техсотрудница, повар, сантехник). Во внеурочной деятельности вместе с детьми занимаемся эстетическим оформлением спальни, класса. На пришкольном участке оформляли клумбы, содержали их в порядке. Проводились прогулки с целью расширения кругозора воспитанников. Посещали краеведческий музей, почту, магазин, банк, рынок и другие места с целью повышения всеобщего обозрения. Вместе с воспитанниками проводили спортивные и общешкольные мероприятия. Так как тема моего самообразования к теме доклада. А звучит она так «Формирование речевой культуры на внеклассных мероприятиях с целью адаптации в обществе». Поэтому темы для кружка подбирались, опираясь на три основные сферы: деятельность, общение, самопознание. Включала следующие направления в работе: обучение техники общения, техники релаксации; профилактика асоциальных форм поведения; коммуникативные тренинги; коррекция эмоционального состояния, умение делать выбор. Далее в свою деятельность  включу работу по социально-бытовой ориентировки.

Рекомендации:

  1. Развивать у воспитанников творчество.
  2. Использовать игровые моменты.

3.   Усиление работы по социально-бытовой ориентации.