Дистанционные уроки

Дистанционное обучение – процесс передачи знаний, формирования умений и навыков при интерактивном взаимодействии как между обучающим и обучающимся, так и между ними и интерактивным источником информационного ресурса, отражающим все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), осуществляемый в условиях реализации средств ИКТ.

 

Рабочее место учащегося и учителя хорошо оснащено: компьютер, вебкамера, микрофон, колонки, сканер, принтер, электронный микроскоп и набор для проведения лабораторных работ.

На уроке используются презентации, флэш-анимации, видеофрагменты, тесты. А также разработки Центра образования «Технологии обучения» - электронный образовательный ресурс i-Школа1, на котором представлены УМК по основным учебным предметам средней школы с богатыми методическими материалами и контрольно-измерительными материалами и электронным USB микроскопом, оборудованным оптическим сенсором, который позволяет снимать фото и даже видео с образцов, а изображения тут же направляются в компьютер, где их и можно рассмотреть. Все это увлекает ребенка в другой мир – в мир живой биологии, где оживает картинка (в учебнике или на экране компьютера), создается фильм или презентация, складываются пазлы или строятся схемы, а учитель и ученик за урок забывают, что их разделяет большое географическое расстояние, но объединяет общий интерес, азарт новой формы обучения, что позволяет более глубоко вникать в суть изучаемого материала. Для таких детей использование ИКТ – это некая панацея их активного включения в мир. И компьютер, подключенный к интернету, - это действительно окошко в мир, окно в Алисину страну чудес.

 

 

Дистанционный урок биологии в 6 классе не тему «Строение растительной клетки»

План-конспект урока

Цель: сформировать у учащихся знания о клетке как о живой единице растительного организма.

Задачи: дать элементарные представления о строении растительной клетки, о значении ее частей; развивать умения готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить основные части клетки на микропрепарате на рисунках в учебнике и на таблице; научить изображать строение клетки; воспитывать аккуратность в работе с оптическими приборами.

Микроскоп
Оборудование: рабочее место ученика и учителя, Skype, учебник Пасечника В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс, электронная тетрадь учащегося, микроскопы, наборы лабораторного оборудования, микропрепараты кожицы лука.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма работы: индивидуальная.

Методы: побуждающий, проблемный, инструктивный, частично-поисковый, эвристический.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структура урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Достигаемый результат

  1. Организационный (приветствие, сообщение темы урока) Релаксация

Подготовка учащихся к работе на занятии.

Полная готовность класса, быстрое включение учащихся в работу.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий, их закрепление (основной этап урока, на котором идёт самостоятельная работа учащихся над поставленной проблемой).

а) история открытия клетки;

б) строение растительной клетки;

в) лабораторная работа: “строение клеток кожицы лука”.

Обеспечение восприятия, осмысление и первичного закрепления знаний, способ действий.

Активные действия учащихся с материалами урока, проявление самостоятельности  в добывании знаний.  

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Формирование целостной системы ведущих знаний по теме.

Активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификация и систематизация.

  1. Подведение итогов   занятия. Рефлексия.

Анализ и оценка успешности достижения целей.

Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Информация о домашнем задании.

Раскрытие цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка записей.

Точная фиксация сути задания.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Отправка материалов ученику через сообщения Skyp. Звонок ученику по Skyp.

Приветствие учащегося. Позитивный настрой ученика на работу. Самочувствие учащегося, при необходимости минутная беседа  с родителями о физическом и психическом состоянии ребенка. Готовность к уроку (рабочее место, интернет, учебник, тетрадь, ручка, микроскоп).

- Доброе утро!!! Как ты себя чувствуешь? ...

- Сегодня на уроке мы будем  исследователями и путешественниками! Я поделюсь с тобой экраном. Прочитай, что написано на слайде (1 слайд). Как ты понимаешь эти слова? Как думаешь, о чем пойдет речь?

“От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней”. (Н. Рыленков) (1 слайд)

Тема нашего урока «Строение растительной клетки». Открой тетрадь, запиши число и тему урока (2 слайд)

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Получение файлов.

Учащийся делает полноэкранный режим.

Предположительный ответ учащегося.

Запись в тетради темы урока.

2. - Приглашаю тебя в мир, не видимый простым глазом, - в клетку, откуда и ведется наш репортаж.

Мир этот не видим для нас потому, что он очень маленький, в тысячу раз меньше сантиметра. Но чтобы увидеть этот загадочный мир, у нас  есть замечательный увеличительный прибор — электронный микроскоп. (2 слайд)

- Как ты думаешь, что мы можем увидеть в микроскоп.

-  А первую клетку увидел английский академик Роберт Гук, а произошло это более 300 лет назад. Гук клал под микроскоп самые разные предметы и зарисовывал их. И вот среди многих рисунков, сделанных Робертом Гуком оказался рисунок среза пробки, т.е. мертвой растительной ткани. Гук увидел, что этот малюсенький кусочек растительной ткани состоит из мельчайших ячеек, которые он называл то "ящичками", то "коробочками", то "клетками". Вот это последнее название и сохранилось. Просмотрим видео «растительная клетка»

Клетка - мельчайшая структурная и функциональная единица живого организма.

Запиши в тетради определение (3 слайд) (контроль записи через вебкамеру)

Физ. минутка для глаз

- Просмотрим флешь-анимацию «Клеточное строение организмов», пожалуйста выключи микрофон.

- Каждая клетка наделена жизнью, выполняет определенную функцию, свойственную целому организму. А значит и сама клетка является "элементарным организмом".

Нельзя не удивляться тому, как много заключено в этой мельчайшей жизнеспособной единице. В клетке протекают важные процессы: поступление веществ, их обмен, превращение энергии, синтез различных органических соединений; происходит рост, реакции наследования и образование биологически активных веществ.

Таким образом клетка - это удивительный мир в миниатюре, это, поистине, мастерская жизни.

 Мы  познакомимся с внутренним содержанием клетки и функциями органоидов.

- Внимание на экран (4 слайд). Что ты видишь? Рассмотри органоиды клетки, прочитай как они называются. Что они вам напоминают?

 - Рассмотрим строение и функции  органоидов клетки (работа с презентацией 5-10 слайды и беседа)

О каких органоидах мы еще не говорили, но услышали из флешь-анимации? Какие функции они несут?

Пройди по ссылке, которую я сбросила по скайпу, прослушай инструктаж правильности выполнения  лабораторной работы 

- Попробуем рассмотреть клетку в наш микроскоп. Поделись со мной экраном. Подключи микроскоп и запусти программу электронного микроскопа.

- С лука сняли кожицу,

Тонкую, бесцветную,

Положили кожицу на стекло предметное.

Микроскоп поставили,

Препарат - на столик,

Объектив направили,

Глядь, а лук из долек!

Дольки- это клетки с ядрами внутри. Вакуоли крупные в клетке рассмотри.

Снаружи - оболочка,

Под нею - цитоплазма.

Зеленые пластиды

Искать будешь напрасно.

Открой документ «Лабораторная работа №1»

Сделай фотографии, оформи их в отчет. Распечатай свою работу и вклей ее в тетрадь

Предположительный ответ: клетку

Запись в тетради

Выполнение физической минутки

ученик рассматривает рисунок, зачитывает органоиды.

Ответ учащегося: предположительные ответы: лизосомы, рибосомы, комплекс Гольджи и т.д.

Предварительный просмотр выполнения лабораторной работы

Учащийся после каждой строчки выполняет действие

Работа с листом-модулем «Лабораторная работа №1»

Фотографии клеток кожицы лука. Распечатывает работу и вклеивает ее в тетрадь

 - Поделись со мной экраном, открой флешь-анимацию «строение растительной клетки», включи тестовый режим и выполни ее.

Выполнение теста в режиме он-лайн.

- Молодец! У тебя все получилось. Вот и мы побывали сегодня в роли исследователя!

А теперь давай запишем домашнее задание: из цветного пластилина попробуй воссоздать растительную клетку, ее строение.

Записывает домашнюю работу



Предварительный просмотр:

Лабораторная работа №1

Тема: «Строение растительной клетки»

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение растительной клетки на примере кожицы лука.

Оборудование: Цифровой микроскоп, предметное стекло, марля, пипетки, химический стаканчик с водой, пинцет, покровное стекло, раствор йода, фильтровальная бумага, чешуя лука.

Отчет по работе: фотографии группы клеток . На фотографиях указать основные части клетки (оболочка, цитоплазма, вакуоль, ядро).

ХОД РАБОТЫ:

Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом

  1. Рассмотрите на рисунке (13, 14 слайды) последовательность приготовления препарата кожицы чешуи лука.

2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.

3. Пипеткой нанесите 1—2 капли воды на предметное стекло.

4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.

5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.

6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.

7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.

8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?

9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество — цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).

10. Сфоторгафируй клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.

1 фото (увеличение 60 и 200):

2 фото (окрашено йодом при увеличении 60 и 200)

Вывод: Под микроскопом хорошо видна __________ , защищающая содержимое клетки от воздействия неблагоприятных условий существования и связывающая клетку с внешней средой.

При окрашивании йодом выделяется __________ , которое является хранителем наследственной информации.

Весь объём клетки заполнен полужидким содержимым – __________ , в которой располагаются органеллы.

Клеточный сок находится в __________ .

Увеличение моего микроскопа равно __________ .

Ядро находится __________ .


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Растительная клетка Хлоропласт Лизосома Клеточная стенка Аппарат Гольджи Ядрышко Ядро Цитоплазматическая мембрана Митохондрии Вакуоль Эндоплазматическая сеть Цитоплазма

Слайд 3

Прочная, бесцветная, прозрачная, легко пропускает свет внутрь клетки. Придает клетке определенную форму, защищает ее содержимое.

Слайд 4

Бесцветное густое, тягучее образование. Цитоплазма – внутренняя среда, в которой располагаются все другие части клетки. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. Она постоянна движется по всему объему клетки.

Слайд 5

Полости в цитоплазме. Вакуоль – резервуар в котором содержится клеточный сок, накапливаются запасные питательные вещества и ненужные клетки продукты жизнедеятельности. Клеточный сок – жидкость с растворенными в ней сахарами, минеральными солями. С увеличением размеров вакуоли увеличивается и размер клетки, она растет

Слайд 6

Ядро с ядрышком располагаются в центре или вдоль оболочки клетки. Ядро всегда окружено цитоплазмой. Оно несет в себе наследственную информацию клетки. Ядро – центр жизнедеятельности клетки.

Слайд 7

Мелкие тельца. Бесцветные, но чаще окрашенные в зеленый или красно-оранжевый цвет Зеленые пластиды. Зеленый цвет получают благодаря хлорофиллу.

Слайд 8

Лабораторная работа № 1 Клеточное строение кожицы лука ИНСТРУКЦИЯ – файл «Лабораторная работа №1» ВЫПОЛНЕНИЕ – в файле «Лабораторная работа №1»

Слайд 9

Предметное стекло, держа за боковые грани, положить на стол Поместить в центр стекла объект исследования Пипеткой нанести на препарат 1-2 капли Покровное стекло положить сверху на предметное стекло. Положить его на предметный столик и рассмотреть под микроскопом. Приготовление микропрепарата

Слайд 13

Домашнее задание Из цветного пластилина попробуй воссоздать растительную клетку, ее строение.