Конспект занятия по рисованию на тему: «Ранняя весна. Прилет грачей»

Ламскова Елена Геннадьевна

 

                                                     

             Тема: «Ранняя весна. Прилет грачей».

 

Программное содержание. Познакомить с творчеством художника А.К.Саврасова. Учить передавать на бумаге характерные особенности ранней весны (высокое голубое небо, земля освобождается от снега, прилетают птицы и др.). Учить гармонично располагать сюжет на листе бумаги. Закреплять навыки тонирования бумаги с помощью известковых мелков, акварели, рисования восковыми мелками. Развивать у детей наблюдательность, творчество, чувство композиции. Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, любовь к родной природе, Родине; устойчивый интерес к изобразительной деятельности.

 

Материалы. Аудио и видео техника, картины с изображением весны А.К Саврасова. На каждого ребенка:  листы белой бумаги, восковые мелки, известковые мелки, акварель, кисть № 6, № 3, баночки с водой, салфетки, палитра.

 

Предварительная работа. Наблюдения за природой (экскурсия в парк,,по улицам города), чтение художественной литературы, заучивание стихов о весне, беседы, рассматривание пейзажей художников.

 

Коррекционная работа. Употребление в речи слов: картина, пейзаж, природа, художник. Названия перелетных птиц, приметы весны. Развивать мелкие мышцы пальцев рук.

 

 

                                           

 

                                                 Ход занятия.

 

Восп. (загадывает загадку)

                 Тает снежок, ожил лужок,

                 День прибывает. Когда это бывает?

Дети.  Весной.

Восп.  Правильно. Как вы уже догадались, разговор у нас сегодня пойдет о весне. О ранней весне.

            Весну издавна любил народ. Люди ее называли «Весна – красна». О весне поэты слагали стихи. Кто из вас может вспомнит и прочесть нам стихи о весне?

 

           (Дети читают ранее разученные стихи 1 - 2)

Восп.  С чего же начинается весна?

Дети.  С капели, проталин, светит ярко солнце, появляются подснежники, прилетают перелетные птицы и т.д.

Восп. А какие птицы прилетают к нам весной?

Дети. Грачи, журавли, скворцы, ласточки, жаворонки.

Восп. А что они делают?

Дети.  Строят гнезда, чинят старые.

Восп. ( показ на видео ) Сегодня мы с вами познакомимся с русским художником, который очень любил рисовать природу нашей страны – это Алексей Кондратьевич Саврасов. Он жил очень давно в Москве, в семье небогатого торговца. С самого детства он любил рисовать природу. Когда Алексей Кондратьевич вырос, он поступил в училище живописи. Саврасов много ездил по России, любовался красотой природы, явлениями, которые происходят, а потом эту красоту передавал в своих картинах. Сейчас мы посмотрим картины этого художника. Это лишь малая часть того, что нарисовал Саврасов. Эти картины о весне.

            Обратите внимание на то, как художник показал нам весну, какие краски он использовал, чтобы передать настроение картины.

            ( по ходу просмотра комментарии)

 

Физминутка                            « Грачи».

                  Грачи летели,                 машут руками, изображая птиц

                  Все люди глядели.        

                  Грачи садились,             приседают, руки опускают за спиной

                  Все люди дивились.       как бы складывают крылья.

                  Сели, посидели,             делают взмахи руками « крыльями»

                  Взвились, полетели         встают, делают вид, что летят

                  Полетели, полетели

                  Песенки запели.              Звук  «Кра – кра»

 

Восп.   А теперь подумайте, ребята, какой сюжет вы бы хотели нарисовать, что вы изобразите на своем листе бумаги. Какие цвета вы возьмете для ранней весны? С помощью какого материала можно передать прозрачность и голубизну весеннего неба, снег, каким материалом птиц, деревья.

            ( подготовка материалов к работе)

 

Восп.  ( включит негромкую мелодичную музыку)

            Музыка  поможет вам почувствовать, как просыпается природа после зимних холодов,  какое у нее настроение.

 

 Самостоятельная работа детей.

            ( В ходе работы следить, чтобы дети правильно и свободно, без напряжения держали кисть, следить за осанкой детей)

 

Выставка работ.  

Восп.   (Просит 1 – 2 детей попросить рассказать какой рисунок им   понравился и почему.

             ( Отметить наиболее удачные работы, похвалить всех детей.)

Восп.   Посмотрите, как изобразил весну и прилет грачей художник Саврасов, эта картина так и называется «Грачи прилетели». После занятия вы сможете поближе ее рассмотреть.

Итог.  

            Ребята, мы с вами сегодня много говорили о весне, рассматривали картины А.К.Саврасова. Каждый из вас старался, и в ваших рисунках видно, что природа проснулась, ожила.