Работа с художественным текстом на уроках литературы.

Опарина Елена Леонидовна

Статья раскрывает основные методы и приемы в работе по анализу художественных текстов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_khudozhestvennym_tekstom_na_urokakh_literatury.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ТЕКСТОМ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ.

Строго говоря, деление на этапы условно - работа ведется параллельно. Работая же над текстом художественного произведения, на мой взгляд, непременно нужно давать учащимся такие задания, которые помогут им отличать стиль Толстого от стиля Тургенева, писательскую манеру Бунина от особенностей языка Куприна; помогут понять позицию, взгляды писателя и мотивировать поведение литературных персонажей.

1.Объяснить, растолковать название книги:

■        «Кавказский   пленник» : почему «пленник» - ведь речь идет о

    Жилине и Костылине?

■        «Муму» - а почему не «Герасим»?

■        «Отцы и дети»

■        «Собачье сердце»

■        «Мирная война»

■        «Что делать?» - с кем? ради чего? И так далее.

2.Изложения.

Замечательный вид работы! Они помогают воспитанию внимательного читателя, так как учат вчитываться в текст. Учат краткому, но подчиненному строгой логике изложению материала, выделению главного. Помогают усвоить авторскую манеру письма. Учат оперировать местоимениями (а это довольно коварная часть речи!). Помогают освоить навыки замены речи прямой речью косвенной. Позволяют увидеть, понять значение эпизода, определить его границы. Кроме того, развивают навыки работы с книгой.

Работая над изложением, ученик имеет великолепный образец: текст, созданный МАСТЕРОМ - так обогащается словарь.

Какими могут быть изложения? Полными и краткими, сжатыми, с изменением лица рассказчика, с выводом о значении эпизода, с выводом по поставленной в тексте проблеме, с собственной ( но мотивированной!) концовкой.

Для изложения выбирается важный для анализа, для понимания произведения фрагмент. Например: Пьер на Бородинском поле. Наташа Ростова в театре.

Можно дать задание написать мини-изложение: Первая встреча Мастера и Маргариты. Знакомство Базарова с Одинцовой. Базаров и Кирсанов у Кукшиной.

3. Сочинения - миниатюры.

Очень емкий и экономный вид работы. Их можно писать в классе и задавать на дом. Обычно эти работы носят проблемный характер.

Вот примерные темы: Внутренний монолог героя. (Кабанихи после гибели Катерины или Бориса, покидающего Калинов и тому подобное). Смысл названия рассказа Ф.Абрамова «Поездка в прошлое». Значение эпизода...

4.Составление цитатного плана.

Работа над ним помогает ученику глубже вникнуть в текст. Постичь логику развития действия и логику развития характера персонажа, а учителю - понять, насколько внимательно прочитано изучаемое произведение.

Возможные темы:      

  • Развитие отношений Базарова и Одинцовой.
  • Превращение юного Адуева.
  • Диалектика души (по стихам С.Есенина).

5.Составление плана (эпизода, главы, критической статьи и т.п.).

       Хороший рабочий план - незаменимый помощник в работе. Однако, к великому сожалению, именно план школьники писать не любят - скорее всего, потому, что не умеют. Задача учителя - объяснить его необходимость ( ведь планируем же мы свой распорядок дня, проведение выходного дня и т.п.!), чтобы не жалели времени ученики на его составление. Составление плана дисциплинирует мышление, способствует развитию умения логически рассуждать и организует связную речь.

Обдумывая план предложенного художественного текста, ученик, во-первых, видит, как писатель (критик) располагал материал, чтобы донести задуманное до читателя, а во-вторых, учит выполнять различные виды письменных работ (сочинения, изложения) в строгой композиционной форме.

План может быть простым и сложным, обычным и нетрадиционным -важно показать возможные варианты, а форму пусть выбирает сам ученик.

Крайне важно усвоить требования к плану:

- формулировка пунктов плана должна отражать главное

- план должен отвечать, а не спрашивать!

- формулировка должна быть лаконичной

6.Озаглавливание.

Этот вид работы тесно связан с составлением плана. Озаглавливать можно отдельные части произведения (например, главы романа «Преступление и наказание») или специально подобранные тексты (выдержки из произведений). Для выполнения задания учащимся требуется хорошо знать текст, уметь вычленить центральный эпизод.

Вот возможное задание для учащихся при работе над описанием будущего во сне Веры Павловны (роман Чернышевского «Что делать?»):

■        озаглавить весь отрывок;

■        разделить текст на более мелкие смысловые части, найти в каждой из

   них ключевое слово;

■        сделать сокращенный связный пересказ, опираясь на ключевые слова;

■        сократить текст, оставив лишь самое главное        ;

7.Составление характеристики действующих лиц. Работа над портретом

внешним и внутренним.

Этот вид деятельности учит собирать и систематизировать материал, создавать связный текст. Начинаем мы обычно с характеристики одного персонажа, а лишь затем переходим к характеристикам сравнительным.

Легче дается ученикам работа над портретом внешним. Мы находим в изучаемом тексте описание внешности персонажа, обращаем внимание на соответствие (или несоответствие) внешнего вида характеру, поступкам. Очень важны детали, которые могут быть весьма красноречивыми: сияющая лысина Василия Курагина, плечи Элен, глаза Наташи Ростовой, детская улыбка Сони Мармеладовой. И переходим к усвоению такого понятия, как портрет внутренний. Еще в 5 классе ребята подбирают эпитеты, характеризующие того или иного персонажа, учатся отвечать на вопросы : что сделал...? почему? что вы думаете о...?

Важно, чтобы ученики поняли: они говорят о литературном персонаже - следовательно, необходимо учить детей видеть роль того или иного героя в произведении. Это может выглядеть так:

■        Зачем Толстой описал Костылина, если его симпатии на стороне

   Жилина?

■        Какова роль Молчалина в комедии Грибоедова?

■        Зачем Достоевский вводит в роман Соню Мармеладову?

■        Лужин - это двойник или антипод Раскольникова?

Отвечая на подобные вопросы, учащиеся начинают лучше понимать того или иного героя, мотивацию его поступков, его роль в произведении.

Далее можно перейти к работе над сравнительной характеристикой. Ученики должны знать, что материал может быть расположен последовательно ( а + в + вывод) или параллельно ( ав + ав + ав + вывод), что, разумеется, предпочтительнее.

Для сравнения следует брать наиболее важные для раскрытия характеров (а следовательно, и идейного содержания черты. Главное - определить цель сравнения. Мы сравниваем Чацкого и Молчалина - для чего? С какой целью? Что мы хотим этим сравнением показать? Например, при сопоставлении названных выше персонажей цель может быть такова:

■        доказать, что именно Чацкий - герой своего времени

■        или доказать то же, но о Молчалине

■        показать, что в системе персонажей комедии эти образы тесно связаны

   и взаимодополняют друг друга

■        показать перспективность, живучесть молчалиных

В качестве примера сравнительной характеристики можно взять главу «Катенька и Любочка» из «Отрочества» Толстого.

Поскольку, работая над текстом произведения, мы постоянно обращаемся к цитированию, то следует сказать несколько слов и о нем.

Подбирая, выписывая цитаты, ученик решает следующие задачи:

■        лучше усваивает содержание произведения, характеры персонажей

■        обогащает свою речь, обращаясь к языку великих писателей

■        развивает логическое мышление, выбирая нужную цитату, определяя

   ее размер

■        укрепляет память, так как записанные и неоднократно повторенные

   на уроке фразы лучше запоминаются

■        развивает орфографическую и пунктуационную зоркость (с этой

   отдельные слова из цитируемого текста следует проговаривать,

   отчетливо произносить)

■овладевает навыками выразительного чтения (с этой целью необходимо

   обращать внимание на знаки препинания в цитатах)

8. Работа с художественно-выразительными средствами и фигурами, тропами.

Для успешного анализа художественного произведения ученики наши должны четко знать основные тропы: метафора (и ее разновидность - олицетворение); метонимия; гипербола и литота; ирония; символ; отчасти - эпитет, аллегория, перифраз; сравнение как основа всех тропов.

Необходимо, чтобы ученики четко знали их определение, умели находить в тексте. А единственный путь - постоянное обращение к тропам на уроках литературы. В 5 классе знакомство с тропами я провожу, используя игровые моменты. После объяснения термина, его записи в тетрадях и проговаривания я предлагаю детям найти эпитеты, спрятавшиеся в букете цветов на моем столе. Или называю неодушевленные существительные, и мы их «оживляем», используя олицетворения. Так, к нашей общей радости, появляется «сердитый ботинок», пустой холодильник с «урчащим от голода животом». Или мы вместе ищем интересные сравнения. Подобные упражнения очень помогают детям при создании своих, пока еще не очень умелых, творений, развивают фантазию и вызывают интерес к работе.

При работе над средствами художественной выразительности рекомендуются следующие упражнения:

Определить, какие языковые тропы Салтыков - Щедрин предлагал воспринять буквально, в прямом смысле, когда писал:

■        «... был найден в постели, заеденный клопами»

■        «Оные две беспутные девки друг другу на съеденье отданы были»   и т.п.

       Работая над стихотворением Есенина, можно проследить, КАК рождается метафора, самый сложный для восприятия троп:

Мы видим и слышим: В осеннем лесу рыжеватые опавшие листья застряли в ветках можжевельника, висят на них клочками. Сникла, полегла трава вдоль дорожек.

Мы чувствуем: У природы есть душа. Она прячется от нас. Мы видим только ее следы, но ведь кто-то же смял эту траву, развесил опавшие листья... Так уютно, так привычно в осеннем лесу - и в то же время так печально, так торжественно, и почему-то проникаешься жалостью и нежностью.

Мы сравниваем: Порыжевшие листья похожи на клочья гривы, которые оставила на колючих кустах рыжая лошадь. Хруст льдинок и гулкое эхо наших шагов напоминают топот лошадиных копыт вдалеке.

Мы убираем первый план (то, что видели и слышали), подменяем его изображением того, с чем сравнили виденное и слышанное под влиянием возникших у нас чувств -и появляется метафора, которая превращает обычную пейзажную зарисовку в   СТИХИ:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву.

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

Над речным покровом берегов

Слышен синий лязг ее подков.

Схимник - ветер шагом осторожным

Мнет листву по выступам дорожным.

Подобную работу (проследить рождение метафоры) можно проделать и со стихотворением Ломоносова:

Лицо твое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень;

Лучи от нас склонились прочь;

Открылась бездна, звезд полна;

Звездам числа нет, бездне - дна.

И со строчками, например, Виктора Цоя:

Крыши домов дрожат под тяжестью дней.

Небесный пастух пасет облака.

Город стреляет в ночь дробью огней,

Но ночь сильней, ее власть велика.

        В результате подобных упражнений ребята понимают и суть метафоры, и - что самое главное - что тропы обогащают восприятие мира. Показывая предметы и явления с новой стороны.

Игра «На свете все на все похоже!»

Придумать, с чем можно сравнить снег, дорогу, зиму, город, чешую рыбы, ...

 Превратить сравнения в эпитеты и метафоры.

Определить, в чем недостаток данного сочинения.

«Пришла волшебница - зима и укрыла всю землю белым ковром. Деревья надели пушистые шапки и шубки. Мороз рисует узоры на стеклах окон. Иней посеребрил ветки деревьев».

Придумать такие темы сочинений о зиме, чтобы избежать штампов.

Найти в указанных стихах С.Есенина («Нивы сжаты, рощи голы...», «Не бродить, не мять в кустах багряных...») традиционные образы и подлинно есенинские.

Определить, какие из ранних стихов С.Есенин включил в прижизненное собрание сочинений, а какие - нет. Почему?

«Там, где капустные грядки...»                             «Черемуха»

«Звездочки ясные, звезды высокие!»                    «Белая береза»

«О красном вечере задумалась дорога...»

8.Сравнить два стихотворения разных поэтов на одну тему:

Лермонтов «Россия» - Блок «Россия»

Ахматова - Цветаева (о Пушкине)

9. Определить, что это - пародия или подлинный образец интимной лирики:

На небесах горят паникадила,

     А снизу - тьма.

Ходила ты к нему иль не ходила?

     Скажи сама!

Но не дразни гиену подозренья,

     Мышей тоски!

Не то смотри, как леопарды мщенья

     Острят клыки!

И не зови сову благоразумья

     Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

     Бежали прочь.

Своей судьбы родила крокодила

     Ты здесь сама.

Пусть в небесах горят паникадила,

     В могиле - тьма.

                                    Вл. Соловьев.

 

Игра - раскраска.

Дается так называемый «скелет» - то есть основа, составленная из простых предложений. Задание: с помощью тропов, риторических фигур создать самостоятельное произведение (жанр выбирают ученики).

Посмотреть в окно квартиры и найти не менее трех символов.

Например:           брошенная кукла - символ неблагодарности,

                          старый фонарь - символ чувства долга.

Изобразить символически: мужество, хрупкость, любовь, нежность, верность, печаль.

Найти примеры иронии в книге (Салтыков-Щедрин, Гоголь, Зощенко, Л.Толстой).

Совместимы ли слова:

заклятый - друг, враг, противник, приятель

закадычный - друг, враг, противник, приятель

кипучий (ая) - жизнь, ритм, деятельность, безделье

пожилой (ая ) - господин, фермер, бык, корова

выразить глубокое   - раскаяние, сочувствие, поздравление

Найти оксюморон и объяснить, какое противоречие он отражает:

«О, как мучительно тобою счастлив я!» ( Пушкин )

«Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг.» ( Лермонтов)

Придумать пример оксюморона.

В названиях каких литературных произведений содержится оксюморон?

Проследить роль аллитерации в « Записках охотника» И.С.Тургенева.

Сделать стилистический анализ фрагмента текста. Например, пейзаж у И.С.Тургенева.