2. РУССКАЯ СТОРОНКА

Голованова Ирина Джемильевна
УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ, РОДИТЕЛИ И ГОСТИ МОЕГО САЙТА!

НА ЭТОЙ СТРАНИЧКЕ ВЫ СМОЖЕТЕ НАЙТИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К РУССКОМУ НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ

Воспитание, лишенное народных корней, - бессильно.

К. Д. Ушинский

НАШЕ ТВОРЧЕСТВО

 

 ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ГОРЕНКА"  - РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ "КУПИМ МЫ БАБУШКА ТЕБЕ...."

 

 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ЗАДОРИНКА" - "БАРЫНЯ С ЛОЖКАМИ"

 

 ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ГОРЕНКА"  - "РУССКАЯ СТОРОНКА" (МУЗ. И СЛ. С. Е. КОЖУХОВСКОЙ)

 

 ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ДЕТСКИЕ ЗАБАВЫ" - ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО "ТРАВУШКА - МУРАВУШКА"

 

 ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ "ГОРЕНКА"  - РУССКАЯ НАРОДНАЯ ПЕСНЯ "В ОГОРОДЕ БЕЛ КОЗЕЛ"

 

 ТВОРЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ ПЕДАГОГОВ "КАТЮША" - ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО "КАК ПО ГоРКАМ ПО ГОРам"

 

 МАСТЕР - КЛАСС "КУКЛА - ПЕЛЕНАШКА"

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

И. Д. Голованова,

музыкальный руководитель

МАДОУ «МАЯЧОК» комбинированного вида

Цикл детско – родительских проектов

«Воспитываем народной культурой.

Возрождаем семейные традиции»

Аннотация. В статье предлагается цикл проектов патриотической направленности, направленный на возрождение национальных семейных традиций. Автор акцентирует внимание на воспитательной функции русской народной культуры. Делается вывод о том, что именно благодаря семейным традициям формируются мораль, этика, ответственность и национальная идентичность.

Статья может быть полезна педагогам дошкольного образования и общего начального образования, заинтересованным в сохранении традиций русской национальной культуры и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевые слова: дошкольник; семейные традиции; русский народная культура.

 У всякого дерева глубоко в земле есть корни. И у всякого народа есть корни - его история и культура.

Федеральная образовательная программа дошкольного образования направлена на воспитание и образование подрастающего поколения в национально-культурных традициях Российской федерации, знающих историю и культуру своей Родины.

Для того, чтобы культура оказывала эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности, а личность испытывала потребность в истинной культуре, в овладении семейными ценностями, необходимо сформировать основу, фундамент для воссоздания культуры, что предполагает глубокое знание традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.[1]

 «Носителями культурных способов познания, переживания и преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. В общении с ними ребенок усваивает эмоциональные и интеллектуальные способы взаимодействия с людьми, природой и предметами окружающего мира» - Д. Б. Эльконин.

Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа являются соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу, знание и «проживание» этих традиций.

Семейные традиции русского народа - наиболее интересная часть истории и культуры Российского государства, которая знакомит нас с опытом наших предков. Почитание старших, уважение к ним, забота о них, доброе и сердечное отношение – есть один из аспектов семейного воспитания. Воспитание у детей доброты, чуткости, заботы, уважения, сердечности. Семейные традиции становятся фундаментом для формирования мировоззренческих установок и убеждений. Они передаются из поколения в поколение и способствуют развитию идентичности семьи. Члены семьи узнают о семейных ценностях, традициях и обычаях, которые затем становятся частью их собственной системы ценностей.

Поэтому очень важно не забывать их, возрождать и укреплять семейные традиции. Благодаря семейным традициям дети формируют свои взгляды на мораль, этику и ответственность. Они учатся почитанию старших и уважению к близким. От семейных традиций зависит, какими ценностями они будут руководствоваться в своей жизни.

В рамках возрождения семейных традиций русской семьи был разработан цикл родительско - детских проектов с семьями воспитанников дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи «Воспитываем народной культурой. Возрождаем семейные традиции».

Проект «Поляна народных игр»

Актуальность.

Русские народные игры не должны быть забыты. Они дадут положительные результаты тогда, когда исполнят свое назначение – доставят радость совместной деятельности и удовольствие детям и взрослым.

Народные игры – это естественная среда, в которой искусство переплетено с жизнью людей. Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются естественной основой для успешного воспитания. В народных играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными подлинно –родным языком. Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке.

Цель. Сохранение, возрождение и применение народных игр для воспитания подрастающего поколения в семье и в современном детском саду.

Задачи:

  1. Познакомить детей и родителей с народными играми ««Карусель», «Бой подушками», «Мёд и сахар», «Рыбак и рыбка», «Закрутиха», «Волчки на доске», «Кольцеброс», «Моталочки» и др.;
  2. Учить использовать в самостоятельной деятельности народные игры, действовать согласно правилам; расширить кругозор детей.
  3. Развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту движений посредством народных игр.
  4. Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с народными играми.
  5. Формировать интерес и потребность у детей и родителей в использовании народных игр.
  6. Воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии решений, формировать дружеские семейные взаимоотношения, приобщать детей к народной культуре.
  7. Использовать в работе различные виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы).
  8. Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  9. Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.

Продукты проекта.

- Атрибуты для народных игр «Карусель», «Бой подушками», «Мёд и сахар», «Рыбак и рыбка», «Закрутиха», «Волчки на доске», «Кольцеброс», «Моталочки» и др.

- Лавочки, подушки – сидушки для «Посиделок».

- Сборник «Русские народные игры и забавы».

Проект «Колыбельки»

Актуальность.

С кого начинается любое воспитание? Конечно же, с матери! И первое что слышит и ощущает ребёнок, только что появившись на свет, это ласковый голос мамы, и её тёплые руки. А когда приходит пора спать, мама баюкает и напевает колыбельные.

 Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь: сначала их поют малышу, потом он начинает их петь своим детям. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Наши предки заметили, что при монотонном покачивании малыш быстро затихает, успокаивается и засыпает.

Цель. Развитие познавательного интереса к колыбельным песням, традициям использования их в быту.

Задачи.

  1. Расширять представления о жанре колыбельных песен и различных их видах (народные, авторские).
  2. Способствовать развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку колыбельных песен.
  3. Помочь осознать детям и родителям важность колыбельных песен в современной жизни.
  4. Способствовать заинтересованности детей и родителей в сохранении народных традиций в пении колыбельных песен.
  5. Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  6. Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.

Продукты проекта.

- Семейный сборник колыбельных песен.

- Мастер-класс «Кукла – пеленашка».

- Буклет «Роль колыбельных песен в развитии ребенка».

Проект «Пестушки – потешки - говорушки»

Актуальность.

Пестушки — это один из древнейших жанров русского народного фольклора для детей младенческого возраста. Это короткие стишки и песенки, которыми мама сопровождает физические движения, упражнения, способствующие развитию малыша.

Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить. В русских традициях и обычаях воспитания детей есть богатый и уникальный опыт пестования младенцев.

Пестушки – это многовековой метод развития младенца, проверенный многими поколениями. Они дают эмоциональный диалог с мамой, развивают движения у ребёнка, обогащают его двигательную активность и тактильные ощущения. В пестушках мама говорит с малышом именно таким языком, который наиболее хорошо воспринимается ребенком, и который стимулирует развитие речи малыша. Проговаривая пестушки, мама как бы «программирует» счастливое будущее малыша, говоря об этом вслух.

Пестушки отличаются от потешек тем, что в потешках создаётся игровая ситуация, предусматривающая осознанную ответную реакцию ребёнка. Классический пример — «Ладушки», «Сорока-ворона».
Разница между пестушками и потешками есть, но она незначительна.

Цель.

 Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.

Задачи.

  1. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.
  2. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.
  3. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.
  4. Активно вовлекать родителей в совместную с детьми познавательно – творческую деятельность, в образовательный процесс ДОУ.
  5. Способствовать гармонизации детско - родительских отношений.

Продукты проекта:

- Картотека пестушек, потешек, закличек и т.д.

- Буклет «Малые формы фольклора в режимных моментах и дома»

Проект «Хоровод круглый год»

Актуальность.

Цель.

Формирование знаний и представлений детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через танец – хоровод.

Задачи.

  1. Формировать представлений о русском хороводе и хороводных играх, через знакомство с русским народным фольклором.
  2. Формирование патриотических чувств: любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
  3. Развивать познавательных способностей детей через представления о традициях, обычаях русского народа.
  4. Воспитывать чувства благородства, доброты, самопожертвования и взаимовыручки
    умения играть  в коллективе.
  5. Развивать фантазию и импровизацию.
  6. Обогащать родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье

Продукты проекта:

- фольклорные праздники «Осенины», «Светлое рождество», «Широкая Масленица», «Пасха Красная», «Жаворонки» и др.

- мастер – класс «Вместе водим, вместе ходим, вместе хороводим».

В жизни семьи важное место занимает традиция отмечать праздники и праздничные дни. В этих праздниках общественная и лично – семейная стороны находятся в единстве. Нельзя прерывать связь времён и поколений!

Чтобы не исчезла душа русского народа, наши дети должны быть участниками традиционных на Руси фольклорных праздников с использованием различных его форм. Фольклорные праздники поддерживают интерес детей к обычаям и традициям русского народа, его песням, играм, устному народному творчеству. Участие в таких формах праздника, как гулянье и посиделки, позволяет снять страхи, агрессию, замкнутость, активизирует речь, обогащает словарный запас. Каждый ребёнок должен иметь возможность проявить свои способности, активно участвовать в общем веселье. Бабушка в таких праздниках часто повествует о «преданьях старины глубокой». [2]

Лучший способ объединиться семье и улучшить отношения между детьми и родителями – это завести традицию. Традицию играть вместе, традицию собираться вместе за семейных столом, традицию петь народные песни и ходить к бабушке на пироги.

Именно семья рождает ощущение преемственности поколений, а через это, причастность к истории своего рода, и развитие идеалов патриотизма. Семья, обеспечив стабильность, раскрывает способности, силы в члене семьи. И при воспитании детей, никакой иной институт не может заменить семью, именно ей принадлежит ведущая роль в становлении личности ребёнка.

Литература:

  1. Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования"//URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (дата обращения 25.03.2024).
  2. Пекке Т. Воспитание детей на основе народных ценностей//URL: www.maam.ru/detskijsad/vospitanie-detei-na-osnove-narodnyh-cenostei.html (дата обращения 25.03.2024).