Описание опыта работы

В данном разделе описание моего опыта рыботы по применению "Метода исследования" на уроках истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dikanov_opisanie_opyta_raboty.docx14.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Диканов Николай Юрьевич

Описание опыта работы учителя истории и обществознания МУО Алексеевская СОШ Москаленского муниципального района Омской области «Метод исследования»        

В современном российском обществе всё чаще поднимается вопрос о коренном изменении  системы образования.  Развитие продуктивных технологий в сфере образования является на сегодняшний день актуальной задачей и становится неотъемлемой частью процесса модернизации. Уходит в прошлое экстенсивный путь  развития образования,  при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объёма знаний, которыми владеет человек. При экстенсивном пути - развитие образования понималось преимущественно как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения. Переход к интенсивному пути развития образования требует становления принципиально новых образовательных технологий. Они должны опираться на научное мышление.  В целом  ряде методологических и теоретических разработок доказывается, что сегодня основными являются четыре универсальных типа мыследеятельности: исследование, проектирование, конструирование и управление.

        На сегодняшний момент определяющими факторами в образовании и развитии личности с точки зрения гуманистической психологии и педагогики считаются внутренняя активность личности, ее потребности и способности к саморазвитию, самосовершенствованию.

        По мнению многих педагогов, большинство современных подростков пассивны, уровень их активности в ходе учебного процесса низкий, у многих формируется убеждение, что знания, даваемые школой, в жизни не пригодятся.

        Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны. Поэтому выпускники средней школы должны быть подготовлены к новым общественным отношениям, к встрече с трудностями в условиях конкурентной деятельности, должны быть социально защищены. И, главное, выпускники должны быть способны к саморазвитию, непрерывному совершенствованию себя.

        Выполнить такие задачи невозможно в условиях традиционных технологий, поэтому в своей деятельности я ставлю перед собой цель: создать условия для того, чтобы учащиеся проявили себя активными участниками образовательного процесса, развивались их интеллектуальные и творческие способности, формировался устойчивый познавательный интерес к историческому исследованию, научному поиску, творческой деятельности. исследовательский метод дает такую возможность.

        Активно применяя метод, связанный с исследовательской работой учащихся, я реализую следующие задачи:

  1. формирование устойчивых мотивов учащихся, связанных с обучением, расширением и углублением знаний, стремлением выйти за рамки программы-минимум предметного курса;
  2. создание межпредметных связей, внедрение в обучение компьютерных технологий: привлечение ресурсов Интернета, создание презентационных материалов;
  3. формирование необходимых навыков работы с различными источниками информации, умений преподнести и защитить свою точку зрения, и даже просто научение школьника доводить начатое дело до конца;
  4. воспитание таких качеств учащихся, как умение работать в коллективе, уважать точку зрения других участников работы, вместе находить решения, быть толерантным;
  5. повышение результативности процесса обучения, что означает стимулирование интереса к предмету и соответственно повышение успеваемости у учеников;
  6. формирование критического и творческого мышления учащихся, развитие способности находить нестандартное решение проблемных вопросов в условиях постоянно меняющегося мира.

        К тому же нужно помнить, что работы учащихся являются ценным материалом для проведения научно-практических конференций, творческих вечеров, дискуссионных клубов и других форм внеурочной деятельности, которая даёт возможность учащимся более полно и разносторонне проявить знания, умения и навыки, полученные в классе.

        Почему для деятельности учащихся на своих уроках я выбрал именно исследовательский метод? Являясь одним из  руководителей палаточного лагеря – велопохода «Дорожный лабиринт» , я имею возможность для своих учащихся устраивать «полевые» этапы исследования в летнее время, без которых, считаю, исследовательская деятельность не может выглядеть столь привлекательно. Ведь в глазах ребёнка исследователь -  это некий романтический образ, покрытый пылью, с щетиной на щеках и с гитарой у ночного костра.

Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с поставленными целями и задачами.

        В соответствии с поставленными целями и задачами использую на уроках истории и внеурочной работе исследовательский метод  как ведущий для развития познавательного интереса школьников. Познавательный интерес можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности.

        Н.Г. Морозова под познавательным интересом понимает “особое положительно–эмоциональное отношение, стремление к знанию и самостоятельной творческой деятельности, которое соединяется с радостью познания и побуждает человека больше узнать нового, понять, проверить, выяснить, усвоить”.

        Таким образом, в процессе формирования познавательного интереса можно выделить следующие этапы:

  1. первый – любознательность;
  2. второй – появление интереса, стимулирующего творческий поиск;
  3. третий – устойчивый интерес к предмету на теоретическом уровне.

        Прежде чем начинать работу по организации исследовательской деятельности учащихся на уроках, провожу подготовительную работу. Этап предпроектной подготовки включает в себя выбор темы исследования, определение его типа и числа участников; обоснование проблемы, исследуемой в рамках намеченной тематики.

        Этап планирования предполагает распределение ролей участников исследования, деление их на группы, определение объема работы каждой группы.

        На организационно-исследовательском этапе осуществляется поиск нужной информации, составление технологической карты с представлением логической последовательности хода работы, проводится самостоятельная работа участников исследования по своим творческим заданиям.

        На завершающем этапе предполагается представление результатов проекта.

        Так, на протяжении ряда лет вместе с учащимися мы определили несколько тем проектов и исследовательских работ: “Исчезнувшие деревни Москаленского района”, “Казахи юга Западной Сибири”, “Глобальные проблемы человечества и пути их решения на примере утилизации отходов села Алексеевка”, “Гидрология Алексеевского сельского поселения”, “Алексеевцы в годы Великой Отечественной войны”, "Расцвет и закат колхоза "Советская Россия"".

        Для примера рассмотрим работу над темой “Исчезнувшие сёла Москаленского района: село Воровское”. Данная проектно-исследовательская работа, выполненная учащимися 9 класса, проводилась в рамках создания учебника географии и истории Москаленского района. Проблему обозначили сами школьники: какой вклад жители исчезнувших сёл внесли внесли в развитие Москаленского района. Учащимся захотелось поближе познакомиться с историей своего родного края, с житлями села, с ветеранами труда, со всеми, кто помнит процесс "укрупнения". Да, и просто стало интересно, откуда у села такое странное название, как сложились судьбы жителей.   А потом поделиться своими наработками со всеми учащимися школы.

        Были определены роли участников: автор проекта, журналисты осуществляли поиск информации и обработку ее, проведение полевого исследования по заданой теме, оформление ее в законченную работу, компьютерщики должны были систематизировать полученную от автора проекта информацию и составить мультимедийную презентацию. После чего проектные продукты должны были быть представлены на районную краеведческую конференцию и областную конференцию "Летопись сибирских деревень".

        Технологическая карта проекта включала в себя следующие этапы:

  1. постановка проблемы: какой вклад жители села Воровское внесли в развитие Москаленского района;
  2. определение объекта исследования: село Воровское и события, происходящие в нем в годы существования;
  3. выявление предмета исследования: судьбы жителей села Воровское;
  4. формулировка гипотез,
  5. определение направления работы и задач,
  6. определение способов поиска источников информации.

        В процессе работы над исследованием журналисты осуществляли поиск информации, подготовили интервью с жителями села, проведение классного часа и музейного урока, подготовили публикацию в районную газету; полевые исследователи в рамках палаточного лагеря "Дорожный Лабиринт" провели работы на месте бывшего села, составили план-схему расположения жилых и хозяйственных построек, автор проекта также осуществлял поиск информации, систематизировал и обрабатывал информацию, работал в архиве, написание исследовательской работы; компьютерщики – создание и представление с презентации к работе.

Кроме того для автора исследования особый интерес представляли, помимо рабочих планов, составленных учащимися, само обсуждение проекта в целом. Дебаты, проходившие во время обсуждения, помогли четко сформулировать цели и задачи проекта, определить место и обязанности каждого в этой работе.

        Защита исследовательской работы “Исчезнувшие сёла Москаленского района: Село Воровское” была представлена в форме классного часа и музейного урока в Алексеевской СОШ с просмотром презентации  и привлечением экспонатов школьного музея. Также эта работа была представлена на районной краеведческой конференции в р.п. Москаленки(1 место) и на областной краеведческой конференции "Летопись сибирских деревень"(лауреаты).

        После проведения классного часа и музейного урока были подведены итоги. В ходе их ученики вместе с учителем пытались дать ответы на такие вопросы:

– Каковы впечатления участников? Понравилась ли эта работа? Что именно понравилось? Что не понравилось?

– Можно ли сказать, что все прошло успешно? Почему?

– Что или кто произвёл наибольшее впечатление? Удивил? Проявил эрудицию, организаторские способности?

– Какие трудности испытывали участники исследования? Почему? Как пытались их преодолеть?

– Что из этого мероприятия можно извлечь для курсов “История России”,"Обществознание" и  “Краеведение”?

        В ходе подведения итогов учащиеся высказали предложение проводить работу над исследованиями как можно чаще. Они сами увидели “слабые места” в своей подготовке. По достоинству оценили ребята удачи своих одноклассников. Вырос интерес школьников к актуальным вопросам истории, к истории.

        Для меня наиболее ценной явилась возможность корректировки знаний учащихся и восполнения пробелов в них уже в процессе работы над исследованием, в условиях живого и активного обсуждения. Стали очевидны и некоторые пути совершенствования организации подобных мероприятий. Выяснилось, что решение некоторых вопросов, требует солидного социального опыта, которого у учащихся пока нет. Вместе с тем именно социальная направленность проекта дала возможность решать задачи гражданско-патриотического воспитания школьников.

Выводы и результаты работы по организации исследовательской деятельности учащихся.

        Исследование либо органично вписываются в учебный процесс, либо выполняются во внеурочное время. Метод исследования я считаю специфическим этапом формирования знаний. Он служит определенным стимулом и мотивацией для дальнейшей деятельности, помогает каждому ученику совершенствовать индивидуальные способности, способствует самовыражению и повышению ответственности, позволяет осуществить индивидуализацию обучения и формирует устойчивый интерес к предметам обществоведческого цикла.

        Об эффективности работы по реализации исследовательской свидетельствует высокий уровень усвоения учащимися программного материала по обществоведческим дисциплинам. В течение ряда лет качество знаний по истории и обществознанию составляет 70%.

        На протяжении ряда лет выпускники 9 и 11 классов сознательно выбирают историю и обществознание для сдачи итоговой аттестации и показывают высокий уровень овладения теоретическими и практическими знаниями. Это говорит о том, что учащиеся объективно в течение изучения всего курса истории и обществознания были вовлечены в активное взаимодействие с учителем, что они доверяют ему и уверены в положительном результате экзамена. Некоторые обучающиеся сдают экзамены в форме защиты исследовательской работы, что говорит о росте познавательного интереса к расширенному изучению предмета.

Показателем роста познавательного интереса к моему предмету служит ежегодное увеличение количества участников олимпиад по истории, обществознанию, праву:

ГОД

Количество участников

Школьный уровень

Муниципальный уровень

Региональный уровень

2008-2009

48

8

1

2009 – 2010

52

9

1

2010 – 2011

56

11

        

        Результатом работы по развитию творческого мышления учащихся, использовании личностно ориентированного подхода можно считать успешное участие моих учеников в районных, областных и всероссийских творческих конкурсах и конкурсах исследовательских работ.  

Выводы:

  1. На протяжении трёх лет качество знаний по истории и обществознанию составляет 70% по школе, что позволяет сделать вывод о стабильности мотивации достижения успеха.
  2. Результаты участия обучающихся в различного рода олимпиадах и конкурсах говорят о сформированности творческого отношения к изучаемому материалу.
  3. Проведение повторной диагностики показало, что уровень познавательной активности учащихся повысился, следовательно, это дает возможность сказать об эффективности применения проектно-исследовательской технологии на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности и имеет практическую значимость для повышения качества образовательного процесса.
  4. Певые места на областных конкурсах краеведов два года подряд говорят о стабильности получения и использования знаний по моему предмету.

Приложение.

Алгоритм исследовательской деятельности.

1. Определение общей темы исследования, предмета и объекта исследования. 
        При выборе темы большое значение имеет социальная, культурная, экономическая и т.п. значимость. Намеченная идея может быть корректно осознана только тогда, когда она будет рассмотрена в определенной системе знания, социального явления, экономической проблемы и т.д.

2.
Выявление и формулирование общей проблемы. 
        Перед учащимися ставится ряд проблем, вопросов, обсуждение которых приведет к следующему шагу - формулированию на основе частных общей проблемы. Обсуждается актуальность и новизна исследования, которое поможет решить сформулированные проблемы.
3.
 Формулировка гипотез. 
        Учащиеся с помощью преподавателя формулируют гипотезу исследования, которая в дальнейшем служит им ориентиром в поиске необходимой информации. Гипотезы обычно формулируются в виде определенных отношений между двумя или более событиями, явлениями.

4.
Определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез. 
        Чтобы определить наиболее эффективные методы сбора и обработки данных по данной проблеме, необходимо использовать элементы методики обучения в сотрудничестве. Работа в этом случае осуществляется в малых группах (по 3-4 учащихся). Учащиеся и преподаватель должны определить методы исследований (изучение первоисточников, анкетирование, интервью и пр.) и скоординировать их во времени. Также обсуждаются способы и источники получения информации, методика обработки информации.

5. Сбор данных.

        На этапе сбора данных учащиеся проводят самостоятельные исследования или работают в малых группах. В процессе сбора данных они определяют способы обработки данных. Также определяются способы оформления результатов (научная статья в газету, журнал, сетевую конференцию, видеофильм, презентация в Интернет и пр.).

6. Обсуждение полученных данных. 

        Собранные материалы могут быть доложены преподавателю и другим учащимся группы в различной форме, о которой группа договорилась на предыдущем этапе исследования, например:
- письмо-отчет на сетевой конференции; 
- чат; 
- Веб-страницы по теме; 
-аргументация; 
- ролевые игры, пр.

Вслед за презентацией данных группа обсуждает и анализирует представленную информацию.

7. Проверка гипотез. 
        Если представленные данные удовлетворили группу и преподавателя, наступает следующий этап исследования - проверка выдвинутых гипотез. Проблема и гипотезы вновь представляются всей группе. Выбираются лишь те гипотезы, которые имеют достаточно доказательные данные в ее подтверждение.

8. Формулировка понятий, обобщений, выводов. 
        Из совокупности собранных данных, понятий делаются обобщения на основе установленных связей, выдвинутых ранее гипотез, ставших утверждениями. Все они так или иначе фиксируются.

9. Применение заключений, выводов. 
        Учащиеся делают заключения о возможности применения полученных выводов в жизни своего города, поселка, страны, человечества и приходит к формулированию новых проблем (для настоящего времени, для будущего).