Темы самообразования и итоги

Сметанина Зоя Александровна

Темы самообразования и итоги

Учебный год Тема самообразованияИтоги, выводы
 2012-2013, 2013-2014           Применение интерактивной доски на уроках математики.

Создала серию уроков с использованием ИД. Провела индивидуальные

консультации для учителей, с целью внедрения ИД в процесс обучения. 

2014-2015.Организация проектной деятельности на уроках математики.Написала реферат и защитила на итоговой аттестации на курсах повышения квалификации (дистанционно)
2015-2016Применение заданий в тестовой форме на уроках математики.Создала серию тестов в данной программе. Выступила на семинаре учителей математики, информатики и физики.
2016-2017, 2017-2018Использование национально-регионального компонента на уроках математики.Разработаны уроки с применением НРК. Выступила с мастер-классом на межрайонной конференции "Коми муой, сьоломшорой"

2018-2019 

2019-2020

Применение  кейс- метода на уроках математики. 

разработаны уроки с применением кейс-метода, проведены открытые уроки

2021-2022 Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках математики.в разработке

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_fomirovanie_navykov_proektirovaniya.docx92.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КРАСНОБОРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Выполнил: Сметанина Зоя Александровна, учитель математики

2015 г.

Оглавление

Введение        

Основная часть        

1.1.Сущность проектной деятельности        

1.2. Положительные и отрицательные стороны использования метода проектов        

1.3. Классификация проектов        

1.4. Этапы проектной деятельности        

Заключение        

Список литературы        

Приложение        


Введение

Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, - я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому, 
и это станет моим навсегда. 
(Древняя мудрость)

Обращаясь к эпиграфу, мы понимаем, что самые ценные и прочные знания - это знания, добытые своим трудом. Умение добывать знания самостоятельно, способность организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, наметить план действий, найти и привлечь необходимые ресурсы, и осуществив планы, оценить, удалось ли достичь поставленных целей- определяет успех в современном мире. Мо-моему, успешные люди- лидеры в политике, бизнесе, искусстве, спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Вот и Федеральный Государственный Образовательный Стандарт ООО предлагает "портрет выпускника основной школы": «…активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике…» 

Актуальными становятся задачи формирования навыков проектирования обучающихся и формирования личности способной адаптироваться в условиях постоянных изменений и находить решения в любых профессиональных и жизненных ситуациях. Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности.

В первой главе данной работы рассматривается сущность проектной деятельности, метод проектов. Классификация проектов, этапы работы над проектами. Вторая глава посвящена организации проектной деятельности на уроках математики в общеобразовательной школе.

Цель работы: изучить методы формирования навыков проектной деятельности учащихся

Задачи: 

  • Изучить теоретический материал проектной деятельности;
  • Рассмотреть положительные и отрицательные стороны метода проектов;
  • Рассмотреть формы и методы, используемые в проектной деятельности
  • Разработать критерии оценивания проекта, самооценку


Основная часть

1.1.Сущность проектной деятельности

Великая цель образования - не только знания,

но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником У.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. [3] Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и совместными усилиями решить проблему, применив, необходимые знания из разных областей, получив реальный и ощутимый результат.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Отношение к самому существованию и соответственно определению метода проектов у ученых неоднозначно.

Метод – дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний[8].

По определению Чечеля И.Д,метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Активное включение школьника в создание тех или иных проектов дает ему возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде [14].

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. [9]Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:

- Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

- Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

-Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

- Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.[10]

Таким образом, можно отметить отсутствие у ученых единого мнения о сущности данного метода в условиях современного образования.

Метод проектов- способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под проектной деятельностью будем понимать такую деятельность, в основе которой лежит активизация познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

1.2. Положительные и отрицательные стороны использования метода проектов

Самое решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Практика показывает, что применение метода проектов на уроках позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На уроках мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:

  • актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  • создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  • дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  • использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  • формирование проектных, исследовательских умений;
  • мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и минусы.  Перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если   это -  поиск информации, чтение   научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности   несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.  Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание поучаствовать на каком-нибудь конкурсе, а за последние годы их стало много. На конкурсы проектов учеников довольно часто представляются работы, в большей части сделанные учителем. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

1.3. Классификация проектов

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются различные виды классификаций. [9]

Исследовательские проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов.[13]

Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарии фильма или праздника, макет газеты).

Ролевые, игровые проекты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?

Информационные проекты направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации и её разработки.

Прикладные проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона и др.

- с открытой, явной координацией (координатор выполняет свою собственную функцию, направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей)

- со скрытой координацией (координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников в своей функции, он выступает как полноправный участник проекта)

 

  • внутренние или региональные (внутри одной школы, либо между школами, классами внутри региона, одной страны)
  • международные (участниками проекта являются представители разных стран)

Любой проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. [6]

Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов. Каждый тип проекта имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. 

1.4. Этапы проектной деятельности

Чтобы сформировать навыки проектной деятельности нужно грамотно организовать и провести занятия с использованием метода проектов. Использовать определенные формы и методы. Например, проблемное введение в тему урока, совместное и самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, учебно – деловые игры, уроки – консультации, уроки – презентации и другие. Предпочтение отдаётся проблемному, эвристическому, поисковому, исследовательскому методам; из форм работы – индивидуальная и групповая работа, тренинги, «звёздочка обдумывания», «мозговой штурм»,  семинары, «круглый стол»  по обмену информацией, конференция.[1] Средства обучения, применяемые в процессе работы, - видеоматериалы, иллюстрации, таблицы, учебная литература, дополнительная литература (хрестоматии, энциклопедии, научная и научно - популярная литература), Интернет  – ресурсы,  медиатеки.

Поскольку каждая стадия, этап занимает определённое время и имеет логически законченное содержание, то можно установить соответствие этих стадий и рассмотреть организационные формы. В таблице представлено соответствие этапов присвоения учеником новой информации и этапов работы над проектом. Данное соответствие построено по аналогии с таблицей В. В. Гузеева, автора пособия «Образовательная технология: от приёма до философии».[2]

Этапы работы и организационные формы обучения.

Этапы работы

над проектом

Этап присвоения

новой информации

Организационные

формы

Погружение в проект

Формулирование проблемы, постановка цели.

Рассказ, беседа, лекция.

Планирование

Обсуждение вариантов, самообразование, продумывание хода деятельности.

Беседа, самостоятельная работа, тренинги, «мозговой штурм», ролевые и учебно-деловые игры.

Выполнение проекта

Проведение исследования, поисково- информационная деятельность и т.п.

Самостоятельная работа, практикум, лабораторная работа, консультация.

Обобщение результатов

Обобщение и выводы.

Семинар, консультация.

Защита проекта

Обсуждение, ответы на вопросы.

Урок-презентация, «круглый стол», конференция.

Оценка и рефлексия

Анализ достижения цели.

Беседа, консультация.

Защита проектов в форме презентации

Практика показывает, что защита проектов чаще всего проходит в форме презентации с использованием компьютера. Перед началом работы учащиеся получают памятку о том, как работать над презентацией.

Презентация должна включать:

  • вступление;
  • основные тезисы;
  • обзор новой концепции или мнений по вопросу;
  • ссылки на использованные сайты;
  • общее описание работы: цель, ресурсы, ход работы и результаты;
  • графическое изображение, анимационные эффекты;
  • диаграммы и графики;
  • цитаты, список использованных материалов;

На последнем этапе проектирования и учащийся, и педагог анализируют и оценивают результаты деятельности. [12]Причём, оценивается не объём освоенной информации, а её применение в деятельности для достижения поставленной цели».

В оценивании проектов приоритет отдаётся рейтинговой, качественной оценке. Обязательно включение промежуточного контроля и оценивания на всех этапах выполнения проекта. В качестве экспертов могут выступать педагоги, одноклассники и сам проектант. Причём групповые проекты также могут быть оценены индивидуально, так как личный вклад каждого в общий проект может быть различным. Особое внимание необходимо уделять оценке результатов работы самими учащимися, рефлексии осуществлённой деятельности. Для проведения рефлексии можно воспользоваться различными методиками, например, «листы рефлексии», «закончи предложение»(см. приложение )

оценка оформления и выполнения работы

Актуальность темы; объём и полнота освещения решаемой проблемы; степень самостоятельности при выполнении проекта; аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов; качество оформления работы.

оценка защиты проекта

Качество публичного выступления, культура речи, манера поведения, использование наглядных средств, ответы на вопросы учащихся и учителей, эрудиция. Критерии оценивания

Оценка мультимедийной презентации

Создание слайдов

Максимальное  количество баллов

Оценка группы

Оценка учителя

Титульный слайд с заголовком

5

Оценка  группы

Оценка  учителя

Минимальное количество – 10 слайдов

10

 

 

Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики, таблицы и диаграмм.)

15

 

 

Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

 

 

Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

 

 

Слайды представлены в логической последовательности

5

 

 

Красивое оформление презентации

5

 

 

ОБЩИЕ БАЛЛЫ

Окончательная оценка:

60

 

 


Заключение

Навык проектирования важен в современном мире и метод проектов помогает их формированию.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет спланировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Ученический проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. Проект, который выполняют ученики, должен вызвать в них энтузиазм, увлекать их, идти от души. Любое действие, выполненное индивидуально или в группах, дети должны спланировать, самостоятельно выполнить, проанализировать и оценить.

Несмотря на загруженность, объем и кропотливость работы, я дальше буду использовать проектную технологию в своей профессиональной деятельности.


Список литературы

  1. Антонова Е. Метод проектов в обучении математике//Математика, 2008, № 13, с. 9-21.

  2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / М.: Сентябрь, 1996.
  3. Дьюи Дж., Дьюи Э. Школы будущего / Дж. Дьюи, Э. Дьюи. – Берлин: Госуд. Изд-во. РСФСР, 1922. – 178 с.
  4. Математика. 9-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт. - сост. М. В. Величко. – 2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.
  5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003
  6. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro
  7. Полат Е. С. Метод проектов. М., 2001.
  8. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. - М.: Изд. Центр "Академия", 2001.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений./ И.С. Сергеев// 6- е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ,2008.
  10. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М.: Первое сентября, 2010.
  11. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / авт.-сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  12. Чечель И Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3-10.
  13. Чечель И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе, 2003, №6, с. 24-29.
  14. Чечель И.Д. Метод проектов, или Попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула/ И.Д. Чечель. // Директор школы.- 1998. -№3. – С. 11-17.

Приложение

Самооценка исследовательской работы учащегося 

Фамилия, имя учащегося ____________________________________________

Тема проекта _______________________________________________________

п/п

Мой вклад в…

Баллы

1 (плохо)

2 (слабо)

3 (хорошо)

4 (отлично)

1.

Обсуждение проблемного вопроса

 

 

 

 

Изучение материала по проблеме

 

 

 

 

Выдвижение гипотез (обсуждение)

 

 

 

 

Постановку целей исследования

 

 

 

 

Проведение эксперимента

 

 

 

 

Подведение итогов

(оформление результатов)

 

 

 

 

Формулировку выводов

 

 

 

 

Опубликование результатов исследования

 

 

 

 

Защиту работы

 

 

 

 

Общий балл

 

В процессе исследования я узнал, что…….

Для меня это важно, потому что…

В работе над проектом мне понравилось…

В работе над проектом я изменил бы…

Перевод баллов в оценку для журнала

0 – 17 баллов  – "2"       18 – 23 баллов – "3"    

24 – 29 баллов – "4"     30 – 36 баллов – "5"