Конспекты уроков русского языка в 6 классе.


Предварительный просмотр:

Урок № 57

Тема урока: Разносклоняемые имена существительные Буква Е в суффиксе.

Цели урока:

  1. общеобразовательная: закрепить умения находить и правильно писать гласную в суффиксе разносклоняемых имен существительных.
  2. развивающая: развитие познавательных способностей; развитие речи учащихся (устной и письменной);  составление предложений; развитие орфографической зоркости.
  3. воспитывающая: воспитание любви к прекрасному, интереса к русскому языку.

Ход урока:

На доске термин «Разносклоняемые имена существительные». Выставка книг, которыми мы пользуемся.

  1. Организационный момент.

Объявление темы и цели урока.

- Сегодня для работы нам понадобятся: ручки, тетради, учебник.

  1. Проверка домашнего задания.

- У Вас было непростое домашнее задание, которое поможет нам ответить на главный вопрос урока.

  1. Вика приготовила сообщение о происхождении слов на МЯ.
  2. Алёша готовил сообщение на тему «Есть ли у имени существительного окончание и какое оно».
  3. Группа ребят подбирала пословицы и поговорки, в которых встречаются разносклоняемые имена существительные. ( дети зачитывают пословицы, один ученик записывает разносклоняемые имена существительные на доске; все остальные в тетради). Определить падеж.
  4. Выписать из повести «Дубровский» (глава «Пожар») предложения, в которых встречаются разносклоняемые имена существительные.

  1. Переход к теме урока:

1)   Слова, которые записаны на доске. Вопрос к классу: «А почему они так называются? Как вы думаете, почему они так пишутся? (Вы пока не можете ответить на поставленный  вопрос, так как это новый материал. Но на помощь нам придут знания, полученные на предыдущих уроках. Итак, это наша цель.)

2)   Беседа с классом.

- Какие склонения вы знаете?

- Какие слова относятся к I склонению?

- Какие слова относятся к II склонению?

- Какие слова относятся к III склонению?

- Прекрасно! Давайте применим наши знания на практике.

3)   Распределительный диктант.

На доске записаны слова:

Юноша, озеро, небо, полотно, стог, тишь, печь, путь, муть, мама, мышь, бремя.

Слова распределяются по склонениям.

- Какие слова вы не смогли отнести ни к одному склонению?

- Как они называются?

- Назовите все слова на МЯ.

  1. – А сейчас я прочитаю вам сказку о разносклоняемых именах существительных. Эта сказка присутствует в нашем уроке совсем не случайно. Многие люди допускают в устной и письменной речи ошибки. Мы с вами пробуем их избежать.
  1. Сказка о разносклоняемых именах существительных

- Может быть кто-то увидел в этой сказке подсказку.

2)  -  Давайте понаблюдаем, как ведет себя суффикс, для этого просклоняем знамя – I в.; вымя – II в.

- Выделите суффикс.

3)  Для ответа на главный вопрос сегодняшнего урока нам поможет вот эта схема:

Если существительное на МЯ, то

 ?

- Что же у нас получилось?

- Если существительное на МЯ, то ен/ён            в р., д., т., п. падежах.

- Давайте убедимся, а правильно ли мы ответили на наш вопрос?

- Дети читают материал учебника с. 83.

  1. Закрепление изученного материала

  1. словарная диктовка

считаться со временем

привстать в стремени

прикоснуться к темени

прорастить семена

Выделить суффиксы, окончания. Определить падеж. Составить со словосочетаниями односложные предложения.

  1. На интерактивной доске записаны предложения:

Слова, стоящие в скобках, нужно поставить в нужный падеж.

В тетрадь записываем только слова, ставя их в нужную форму.

а)  Наливались (знамя) кумачом последних ран.

б)   С тех пор прошло немало (время).

в)   Ни (имя) вашего, ни (отчество) я не помню.

г)   Костёр вспыхнул ярким  (пламя).

3)   Динамическая минутка.

  1.  - Перед вами репродукция картины К Брюллова «Всадница».

На этой картине мы тоже с вами можем отыскать интересующее нас слово. Какое оно? Поставьте его в р., д., Т., П. падежи.

- Запишите на доске

_ А сейчас мы будем работать по вариантам

  1. На интерактивной доске строчки Ф. И. Тютчева:

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим

Индивидуальное задание: ученик работает со словарем (находит значение слова племя).

- Выпишите имена существительные, поставьте в р., д.,  т., п. падежи.

  1. - Внимание! II вариант, ваше задание: на доске проецируются строчки из стихотворения А. С. Пушкина:

Уж утро хладное сияло на темени полнощных гор.

Индивидуальное задание: ученик работает со словарем (находит значение слова темя).

- В каком значении используются интересующие нас слова?

7)   Вопрос к классу:

- Что нового я узнал об имени существительном?

- Можем ли мы теперь ответить на главный вопрос урока?

- Свою цель мы достигли.

  1. - А сейчас мы с вами выполним небольшую тестовую работу.

  1.  Подведение итогов работы с тестом.

  1. Домашнее задание:

Упражнение 209

Подобрать материал «Что в имени тебе моем?» к уроку развития речи.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МОСКВЫ

СЕВЕРНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 651

__________________________________________________________________

125413, Москва, ул. Флотская д. 60, тел. 453-44-25, 453-30-64

факс (495) 453-44-25, E-mail sch651@mail.ru; ОКПО 29061867; ОГРН 1037739161624; ИНН/КПП 7743071519/774301001

Конспект урока по русскому языку

 «Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе».

Учитель русского языка и литературы:  Касаткина Ж. Ю.



Предварительный просмотр:

Сценарий СУО Касаткина Жанна Юрьевна

Русский язык, 6 класс.

Учебный материал: Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте.

В ходе занятия осуществлялось:

  1. Знакомство с языковыми признаками деепричастного оборота.
  2. Формирование умения опознавать деепричастный оборот и правильно употреблять знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом
  3. Формирование умения отличать деепричастный оборот от причастного.

Необходимые для работы в ситуации средства:

  1. Понятия зависимого и определяемого слова. Словосочетание.
  2. Умение выделять причастный оборот в тексте
  3. Умение различать причастный и деепричастный обороты

Что осваивают учащиеся ?

  1. Понятие деепричастного оборота.
  2. Умение ставить знаки препинания в предложении с деепричастным оборотом.

Осваиваемые способы действия:

  1. Умение находить в тексте словосочетания типа «причастие + зависимое слово»,  словосочетания ,  в состав которых входит деепричастие, умение находить главное слово в таком словосочетании.
  2. Умение дать определение понятию «деепричастный оборот» по аналогии с определением понятия «причастный оборот»

Задание №1

Найти словосочетания с деепричастиями. Цель задания: актуализация способа различения словосочетания с причастным и деепричастным оборотом.

Закутанный в тулуп.

Проложенный геологами.

Укрепил болт.

Запер на замок.

Вырастив урожай.

Раскачавшихся  от ветра.

Задание №2

Найти словосочетания без деепричастия.

Выкрашенный краской.

Выкрасив краской.

Устроенный по проекту.

Устроившись на ночлег.

Запертый дом.

Заперев дом.

Задание №3

Найти предложение с деепричастием. Цель: актуализация способа нахождения деепричастия.

Блеснула яркая молния, и раздался удар грома.

Много тайн хранят леса, опаленные войной.

Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.

Георгины, почерневшие от мороза, печально свешивали свои головки.

Не узнав горя, не узнаешь и радости.

Мальчик шёл и не смотрел под ноги.

  1. Выделите деепричастный оборот. Как это можно сделать?( по аналогии с причастным оборотом, будем искать деепричастие с зависимым словом)
  2. В этом предложении запятые уже стоят. Прочитав текст параграфа в учебнике, объясните их.( Можно предложить учащимся догадаться самим, без учебника)  

Задание№4

Творческая работа на тему «Храм Покрова на Нерли».

Составить несколько предложений, включив в их структуру деепричастные обороты.

Задание №5(задание-ловушка)

1) Вернувшись в гостиницу он лег спать. 2) Своим делом он занимался спустя рукава. 3) Таня шла по улице не торопясь. 4) Петя шел засунув руки в карманы. 5) Вредно читать лежа. 6) Сережа молчал прислушиваясь к чему-то. 7) Семенов нехотя закрыл книгу. 8) Дети молча слушали сказку.

9) Ленивый сидя спит. 10) Думая о будущем не забывайте о настоящем. 11) Нина согласилась помочь мне скрепя сердце. 12) Подруги проговорили целый час не останавливаясь. 13) Наташа вышла из кабинета директора повесив нос.

При расстановке знаков препинания учащиеся попадают в ловушку, если действуют на основе повторенных правил. Не обособляются деепричастия, входящие в состав фразеологических оборотов, а также обособление зависит от места, которое занимает деепричастие в предложении, вида.

Перед выполнением задания учащимся предлагаются следующие вопросы:

  1. Выделите фразеологические обороты
  2. Определите вид деепричастий
  3. Определите место, которое занимает деепричастие в предложении.

Делается вывод, вводится новое правило.

Упражнение на закрепление нового правила.

Задание №6

Расставить знаки препинания.

1. Вот результаты эксперимента проведя который я был удивлён.

2. Начиная с севера шёл сильный снег.

3. Ужинали не спеша и почти молча.

4. Работать засучив рукава.

5. Маша сидела зажмурясь.

С целью выработки у учащихся умения отличать деепричастия от личных форм глагола и употреблять деепричастия в речи проводится следующее упражнение.

Заменить, где возможно, глаголы-сказуемые деепричастиями. Графически объяснить знаки препинания. По вопросам определить вид деепричастия.

1) Герасим шел, не торопился, не отпускал Муму с веревки. 2) Море играло маленькими волнами, рождало их, украшало бахромой пены, сталкивало друг с другом. 3) Товарищи заметили его беспокойство и ушли. 4) Изредка порывы ветра приносили с собой сухие листья и бросали их в костер.

— Какие предложения передают большую динамичность, стремительность в развитии действия? (Предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами более динамичны, чем предложения с однородными глаголами-сказуемыми.)

 Обращаем внимание семиклассников на то, что особенно часто деепричастия употребляются для передачи динамичности, стремительности в развитии действия в текстах повествовательного характера. В качестве примера мы читаем отрывок из «Детства» А. М. Горького.

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись кого-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушалась, улыбаясь все веселее,— и вдруг ее сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было отвести глаз от нее — так буйно красива и мила становилась она в эти минуты чудесного возвращения к юности!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: