Исследовательская работа «Знаменитый балаковский художник и поэт 20 века Голобоков Геннадий Григорьевич»

Дозморова Елена Александровна

В статье представлен исследовательский проект по жизни знаменитого Балаковского художника и поэта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx690.79 КБ

Предварительный просмотр:

Межрегиональный литературно-краеведческий конкурс

«На волжских просторах»

Исследовательская  работа

Номинация ««Гордость моя – земляки»

тема: «Знаменитый балаковский художник и поэт 20 века

Голобоков Геннадий Григорьевич»

Подготовил

ученик 2 класса

МАОУ СОШ № 26

Дозморов Даниил

Руководитель:

Шиншалиева Г.В.

2017 г.

Паспорт проекта

Название проекта: «Знаменитый балаковский художник и поэт 20 века Голобоков Геннадий Григорьевич»

Руководитель проекта: Шишшалиева Гульнара Васильевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 26 г. Балаково

Учебный предмет, в рамках которого проводиться работа по проекту: литературное чтение.

Тип проекта: индивидуальный, исследовательский.

Цель проекта: судьба знаменитого земляка Геннадия Григорьевича Голобокова.

Задачи проекта:

  1. Изучение материала о поэте и художнике Г. Голобокове.
  2. Знакомство с литературными и художественными произведениями земляка.
  3. Создание презентации средствами  PowerPoint.
  4. Показ презентации одноклассникам.

Вопросы проекта:

  1. Биография Г.Г. Голобокова.
  2. Литературные произведения  Г.Г. голобокова.
  3. Художественные произведения Г.Г. Голобокова.

Актуальность темы: Тема проекта затрагивает непростую судьбу человека с физическим недугом, который смог преодолеть себя и многого достичь.

Объект исследования: Геннадий Григорьевич Горобоков.

Предмет исследования: поэтические и художественные произведения.

Этапы работы над материалом:

  1. Подбор материала по теме.
  2. Рассмотрение материала и отбор.
  3. Написание проектной работы и её оформление.
  4. Создание презентации.
  5. Выступление перед одноклассниками.

Жизненные испытания

Геннадий Григорьевич Голобоков родился в 1935 году в селе Малая Быковка Балаковского района Саратовской области. С детства увлекался астрономией, очень любил рисовать, играл на скрипке, гармошке. Обычное детство. Но судьба уготовила ему страшное испытание: нырнув с крутого берега балаковской реки Линевки, он ударился головой о песок. Друзья вытащили его уже без сознания. Сложнейшая операция была сделана в Саратовском НИИ нейрохирургии и ортопедии. Страшный диагноз – полная неподвижность. Поначалу это вызывало беспредельное отчаяние, до яростного нежелания жить. Хотя жизнь в прямом смысле слова врачи гарантировали. А юноше всего 16 лет. Он понимал, что ему уже не встать.

Годы Учёбы

Говорят, он не лишен способностей. Значит надо учиться. Упорно. Долго. Методично. Мускулы скорее крепнут у того, кто плывет против течения. Он яростно тренировал и мускулы души. А поводов для отчаяния у него было больше, чем надо. При поступлении в Московский заочный университет искусств из приемной комиссии ему ответили: необходимо личное присутствие на вступительных экзаменах, для всех без исключения. Тогда Геннадий Голобоков посылает письмо и несколько своих рисунков вице-президенту Академии художеств СССР В. А. Серову, который ходатайствует о приеме в университет. Мучительным для него было постижение ремесла: грамм везения на Эльбрус труда. А работать приходилось так. Лежа на спине. Пальцы постоянно в полусогнутом состоянии. Он не мог пользоваться обыкновенным ластиком, а лишь карандашом с маленькой резинкой на конце. Карандаши покупали ему только мягкие, т. к. нажимать он не мог. Кисть Геннадий сначала брал ртом. Потом переплетал ее пальцами. Подрамник стоял на груди. Одной рукой приходилось держать его. Руки уставали быстро. Иногда после единственного мазка художник просил отставить картину. Геннадий едва дотягивался до середины холста. Чтобы он мог нарисовать верхнюю часть, ему ставили полотно "вверх ногами". Геннадий научился видеть написанное в любой позиции. И еще находил этому шутливое объяснение: "Космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой". И космонавтов он любил писать не потому, что это модно. Он им был близок, как космонавт духа: "Я из тех, кто и в серой серости может к звездам найти разбег". 27 лет, прикованный к постели, Геннадий не знал ни дня отдыха.

Путь художника

Творческий путь художника начинался с полотен, посвященных прошлому и настоящему любимой Родины, труду молодежи в городе многих ударных комсомольских строек. Он рисовал парней и девушек, причастных к преображению Балакова. Главный герой – молодой, счастливый и сильный человек-созидатель.

Вскоре к Голобокову пришло признание. На Всесоюзных и Всероссийских выставках самодеятельных художников Геннадий получает несколько наград, а в юбилейном 1967 году становится лауреатом Всесоюзного фестиваля самодеятельного изобразительного искусства, ему вручают диплом и медаль. Но самый высокий творческий взлет ждал его впереди когда он обратился к научной фантастике.

Раздумьям о будущем, о призвании и возможностях человека посвящены все картины Голобокова Главную тему своего творчества художник определил так: психология людей будущего. Впоследствии в статье, подводящей итоги короткой жизни Г. Г. Голобокова, журнал «Техника – молодежи» напишет: «Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления «психологической фантастики» в научно-фантастической живописи».

 2 (640x480, 347Kb)

Геннадий мечтал о таком совершенстве человека когда уже не будет преград его замыслам и делам. «Космическая мазурка» – люди танцуют в космосе... без скафандров. «Одоление недоступности» – мозг используется до предела. Его полотна рассказывают о достижениях ученых («НИИ генетики», «Череп Кучума»), о преобразовании Земли («Человек и машина») о единстве людей и природы («Утро Сибири – завтра»).

На одном «фантастическом» полотне Голобокова мы видим оружие. Картина называется «Раскоп». Люди будущего раскопали поле давнего боя: покореженный ствол пушки, хвост самолета, гусеницы танка Персонажи картины потрясены. Можно прочесть их мысли: «Неужели это было когда-то?» Было! А у героев «Раскопа» за плечами – крылья. Они добились удивительных побед духа, мысли, человеческого гения. И эти победы пришли, когда навсегда замолчали пушки.

Чем же занят человек будущего? Картина «Сеятель».

20 (552x342, 171Kb)

Раскаленная, растрескавшаяся земля уходит за горизонт. Космонавт разбрасывает семена. Уже зеленеют первые ростки. И верится: необжитая, умирающая планета станет прекрасной. Другое полотно – «Памятник». Посланец Земли высекает бюст Циолковского. Рядом женщина с младенцем на руках. И на эту мертвую, без счастливого детского лепета, планету пришла жизнь.

Ковер-самолет (504x343, 131Kb)

Как-то, сообщая о своих новых работах, Голобоков написал мне, что это «картины, глядя на которые, ты непременно начнешь размышлять». Именно стремлением разбудить фантазию зрителя, заставить его задуматься о завтрашнем дне и следует, вероятно, объяснять секрет большой популярности полотен Г. Голобокова. Каждая его картина – призыв к действию.

В 1973 году Геннадий становится победителем объявленного журналом «Техника – молодежи» международного конкурса научно-фантастической живописи. Его работы с успехом экспонируются на Всемирном конгрессе миролюбивых сил в Москве, XXIV Международном конгрессе по астронавтике в Баку на выставках в Праге, Будапеште, Варшаве, Лиссабоне Улан-Баторе, Вьентьяне, на Мадагаскаре... Их высоко оценили космонавты В. Севастьянов, П. Попович и другие. Две его картины подарены американским астронавтам и хранятся в космическом центре США в Хьюстоне.

Член Союза художников СССР, летчик-космонавт А. Леонов так оценивал творчество Голобокова: «Его картины на космическую тему, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, «космическом», направлении изобразительного искусства».

Путь поэта

Пробовал свои силы Г. Голобоков и в поэзии. Лирика его полна напряженных раздумий, далека от описательности. Каждое событие для него – повод поговорить о проблемах, которые беспокоят всех нас. Его «космические» стихотворения, как и картины, привлекают читателя прежде всего остротой поставленных проблем, размышлениями о путях человечества, о будущем Homo sapiens – человека разумного.

Стихи Г. Голобокова неоднократно печатались на страницах областных газет, журнала «Техника – молодежи». В 1986 году в издательстве «Молодая гвардия» вышел коллективный сборник «Последняя высота», самая большая поэтическая тетрадь его принадлежит перу Геннадия Голобокова.

Тихий говор. Газеты. Рация.

Панорам круговой обзор.

Информация, информация –

Водопад с великанских гор.

И вот в этой волне стремительной,

Как события в ярких снах,

Вдруг увидишь, что мир растительный

Остро чувствует боль и страх.

Не константа,

Неверно – верно ли?

Но известно –

В прибое ржи,

Под зеленым раздумьем дерева

Ты острей понимаешь жизнь,

Но известно, каким страданием

Гложут разум над звоном трав

И угроза грозы урановой,

И Эль-Тора коварный нрав.

Потому-то и с песней горлицы,

И за мягким теплом гардин

Разве мало для горькой горести

У растений Земли причин?

Человече!

Венец материи!

Снизойди, как к живым живой,

Ты прислушайся к думам дерева,

Научись говорить с травой.

И пускай под вселенским пологом,

Где простор для любой мечты,

И напалм,

И тоску онкологов

Позабудут навек цветы.

И пускай за родным селением,

Одолев не один парсек,

Он утонет в восторге зелени,

Счастьем плачущий человек.

И, прижавшись к живой акации,

Улыбнется седая мать...

Информация, информация,

Человека ль тебе пугать? 

* * *

 

Плюс и минус.

Два вечных полюса.

Два всего лишь –

Почти пустяк.

Но из них вырастают,

Борются

Ложь и истина,

Свет и мрак.

Ликование,

Страха гиканье,

Злая ненависть

И, как бой,

Обнимающая Вселенную

Человеческая любовь!

Плюс и минус –

От жизни к смерти.

Крестик маленький и черта.

Но без них и душа, и сердце –

Абсолютная пустота. 

Память о великом человеке

Шли годы, и тяжелые приступы стали чередоваться со зловещей последовательностью. Он предвидел неизбежное и работал, работал. Стремился успеть написать еще хотя бы одно полотно. Он не давал себе передышки.

Г. Г. Голобоков умер 17 мая 1978 года. В ящике его письменного стола лежали рекомендации для приема в Союз художников от народного художника СССР, действительного члена Академии художеств СССР, профессора Ю. М. Непринцева и члена Союза художников СССР, летчика-космонавта СССР А. А. Леонова.

Геннадий Григорьевич не успел вступить в творческий союз. Но Художником он стал.

 Литература

  1. http://www.frontier.net.ua
  2. http://fantlab.ru
  3. http://www.rusproject.org
  4. Архивные данные краеведческого музея

Приложение

Презентация с картинами и видеофильмом