Работа с родителями

Егиазарян Ирина Альбертовна

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, творческой лисностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение  дополнительного

 образования Тогучинского района

 «Музыкальная школа г.Тогучина»

Методическое сообщение

ТЕМА: «РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИИ ЮНОГО МУЗЫКАНТА»

                                                  Выполнила: преподаватель   И.А.Егиазарян

г.Тогучин

В жизни многих учеников помимо общеобразовательной и музыкальной школ есть еще, спортивные секции, танцы, художественная и хореографическая школы, модельная и театральная студии. И в них так поставлен процесс, что основная работа происходит на самих занятиях, а не дома. Все навыки отрабатываются там. В музыкальной школе иначе. Здесь большое значение имеют занятия дома: выполнение домашнего задания, отрабатывание навыков. В иных перечисленных видах деятельности основная работа происходит под руководством педагога, в присутствии тренера. В музыкальной школе большую роль играет самостоятельная домашняя работа.

Именно здесь требуется мотивация со стороны родителей, которая в дальнейшем должна перейти в  самомотивацию  ученика. Первой ступенью в воспитании юного музыканта является музыкальная школа. И, как правило, приводят туда ребенка родители.

Что же послужило вашим побудительным мотивом к этому? Вы видели, что ребенок тянется к музыке (хорошо поет, есть желание играть на музыкальных инструментах)? Или ваше внимание на это обратили воспитатели в детском саду? Или вы мечтали, чтобы ваш ребенок учился в музыкальной школе? Может быть, вы в свое время учились в музыкальной школе? Или, наоборот, было желание, но не было возможности в вашем детстве это осуществить? В любом случае – это для вас важно!

А ребенок? Почему он пришел сюда? Есть свое личное желание? Или потому, что предложили родители, а ребенку всё интересно?

В любом случае, какой бы ни был мотив ваш и ребенка, задача – сохранить их оба! (Мотив – в переводе означает – «движущая сила»).

В.И.Петрушин в своей книге «Музыкальная психология» пишет: «Согласно традиционным представлениям механических теорий мотивации, если желаемое поведение животного или человека положительно подкреплять, т.е. выдавать за него какую-то награду, то такое поведение будет должным образом закрепляться. Однако находки зоопсихологов при перенесении их в область психологии человека открыли феномен, названный «понижающим эффектом внешней мотивации».

Суть этого феномена заключается в том, что если испытуемым платить деньги за занятия, которые их интересуют поначалу сами по себе, то они теряют интерес к этим занятиям гораздо быстрее, чем испытуемые, которым ничего не платят…Внешнее поощрение, таким образом, оказало снижающее влияние на внутреннюю мотивацию. Мотив считается внутренним, если человек получает удовольствие непосредственно от самой своей деятельности, а не от каких-то внешних причин».

Психолог Габбасова А.А. в статье «Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей» пишет: «Родитель полагает, что ребенок готов к обучению в школе, потому, что он много знает для своего возраста. Но интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, то есть умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что делать необходимо. Здесь важно развивать у ребенка умение преодолевать себя: приучать ребенка делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо. И это задача еще дошкольного возраста».

Мотивация – это создание и поддержание у обучающегося интереса к изучаемому материалу. И преподаватели, и родители заинтересованы в повышении учебной мотивации детей. Мы должны сообща и согласованно действовать в этом направлении. Но у преподавателей свои профессиональные способы повышения мотивации детей, у родителей – свои.

Отсутствие или снижение мотивации может быть вызвано разными причинами. Соответственно поступать родителям в разных случаях надо по-разному: проблема, метод воздействия ,пути решения,«Не может –не хочет».

Инструктирование

Потому и не хочет, что не может. Здесь надо разобраться, почему не может: состояние здоровья, психологический аспект, запущенность изучаемого материала, не умение работать самостоятельно. Надо постараться найти причину и устранить ее.

Опыт показывает, что в таких случаях выполнение домашнего задания лучше разбить на более мелкие части. При этом добиваться его полного выполнения под контролем родителей.

«Хочет – не может».

Наставничество

Чаще всего в этом случае требуется помощь в организации домашней работы, в ее планировании. Вместе с ребенком прочитать домашнее задание, обсудить его. Расспросить о прошедшем уроке, над чем там работали? Ведь чаще всего на уроке проводится та работа, которую дома надо повторить.

«Может – не хочет».

Мотивация

Здесь уже речь идет о внутренней мотивации ребенка, точнее о ее отсутствии. В этом случае угрозы, уговоры, «подкуп», инструктирование, наставничество малоэффективны. Ребенок считает занятия музыкой бесполезным делом.

Так зачем же на него тратить такие усилия? Значит, задача родителей состоит в том, чтобы зародить желание заниматься этим делом. Причем в большей степени «здесь и сейчас», а не в далеком будущем. Это длительная работа, требующая от родителей значительных усилий, но сулящая большое «вознаграждение».

Родителям надо с уважением относиться к труду юного музыканта. Слушать его игру, интересоваться делами в музыкальной школе. Спрашивать у ребенка не только про оценки, а и «что нового, интересного было сегодня в школе, над чем работали на уроке; что хорошо получается, а что не очень». Надо показывать свою заинтересованность делами ребенка. Быть на всех его выступления, классных и школьных концертах. Совместно с ребенком обсуждать выступление его и других ребят. Подбадривать его.

Устраивать домашние концерты. Формировать среду общения – поощрять дружбу с ребятами, так же занимающимися музыкой или любящими музыку. Помочь в применении своих знаний и умений. Можно посоветоваться с классным руководителем или преподавателем по музыке в общеобразовательной школе о том, как можно применить умения вашего ребенка в той среде. Необходимо рассказать ребенку и перспективы применения его музыкальных знаний в будущем. И это всё помимо той работы, которую уже проводит преподаватель в самой музыкальной школе.

«Может и хочет».

Делегирование полномочий

Это, конечно, самый благоприятный вариант. Ребенку предоставляется достаточная самостоятельность в выполнении домашней работы, однако деликатный контроль со стороны родителей сохраняется.

Для ребенка очень важно внимание со стороны родителей к его деятельности. В основном, всё, что он делает, он делает для того, чтобы его оценили, похвалили родители, взрослые. Что его дело имеет значение. Ребенок рассуждает: если дело не важное, оценивается лишь формально – «сделал, не сделал, какая оценка», зачем же его тогда делать? Столько сил тратить на него? Ведь и взрослые в первую очередь стараются делать важные дела.

Родителям необходимо давать понять ребенку, что его учеба в музыкальной школе имеет большое значение для вас и для него.

Для вас ваши мотивы вам понятны. А для ребенка его мотивы? В чем важность? Где это может пригодиться? Где можно использовать в будущем? Но для ребенка будущее слишком далекая перспектива, которую ему пока трудно осознать, прочувствовать. Где уже сейчас применить его знания и умения, чтобы был стимул дальше продолжать свой труд?

В рамках класса (музыкальной школы) – это участие в концертах на родительских собраниях, классных часах. В рамках музыкальной школы – публичные выступления на зачетах, экзаменах. В этих форматах выступает каждый ученик. Но далеко не все ученики выступают на конкурсах школьных и городских. А так же на концертах проводимых школой. Мы же речь ведем о заинтересованности каждого ученика.

Необходимо привлекать полученные знания к реальным жизненным ситуациям. Для этого в рамках семьи необходимо со вниманием слушать выученные им пьески. И не так: «ты играй, я тебя слушаю», а сами чистите в это время картошку для супа или читаете газету. Надо слушать как на концерте! Сюда же относятся и выступление перед гостями. Об этом желательно заранее договориться с ребенком, что бы он был морально готов. Поговорите с классным руководителем в общеобразовательной школе, как можно использовать умения ребенка в той среде?

Дайте понять ребенку, что вы любите его всегда, не зависимо от его школьных оценок. Но в то же время вы хотите, чтобы ВАМ С НИМ было чем гордиться.

В первую очередь спрашивайте не про оценки, а про то, что нового узнал ребенок, на уроке. Что получалось хорошо, а что трудно. Что интересного произошло. Показывая свой интерес к происходящему в классе, вы формируете интерес и у ребенка. Рассказывая вам об этом, ребенок лучше запомнит материал и поймет важность процесса.

Габбасова А.А. указывает вот на что: «Согласно результатам исследований, мотивация успеха (и как следствие, высокая учебная мотивация) формируется у детей в тех семьях, где им оказывали помощь при повышении требований, относились к ним с теплотой, любовью и пониманием. А в тех семьях, где присутствовал жесткий надзор либо безразличие, у ребенка формировался не мотив достижения успеха, а мотив избегания неудачи, что напрямую ведет к низкой учебной мотивации…

Не ожидайте немедленных успехов – снимите по этому поводу «розовые очки». Могут быть падения, «топтание» на месте. Но если вы будете последовательно и систематически работать над вопросом повышения учебной мотивации своего ребенка, то непременно будет взлет». Вы сами должны понимать и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться – это длительный, но необходимый процесс.

В любом случае, ребенок должен чувствовать, что для его родителей его учеба в музыкальной школе имеет большое значение, и ребенка за его труд уважают. Естественно, сами родители при этом демонстрируют свою любовь к музыке вообще, и классической в частности. Совместно с ребенком посещают филармонические концерты, слушают записи.

Мотивация – это то, что помогает начать. Привычка – это то, что помогает продолжить.

Действительно, мотивировать можно до бесконечности, но без конкретных действий к результату не придешь. Результат же складывается из работы на уроке и домашней работы.

Практически, каждое домашнее задание, методы работы над ним сначала прорабатываются на уроке. Дома надо повторить эту работу. От качества домашней работы зависит дальнейшее продвижение юного музыканта.

Начинать ежедневные занятия нужно с разыгрывания. «Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих в игре, но прежде всего – психологического аппарата музыканта в целом. В процессе разыгрывания организм входит в состояние «боевой готовности» - повышается частота пульса, ритм дыхания, чувствительность анализаторов, скорость протекания мыслительных процессов».  Разыгрывание ученика заключается в игре гамм, упражнений, этюдов.

При работе над текстом по нотам, надо отрабатывать его точность, разбив пьесу на маленькие части. И добиваться неукоснительного соблюдения нот, ритма (счета), аппликатуры (пальцев), штрихов (легато, стаккато, нон легато). Это как «четыре ножки стула». Убери одну ножку, и сидеть на стуле уже невозможно. Так и в пьеске. Если точно не выполнить текс, то это уже будет либо совсем другая пьеса, либо нечто непонятное.

Если это, например, заучивание наизусть произведения, то тоже разбиваем на части. Как из «кирпичиков, блоков» учим наизусть постепенно всю пьесу.

Родители часто спрашивают, сколько раз в день надо играть каждую пьесу. Можно сыграть его много раз, но не достичь результата, если делать это бездумно, механически. «Самое главное – предельная сосредоточенность – первая буква в алфавите успеха. Если мозг занят чем-нибудь другим, он делается невосприимчивым к впечатлениям от данной работы, и такого рода занятия являются совершенно напрасной тратой времени. А ведь главное – результат. Когда стараешься достичь результата, на количество «раз» не обращаешь внимания, так как поглощен процессом работы. Нацеливать ребенка надо именно на это.

Показал свою эффективность и другой метод при работе над текстом. В зависимости от сложности и размера произведения, мы берем 1-2 (4) такта и ставим задачу выучить их за пять минут по нотам либо наизусть, в зависимости от текущей работы. Потом следующие 2 такта также. Далее объединяем уже отработанные 4(2) такта за те же 5-7 минут. И так далее отрабатывается домашнее задание. На следующий день эту работу надо повторить, закрепить. Времени такая работа занимает меньше, а ее эффект больше.

Часто ученики, вместо того, чтобы регулярно, планомерно работать, учат всё в последний момент перед уроком. А на уроке играют ошибаясь, забывая текс. Огорчаются при этом: «Дома у меня всё получалось, а тут нет!» Преподаватель на уроке, а родители дома должны объяснить ребенку, что это в общеобразовательной школе можно выучить стихотворение за час, подготовиться к контрольной работе за 3-4 дня. В музыкальной школе, в занятиях музыкой совсем другое дело. «Если будешь играть 20 дней по 1 часу, будешь играть гораздо лучше и уверенней, чем занимаясь в последние 5 дней по 4 часа». Также надо объяснить, что дома одна обстановка, а в классе другая – в прямом и переносном смысле: и визуально, и психологически, и акустически. Всё это влияет на ученика при игре в классе. Поэтому надо объяснить детям: «Чтобы сыграть на уроке на «4», надо дома играть на «5».

Однако, только выучив пьесу с точным текстом по нотам, а потом наизусть, мы можем приступить к основной работе. Работе над шлифовкой музыкального образа. Того образа, который тронет души слушателей! Это и есть то, к чему мы должны стремиться.

При большой загруженности ребенка, надо помочь ему спланировать его время так, чтобы хватило времени на все дела и на отдых, на «личное» время ребенка. Даже у солдата в армии есть по Уставу «личное» время. А так как без родителей ребенку с такой нагрузкой самому не справиться, то нужна и ваша помощь. Следовательно, свое время вы тоже должны рационально спланировать по дням. Оптимизировать домашнюю работу, грамотно распределив ее между членами семьи. И обязательно запланировать время своего отдыха. Только сообща можно справиться с нагрузками и найти резервы для их преодоления.

Так что залогом успешного продвижения юного музыканта являются:

- посещение всех занятий, активная работа педагога и ученика на уроке;

- планомерная, вдумчивая домашняя работа ученика;

- мотивация со стороны родителей, организация домашних занятий и контроль их выполнения, их регулярность.

«Надеюсь, что каждый заинтересованный родитель и педагог, поняв механизмы и применив на практике полученную информацию, сможет сформировать у школьника желание учиться. Ведь только имея мотивацию к обучению и развитию, ребенок сможет вырасти целеустремленным человеком, способным на ответственные решения. Помните, что Ваш ребенок – это личность, ничего не должная Вам, но до какого-то момента зависящая от Вас и нуждающаяся в Вашей поддержке и в Вашем признании ее как самодостаточной» .




СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Габбасова А.А. Отсутствие мотивации к обучению – 10 ошибок родителей. Интернет ресурс: Сайт: b17.ru

2.Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М., 1961.

3.Михелис В.Л. Первые уроки юного пианиста. Музгиз,1962.

4.Петрушин В.И. Музыкальная психология. М., 1997.








Предварительный просмотр:

ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ

 И    МКУДО «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА Г.ТОГУЧИНА»

Преподаватели музыкальной школы достигнут лучших результатов в работе, если будут применять разнообразные формы работы, как с учениками, так и с родителями.

         Задача преподавателя – донести до родителей требования, выдвигаемые школой; и постараться, чтобы эти требования были поняты и приняты родителями. Потому, что и у преподавателя, и у родителей цель одна – благо ребенка.

И если налажен тесный контакт между семьей и школой, будет результат в учебном и воспитательном процессе.

         Взаимодействие семьи и школы будет эффективным, если родители проявляют заинтересованность к учебному и воспитательному процессу, преподаватель поддерживает инициативу родителей, взаимоотношения базируются на взаимопонимании, а общение — вежливое и корректное.

 

Формы взаимодействия

Формы взаимодействия преподавателя и семьи могут быть как групповые, так и индивидуальные. Это родительские собрания, родительские университеты, из современных форм – блог для родителей. На блоге каждый родитель в любое удобное для себя время найдет необходимую информацию.

Групповые формы работы необходимы для встречи с администрацией школы, для решения общих вопросов, например, — планирование учебной или воспитательной работы.

Индивидуальные формы- беседы, консультации.

         В работе с родителями преподаватель должен следовать определенным правилам:

- Помнить фразу: «прежде, чем воспитать ребенка, нужно воспитать родителей».

         У каждого родителя своё отношение к школе. Одни хотят вырастить гения, другие приводят ребенка в музыкальную школу, «чтобы собак не гонял по улице» (дословное выражение одного родителя),  третьи стремятся воспитать гармонически развитую личность.

- Каждому родителю нужна поддержка и совет.

-Если нужно побеседовать с родителями, назначьте удобное  время. Не разговаривайте набегу - результата не будет. Некоторые родители приходят пообщаться во время урока чужого ребенка. Это недопустимо - беседовать о своем  чаде за счет учебного времени другого ученика.

- Разговаривать с родителями необходимо спокойно, приветливо, никогда не позволять поучительного тона. Это только вызовет негативную реакцию.

- Если родители  пришли за помощью - цените отношение  к вам, не торопитесь в однозначные советы. Может, родителю нужно было  просто выговориться и быть услышанным. А решение интересующего вопроса  они примут сами - это будет их решение.

- Если вопросы личного плана, которые нужно знать преподавателю, чтобы ненароком не допустить оплошности. Например, дать ребенку песню  о папе. А вдруг, папы нет - он ушел из семьи? Спросить данные матери, а мама ребенка умерла. Да, сколько таких ситуаций возникает! Сколько семей - столько и ситуаций, ведь это- жизнь!  И поэтому каждый преподаватель должен « зарубить на носу»:

- тактичность по отношению к детям;

- необходимость узнать темы, которые нельзя затрагивать в общении с ребенком.

 Естественно, сделать это следует в отсутствии ученика. Родители должны понимать, что информация необходима для блага  ребенка и что преподаватель интересуется не из-за простого любопытства. А преподавателю следует помнить, что полученная информация- табу для посторонних.

Во время беседы с родителями акцентируйте  положительные стороны ученика. И только затем расскажите, что нужно сделать, чтобы учебный результат был еще лучше. Можно составить план,  подсказать родителям, как проверить домашние задания, как помочь ребенку. Важно помнить, что учебный процесс - длительный процесс. Вершины можно достичь, преодолевая ступеньку за ступенькой, шаг за шагом совершенствуя свое мастерство.

         Главное, чтобы и родители и ученики видели прогресс учебного процесса и фиксировали каждый меленький успех, без которых не бывает больших достижений.

          Надо помнить, что для каждого родителя свой ребенок - самый лучший, даже если родители пришли пожаловаться на свое непослушное чадо. Встреча со взрослыми обязательно должна завершиться положительным результатом для каждой стороны: преподаватель даст важные  и полезные советы, воодушевленный родитель захочет продолжать заниматься воспитанием чада, не будет избегать дальнейших встреч с преподавателем, а будет уверен, что найдет в лице преподавателя единомышленника и доброго  советчика.

         В результате, цель достигнута: подготовлена почва для плодотворной работы с учеником. А не это ли главное?

        «Анкетирование для родителей»

 Анкетирование поможет лучше организовать учебный и воспитательный процесс в музыкальной школе.

        



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое учреждение  дополнительного

 образования Тогучинского района

 «Музыкальная школа г.Тогучина»

Методическое сообщение

ТЕМА: «АСПЕКТЫ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ДМШ

 С РОДИТЕЛЯМИ УЧЕНИКА»

                                                Выполнила: преподаватель   И.А.Егиазарян

г.Тогучин

Принятие решения о том, чтобы заняться деятельностью помимо учебы поступить в школу дополнительного образования – важный и ответственный момент для ребенка и родителей. Важно принять это решение взвешенно, понимая, что нагрузка, как на ребенка, так и на родителей значительно увеличится.

Обучение в музыкальной школе это длительный процесс, занимающий от пяти до восьми лет, а это очень большой промежуток времени. И родителям следует помочь понять, что не только ребенок, но и они сами берут на себя ответственность о том, насколько плодотворным будет этот период жизни семьи. Дело в том, что зачастую именно на родителей ложится задача поддержания интереса ребенка к занятиям в музыкальной школе.

 Дети первое время очень мотивированы на получение новых знаний, они увлекаются игрой на музыкальном инструменте, обучением нотной грамоте. Однако потом понимают, что требуется много сил, а это большая нагрузка; что в занятиях должна быть система, а это требует большого количества времени не только для посещения школы, но и для домашних занятий. Если им удается поддерживать изначально высокий уровень интереса к занятиям, то и результаты обучения будут более выраженными.      

Родителям нужно помочь ребенку организовать распорядок дня, чтобы хватало времени как для занятий, так и для свободного времяпрепровождения ребенка. Важен баланс учебы и отдыха, чтобы ребенок не чувствовал себя обделенным, смотря на других детей, которые играют и смотрят мультики.

Замечено из педагогического опыта, что те дети, в обучении которых родители принимают большое участие, имеют более высокие результаты.      

Нередко бывает так, что ребенок приходит с отличными данными, но родителями ситуация пускается на самотек. В этом случае ребенок занимается, когда хочет, никто не отслеживает результаты выполнения домашних заданий, не интересуется его успехами. Часто такие дети из-за недостатка внимания со стороны родителей не добиваются должных результатов, несмотря на их отличные данные.

 Существуют и иные примеры, когда дети со средними данными за счет заинтересованности родителей, показывают удивительные результаты. Часто бывает, что такой правильно мотивированный ребенок, родители которого постоянно поддерживают интерес к занятиям, добивается хороших результатов в обучении и нередко связывает свою жизнь с музыкой.

Когда семья приходит первый раз в музыкальную школу заметно, что родители еще не представляют, какой предстоит труд со стороны ребенка и с их стороны. И только со временем это становится ясно.

 Когда 5-6 летний ребенок приходит в музыкальную школу и желательно, чтобы у родителей в начале обучения находилось время, чтобы: 1. Присутствовать на уроках специальности. В силу своего возраста, дети не всегда могут организовать свои домашние занятия системно и регулярно и зачастую не всегда могут правильно выполнить то задание, которое дает педагог. Присутствуя на уроках у своего ребенка, родители начинают понимать, что в обучении игре на инструменте не бывает мелочей. Очень важен контакт педагога с родителями, и родительских собраний не всегда хватает, нужны индивидуальные встречи чтобы обсудить особенности характера и психической организации ребенка. Такие беседы приносят большой результат, так как родители чувствуют, что педагог понимает их ребенка и сами дают много важной информации педагогу, подсказывая наиболее простой путь для достижения тех задач, которые ставятся перед маленьким учеником в классе. Такой контакт желателен на протяжении всего обучения ребенка, и только совместно с родителями педагог может добиться значительных результатов.

 2. Желательно, чтобы первые родительские собрания для вновь поступивших специально были спланированы тематически. Например, отдельная тематика – организация домашних занятий, режима дня, другая возможная тематика- знакомство родителей с программой в классе специальности, с графиком зачетов, академических концертов. Так как в классе специальности бывают дети разного возраста, кто-то выпускается, а кто-то только пришел в класс преподавателя, то и работу с родителями следует планировать исходя из этого.

 3. Отдельной темой является работа с родителями по формированию у юного музыканта успешного самоощущения на сцене. Особенную роль в этом может играть опять же помощь родителей. Они могут дать ребенку возможность исполнить свою концертную программу, организуя домашние концерты, приглашая знакомых, или используя любое торжество для того, чтобы юный музыкант играл перед публикой. Такая публика является самой благодарной и часто закрепляет у учащегося положительный исполнительский опыт, снимая часть напряжения в будущем. Домашние концерты полезно организовывать с объявлением программы концерта и поклоном исполнителя, а также поощрять ребенка аплодисментами. Желательно, чтобы атмосфера выступления была наиболее приближена к реальным условиям. Играя перед знакомой и доброжелательно настроенной публикой, даже самый стеснительный ученик постепенно учится справляться с напряжением и чувствовать себя более комфортно, научаясь получать удовольствие от выступления и постепенно обретая желание выходить на сцену.

 4.Также важным аспектом образования является и музыкально-эстетическое воспитание ребенка. Большую пользу приносят совместные поездки с родителями и учащимися на концерты, театральные постановки и посещение экскурсий. Для юного музыканта важно слышать произведения в хорошем исполнении, конечно, в идеале это живые выступления профессионалов. Это требует заинтересованности со стороны родителей, так как для посещения выступлений нужно отводить определенное время. Обсуждение прослушанных произведений не только в классе с преподавателем, но и обсуждение дома с родителями играет важную воспитательную роль и сближает семью. Со временем, познания ребенка в музыке превосходят познания его родителей, и он становится в семье как бы экспертом в этой области.

5. Важной вехой для всех участников образовательного процесса является отчетный концерт для родителей в конце года. В нем принимают участие все ученики класса. Это мероприятие, завершающее учебный год, проходит обычно в приподнятом настроении, так как уже сданы все зачеты и экзамены, дети добились определённых результатов.

Родители на концертах видят перспективу развития своего ребенка и часто получают вдохновение. А дети могут затем просить для изучения понравившиеся произведения других участников, и легче их разучивают с осознанием того, что сами выбрали этот материал. На этом концерте часто звучат теплые слова в адрес учеников и родителей, так что все члены семьи ощущают свои заслуги в этом успехе.

 Важно акцентировать внимание и не скупиться говорить родителям о том, что с их стороны в обучение ребенка музыке был вложен большой труд, и заслуги ученика во многом зависят от них. Это дает новый стимул и мотивацию для дальнейших занятий.

 Список использованной литературы:

 1.Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов,

     Издательство «Питер»,2000г.

 2.Дереклеева Н.Нетрадиционные формы  проведения родительских      

   собраний. Воспитание школьников,2001г,№10,С.46-50

3.Крупинина И.Педагогическое просвещение родителей,2001г.№1,С.18-20 4.Лаврентьева  В.В.Семья и школа. Классный руководитель,2000г.№3,

   С.86- 88

5.Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов.



Предварительный просмотр:

Организация работы с родителями учащихся

 МКУДО «Музыкальная школа г.Тогучина»

преподавателя И.А.Егиазарян

Цель работы с родителями:

  • создание единого воспитательного, образовательного пространства «семья – школа»
  • выявление и совместное решение проблем, влияющие на процесс обучения ученика

 Задачи работы с родителями:

 1.Ознакомление родителей с программой обучения, планом мероприятий музыкальной школы.

2.Вовлечение родителей в совместную деятельность с преподавателем  в музыкальную, общественную жизнь школы.

3.Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.

4. Решение проблем, связанных с перспективами развития ребенка.

Основные формы работы с родителями:

Мероприятие

сроки

Проведение классных родительских собраний

1 раз в полугодие

Индивидуальные консультации и беседы

Начальный этап обучения, далее по мере необходимости

Проведение классных мероприятий: концертов класса, открытых уроков

1 раз в полугодие

Организация совместной деятельности детей и родителей (привлечение родителей к проведению праздничных мероприятий, концертов и т.д.)

В течение учебного года

Анкетирование

1 раз в год (конец учебного года)

Посещение школьных концертов, а также областных   фестивалей и конкурсов.

В течение учебного года

Пояснительная записка.

      Одним из условий полноценного плодотворного учебного процесса является тесное сотрудничество преподавателя с родителями учеников. Значимость данного направления в работе педагога – музыканта сложно переоценить, поскольку социальные культурные основы в воспитании ребёнка закладывает, в первую очередь, его ближайшее окружение – семья.      

      Правильная организация работы с семьей учащихся помогает в решении многих задач, актуальных для музыкальных школ в современных условиях. Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию гармонично развитой, нравственной, творческой, способной к самосовершенствованию и самореализации личности.

        Музыкальное воспитание характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, творческие способности, волевые качества характера. Детство – наиболее благоприятный период для развития музыкальных способностей. Развитие музыкального вкуса в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем.

       Программа обучения в музыкальной школе  рассчитана на несколько лет напряженной творческой деятельности, и только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только музыкального, но и духовного, нравственного, культурного развития ребенка.

      Специфика обучения в музыкальной школе требует постоянного контроля правильного выполнения указаний преподавателя, которые он записывает каждый урок в дневник. В подготовительных и начальных классах присутствие родителей на уроках должно быть обязательным. Этот необходимый фактор положительно влияет на образовательный процесс обучающихся. Здесь же родители получают консультации. Важно донести до сведения родителей, что без их помощи закрепление учебного материала совершенно невозможно. При личных встречах необходимо объяснить родителям, что необходимо помогать своим детям в выполнении домашних заданий, читая им задание в дневнике, корректируя теоретические знания, правильную посадку за инструментом, постановку рук, исполнительские движения и т. д.

      Следующий важный аспект работы с родителями учащихся заключается в разъяснении важности регулярной домашней подготовки. Только взаимопонимание и поддержка со стороны родителей могут обеспечить систематичные домашние занятия ученика. Это, в свою очередь, станет залогом успеха в  достижении дальнейших положительных результатов в учебном процессе.

      В ходе бесед с родителями выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т. д.). Помощь родителей может также заключаться не только в организации домашней музыкальной среды, но в создании правильного информационного окружения. Важно обратить внимание родителей на освоение нового распорядка дня, правильной организации времени для занятий, поддержку первых успехов и неудач, наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием ребёнка, предупреждение ситуаций психологического дискомфорта.

       Очень интересным для семьи становится опыт совместного музицирования. Это могут быть инструментальные ансамбли (если родители владеют навыками игры на музыкальных инструментах), исполнение вокальных произведений под аккомпанемент. Также особенно важна поддержка близких в подготовке к сольному выступлению ученика, перед его участием в конкурсе или фестивале, перед экзаменом по специальности, теоретическим предметам. Необходимо отметить важность присутствия родителей или родственников учащего на концерте, где он принимает участие.

      Обучение в музыкальной школе  создает хорошие условия для работы с семьей. Как правило, в школе  учатся дети разных возрастов, из разных семей, разных по социальному статусу, культурному уровню, ценностным ориентациям. Педагог должен хорошо знать особенности каждой семьи, чтобы тщательно, взвешенно и продуманно выбирать методы и формы работы с каждым ребенком. Деятельность педагога и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта педагогического процесса. Только при единстве и согласованности действий взрослых может быть создано единое воспитательное и образовательное пространство не только для ученика, но и культурного просвещения его родителей.

     Традиционные формы работы с родителями, безусловно, приносят положительный результат. Это проведение анкетирования, индивидуальное консультирование родителей по методическим вопросам (освоение программы, организация процесса домашних занятий и др.), проведение концертов класса. Также имеет важное обучающее и воспитательное значение посещение концертов детьми и их родителями.

     В МКУДО «Музыкальная школа г.Тогучина» в течение учебного года ведется активная концертная деятельность, которая является одним из показателей достижений учащихся школы. Концертные выступления проводятся как в самой школе, так и концертных залах города. Для родителей проводятся классные и школьные собрания с концертами учащихся, лекции – концерты, открытые уроки, отчетные концерты отделений, концерты преподавателей. Совместная деятельность взрослых (педагога и родителей), основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

 Заполните, пожалуйста, анкету, которая поможет объединить наши усилия для успешного обучения Вашего ребёнка в МКУДО «Музыкальная школа г.Тогучина»

1.Имеете ли Вы музыкальное образование? ________________________________________________

 2. Есть ли у Вас дома, какой либо музыкальный инструмент? __________________________________________________________________ 3. Знаете ли вы сферу интересов вашего ребенка? __________________________________________________________________ 4. Можете ли вы помочь в формировании интереса ребенка к обучению в музыкальной школе? __________________________________________________________________ 5. Напишите, есть ли у Вас любимые композиторы? __________________________________________________________________6. Напишите, есть ли у Вас любимые музыкальные произведения? __________________________________________________________________ 7. Готовы ли Вы помогать своему ребёнку, выполнять домашнее задания? __________________________________________________________________ 8. Готовы ли Вы к сотрудничеству с преподавателями  для успешного обучения вашего ребенка в МКУДО «Музыкальная школа г.Тогучина»?

 _________________________________________________________________

Спасибо!



Предварительный просмотр:

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Учились ли Вы сами в творческих школах, когда были детьми?

-да

-нет

2. С какой целью Вы отдали ребенка в  музыкальную школу?

-для общего развития

-для приобретения навыков

- для любительского музицирования

-для подготовки к дальнейшему получению профессионального    

  музыкального образования в ССУЗах и ВУЗах

-другое (укажите)

3. С кем Вы консультировались по поводу направления обучения Вашего ребенка?

-со специалистами из музыкальной  школы

- со знакомыми, друзьями, родственниками

-ни с кем

-другое (укажите)

4. Почему Вы выбрали для обучения своего ребенка именно нашу школу?

-удобное место расположения

-высокий уровень преподавания в школе

-высокий уровень материально-технической базы школы

-воспользовался (лась) советом знакомых, соседей

-положительный имидж школы в городе

-в этой школе учились наши старшие дети

-в этой школе учился (ась) я сам (а)

-другое (укажите)

5. Считаете ли Вы, что Ваш выбор оправдался?

-да

-нет

-затрудняюсь ответить

6. На Ваш взгляд, с каким настроением Ваш ребенок идет на занятия?

-с энтузиазмом

-без энтузиазма

-бывает по-разному

-не обращал(а) внимания

7. Сколько раз в неделю Ваш ребенок посещает музыкальную школу?

-1-2 раза

-3-5 раз

-свыше 5 раз

8. Устраивает ли Вас выбор музыкальных специализаций в нашей школе?

-да

-нет

-затрудняюсь ответить

9. Какие новые специализации, по Вашему мнению, желательно открыть в нашей школе?

-обучение по классу  скрипки

- обучение по классу  саксофона

-инструменты духового оркестра

10. Что Вас не устраивает в работе школы на сегодняшний день?

-уровень внеклассной и концертной работы

-психологический климат для ребенка

-режим работы (неудобный график)

-уровень квалификации преподавателей

-уровень материально-технической базы

-отсутствие индивидуального подхода к ребенку

-низкий уровень организации учебного процесса

-другое (укажите)

11. Где Ваш ребенок выступает, демонстрирует навыки творческой деятельности?

-в школе на академических концертах и зачетах

-на школьных концертах

-на городских концертах

-на конкурсах и фестивалях

-на классных часах в школе

-в общеобразовательной школе

-перед родителями и родственниками

-перед друзьями

-на сайтах и в социальных сетях

-другое (укажите)

12. Получаете ли Вы своевременный ответ на волнующие Вас вопросы у преподавателей и администрации?

-да

-нет

-иногда

13. Из каких источников Вы узнаете о мероприятиях, организуемыми школой?

-от ребенка

-от преподавателей и сотрудников школы

- при личном общении

-сообщают по электронной почте

-сообщают по телефону

-от знакомых родителей

другое (укажите)

14. Достаточно ли Вам этой информации?

-достаточно

-не достаточно

15. Как часто Вы посещаете школьные концерты с участием Вашего ребенка?

-всегда

-почти всегда

-иногда

-не посещаю

16. Как часто Ваш ребенок говорит о том, что ему нравится учиться в музыкальной школе?

-регулярно

-не регулярно

-время от времени

-не говорит

17. Приглашает ли руководство школы известных музыкантов, артистов и т.д. для проведения концертов в школе, мастер – классов, где обучается Ваш ребенок?

-да

-нет

-затрудняюсь ответить

18. Готовы ли Вы дополнительно платить за концерты, мастер - классы с известными музыкантами,  артистами и т.д.?

-да

-нет

-затрудняюсь ответить

19. Часто ли учеников музыкальной  школы, где учится Ваш ребенок, отправляют на областные, межрегиональные  и международные конкурсы?

-достаточно часто

-не часто

-не отправляют

20.Расскажите немного о себе

 Ваш пол:

-мужской

-женский

21. К какой возрастной группе Вы относитесь:

-20-29 лет

-30-39 лет

-40-49 лет

-50-59 лет

-60-69 лет и более

22. Каков уровень Вашего образования:

-начальное образование

-среднее общее (9 классов)

-среднее полное (11 классов)

-среднее специальное (ПТУ, колледж)

-незаконченное высшее

-высшее

23. Каков род Вашей деятельности?

-учащийся

-студент

-предприниматель,

-бизнесмен

-рабочий

-служащий

-наемный работник

-творческий работник

рабочий (служащий), находящийся в длительном отпуске (по уходу за ребенком, либо по состоянию здоровья и др.)

-домохозяйка

-безработный

-пенсионер

-работающий пенсионер

24. К какой доходной группе Вы себя относите?

-группе с низкими доходами

-группе со средними доходами

-группа с высокими доходами

25. Какова отраслевая принадлежность организации, в которой Вы работаете?



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  учреждение

дополнительного образования Тогучинского  района

«Музыкальная  школа   г. Тогучина»

                                  УТВЕРЖДЁН

                                                             Приказом директора МКУДО

                                                                     «Музыкальная школа г.Тогучина»

                                                            от «31» августа 2017г.№ 77-Д

ПЛАН РАБОТЫ

с родителями преподавателя И.А.Егиазарян

на 2017-2018 учебный год

Цель работы с родителями: создание единого воспитательного, образовательного пространства «семья – школа».

Задачи работы с родителями:

1. Объединение и координация работы семьи и школы для решения поставленных задач, выявление и совместное решение проблем.

2. Вовлечение родителей в совместную деятельность с преподавателем и в музыкальную, общественную жизнь школы.

 3. Ознакомление родителей с программой обучения, планом мероприятий  МКУДО «Музыкальная школа г.Тогучина».

4. Консультации родителей по организации учебного процесса и домашних занятий.

4. Создание определенной системы просвещения родителей.

5. Повышение роли семьи в воспитании детей.

        Формы связи семьи и школы:

1. Коллективная: родительские собрания, конференции, взаимодействие с день открытых дверей, фестивали, выставки творческих работ.

2. Групповая: проведение родительских собраний, открытые уроки, работа по оформлению класса, проведение  мероприятий.

3. Индивидуальная: консультации, беседы, телефонный разговор, переписка.

п/п

Наименование

Срок

Участники

1.

Составление  списка обучающихся  по  группам

Сентябрь-2017

Январь- 2018

Егиазарян И.А.

2.

Знакомство родителей  с образовательными рабочими программами по теоретическим дисциплинам и графиком контрольных точек

Сентябрь-2017

Егиазарян И.А

Родители

3.

Родительские собрания на темы: «Музыкальное воспитание в семье», «Роль музыки и

творчества в развитии способностей детей»

Декабрь-2017

Май- 2018

Егиазарян И.А.

Родители

4.

Приглашение родителей на общешкольные собрания

По плану работы школы

Администрация, Егиазарян И.А.

Родители

5.

Знакомство с Положениями конкурсов различного уровня

В течении года

Егиазарян И.А.

Родители

6.

Знакомство родителей с планом работы  проекта «Детская филармония»

Сентябрь-2017

Егиазарян И.А.

Родители

7.

Работа с одарёнными детьми

(участие в конкурсах, фестивалях)

В течении года

Егиазарян И.А.

Родители

8.

Знакомство родителей  с планом  концертно-просветительской  деятельности

Сентябрь-2017

Егиазарян И.А.

Родители

9.

Индивидуальные беседы с родителями

В течении года

Егиазарян И.А.

Родители

10.

Профориентационная работы с обучающимися

В течении года

Егиазарян И.А.

Родители

11.

Проведение Дня открытых дверей

 Май- 2018

Егиазарян И.А.

Родители

12.

Итоги года, анализ работы

 Май- 2018

Егиазарян И.А.

Родители

           



Предварительный просмотр:

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Памятка для родителей

Что следует предпринять родителям, чтобы уберечь своих детей  и других членов семьи от гриппа в этом учебном год

  • Подумайте, как обеспечить уход за ребенком дома, в случае если он заболеет или если отменят занятия в школе.
  • Будьте готовы следить за состоянием здоровья больного ребенка и других членов семьи: проверять температуру и наличие других симптомов гриппа.
  • Определите, имеются ли в вашем доме дети, которые подвержены повышенному риску осложнений гриппа и обсудите со своим врачом, как вы можете уберечь своих детей от гриппа в предстоящем сезоне. В число детей, подверженных повышенному риску осложнений гриппа, входят дети в возрасте до 5 лет и дети, страдающие хроническими заболеваниями, такими как астма и диабет.
  • На время лечения выделите отдельную комнату для заболевших членов семьи.
  • Подготовьте новый список контактных лиц для связи в экстренных ситуациях.
  • Подберите игры, книги, видеодиски и другие вещи, необходимые для развлечения в кругу семьи на случай, если отменят занятия в школе или если ваш ребенок заболеет и будет вынужден оставаться дома.

Памятка для родителей

Что следует предпринять родителям в случае отмены занятий в школе или если ребенок заболел и вынужден оставаться дома

  • Подготовьте необходимые школьные материалы (учебники, рабочие тетради и комплекты домашних заданий).
  • Пока дети находятся дома, придумайте для них занятия. Подберите игры, книги, видеодиски и другие вещи, необходимые для развлечения в кругу семьи.
  •   Если занятия в школе отменены, следите за информацией относительно
    возобновления   учебного   процесса   на  школьном   сайте,   в   местных новостях и других источниках. Советы по уходу за детьми (и другими членами семьи), заболевшими гриппом
  •   Оставайтесь дома, если вы или ваш ребенок переболели, в течение, по
    крайней мере, 24 часов после того, как температура спала, или исчезли ее симптомы (и больной при этом не принимал жаропонижающих средств). Для предотвращения  распространения  вируса  заболевший  школьник должен оставаться дома. Не выходите из дома даже в том случае, если вы принимаете
    антивирусные препараты.
  • Прикрывайте рот и нос во время кашля и чихания. Как можно чаще мойте
    руки водой с мылом или средством для обработки рук на основе спирта, особенно после кашля или чихания.
  • Заболевший член семьи должен находиться в отдельной комнате (комнате больного) для ограничения его контакта со здоровыми членами семьи. Если возможно, за больным должен ухаживать только один человек.
  • Следите за состоянием здоровья больного ребенка и других членов семьи: проверяйте температуру и наличие других симптомов гриппа. Высокой считается температура тела 37,8 градусов по Цельсию и выше. Если вы не можете измерить температуру, следите за такими симптомами у больного, как ощущение жара, покраснение кожи, потливость или озноб. Следите за появлением тревожных симптомов, требующих немедленного медицинского вмешательства. Тревожными симптомами являются: учащенное или затрудненное дыхание; синюшная или серая окраска кожных покровов; отказ от приема достаточного количества жидкости; отсутствие мочеиспускания или слез во время плача; сильная или непрекращающаяся рвота; не пробуждение или отсутствие реакции;

 возбужденное состояние; боль или сдавливание в груди или брюшном отделе; внезапное головокружение; спутанность сознания; некоторое  облегчение  симптомов  гриппа,  которые  затем  вернулись, сопровождаемые жаром и усилившимся кашлем

  • Проконсультируйтесь   с  врачом   относительно   специального   лечения, необходимого   для   членов   семьи,   которые   могут   быть   подвержены повышенному риску осложнений гриппа, в их число входят дети в возрасте до 5 лет, беременные женщины, лица любого возраста с хроническими заболеваниями    (такими   как   астма,   диабет   или   сердечнососудистые заболевания), а также лица старше 65 лет.
  • Следите за тем, чтобы больной носил лицевую маску — если таковая имеется и переносится больным, — находясь в одном помещении с другими членами   семьи.   Это   поможет   предотвратить   распространение   вируса. Последнее особенно важно в том случае, если остальные члены семьи подвержены повышенному риску осложнений гриппа.
  • Проконсультируйтесь    с    врачом    относительно    антивирусных    или жаропонижающих препаратов для заболевших членов семьи. Не давайте аспирин детям и подросткам, так как это может привести к возникновению редкого, но серьезного заболевания — синдрома Рейе.
  • Следите за тем, чтобы заболевший член семьи много отдыхал и пил побольше прозрачных жидкостей  (например, воду,  бульон,  спортивные напитки, напитки для новорожденных, содержащие электролиты) во избежание обезвоживания организма.
  • Продлите время пребывания заболевших детей дома, по крайней мере, на 7 дней — даже в том случае, если состояние больного улучшится раньше. Тем, кто болеет дольше 7 дней, следует оставаться дома в течение, по крайней мере, 24 часов после полного исчезновения симптомов.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям первоклассников

  • Поддерживайте в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить его нового положения и деятельности.
  • Обсуждайте с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясняйте их необходимость и целесообразность.
  • Ваш ребёнок пришёл в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получиться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
  • Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. Постарайтесь в каждой работе найти, за что можно было бы его похвалить.
  • Сравнивайте ребёнка с самим собой, чему научился, что получается лучше.
  • Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к преподавателю.


Предварительный просмотр:

                        «Золотые правила воспитания»
                       (памятка для родителей)



1. Никогда не воспитывайте в плохом настроении. «Держать улыбку», потому что именно лицо - ваша визитная карточка.


2. Ясно определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.


3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.


4. Не подсказывайте готовое решение, а подсказывайте возможные пути к нему и разбирайте с ребенком его правильные и ложные пути к цели.


5. Не пропускайте момента, когда достигнут первый успех.
6. Укажите ребенку на допущенную им ошибку и постарайтесь, чтобы он осознал ее.


7. Оценивайте поступок, а не личность. Сущность человека и его отдельные поступки не одно и то же.


8. Дайте ребенку ощутить (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на его оплошность.


9. Воспитание - это последовательность целей.
10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.



Предварительный просмотр:

«Семья как фактор укрепления
духовно-нравственного и социального здоровья детей»
(или 10 заповедей успешного родителя)


1.Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.


2.Признавайте свои ошибки, просите прошения за неправильные действия и поступки, будьте справедливыми в оценке себя и других.


3.Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот – третьему: это необратимый закон благодарности.


4.Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб, ибо, что посеешь, то и взойдет.


5.Не относись к его проблемам свысока: тяжесть жизни дана каждому по силам, и будь уверен, ему его тяжела не меньше, чем тебе твоя. А может, и больше.


6.Не унижай!


7.Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь – если можешь – и не делаешь.


8.Умейте говорить со своим ребёнком так, как Вам хотелось, чтобы говорили с Вами, проявляя мягкость, исключая назидательность, грубость и  хамство.


9.Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому ребенку то, что не хотела бы, чтобы другие сделали твоему.


10.Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым.

    Общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока    

    с тобой.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

«Дети и родители: секреты общения»

Представление детей о себе и мире базируется на их каждодневном опыте. Одним из самых ценных аспектов опыта, который родители могут обеспечить своим детям, это общение с ними. В процессе такого постоянного взаимодействия дети с родителями могут развивать взаимоотношения, которые помогут детям узнавать о себе самих и о мире. Взрослые, заботящиеся о детях, ответственны за создание и поддержание с ними позитивного общения.

Советы родителям для нормализации общения с ребенком.

  • Безусловное принятие ребенка, то есть нужно любить его не за то, что он умный, хорошо учится, послушный и т.д., а просто так, за то, что он есть, и не забывать говорить об этом.
  • Испытывать негативные эмоции - это нормально, важно проявлять свое недовольство адекватно. Выражайте недовольство отдельными действиями, а не ребенком в целом. ("В этот раз ты не старался, я расстроена твоей плохой оценкой" вместо "Ты неумеха и лентяй, так и знала, что получишь двойку!").
  • Старайтесь обращаться к ребенку не только с претензиями и критикой, важно говорить на равных, тогда ребенок будет стремиться к общению. Для начала постарайтесь зафиксировать (можно письменно), сколько раз за день Вы обращаетесь ребенку с критикой и нравоучениями, а сколько - просто так, чтобы обсудить что-то интересное, поделиться новостями, мыслями; сколько раз Вы похвалили ребенка за день? Доброжелательных обращений должно быть больше!
  • Если мы искренне говорим с ребенком о том, что чувствуем, он тоже учится говорить о своих чувствах, а следовательно и лучше их понимать.
  • Ребенку очень важно слышать от близких взрослых позитивную оценку его действий, недаром некоторые дети открыто спрашивают " Ты меня любишь?", даже провоцируют "Я плохой, я дурак..." при этом надеясь (подсознательно), что его разубедят, скажут что-то наподобие "Я думаю, что ты хороший, умный, просто сегодня не получилось, нужно постараться в следующий раз, я все равно тебя люблю".
  • Важно, чтобы ребенок умел выражать свои чувства словами, а для этого нужно развивать его речь (беседы, чтение книг и т.д.).
  • Часто семейные тайны оказывают негативное влияние на психо-эмоциональное  развитие ребенка - он чувствует, что что-то не так, но, не зная причины, начинает сомневаться, прежде всего, в себе, появляются необоснованные страхи, которые переходят в депрессию со всеми последствиями. Практически во всех случаях поговорка "Лучше горькая правда, чем сладкая ложь" оказывается актуальна, но важно дозировать информацию в соответствии с возрастом ребенка.

Помните, что ребенок воспроизводит с другими людьми (а потом и со своими детьми) модель поведения и общения, усвоенную в семье.

Общение родителей  со  своими детьми  – необходимое условие их полноценного развития.

Расспрашивайте детей про прошедшие события; уточняйте детали и используйте новые слова для описания событий («Расскажи мне, с кем ты сегодня играл в саду? Что вы делали?»).

Поддерживайте детей в выражении их эмоций, описании как позитивных, так и негативных эмоций, обсуждайте с ними возможные причины их возникновения.

Создавайте условия для фантазирования, разыгрывания воображаемых ситуаций, как в одиночку, так и вместе с друзьями (например, изображая купание малыша, ведение домашнего хозяйства, играя в космонавта).

Предоставляйте детям возможность соотносить услышанные слова с написанными (например, прикрепляйте листочки с названием знакомых предметов в окружении ребенка; слушайте истории ребенка и записывайте их; предлагайте ребенку собирать те предметы, которые включают знакомые им слова, такие как тюбик зубной пасты и пр.).

Если ребенок говорит с собой вслух, не препятствуйте ему в этом. Это помогает детям дошкольного возраста сосредоточиться на том, что они делают.



Предварительный просмотр:

Барьеры непонимания, возникающие в процессе взаимодействия

между педагогами и родителями

Уровни непонимания

Подходы преодоления непонимания

Фонематический барьер:

невнятная,  быстрая речь, речь с акцентом, с использованием несоответствующей смыслу высказывания жестикуляцией.

Предоставление информации четкой дикцией и уместной жестикуляцией.

Семантический барьер:

использование непонятной научной, профессиональной терминологии; несогласованность представлений из-за разных уровней образования, профессии, индивидуальных особенностей.

Владение информацией об аудитории, использование знакомых терминов, понятий, вдумчивое введение новых слов.

Стилистический (синтаксический) барьер:

несоответствие словесной формы эмоциональному содержанию.

Умение  правильно структурировать информацию, четко организовывать сообщение, используя перечисление, выделяя акценты.

Логический барьер:

возникает из-за неправильных или неразделяемых аргументов и логики собеседника.

Знание психологического, образовательного уровня слушателей. Для людей с высокой заинтересованностью, восходящая система аргументации  (от частного к общему) и наоборот.

 



Предварительный просмотр:

План беседы с родителями

Тема: Общие сведения о воспитании ребенка в семье, его склонности и интересы

Вопросы к родителям:

  1. Фамилия, имя ребенка, дата рождения.
  1. Состав семьи. Профессии родителей. Образование отца и матери. Материальное положение и бытовые условия семьи.
  1. Какой ребенок по счету в семье?
  1. С какого времени ребенок посещает данное учреждение?
  1. Как долго находится в данной группе?
  1. Какие болезни перенес ребенок?
  1. Какие травмы перенес ребенок?
  1. Какие игры, игрушки, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся (есть ли специальный уголок, комната)?
  1. С кем чаще остается ребенок дома? Кто с ним гуляет, играет? Кто приносит ребенку игрушки, книги?
  1. Единодушны ли все взрослые члены семьи в подходе к ребенку, в том, что ему разрешают, запрещают?
  1. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье (поощрения, внушения, выговоры и др.)?
  1. Кого в семье ребенок больше всего слушается?
  1. С кем чаще конфликтует?
  1. Кому чаще жалуется на обидчиков?
  1. С кем чаще делится своими впечатлениями?
  1. Помогает ли ребенок по дому (участвует в домашней уборке, в накрывании на стол, ухаживании за животными, поливает растения, помогает в уходе за малышами)?
  1. Назовите любимые занятия, игры и игрушки ребенка, любимые книжки, фильмы.
  1. Назовите лучших друзей вашего ребенка (по двору, детскому саду, школе).
  1. Какие качества и способности вашего ребенка Вы особенно цените?



Предварительный просмотр:

Анкета для родителей

Уважаемые родители!

Для изучения Вашей и Вашего ребенка удовлетворенности занятиями в различных объединениях дополнительного образования, просим Вас ответить на следующие вопросы:

1.​ Сколько лет Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. от 2 до 3 лет от 7 до 9 лет
  2. от 3 до 5 лет от 10 до 13 лет
  3. от 5до 7 лет от 14 до 17 лет

2.​ Каков пол Вашего ребенка? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. мальчик
  2. девочка

3.​ Какова продолжительность посещения занятий в ДМШ? Поставьте галочку напротив нужного ответа

занимается первый год

 2-3 года

более 3-х лет

4.Что, на Ваш взгляд, привело Вас и Вашего ребенка заниматься в ДМШ? Укажите нужные варианты

  1. надежда заняться любимым делом;
  2. желание узнать что-то новое, интересное;
  3. надежда найти новых друзей;
  4. потребность в духовно-нравственном развитии;
  5. надежда укрепить здоровье;
  6. надежда на то, что занятия помогут лучше понять самого себя;
  7. желание узнать о том, что не изучают в общеобразовательной школе;
  8. желание подготовиться к выбору профессии;
  9. надежда на то, что занятия дополнительным образованием помогут преодолеть трудности в учебе;
  10. желание получить опыт взаимодействия с детьми и взрослыми;
  11. потребность развивать самостоятельность;
  12. желание провести свободное время с пользой.
  13. другое__________________________________________________________

5. Что, на Ваш взгляд, поспособствовало выбору Вами и Вашим ребенком учреждения  дополнительного образования? Укажите нужные варианты

  1. рекомендации друзей и знакомых; желание ребенка;
  2. реклама дополнительного образования; близость от дома;
  3. качество услуг и гарантируемый результат;
  4. другое___________________________________________________________

6. Отвечает ли Вашим и Вашего ребенка интересам набор предлагаемых дополнительных образовательных услуг в образовательном  учреждении , которые Вы посещаете? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. не отвечает;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить.

7. Удовлетворены ли Вы режимом работы учреждения дополнительного образования, посещаемых Вашим ребенком (дни, время, продолжительность занятий)? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить.

8. Удовлетворены ли Вы организацией работы и бытовыми условиями образовательного учреждения (культура обслуживания в раздевалке,  санитарным состоянием помещений и т.д.)? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. затрудняюсь ответить.

9. Удовлетворяет ли Вас и Вашего ребенка материально-техническое оснащение помещений образовательного учреждения? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить.

10. Удовлетворены ли Вы качеством предоставляемых дополнительных образовательных услуг Вашему ребенку? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить.

11. Устраивает ли Вас уровень разработки образовательных  программ? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить.

12. Устраивает ли Вас информационное обеспечение и достаточно ли Вам информации, предоставляемой о дополнительном образовании? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. да;
  2. нет;
  3. в какой-то степени затрудняюсь ответить

13. Что может привлечь Вас в педагогах,  выбранного Вами учреждения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. профессионализм
  2. интеллигентность
  3. высокий рейтинг среди других педагогов
  4. что-то еще______________________________________________________

14. С большим ли интересом Ваш ребенок идет заниматься в учреждение дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

  1. всегда;
  2. иногда;
  3. нет.

15. Посещая учреждение дополнительного образования, Вы считаете, что: Укажите нужные варианты

  1. знания и умения, которые здесь получает Ваш ребенок, имеют значение для его будущей профессии;
  2. занятия дополнительным образованием по-настоящему готовят Вашего ребенка к самостоятельной жизни;
  3. Ваш ребенок получает возможность поднять свой авторитет среди друзей;
  4. в объединениях дополнительного образования всегда хорошие отношения между взрослыми и ребятами;
  5. Ваш ребенок постоянно узнает много нового;
  6. занятия в коллективе дают Вашему ребенку возможность лучше понять самого себя;
  7. в посещаемом Вашим ребенком коллективе созданы все условия для развития его(ее) способностей;
  8. к педагогам Вашего ребенка можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации;
  9. Ваш ребенок проводит время с пользой;
  10. занятия укрепляют здоровье Вашего ребенка;
  11. другое__________________________________________________________

16. Что может помешать занятиям Вашего ребенка дополнительным образованием? Укажите нужные варианты

территориальная удаленность дороговизна

нет того, что интересно ребенку

нет учета ограниченных возможностей ребенка

другое___________________________________________________________

17. Посещал ли Ваш ребенок ранее какие-нибудь секции, кружки, объединения дополнительного образования? Поставьте галочку напротив нужного ответа

да нет

Если да, то какие?___________________________________________________

___________________________________________________________________

Если да, то сколько по времени (лет, месяцев) ?__________________________

Почему перестал посещать?___________________________________________

                                     Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

10 причин чтобы учиться музыке

Причины учиться музыке

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни  Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что фортепиано некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку вообще некогда – английский, испанский, секция по плаванию, балет и прочая, и прочая...  

Есть веские причины всё это преодолеть и всё-таки учить музыке, и эти причины должны знать современные родители:  

1. Играть – это следовать традиции.  

Музыке учили всех аристократов, русских и европейских. Музицировать – это лоск, блеск и шик, апофеоз светских манер. Дюк  Эллингтон  начал играть на рояле потому, что вокруг играющего парня всегда собираются девушки. Ну, а вокруг играющей девушки?  

Внимание, родители невест!  

2. Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов.  

Зимой и летом, в будни и праздники. Почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но, в отличие от героев спорта, играя на рояле, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни даже руку.  Внимание, строгие родители! Музыка – это воспитание характера без риска травмы: как хорошо, что такое возможно!  

3. Занимаясь музыкой, ребёнок развивает математические способности.  

Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст, и знает, что в музыкальной пьесе как в математическом доказательстве: ни убавить, ни прибавить! Не случайно Альберт Эйнштейн играл на скрипке, а профессора физики и профессора математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба.  

Внимание, дальновидные родители будущих математиков и инженеров! Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.  

4. Музыка и язык – близнецы-братья.  

Они родились следом друг за другом: сначала старший – музыка; потом младший – словесная речь, и в нашем мозге они продолжают жить рядом.  

Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи.  

Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку.  

Внимание, мудрые родители будущих журналистов и переводчиков! Вначале было Слово, но ещё раньше был Звук.  

5. Музыка структурна и иерархична: крупные произведения распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов. Стихийное понимание музыкальной иерархии облегчает понимание компьютера, тоже сплошь иерархичного и структурного.  

Психологи доказали, что маленькие музыканты, ученики знаменитого Шиничи Сузуки, если даже не слишком преуспели в развитии музыкального слуха и памяти, зато обошли своих сверстников по уровню структурного мышления.  

Внимание, прагматичные родители будущих IT-инженеров, системных администраторов и программистов! Музыка ведёт прямо к вершинам компьютерных наук; не случайно фирма  Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.  

6. Музыкальные занятия развивают навыки общения или, как их сегодня называют, коммуникативные навыки.  

За годы учёбы ребёнок-музыкант познакомится с галантным и дружественным Моцартом, ершистым и атлетичным Прокофьевым, умудрённым и философичным Бахом и другими очень разными музыкальными персонами. Играя, ему придётся в них перевоплотиться и донести до публики их характер, манеру чувствовать, голос и жесты.

Теперь остаётся один шаг до таланта менеджера. Ведь для него едва ли не главное – понимать людей и, пользуясь своим пониманием, управлять ими.  

Внимание, амбициозные родители будущих основателей бизнес-империй! Музыка ведет от сердца к сердцу, и самое грозное оружие топ-менеджера – обезоруживающая улыбка «хорошего парня».  

7. Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны.

Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувственны, как дамы, а музыканты-женщины стойки и тверды духом, как мужчины. Музыка смягчает нравы, но, чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным.  

Внимание, прозорливые родители, ожидающие помощи и поддержки в старости! Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».  

8. Занятия музыкой приучают «включаться по команде».  

Музыканты меньше боятся страшного слова deadline – срок сдачи работы. В музыкальной школе нельзя перенести на завтра или на неделю вперёд зачёт по гаммам и классный концерт. Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу», и ребёнок с таким опытом не завалит серьёзный экзамен, интервью при приёме на работу и ответственный доклад.  

Внимание, беспокойные родители! Музыкальные занятия в детстве – это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь.  

9. Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу.  

Музыка помогает ориентироваться в нескольких одновременных процессах: так, читающий с листа пианист, сразу делает несколько дел – помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее.  

Музыка течёт в своём темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передаёт информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях.  

Внимание, перегруженные и усталые родители! Ребёнку-музыканту будет легче, чем Вам, бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.  

10. И, наконец, музыка – наилучший путь к жизненному успеху.  

Почему? См. пункты 1-9.

 Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости: Агата Кристи свой первый рассказ написала о том, почему ей трудно играть на фортепиано на сцене; Кондолиза  Райс, напротив, больше всего любит играть на публике в своём ослепительном концертном платье, а Билл Клинтон уверен, что без саксофона никогда не стал бы президентом.

Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы даже и недолго, хотя бы даже и без особого рвения? Конечно, занимались.  

И у нас есть 10 причин последовать их вдохновляющему примеру.