Мальцева Ирина Анатольевна

Мальцева Ирина Анатольевна

Консультация для родителей
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ ВМЕСТЕ

Предварительная работа:
♦ Приготовить для каждого родителя памятку «Как преодолеть страх перед школой».
♦ Расположить в вестибюле почтовый ящик «Почта психологу». Предложить родите-лям задать интересующие их вопросы по подго¬товке ребенка к школе.
♦ Оформить выставку литературы по подготовке детей к школе.
♦ Приготовить материал для игры «Кто быстрее соберет ранец».
Ход собрания
На мольберте красочно обозначена тема собрания. Воспитатели приветствуют ро-дителей, приглашают в группу. Перед началом соб¬рания родители знакомятся с выстав-кой литературы.
1. О воспитании самостоятельности.
Выступление воспитателя
Наши дети стали взрослее еще на один год. Теперь они воспитанни¬ки подготови-тельной группы, самые старшие в детском саду. Совсем скоро в школу! Как сложится обучение ребенка в первом классе, во многом зависит от наших с вами усилий. «Почему сегодня Петя просыпался десять раз? Потому что он сегодня поступает в первый класс!..». Эти строки из стихотворения А. Барто хорошо известны всем нам. Как встре-тится ребенок со школой, во многом будет зави¬сеть от того, какое отношение к школе у него сложится, какие ожи¬дания будут сформированы. Формирование стремления стать уче¬никами — это обогащение общего развития дошкольника, создание положительной психологической установки на новый этап жизни.
Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отноше¬ния к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказы¬вать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в обще¬нии с педагогами.
Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоя¬тельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элемен¬тов творчества. Самостоятельный ребенок — это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверен¬но. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к пове¬дению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отно¬шения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно само¬стоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испыты¬вает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взросло¬го, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении зада¬ний. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помо¬гать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей зна¬чительно затягивается.

Памятка как воспитать у ребенка самостоятельность
1. Постоянно обогащать знания и умения детей.
2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.
3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно пред¬лагая но-вые задания.
4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).
5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.
6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.
7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его дости¬жений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.
8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успеш-ные действия.

2. О психологической готовности к школе.
Педагог-психолог предлагает родителям разделить лист бумаги пополам и на од-ной стороне написать качества, характеризующие, по их мнению, готовность ребенка к школе. Затем все вместе обсуж¬дают полученные ответы. Наиболее часто встречающиеся варианты психолог записывает на доске. На другой стороне листа психолог предлагает записать качества, о которых пойдет речь в выступлении.
Выступление педагога -психолога
Психологическая готовность к обучению в школе является важ¬нейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.
Первым условием успешного обучения в начальной школе явля¬ются наличие у ре-бенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое же-лание учиться в школе. Неоднократные опросы детей подготовительных групп показы-вают, что учиться в школе хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания не у всех одинаковое. Если часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, то другую часть привлекают внешние атрибуты школьной жизни: портфель, школьные принадлежности, звонки, перемены в школе, встреча с учителем. Однако это не означает, что дети из второй группы к школе мотива-ционно не готовы, и у пер¬вой, и у второй группы детей присутствует положительная стойкая мотивация к обучению в школе, которая будет являться фунда¬ментом для форми-рования учебной деятельности. Ребенок должен принять для себя новую социально зна-чимую позицию — позицию школьника, которая обязывает его занять иное по сравнению с дошкольником положение в обществе, принять новые правила поведения.
Чтобы ребенок хорошо адаптировался к школе, успешно учился, он должен иметь определенный уровень зрелости тех функций, которые специалисты называют «школьно значимыми», познава¬тельными функциями. Прежде всего они обеспечивают готовность и способность ребенка заниматься учебной деятельностью, сосре¬доточенно и целенаправ-ленно работать под руководством педаго¬га. Один из главных показателей такой готовно-сти - организация деятельности или умение произвольно управлять собой, т.е. волевая готовность к школе. К моменту поступления ребенка в школу про¬исходит формирова-ние основных элементов волевого действия — умение поставить цель, принять решение, наметить план действий, выполнить его, оценить результат своих действий.
Важным показателем готовности к школе является интеллекту¬альная готов-ность. Долгое время под интеллектуальным разви¬тием ребенка понимали наличие опре-деленных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как доста-точный уровень развития высших психических функций: памяти, внима¬ния, мышления, восприятия, речи.
Социальная готовность предполагает сформированность у ре¬бенка таких ка-честв, которые помогут ему установить взаи¬моотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.
Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой ком-плекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:
• мотивационная готовность;
• волевая готовность;
• интеллектуальная готовность;
• социальная готовность.
Педагог-психолог предлагает родителям сравнить собственные, записанные в на-чале собрания представления о готовности к школе, с полученной информацией, оце-нить, насколько родительские пред¬ставления соответствуют научным.
Затем предлагает родителям, имеющим старших детей-школьников, поделиться опытом подготовки детей к школе.
Педагог-психолог знакомит родителей с содержанием памятки.
Памятка
«Как преодолеть страх перед школой»
Первое сентября практически у каждого человека связано с трогатель-ными, волнующими воспоминаниями. Но бывает, что ребенок не хочет идти в школу, поскольку панически ее боится. Причина такого отношения к школе, как правило, - результат ошибок в воспитании. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы не допустить подобного.
1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя го-ворить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не уме¬ешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д. •
2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.
3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.
4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ре-бе¬нок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассни¬ков.
5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.
6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достиже¬ния. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собствен-ные силы и возможности.

2. Роль игры при подготовке ребенка к школе.
Выступление воспитателя
Дошкольный возраст — замечательный период в жизни любого человека. Это вре-мя, когда развиваются мотивации, желание что- то делать, выражать себя, творить, об-щаться. Все это происходит в собственной активности ребенка — в игре, рисовании, кон-стру¬ировании, танцах, пении. Игровая деятельность — ведущая для ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок примеряет на себя новые роли, учится жизни. Недооценивать значение игры в разви¬тии дошкольника нельзя. Ведь учебная деятельность формируется только с семи лет. А значит, для того чтобы научить ребенка чему-то новому, надо учить его в игре. Подготовка к школе заключается не в том, чтобы научиться читать и писать. Многие родители дума¬ют, что чем раньше ребенок начнет писать, тем развитее он будет. Но это абсолютно неверное представление. Письмо — это навык, который практически ничего не дает для личностного развития, для мотивации. Лучшая подготовка к школе — это нормально прожитые детские годы. Учите детей играть! Как часто родители слышат от ребенка: «Поиграй со мной, ну пожалуйста!». И какую радость он испытывает, когда мама или папа, оторвавшись наконец от беско¬нечных дел и забот, соглашаются побыть пациентом в больнице, покупателем в супермаркете или клиентом в парикмахерской.
Игра для ребенка - это не только удовольствие и радость. Это мир, в котором он живет, через который постигает жизнь, учится стро¬ить взаимоотношения с другими людьми. С помощью игры можно развивать память, внимание, мышление, воображение — психи¬ческие функции, необходимые для успешного обучения в школе, благополучной адаптации в новом детском коллективе. «Именно в игре проявляются разные стороны личности ребенка, удовлетво¬ряются многие интеллектуальные и эмоциональные потреб-ности, складывается характер, — пишет Б.В. Никитин. — Что бы вы ни делали, к чему бы ни стремились, окунитесь в мир детства так, как, по вашим представлениям, купается в нем ваш ребенок. И надо это сделать быстрее, иначе можно опоздать на целую жизнь».
Игра имеет самое непосредственное отношение к подготовке к школе. В ней есть все, что необходимо для полноценного развития ребенка. И в этом ее незаменимое значе-ние. В играх ребенок фор¬мируется как активный деятель: он определяет замысел и во-площает его в игровом сюжете. Он по своему усмотрению вносит коррективы в игровые планы, самостоятельно входит в контакты со свер¬стниками, пробует свои силы и возмож-ности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие характеристики свобод¬ной игровой деятельности — играют неоценимую роль в форми¬ровании личности будущего школьника. Если сюжетно-ролевые игры оказывают более широкое общеразви-вающее влияние на личность дошкольника, то игры с правилами (дидактические игры) самым непосредственным образом связаны с предстоящей учебной деятельностью и по-ведением учащихся. В играх с правилами проис¬ходит своеобразное моделирование, про-игрывание ребенком ситуа¬ций и действий, в значительной степени приближенных к бу-дущей учебной деятельности. В любой дидактической игре всегда есть игровая задача, которую ребенку следует понять и принять , чтобы ее решить, необходимо выполнить оп-ределен¬ные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать). Многие игры с правилами, например настольно-печатные, требуют от ребенка довольно сложных дейст-вий, выполнения одновременно нескольких условий, в таких играх развивается и необходимая буду¬щему школьнику произвольность поведения и общения со взрослы¬ми и сверстниками.
Играя дома вместе с детьми, важно соблюдать несколько усло¬вий:
• четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
• занимать в игре позицию равноправного партнера. Сопереживать играющим, живо и эмоционально реагировать на ход игры, прояв¬лять интерес к действиям ребенка;
• во время игры дать ребенку возможность быть в роли как уча¬стника, так и ведущего;
• варьировать задания и правила игры, развивая способность про¬извольно перестраи-вать свое поведение в соответствии с изменени¬ем игрового содержания;
• обязательно поощрять победителя игры.

3. Веселые диктанты.
Выстушение логопеда
Подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. В подготовительной группе этому уделяется особое внимание.
Подготовка к письму предполагает развитие у детей:
• мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных ин-струментов, в процессе чего раз¬виваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);
• пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направ-лениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);
• чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;
• изобразительных и графических умений в процессе изобрази¬тельной дея-тельности, а также с помощью графических упражнений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму? (Логопед рас-сказывает про упражнения и демонстрирует родителям наглядный материал.)
Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование — рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение раз¬личных элементов узора, приемы расположения элементов на плос¬кости, учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.
Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закра¬шено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.
Помогает развитию графических умений выполнение различ¬ных заданий, связан-ных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или па-па показывают, как рисо¬вать штрихи, контролируют параллельность линий, их направле-ние, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.
Широко используются различные графические упражнения в тет¬ради в клетку: об-ведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: ова-лов, линий, крючков, тре¬угольников.

Правила работы с рабочими тетрадями дома
1) Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен гор¬биться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.
2) Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет — падать слева.
3) Следите за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Часто бывает, что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.
4) Кисть и локоть не должны зависать над столом.
5) Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.
6) Время работы с тетрадями не должно превышать 7—10 мин.

Добавить запись

Защита от спам-роботов