Методическая копилка

Максименко Ольга Вячеславовна

Материалы, которые могут быть полезны  коллегам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon адаптивная технология67.5 КБ
Файл Обобщение опыта717.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « ООШ с Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Тема работы:

Приёмы адаптивной технологии на уроках  в начальной школе

Автор: Максименко Ольга Вячеславовна,

учитель начальных классов                    МБОУ «ООШ с. Кучумбетово Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Я, как и любой учитель хочу, чтобы мои ученики  не просто усвоили знания, но и стараюсь раскрыть в каждом своем воспитаннике  личностный и  творческий  потенциал.  С этой целью в своей работе я применяю адаптивную технологию обучения, которая разработана и внедрена в учебный процесс профессором Института иностранных языков им. Мориса Тореза Границкой Антониной Сергеевной.

 Целью данной технологии является обучение приемам самостоятельной работы и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности. В этой педагогической технологии главное место занимает ученик, его характер, его способности к усвоению и понимаю материала.

На первом этапе : учу  всевозможным приемам самостоятельной работы по предмету. Для этого готовлю индивидуальные (групповые) многоуровневые задания по объему и степени сложности.

На втором этапе: обучаю детей работать парах.

  • Организуется взаимоконтроль. Выступаю в роли организатора, готовлю соответствующие задания, привлекаю к этой работе детей, а также активно включаюсь в работу групп в разных качествах: участника, помощника, консультанта, арбитра
  • Так же во время самостоятельной работы учащихся могу работать индивидуально с более слабыми или контролировать работу недобросовестных учеников.

Третий этап предусматривает обособленную самостоятельную работу и переход к самоконтролю. Включаю задания для обязательного выполнения с нарастающей степенью сложности.

При  проверке знаний и способов деятельности, что провожу после изучения  нового материала, применяю различные  образовательные технологии, методы и приемы обучения (срез знаний, обратная связь, само- и взаимопроверка заданий по эталону, сигнальные карточки, компьютерные задания).   

На адаптивном уроке учу обучающихся рефлексировать  деятельность с использованием, например, устной рефлексии, цветовых сигналов и пр. К примеру, что главного ты узнал на уроке? Чем бы ты хотел помочь товарищам? Интересно ли было работать в паре? Тебе было комфортно на уроке?  Выбери утверждение  (Я узнал.. Я вспомнил.. Я научился..  Я применял..) С ведением рефлексии повышается ответственность обучающегося за результаты своего труда, снимается страх перед плохой отметкой.

Стоит помнить о том, что адаптивный урок должен быть здоровьесберегающим.

На уроке использую    Физические паузы, минутки, релаксация, игры,  которые способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Предлагаю  фрагмент урока русского языка в 4 классе по теме «Наречие» по программе «Начальная школа XXI века».

Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.

Цель урока: повторение, систематизирование и обобщение знаний учащихся по теме «Наречие»

Задачи урока:

Образовательная: повторить морфологические признаки наречия и  синтаксическую функцию через выяснение роли наречий в тексте, повторить правописание наречий.

Развивающая: развивать умение находить наречия в художественном произведении, содействовать развитию самостоятельности учащихся, развивать речь, орфографическую зоркость, умение оценивать свою работу.

Воспитательная: воспитывать у учащихся интерес к изучению русского языка, умение работать в коллективе, воспитывать нравственные качества учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные

 - знать, что такое наречие;

 - уметь ставить вопросы к наречиям;

 - находить наречия в тексте;

 - отличать наречия от других частей речи;

 - определять морфологические признаки наречий;

  - уметь работать с текстом, находить наречия в художественном произведении.

Метапредметные

Личностные:

 - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

 - Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятия образца «хорошего ученика»

Регулятивные:

 - принимать и сохранять учебную задачу на уроке;

 - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

 - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок

Познавательные:

 - использовать знаково-символические средства (Алгоритм) для решения задач;

 - строить сообщения в устной и письменной речи;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 - осуществлять синтез как составление целого из частей;

Коммуникативные:

 - владеть диалогической формой коммуникации;

 - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 - формулировать собственное мнение и позицию;

 - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

На  этапе Актуализации дети, отгадав ребусы,  ответили  на вопрос «Что объединяет слова, которые  выписали?» Сформулировали тему урока,  Выявили проблему урока. Определили  цель. 

На этапе Отработки умений  повторили «Правила работы в группе».

На партах  лежат карточки Приложение №2

Задание 1

- Прочитайте вопросы и подготовьте ответы. Работаем в  парах.

 1. Какие слова называются наречиями?

 2. Что свидетельствует об их неизменяемости?

3. На какие вопросы отвечают наречия?

 4. Каким членом предложения являются?

Если кому сложно, можно обратиться к карточке – помощнице        

Наречие – это (самостоятельная или служебная ) часть речи, которая обозначает_________ дейстия  или признак другого________________отвечает на вопросы: Где?_____?______?Откуда?________?_______?______? В какой_______?  Наречие (изменяется или не изменяется), то есть____ склоняется и  ____спрягается.  В предложении наречие является ___________

Проверьте  работу по эталону на экране

 Наречие -  самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак другого признака  и отвечает на вопросы: 

Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как?  В какой степени? И другие. Наречие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. В предложении наречие чаще всего является обстоятельством.

Оцените работу на этом этапе при помощи  оценочных сигнальных карточек.

Возьмите листы  Приложение №1

Сегодня мы  еще раз  обратимся  к рассказу  Викентия  Вересаева «Легенда», который нам очень понравился.

- Наречия в тексте выделены  жирным шрифтом.

Задание 2

 Выпишите наречия, которые не нуждаются в проверке.

Проверка по эталону.

Кругом, сильно.        

Оцените работу на этом этапе при помощи  оценочных сигнальных карточек.

Задание 3

Выпишите наречие с орфограммой «Безударный гласный», запишите проверочное слово.

Если кому сложно выполнить задание, можно обратиться к карточке-помощнице

Карточка - помощница 

глубоко – глубокий

Проверка по эталону. Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек

Задание 4

 Написание каких наречий нельзя проверить? Выпишите их.

Однажды, вдруг, вокруг, никогда

 Проверка по эталону

- Как мы называем такие слова? (словарные)

-Как не ошибиться в написании слов? (запоминаем).  Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

Задание 5

Подберите к наречиям из текста антонимы

Глубоко – мелко, поверхностно

Сильно – слабо

Никогда - всегда

Оцените свою работу при помощи сигнальных карточек.

ТЕСТ «НАРЕЧИЕ». 

-Возьмите листы «Приложение №3.»  и выполните Тест «Наречие»

-Обменяйтесь листами «Приложение №3»

Проверьте тест по эталону (Слайд) и поставьте отметку за тест товарищу по парте.

Каждый ответ оценивается по 1 баллу

Критерии оценки   9б – «5»,  6б-8б – «4»,   4б-5б –«3», 1б-3б-«2». Эта отметка за урок.

Предлагаю оценить свою работу на уроке. Посмотрите на оценочные квадратики в «Приложении» №2 и в зависимости от преобладающего цвета, выберите высказывание и продолжите его:  (Слайд)

  1. сегодня было интересно…
  2. было трудно…
  3. я выполнял задания…
  4. я понял, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

Заключение

 Умение самостоятельно работать— это то, чему ученик должен научиться в школе. Основным признаком АСО является резкое увеличение времени на самостоятельную работу на уроке и, как следствие этого, нормализация загруженности учащихся домашней самостоятельной работой.

  В адаптивной технологии самостоятельная деятельность учащихся протекает одновременно с индивидуальной. Контроль, включённый в самостоятельную работу учащихся, ориентирую на помощь им в формировании умения работать самостоятельно, осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль, помогать товарищу при возникновении трудностей.

 Также в своей деятельности я использую и другие педагогические технологии, а именно метод проектов. Считаю, что метод проектов тоже ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. В его основе лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Стараюсь создать в классе атмосферу сотворчества, так как в процессе такого общения проявляются интересы учащихся, устанавливаются дружеские контакты, учащиеся чувствуют себя комфортно.

Ценность применения адаптивной системы обучения Границкой А.С. в том, что в рамках классно-урочной системы возможна такая организация работы класса, при которой 60–80% времени учитель может выделить для индивидуальной работы с учениками

Считаю, что адаптивный урок – это урок, который приносит усилие и успех.

Список литературы: 

  1. Границкая А. С. Методика проведения занятий при адаптивной системе обучения. - М., 1990.
  2. Границкая А. С. Научиться думать и действовать. Адаптивная система обучения в школе: Кн. для учителя. - М., 1991.
  3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до технологии. - М., 1996.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Развитие произвольного внимания младших школьников в процессе обучения через использование учебно-дидактических игр в урочной и внеурочной деятельности». Максименко Ольга Вячеславовна учитель начальных классов Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области»

Слайд 2

Внимание – это сосредоченность , направленность человека на конкретные предметы и явления при отвлеченности от всего остального . Основное условие успешного обучения ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 3

Внимание п роизвольное более высокая ступень внимания, требующая сосредоточения сознания и воли; этот вид внимания развивается в процессе труда, когда ребёнок делает не то, что интересно, а то, что он должен делать . неп роизвольное направленность на предмет в силу его особенностей (цвет, форма, новизна)

Слайд 4

объём (кол-во предметов, которые могут быть восприняты одномоментно) 2019 г методика «Корректурная проба» (буквенный вариант), «Таблицы Шульте » от 35% до 40% – низкий результат

Слайд 5

концентрация (степень сосредоточенности на предмете) 2019 г Методика « Пьерона-Рузера » 38% - низкий результат

Слайд 6

распределение (возможность выполнять несколько действий одновременно, удерживать во внимании несколько предметов); 2019 г Методика «Таблицы Шульте » - 41 % низкий результат

Слайд 7

устойчивость (длительность сосредоточения на предмете) Методика « Пьерона-Рузера » 38% - низкий результат

Слайд 8

переключаемость (сознательный перенос внимания с одного предмета на другой) 2019 г Методика «Красно-чёрная таблица» 40%- низкий результат

Слайд 9

Совершенствуем свойства внимания!

Слайд 10

Упражнения для развития зрительного внимания

Слайд 11

Раскрась по образцу!

Слайд 12

Зачеркни-ка! Разнообразные задания (корректурная проба)

Слайд 13

Сосчитай правильно! 2 3 7 8 4 1 9 5 6

Слайд 14

Какое число пропущено!

Слайд 15

Повтори узор! Повтор узора из разных значков. После того, как освоит клеточные узоры, можно переходить к более сложным, нарисованным на числом листе бумаги. Проверять самостоятельно правильность выполнения.

Слайд 16

Линии!

Слайд 17

Дополни!

Слайд 18

Слово потерялось! фпитзмкунцзниа кот ел март по мяч в трпмдымылощйьмшцысорзщнтспржо квиалипшубаывакртьамамаоипсазш отшмлорорвбуранстралгпалкани одыраметлакаиогуавтобусшыгм

Слайд 19

Что лишнее? Автобус – трамвай – самолёт –пылесос – поезд Отгадай загадку! Послушай и перескажи!

Слайд 20

Назови одним словом! Лук, морковь, огурец, помидор -… Слушай и считай! Во время чтения предложения, взрослый стучит карандашом по столу. Ребёнок должен понять смысл предл., сосчитать кол. ударов.

Слайд 21

Среди букв спрятались 10 названий животных. Попробуй найти, какие животные здесь прячутся. К Ш Л И С А В Ч О Р В А Р Я С О Н Б У Ь К П К А Н У Ж З В Ю П Д Г Ё Г Р X Н О Ч Ы Б Р У Ф Т О Л Е В К Ф Ь И К Р С Л О Н Ш З Ю К Щ Ъ Н Г Р У С Ц А Д К Ж М У П Б А Р С У К З В Р Е Д Н С Ь Ж Т К А Р Ю Б Т Ф М Т В Ф Ж О В А П Ь Б У З Т М Ы Ш Ь Н Б Ы К С Д К Т Ю Р М А У Д Ы X Ч О Н Т К И Т З А Н П Р У С Щ Ы Л К Ф Ю Я Ъ М В Р У О З К Ф У Т К А Р П О С Т И Г Р Н Я

Слайд 22

Текст с ошибками Мальчик писал письмо бабушке, но допустил много ошибок. Помоги ему исправить ошибки и порадовать бабушку. На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек . Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки . Нашкольной площадке играли дети. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Слайд 27

Тренируем слуховое внимание! «Слушай и запоминай». Цель: развитие слухового снимания. Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма. Описание . Учитель предлагает ребёнку послушать и запомнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что он слышал. «Слушаем тишину». Цель: развитие слухового внимания, произвольности. Описание . Предлагается послушать тишину, а потом определить, что ребёнок услышал в тишине.

Слайд 28

Данные контрольного эксперимента в 2021-2022 учебном году . Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень 100% без ошибок 4 – 66,6% Средний уровень 60% с 2 ошибками 2 – 33,3% Низкий уровень 50% с 5 ошибками - Очень низкий уровень 20% с 6 ошиб. - Методика № 1. «Заполни по образцу» Цель: выявить концентрацию и устойчивость внимания. Описание: детям предлагается закодировать таблицу, расставив в ней знаки по образцу. Оборудование: бланк для заполнения, образец, карандаш, секундомер. Инструкция: «Перед вами таблица с фигурами и образец. Вам необходимо закодировать эту таблицу, расставив в ней знаки по образцу». На задание даётся 1 минута 15 секунд Уровень внимания Количество учащихся Высокий уровень от 0 до 2 ошибок 5 – 83,3% Средний уровень от 3 до 5 ошибок 1 – 16,7% Низкий уровень от 5 ошибок и более - Методика № 2. «Текст с ошибками» Цель: измерение уровня произвольного внимания младших школьников при самостоятельной работе. Описание: детям предлагается текст с ошибками, которые необходимо найти и исправить. Оборудование: текст, напечатанный на листах бумаги, содержащий ошибки, для исправления которых не требуется знания правил, а нужно только внимание. Инструкция: «Перед вами текст, в котором допущены ошибки по невнимательности. Вам нужно их найти и исправить. Будьте внимательны!»

Слайд 29

Сравнительный анализ уровня развития произвольного внимания ТАБЛИЦА ДИНАМИКИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЩИХСЯ МАКСИМЕНКО ОЛЬГИ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ ЗА МЕЖАТТЕСТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД 2019-2022 ГГ. № Ф.И. Русский язык Математика Литературное чтение 2 кл 3 кл 4 кл 2кл 3 кл 4 кл 2 кл 3 кл 4 кл 1 Ахметвалиев Ф. 4 4 4 4 4 4 5 5 5 2 Ахметов Д 4 4 5 5 5 5 5 5 5 3 Ахметова Д 3 4 4 4 4 4 5 4 5 4 Супрун И 3 4 4 3 4 4 5 4 4 5 Чернов К 4 4 4 4 4 5 4 5 5 6 Юнусов Т 4 4 5 4 5 5 5 5 5 Качество 66,7 100 100 83,3 100 100 100 100 100 Средний б 3,7 4 4 4 4,3 4,5 4,8 4,7 4,7

Слайд 30

Спасибо за внимание!