5) Внеурочная деятельность по физике

Комиссаров Роман Константинович

Рабчие программы, конспекты уроков, литература.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа кружка «О природе языком математики» для 6 класса относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Она составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, ООП ООО школы и программы «Математика. Занятия школьного кружка 5–6 классы». Авторы О.С. Шейнина, Г.М. Соловьева. – М.: Издательство НЦ ЭНАС, 2007.

Цель и задачи программы:

Цель:

-развивать математический образ мышления;

-привить интерес учащихся к предмету физика.

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики и физики;

-содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение физических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир физики. Занятия данного  кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «О природе языком математики» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов (1 час в неделю).

Содержание программы

1.Математика – царица наук.- 1 часа

Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

2. Интересные приемы устного счёта.- 1часа

Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

3. Решение занимательных задач в стихах. – 2часа

Решение занимательных задач в стихах по теме «Умножение»

4. Упражнения с многозначными числами.  – 2часа

Решение примеров с многозначными числами на деление, умножение, сложение, вычитание. Решение примеров в несколько действий.

5. Учимся отгадывать ребусы.- 1 часа

Знакомство с математическими ребусами, решение логических конструкций.

6. Решение ребусов и логических задач.- 2 часа

Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями

на математическом уровне.

7. Числа-великаны. Коллективный счёт. – 1 часа

Выполнение арифметических действий с числами из класса миллионов.

8. Загадки- смекалки. – 1 часа

Решение математических загадок, требующих от учащихся логических рассуждений.

9. Игра «Знай свой разряд». – 1часа

Решение в игровой форме заданий на знание разрядов и классов.

10. Обратные задачи.- 2 часа

Решение обратных задач, используя круговую схему.

11. Практикум «Подумай и реши».- 2 часа

Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

12. Задачи с изменением вопроса. – 1 часа

Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение

составленных задач.

13. Проектная деятельность «Газета любознательных». – 2 часа

Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты.

14. Решение олимпиадных задач. – 3часа

Решение задач повышенной сложности.

15. Решение задач международной игры «Кенгуру». – 2 часа

Решение задач международной игры «Кенгуру».

16. Решение задач международной игры «Слон». – 2 часа

Решение задач международной игры «Слон».

17. Школьная олимпиада. – 2 часа

Решение задач повышенной трудности.

18. Анализ результатов школьной олимпиады -1 часа

Анализ олимпиадных заданий.

19. Задачи с многовариантными решениями.- 2 часа

Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

20. Математический КВН.- 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

21. Круглый стол «Подведем итоги». – 2 часа

Систематизация знаний по изученным разделам.

Принципы программы:

1. Актуальность (создание условий для повышения мотивации к обучению физики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся).

2. Научность (физика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения).

3. Системность (программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение физических задач)).

4. Практическая направленность (содержание занятий кружка направлено на освоение физической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных

задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и районных олимпиадах и других физических конкурсах).

5. Обеспечение мотивации (во-первых, развитие интереса к физике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по физике).

6. Реалистичность (с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – планируется усвоение за 35 часов).

7.Курс ориентационный (он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами физики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине).

Основными формами образовательного процесса являются:

- практико-ориентированные учебные занятия;

- творческие мастерские;

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

- семейные гостиные.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

- индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Основные виды деятельности учащихся:

-решение занимательных задач;

-выполнение лабораторных работ;

-участие в конкурсах по физики;

-знакомство с научно-популярной литературой, связанной с физикой;

-проектная деятельность

-самостоятельная работа;

-работа в парах, в группах;

-творческие работы.

Ожидаемые результаты и способы их проверки:

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

- простое наблюдение,

- проведение физических опытов,

- опросники,

- анкетирование

- психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

- участие в физических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающие:

- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

- активность,

- аккуратность,

- творческий подход к знаниям,

- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных

познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,

принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

- собеседования (индивидуальное и групповое),

- опросников,

- тестирования,

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

 Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и  проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио и отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.
        При разработке учебной программы были учтены основные идеи и положения «Программы формирования и развития учебных универсальных действий».

Личностные УУД

Обучающийся научится:

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный пособ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно_следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Данная программа кружка «О природе языком математики» для 6 класса разработана самостоятельно. Она относится к общеинтеллектуальному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС. Актуальность (потребность гос) (предпрофильный фунд :эл)

Программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение физических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.

 Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир физики. Занятия данного  кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.

 Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.

        

Сроки реализации дополнительной образовательной программы.

Дополнительная образовательная программа «О природе языком математики» рассчитана на один год обучения, 35 учебных часов (1 час в неделю).

 

Цель и задачи программы:

Цель:

-развивать математический образ мышления;

-развитие у учащихся интереса к предмету «Физика» в рамках подготовки к предпрофильному изучению предмета на элективных курсах 7-9 классах, профильному 10-11 классах.

-

Задачи:

-расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики и физики;

-содействовать умелому использованию символики;

-учить правильно применять математическую терминологию;

-развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

-уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.

Результаты освоения курса

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Для оценки формирования и развития личностных характеристик воспитанников (ценности, интересы, склонности, уровень притязаний положение ребенка в объединении, деловые качества воспитанника) используется

- простое наблюдение,

- проведение физических опытов,

- опросники,

- анкетирование

- психолого-диагностические методики.

Метапредметными результатами изучения курса в 6-м классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

При разработке учебной программы были учтены основные идеи и положения «Программы формирования и развития учебных универсальных действий».

Личностные УУД

Обучающийся научится:

- учебно - познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- умение адекватно оценивать результаты своей работы на основе критерия успешности учебной деятельности;

- понимание причин успеха в учебной деятельности;

- умение определять границы своего незнания, преодолевать трудности с помощью одноклассников, учителя;

- представление об основных моральных нормах.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

- устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

- осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.

Регулятивные УУД

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать этапы решения задачи, определять последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату под руководством учителя;

- анализировать ошибки и определять пути их преодоления;

- различать способы и результат действия;

- адекватно воспринимать оценку сверстников и учителя.

Обучающийся получит возможность научиться:

- прогнозировать результаты своих действий на основе анализа учебной ситуации;

- проявлять познавательную инициативу и самостоятельность;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность и выполнения действия и вносить необходимые коррективы и по ходу решения учебной задачи.

Познавательные УУД

Обучающийся научится:

- анализировать объекты, выделять их характерные признаки и свойства, узнавать объекты по заданным признакам;

- анализировать информацию, выбирать рациональный способ решения задачи;

- находить сходства, различия, закономерности, основания для упорядочения объектов;

- классифицировать объекты по заданным критериям и формулировать названия полученных групп;

- отрабатывать вычислительные навыки;

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

- выделять в тексте задания основную и второстепенную информацию;

- формулировать проблему;

- строить рассуждения об объекте, его форме, свойствах;

- устанавливать причинно-следственные отношения между изучаемыми понятиями и явлениями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить индуктивные и дедуктивные рассуждения по аналогии;

- выбирать рациональный способ на основе анализа различных вариантов решения задачи;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- различать обоснованные и необоснованные суждения;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Обучающийся научится:

- принимать участие в совместной работе коллектива;

- вести диалог, работая в парах, группах;

- допускать существование различных точек зрения, уважать чужое мнение;

- координировать свои действия с действиями партнеров;

- корректно высказывать свое мнение, обосновывать свою позицию;

- задавать вопросы для организации собственной и совместной деятельности;

- осуществлять взаимный контроль совместных действий;

- совершенствовать математическую речь;

- высказывать суждения, используя различные аналоги понятия; слова, словосочетания, уточняющие смысл высказывания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- критически относиться к своему и чужому мнению;

- уметь самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- принимать самостоятельно решения;

- содействовать разрешению конфликтов, учитывая позиции участников

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

- занятия-конкурсы на повторение практических умений,

- занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

- самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

- участие в физических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающие:

- результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

- активность,

- аккуратность,

- творческий подход к знаниям,

- степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных

познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности,

принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.

Проверка результатов проходит в форме:

- игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

- собеседования (индивидуальное и групповое),

- опросников,

- тестирования,

- проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

 Занятия рассчитаны на групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности в групповую работу, моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и  проигрывание могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности ребёнка.

Формы подведения итогов реализации программы.

Итоговый контроль осуществляется в формах:

- тестирование;

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- контрольные задания.

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

 Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Содержание курса.

Название раздела

Кол-во часов

Краткое содержание

Форма организации

Вид деятельности

1. Физические величины и их измерение

16

Международная система единиц, измерительные приборы, цена деления.

Индивидуальная работа, групповая, фронтальная

Решение занимательных задач, выполнение лабораторных работ, работа в парах, в группах

2. Строение вещества

7

Температура, взаимодействие частиц, масса плотность

Индивидуальная работа, групповая, фронтальная

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с физикой, проектная деятельность, выполнение лабораторных работ

3. Механическое движение

6

Равномерное движение, средняя скорость, относительное движение

Индивидуальная работа, фронтальная

Знакомство с научно-популярной литературой, связанной с физикой, Решение занимательных задач

4. Обобщение

6

Олимпиадные задачи

Индивидуальная работа

Решение занимательных задач



Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия»

Учитель физики и математики: Комиссаров Роман Константинович

Брянская область, город Новозыбков.

Внеклассное мероприятие по физике для 4-6 классов:

«Удиви меня»

Форма мероприятия: шоу «Удиви меня»

Участники мероприятия:

10 класс – ведущие мероприятия

4, 5, 6 классы – зрители

Цели:

- для 4-6 классов: формирование у учащихся среднего познавательного интереса к изучению физики посредством демонстрации практического применения.

- для 10 класса: обобщающее повторение курса физики за 7-9 класс, развитие навыков публичного выступления.

Мероприятие проводится учащимися 10 класса самостоятельно, роль учителя – наблюдатель (помощник - по мере необходимости)

Ход мероприятия.

  1. ОРГМОМЕНТ.

В класс, в котором сидят зрители – ученики 4-6 классов, заходит ведущий (ученик 10 класса в белом халате)

 Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы пригласили вас для того, чтобы рассказать об удивительных явлениях, которые на первый взгляд кажутся самыми обыкновенными. Сегодня вы станете очевидцами небольших чудес, сможете собственными глазами увидеть необычные вещи,так называемые, ФОКУСЫ. В этом мне помогут эксперты-физики.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ

В класс заходят ученики 10 класса – эксперты-физики.

Ведущий: Весь мир удивителен. Даже капелька воды, которая превращается на морозе в прекрасную снежинку, – это чудо! И кстати, вы не когда не найдёте две одинаковые снежинки, они все разные

А знаете ли вы, что:

Эксперт 1:Ежеминутно человек поглощает 17 Вт солнечной тепловой энергии, в результате чего за 1 час тело человека могло бы нагреться на 14 градусов. И только благодаря способности человеческого организма сохранять свою температуру, этого не происходит.

Эксперт 2:Если бы удалось наполнить чайную ложку одними нейтронами, то она весила бы 210 млн. тонн.

Эксперт 3:Каждая свеча зажигания в моторе легкового автомобиля производит около 72 млн. вспышек за год.

Эксперт 4:Взрослая береза испаряет с поверхности листьев до 70 ведер воды в сутки.

Эксперт 5: Обычное стекло растворяется в воде. Точнейшие аналитические весы показывают, что вместе со стаканом горячего чая вы можете выпить около одной десятитысячной грамма стекла.

Эксперт 6: Ничто не может гореть ещё раз, если уже сгорело.

Эксперт 7:Чёрный цвет поглощает тепло, белый отражает его.

Эксперт 8:Кнут издаёт щелчок, потому что его кончик двигается быстрее скорости звука.

Эксперт 9:Яйцо будет плавать в воде, в которую добавили сахар.

Эксперт 10:Грязный снег тает быстрее, чем чистый.

Эксперт 11:Гранит проводит звук в десять раз быстрее воздуха.

Эксперт 12:Лёд плавает, потому что вода в жидкой форме имеет большую плотность, чем в твёрдой.

Эксперт 13:Если яблоко увеличить до размеров Земли, то молекула увеличится до размеров яблока.

Ведущий:И все эти удивительные факты совсем не сказочные явления. Все они происходят по законам физики – науки о природе, которую мы изучаем уже 4 года, а вам еще предстоит.

(Эксперты-физики уходят)

Ведущий:Известно, что все девочки в будущем обречены стать хозяйками (показывает на девочек), и кухня для них станет привычным местом обитания. Зная законы физики, вы, девочки, сможете стать замечательными хозяйками! И чтобы вас в этом убедить наши эксперты продемонстрируют вам интересные опыты. Итак, слово будущим и еще неопытным хозяюшкам. Приглашаем всех на кухню!

  1. ДЕМОНСТРАЦИЯ ОПЫТОВ.

  1. «НЕОПЫТНЫЕ ДОМОХОЗЯЙКИ»

(Оборудование для демонстрации: глубокая тарелка, бутылка из-под гранатового сока (со средним горлышком), бутылка из-под молока, 6 яиц (4 сырых и 2 варёных), спички и листок бумаги, книга с кулинарными рецептами).

Эксперимент №1: Для сегодняшних опытов мы сварили 2 яйца, но к сожалению, случайно положили их вместе с сырыми. Каждая хозяйка на кухне может столкнуться с такой небольшой задачей: как же определить, где какие яйца? (Можно предложить зрителям определить самостоятельно)Итак, проверить вареные яйца или нет, можно с помощью верчения. Вареное яйцо крутится быстро, а сырое еле-еле (проверка яиц с помощью верчения)

Эксперимент № 2:Для следующего опыта нам нужны как раз сырые яйца. (Берет в руки кулинарную книгу и делает вид, что читает). «Для приготовления этого десерта взбейте два сырых белка» - но как же это сделать? Для того чтобы случайно не смешать белок с желтком, нам понадобится пустая пластиковая бутылка, которая всегда есть на кухне. Итак, смотрим (Подносит горлышко к желтку и слегка  надавливает на бутылку.Эффект: желток заползает сам в бутылку)

Эксперимент № 3: А теперь очередь вареных яиц. Сейчас мы увидим маленькое чудо. Без помощи рук, не прикасаясь ни к бутылке, ни к яйцу, мы с вами одним усилием мысли поможем яйцу заползти в бутылку. Но такой опыт дома без родителей проводить ни в коем случае нельзя! (Поджигает узкий лист бумаги, бросает его в бутылку от гранатового сока со средним горлышком, на горлышко ставит очищенное вареное яйцо.Эффект: яйцо засасывает в бутылку)

Ведущий: А наш следующий опыт докажет вам, что не всё вкусное съедобно.

3.2. «НЕСЪЕДОБНАЯ КРАСОТА»

(Оборудование для демонстрации:гранатовый сок, подсолнечное масло, шипучая таблетка аспирина, стакан)

Эксперимент № 4:Для этого опыта нам понадобится гранатовый сок (или любой другой сок яркого цвета), подсолнечное масло и шипучаявитминка.

(в  2/3 стакана сока аккуратно по стеночке стакана доливает подсолнечное масло и бросает в смесь аспирин.Эффект: медленно образуются большие пузыри)

Ведущий:Известно, что первобытные люди добывали огонь трением или высекали из камня. Кто-нибудь пробовал это повторить сейчас? (дети отвечают.) Это очень долго. В наше время в походах и на туристических слётах члены нашего кружка «Казачата», чтобы разжечь костёр, используют более современный способ (Зрители предлагают варианты: спички, зажигалки и т. п.). Спички у них есть не всегда, так как они не курят. Но знания физики им поможет добыть огонь. Итак, как разжечь костёр вам расскажет наш эксперт – турист.

  1. «ОГОНЬ»

(Оборудование: батарейка, вата, фольга)

Эксперимент № 5:Для того чтобы добыть огонь, нам понадобится батарейка, которую всегда можно достать из фонарика или фотоаппарата, фольга от жевательной резинки с пластинами, ватка из аптечки.

(ДЕМОНСТАЦИЯ:берёт фольгу от жвачки, вырезает полоску так, чтобы посередине она была на много тоньше чем по краям, замыкает полоску на батарейке,тонкую серединку фольги подносит к ватке.Поднимается дымок – и огонь разгорается)Конечно, ребята, без родителей такие опыты дома лучше не проводить.

Ведущий: а следующим опытом мы рассекретим тайну волшебной палочки.

  1. «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА»

(Оборудование: стакан, монета, кусочек бумаги, линейка)

Эксперимент № 6:Сейчас вы увидите, как с помощью этой линейки, я заставлю двигаться вот этот листочек бумаги.(Ставит монету ребром, аккуратно кладет на ребро кусочек бумаги и накрывает конструкцию прозрачным стаканом. Берёт линейку, натирает её об обложку тетради и подносит к стакану. Листочек падает)

Ведущий: А напоследок, удивительный вращение проволоки!

  1. «ВРАЩЕНИЕ ПРОВОЛОКИ»

(Оборудование: батарейка «пальчиковая», проволока медная, магнит в форме маленькой шайбочки)

Эксперимент № 6: Возьмем обычную пальчиковую батарейку, неодимовый магнит (он мощнее) и медную проволоку. Кроме эстетической стороны, проволока должна быть изогнута так, чтобы иметь крепление и центр тяжести в одной точке. Это важно для устойчивости и вращения конструкции.

РЕФЛЕКСИЯ

Ведущий: Но на этом не заканчиваются чудеса физики, и вы, ребята, изучая эту удивительную науку, сможете показать наиболее интересные фокусы в будущем. Вы сможете вычислять любые объёмы тел с помощью воды, определять, на каком расстоянии от вас ударила молния, узнаете, почему на Луне вы бы весели в 6 раз меньше, и почему батарею в доме устанавливают внизу…и ещё много интересных открытий ждет вас на уроках физики.

А сейчас все желающие могут самостоятельно попробовать своими руками провести все эти опыты. А мы вам в этом поможем.

(Желающие зрители под руководством учащихся 10 класса повторяют все опыты)