Методические материалы

Тутурова Светлана Николаевна

Предварительный просмотр:

1 вариант

I.Выберите один правильный ответ:

1. Ароморфоз приводит к:                 

а. общему подъему организации         

б. повышению интенсивности жизнедеятельности                 

в. широкому кругу приспособлений                 

г. верны все ответы

2. Правильным является следующий порядок расположения

 систематических групп (от больших к меньшим):                 

а. тип, класс, порядок, семейство        

б. царство, семейство, класс, тип                 

в. семейство, порядок, род, вид                 

г. царство, класс, вид, род

3. К первым современным людям относят:                 

а. кроманьонца            в. неандертальца                 

б. австралопитека       г. парапитека

4. Популяции угрожает гибель, если ее численность:                 

а. максимальна         

б. минимальна                 

в. колеблется                 

г. гибель популяции не зависит от ее численности

5. Пастбищная пищевая цепь начинается с:                 

а. бактерий         в. животных

б. растений        г. грибов

6. Популяция какого вида достигнет большего успеха в эволюции за одинаковый период времени:

а. рыжего таракана

б. серой крысы

в. амурского тигра

г. эвглены зеленой

7. Критений вида, включающий в себя совокупность факторов внешней среды, составляющих непосредственную среду обитания вида, - это … критерий
а. Экологический
б. Географический
в. Морфологический
г. Верного ответа нет

8. Подавляющее большинство видов живых организмов состоит из отдельных…
а. Популяций
б. Особей
в. Организмов
г. Верного ответа нет

9. Какая из видов борьбы за существование происходит наиболее остро?
а. Межвидовая борьба
б. Борьба с неблагоприятными условиями
в. Внутривидовая борьба
г. Верного ответа нет

10. Морфофизиологический процесс, который ведёт к упрощению организмов, к морфофизиологическому регрессу – это…
а. Идиоадаптация
б. Общая дегенерация
в. Ароморфоз
г. Верного ответа нет

11. Первым эволюционную теорию предложил…
а. Уоллес
б. Дарвин
в. Линней
г. Ламарк

12. Главным веществом биосферы, по определению Вернадского, является…
а. Косное вещество
б. Биогенное вещество
в. Живое вещество
г. Биокосное вещество

13. Назовите биологический фактор эволюции:
а. Трудовая деятельность
б. Наследственная изменчивость
в. Дрейф генов
г. Популяционные волны

II. дайте определения понятиям:

-костное вещество

-популяция

-биогеоценоз

-консументы

2 вариант

I.Выберите один правильный ответ:

1. Идиоадаптация приводит к:                 

а. общему подъему организации         

б. повышению интенсивности жизнедеятельности                 

в. широкому кругу приспособлений                 

г. верны все ответы

2. Микроэволюция приводит к образованию новых:                 

а. семейных групп         

б. подвидов и видов                

в. родов                 

г. классов

3. Первыми овладели членораздельной речью:                 

а. неандертальцы         

б. кроманьонцы                 

в. синантропы                 

г. гейдельбергский человек

4. Паразиты никогда не встречаются в царстве:                 

а. грибов         

б. растений                 

в. животных                 

г. могут быть у представителей всех царств

5. Парк - это

а.агроценоз

б.биогеоценоз

в.биоценоз

г.биотоп

6. Совокупность особей, сходных по строению, имеющих общее происхождение, свободно скрещивающихся между собой и дающих плодовитое потомство, называются…
а. Популяцией
б. Видом
в. Классом
г. Верного ответа нет

7. Различают…структуру популяции
а. Половую
б. Возрастную
в. Генетическую
г. Все ответы верны

8. Для видов обитающих в Байкале, ареал ограничивается этим озером, - это пример … критерия
а. Экологического
б. Морфологического
в. Географического
г. Физиологического

9. Сходство между незащищёнными и защищёнными видами – это…
а. Демонстрационная окраска
б. Маскировка
в. Мимикрия
г. Все ответы верны

10. Назовите социальный фактор антропогенеза:
а. Общественный образ жизни
б. Развитие речи
в. Развитие мышления
в. Все ответы верны

11. Кто из учёных разделил всю живую природу на два царства?
а. Ламарк
б. Дарвин
в. Северцов
г. Линней

12. Назовите косное вещество:
а. Почва
б. Газ
в. Микроорганизмы
г. Метеориты

13. Общественный образ жизни
а. Развитие речи
б. Изоляция
в. Развитие мышления

II. Дайте определения понятиям:

- биогенное вещество

- вид

- агроценоз

- продуценты



Предварительный просмотр:

УРОК «ВИТАМИНЫ»

Предметы интеграции: биология, история, химия.

ЦЕЛИ УРОКА:

  1. Сформировать общее представление о витаминах, познакомить учащихся с их классификацией, представителями и значением.
  2. На основе межпредметных связей с биологией раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека, дать понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Дать представление учащимся об истории открытия витаминов
  2. Познакомить учащихся с важнейшими представителями витаминов
  3. Показать значимость витаминов для здоровья человека
  4. Сравнить природные и искусственные витамины
  5. Позволить учащимся определить присутствует ли у них витаминная недостаточность
  6. Дать характеристику продуктов питания по присутствию в них витаминов

Материалы и оборудование. Таблетки поливитаминов; таблетки витаминов; образцы витаминсодержащих продуктов;

Рекомендации. Урок ориентирован на учащихся 8-го класса.

ХОД УРОКА:

  1. Изучение нового материала

А) Понятие о витаминах

Б) Историческая справка (сообщение учащегося) 3 мин.

В) Классификация витаминов

Г) Важнейшие представители витаминов (сообщения учащихся с презентациями о витаминах: А, В1, В2, В5, В6, В9, В12, С, D, Е, H, K, PP) 2 мин.

Д) Промышленный выпуск витаминов, значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз (презентация: слайды 1,2,3,4)

Е) Что лучше витамины натуральные или искусственные? (слайд 5)

Ж) Суточная потребность человека в витаминах. (слайд 6)

  1. Повторение и обобщение пройденного

       Проведение теста «Что вы знаете о витаминах?»

  1. Информация о домашнем задании

  1. Изучение нового материала:

На доске написаны страницы, нужно выбрать первую букву из названия рисунка: 22 (рис.9. В); 86 (рис.46);  70 (рис.38 А3); 81 (рис.43- 1); 107 (рис.56); 118 (рис.58); 23 (рис.10); 89 (рис.48, в первом слове 3 буква).

 МОЛОДЦЫ!!! Правильно тема нашего урока: «ВИТАМИНЫ»

Сегодня на уроке мы познакомимся с азбукой, но не обычной. Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Итак, начнем.

А) Рaбoтa с учебником И.Н. Пономаревой: §38  «Витамины», стр:153, записать  определение «Витамины» - это….

Уточненное определение: Витамины - низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, необходимые для осуществления важнейших процессов, протекающих в живом организме.

Определение К.Функа: «Витамины – жизненно важные вещества, играющие важную роль в обмене веществ и поступающие с пищей извне».

Б) Сообщение учащегося об истории открытия витаминов.
В) Учитель рассказывает о классификации витаминов, их функциях в организме.

                            КЛАССИФИКАЦИЯ

        

    Водорастворимые                                                                                Жирорастворимые

(В1, В2, В6, РР,С,В5, В9, В12, Н)                                                                    (А, D, Е,К)

        

Г) Важнейшие представители витаминов

Учащимся предлагаю прослушать сообщения (с презентацией) и одновременным заполнением таблицы под руководством учителя. (При таком варианте изучения темы больше детей выполняют домашнюю подготовительную работу).

Витамин

Основные источники

Функция

Признаки недостаточности

Обозначение

Название

Жирорастворимые витамины

А

Ретинол

D

Кальциферол

Е

Токоферол

К

Фитоменадион

Водорастворимые витамины

В1

Тиамин

В2

Рибофлавин

В3 (РР)

Никотиновая кислота

В5

Пантотеновая кислота

В6

Пиридоксин

В9

Фолиевая кислота

В12

Цианкобальтамин

С

Аскорбиновая кислота

Н

Биотин

Д) Промышленный выпуск витаминов, значение витаминов в жизни человека: авитаминоз и гипервитаминоз (презентация: слайды 1,2,3,4)

Е) Что лучше витамины натуральные или искусственные? (слайд 5)

Ж) Суточная потребность человека в витаминах. (слайд 6)

  1. Повторение и обобщение пройденного

       Проведение теста.

  1. Откуда эскимосы получают необходимые витамины: из рыбы, из рыбьего жира, из мяса белых медведей, из мяса тюленей
  2. В шпинате витамины лучше всего сохраняются, если его употреблять: в свежем виде, в замороженном, в консервированном
  3. В какое время года содержание витаминов в молоке увеличивается в 2 раза?
  4. Если вы станете соблюдать вегетарианский режим, то один из четырёх витаминов будет отсутствовать: витамин А, витамин Д, витамин В2, витамин В12.
  5. Действие солнечных лучей позволяет организму выработать один витамин. Какой? Витамин Д, витамин А, витамин Е, витамин В6 .
  6. Зимой необходимо чем-то компенсировать отсутствие солнечных лучей. Чем? Овощами, яичным желтком, лимонами, фруктами.
  7. В каком из продуктов питания наибольшее разнообразие витаминов и притом в самом большом количестве? В хлебе, в молоке, в свежей капусте, в печени.
  8. Какой витамин содержится в большом количестве и в шоколаде, и в грибах, и в яйцах, и в арахисе?
  9. Что нужно потреблять, чтобы покрыть ежедневную потребность организма в витамине С? 1,5 кг помидоров, 1,5 кг телятины, 1 кг апельсинов

По таблице подсчитайте, сколько очков вы набрали

Вопрос

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Очки за правильный ответ

2

3

3

4

4

4

3

4

3

Менее 10 очков. Ваши знания о витаминах недостаточны. Тем самым, используя их слишком непродуманно, вы рискуете ухудшить своё здоровье. Ваш режим питания неудовлетворителен. Роли витаминов в питании вы должны придавать большее значение, это крайне важно.

От 10 до 19 очков. Вам ещё придётся приложить усилия, чтобы ваш режим питания был полноценным. Но в принципе вы на верном пути.

20 и более очков. Витамины и их важное значение – не тайна для вас. Вы рационально питаетесь, подбирая для своего рациона и чередуя лёгкую, витаминизированную и разнообразную пищу.

Оценки за урок.

  1. Информация о домашнем задании:

-  Инструкция к практической работе «Определение витамина С в яблочном или апельсиновом соке»

Аптечную настойку йода разбавить в 40 раз. 20 мл сока разбавить водой до 100 мл и прилить к нему немного крахмального раствора, приготовленного из расчёта 1 г крахмала на 200 г воды. После этого к полученной смеси приливать по каплям с помощью пипетки раствор йода. Как только йод полностью окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая его капля окрасит раствор в синий цвет. Это означает, что титрование закончено. Чтобы узнать, сколько йода ушло пошло на титрование, заранее нужно определить объём одной капли. Перевести число капель в миллилитры и умножить на 0,88. Для того. Чтобы узнать объём одной капли, нужно с помощью пипетки проверить, сколько капель содержится в известном объёме раствора йода, например в 2 мл его.

- Составить кроссворд или синквейн  по пройденной теме.



Предварительный просмотр:

муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

Барабинского района Новосибирской области

Задачи по генетике
в 11 классе

«МОНОГИБРИДНОЕ СКРЕЩИВАНИЕ»

подготовила

учитель биологии и химии

высшей квалификационной категории

ТУТУРОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА

г. Барабинск

 2011

Задачи на моногибридное скрещивание

ВАРИАНТ 1

1. Порода тутового шелкопряда с полосатыми гусеницами скрещена с породой одноцветных гусениц. Гибридные гусеницы F1 оказались полосатыми. В F2 получилось примерно 1200 полосатых и 400 одноцветных.

А) Сколько разных генотипов среди полосатых гусениц F2?

Б) Сколько получилось в F2 гомозиготных гусениц?

В) Сколько разных фенотипов получится от скрещивания гибрида F1 с породой, имеющих одноцветных гусениц?

Г) Сколько разных фенотипов в F2?

Д) Сколько разных генотипов  в F2?

2. У кошек длинная шерсть рецессивная по отношению к короткой. Короткошерстная кошка от скрещивания с длинношерстным котом принесла 4 – х котят: 3 из них  - короткошерстные, один длинношерстный. Каковы генотипы всех животных?

ВАРИАНТ 2

1. У человека веснушки – доминируют. В семье оба родителя имеют веснушки, а у их дочери их нет.

А) Сколько типов гамет у мужчины?

Б) Какова вероятность (в частях) рождения в семье ребенка с веснушками?

В) Сколько разных фенотипов среди детей в этой семье?

Г) Какова вероятность (в частях) рождения в семье ребенка без веснушек?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди детей?

2. У морских свинок вихрастая шерсть доминирует над гладкой. Скрестили между собой двух морских свинок с вихрастой шерстью. Получили 18 вихрастых и 5 гладких.  Какая часть вихрастых потомков гомозиготна?

ВАРИАНТ 3

1. У родителей обладающих способностью ощущать вкус фенилтиокарбоната, родился ребёнок, который этого вкуса не ощущает. Как это объяснить генетически, если ген обуславливающий вкус фенилтиокарбоната доминантен по отношению к не способности его ощущать.

2. У человека ген гипертонии доминирует по отношению к нормальному давлению. В семье оба супруга страдают гипертонией, но их дочь здорова. Она вышла замуж и имеет двух детей. Один из детей не имеет гипертонии, а другой имеет.

А) Сколько типов гамет образуется у дочери?

Б) Сколько типов гамет образуется у  мужа дочери?

В) Сколько разных генотипов среди  внуков этой семьи?

Г) Какова вероятность (в %) рождения у дочери этой супружеской пары ребёнка с гипертонией ?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди детей супругов?

ВАРИАНТ 4

1. Кареглазый мужчина женился на голубоглазой женщине. Оба ребенка у них родились кареглазыми. Определите генотипы всех упомянутых  лиц. Ген, определяющий карий цвет глаз доминирует.

2. У кур хохлатость доминирует над простым гребнем.  Скрестили гетерозиготную хохлатую курицу с гомозиготным петухом с простым гребнем.

А) Сколько типов гамет образуется у курицы?

Б) Какова вероятность (в %) рождения цыпленка без хохла?

В) Сколько разных фенотипов среди цыплят?

Г) Какова вероятность (в %) рождения  цыпленка с хохлом?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди цыплят?

ВАРИАНТ 5

1.Зелёная окраска плода доминирует над жёлтой окраской. Зеленые арбузы скрестили с желтыми. Гибриды F1 скрестили между собой. В результате получили 388 гибридов F2.

А) Сколько типов гамет образуется у растений зеленого сорта?

Б) Сколько разных фенотипов среди растений F2?

В) Сколько в F2 получится зеленых арбузов?

Г) Сколько в F2 получится гетерозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов среди F2?

2. Короткая шерсть рецессивна, длинная доминантна. Гетерозиготная длинношерстная кошка скрещена с короткошерстным котом. Определите генотипы всех животных.

ВАРИАНТ 6

1. У человека ген длинных ресниц доминирует по отношению к коротким ресницам. Женщина с длинными ресницами, у отца которой ресницы были короткими, вышла замуж за мужчину с короткими ресницами.

А) Сколько типов гамет образуется у женщины?

Б) Сколько типов гамет образуется у  мужчины?

В) Сколько разных генотипов среди  детей этой семьи?

Г) Какова вероятность (в %) рождения ребёнка с длинными ресницами?

Д) Сколько разных фенотипов  может быть среди детей супругов?

2. У человека веснушки доминантны. Какой может родиться ребенок в этой семье, если мать имеет веснушки, а её родители не имеют веснушек, вышла замуж за мужчину без веснушек?

ВАРИАНТ 7

1. У гусей красные лапы доминируют над желтыми. Гетерозиготного гуся с красными лапами скрестили с гусихой с желтыми лапами.

А) Сколько типов гамет образуется у гуся?

Б) Какова вероятность (в частях) рождения гусенка с красными лапами?

В) Сколько разных фенотипов среди гусят?

Г) Какова вероятность (в %) рождения  гусенка с желтыми лапами?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гусят?

2. Красная масть рецессивная по отношению к черной. Красная корова от скрещивания с гетерозиготным черным быком принесла красного теленка. Каковы генотипы всех животных?

ВАРИАНТ 8

1. У томата красная окраска плода доминирует над оранжевой. Красный сорт скрестили с с оранжевым сортом. Получили 212  гибридов F1. Их скрестили между собой. В F2 получилось 420 гибридов.

А) Сколько разных генотипов среди растений F2?

Б) Сколько получилось в F2 гомозиготных оранжевых растений?

В) Сколько разных фенотипов получилось в  F1?

Г) Сколько разных фенотипов в F2?

Д) Сколько красноплодных растений  в F2?

2. У кошек длинная шерсть рецессивная по отношению к короткой. Длинношерстная кошка от скрещивания с короткошерстным котом принесла 3 – х  котят: 2 из них  - короткошерстные, один длинношерстный. Каковы генотипы всех животных?

ВАРИАНТ 9

1. У кукурузы темная окраска  доминирует над светлой. Темный гомозиготный сорт скрестили со  светлым сортом. Получили 56  гибридов F1. Их скрестили с растениями со светлой окраской. В F2 получилось 532 гибридов.

А) Сколько разных генотипов среди растений F2?

Б) Сколько получилось в F2  растений с темной окраской?

В) Сколько разных фенотипов получилось в  F1?

Г) Сколько разных генотипов в F1?

Д) Сколько в F2 гетерозиготных особей?

2. Чистопородный безрогий бык скрещен с рогатой коровой, у которой мать не имела рогов. Рогатость доминирует над безрогостью. Каковы генотипы всех животных?

ВАРИАНТ 10

1. Карий цвет глаз доминирует над голубыми. В семье два голубоглазых сына. Один женился на голубоглазой женщине, а второй на кареглазой. Какой цвет глаз будет у детей в этих двух семьях?

2. У овса раннеспелость доминирует над позднеспелостью.  Скрестили растения раннеспелого сорта с позднеспелым. Получили гибриды F1 50 штук, все раннеспелые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого сорта и получили  322 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 позднеспелых растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 11

1. У супругов с римским носом родился ребенок с прямым носом. Как это можно объяснить генетически, е5сли римский нос доминантен. Отец женщины имел прямой нос.

2. Зеленая окраска листьев  традесканции доминирует над фиолетовой.  Скрестили растения зеленого сорта с фиолетовым. Получили гибриды F1 44, все зеленые. Гибриды F1  скрестили друг с другом  и получили 248 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2  зеленых растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 12

1. У крупного рогатого скота ген безрогости доминирует над рогатостью. Какой результат можно ожидать от  скрещивания гетерозиготного быка  с рогатой коровой. Может ли от рогатых коровы и быка родиться безрогий телёнок?

2. У дрозофилы серый цвет тела доминирует над черным.  Скрестили дрозофилу с серым телом с линией, имеющей черное тело, полученные гибриды скрестили между собой и получили 240  гибридов F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 гомозиготных  мух с черным телом?

Г) Сколько  в F2 образуется серых мух?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 13

1. Мужчина, страдающий глаукомой, вступает в брак со здоровой женщиной. Могут ли быть в данной семье дети с данным заболеванием, если известно, что мать мужчины была здорова. Ген, вызывающий глаукому доминантен по отношению к здоровым глазам.

2. Зеленая окраска гороха доминирует над желтой.  Скрестили растения раннеспелого сорта с позднеспелым. Получили гибриды F1 150 штук, все раннеспелые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого сорта и получили 464 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 позднеспелых растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 14

1. Мужчина и женщина, больные сахарным диабетом, вступили в брак и обеспокоены вопросом: не будет ли у их ребенка аналогичного заболевания? Что им ответит генетик, если известно, что ген, обуславливающий данное заболевание, рецессивен по отношению к гену нормального состояния. Родители обоих супругов не страдали сахарным диабетом.

2. Чёрная окраска шерсти у коров доминирует над красной.  Скрестили коровы чёрной породы  с быком красной породы. Получили гибриды F1 8, все черные. Гибриды F1 снова скрестили с красной породой и получили 46 телят  F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 чёрных телят?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных особей?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 15

1. В семье у супругов с нормальной пигментацией кожи  родился ребенок  альбинос. Как это можно объяснить генетически, если нормальная пигментация кожи  доминирует над альбинизмом.

2. Зеленая окраска редьки доминирует над чёрной.  Скрестили растения зеленого сорта с чёрным. Получили гибриды F1 80 штук, все зеленые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями чёрного сорта и получили 164 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 чёрных растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 16

1. У томатов ген, обуславливающий нормальный рост доминантен по отношению к карликовости. Какого роста будут потомки от скрещивания гетерозиготных нормального роста растений  с карликовыми?

2. Зеленая окраска люпина доминирует над желтой.  Скрестили растения зеленого сорта с желтым. Получили гибриды F1 20 штук, все зеленые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями желтого сорта и получили 244 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 гетерозиготных растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 17

1. В семье, где мать страдает головными болями, а отец здоров, родилась девочка. Зная, что заболевание передается по наследству, насколько вероятно, что их ребенок унаследует болезнь матери, если бабушка со стороны матери тоже была больна, а дедушка здоров. Среди родственников отца больных не было. Ген, обуславливающий головные боли  доминантен.

2. У человека отсутствие ямочек доминирует над их наличием, В брак вступили женщина с ямочками на щеках и мужчина с отсутствием ямочек. Известно, что мать мужчины имела ямочки.

А) Сколько типов гамет у мужчины?

Б) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребенка, который будет похож на мать?

В) Сколько разных фенотипов среди детей в этой семье?

Г) Какова вероятность (в %) рождения в семье ребенка похожего на отца?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди детей?

ВАРИАНТ 18

1. Ген многопалости доминирует над нормальным числом пальцев. Женщина с многопалостью выходит замуж за здорового мужчину. Могут ли в этой семье появиться дети с данным заболеванием (в частях), если известно, что отец женщины имел многопалость, а мать была здорова.

2. Раннеспелость  томата «Причуда» доминирует над позднеспелым томатом «Великан».  Скрестили растения раннеспелого сорта с позднеспелым. Получили гибриды F1 100 штук, все раннеспелые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого сорта и получили 348 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 позднеспелых растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 19

1. У человека косоглазие доминирует над нормальным зрением. В семье, где оба родителя страдают косоглазием, родился ребенок. Какова вероятность в %, что он тоже будет иметь косоглазие, если известно, родители супругов не имели косоглазия.

2. Раннеспелый сорт гороха доминирует над позднеспелым.  Скрестили растения раннеспелого сорта с позднеспелым. Получили гибриды F1 10 штук, все раннеспелые. Гибриды F1 снова скрестили с растениями позднеспелого сорта и получили 44 растения F2.

А) Сколько типов гамет образует гибрид  F1 ?

Б) Сколько разных фенотипов в F2?

В) Сколько  в F2 раннеспелых растений?

Г) Сколько  в F2 образуется гомозиготных растений?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гибридов  F2?

ВАРИАНТ 20

1. У супругов с прямым носом родился ребенок с курносым носом. Как это можно объяснить генетически, если прямой нос доминантен. Отец мужчины имел курносый нос, а бабушка женщины была курносой.

2. У собак висячие уши доминируют над стоячими,. От скрещивания чистопородных собак с висячим ушами с чистопородными собаками, имеющими стоячие уши, получили гибридов F1. Гибриды F1 были скрещены с собаками, имеющими стоячие уши. Получили 26 щенят F2.

А) Сколько типов гамет у самца?

Б) Какова вероятность  рождения в F2 щенка,  с генотипом отца?

В) Сколько разных фенотипов среди щенков?

Г) Какова вероятность  рождения в F2 гомозиготных щенков?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди щенков?

ВАРИАНТ 21

1. У человека длинные ресницы доминируют над короткими. Мужчина с короткими ресницами женился на женщине с длинными ресницами. Отец женщины имел короткие ресницы. Определите генотипы.

2. У кур хохлатость доминирует над простым гребнем.  Скрестили гетерозиготную хохлатую курицу с гомозиготным петухом с простым гребнем.

А) Какова вероятность (в %) рождения  цыпленка с хохлом?

Б) Какова вероятность (в %) рождения цыпленка без хохла?

В) Сколько разных фенотипов среди цыплят?

Г) Какова вероятность (в %) рождения  цыпленка с хохлом, похожего на отца?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди цыплят?

ВАРИАНТ 22

1. У человека гипертония доминантна по отношению к нормальному давлению. В семье оба супруга страдают гипертонией, а у их дочери нормальное давление. Как это объяснить генетически?

2. У гусей красные лапы доминируют над желтыми. Гетерозиготного гуся с красными лапами скрестили с гусихой с желтыми лапами.

А) Сколько типов гамет образуется у гуся?

Б) Какова вероятность (в частях) рождения гусенка с красными лапами?

В) Сколько разных фенотипов среди гусят?

Г) Какова вероятность (в %) рождения  гусенка с желтыми лапами?

Д) Сколько разных генотипов  может быть среди гусят?



Предварительный просмотр:

Аннотация

  1. Биология
  2. Класс -  6 «А»
  3. Это 16 урок по рабочей программе по теме «Корень. Внешнее строение корня». Раздел «Органы цветковых растений».
  1. Учебник:   «Биология.    Растения.    Бактерии.    Грибы.     Лишайники.     6 класс». Авторы:  Пономарева И.Н., Корнилова  О.А.,        Кучменко  В.С. Москва,   Издательский  центр  «Вентана  -  Граф»  2009 г.,  литература:

Название

Автор

Издательство

Год

издания

Биология. Живой организм

Высоцкая М.В.

Волгоград

2004

Биология в таблицах 6-11 класс

Козлова Т.А.

Москва

2000

Уроки биологии 6-7 классы

Кузнецова В.И.

Москва

1991

Занимательная ботаника

Монастырева Н.В.

Барабинск

1996

Наука о растениях

Ливанова С.А.

Москва

1999

  1. Ссылки на используемые ресурсы сети Интернет:

- ЦОР;

- http://bio.1september.ru/

- http://nauka.relis.ru/

РАЗДЕЛ: «Органы цветковых растений»

ТЕМА УРОКА: «Корень. Внешнее строение корня»

ТИП УРОКА: Комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА: Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. Образовательная задача:

знания (корень, виды корней, функции корня, разнообразие корневых систем);

умения и навыки

а)        специальные (грамотно выполнять лабораторную работу);

б)        общеучебные: раскрытие  значения знаний о развитии корневых систем для растениеводов; овладение приемами письменной и устной речи; приемами работы с учебной и дополнительной литературой; умение строить определение понятий, сравнения, доказательства, определять цель работы, выбирать рациональные способы выполнения работы; владение способами контроля и взаимоконтроля, самооценки; умение работать в паре.

2.        Воспитательная задача:

нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения;

ценности и ценностная ориентация, мировоззрение (формирование знаний о строении материи, веществе как виде материи, о динамических и статистических закономерностях, о влиянии условий на характер протекания физических процессов и т. п.).

3. Развивающая задача:

развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства, переживания, воля) и потребностно-мотивационной областей;

умственная деятельность (выполнять операции синтеза, классификации, способность наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов).

ОБОРУДОВАНИЕ:

 Таблица «Типы корневых систем», гербарии со стержневой и мочковатой корневой системой, таблица «Строение корня растения», мультимедийная презентация, интерактивная доска Smartboard (Hitachi) , раздаточный материал,

 ЦОР:

Виды корней (N 132381)

                                     Типы корневых систем (N 132281)

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания:

Игра: Биологическая дуэль (учащиеся стреляют друг в друга вопросами домашнего задания, не ответивший на вопрос считается убитым, а право ответа переходит к его соседу по парте).

  1. Изучение нового материала:

Исходя из темы урока формируем цель.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землёю корешок,

Но не может жить на свете

Без него любой цветок!

(В.Жак)

?

 Каким органом является корень?

  Корень – вегетативный орган растения.

?

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

              ?

             Как вы думаете, каковы основные функции корня?

а) укрепляют,

б) размножение,

в) почвенное питание,

г) запасание питательных веществ.

 

 (слайд 3)(подписать)

Вспомните, какой орган первым появляется из семени?

Маленький корешок зародышевый растет, постепенно удлиняется и утолщается, превращаясь в мощный корень, способный удержать целое растение. Представьте себе, насколько мощной д.б. корневая система у таких растений, как сосна или дуб, чтобы удержать ствол со всеми ветками и листьями! Для того, чтобы отдаленно представить себе, какие нагрузки испытывает корень, попробуйте в сильный ветер раскрыть зонт и удержать его в руках.

 

(слайд 4) (рассмотреть)

А кто из вас пробовал вырвать с корнем одуванчик, лопух или, к примеру, полынь? Насколько сложно это сделать. А почему? На протяжении всей жизни у растения образуются новые корни и растут старые.

(слайд 5) (демонстрация)

Так как у растения много корней, и можно выделить разнообразные их виды, главный корень, боковые и придаточные.

Сейчас вы работаете самостоятельно с рисунками, у вас нарисованы корни растений, вам необходимо определить, где какие корни нарисованы, а так же предложить определение разнообразных видов корней.

Подземная часть растения называется корнем. Это осевой орган высшего растения (в отличие от побега на корне никогда не возникает листьев). С помощью этого органа происходит минеральное питание. Корень необходим для закрепления растения в почве, для хранения питательных веществ и вегетативного размножения. От побега корень отличается отсутствием листьев и почек. Поглощение воды, воздуха и минеральных веществ осуществляется не всей поверхностью корня.

Совокупность всех корней растения образует единую корневую систему. В состав корневой системы входят корни разной морфологической природы: главный, боковые и придаточные. Главный корень развивается из корешка зародыша. В течение жизни от главного корня отходят боковые корни, приблизительно сходные между собой по строению.

В состав корневой системы входят также придаточные корни, развивающиеся из основания побега, они тоже могут давать боковые корни. Если главный корень развит больше остальных, то такую корневую систему называют стержневой (ОДУВАНЧИК, БЕРЁЗА, ФАСОЛЬ, МОРКОВЬ) . Если корневая система представлена придаточными и боковыми корнями, а главный корень не выделяется, то её называют мочковатой (ЛУК, ПШЕНИЦА, ТЮЛЬПАН).

Ребята, как вы думаете, как мы можем назвать всю совокупность корней растений?

Корневая система

(совокупность всех корней растений)

стержневая                                         мочковатая

Как вы думаете, чем отличается корневая система пшеницы от корневой системы фасоли (одуванчика)?

?

Сколько мы можем выделить типов корневых систем?  

Две: стержневая и мочковатая.

(слайд 6) (тестирование)

Для того, чтобы научиться определять тип корневой системы растений и различать виды корней, проведем лабораторную работу.

  1. Лабораторная работа № 12. (слайд 7)

Цель: научиться определять тип корневой системы растений и виды корней.   Учитель проговаривает  все задания в работе. Ребята самостоятельно выполняют лабораторную работу. После выполнения проговариваем результаты.

1. Работа с гербарием.

2. Схемы в тетрадь (корней).

3. Результат – схема в тетрадь.

4. Вывод.        Какие системы относятся к однодольным,  какие к двудольным, почему?

(слайд 8) (вписать)

А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются!
Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землёю корешок,
Но не может жить на свете
Без него любой цветок!

  1. Закрепление:

Тест на 3-5 минут

(слайд 9) (шторка)

  1. Подведение итогов:
  1. Что же мы узнали сегодня на уроке?
  2. Вспомним цель урока. Достигли или нет?
  3. Какой вывод мы можем сделать по результатам нашего урока?
  4. Оценивание работы учащихся.



Предварительный просмотр:

Вопросы викторины  по биологии

для учащихся 8 классов

Задание №1

 К энергоемким органам, то есть таким, на функционирование которых тратится значительная энергия, относят сердце и почки. При этом масса данных органов невелика. Объясните приведенные факты. Продолжите список энергоемких органов. Укажите органы, которые можно считать неэнергоемкими. Почему?

Задание №2

Древние гончары делали удивительные горшки с микропорами, и  молоко, хранившееся в таких горшках, за счет частичного испарения воды, содержащего в молоке, сквозь эти поры, было более холодным, чем в кувшине без пор. Части какого растения добавляли гончары в глину для изготовления горшков.

Это растение  зашифровано. Оно состоит из гласной буквы, которой обычно высказывают удивление, мягкой мебели, первая гласная в которой заменена на букву, парную букве «Ю», и суффикса, который обычно используется для образования слов, обозначающих профессию человека.

Назовите растение и то, что использовали гончары из этого растения.

Задание №3

По каким признакам сов иногда называют «пернатыми кошками»? Что отличает их от дневных хищных птиц?

Задание №4

 Наркотик кокаин делают из растения «коки», которое наркодельцы нелегально выращивают в тропиках и субтропиках. Но есть животное, личинки которого используют это растение для размножения, при этом оно гибнет. Название этого животного зашифровано. Начинается оно со слова, которое используют для обозначения количества, причем последняя буква заменена на парную букве «Ю»,  вторая часть слова – это африканская страна, столицей которой является город Виндхук, но без первого слога и второй гласной буквы. Определите название  животного. Приветствуется развернутый ответ.

Задание №5

Родственницу животного, о котором шла речь в предыдущем задании,  успешно применяют для борьбы с опунцией в Австралии.  Этот кактус, завезенный из Мексики, размножился здесь в огромных количествах и стал буквально бичом для местных фермеров. После долгих поисков ученых фактором, сдерживающим массовое разрастание опунции, стали личинки этих животных.. Впоследствии в Австралии недалеко от города Чинчила, в маленьким городке Бунарга, появилось скромное сооружение для проведения концертов и собраний «Мемориал холл». Его построили в честь этого животного.  Определите название  животного. Приветствуется развернутый ответ.

Задание №6

Гиппократом было создано учение о соках организма и типах телесного строения. В организме, по мнению Гиппократа, есть 4 жидких сока: кровь, черная желчь, желтая желчь, слизь. Основное в типе телесного строения человека то, какой сок преобладает в организме. Что из себя представляют люди, в организме которых преобладает одна из четырех жидкостей?

Задание №7

Это необычное  растение  не имеет ни корней,  ни листьев, ни стеблей. Поэтому оно не способно усваивать углекислый газ и получать минеральное питание из почвы. Но кушать-то хочется. И вынуждено такое  растение питаться за счет других, которые будут доставлять ему  питательные вещества.  Стебли и листья превратились у него  в клеточные нити и вросли в ствол растения, на котором оно паразитирует.  А живет оно в основном за счет лиан, которые встречаются в тропических лесах острова Суматра. Бутон этого растения созревает около 9 месяцев. И вот, прямо на земле, всего на 3-4 дня, распускается этот странный цветок. Да не забудьте вспомнить фамилию натуралиста, который его описал! Определите название цветка, назовите его окраску, размеры, вес  и способ опыления.

Задание №8

Название сумчатого млекопитающего семейства ценолестовых, встречающихся  на юге Перу на высоте 2800-4250 метров.

Задание №9

Есть растение, название которого похоже на сухопутное ракообразное. Если до 9 часов утра не раскроются  венчики его цветов, то днем пойдет дождь. Дайте название этому растению.

        

Задание №10

Существует много суеверий, связанных с кошками. Людская молва приписывает эти животным способность видеть в кромешной тьме, благодаря особому свечению  их глаз. Почему кошки видят в сумерках? Как они ориентируются в окружающей среде при полном отсутствии света? С чем связан необычный оттенок глаз животного?

Задание №11

Растение в изобилии растет на лугах. Его листья расположены по двум противоположным сторонам стебля. Если проверить  по компасу, то можно убедиться, что ребра листьев совершенно точно указывают север и юг, а их плоская сторона соответствует западу и востоку. Эта его особенность отражена в названии. Стебли содержат млечный сок, который имеет лекарственное значение. Существует и как культурное растение, которое употребляется в пищу. Что это за растение?

Задание №12

О каком животном идёт речь? К какому типу и классу оно относится?

    « Рот на подошве, мозоль на спине,

    Рожки и глазки на пятке,

    Может ползти по отвесной стене

    И свежевскопанной грядке.

    Скользкое тело, серебряный след,

    Сладкие овощи ест на обед»

Задание №13

 Это необычное дерево растет в Бразилии. Но необычно не само растение, а то,  что называют его плодами. Одна часть его плода  называется яблоком и употребляется в пищу. Из них готовят сок,  джемы, желе, компоты.  На кончике у этого  очень вкусного, "ромового" яблока   висит орешек  в оболочке. В сыром виде оболочка и даже сами орешки ядовиты. Между скорлупой и оболочкой, за которой скрывается орех, содержится очень едкое вещество кардол, которое при контакте с кожей вызывает серьезные ожоги. Даже небольшое количество этого вещества может вызвать отравление.

Это одно из тех растений, которые можно назвать безотходными: все, что дает это дерево, употребляется человеком в тех или иных целях. Кора и листья используются в лекарственных целях, скорлупа орехов – в промышленных,  орехи и так называемые яблоки  - в гастрономических.

 О каком растении идет речь?  Что собой представляет так называемое яблоко? Какие растения являются его ближайшими родственниками?

Задание №14

Почему говорят, что лягушки глотают пищу при помощи глаз?

Задание №15

Первые европейцы, побывавшие в Новом свете после открытия его Христофором Колумбом, возвращались на родину не только с рассказами о диковинных растениях, но и привозили с собой заморские плоды. Так впервые в начале 16 века попали в Европу зерна этих растений. Коренные жители Мексики – ацтеки приписывали им божественное происхождение, а зерна использовали вместо денег. И когда предводители и основатели древних цивилизаций пили священный напиток из этого растения из богато украшенных золотых чаш, остальной народ благоговейно взирал на это действо. Выращивали и ухаживали за "райским деревом" специально отобранные люди. Как ацтеки называли плоды этих растений? Как назывался напиток, который готовился из зерен этих плодов? Как это растение называем мы? Как это растение называют ботаники?

Задание №16

Леснику предложили выбрать себе участок для постройки дома. Какой участок Вы бы порекомендовали ему: еловый лес, где много мха или лишайника, или берёзовый?

Задание №17

Большое удивление учёных вызывало появление в северных районах земного шара снега, окрашенного в красный, изредка зелёный или синий цвета. Подумайте, какую роль в этих явлениях могут играть жгутиконосцы?

Задание №18

Это растение растет в сухих местах. Примечательно оно тем, что плоды его употребляются для изготовления примитивных гигрометров, то есть приборов, показывающих влажность воздуха. Плоды его состоят из передней части, несущей семя, и длинного закрученного спиралью носика. Этот носик очень гигроскопичен и в сырую погоду совершенно выпрямляется, а в сухую снова закручивается. Когда он падает на землю, верхний конец носика, загнутый под прямым углом, цепляется за окружающие его стебельки и остается неподвижным. Теперь при раскручивании и закручивании верхней части начинает вертеться передняя часть плода и ввинчивается в землю. Выскочить назад плод не может, так как он покрыт загнутыми назад волосками. Свое название растение получило благодаря сходству плода с головой некоторой птицы. Назовите это растение, а также объясните  механизм изготовления примитивного гигрометра.

Задание №19

В 1929 году был предложен термин «гомеостазис». Назовите ученого, который его предложил.

Задание №20

При переселении горцев на равнины и обратно количество эритроцитов в их крови меняется в сторону увеличения или уменьшения. В каком случае – как?

Задание №21

Назовите отдел нервной системы, где вырабатываются рилизинг-гормоны?

Задание №22

Что такое диастема? У кого она встречается?

Задание №23

В 1492 г. папе римскому Иннокентию VII с целью омоложения дали выпить кровь, взятую от трех десятилетних мальчиков. Могло ли это заменить ему переливание крови и почему?

Задание №24

Назовите биологическими терминами способы распространения семян и плодов с помощью:

           А) ветра

           Б) животных

           В) воды  

           Г) птиц

           Д) летучих мышей

Задание №25

Цветы, какого африканского гиганта опыляют не насекомые, а летучие мыши? Почему? 

Задание №26

Какое растение из семейства Бобовые в химическом составе содержит все 8 незаменимых аминокислот?

Задание №27

Расположите виды хищных животных по максимальной скорости бега, которую они развивают при охоте, начиная с самой большой: лев, гепард, ягуар, тигр, леопард.

Задание №28

Это растение живет на почвах, богатых кальцием. Поселившись неожиданно на островах Онежского озера, оно подсказало ученым месторождение этого ценного минерала. Определите название этого растения, а также опишите историю происхождения такого названия.

Задание №29

За одно сокращение сердце человека выбрасывает в аорту 50 мл. крови, а за 1 мин. из сердца в аорту проходит 3750 мл. крови. Определить частоту сердечных сокращений этого человека.

Задание №30

Перед вами представители живой природы. Назовите мифическое существо.

Мифическое существо

Местообитание