Консультации для воспитателей и родителей

Гасилова Вера Николаевна

Предварительный просмотр:

                            ВОСПИТАТЕЛЮ О ЖИВОПИСИ

Изобразительное искусство рассматривается как особый вид человеческой деятельности, которая опосредованно отражает объективную действительность  и способствует формированию интеллектуальных, нравственных и эстетических возможностей личности. Искусство не только отражает реальную действительность, но и оценивает ее с позиции идеалов определенного общества. Восприятие искусства – особый интеллектуально-эмоциональный труд. Он становится желанным лишь в том случае, если человек к нему подготовлен. И такую подготовку нужно начинать уже с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности.

В условиях современного общества педагоги все чаще выделяют искусство как важнейшее средство гуманизации личности. Эта идея заложена и в концепции дошкольного воспитания.

Вопрос об использовании изобразительного искусства в детском саду неоднократно поднимался на страницах журналов «Дошкольное воспитание», «Пралеска» (статьи Т. С. Комаровой, Е. В. Лебедевой, Т. Г. Казаковой, Т. Н. Дороновой, Р. М. Чумичевой, Н. Белохвостовой, Л.Савченко, Л. Б. Горунович и др.).

Различают следующие виды изобразительного искусства:          

  • живопись,
  • графика,
  • скульптура.

      Видимое сходство, подобие образа и реальности – характерная черта этих видов. Достигается это сходство в каждом виде особыми средствами:  в скульптуре – пластикой объемных форм, в живописи – красками на плоскости, в графике – линиями и пятнами в условном (чаще всего  черно-белом) цвете. Задача художника заключается в том, чтобы этими средствами достичь жизненности реального впечатления, передать полноту целостного образа. Изображая один конкретный момент в развитии окружающего мира, изобразительное искусство способно передать всю полноту мира, создать целостный образ того или иного явления. А. К. Саврасов говорил ученикам, что пейзаж надо писать так, чтобы жаворонка не было видно на картине, но чтобы пение его было слышно. И действительно, косвенно,  по ассоциации в зрительный образ могут быть включены все другие ощущения (например, слуховые – вспомним картину И. И. Левитана «Вечерний звон»). Может быть передано и движение («Боярыня Морозова» В. И. Сурикова).

Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется у зрителей наибольшей популярностью. Она воплощает образы в их красочном богатстве и блеске с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Своеобразием живописи является двухмерное изображение реального мира на плоскости.

Ощущение пространства, объема достигается посредством цвета и светотени.

По своему практическому назначению живопись разделяется на

     монументальную,

станковую,

театрально – декорационную,

иконопись,

миниатюру, диораму, панораму.

Произведения монументальной живописи создаются на внутренних или наружных стенах зданий (фрески, панно, витражи, мозаика, и т. п.).

    Театрально- декорационная живопись – вид изобразительного творчества, связанный с художественным оформлением театрального спектакля. Основные элементы театрально – декорационной живописи – декорации, костюмы, грим актеров.

    Иконопись – писание икон, вид живописи, распространенный в средние века и посвященный религиозным темам. В иконописи выработалось высочайшее художественное мастерство, особое понимание рисунка, композиции, пространства, цвета и света.

    Миниатюра – это не только книжная иллюстрация. Так называют и живописные произведения небольшого формата, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре, дереве: пейзажи, портрет, сюжетные композиции, орнаменты.

    Особый вид миниатюры – темперная живопись на лаковых изделиях (Палех, Федоскино).

     Станковая живопись. Название «станковая живопись» произошло от места, на котором художник устанавливает загрунтованный и натянутый на подрамник холст. Станковая живопись создается в мастерской художника – это картина.

  Жанры в живописи  различаются по предмету изображения:

  • исторический,
  • бытовой,
  • батальный,
  • анималистический;

а также:

  • пейзаж,
  • портрет,
  • натюрморт и т.д.

    Целостность произведения создается благодаря единству содержания и формы. Основными компонентами содержания произведений искусства являются тема и идея.

Тема картины раскрывает жизненные явления, а также чувства и мысли художника.

    Произведения живописи бывают разные по тематике: о природе, труде и быте взрослых и детей, на антивоенные темы и др. Художники  в своих произведениях по-разному отражают одну и ту же тему. Различия находим, прежде всего, в сюжетах картин (тема детства  - «Тройка» В.Г.Перова, «Девочка с персиками» В.А.Серова). Сюжет картины обуславливает количество действующих лиц, их расстановку, размер фигур, выбор точки зрения.

    Если тема произведения читается сразу, то его идея скрыта.  Нужно думать, размышлять, сопоставлять, сравнивать, чтобы сделать для себя духовно ценностный вывод.

Неразрывно связанной и взаимообусловленной с содержанием является форма произведения  искусства.

Форма – это способ существования и выражения содержания. Художественная форма многообразна. Художник проявляет огромное мастерство и творчество, чтобы достичь соответствия между содержание и формой.

 Основные компоненты художественной формы   -  цвет, светотень, рисунок, фактура, композиция и др., иначе говоря, средства выразительности, язык искусства.

Некоторые авторы описывают средства выразительности следующим образом.

Выразительные средства живописи:

-- колорит;

-- рисунок;

-- композиция

-- фактура красочной поверхности; и выразительность мазков.

Построение объема и пространства в живописи связано:

- с линейной и воздушной перспективой;

- со светотеневой моделировкой;

- с использованием конструктивных качеств рисунка и пространственных свойств теплых и холодных цветов.

Выразительные средства скульптуры:

-постановка фигуры в пространстве, передача ее движения, позы, жеста;

- светотеневая моделировка, усиливающая рельефность формы;

- фактура лепки или обработка материала;

- зрительный эффект массы и весовых отношений;

- пропорции;

- характер силуэта.

Главным  средством выразительности является цвет.  Он используется как выразительное и как изобразительное средство. Благодаря цвету живописное произведение начинает «звучать», создается впечатление, будто от картины исходят запахи, звуки.

Светотень – это строго закономерные грани светлого и темного, благодаря которым воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные средства и явления действительности. Посредством светотени художник добивается композиционной  цветовой гармонии, равновесия, а так же отражения эмоционального настроения в картине.

Рисунок – важное средство живописи, с помощью которого художник обозначает границы предметов фигур, форм окружающей среды. Рисунок – изображение реальной действительности посредством линий, штрихов, пятен, в разной степени контрастирующих  с белой поверхностью бумаги. Он может быть легким, изящным и тяжелым, грубым. Рисунку подчиняется цвет, композиция. Таким образом,  рисунок -основа живописи.

Фактура  произведения – характер поверхности -  не менее важна. Она придает произведению выразительность, несет определенное эмоциональное настроение. Каждый художник накладывает на холст краски,  и делает он это различными приемам живописной техники, отличающимися направлением, движением мазка. В этом проявляется индивидуальная манера исполнения художником живописного произведения  (И.И.Левитан «Весна. Большая вода»- мазки линейны, почти незаметны, то вызывает состояние покоя, грусти, а в картине «Золотая осень» мазки короткие, густо положены и создается ощущение радости, бодрости).

Композиция – сочетание частей картины в  определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику выразить замысел, привлечь  внимание к содержанию картины. Содержание произведения и  композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображенных художником элементов влечет и изменение содержания.

Композиционные элементы  живописи –

  • размер и форма холста,
  • единство точки зрения,
  • разнообразие форм и композиционный центр,
  • равновесие,
  • симметрия,
  • ритм,
  • колористическая целостность.

Выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую поставил перед собой художник, характера изображений. Круглые, овальные холсты используются для передачи мягкости, лиричности, спокойствия в образах. Образы, созданные на прямоугольном  холсте, вытянутом вертикально, воспринимаются как величественные, монументальные; на вытянутом по горизонтали они видятся сдавленными, приниженными, им как бы не хватает свободы.

Точка зрения  в композиции связана с  выбором художником определенного горизонта для изображения сюжета Размещение на картине линии горизонта зависит от замысла живописца. Если линия на уровне глаз – от картины веет покоем; при высоком горизонте создается ощущение простора, свободы; низкий горизонт позволяет художнику создать впечатление монументальности, могущества, силы.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изобразительных форм воспринимается прежде та, которая находится в центре, в этом проявляется особенность нашего зрения.  В каждой картине такой  центр называется композиционным, с его помощью выделяется главное  в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному:

величиной фигуры,

цветовым сопоставлением,

светотенью,

расстоянием между фигурами.

Композиционному центру подчинены все остальные детали картины.

 Итак, жанры живописи отличаются друг от друга содержанием и своеобразным использованием средств выразительности. В работе с детьми дошкольного возраста используются следующие жанры живописи натюрморт, пейзаж, портрет.

     

                          Источники:

1. http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.c...

 http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.c... 

2.Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста/[составитель   И.А.Савицкая].- Мозырь: ООО  ИД «Белый Ветер»,2005.

    Этапы работы по восприятию искусства детьми         

                              дошкольного      возраста.  

                                                                                                      Живопись учит смотреть и видеть

                                                                                             (это вещи разные и редко  совпадающие).

                                                                                            Благодаря этому живопись сохраняет

                                                                                            живым и нетронутым  то чувство,

                                                                                                  которым отличаются дети.

                                                                                                            А.А. Блок        

    Восприятие искусства – это напряженная работа чувства и мысли, особый труд души, которые будут желанными для человека в том случае, если он к ним подготовлен, а такую подготовку необходимо начинать с детства. По словам В.А. Сухомлинского, «…то, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте. Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности».

Мы, взрослые, однажды открыв ребенку окно в мир живописи, дав прикоснуться нежной, эмоциональной душой к прекрасному миру красок, должны постоянно и постепенно вводить малыша в этот мир, углубляя понимание искусства и утончая чувства.

С чего же начать приобщение детей к живописи? А с того, с чего начинают и дети. С удивления, восторга и восхищения перед полотном в музее, репродукцией картины дома и в детском саду, перед той красотой, которую открывает для нас художник, мимо чего мы проходим и не замечаем, а художественное произведение заставляет остановиться, всмотреться, задуматься, откликнуться душой. Через оценку взрослого, его эстетический вкус начинается формирование собственного отношения ребенка к произведениям искусства.

Необходимо проводить специальные занятия по ознакомлению с живописью и включать их в следующие разделы педагогического процесса: ознакомление с окружающим, развитие речи, художественная литература и изобразительная деятельность. В разделе «Изобразительная деятельность» специальное занятие по изоискусству можно соединить с занятием по рисованию, лепке, аппликации. Занятия по искусству лучше планировать так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изодеятельности. Например, рисование на тему «Зима» целесообразно провести после занятий по рассматриванию произведения И.А Попова «Первый снег».

Работу по ознакомлению с живописью желательно предусматривать и как часть занятия (развитие речи, изодеятельность, ознакомление с окружающим).

Необходимо научить детей различать репродукцию (сфотографированная и размноженная на специальной машине картина) и картину, пояснить детям, что художник не рисует, а пишет.

При организации занятия  дети могут сидеть или стоять свободной группой, полукругом. Это создает обстановку естественности, и детям видны все детали. Воспитатель предлагает посмотреть на художественное произведение издалека, подойти поближе. Восприятие с различным отдалением от картины или ее репродукции будет более полноценным.

Картина (или ее репродукция) должна быть в рамке. Размещать их лучше на мольберте. При рассматривании художественного произведения не рекомендуется пользоваться указкой, для этого есть словесные указания (на переднем плане, справа и т. д.). Обстановка должна быть максимально непринужденной.

Для того чтобы воспитатель лучше представил себе содержание работы с детьми по ознакомлению с искусством, осмыслил необходимость ее систематичности, последовательности и усложнения педагогами, Л. Б. Горунович, Т.Б. Братской были разработаны этапы ознакомления дошкольников с изобразительным искусством:

I этап   -  рассказ о жизни и творчестве художника.

II этап – понимание дошкольниками настроения художественного произведения.

В решении этой сложной задачи могут помочь следующие  приемы:

1. «Вхождение в картину». (Представь себе, что ты вошел в эту картину, что ты увидел? Что ты услышал? У кого бы ты хотел что-то спросить?)

2. Придумывание названия картины. (Воспитатель предлагает детям самим назвать картину, а потом сообщает, как ее назвал автор, или наоборот).

3. Использование на занятии художественного слова или музыки. (Музыка может звучать в начале занятия, в его конце, а также служить фоном занятия. Это должна быть какая-либо тихая мелодия.)

III этап – знакомство  со средствами художественной выразительности – цветом, формой предметов, их расположением на полотне и композицией.

Детям необходимо объяснить, что выразительные средства – это своеобразный язык искусства, с помощью которого художник передает свои чувства, настроение.

На данном этапе используются следующие приемы:

1. Вопросы. (Они призваны помочь малышам воспринять художественное произведение, понять, что взволновало художника как он передал свои чувства и настроение. Целесообразны вопросы типа «Почему художник так назвал свою картину?», «Почему художник изобразил человека в центре картины?» и т. п.)

2. Сравнение картин. ( Сравнивать можно картины с одинаковым названием, например, А.И. Куинджи и И.И. Левитана «Березовая роща», или контрастные картины, на которых изображены, например, зима и лето.)  

3. Игровые приемы. (Кто больше назовет оттенков определенного цвета на картине? Кто лучше расскажет как художник передает в картине приметы весны? и др.)

IV этап – знакомство с жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт).

Если научить ребенка видеть и понимать красоту, анализировать, сопоставлять, размышлять о ней, создавать ее своими руками, он вырастет совершенным, гармонично развитым человеком, который сделает таковыми же свои отношения  другими людьми, свою работу, творчество, увлечение.

Тонкий, отзывчивый человек, способный быть счастливым и делать счастливыми других, редко появляется сам по себе. Воспитать человека таким, развить в нем культуру чувств, наполнить его жизнь радостью – важнейшая задача, стоящая перед педагогом.

                    

     

      Живопись – один из видов изобразительного искусства, воссоздающего все богатство и многообразие окружающего мира с помощью красок.

      На холсте, на бумаге, на стене средствами живописи воссоздается реальный  мир с его глубиной, объемом, цветом, светом, воздухом.

      Основными выразительными средствами живописи  являются: цвет (колорит) и композиция. С помощью цвета художники передают определенное состояние: радость, грусть, тревогу, беспокойство, умиротворение и т.д.

      Композиция – это построение картины, планов (близко, далеко), выбор полотна, замысел художника. Она руководит восприятием изображения, помогает подчеркнуть и выделить главное.

      Живопись характеризуется богатством жанров. Их возникновение обусловлено интересом художников разных эпох ко всем сторонам жизни.

*Простой                                                              *Бытовой жанр

*Сложный                                                            *Исторический жанр

*Смешанный                                                        *Батальный жанр

*Сюжетный                                                          *Мифологический жанр

*Анималистический жанр

   НАТЮРМОРТ                                                 ЖАНРОВАЯ ЖИВОПИСЬ

          ПЕЙЗАЖ                                                                           ПОРТРЕТ

 Виды                                         Жанры

                                                                                         *Парадный

                                                                                                           *Групповой

    *Сельский                                  *Эпический                                           *Камерный

          *Городской (архитектурный)   *Романтический                                   *Индивидуальный

       *Индустриальный                     *Драматический                                   *Двойной (парный)

    *Выдуманный                            *Лирический                                        *Костюмированный

    *Морской (марина)                                                                                  *Автопортрет

Василевская А.Э. ИЗОстудия



Предварительный просмотр:

       Роль декоративно-прикладного искусства

      в разностороннем развитии дошкольников

    Декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры народа. Произведения народных мастеров отражают самобытность народа, его эстетические представления о красоте, любовь к родному краю.

    Народному искусству присущи ярко выраженные характерные особенности, такие, как традиционность образов, сюжетов, приемов, совершенство образного языка, близость к окружающей жизни. Декоративность, выразительность цвета, пластики, орнаментов, разнообразие материалов созвучны особенностям эстетических чувств, восприятий и ощущений детей дошкольного возраста.

    Необходимым условием развития личности ребенка является использование в педагогической работе народного творчества. Народное искусство как часть материальной культуры обладает непреходящей нравственной, эстетической и познавательной ценностью.  Аккумулируя в себе исторический опыт многих поколений, оно имеет колоссальное  значение для развития личности. В силу своей специфики, заключающейся в образно-эмоциональном отражении мира, оно оказывает огромное воздействие на ребенка при помощи форм, красок, звуков, ощущений.

    В настоящее время народное искусство широко используется в воспитании детей. Изделия различных промыслов, современные изделия декоративного искусства и поделки, выполненные руками воспитателей, используются на занятиях, в оформлении детских садов, в качестве сувениров.

    Различные виды декоративно-прикладного искусства помогают педагогам решать ряд важных задач:

  1. Ознакомление детей с искусством родного края, формирование интереса к народному творчеству.
  2. Формирование практических умений в разных видах деятельности по мотивам декоративно-прикладного искусства.
  3. Развитие эстетических чувств, эстетического и художественного вкуса, художественных изобразительных способностей детей.
  4. Развитие творческой активности, воображения, умений фантазировать, изобретать.
  5. Формирование у детей увлеченности тем или иным видом декоративно-прикладного искусства, воспитание аккуратности, усидчивости, ответственности в выполнении порученного дела.

     Приобщение детей дошкольного возраста к декоративно-прикладному рукодельному искусству имеет большое значение для развития личности детей в целом, а также помогает решать задачи преемственности детского сада и школы.            

     



Предварительный просмотр:

                                                                                       СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

           

   

    Для  детей, которые только начинают осваивать работу  акварельными красками,  самые удобные кисти – беличьи, с коротким черенком, № 4.  На первых порах ребенок не может писать кончиком кисти – он трет по бумаге всем ворсом, порой задевая металлической частью о бумагу, нередко прорывая лист до дыр. От такой экспрессии боковые ворсинки вытираются, и  через четыре-пять занятий кисточка становится на номер меньше – это как раз то, что нужно, так как  дети рисуют обычно на форматах А4 или А5, на таком формате композиционно грамотно заполняется вся плоскость листа.                    

    Бумага для рисования должна быть достаточно плотная, лучше всего покупать листы для акварели или рисования, не поленившись открыть и посмотреть эти листы, ведь иногда бумага для рисования бывает слишком тонкая, и рисунок ребенка съежится и раскиснет, работа будет не эстетична, ребенок будет огорчен.

    Очень важно при покупке красок обратить внимание на их внешний вид. Не покупайте прессованные краски, называемые у художников «таблетками». Такие краски требуют предварительного размачивания: перед работой на них нужно побрызгать водой и подождать, пока они разбухнут, качества у таких красок зачастую оставляет желать лучшего. Не стоит покупать и дорогие краски, которые относятся к классу профессиональных, например «Ленинградские». В наборах слишком большое количество цветов – маленькому художнику трудно отыскать в этом изобилии нужный цвет, ведь только синих или зеленых там может быть 4 или 5 оттенков, три охры, а они так похожи и на желтый цвет, и на коричневый. Самый удобный набор красок для первого этапа обучения состоит из 6 цветов: красного, желтого, зеленого, синего, коричневого и черного.  В дальнейшем  можно использовать набор из восьми цветов, добавив оранжевый и фиолетовый. Практика показала, что лучше всего для рисования в детском саду подходит акварель «Медовая». Эти краски недороги и достаточно хорошего качества – пигменты очень яркие, хорошо растерты, краски прекрасно набираются, хорошо ложатся на бумагу, легко смываются. Не покупайте акварель в которую добавлен перламутр и блестки, во-первых, как правило, краски там очень мало, она буквально слегка намазана и после одного двух занятий её не станет, а во-вторых, она почти не видна на листе бумаги , рисунок получается бледный и не выразительный, а ребенок хочет видеть своё творение ярким, чтобы все увидели выражение его эмоций и отношение к миру.

    Надеемся, что вы прислушаетесь к нашим советам, и в дальнейшем рисование доставит вашему ребенку сплошное удовольствие!



Предварительный просмотр:

«Эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием».   В.Г.Белинский 

                        

«.... Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зелёные луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечный разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине».

     Рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Создание изображения требует целого ряда навыков и умений, оно базируется на образах восприятия и представлений. В процессе рисования у ребёнка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием учат видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи.

     Пейзажная живопись является одним из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства. Знакомство детей с этим жанром способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, её красоте, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Художественный пейзаж помогает развивать эстетический вкус, образное и ассоциативное мышление, воображение, самосозерцание. Пейзажная живопись не только доставляет радость детям, но и вдохновляет их на творчество.

Специалисты по эстетическому воспитанию считают, что эстетика природы является основой для формирования соответствующего отношения к ней. Воздействуя на эмоции ребёнка своими качествами (совершенством формы, разнообразным изменчивым колоритом) природа вызывает эстетические чувства. Это способствует появлению и проявлению отношения к объектам и явлениям природы. Природа пробуждает любознательность ребёнка, воздействует на его органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Свою работу по обучению детей пейзажной живописи, я начала со средней группы. Диагностическое обследование детей по изобразительной деятельности показало, что у них имеются определённые проблемы. Дети в группе имеют нарушения зрения: косоглазие, миопия, астигматизм, гиперметропия. У них понижена острота зрения, поэтому они не могут видеть достоверно окружающий мир, у многих нарушено цветовое восприятие. Некоторые не могут правильно оценить глубину пространства, объём предмета, так как нет бинокулярного зрения. Дети плохо ориентируются на микро - и макроплоскости.

Учитывая это, я поставила перед собой следующие задачи:

1) Развивать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей действительности:

создавать ситуации для созерцания красивых видов и объектов природы;

показывать детям красоту всех периодов суток, отдельных явлений и состояний природы: ветра, дождя, неба в разных погодных и сезонных явлениях.

2) Учить ребёнка самостоятельно определять замысел в пейзажном рисунке и сохранять его на протяжении всей работы:

развивать композиционные умения: размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины.

3) Создавать условия для самостоятельной художественной деятельности детей вне занятий по рисованию.

Я заметила, что ознакомление детей с природой через изобразительную деятельность обогащает детское творчество новым содержанием, углубляет нравственно-эстетические чувства, вызывает стремление беречь и охранять природу, ухаживать за растениями и животными. Процесс познания осуществляю в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы во время организуемых мною систематических наблюдений.

На прогулках обращаю внимание, что колорит каждого времени года разный. Например, колорит осенней природы отличается от зимнего, в котором преобладают холодные цвета, для весеннего характерны прозрачные голубые, зелёные цвета, а для летнего – солнечные, яркие, тёплые цвета и оттенки.

Придаю большое значение художественному слову в эстетическом воспитании детей, так как литература развивает эстетический вкус дошкольников, эстетическое восприятие, учит находить подлинную красоту в повседневной жизни. Учитывая сформированные у детей представления, заостряю их внимание на том, что поэт, замечая интересное в природе, отражает это в стихотворении, а художник, иллюстрируя текст, стремится нарисовать то, о чём сказал поэт. Когда знакомлю детей с небольшим произведением, в котором описан знакомый образ или несложная картина природы, то одновременно демонстрирую яркую иллюстрацию к нему. Такое комплексное воздействие эмоциональных, зрительных и слуховых образов способствует развитию у детей эстетического восприятия.

В работе с дошкольниками я каждодневно убеждаюсь, что они очень любят сказки, рассказы, стихи. Свою работу планирую с учётом возрастных особенностей детей, подбираю произведения, соответствующие программе воспитания, доступные по содержанию и исполнению. Наши дети – слушатели, а не читатели. Поэтому, эстетическое воздействие на них художественного произведения во многом зависит от того, как доносит его педагог.

Я собрала и оформила подборку художественного слова: стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок по временам года. Материал для этого подбираю доступный и понятный детям по тематике, содержанию, языку. Считаю, что информация, заложенная в поэтических строчках, формирует в сознании маленького человека яркие, зримые, конкретные образы.

Красота любого природного явления вызывает восторженный отклик в душе ребёнка. Вот наступила осень... В воздухе кружатся и плавно опускаются на землю разноцветные листья. Дети с удовольствием собирали, рассматривали их, стремились обратить внимание воспитателя и родителей на их красоту. Здесь было важно поддержать интерес ребят. Вместе с детьми играли с собранными листьями («Найди такой же по цвету и форме»), предлагала составить из листьев композиции (например, осенний лес, где листья изображали деревья). Старалась давать детям возможность пофантазировать, что можно сделать из этого материала. При этом мы не наклеивали картинки, а просто раскладывали и смотрели со всеми детьми, кто что придумал.

Свою работу старалась построить так, чтобы изменения в природе, произошедшие с приходом зимы, также находили отражение в детском творчестве (рисунке). Обращала внимание на снег, как он покрывает дома, кусты, деревья. Тёмные стволы деревьев в сочетании с белым снегом создавали образ зимнего пейзажа, который дети самостоятельно изображали при рисовании на темы «На деревья, на лужок тихо падает снежок», «Дремлет лес под сказку сна».

Предлагала детям для рассматривания репродукции картины И.Шишкина «Зимний лес». Обращая внимание на снежные шапки на деревьях, кустах, снежный покров на земле, читала стихотворение:

«Зимний лес, что шапкой

Принакрылся чудной.

И заснул под нею

Крепко, непробудно».

Восприятие художественного образа в картине И.Шишкина и слушание стихов помогают детям передать зимний пейзаж, используя для этого краски – гуашь, которые дают возможность крупными мазками «принакрыть» «шапкой чудной» зимний лес. Когда все рисунки расположили на доску, они образовали общую картину. Дети с интересом рассматривали их и находили новые детали: «Вот там я вижу следы на снегу, наверное, зайчик пробегал», «А вот под этим деревом, наверное, в берлоге спит медведь», «А здесь большие следы, это волк пробегал».

Предлагала и другие варианты картин зимней природы, которые дети изображали после чтения мною стихотворения И.Сурикова:

«Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело».

Я спрашивала детей, как можно нарисовать зиму, после чего они сами выбирали сюжет и рисовали. Зимняя тематика для дошкольников интересна тем, что включает также образы новогодних персонажей: Снеговика, Деда Мороза, Снегурочки, зверушек, которые пришли на новогодний праздник в лес.

Картины весенней природы особенно эмоционально воспринимаются детьми, так как после долгой зимы все радуются солнечным, тёплым дням, ярким лучам, первым цветам, прилёту птиц. Поэтому содержание детских рисунков наполняется светлыми красками, дети рисуют ручейки, цветы.

В отличии от холодного, зимнего колорита весенний и летний наполнены богатой цветовой гаммой, на красоту которой я обращаю внимание детей. Например, увидев ромашки с нежными белыми лепестками, дети ещё лучше изобразят эти цвета, услышав стихотворение М. Познанской:

«На лугу, у той дорожки,

Что бежит к нам прямо в дом,

Рос цветок на длинной ножке –

Белый, с жёлтеньким глазком.

Я цветы сорвать хотела,

Поднесла к нему ладонь,

А пчела с цветка слетела

И жужжит, жужжит: «Не тронь!»

В этом стихотворении выражена любовь поэта к первым летним цветам. Читая стихи, я интонацией голоса выражаю эмоциональное отношение к этому образу. В конце учебного года организую экспозицию детских 2пейзажей» для того, чтобы ребята увидели все времена года, которые они изобразили в рисунках. Такой просмотр даёт им возможность вновь побывать в осеннем или зимнем лесу, полюбоваться картинами весенней природы. Считаю, что рассматривание работ полезно также тем, что каждый ребёнок на выставке находит свои рисунки и может сравнить результаты собственного творчества, увидеть, чему он научился. С другой стороны, дети испытывают радость от возможного общения в новой для них ситуации («Мы пришли на выставку, смотрим наши картины», «Мы, как художники, сами их нарисовали»).

Когда дети перешли в старшую группу, я стала больше использовать не только иллюстрации к тексту, но и репродукции с картин, помогающие осмыслить литературное произведение, его выразительные и изобразительные средства. Рисование красками я чередую с рисованием цветными карандашами и другими художественными материалами. Это необходимо для развития мелкой моторики, координации движений руки, что благоприятно влияет на изображение детьми многообразия предметного мира. Экспериментирование с различными материалами (красками, фломастерами, цветными мелками, углём) даёт возможность создавать новые образы, находить новые изобразительно- выразительные средства в рисунке.

При рисовании осени я предлагала детям предварительно протонировать лист бумаги. Дети сами выбирали соответствующий фон, на котором должны выделяться краски. Перед рисованием я обращала внимание детей на то, что вначале надо нарисовать землю, деревья, а потом уже осенние листья. Во время рисования напоминала детям, чтобы они брали краски разных цветов, тогда действительно деревья будут в ярком осеннем наряде. Дети любовались своими картинами золотой осени.

Поощряю самостоятельное рассматривание детьми картин, иллюстраций, наблюдение явлений и объектов природы, а также показ детьми друг другу некоторых приёмов изображения. Среди методов использую индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку, учитываю его индивидуальные и возрастные особенности.

Очень важно не допускать зрительного утомления. Наши дети, имеющие нарушения зрения, требуют особого подхода, хотя цветовосприятие у них не нарушено. У двоих детей (Вани и Димы) диагноз – астигматизм (левый глаз 1,0, а правый - 0,2 «ленивый глаз»). Чтобы поднять остроту зрения, мальчики носят постоянно окклюзию на здоровый глаз. У Гали оперированное косоглазие, страдают глазомерные функции. У Насти – спазм аккомодации, глаза находятся в постоянном напряжении. Часто провожу с детьми упражнения на общее расслабление («Мороженое», «Волшебный сон»), использую упражнение «близко-далеко».

Особенности изобразительной деятельности заключаются в том, что для её осуществления важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза. Зрительный контроль за движением руки необходим на всех этапах создания изображения. Глаз оценивает получающееся изображение и направляет его. На эту особенность изобразительной деятельности указывали и художники, и психологи- исследователи детского рисунка. Ещё Микеланжело говорил: «Циркуль в глазах, не в руке, ибо руки работают, а глаз оценивает». Исследователи В.И. Кириенко, А.Г.Ковалёв, Н.П. Сакулина подчёркивают необходимость развития глаз и рук, координированности их движений.

Зрительный контроль за процессом изображения осуществляю на основе имеющегося у ребёнка представлений о предмете, явлении. Направляя взором действия рук при создании рисунка, он всё время сверяет создаваемое с представлением того, что должно получиться. Поэтому очень важно создать у детей отчётливое представление о том, что предстоит им изображать.

При восприятии произведений искусства я не стремлюсь к массовому охвату детей. Кратковременный, но доверительный разговор с 2-3 детьми иногда может оказаться гораздо эффективнее, чем беседа со всей группой. Общение с прекрасным не терпит суеты и фронтальных форм работы.

Специальные занятия по ознакомлению с живописью включаю в другие виды занятий: ознакомление с окружающим миром (природные явления), развитие речи, ознакомление с художественной литературой. Темы занятий планирую так, чтобы их содержание и тематика совпадали с последующими занятиями по изобразительной деятельности. В этом случае специальные занятия по живописи помогают детям обогатить содержание и выразительные средства своих работ по рисованию. Например, рисование на тему «Зима» провожу после занятия по рассматриванию произведения И.А.Попова «Первый снег».

Особое место в работе по эстетическому развитию дошкольников отвожу свободной самостоятельной деятельности. Для этого я создала в группе соответствующие условия. Рабочих мест хватает на всех детей. В основном, после полдника или ужина на столы выкладываю изобразительные материалы, имеющиеся в группе. Дети выбирают их самостоятельно и рисуют. Чтобы у них не потерялся интерес к рисованию, я периодически демонстрирую новые интересные приёмы работы с уже известными им материалами, а также и некоторые нетрадиционные технологии (рисование пальчиками, ладошкой, углём, на сырой бумаге, на сырой ткани, ниткографию). Положительно оцениваю инициативу детей, независимо от полученного им результата. Заинтересованно, уважительно и деликатно отношусь к детскому творчеству.

Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают большее количество образов или используют более разнообразные средства выразительности (Настя, Кристина). Рисуя пейзаж, ребята стремятся к отражению лишь характерных, на их взгляд, признаков и особенностей. Например, рисуя ель, дети в средней группе передавали лишь главные признаки дерева: ствол и ветки. В старшей группе они стремятся уже выделить старые и молодые ели, большие и маленькие, разные оттенки зелёного цвета в окраске хвои веток, разное строение и окраску ствола. Происходит индивидуализация в деталях (стала встречаться чаще в детских рисунках).

Чтобы эффективно решить задачи по воспитанию эстетических чувств через пейзажный рисунок, я выступила на родительском собрании с сообщением «Как прекрасен этот мир, посмотри!» о пользе наблюдений отдельных явлений и состояний природы и дала рекомендации. Многие родители прислушались к моим советам и в результате пришли к выводу, что воспитание

детей через общение с живой природой – это великолепное условие, где ребёнок получает эмоциональную отдушину, знания, а главное, у него развивается эмоциональная отзывчивость к окружающей действительности.

В свободное время родители вместе с детьми стараются чаще бывать на природе. Они наблюдают не только за сезонными изменениями в природе, но и стали замечать некоторые особенности («Видели дерево, похожее на Бабу Ягу», «А звёзды на небе переливаются разноцветными огоньками», «Луна мне улыбалась»).

Для родителей была оформлена рубрика статей с полезными советами и рекомендациями «На заметку родителям», «Интересно и полезно», «Рабочее место юного художника». Родители вместе с детьми стали чаще посещать выставки в городской Картинной галерее, в городской детской Картинной галерее.

Работа по воспитанию эстетических чувств у детей при рисовании пейзажей будет продолжаться. Надеюсь, что успехи её будут заметны, если активными помощниками в этом будут мамы и папы моих воспитанников.

Наблюдения показали, что такая системная ежедневная работа побуждает детей к активной продуктивной деятельности: они с удовольствием рисуют, создают коллажи по временам года. Дети свободнее владеют пространственным ориентиром, поэтому композиция чаще стала иметь многоплановый характер, предметы располагаются «ближе - дальше». Ребята научились работать разными материалами, в разной технике. Дошкольники стали проявлять волевое усилие, целеустремлённость, заинтересованность, так как хотят выполнить работы на новом качественном уровне. В октябре 2006 года принимали вместе с детьми участие в городской выставке «Я – педагог и художник». Работы детей украшают интерьеры группы и разные помещения образовательного учреждения.

Перейдя в подготовительную группу, дети сами стали интересоваться пейзажем, как жанром живописи, его видах и особенностях. Дошкольники уже ознакомились с такими видами пейзажа, как сельский, городской, архитектурный, морской, горный, космический. Это даёт возможность расширить решение задач по развитию эстетических чувств дошкольников. Продолжаю развивать композиционные умения (размещать объекты в соответствии с особенностями их формы, величины, протяжённости), совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков).

Таким образом, можно сделать вывод, что эстетические чувства закладываются день за днём с дошкольного возраста, а воспитание их через пейзажную живопись способствует более глубокому познанию реальной действительности природы, на котором базируется и детское творчество.

Знакомство детей с пейзажной живописью способствует их эмоциональному и эстетическому развитию, воспитывает доброе и бережное отношение к природе, пробуждает искреннее, горячее чувство любви к своему краю, родной земле. Пейзажная живопись способна не только доставлять радость, но и вдохновлять на творчество.

Доклад хочется закончить словами В.А.Сухомлинского: «Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

Литература:

Доронова Т.Н., Якобсон С.Г. «Радуга» Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада.

Доронова Т.Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей».

Ёлкина Н.В., Мариничева О.В. «Учим детей наблюдать и рассказывать». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития». 1997 г.

Казакова Т.Г. «Детское изобразительное творчество». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006г.

Комарова Т.С. «Детское художественное творчество». Методическое пособие для воспитателей и педагогов. Издательство Мозайка - Синтез, г. Москва, 2006г.

Компанцева Л.В. «Поэтический образ природы в детском рисунке». Пособие для воспитателей детских садов г. Москва, 1985.

Кулакова Н. «Художественное слово в эстетическом воспитание детей». «Дошкольное воспитание» №2/1984 г. Стр. 15.

Курочкина Н.А. «Дети и пейзажная живопись. Времена года» Библиотека программы «Детство» г. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2004.

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет». «Цветные ладошки» Издательство Карапуз-дидактика, г. Москва, 2006.

Плаксина Л.И.»Программа для специальных коррекционных учреждений IV вида «Коррекционная работа в детском саду», Москва, 1999 г.

Плаксина Л.И. «Наша любовь и забота о детях, имеющих проблемы со зрением» Москва,1998 г.

Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: изобразительное искусство». Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.

Чумичёва Р.М. «Дошкольникам о живописи». Книга для воспитателя детского сада. г. Москва «Про



Предварительный просмотр:

         КАК НАУЧИТЬ ВАШЕГО

          МАЛЫША  РИСОВАТЬ?                        

    Бесспорно, изобразительную деятельность дети дошкольного возраста считают самой интересной. Только разрисовав себя фломастерами или испачкав акварелью, ребенок понимает — есть в жизни счастье…Как научить ребенка рисовать, если вы сами этого не умеете? Не спешите расстраиваться. Существует множество приемов, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребенок получит от таких занятий не только удовольствие.

    Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Поэтому перед тем, как ругать малыша, постарайтесь направить его творчество в нужное русло.

    От рисования малыш получает лишь пользу. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Кроме того, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Оно влияет на формирование словарного запаса и связной речи у ребенка. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша.

    В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность ребенка. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемым на бумаге, лишь постепенно появляется мотивация к творчеству — желание получить результат, создать определенное изображение.

    Помните, каждый ребенок — это отдельный мир со своими правилами поведения, своими чувствами. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче, неординарное его воображение, тем вероятнее, что интуитивная тяга к искусству станет со временем осмысленнее. "Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В.А.Сухомлинский.

    Воображение и фантазия — это важнейшая сторона жизни ребенка. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности. Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация изобразительной деятельности. В наем саду регулярно проводятся занятия по развитию изобразительных умений. Это и аппликативная деятельность (для работы используется как бумага, так и природный, бросовый материал), и лепка из глины, пластилина, соленого теста, и, конечно, непосредственно рисование. На занятиях по рисованию дети знакомятся с различными видами изобразительного искусства, а также средствами отображения окружающего мира  и способами его отражения.



Предварительный просмотр:

 Во многих городах Европы вы встретите древние крепости, дворцы, мечети и современные здания театров, библиотек, дворцов молодежи, перед которыми вам захочется остановиться. Так же вы стояли бы  в музее  перед хорошей картиной или скульптурой. Причина в том, что такие здания и сооружения -  это тоже произведения искусства, созданные по законам красоты.

Архитектура – это не только сами здания и сооружения, но и искусство организовывать пространственную среду, необходимую для жизни и деятельности людей.  

Вы живете в новом городском микрорайоне. Ещё  недавно на месте ваших домов были пустыри или старые деревянные домишки. Посмотрите, как сейчас все красиво, продумано и удобно устроено, сколько  здесь зелени и простора!  Дома стоят так, что в окна попадает много света и воздуха. Рядом детский сад, в который ходят ваши дети, школа, куда они скоро пойдут, магазины, парикмахерские, площадки для занятий спортом, неподалеку завод, на котором многие из вас работают. Все это придумали и спланировали архитекторы.

Архитектор (с греческого – «старший строитель») – зодчий, художник, занимающийся практическим зодчеством (строительством), составлением проектов и смет предполагаемых сооружений и руководящий производством строительных работ. Такие задачи архитектора требуют от него обязательного знания не только главных, специальных предметов (строительное искусство, гражданская архитектура, история архитектуры), но и вспомогательных (математика, физика, химия, механика, начертательная геометрия, рисование, черчение и др.). Кроме теоретической подготовки, для успешного применения её на практике архитектору необходим врожденный талант, без которого возведение высокохудожественных сооружений немыслимо.

Название «архитектор» появилось в Европе 400 лет назад, а в России – во времена Петра Великого (до него были зодчие, муроли, т.е. лепные мастера, палатные мастера), когда Указом 1713 г. в первый раз предписано было строить в столицах дома не иначе как по планам, составленным архитекторами. С тех пор составление планов и смет для построек сделалось обязанностью специалистов. В XVIII в. Архитекторы были на государственной службе в различных ведомствах. Также были иностранцы, занимавшиеся  постройками частным образом (обер-архитектор Растрелли). С учреждением Академии Художеств последовал Указ об образовании в ней архитекторов с прохождением  специального курса зодчества, окончившие с успехом архитектурное отделение  Академии получали звание художника-архитектора.

 По своему назначению архитектуру делят на три основных вида:

  1. архитектура объемных сооружений (жилые дома, сады, школы, магазины, заводы, фабрики, культурные и культовые  учреждения);
  2. ландшафтная архитектура (сады, парки, городские скверы и бульвары, бассейны, фонтаны);
  3. градостроительство (создание новых городов и поселков, реконструкция старых городских районов).

Памятники архитектуры, относящиеся к разным эпохам, отличаются друг от друга и по внешнему виду, и по строительным материалам, и по технике исполнения. Разнообразие архитектуры в разных странах зависит, прежде всего, от уровня развития общества, национальных особенностей народа, их быта и культуры, природы и климата, а также от строительных материалов.



Предварительный просмотр:

НАТЮРМОРТ (франц. nature morte, букв. — мертвая природа), жанр изобразительного искусства (главным образом станковой живописи), посвященный изображению неодушевленных предметов (утварь, плоды, битая дичь, букеты цветов, атрибуты какой-либо деятельности и т. д.).

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays местность), вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике жанр (и отдельное произведение), а также в поэзии (пейзажная лирика) и прозе, при  котором основной предмет изображения — природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов (архитектурный пейзаж, ведута), морские виды (марина).

ПОРТРЕТ (франц. portrait), изображение или описание человека или группы людей; в изобразительном искусстве один из жанров (и отдельное произведение), в котором воссоздается человеческая индивидуальность. Вместе с внешним сходством портрет запечатлевает духовный мир человека, создает типичный образ представителя народа, класса, эпохи. Смотри также Автопортрет.

АВТОПОРТРЕТ, портрет художника, выполненный им самим. В автопортрете художник выражает свое самосознание, оценку собственной личности и творческих принципов.

СКУЛЬПТУРА (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже животных, ее главные жанры — портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры — построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая скульптура (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.

 Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др.; методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.

РЕЛЬЕФ, в искусстве — вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона. Основные виды — барельеф и горельеф.

БАРЕЛЬЕФ (франц. basrelief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема.

ГОРЕЛЬЕФ (франц. haut-relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема. Монументально-декоративные горельефы часто использовались в архитектуре.



Предварительный просмотр:

                          Лепка

Лепка – один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов.  

Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Основные задачи:

  • развитие художественного вкуса и эстетическое воспитание;
  • художественное просвещение и привлечение к искусству керамики;
  • привитие правильных профессиональных приемов лепки и умение наблюдать, выделяя главное, существенное, отбрасывая второстепенное, лишнее.

Уже в эпоху неолита люди были знакомы с техникой обжига гончарных изделий. В IV тысячелетии до н.э. древние египтяне знали об искусстве изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились  создавать объемные изделия из глины на гончарном круге.

В оформлении дворцовой и религиозной архитектуры Ассирии использовалась облицовочная плитка, из неё были  составлены  целые монументальные панно на военные и бытовые темы.

Изображение фантастических животных было перенесено в Персию в VIв.

Из Египта и стран Азии производство глазурованных изделий перешло в Грецию.

Керамическое искусство греческой классики отличается:

- ясностью конструкций,

- устойчивостью формы,

- пропорциональностью членений,

- жизненного сюжета,

- функциональностью формы и назначения.

Кстати, секрет черного лака древнегреческой керамики неизвестен до сих пор. На керамики Греции чернофигурные и краснофигурные композиции объединены в сложные сюжетные сцены.

Мусульманская культура средних веков  Турции и Ирана отличается от античной Греции и Рима – сосуды покрывались цветными составами – люстрами.  После обжига изделие приобретает перламутровый блеск с золотистым или пурпурным отливом, создавалось впечатление, что изделие выполнено из драгоценных металлов. Основной декоративный элемент – орнаментальная роспись, реже животные и птицы, человек не изображался  вообще, это запрещала мусульманская религия.

В XIV- XVв. в Испании производство керамики достигло наибольшего успеха. Сосуды украшали геометрическим и растительным орнаментом, вплетая арабские письмена.

Через остров Мальорка (от этого названия произошло название майолика)

изделия попали в Италию (XVIв.). Итальянские мастера уже в эпоху Возрождения владели сюжетной росписью, в которой добивались огромного совершенства (мастера Фаэнцы, Флоренции, Сиены, Урбины). На изделиях воспроизводились сюжеты аналогичные полотнам художников эпохи Возрождения.

Фаянс – название происходит от названия города Фаэнца – центра керамического искусства. Из Италии техника майолики перешла во Францию, Голландию.

Фарфор появился в Китае ещё в I в. Н. э., но в Европу он проник лишь в XV-  XVI в. Благодаря венецианским и португальским купцам. Китайский фарфор отличается тонкостью, просвечиваемостью, чистым звоном и белизной. Производство хранилось в тайне, разглашение каралось законом.

К концу XVII в. в Италии и Франции появился «мягкий фарфор» - полусплавленная стекловидная масса. В 1709 г. В Саксонии (Германия) Ф.И.Бетгер изобрел фарфоровую керамическую массу. В 1710 г. в Мейсене заработал первый фарфоровый завод. В XVIII в. фарфор изготовляли во Франции, Италии, Англии, Бельгии, России.

В России глиняную посуду несложной формы изготавливали ещё в III – II вв. до н. э., что подтверждает археологические раскопки могильников в районе Поволжья, бассейнов рек Москвы и Клязьмы. В XV – XVII вв. в России с развитием архитектуры и строительства большое распространение получило керамическое производство: изготавливали кирпич, черепицу, глазурованные плитки.

В Гончарной слободе (Таганка) производили керамику для облицовки печей, а также посуду, в том числе и аптекарскую.

В 1744г. в Петербурге  был основан первый в России императорский фарфоровый завод.

Дмитрий Иванович Виноградов открыл и научно обосновал технологию производства фарфоровой массы из отечественного сырья: кремень, гжельская огнеупорная белая глина, алебастр. М.В.Ломоносов открыл твердый фарфор и предложил множество рецептов фарфоровых масс.



Предварительный просмотр:

                         Мелкая пластика

 

  Искусства скульптуры малых форм берёт начало в глубокой древности, в доисторической культуре кроманьонских венер и тотемных фигур.
  Оно включает в себя — огромное разнообразие направлений, материалов, техник.
  И тем не менее критерии в подходе к определению понятия "скульптура малых форм" не определены. Узаконены только параметры, по которым высота и длина произведения могут быть доведены до восьмидесяти сантиметров и одного метра.
  Малая пластика— вид искусства ваяния, подчиняющийся его законам, несущий в себе его признаки и среди них главный — стремление к психологизму и обобщению. В тоже время — скульптура малых форм тесно примыкает к декоративно-прикладному искусству.
  Малая пластика может тиражироваться промышленно, что характерно для образцов прикладного искусства и нехарактерно для станковой скульптуры. Случается, что декоративно-прикладное искусство и скульптура малых форм образуют своеобразный симбиоз и соотносятся друг с другом, как архитектура здания с украшающей его круглой скульптурой.
  Пример  — керамические гжельские изделия: квасники и кумганы, несущие на себе, всевозможные скульптурные группы — сражающихся воинов, бомбардиров у пушек, пирующих в застолье дам и кавалеров...
Зачатую скульптура малых форм составляет с предметами декоративно-прикладного искусства единый, целостный ансамбль.

  Скульптура малых форм изначально развивается по двум направлениям — как искусство массовых вещей и как искусстве неповторимых, единичных произведений.
  Это каждый раз зависит от ее назначения. Современная мелкая пластика призвана преодолеть однообразие массового типового интерьера, придать ему индивидуальность.
  Внимание к малой пластике и зрителей и художников возрастает с каждым годом.
  В современной жизни скульптура воплощает себя большим количеством вещей, дизайнерских, кинетических, игровых и откровенно пользовательских.
  Мелкая пластика после длительного времени, когда эпитетом ее чаще всего было обидное для искусства слово «массовка», когда протокольно-натуралистические тенденции были нормой, приобрела значение художественного явления.

  Родственность декоративно-прикладного искусства и скульптуры малых форм подчас приводит к двоякому прочтению одной и той же вещи.
  Близость эта уходит более в древнюю историю, чем стык двух пространственных искусств.
Все виды изобразительного творчества едины в основе своей природы, многомерны и многоплановы.
Рафаэль занимался орнаментами, Рубенс — картонами для гобеленов, Матисс и Воронихин создавали мебель, Врубель увлекался керамикой, Сомов и Матвеев — фарфором, Мухина — стеклом. Поэтому и не стоит жестко ограничивать рамки скульптуры малых форм.

Рассматривая историю, формирование стиля 1920-1930-х годов, послевоенный период, был принят взгляд на  малые формы как на разновидность декоративно-прикладного искусства второстепенного или просто как ремесла из области промышленного производства.
  Этот вид искусства в  это время стали притягивать к станковому, требовать от него той же сюжетности, тематичности, скульптура малых форм начала копировать «большое» искусство.
  Но то, что в монументах оправданно и  уместно: патетика, олицетворение обобщенных  понятий мужества, силы, изобилия и т.п., — в скульптуре малых форм превратилось в макет, эскиз. Малая скульптура стала объясняться со зрителем не свойственным ей языком монументальных форм, утрачивая  свой собственный.
  Она сделалась велеречивой, придуманной. Вместе с помпезно- назидательным стилем в скульптуре малых форм существовало направление натуралистическое оно привело  штампу, шаблонности. Шахтера в скульптуре малых форм нельзя было уже представить без отбойного молотка, колхозниц — без буренок. Были, разумеется, и оригинальные произведения. Но массовое направление было базовым.
  Вплоть до середины 1960-х существовала ложная в сути своей тенденция сделать из маленькой вещи монумент, еще ощущались протокольно-натуралистические темы.

  В книгах о ваянии скульптуре малых форм не отводилось места. Ее считали инородной отраслью, она не занимала исследователей еще и потому, что не являлась в это время интересным фактом искусства.
  Круг авторов продолжал складываться в основном из художников, работающих в области народных промыслов и фарфорового производства.
  Период осознания скульптуры малых форм как значительного художественного явления мы позволим себе датировать семидесятыми годами еще нет четкого понятия "скульптура малых форм". Однако стало ясно что  старых рамках ей уже тесно.
  Создается психологическая связь между автором и зрителем, ощущение, что работа сделана для того, кто внимательно ее рассматривает, что к его глазам, его душе, его интеллекту обращены талант и мастерство художника.
  В произведениях мелкой пластики раскрываются основные ее свойства, ее интимность, камерность. И ограниченность размеров вовсе не означает ограниченности тем сюжетов.
  Её стремительное развитие — в направленности к человеку, к внутреннему, духовному миру людей, характерному для современной культуры. В стремлении внести элемент уникальности в интерьер дома, офиса, особняка. 
       
  Для самих художников, малая пластика притягательна широкими возможностями импровизации и эксперимента. 
  Взаимоотношений масс и фактур. Пластические решения, когда внимание, с одной стороны, свободно обтекает внешние контуры работы, с другой — цепляется за ловушки пустот и просветов между объемами, порождает  сложную «игру» притягивая и гипнотизируя зрителя.
 
  Жанры и направления малой скульптуры, чрезвычайно многоплановы и затрагивают практически все области жизни человека.  Это — портрет, жанровые композиции, натюрморт, пейзажи. Малые пространственно объемные формы ландшафтного дизайна, и кинетическая скульптура.

  В портретном жанре художники увлечены постижением личности человека, воплощением ее духовной значимости, ее ценности.
  Не последнюю роль в скульптуре отводится достижению сходства с оригиналом. Модель увлекает художников своей психологией, присущими исключительно ей одной чертами характера. Это вовсе не означает, что портрет в малой пластике не несет в себе задач обобщения. Его герои связаны со своим временем, со своей эпохой. В основе портрета лежат метафора, иносказание. В этом его отличие от фотографии, от отражения в зеркале. Но иносказание может быть и льстящим человеку, и несущим иронию, и даже, карикатурным.
  Язык портретного жанра скульптуры малых форм заметно изменился. Наблюдается отход от так распространенных недавно и надоевших портретов-голов. В портрет все энергичнее привносятся атрибутика, аксессуары, он становиться сюжетно богаче, разнообразнее.
       
  Жанровые композиции в малой скульптуре. Это могут быть герои сюжетов книг, сказок, языческие и этнически мотивы, бытовые сценки входят в этот распространенный вид образного рассказа о жизни.
  Работы 1970-х годов, повествуют о труде рабочих, крестьян об обычных, ничем, казалось бы, не примечательных явлениях жизни. Но, переданные средствами искусства, эти иногда просто бытовые сцены символично раскрывают  понятии красоты, добра, правды.
  Вряд ли найдется художник, который  не обращается к истоку всякого искусства — народному творчеству. Авторы, чьими помыслами овладела скульптура малых форм, не исключение в этом плане. Они часто черпают из неиссякаемого кладезя народных приемов и образов. Но если художники раньше часто прибегали к внешним приемам, иногда прямому подражанию языку примитива, то теперь акцент переместился на изложение традиций своими собственными средствами, на переосмысление их, на передачу своеобразия национального характера, народных обычаев, взглядов, нравов.
       
  Анималистка и зоопортрет   героем этого жанра избрано животное, его судьба, его отношения с людьми и отношение людей к нему. Этот жанр скульптуры малых форм отличается почти полным отсутствием у ваятелей желания очеловечить животных. Они не заставляют зверей заниматься людскими делами, не изображают через них людей. Современная анималистическая мелкая пластика — это мир самых разных «характеров», «темпераментов», повадок, мир природной целесообразности форм, цвета, движения.
Создаются зоопортреты раскрывающие внутренний образ конкретного животного.

  Общественный  или личный интерьер, административные учреждения, гостиницы, клубы и частные особняки обретают индивидуальность путем украшения эксклюзивной декоративной скульптурой. Это может быть круглая скульптура или рельеф. Это могут быть портреты, статуэтки, символика или абстрактные форм. Лепнина, рамки для зеркал или портретов придающие индивидуальность вашему пространству. Немалое место принадлежит натюрморту и пейзажу. Они могут входить в произведение как фон, на котором развертывается действие, выступать в роли смыслового акцента, позволяющей полнее раскрыть настроение художника которое он хотел сообщить своём произведении. Так же пейзаж и натюрморт существуют самостоятельно, как предмет искусства, пластическим языком открывающее эмоциональное воздействие природы и окружающей среды.

  Ландшафтный дизайн. Скульптура небольшого размера становится неотъемлемой частью сквера, небольшой площади, внутреннего дворика особняка или частного дома, создавая вокруг себя соразмерное человеку пространство. Фонтаны и пространственно - объёмные абстрактные формы всё больше появляются и украшают городскую и личную среду.  И в этом основные причины тяготения к уникальной малой пластике.

  Эмоциональное воздействие произведения скульптуры во многом зависит от того, сохранена ли творческая манера художника, его лепки, прикосновение его руки к глине при формовке и отливе вещи. В связи с этим огромную важность приобретают в профессии скульптора личная ответственность художника за авторскую проработку вещи, надзор за осуществлением перевода ее в материал.

 

  Материалы традиционно используемые в малой пластике фарфор, кость, терракоту, типичны для прикладного искусства и нетипичны в большой скульптуре. Следует отметить еще популярную в скульптуре малых форм глину — шамот. Также в современных произведениях широко используется эпоксидная смола и другие синтетические пластики, позволяющие стилизовать скульптуру практически под любой традиционный материал.
  Скульптура малых форм использует бронзу чаще других материалов, с одинаковой легкостью она может предать грубую фактуру и быть отполирована до состояния зеркала. Прекрасно поддающееся тонировке бронза  может в полной мере раскрыть замысел скульптора. (
Художественная обработка металла)
 Реже она обращается к не менее податливому и интересному материалу — чугуну, хотя произведения многих мастеров скульптуры Клодта, Баха, Либериха, Обера, Беклемишева, а также Буре, Лансере, Трубецкого широко были распространены в России именно в чугуне. Тиражировались они на замечательном, славящемся на весь мир заводе художественного литья в Касли.
  В постоянный обиход малой пластики вошел камень. Работа в камне развивается в двух  основных направлениях, по пути обобщения формы, подчеркивания монолитности блока и увеличения объема. Эта направление типично для ваятелей Армении и Прибалтики. И, наоборот, существует склонность к акцентированию подробностей и уменьшению размера произведения. Иллюстрацией этого может служить пластика редкостно управляющих камнем кызылских скульпторов. Их сарлыки, арзланы, композиции, связанные с жизнью и бытом пастухов и скотоводов, выполненные с необычайной дотошностью и со счастливой способностью не впадать в натуралистичность, не превышают 10-12 сантиметров и узнаются сразу. Также развивается искусство нецке, резьба миниатюр и камей.
  Работой в дереве увлекаются многие мастера. Явной становится манера работы с деревом в форме монолога — подчинения бруска исключительно творческой воле автора. Крайне редко встречаем в малой пластике тот подход к дереву, был у С. Т. Коненкова, когда он использовал редкие, нетипичные качества этого материала — причудливость, прихотливость его абриса, зовущие до фантазировать созданное природой. Большинство современных художников работают с деревом в мелкой пластике, не вступая с ним в диалог, не воспринимая его как своеобразного соавтора.     Взаимоотношения с деревом как с «равным», желание поймать и досказать тот образ, созданный природой перешли в область народного искусства.

  Большинство современной пластики созданной скульпторами — эксклюзивна, сейчас мы не берём в расчёт «галереи» «скульптур» отштампованных массово и выставляемых на обочинах дорог. Авторские работы в основном уникальны и на свет появляется уникальное произведение. Эта неповторимость, присущая, авторской скульптуре особенно притягательна сейчас.

 

       
В статье использованы материалы:
"Русская скульптура малых форм" И. А. Крюковой

 

 

                                               

                               Скульптура . 

Скульптура – это способ передачи художественного замысла в трех измерениях. Обычным материалом для скульптуры является нечто твердое: камень, такой, как мрамор и гранит, либо металл, стекло, дерево или пластический материал по типу глины, полимеров, текстиля и других пластических материалов . Следует иметь в виду, что в данные момент скульптуры устанавливают, как часть шоу, в котором применяются и звуки, текстовка и свет .
Природные материалы, которые не подвергались обработке также могут использоваться как скульптуры. В процессе изготовления скульптур материал может подвергаться резке (как камень), сварке (металлы), обжигу (глина), отливке. Поверхности скульптур иногда красят с помощью пигментов или красок. Скульптура – это вид изобразительного искусства в котором модификации подвергается объем и форма исходного материала. Скульптура – вид искусства для общества и удовлетворения его эстетических потребностей. Садовая и парковая скульптура – это особый вид искусства.


                                    Классификация скульптур.
Скульптуры классифицируют следующим образом:
1) Отдельно стоящие скульптуры. Т.е. скульптуры, которые окружены со всех сторон, кроме постамента, открытым пространством. Такие скульптуры иногда называют «круглыми», ввиду того, что их можно осмотреть фактически с любой точки;
2) Скульптуры с наличие аудиоэффектов;
3) Скульптуры с наличием световых эффектов;\
4) Ювелирные украшения в виде скульптур;
5) Рельефные скульптуры – это скульптуры, которые имеют связь с подложкой, с материалом из которого они были изготовлены. Иначе говоря, «рельеф» - вид изобразительного искусства, в котором все изображаемое создается с помощью объемов, выступающих над плоскостью фона. Виды рельефной скульптуры разделяются на следующие подтипы – барельефы, горельефы (иначе «высокий рельеф», где скульптура значительно выступает из общей плоскости), контррельеф – вид углубленного рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа;
6) Скульптура, связанная с определенным местом;
7) Кинетическая скульптура, в которой используется перемещение частей скульптуры в пространстве;
8) Фонтан – вид скульптуры с движущейся водой;

9) Скульптура с движущимися частями, которые работают по инерции и по принципу маятника;
10) Статуя – скульптура, которая изображает человека, животное или какой-либо определенный объект;
11) Бюст – вид скульптуры с изображением человека до уровня груди;
12) Конная статуя – скульптурная композиция в которой, как правило, изображен исторический персонаж на лошади;
13) Архитектурная скульптура;
14) Скульптуры в дизайне ландшафтов ;


                                Материалы для скульптур.
Обычно скульпторы используют самые прочные материалы для своих работ, для того, чтобы сохранить свои творения для потомков. Обычным выбором для скульптора является бронза и камень. Из камней чаще всего применяют мрамор, гранит, известняк, травертин и пр.. Гораздо реже используются драгоценные металлы и материалы: золото, серебро, оникс, слоновая кость. Для более дешевых скульптур применяют более экономные материалы: стекло, твердое дерево, цинк, олово, терракота и другие виды керамики. Скульпторы часто красят свои скульптуры, но их, как правило, нужно подкрашивать со временем. Скульпторы могут использовать покраску темперой, масляными красками, позолоту, покрытие эмалью, пескоструйная обработка и др. Некоторые скульпторы экспериментируют с новыми и необычными материалами. Известный скульптор Джим Гарри использует окрашенное стекло и запасные части от тяжелой техники и автомобилей. Пабло Пикассо использовал запасные части от велосипеда в одной из своих скульптур. Многие модернисты используют металл и окрашенные части механизмов. Начиная с 1960-х годов акрил и другие пластики стали широко использоваться в работе многих скульпторов . Некоторые из скульптур, такие как ледяные скульптуры, песочные скульптуры и газовые скульптуры имеют очень короткий срок «жизни». Скульпторы, перед началом работы над большой скульптурой, как правило создает уменьшенную ее копию. Модель изготавливают из гипса, пластилина, воска и пр.. Найдено много таких глиняных или алебастровых скульптур, относящихся к временам седой древности.