КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

ЮГАЙ ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 

ПО ТЕМЕ: «ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА КАК ЧИТАТЕЛЯ»

Из опыта работы Воспитателя МБДОУ  №8 г. Усть-Лабинск

Югай Виктории Викторовны

 

 

В работе с детьми дошкольного возраста широко используется художественное слово. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него воспитательное воздействие. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение йскусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам и поступкам.

Интерес к книге, возникший в дошкольные годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения, преодолеть все трудности ради того, чтобы вновь и вновь испытать радость открытий, чувство сопереживания с героями.

Художественная литература служит могучим действенным средством умственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроения близких и окружающих его людей. В них начинаются пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, прису­щим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образ­ца. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. Но ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя и зрителя, среди которых имеют место и негативные ( в школьном возрасте их сложнее корректировать). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать или слушать чтение, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения.

Воспитание дошкольника как читателя и зрителя является актуальной задачей. Её решение не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

Для решения этой задачи нами были определены возрастные особенности дошкольника как читателя и зрителя.

1. Наивность восприятия прочитанного (увиденного). Дошкольники отождествляют литературу с действительностью (поэтому испытывают страх при чтении страшных рассказов и веселятся вместе с героями веселых произведений. Например, в рассказе «Фантазеры» Н. Носов, как всегда, забавно и понятно говорит с ребенком-читателем о сложных вещах, веселая добрая фантазия доставляет радость и дети веселятся вместе с героями. Когда же мы положили в уголок книги комиксы со страшными картинками и прочитали детям один из них, то заметили страх в глазах многих из них.

2.                           Эмоциональность восприятия прочитанного. Воспринимая прочитанное произведение, все дети (100%) бурно выражали свои эмоции: плакали, сочувствовали, возмущались; веселились, смеялись и т.д. С одной стороны, это хорошо: они являются заинтересованными, сопереживающими читателями. Но, с другой стороны, сильные эмоции не позволяют трезво, критически оценить прочитанное. Поэтому одновременно с эмоциональностью нужно воспитывать и рациональность восприятия. Например, слушая сказку «Гуси-лебеди» дети сопереживали девочке, в их глазах горели искорки, они как бы старались помочь ей.

3.                           Стремление подражать. Наблюдая за детьми, мы выявили тот факт, что 80% из них читают преимущественно те книги (просматривают те фильмы), которые нравятся сверстникам, воспитателю, ориентируются на их мнение, и лишь 20% выбирали сами, независимо от мнения окружающих. Например, мы спросили нескольких детей (по одному) о том, какие книги им нравятся, они затруднились ответить. Но когда же мы спросили у всех сразу и один мальчик сказал, что ему нравится сказка «Кот в сапогах», то основная масса детей тоже начали говорить о б этом произведении.

Описанные возрастные особенности позволили выделить негативные стереотипы дошкольника-читателя и зрителя, которые надо преодолевать, и позитивные, которые надо формировать.

Каким же образом воспитывать дошкольника, формируя указанные позитивные стереотипы и преодолевая негативные?

На основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы, представленных в Программе воспитания и обучения в детском саду (под ред. М. Васильевой), были определены задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой:

-   воспитывать интерес к художественной литературе;

-   -воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;

-        улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;

-  развивать поэтический слух;

-формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции;

-         воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся героем;

-         воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы;

-помогать усваивать выразительные средства языка (метафора, эпитет, сравнение), побуждать детей интересоваться смыслом слова; -расширять представления детей о художниках-иллюстраторах детской книги (И. Билибйн, Ю. Васнецов, В. Конашевич, В. Лебедев, Т. Маврина, Е. Чарушин и другие).

Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной литературы включает:

-ежедневное чтение сказок, рассказов, стихов, самостоятельное рассматривание книг; -занятия с детьми;

- свободное общение воспитателя с детьми на основе художественной литературы.

Мы рассмотрели весь перечень произведений для детей 6-7 лет. Он очень внушителен, а именно 144 произведения. Возникает вопрос: как и в какой последовательности читать их? Целесообразно объединить произведения в блоки на основе жанровой принадлежности и ритмично чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, объемных книг в течение месяца. Это выглядит примерно так:

-1-я неделя - чтение народных и авторских сказок; драматизация небольших произведений и отрывков из сказок; рассматривание иллюстрированных изданий сказок;

2-я       неделя - чтение стихотворений (лирических, игровых, юмористических); рассматривание сборников стихов, чтение стихов в лицах;

3- я неделя - чтение рассказов и повестей, рассматривание иллюстраций к отдельным произведениям, сборникам рассказов;

4- я неделя - путешествие по страницам «толстой книги».

Также мы постарались распределить эти произведения на разные виды деятельности. Прежде, чем распределять произведения, мы перечитываем каждое, вникаем в его содержание, выявляем средства выразительности, структуру произведения. Далее выписали программные задачи, а к ним привязываем произведения, исходя из разделов литературных произведений программы.

Нами были составлены рекомендации по распределению произведений из раздела «Художественная литература» программы воспитания и обучения в детском саду в подготовительной к школе группе». При составлении этих рекомендаций нам пришлось разделить все произведения по следующим позициям:

1). Произведения, сопутствующие развитию связной речи, звуковой культуры речи, образного Мышления, т. е. для занятий по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой.

2)        . Большие произведения, вынесенные как отдельное занятие по ознакомлению с художественной литературой.

3)     .  Цикл занятий по познавательному развитию (транспорт, мой город, моя улица, моя семья и т. д.)

4)     .  Произведения экологического характера.

5)     .   Произведения, сопровождающие занятия по ИЗО деятельности.

6)     .   Произведения для чтения вне занятий.

7)      .  Произведения для литературных вечеров (1 раз в месяц, в году 9 вечеров)

Одна из важнейших задач - формировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

К старшему дошкольному возрасту у ребёнка накапливается довольно обширный жизненный опыт, помогающий ему осмысливать наиболее сложные литературные факты. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких подчас не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему, как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное яркое слово, но осознавать его роль в тексте.

В своей работе с детьми мы стремимся к диалогу между ребенком и взрослым при анализе произведений приучаем отвечать развернуто, а не односложно, что обеспечивает развитие образной стороны речи.

Нами была проведена специальная работа с детьми и родителями. Работу с детьми мы начинали с выявления их читательских интересов. В индивидуальной беседе детям были заданы вопросы, в форме анкеты-опроса. В результате анкетирования мы сделали вывод о том, что дома чтению книг родители отводят очень мало времени. Им легче включить кассету или диск с фильмом. Книги, а также диски или кассеты с фильмами покупают детям, не обращая внимания на содержание, по принципу лишь бы какую, и не задумываются о том, какую пользу принесет эта книга или же фильм.

Логичным продолжением этого опроса стала беседа «О пользе и вреде чтения, телевидения и видео». Во время беседы мы рассказали детям о том, что долгое «сидение у телевизора» наносит вред здоровью: ухудшает зрение и даже может привести к психическим расстройствам. Для того чтобы этого не произошло, нужно смотреть телевизор не больше часа в день и выбирать только те передачи, которые могут принести пользу (мы узнаем что-то новое, интересное, испытываем положительные эмоции). Да, и читать нужно понимая, о чем произведение, обдуманно и с пользой подходить к выбору книг.

 

В настоящее время не изживает себя шаблонная система работы над текстом. Мы же решили расширить методы и приемы этой работы. Это такие как:

1.  Пятиминутки «Что мы читаем?»

Два - три раза в неделю во время утренней беседы с детьми мы проводим пятиминутки «Что мы читаем?». Дети рассказывают (1-2 ребенка) о том, что они вчера читали (слушали), понравилась ли им книга и почему? В ходе пятиминутки мы учим анализировать, оценивать прочитанное, причем не только сюжет, но и героев, замысел автора, идеи. Каждый ребенок анализирует, что полезного приобрел в ходе чтения: узнал что-то новое, захотел стать лучше, научился что-то делать и т. д. (видео)

2.   Сочинение рекламы, антирекламы книги.

Когда дети научились анализировать прочитанное, мы предложили им не просто рассказать о прочитанном, а сочинить рекламу или антирекламу книги. Дети использовали юмор, рисунки, театрализацию. Рекламу придумывали как один ребенок, так и группа детей (сначала с помощью воспитателя, а потом и самостоятельно). Рекламы, придуманные воспитателем, помогли расширить круг читательских интересов детей. Например, им нравится юмористическая детская литература (Д. Хармс, Г.

Остер, Б. Заходер, небылицы, перевертыши и др.), однако в программе по развитию речи ей уделяется недостаточно внимания. Эту работу лучше всего проводить во второй половине дня, в форме развлечения. Можно приобщить к этому родителей.

3.   Сравнительный анализ художественных произведений.

С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речй мы побуждаем детей к сравнительному анализу художественных произведений. Мы сравниваем сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки.

С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного (увиденного) перед чтением книг (просмотром фильма) мы предлагаем детям определенные задания.

4.    Оценка выразительности речи диктора, иллюстрации к книге, описание главных персонажей.

5.     Работа по повторному восприятию прочитанного(увиденного).

Читая книгу первый раз (просматривая фильм), ребенок следит прежде всего за сюжетом. Повторное чтение (просмотр) помогает извлечь новые идеи и понять смысл. Обычно понравившееся произведение дети читают по несколько раз.

6.  Вопросы к автору.

Чтобы научить детей понимать авторский замысел, мы предлагаем после чтения книги придумать вопросы к автору.

7.   Оценка запомнившихся качеств или поступков.

Оценка персонажей дошкольниками чаще всего основывается на одном из наиболее запомнившихся качеств или поступков. Они учитывают, соответствует или не соответствует поведение героя их собственным нормам и требованиям. У дошкольников такие нормы и требования ещё не сформированы, поэтому многие поступки и качества оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение. Задача воспитателя - подвести детей к правильной оценке.

С целью воспитания творческих читателей на занятиях по развитию речи мы предлагаем детям творческие задания. Для этого мы используем следующие приемы:

1.  Придумать продолжение сказки;

2.  Домыслить судьбу литературных героев;

3.    Сочинить устное письмо герою литературного произведения и ответ на него;

4.   Объединить героев разных литературных произведений в одно произведение и т. д.

В группе мы проводим развлечения, на которых организуем игры,( к примеру игра «Угадай сказку» (видео), викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т. д. Дети приносят из дома свои любимые книги, рассказывают о них, обмениваются книгами. Нами организуются конкурсы на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя.

Существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе играет уголок книги.

В книжном уголке должен быть постоянный фонд: любимые детьми книги (сказки А.С. Пушкина, Х.К. Андерсена, «Аленушкины сказки» Д. Мамина-Сибиряка и др.), словари, хрестоматии, детские энциклопедии, книги, к которым часто обращается воспитатель, но и дети имеют право брать их в любой момент.

Периодически организуются выставки книг. Тематика выставок самая разнообразная: авторская книга, например, сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным Художником, например, В. Чижиковым;, разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные разными художниками; сборники стихотворений о природе; книги с «веселыми» историями и др. Тематика книг определяется наличием книг в дошкольном учреждении, но можно приобщить к этому родителей, чтобы они по возможности помогали подобрать книги по теме выставки.

Для того чтобы развивать у детей самостоятельность восприятия и читательского выбора, нами была создана в группе минибиблиотека, которая содержит произведения разных жанров.

Так же нами проводится работа воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие задачи.

Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

-  Расширить их представления о детской литературе.

-         Научить формировать детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Работа с родителями проводится в форме индивидуальных бесед, консультаций, лектория, участия в проводимых ДОУ мероприятиях. Прежде всего на собрании мы познакомили родителей с читательскими интересами группы, выявленными в ходе беседы с детьми; освещаем имеющиеся проблемы. Далее провели лекцию «Возрастные особенности дошкольника-читателя», в ходе которой раскрыли негативные и позитивные стереотипы читателя, рассказали о вреде раннего приучения ребенка к телевизору, чидео, компьютерным играм, о недопустимости замены ими непосредственного общения ребенка с родителями.

Значительную часть работы с родителями мы посвятили обучению их руководству чтением дошкольников. В дворянских семьях существовала традиция семейного чтения вслух. В некоторых семьях такая традиция сохранилась и сейчас, но, к сожалению, она все больше уходит в прошлое. На лекции мы рассказали родителям о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка, дедушка, другие члены семьи высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы ребенка. По силе эмоционального воздействия такое чтение несравнимо с чтением воспитателя в группе. Чтобы мотивировать родителей к семейному чтению, мы организовали в группе «Вечер семейного чтения», на котором воспитатель, дети, родители читали и обсуждали прочитанное. В некоторых семьях уже давно принято семейное чтение. Нами был организован обмен опытом этих семей. Мы дали родителям список книг для семейного чтения; при этом обратили их внимание на то, что не нужно бояться читать детям так называемые «взрослые» книги. Ограничивая круг чтения ребенка, мы убиваем его интерес к литературной классике. Очень полезно семейное чтение не только художественной литературы, но и справочников, энциклопедий. Чтение справочной литературы учит ребенка самостоятельному поиску ответов на вопросы, приобретению новых знаний.

Для приобщения родителей к воспитанию ребенка, как читателя мы провели семейную литературную викторину «Путешествие в страну любимых сказок», 

Именно родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе.

Эффективной формой совместной работы родителей с детьми является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал (прослушал). Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (перевозбудился, не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилась и т. д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.

Описанная нами работа ориентирована прежде всего на старших дошкольников. Но начинаться она должна в младшем дошкольном возрасте.