публикации моих учеников

Зыкова Елена Сергеевна

Мои ученики часто выступают со своими творческими, научно-исследовательскими работами и занимают призовые места.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sms_kak_novyy_zhanr.docx35.97 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

                                      Краткая аннотация

 Общение с помощью мобильного телефона – сегодня наиболее доступный и распространенный вид связи для всех людей, независимо от возраста. Мобильная связь осуществляет не только голосовую передачу информации, но и передачу текстовых сообщений, которые называются SMS, и эта функция является одной из самых востребованных в мобильной связи.  Слово «SMS» уже вошло в литературный язык и стало общеупотребительным. Постепенно SMS-сообщения становятся новым речевым жанром.

 

                                    Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

                                                                     Аннотация

    Объектом исследования послужили SMS-сообщения современных школьников.

    Предметом исследования стали структура, тематика, стилистические особенности SMS-сообщений. Материалом послужили сообщения учащихся нашей школы и готовые шаблоны из Интернета.

    Гипотеза исследования.  Предполагается, что использование SMS-сообщений может быть эффективным средством для повышения культуры речи школьников, закрепления орфографических и пунктуационных умений и навыков.

  Таким образом,  актуальность темы исследования определяется несколькими причинами: во-первых, это самый распространенный вид связи (по данным Билайна и Мегафона); во-вторых, отбор языковых средств, используемых при мобильной переписке, должен способствовать решению образовательных и воспитательных задач; в-третьих, методические исследования в области использования в школьной практике текстов SMS-сообщений не проводились.

    Методы и приемы  исследования:

-  лингвистическое описание

- анализ  ученических  SMS-сообщений

- беседа с учителями и школьниками

- опрос методом анкетирования школьников

- классификация.

 

   SMS-сообщения, несмотря на необычность,  ненормативность,  служат средством общения.  Это явление закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни с появлением новых языковых явлений.  Сложно сказать: положительное или отрицательное явление  SMS.  Но факт существования нового языка общения  признать необходимо.  Думаю, язык SMS будет развиваться и дальше.

                                 Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

Цели научно- исследовательской работы:

    - выявить признаки SMS как речевого жанра;

    - определить роль SMS в общении школьников, а также их умения употреблять в собственной речи допустимые стилистически окрашенные слова в зависимости  от содержания и целей высказывания;

    - выявить плюсы и минусы SMS-сообщений;

    - составить словарь русского  «текстинга».

    Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- проанализировать структуру SMS

- выявить особенности стиля

- выявить задачи авторов SMS

- классифицировать тематические группы SMS

- сбор и анализ материала SMS-сообщений, составленных  школьниками, оценка его с точки зрения соответствия  нормам литературного языка

- выявить отношение учащихся к жанру SMS-сообщений, провести анкетирование.

                                 

                                   Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

                                                                План исследования

  1. Сбор информации по теме исследования в библиотеке, в глобальной сети Интернет;
  2. Обработка информации
  3. Анализ SMS-сообщений учащихся
  4. Анкетирование учащихся
  5. Обработка полученных сведений
  6. Составление словаря русского  «текстинга»

                                   

                                  Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

Введение.

    С развитием коммуникационных технологий вместе с мобильными телефонами в нашу жизнь ворвались и быстро завоевали популярность SMS-сообщения, ставшие неотъемлемой частью молодежной культуры. По приблизительным оценкам, сейчас в мире около 1000 млн. человек пользуются сотовыми телефонами (Википедия)

    Чем же привлекает молодежь данный вид общения? По мнению психологов, SMS-общение раскрепощает человека: в коротком сообщении можно написать то, что бывает трудно произнести вслух в живой беседе. Молодые люди широко используют SMS-сообщения по нескольким причинам: этот способ общения экономит время и деньги, SMS-сообщение может быть доставлено в подходящее для твоего адресата времени, использовать SMS-сообщения удобно, если необходимо соблюдать тишину.

    Переписка школьников с помощью SMS-сообщений представляет собой письменную форму разговорной речи учащихся. Появился новый способ общения подростков – SMS-язык, который строится на использовании определенного сленга и изобретенных самими школьниками слов и отличается преобладанием неологизмов и необычных сокращений. Также постоянно происходит его пополнение за счет видоизмененной разговорной речи, живущей в чатах и на форумах интернета. Короткие текстовые сообщения, представляя собой письменную форму разговорной речи, отражают естественные процессы, возникающие в SMS-языке.

    Важно отметить, что в последние годы заметно возрос интерес к языку SMS-сообщений школьников. Российское общество начинают волновать проблемы, связанные с культурой речи современных учащихся, в печати появляются отдельные статьи, авторы которых касаются проблемы «мобилемании» среди подростков.

    Внимание лингвистов и методистов к новой форме коммуникации современных школьников в настоящее время – важное направление в изучении письменной речи учащихся.

    Итак, нами установлены недостаточная изученность коммуникативных характеристик SMS-сообщений, а также отсутствие факта применения SMS-сообщений в школьной практике, определена необходимость обращения в школьном курсе русского и английского языков к SMS-сообщениям, ознакомления школьников с появлением нового эпистолярного жанра – SMS-сообщений, наблюдения над языковыми особенностями коротких текстовых сообщений.  Все это будет способствовать формированию коммуникативной компетенции учащихся среднего и старшего школьного возраста, закрепление орфографической и пунктуационной грамотности  школьников.

Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

Глава1. Исследование особенностей SMS-сообщений.

    СМС - на английском SMS – Short Message  Service- «служба коротких сообщений». Это система, которая позволяет принимать текстовые сообщения при помощи мобильного телефона.

    В декабре 1992 года инженер английской компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. Однако лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу «Short Message Service»: пересылки коротких сообщений, позволяющей посылать и принимать текстовые сообщения с использованием мобильного телефона. Короткое (не более 160 знаков) текстовое сообщение, использующее для передачи смысла сокращения, заимствования, идеограммы и т. д.

    Сегодня эта технология стала одним из символов современной мобильной жизни - сервис SMS используют более 80% абонентов мобильной связи. Оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а, следовательно, получил и признание рынка. Особый язык SMS-сообщений («текстинг») получил официальное признание как средство коммуникации и передачи информации.

    Многочисленные рекламные службы широко пользуются услугами SMS. Можно оформить подписку на SMS - новости. А уж метеосводки, гороскопы и курсы валют на экране телефона - это как чашечка кофе с утра. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

    Основными чертами  SMS являются:

- дистанционность (можем отправить из любой точки планеты на любое расстояние)

- письменная форма коммуникации

- краткость

- частный характер содержания

- зависимость от средства передачи информации – сотового телефона, разрешающего лишь небольшой объем  сообщения и  располагающего ограниченным набором клавиш

- возможность  редактировать, исправлять, дописывать.

    Так с какой же целью мы пользуемся SMS-сообщениями?

  1. Донести нужную информацию

Завтра контрольная!

Я заболел.

  1. Установить контакт

Привет! Как жизнь? Ты чо не пишешь? Я соскучился!  Позвони!!!

  1. Поздравить с праздником

Поздравляю с 23 февраля!  Мужества, силы духа и счастья!!!!

  1. Выразить настроения, чувства

За окном опять дождь! Как мне грустно! Очень хочется к тебе!!!!!

  1. Разыграть адресата

Хочешь похудеть??? (через минуту продолжение) Меньше жри!!!!!

  1. Узнать о местонахождении и планах адресата или сообщить свои

Аууууу!  Ты где?

Привет!  Как прошли праздники?

Я еще в парикмахерской скоро буду!

    Все это предполагает передачу не только информации, но и эмоционального отношения, позитивной энергии, участия, сочувствия, желания поделиться радостью или печалью.

     Как речевой жанр,SMS обусловлен ситуацией общения.  Жанров SMS множество. Представляем наиболее популярные:

- SMS-стихи

- любовные SMS

- поздравительные  SMS

- SMS-новости

- SMS-просьбы

- SMS-розыгрыши

    SMS – явление с лингвистической и психологической точки зрения скорее  позитивное. Человек, пишущий смски, решает несколько важных задач, помимо      простой передачи содержания.

  1. Компрессия текста. Объем сообщения ограничен, следовательно, нужно сообразить, как уложить максимум содержания в минимум знаков. Это происходит за счет средств разных языковых уровней:

- графических – щас – сейчас,  скока – сколько

- синтаксических – еду – уезжаю

- словообразовательных – общ – обществознание,  кр – контрольная работа

- лексических – тут – здесь, шоп – магазин

    Конечно, в жертву приносятся пробелы и знаки препинания, конечно, в SMS мы воспринимаем слова в нетрадиционном  графическом облике.  Но важно, чтобы эти случаи осознавались и автором и получателем  как ненормативные, возникающие по требованию жанра.  Не беда, когда школьник напишет лав вместо люблю  или 4уток вместо чуть-чуть, если при этом в сочинении или диктанте  он будет уверенно придерживаться нормативной орфографии.

  1. Транслитерация. Вторая задача стоящая перед автором и активизирующая его языковое чутье. Это необходимость набирать русские слова латиницей.

SMS-диалог:

- Chert, kogda uzhe zakon4itsa urok?

- Vsemu svoe vremya, 5 min ostalos

 

   Однако автор SMS должен чувствовать предел, до которого можно искажать облик слова, чтобы оно не стало неузнаваемым.  Границы узнаваемости должны быть правильно предсказаны отправителем, чтобы  получатель  мог правильно понять заложенный в сообщении смысл.

  1. Языковая игра. Всякое новое средство коммуникации не только предоставляет человеку новые возможности передачи сообщения, но и бросает вызов игровой способности человека.  Одни ставят вместо Ч цифру 4, а вместо Ш цифру 6. Кто-то делает это из соображений экономии, а кто-то – из озорства, примеряя на себя  речевую маску пользователя  современного, молодежного средства коммуникации.
  2. Наконец, важной чертой SMS-коммуникации является ее общий позитивный, дружелюбный характер. Это называется «похлопываниями».  Урезая слова и предложения, экономя на местоимениях и глаголах, авторы SMS  не жалеют места для «похлопывания»

Доброго утречка!!! Веселого тебе дня!!! Не скучай!!!

Любим. Ждем. Твоя семья.

Dobroe utro! Truba zovet!!!

    В связи с тем, что общение происходит на расстоянии и люди не видят друг друга, возникают трудности в передаче эмоций. Этот недостаток компенсируется смайликами (от англ. smile - улыбка). Это специальные значки, создаваемые небуквенными символами клавиатуры.  Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, создавая эффект присутствия.

 О – улыбка

( - грусть

; - подмигивание

)) - радость

    Неслучайно в SMS нормативные знаки препинания  зачастую уступают место смайликам.   Он служит одновременно знаком конца предложения и выражением эмоции:

    Спасибо за поздравление : )

    Почему не отвечаешь, я жду : (

    С точки зрения культуры, главное, что смайлики служат выражением дружелюбия. Многие  не ставят пробелов и других символов, чтобы сберечь место для смайликов.

    Также для передачи интонации используют вопросительные и восклицательные знаки, многоточие и заглавные буквы:

    У НАС КАНИКУЛЫ!!!!!!!

   Где ты??? Я ЖДУ!!!!!!

      Таким образом, SMS-орфография стала особым способом самовыражения.

                                 Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

Глава 2.    Достоинства и недостатки технологии SMS.

    Исходя из вышеперечисленного, попробуем проанализировать достоинства и недостатки SMS-общения.

Плюсы  SMS – сообщений

Минусы SMS - сообщений

  1. С лингвистической и психологической  точки зрения явление позитивное.
  2. Человек решает важные задачи путем использования данной услуги.
  3. Это новый способ передачи мыслей, новая форма общения.
  4. Пользоваться можно где угодно: в транспорте, на занятиях и т.д.
  5. Это побег от одиночества. Как правило, одинокие люди предпочитают общение по SMS.
  6. Эта услуга дешевле, чем звонок.
  7. Можно набирать текст втайне от родителей, общаясь таким образом с любимым человеком.
  8. Быстро и удобно отправлять и получать сообщения.
  9. SMS в любом случае дойдет до абонента, если в настоящий момент дозвониться ему нельзя.
  10. Облегчает трудности во взаимоотношениях полов (знакомство, объяснение).

  1. Появление зависимости, чувства постоянного ожидания, возникновение напряжения.
  2. Нужно сворачивать свои мысли в короткий текст.
  3. Долго набирать буквы, строить фразы.
  4. Отвлекает внимание, человек теряет бдительность, набирая текст при переходе улицы, в магазине…
  5. Не слышишь голоса абонента, получается односторонняя пассивная связь.
  6. Не всегда правильно можно понять текст сообщения.

    Из таблицы видно, что положительных моментов больше, чем отрицательных.  Может быть, иногда благодаря какому-нибудь приему, используемому в SMS, мы сможем быстро, но кратко и емко передать какую-либо информацию.  Ведь это не такое уж и ненужное умение.  Вспомним известный фрагмент переписки Виктора Гюго и его издателя после публикации  «Отверженных». Письмо Гюго к издателю: «?», ответ издателя: «!», что означало грандиозный успех книги. Это блестящий пример лаконизма.  

                                 Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

    Глава 3.  Результаты исследования.

    Нами было проведено анкетирование в школе-интернате № 33.  Учащимся была предложена анкета из 9 вопросов.

    Было опрошено 43 человека, все они являются учащимися 5 – 9 классов.

    Нам удалось выяснить, что все из опрошенных пользуются SMS-общением;

- удобным общение с помощью SMS считают большая часть опрошенных: 32 человека;

- 19 человек  используют английские слова в SMS-сообщениях;

- транслитерацией пользуются лишь 20 человек;

- 21 человек признались, что допускают ошибки при написании текстов   SMS;

- компрессией пользуются 27 человек;

- смайлики используют 36 человек.

    Учащиеся нашей школы получают SMS-сообщения в разных жанрах. Мы выяснили, какие жанры являются самыми актуальными.  Результаты получены следующие:

    Встретились и единичные ответы:

- романтические

- колыбельные

- знакомства

- комплименты

- картинки

- смайлики.

И еще один немаловажный вопрос мы задали нашим респондентам: засоряют ли SMS русский язык.  Большинство ответили положительно – 29 человек.  Они считают, SMS развивает неграмотность, страдает речевая культура, так как встречается много нелитературных слов.  Малая часть учеников – 14 человек – считает, что речь SMS не ухудшает русский зык, из SMS можно взять много нового, это «прикольная» вещь, которая дает радость.

                                 Исследовательская работа «SMS как новый речевой жанр»

Выполнил: Сусликов Алексей

Забайкальский край Петровск-Забайкальский район с. Толбага «Санаторная школа-интернат № 33»

Выводы.

    Языки меняются всегда.  Изменения обусловлены внутренними причинами (они медленны и не очень заметны) и внешними (прежде всего политическими).  В последние  10-15 лет очевидно влияние внешних факторов на язык.  Главное событие – появление Интернета как абсолютно нового  коммуникативного пространства. Несмотря на необычность, ненормативность, SMS-сообщения служат средством общения.  Сложно сказать: положительное или отрицательное явление SMS,  но факт существования нового языка общения признать необходимо.

    На основе перечисленных особенностей (электронный способ передачи информации, скорость, небольшой объем,  дистанционность, письменная форма, неформальность общения, обилие сокращений, пренебрежение орфографическими и пунктуационными нормами, замена эмоций и чувств смайликами и заглавными буквами) можно сделать вывод о том, что SMS – новый речевой жанр.

    Не следует забывать, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения,  исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.  Графические знаки - «смайлики»  также приводят к вымиранию языка,  так как являются графическими жестами, заменяющими слова.  Орфография сообщений  приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечет за собой  безграмотность.

    Но все же, несмотря на вышеизложенные отрицательные стороны SMS-жанра, невозможно утверждать, что именно SMS учит не соблюдать правила языка и воспитывает безграмотных людей.  Подросток учится жизни из внешнего мира, где  намного  больший вред приносит СМИ и телевидение. Не следует  также отрицать  бесконечного творческого потенциала, экспрессивности, оригинальности, информативности SMS.