"Инновационная деятельность на базе КФУ".

Махиянова Эльвира Альбертовна

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mahiyanova_podgotovka_k_oge.docx267.89 КБ

Предварительный просмотр:

"Подготовка к ОГЭ по английскому языку».

Эта часть экзамена делится на две — грамматическую (9 заданий) и лексическую (6 заданий). Выполнять все нужно около 30 минут, а максимум составляет 15 баллов. За верное выполнение каждого задания учащийся получает 1 балл. Хорошая новость: при должном усердии можно всю грамматику освоить, и это задание делать за 10 минут, сохраняя время для остальных частей ОГЭ. Здесь нет того элемента неожиданности, который присутствует в аудировании и чтении.

Задания 18 — 26 проверяют сформированность языковых умений и навыков учащихся. Я советую еще раз прочитать кодификатор, там есть полный набор грамматических явлений, которые учащиеся должны освоить к концу 9 класса. Я распечатала кодификатор для каждого ребенка. После изучения нового материала и его повторения я давала небольшую самостоятельную работу на определенную тему. Например, повторили мы множественное число имен существительных, написали самостоятельную работу и в кодификаторе рядом с темой я ставлю дату и оценку. В дальнейшем уже по этому кодификатору я вижу проблемы и успехи моих ребят.

Как систематизировать грамматику. Грамматика изучается на протяжении всего периода обучения иностранному языку, вводятся правила, отрабатываются модели, делаются тренировочные упражнения. Но когда учащиеся сдают экзамен, то самое большое количество ошибок, к сожалению, допускается в разделе «Грамматика и лексика».

В прошлом учебном году английский язык сдавала вся группа 9 класса. Я начала подготовку с первых дней. В основном были трудности с употреблением времен. Я взяла учебник Голицинский «Грамматика». Мы с ребятами проделали все задания на времена. Если кто-то ошибался, другой мог сказать даже страницу где находится правило в этом учебнике. Я решила дать им задания из ОГЭ, была уверена, что они справятся с употреблением времен. Оказалось, что они как допускали ошибки при употреблении времен, столько же допустили. Я пришла к выводу: мы с учащимися отрабатывали отдельные предложения, а экзаменационные задания даются в связанном тексте.

Посмотрите, происходит. Объясняем Present Simple в 5 или в 6 классе. Все отлично. Глаголы вспомогательные do, does на месте. Все работает. Через пару уроков Present Continuous. И поехала вся грамматика. Почему? Потому что не понятно детям. Как это работает. Отрабатывали do, does. Появились am, is, are. И что делать? Поэтому грамматика должна отрабатываться в связанном тексте.

Окунать предложения в различные грамматические «ванны». Одно предложение пропускаем через все времена. Поверьте, мне если это будет визуально-это работает.

Другая проблема – грамматику рассматривают как систему времён, забывая о числительных, наречиях, прилагательных, местоимениях.

Другая проблема-часто забывают о построении предложения в английском языке. А зачем это нужно. Дело в том, что нам учителям английского языка повезло. Английское предложение строится четко и строго. Учитывая порядок слов в предложении, можно по месту положения слова в предложении определить часть речи, тем самым дать возможность вспомнить типичные суффиксы для той или иной части речи. Где может быть прилагательное-только перед существительным, что у наречия есть-суффикс ly.

Задания 27-32 нацелены на проверку лексико-грамматических умений и навыков учащихся. Они связаны с навыками словообразования. Успех выполнения данных заданий определяют: богатство лексического запаса, умение понимать основное содержание текста, навыки определять по контексту пропущенную часть речи и образовывать нужную часть речи с использованием приставок и суффиксов. 

Как у нас происходит систематизация лексики? По-разному. Через картинки, слова, аудио, видео. Но самое главное обычно слова и словосочетания заучиваются, а не анализируются. И не узнаются они в тексте. Понимаете, такое впечатление словарь существует отдельно, текст к которому эти слова в общем попадаются живут отдельно. Изучаются отдельные лексические единицы, а не слова и словосочетания в контексте.

Как работать с лексикой?  Я прочитала интересную статью Дарьи Мословской. Как она работает с лексикой. Например, возьмем тему «Семья». Вот такую mindmap для своих учеников в попытке продемонстрировать, как записывать новые слова и организовывать собственный vocabulary.

C:\Users\Acer\Desktop\ecbb0cf105e2c67915f420f921e44a59.jpg

 Посмотрите: здесь и категории (а названия категорий - сами по себе устойчивые словосочетания: family traditions/members/celebrations), и ассоциации, и распространенные выражения и словосочетания, включающие в себя слово family (на картинке слева).

И это, конечно, не предел. Данная технология активизирует учащихся на пополнение словарного запаса, работу со словарем. Данная технология проводится на хорошо известном учащимся материале. Возможно работа в группах, парах, индивидуально. Эту технологию можно проводить в виде соревнования, можно давать как домашнее задание. Спайдограмму мы делаем несколько уроков. Например, берем один раздел, в нем несколько тем. Работаем на каждом уроке определенным цветом. В результате, ученики видят свое продвижение, что создает ситуацию успеха.

Чем хорош такой способ записи новых слов? Во-первых, такая организация словарика похожа на то, как работает мозг и память, лексика группируется по:

  • темам
  • ассоциациям
  • категориям
  • синонимам и антонимам

Во-вторых, вы записываете не отдельные слова, которые пришлось бы потом еще как-то связать, а готовые словосочетания.

Словообразование. Как же вообще систематизировать? Пыталась сделать таблицы, но все равно все слова не поддаются правилу. Есть такой подход, когда слово протягивают через все возможные варианты. Возьмем слово globe. Преобразовываем его в Global.  Дети иногда преобразовывают его в globic. Почему не правильно?  Это же тоже суффикс прилагательного. Вот потому не правильно, что нет правила.

В качестве тренировочных упражнений использую следующие упражнения:

Word-up game. Для этого использую карточки со словами. Например, карточки predict, predictable, unpredictable, prediction, predictability. Каждый ученик берёт по одной карточке и находит всех тех, у кого карточки с производными этого слова.

Синонимы-антонимы. Класс делится на 2 группы, у одних синонимы, у других антонимы, нужно найти пару.

Составьте таблицу со следующими колонками: глагол, существительное, прилагательное, наречие. Попробуйте изменить слово по этим параметрам. Например, to act, action, (in)active.

В настоящее время практически все учебные пособия по английскому языку содержат упражнения на словообразование. Но их мало, и к упражнениям нет комментариев по технологии выполнения данных заданий. Чаще всего формулировка заданий к упражнениям следующая: образуйте правильную форму слова (глагола) и заполните пропуски. А как это делать, как думать, ничего не сказано.

Нужна разработка целой системы подобных заданий и их включение в учебные пособия. Есть следующая технологию обучения навыкам словообразования с целью подготовки к ОГЭ.

  1. Учащимся должны быть предложены таблицы с суффиксами и приставками в английском языке.
  2. Необходимо обратить внимание на то, что определенные суффиксы используются для разных частей речи.
  3. Рассмотрев приставки, указать, что они имеют различные значения.
  4. Дать задание на распознавание частей речи

Упр. 1. К какой части речи принадлежат следующие слова и по каким признакам это можно определить?

Sleepy, photographer, forgetful, argument, thankful, carelessness, classify, modernize, coolness, lifeless, tasteful, formality, speculate, payable, slowness, thoughtfully, federative, entrance, appearance.

Упр. 2. Проанализируйте слова, данные «семьями», и подберите необходимое слово в пропуски.

include, including, included, inclusion, inclusive
1. We were seven … Ann and Tom.
2. Everyone must follow these rules, you ….
3. Ann’s … in the project helped a lot.
4. Did you … the flight expenses?
5. Our seats are 2-7 … .

Упр. 3. Выберите нужную форму и заполните пропуски.

Travel — travelled, have travelled, will travel, traveler, travelling

  1. We like … to the southern countries.
  2. We … to the USA.
  3. Columbus is a famous … .
  4. Next summer we … to Bulgaria.

Упр. 4.  Образуйте с помощью суффиксов и приставок нужные слова и вставьте в пропуски

  1. Strong —    1. I … recommend you to come.  2. He showed me his …3. I become … every day.
  2. Child —      1. I was unhappy in my …. 2. Many … play in the ground. 3. She was very ….

Выполнить задания на словообразование в формате ОГЭ.

Упр. 5.  Измените слово в скобках так, чтобы оно грамматически соответствовало предложению.

1. Herald Tribune has a lot of (read).

2. Jim was (help), no one could help him.

3. Ron had a very (pleasant) talk with Mr. Willson, he looked very sad.

4. BBC and CNN work (professional).

5. Comics is a (fun) reading.

Далее можно переходить к выполнению заданий ОГЭ.

Времени не хватает читать текст. Горит уже. Не остается времени. А что делать? Нужно научить читать по диагонали. Посмотрите, а чем может быть это слово в предложении- существительным, наречием, прилагательным. Что может произойти с числительными. В основном дают исключения

Child-children. Менее вероятный — притяжательная форма существительного (вроде world — world’s).

С числительными все волшебно просто — преобразуем порядковое в количественное и количественное в порядковое. Главное — выучить все тонкости их правильнописания.

One-first

Если стоит артикль the затем пропуск и прилагательное. Каакя степень будет-превосходная.

Если за прилагательным стоит than-то это сравнительная.

Важно помнить об исключениях bad, good, far.

Важно помнить о сложных формах beautiful, interesting.

- если требуется та же часть речи, что и исходное слово, скорее всего, нужно использовать префикс, который изменяет значение слова, а не части речи

Нужно стратегически подойти.  Если у учащегося нет времени-то ему это время каким-то образом сжать, чтобы он не паниковал, не бросал это задание. Нужно научить читать по диагонали. Если это глагол-подумайте в каком форме стоит первое предложение. Начинаем читать первое предложение. Обычно это Past Simple, а значит, большинство глаголов будут в прошедшем времени Прямая речь есть-есть. В прямой речи это может быть в Present и Future. Так хорошо. Если личное местоимение – в какой форме. Если числительное.

Задания по лексике и грамматике вызывают затруднения в выполнении. Конечно, можно делать огромное количество упражнений. Я ксерокопировала много разных заданий, покупала книги. Мы проделали много заданий из ОГЭ, но это не работало с моими детьми. Когда мои учащиеся писали пробный ОГЭ (я проводила раз в месяц), не было результата. Я постепенно пришла к выводу. Я не должна отрабатывать множество вариантов из ОГЭ, повторять грамматические правила каждый день. Моя деятельность учителя заключается в выборе наиболее эффективных стратегий и методик преподавания. Мой класс успешно сдал ОГЭ по английскому языку.

Всем удачи и пятерок!