Психологическая помощь при стрессовых ситуациях

Ухина Алевтина Анатольевна

В повседневной жизни человек всё чаще сталкивается со стрессовыми ситуациями. Стресс и его последствия влияют на физическое, психологическое состояние человека и могут оказывать разрушительное воздействие на организм. Кроме того, человек, испытавший стресс, может негативно влиять и на окружающих людей, например, быть излишне агрессивным, грубым, неадекватно реагировать на окружающую действительность.

Данное руководство предназначено для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в стрессовой ситуации или испытывающим её последствия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologicheskaya_pomoshch_v_stressovykh_situatsiyakh.docx24.98 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Устьевская основная общеобразовательная школа

Методические указания для учащихся

Практическое руководство по оказанию психологической помощи людям, испытывающим стресс или его последствия

Составила:

учитель физики и математики

Алевтина Анатольевна Ухина

2012г

Введение

В повседневной жизни человек всё чаще сталкивается со стрессовыми ситуациями. Стресс и его последствия влияют на физическое, психологическое состояние человека и могут оказывать разрушительное воздействие на организм. Кроме того, человек, испытавший стресс, может негативно влиять и на окружающих людей, например, быть излишне агрессивным, грубым, неадекватно реагировать на окружающую действительность.

Данное руководство предназначено для оказания психологической помощи людям, оказавшимся в стрессовой ситуации или испытывающим её последствия.

Практическое руководство по определению реакции и оказанию психологической помощи

  1. Реакция:    Плач

Признаки: обильное слезотечение, всхлипывание, протяжные звуки.

Помощь:

  1. осуществить лёгкий тактильный контакт  (дотронуться, взять за руку, погладить по руке, спине);
  2. активно слушать  (резюмировать высказывания, повторять последние слова человека, комментировать его речь словами «ага», «угу», «точно», «да»);
  3. не останавливать плач  (пусть «выплачется», сдерживать плач нельзя, т.к. гормоны стресса выходят вместе со слезами).

  1. Реакция:    Истерика

Признаки: крик, театральные позы, истерический обморок, сознание сохранено, контакта с окружающим миром нет.

Помощь:

  1. удалить зрителей;
  2. сделать то, чего человек не ожидает (облить водой, ударить по щеке, резко и громко хлопнуть и т.д.);
  3. говорить коротко и чётко, командами.

  1. Реакция:   Двигательное возбуждение

Признаки: человек мечется, движения резкие, контакта с окружающим миром нет (не смотрит на вас, не отвечает на вопросы).

Помощь:

  1. не давать подходить к окнам, открывать их;
  2. не подпускать к потенциально опасным предметам: ножам, ножницам, проводам;
  3. обездвижить (захватить сзади, резко наклонить на себя, лишить опоры, связать или держать).

  1. Реакция:   Агрессивное поведение

Признаки: необоснованная агрессия ко всем окружающим, ломает предметы, рвёт одежду.

Помощь:

  1. говорить короткими чёткими командами;
  2. дать выход энергии человека  (дать избить подушку, порвать тряпку, сломать предмет);
  3. попытаться обратить человека в союзники  (поручить ответственное задание, связанное с физическим трудом).

  1. Реакция:   Нервная дрожь

Признаки: неуёмная крупная дрожь, сознание сохранено (слышит, понимает, реагирует).

Помощь:

  1. не укрывать – человеку не холодно;
  2. разговаривая, подойти спереди и потрясти за плечи примерно 20 секунд, предварительно предупредив об этом;
  3. помочь человеку избавиться от выброса адреналина – включить в двигательную активность (до потоотделения, потому что гормоны частично выходят с потом): быстрый бег, отжимания, приседания и т.д..

  1. Реакция:   Ступор

Признаки: нет контакта с внешним миром (нет реакции на слова, звуки).

Помощь:

  1. создать безопасные условия;
  2. обеспечить комфортные условия: снять обувь, усадить в мягкое кресло, взять его руки в свои, большие пальцы отогнуть, остальные прижать к ладони (сложить из пальцев фигуру «класс!»);
  3. разговаривать эмоционально, активно жестикулируя, затрагивать эмоции человека (в т.ч. можно говорить и негатив, но потом обязательно выйти на позитив).

  1. Реакция:   Апатия

Признаки: непреодолимая усталость, вялость, заторможенность, паузы в речи. Апатия чаще всего возникает на 3-4 сутки после стрессовой ситуации.

Помощь:

  1. говорить простыми короткими фразами;
  2. увести от места происшествия, поменять обстановку;
  3. укрыть пледом, верхней одеждой;
  4. напоить горячим сладким чаем;
  5. завязать беседу.

  1. Реакция:   Страх

Признаки: поверхностное дыхание, скулы «ходят», глаза широко раскрыты, губы поджаты или дрожат, паническая реакция, бегство.  Состояние может быть и менее выраженным. Бороться со страхом нужно тогда, когда он мешает человеку нормально жить.

Помощь:

  1. осуществить лёгкий тактильный контакт (слегка дотронуться, при этом касаться головы нельзя);
  2. дышать ровно и глубоко (на подстройку под ваше дыхание у человека может уйти более 10 минут);
  3. включить в двигательную активность;
  4. завязать беседу.

  1. Реакция:   Тревога  

Признаки: страх неизвестно чего.

Помощь: та же, что при страхе.

  1. Реакция:   Сильное угнетение психики, связанное с физическим воздействием на человека

Признаки: болевой синдром, внешние следы воздействия (синяки, ссадины, следы душения) + одна или сразу несколько реакций (страх, апатия, плач).

Помощь:

  1. не оставлять одного;
  2. оградить от посторонних зрителей;
  3. в речи использовать чёткие короткие фразы;
  4. говорить в утвердительной форме, исключить частицу «не»;
  5. побудить к действию (например, писать);
  6. завязать беседу;
  7. взрослому объяснить, что его ценность как человека от этого не изменилась, например, взять максимальную банкноту, спросить: «Что бы ты купил на эти деньги? Ты бы хотел видеть эту купюру в своём кошельке?». Затем смять банкноту «А теперь хотел бы?».  Далее бросить купюру на пол «А сейчас нужна?». Развернуть банкноту, разгладить «Её достоинство изменилось? Нет! Это всё те же деньги».
  8. ребёнка включить в двигательную активность, организовать игры с водой и (или) песком, красками. Например, можно сказать: «Нарисуй свой страх». Затем: «Что ты хочешь с ним сделать?»;
  9. постараться свести другие реакции к реакции плача.