Здоровьесберегающие технологии на урока математики

Предлагаю небольшую подборку теоретического материала по теме" Здоровьесберегающие технологии ". Обращено внимание на оздоровительные моменты на уроках математики. К  данной предложена призентация (см. на моей странице). Приучайте своих  учащихся к здоровому образу жизни.Будьте для них  ярким примером.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorove_sbereg_tekhnologii_na_urokakh_matematiki.docx134.81 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     

 Здоровьесберегающие технологии на

уроках математики

«Забота о человеческом  здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».

                                                                   В.А.Сухомлинский

(3 слайд  )                                                                                                       «Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - … это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».                                        В.А.Сухомлинский

(слайд 3)                                                                                                              В уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как "Состояние полного физического, духовного и социального благополучия", а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой активной творческой жизни, счастья, радости и благополучия человека. В современном обществе оно становится еще и условием выживания. Одно из современных определений здоровья дается как способность адаптироваться, приспосабливаться к жизни. 

(Слайт 5)

   Здоровье бывает                                                      

  • Физическое;
  • Психическое;
  • Социальное;
  • Нравственное;
  • Духовное

По данным Минздрава, только 5% выпускников школ являются здоровыми, 80% школьников хронически больны, 50% имеют морфофизиологические отклонения, 70% страдают нервно-психическими расстройствами. Вместо акселерации (увеличения роста) идет децелерация (уменьшение роста): за последние 10 лет в 20 раз увеличилось количество низкорослых, ежегодно 300 тысяч юношей (около 35%) комиссованы военкоматом.

Но при этом мало кто задумывается о том, почему в экологически благополучных регионах в элитных гимназиях и лицеях соматических и нервно-психических нарушений не меньше, а больше? Почему в блокадном Ленинграде жизнеспособность новорожденных была выше, чем сегодня? Много лет изучением этих вопросов занимается Лаборатория физиологии здравоохранительных проблем образования в Сергиевом Посаде Московской области. Её руководитель, доктор медицинских наук, профессор Сонькин Валентин Дмитриевич, в результате 20-летних исследований пришел к парадоксальному выводу: главным виновником нынешней ситуации является система образования детей.

В процессе воспитания человека в семье, детском саду, в школе здоровье либо формируется и развивается, либо утрачивается.

(Слайд6)                                                                      

Какие же условия и факторы школьной жизни оказывают разрушающее воздействие на здоровье детей?

Первый – это инструктивно-программирующие методики. Весь учебный процесс направлен на закрепощение детского организма в режиме постоянного сидения. При таком психомоторном закрепощении ребенок в начальной школе уже через 10–15 минут испытывает нервно-психические нагрузки, ведущие к ранней стенокардии, близорукости и сколиозу.

Второй фактор, губительный для здоровья, – это продолжительное воздействие на детей школьной среды: закрытые помещения, ограниченные пространства, заполненные однообразными искусственно созданными элементами. При этом угнетается эмоциональная сфера детей, подавляется иммунитет, не реализуется их генетическая программа.

Третий факторСловесно-информационный – вербальный принцип построения учебного процесса.Книжное изучение жизни предполагает некритическое восприятие готовой информации. При этом подавляется творчество, которое заложено в них природой, они не могут самостоятельно мыслить и рассуждать.

Четвертый фактор – это лежащие в основе учебного процесса методики, разрушающие целостное восприятие мира.

Пятый фактор – это чрезмерное увлечение методиками "интеллектуального" развития в ущерб чувственному, эмоционально-образному. . Сегодня симптомы скрытой изофрении наблюдаются у 70–80% детей уже в 4-м классе.

(слайд 7) 6 фактор

Вдобавок ко всем этим факторам в последнее десятилетие в школу вошли здоровьеразрушающие инновации:

  1. Замена парт на столы, что привело к ранней потере зрения и нарушениям осанки.
  2. Замена каллиграфического письма перьевой ручкой на безотрывное письмо шариковой. В связи с этим выросли утомляемость, неуравновешенность, агрессия.
  3. Замена электролампового освещения на высококачественное люминесцентное, которое заглушает внутренние биоритмы ребенка, влияет на ритмы головного мозга; после введения предмета "Информатика" прибавилось и излучение от дисплеев и компьютеров.
  4. Сокращение или изгнание из школы уроков труда. Школа выпускает безруких, безволевых людей, не умеющих продуктивно трудиться и ценить свой и чужой труд, а потому – нравственно ущербных.
  5. Замена шестидневной учебной недели на пятидневную, что привело к дополнительной нагрузке
  6. Бесконечные смены содержания образования и учебных планов, результаты "инновации" не оцениваются медиками.

В итоге совокупного действия всех описанных условий и факторов школьной жизни у детей возникают неврозы, психосоматические и вегетативные расстройства внутренних органов (сердца).

 Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в школу здоровьесберегающих технологий

.( слайд 8 )                                                                                                     Под здоровьесберегающими образовательными технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся.

(слайд 9)

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это-

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с возрастными,     половыми,    индивидуальными     особенностями     и гигиеническими требованиями);
  • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный двигательный режим.

 (слайд 10)

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

 ( слайд 11)                                                                                                          Одной из важнейших задач, стоящих перед школой, является сохранение здоровья детей. Можно считать, что здоровье ученика в норме, если:

  • в физическом плане – здоровье позволяет ему справляться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
  • в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
  • в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
  • в интеллектуальном плане – учащийся проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение, самообучаемость;
  • в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.

 (Слайд12)                                                                                                    Конечно, здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • наличие эмоциональных разрядок;
  • оздоровительные моменты на уроках.

Организационный момент начала урока связан с проверкой состояния кабинета, учебного оборудования, рабочих мест и проверкой отсутствующих. Учитель ещё на перемене должен проверить подготовку кабинета к работе: состояние парт, доски, освещённость, а также при необходимости – проветрить помещение. А каждый ученик должен быть приучен своевременно до начала урока приводить свое рабочее место в порядок: положить на стол нужные тетради, книги, другие учебные принадлежности и убрать с него все лишнее, если оно есть. Учащиеся должны быть готовы и к выполнению обязанностей дежурных, от которых следует добиваться того, чтобы учебное помещение к началу каждого урока было проветрено и убрано, классная доска вымыта, находились на своем месте чистая влажная тряпка и мел. Более того, учитель должен быть всегда готов помочь учащимся в решении этих вопросов.

При планировании урока нужно не допускать однообразия работы. В норме должно быть 4–7 смен видов деятельности на уроке. Некоторым ученикам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно, нравится, поэтому задача учителя – помочь ученику преодолеть усталость, уныние, неудовлетворенность. Ведь часто мы слышим от своих учеников: “Мне тогда все понятно, когда интересно”. Значит, ребенку должно быть интересно на уроке. Неудовлетворенность, не облагороженная разумом, может привести к агрессивности, мнительности, тревожности. Учитель должен постоянно заботиться о сохранении психического здоровья детей в норме, повышать устойчивость нервной системы учащихся в преодолении трудностей.

(слайд 13)       наличие эмоциональных разрядок

  • высказывание,
  •  веселое четверостишие,
  • юмористическая или поучительная картинка
  • необходимы для снятия умственного напряжения, утомления.
  • поговорка,

                                                                                                                             С первых минут урока, с приветствия нужно создать обстановку доброжелательности, положительный эмоциональный настрой, т.к. у учащихся развита интуитивная способность улавливать эмоциональный настрой учителя. Не составляет исключения в этом смысле и организация начала урока математики.

Огромное значение в предупреждении утомления является четкая организация учебного труда. Не всем учащимся легко дается математика, поэтому необходимо проводить работу по профилактике стрессов. Хорошие результаты дает работа в парах, в группах как на местах, так и у доски, где ведомый, более “слабый” ученик чувствует поддержку товарища. Хорошим антистрессовым моментом на уроке является стимулирование учащихся к использованию различных способов решения, без боязни ошибиться, получить неправильный ответ.

(слайд14)

При оценке такой работы необходимо учитывать не только полученный результат, но и степень усердия ученика. В конце урока нужно обсудить не только то, что усвоено нового, но выяснить, что понравилось на уроке, какие вопросы хотелось бы повторить, задания какого типа выполнить.

. Для развития зрительной  памяти,  желательно использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом: так формулировку теорем, правила  разрешаю записывать в тетраде зеленой пастой, а красный – это мой цвет.                                -----Хорошие результаты во всех классах дает хоровое проговаривание как целых правил, так и просто отдельных терминов. Часто ученик, много раз слышавший сложный термин, понимающий его смысл, не в состоянии его произнести, что ставит его в неловкое положение перед товарищами.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом уроке. Известно, что просидеть на уроке 45 минут достаточно сложно не только первокласснику, но и старшекласснику, особенно на уроках математики. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся.                                                        

( слайд 15)                                                                                       

Оздоровительные моменты на уроке

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек

                                                                                                     

Физкультурные минутки и паузы во время уроков математики – это необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партами.  Перерыв необходим для отдыха органов зрения, слуха, мышц туловища  (особенно спины)   и мелких мышц кистей рук. Физкультминутки способствуют повышению внимания, активности детей на последующем этапе урока. В основном на уроке используют физкультминутки для глаз, для релаксации, для рук. Так гимнастика для глаз предупреждает зрительное утомление  у школьников

Очень хорошо, если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока. Так, например, при изучении положительных и отрицательных чисел ученики познакомились с определениями и провели первичное закрепление материала. Для выяснения усвоения всеми ребятами нового материала учитель предлагает во время физкультминутки следующее упражнение: ученики встают, руки на талии; задание: если учитель назовет положительное число, ученики делают наклоны (или повороты) вправо; если отрицательное – влево.

КОПИЛКА

(слайд 16) -(слайд 31)                                                                                                

Очень важно развить воображение учеников. С этой целью выполняется упражнение “Буратино”. После введения нового понятия, например, параллелограмм, хорового прочтения этого термина ученикам предлагается закрыть глаза и представить, что их нос вырос, как у Буратино. Можно предложить обмакнуть нос, как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе этот новый термин, это можно сделать только мысленно или с движением головы; зафиксировать перед глазами записанное слово, запомнить его.

Также важно включать в физкультминутки профилактические упражнения для глаз.                                                                                                       Всем известная игра “Муха” помогает глазам отдохнуть. Простейшие упражнения для глаз также обязательно нужно включать в физкультминутку, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.                                                            

Также обязательны и упражнения на релаксацию. Например, игра “Роняем руки” расслабляет мышцы всего корпуса. Дети поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперёд. По команде учителя снимают напряжение в спине, шее и плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем дети выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Важно научить ребят заботиться о правильном положении тела, координации движений, о правильном сочетании движений с дыханием. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки (“Вверх рука и вниз рука”) и дыхательная гимнастика.

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем – будет прок. 
(Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой! 
(Вращение головой вправо и влево.)
И на месте мы шагаем,
Ноги выше поднимаем. 
(Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
Потянулись, растянулись
Вверх и в стороны, вперёд. 
(Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
И за парты все вернулись –
Вновь урок у нас идёт. 
(Дети садятся за парты.)

Более тысячи биологически активных точек известно в настоящее время на ухе, поэтому, массируя их, можно опосредованно воздействовать на весь организм. Нужно стараться так помассировать ушные раковины, чтобы уши “горели”. Упражнение можно выполнять в такой последовательности:

1) потягивание за мочки сверху вниз; 
2) потягивание ушной раковины вверх; 
3) круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

В начале учебного дня, на первом уроке, можно провести точечный массаж биологически активных точек лица и головы, чтобы окончательно “разбудить” детей и задать соответствующий рабочий настрой на целый учебный день. При массаже активизируется кровообращение в кончиках пальчиков, что предотвращает застой крови не только в руках, но и во всем теле, так как кончики пальцев непосредственно связаны с мозгом.

гимнастика для глаз по методу Г.А.Шичко.

 1.Вверх-вниз, влево - вправо.   Двигать глазами  вверх-вниз, влево - вправо.  Зажмурившись снять напряжение, считая до десяти.

 2.Круг. Представьте себе большой круг. Обводите его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

 3.Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого  верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

 4.Покорчим «рожи». Учитель предлагает изображать мордочки различных животных или сказочных персонажей.

 Необходимы упражнения на релаксацию (на мышечное расслабление). 

Например,И.П.- руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти свисают. Движением предплечья несколько раз сбрасываем кисти вниз. Перед упражнениями полезно предложить детям крепко сжать кулаки в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

И.П.- дети поднимают и опускают плечи, затем свободно опускают их в нормальное положение (сбрасывают плечи в низ).

 Обязательна гимнастика для пальчиков рук. Например,

 1.Волны. Пальцы сцеплены в замок. Поочередно открывая и закрывая ладони дети имитируют движение волн.

 2. Здравствуй. Дети поочередно касаются подушечками пальцев каждой руки большего пальца этой руки.

 Физкультурную минутку можно провести и таким образом:

 Нам пора передохнуть, потянуться и вздохнуть ( глубокий вдох и выдох).

 Для начала мы с тобой, крутим только головой (вращение головой). Покрутили головой и усталость вся долой;

Прочь прогоним лень и скуку, разомнем сначала руки (выполняются волнообразные     движения кистями рук);

Встали дружно. Наклонились     

 Раз -  вперед, а два – назад.

 Потянулись. Распрямились.

Приседаем быстро, ловко

 Здесь видна уже сноровка.

 Чтобы мышцы развивать

 Надо много приседать.

Мы на месте снова ходим

 Но от парты не уходим

 ( ходьба на месте).

По местам пора садиться

 И опять начать учиться

 ( дети садятся за парты).

(слайд 32)

Правильная поза ученика во время занятий за столом

  • длина сиденья стула должна соответствовать длине бедер ребенка.
  •  высота ножек стула должна равняться длине голени.
  • голеностопный, коленный, тазобедренный суставы при сидении образуют прямой угол.
  • между краем стола и грудной клеткой сидящего ученика необходимо выдерживать расстояние равное ширине кисти ребенка..
  • расстояние от глаз до стола (тетради, книги) соответствует 30-35 см.
  • тетрадь при письме должна лежать на столе под углом 30 градусов

В заключениe хочется ещё раз сказать: “Заботьтесь о здоровье детей, включайте физкультминутки и динамические паузы, следите за чистотой воздуха в классе, температурным режимом, освещенностью, что прямо влияет на здоровье учеников. Приучайте своих учащихся к здоровому образу жизни. Будьте для них ярким примером”.