Мои публикации

В статье рассматриваются направления и формы организации краеведческой работы с младшими школьниками. Авторы представляют опыт работы по реализации задач патриотического воспитания через проведение социально-значимых мероприятий и через участие в сетевых интернет-проектах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.31

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ КРАЕВЕДЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Панина Лидия Владимировна,

Потанина Елена Владимировна,

МАОУ СШ №1 г. Павлово

Аннотация: В статье рассматриваются направления и формы организации краеведческой работы с младшими школьниками. Авторы представляют опыт работы по реализации задач патриотического воспитания через проведение социально-значимых мероприятий и через участие в сетевых интернет-проектах.

Ключевые слова: краеведение, социально-значимая деятельность, дистанционные конкурсы, проектная деятельность.

PATRIOTICHESKOYeVOSPITANIYeMLADSHIKHSHKOL'NIKOVCHEREZKRAYEVEDCHESKUYUDEYATEL'NOST'

PaninaLidiyaVladimirovna,

Potanina Yelena Vladimirovna

MAOU SSH №1 g. Pavlovo

Annotatsiya: V stat'yerassmatrivayutsyanapravleniyaiformyorganizatsiikrayevedcheskoyraboty s mladshimishkol'nikami. Avtorypredstavlyayutopytrabotyporealizatsiizadachpatrioticheskogovospitaniyacherezprovedeniyesotsial'no-znachimykhmeropriyatiyicherezuchastiye v setevykh internet-proyektakh.

Klyuchevyyeslova:krayevedeniye, sotsial'no-znachimayadeyatel'nost', distantsionnyyekonkursy, proyektnayadeyatel'nost'.

"На земле нет лучше края того, где ты родился и вырос" - эти слова могут стать эпиграфом ко всей краеведческой работе как основе патриотического воспитания подрастающего поколения.

За последние годы существенно изменились приоритеты образования. Именно патриотическое и гражданское воспитание личности стало одной из основных задач, которые поставило общество перед современной школой. В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете». В настоящее время настала острая необходимость создания системы гражданско - патриотического воспитания, в основе которой, лежала бы национальная идея, способная объединить всю Россию, поднять патриотический дух в обществе. Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитание  гордости за землю, на которой живешь – вот важные  составляющие патриотического воспитания.

Именно школа должна поддерживать процесс воспитания гражданственности подрастающего поколения, вовлекая детей в активное участие в социально – значимой деятельности.

На сегодняшнем этапе одним из элементов патриотического воспитания в начальной школе является краеведение. Объектами его изучения являются социально-экономическое, политическое, историческое и культурное развитиесвоей «Малой родины». Краеведческая деятельность позволяет ребенку познакомиться со своим краем, познать  духовно - нравственные традиции народа. А это и есть истоки и основа патриотического воспитания.

В своей системе работы по патриотическому воспитанию учащихся начальных классов выделяем  три основных компонента:

1. Патриотическое воспитание в системе общешкольных мероприятий

2. Патриотическое воспитание во внеурочной деятельности 

3. Патриотическое воспитание в рамках работы с родителями.

Краеведческая работа в школе должна строиться в комплексе и проводиться с применением разных форм и направлений. Это классные часы, социально-образовательные проекты, поисковые задания, встречи с ветеранами, встречи с выдающимися людьми Родного края, экскурсии, конкурсы чтецов, выставки рисунков и фотографий. Мероприятия краеведческой направленности способствуют  выработке у детей  активной жизненной позиции, нацеливают их на общественно-полезную работу, прежде всего по охране, пропаганде памятников истории и культуры своей области, своего района, своего города.

Ежегодно мы принимаем участие во Всероссийской акции «Россия - территория Эколят - Молодых защитников Природы». В рамках акции был реализован проект экологической и патриотической направленности «Зеленый островок памяти» в память о воинах, погибших во время Великой Отечественной войны. Проект проводился совместно с МБУ ДО Станции юных туристов г. Павлово, туристско-краеведческим объединением «Юные туристы-экологи»,  родителями учащихся.

Целью проведенной работы является развитие патриотического воспитания через формирование у младших школьников экологической культуры и культуры природолюбия с повышением уровня знаний по истории Отечества и своей малой Родины.

Объектом был выбран обелиск-памятник П.И. Шавурину, военному летчику, Герою Советского Союза, который совершил героический подвиг - таран фашистского самолета. Памятник находится на правом берегу реки  Оки в г. Павлово. Участники проекта познакомились с биографией героя, выступили с презентационным материалом перед одноклассниками, разместили собранный материал во Всероссийской Книге памяти.

Около памятника-обелиска благоустроили территорию, разбили декоративную клумбу и высадили многолетние  красивые цветы и сосны.

Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые формы и методы работы, должен постоянно совершенствовать свой педагогический инструментарий.

В последнее время существуют и успешно развиваются различные формы  дистанционных  конкурсов. Именно возможность объединить огромное количество школьников делает дистанционные конкурсы уникальными. Участие в  таких конкурсах вызывает положительную мотивацию у учащихся и их родителей, формирует активную жизненную позицию, дает стимул для дальнейшего совершенствования.

Команда ребят 3-4 классов школы № 1 г. Павлово  стала участником дистанционного Всероссийского конкурсе «Смотри, это Россия» (официальная группа Вконтакте: https://vk.com/vsekonkursyru). Он объединил более 18 000 школьников со всей страны. Главная цель конкурса – помочь детям из различных регионов страны узнать больше о разнообразии краев и областей России, создать новые дружеские связи. Для  участия в проекте было  необходимо  записать видеоролик о своем регионе.  Совместно с родителями отсняли большой материал о природе нашего края, его истории и достопримечательностях. Наш видеоролик был адресован ребятам из Республики Саха (Якутия).

Одной из наиболее продуктивных форм краеведческой деятельности младших школьников является сетевойпроект. Сетевой проект – это познавательная, исследовательская, творческая деятельность обучающихся–партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую проблему, цель, способы деятельности, направленные на достижение совместного результата, продукта деятельности. Педагоги активно осваивают новые возможности Интернет-технологий и вовлекают в образовательное Интернет-пространство своих учеников, а игровой сюжет сетевого проекта является для учеников достаточно увлекательным.

К 800-летию Нижнего Новгорода с октября по март 2021г. на базе  кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО в целях патриотического воспитания  был организован просветительский интернет-проект «О Волжской столице замолвим мы слово»[1]. Интернет-проект способствует развитию социокультурной компетентности участников образовательных отношений, формированию уважения к культуре, традициям и истории Нижнего Новгорода; чувства гордости за исторические и современные достижения его граждан; активизации интереса к изучению нижегородского краеведения;углублению знаний о нижегородской истории.

На каждом этапе проекта команды выполняли работу краеведческой направленности:изучали историю возникновения Нижнего Новгорода,собирали информацию о  его достопримечательностях (музеи, храмы, старинные здания, великие имена нижегородцев и т.д.)Познакомились с историей Нижегородского Кремля, совершили экскурсию по его башням. Весь материал по Нижнему Новгороду участники команды вместе с родителями оформили в виде лепбука «Мой Нижний Новгород» [2].

На этапе «Маршруты Нижегородчины» каждой команде для исследования  был предложен один из районов области. Мы путешествовали по Воскресенскому району[3]. Из разных источников собрали интересный материал об исторических местах  и выдающихся людях этого района. Большую помощь нам оказали учащиеся Воскресенской средней школы.Во время телемоста «Павлово –Воскресенское» они провели для участников команды виртуальную экскурсию по озеру Светлояр. Наше сотрудничество с ребятами Воскресенской школы продолжается.

На «Занимательной страничке» проекта[4], участники составляли для других команд различные задания о Нижнем Новгороде и о других городах области (кроссворды, ленты времени, пазлы и т.д.)

«Социальная страничка» проекта показала, что каждый может сделать или уже сделал для родного города, нижегородцев, для сохранения исторических памятников, природы своего края (экология, волонтерство, социальные акции, социальные проекты). Девизом нашей социальной странички стали слова: «Спешим делать добро».[5]

Итоги сетевого интернет-проекта опубликованы на сайте кафедры начального образования ГБОУ ДПО НИРО г. Нижний Новгород. Наша команда «Поколение NEXT» среди 50 команд – участников проекта стала абсолютным его Победителем.

Чтобы достичь результата, нужно, чтобы проект стал совместной работой — творчеством педагога, школьников и родителей.
Дистанционные конкурсы  являются одним из видов дополнительного образования, очень эффективным методом  воспитания креативного и мобильного поколения будущего. Но только мудрое руководство педагога и сотрудничество с родителями   могут превратить систему дистанционных конкурсов в эффективную модель роста познавательной и социальной активности детей.

Краеведение является связующим звеном  обучения и воспитания младших школьников с жизнью.  Оно позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию своей страны и своей  "Малой родины"

Список литературы

1. Просветительский интернет-проект  для младших школьников«О Волжской столице замолвим мы слово»https://clck.ru/aq5UQ(дата обращения: 30.01.2022).

2.   https://clck.ru/aq5g9

3.   https://clck.ru/aq5iB

4.   https://clck.ru/aq5k5

5.   https://clck.ru/aq5oV

6. Дедова О.Ю., Колесова О.В. Становление гражданской идентичности младших школьников в процессе реализации авторской программы внеурочной деятельности/ О.Ю.Дедова, О.В. Колесова, А.А. Рыбакова//
Нижегородское образование. 2018. № 4. С. 52-57.