Иду на урок

Колычева Елена Александровна

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Уроки 3–4. СИТУАЦИЯ ОБЩЕНИЯ (с. 7–11)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для формирования навыков культуры общения у обучающихся; дать представление о простом анализе
речевых ситуаций; способствовать развитию умения выбирать интонацию в устной речи, навыков работы с учебником и справочной литературой;
содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: эпиграф к уроку, высказывания-эпиграфы

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи: работа с эпиграфом

– Прочитайте эпиграф:

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести,

Словом можно предать, и продать, и купить,

Слово можно в разящий свинец перелить.

 В. Шефнер

– Как вы понимаете слова поэта?

– Итак, правильно выбранное слово заставит человека поверить другому быстрее, чем долгие убеждения. И сегодня мы с вами научимся правильно вести себя в различных ситуациях общения через обсуждение, инсценировку, дискуссию. Поэтому нам следует разделиться на группы, чтобы работа была более продуктивной и каждый смог принять участие в общем результате урока

Внимательно слушают.

Комментируют каждую строчку четверостишия, исходя из жизненного или читательского опыта.

Делятся на группы

Принимают и сохра-

няют учебные задачи.

Формулируют ответы на вопросы, принимают участие
в обсуждении

II. Работа
по теме урока.

1. Работа с материалом учебника.

2. Выполнение
упражнения 8

3. Систематизация и обобщение знаний по теме урока.

Употребление
«вежливых» слов

– Познакомьтесь с заданием упражнения 7 на с. 8. Давайте обсудим схему, предложенную в упражнении. Как вы ее понимаете?

Побуждает к обсуждению, выдвижению гипотез.

– Итак, у нас возникло затруднение. Давайте решим его, прочитав материал учебника на с. 7–8.

– Как вы разбирались, что такое речевая ситуация и каким образом ее компоненты отражены в схеме? Для этого мы, во-первых, поняли, кто нам рассказывает о речевой ситуации (ученый, автор учебника); кому адресована схема (ученикам, детям); где и когда мы знакомимся с понятием (на уроке русского языка в школе). А если это учебный материал, то понятно, что он должен передаваться научным языком, возможно, схемой, но в то же время должно быть и доступным его изложение, ведь адресован материал детям. А вот почему и зачем мы должны узнать о речевой ситуации и ее компонентах?

– Обсудите в группе ответ на поставленный вопрос. Кратко запишите его в тетрадь.

Предлагает выполнить упражнение

– Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом пове-
дении?
(Здравствуйте, до свидания, извините, спасибо, пожалуйста.)

– Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из них, мы выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записывает их на доске.)

– Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит? (Нельзя путать обращения «Здравствуйте!» и «Привет!», неправильное их употребление может прозвучать обидно.)

– Что мы имеем в виду, говоря другому: «Здравствуйте!»? (Мы желаем человеку здоровья.)

– А как, по-вашему, выглядит приветствие «Доброе утро!» человеку, у которого разболелся зуб ? (Это может быть воспринято им как насмешка.)

– Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию? (Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.)

– Словесная вежливость также должна быть уместной
и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать кого-либо?
(Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.)

– Кто должен приветствовать первым? (Младший первый приветствует старшего. А руку первым подает старший.)

– Какое бывает обращение? (Обращение бывает уважительное и сердечное, например: «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»)

– Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
(При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу, например: «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.)

– А какими словами выражается благодарность? (Словами «спасибо», «большое спасибо», «благодарю».)

– К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить? (Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.)

– Формы прощания тоже бывают разными. От чего это
зависит?
(Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаешься. Например, учителю надо говорить: «До свидания!», а однокласснику мы говорим: «Пока!»)

– Теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.

Сопровождает деятельность групп по подготовке инсценировки.

– Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами

Выполняют задание. Приходят к выводу о том, что содержание схемы им непонятно, потому что неизвестен замысел составителя схемы и нет ответов на предложенные схемой вопросы.

Читают статью в учебнике. Принимают участие
в обсуждении схемы.

Отвечают на вопрос.

Представители каждой группы зачитывают свои ответы.

Работают в группах: выразительно читают диалог по ролям, анализируют ситуацию общения, комментируют, какие компоненты речевой ситуации учли участники диалога, а какие – упустили

Отвечают на вопросы.

Называют направления возникновения речевых ситуаций:

1. Приветствие.

2. Обращение с просьбой.

3. Умение благодарить.

4. Прощание.

Отвечают на вопросы

Подготавливают и разыгрывают инсценировку
ситуации общения:

первая группа разыгрывает приветствие;

вторая группа – обращение с просьбой;

третья группа – умение благодарить;

четвертая группа – прощание.

При необходимости обращаются за консультацией к педагогу.

Оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Применяют навыки работы со справочной литературой,

групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы, принимают участие
в обсуждении

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Применяют навыки групповой работы.

Формулируют ответы на вопросы.

Владеют логическими действиями: анализом, синтезом, обобщением, классификацией.

Владеют способами конструктивного взаимодействия
со взрослым и сверстниками.

Владеют навыками
конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Осуществляют
анализ учебной
деятельности

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Обратите внимание на высказывания, которые лежат перед вами. (См. Ресурсный материал.) Какое из них вы подобрали бы к сегодняшней теме в качестве эпиграфа?

– Считаете ли вы, что сведения, полученные на уроке,
являются важными для вас? Где вам могут пригодиться эти сведения?

– Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: объяснить смысл выбранного высказывания и записать ответ в тетрадь

Отвечают на вопросы.

Делают выводы и обобщения.

Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.

Записывают задания, задают уточняющие вопросы

Строят речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Владеют навыками самоанализа учебной деятельности

РЕСУРСНЫЙ МАТЕРИАЛ

Высказывания-эпиграфы

1) Культура – это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение. (Из толкового словаря.)

2) Культура общения – это культура речевого поведения, проявление общей культуры человека. (Из толкового словаря.)

3) В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А. П. Чехов.)



Предварительный просмотр:

Уроки 5–6. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ (с. 12–15)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний по фонетике и орфоэпии); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии

интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: задания для фронтальной и самостоятельной работы, стихотворения С. Я. Маршака, И. А. Бунина, А. С. Пушкина,
Н. А. Некрасова; слова для игры, алгоритм написания в слове буквы
(ь/ъ)

Организационная структура уроков

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Работа по теме урока.

1. Упражнения по систематиза-

ции и обобщению знаний по фонетике.

1) Выполнение задания 1

– Прослушайте высказывание К. С. Станиславского и определите его основную мысль.

«Слово со скомканным началом подобно человеку с расплющенной головой. Слово с недоговоренным концом

напоминает человека с ампутированными ногами. Когда

у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед, мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане».

– Попытайтесь расшифровать слова и предложения, произнесенные шестиклассниками, которых объединяет то,
о чем говорил К. С. Станиславский. Произнесите правильно:
ваще, рази, сёня, чек, мачики, дечки, сари, серно, ща.

Я и грю: «Вы на сещей бути выхыть? Мот, я нипрально гарю (Выделенные буквы – ударные.)

– Почему нужно говорить отчетливо, не проглатывая звуки и слоги?

Внимательно слушают. Определяют основную мысль высказывания.

Выполняют задания.

Высказывают свои предположения

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на вопросы.

Выражают и обосновывают свое мнение.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль учебных действий

2) Выполнение задания 2

– Чтобы уметь говорить отчетливо, нужно очень много

знать: из каких звуков состоит наша речь, правила их произношения. В этом нам поможет русский язык. Прослу-

шайте стихотворение С. Я. Маршака и скажите, какие особенности русских звуков подметил поэт.

Дыхание свободно в каждой гласной,

В согласных – прерывается на миг.

И только тот гармонии достиг,

Кому чередованье их подвластно.

Звучат в согласных серебро и медь,

А гласные даны тебе для пенья.

И счастлив будь, коль можешь ты пропеть

Иль даже продышать стихотворенье.

– На какие две группы делятся гласные?

– На какие группы делятся согласные по звонкости и мягкости?

– Назовите сильные и слабые позиции гласных и согласных в слове оплошность.

– Назовите шипящие согласные.

– Как на письме изображается звук [й’]?

Внимательно слушают. Высказывают свою точку зрения.

– Ударные и безударные.

– Парные и непарные.

– Ударный гласный звук во втором слоге [о] в сильной позиции; безударные гласные звуки в первом и третьем слогах [а] в слабой позиции; согласные звуки [п], [л], [ш], [н] в сильной позиции (после согласных следуют гласные или согласные), согласные звуки [с’], [т’] в слабой позиции.

– [ш], [ж], [ч’], [щ’].

– Буквой й

Умеют внимательно слушать.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками.

Осуществляют контроль учебных действий.

Выражают и обосновывают свое мнение

3) Фонетический разбор

– Как можно превратить угол в топливо?

– Отобразите это в фонетической транскрипции.

– Произведите фонетический разбор этого слова

– Написать в конце слова после буквы л мягкий знак (ь).

– [угал’].

Выполняют задание, опираясь на образец на с. 12
учебника

Формулируют ответы на вопросы. Действуют по образцу

4) Игра «Найди пару»

– Сейчас я буду называть слова. Ваша задача – один
согласный заменить другим, отличающимся от первого
по глухости/звонкости, чтобы получилось новое слово.

Молча запишите на листочках пары слов и подчеркните различия. Например: код – год.

Удочка, тужить, визит, сиять, молотить.

После того как учащиеся сдадут листочки, проводится устная проверка

Ответ: удочка – уточка, тужить – тушить, визит – висит, сиять – зиять, молотить – молодить

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Осуществляют кон-

троль и оценку учеб-

ных действий

2. Упражнения по систематизации и обобщению знаний
по орфоэпии.

1) Выполнение упражнения 18.

– На основании рифм установите, как произносили поэты отдельные сочетания звуков. При чтении не разрушайте стиха!

Так няня в лес ребенка заведет

И спрячется сама за куст высокий:

Встревоженный, он ищет, и зовет,

И мечется в тоске жестокой…

                                           (Н. А. Некрасов.)

Густой зеленый ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

В них шел олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога. (И. А. Бунин.)

Лишь вступил на двор широкий,

Что ж? Под елкою высокой

Видит, белочка при всех

Золотой грызет орех… (А. С. Пушкин.)

Выполняют задания.

Умеют внимательно слушать.

Извлекают необходимую информацию из различных источников.

Ориентируются
в учебнике.

Выполняют задания согласно инструкции.

Осуществляют контроль учебных действий.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Умеют работать со справочной
литературой

– Наука, изучающая произношение звуков, называется…
А впрочем, прочитайте сами ее название: [арфаэп’ий’а].

– Ее роль состоит в том, чтобы облегчать взаимопонимание людей, говорящих и слушающих. На с. 170 учебника помещен словарь «Произноси правильно!», который будет помогать вам в случае затруднений в произношении тех или иных слов.

– Произнесите правильно слова из упражнения 18

Внимательно слушают.

2) Составление алгоритма написания в слове

разделительных

твердого и мягкого знаков (ь и ъ)

– Сейчас от некоторых людей, преимущественно пожилого возраста, можно услышать [с’эм] вместо [с’эм’]. Наличие какой буквы указывает на то, что [м] в этом слове нужно произносить мягко?

– Что значит разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ь?

– Когда употребляется разделительный ъ?

– Составьте алгоритм написания в слове разделительных ь и ъ знаков

– Мягкий знак (ь) как показатель мягкости согласного.

Отвечают на вопросы.

Совместно с учителем выполняют задание.
(См. Ресурсный материал.)

Формулируют
ответы.

Используют схему для решения учебно-практической задачи.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

II. Самостоятельная работа

Предлагает выполнить самостоятельно задания.

1-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ъ;

2-й вариант – произвести морфемный разбор, выписать слова с ь

Выполняют задания самостоятельно

Осуществляют планирование, контроль и оценку

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Как взаимосвязаны такие разделы науки о языке, как фонетика и орфоэпия?

– Какие задания мы выполняли?

– Что вызвало затруднения? Как вы их преодолевали?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание (по выбору):

1) Выполнить упражнения 19, 20.

2) Написать рассказ на свободную тему с использованием 8–10 слов из словаря «Произноси правильно!»

Отвечают на вопросы.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения



Предварительный просмотр:

Урок 7. МОРФЕМЫ В СЛОВЕ. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ И В КОРНЯХ СЛОВ (с. 16–19)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний
по орфографии, морфемному составу слова); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения

школьного образования; осознают
эстетическую ценность русского язы-

ка, проявляют уважительное отноше-

ние к родному языку, гордость за него,

стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: карточки, отрывки из стихотворений В. Маяковского

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Индивидуальная работа по карточкам

См. Ресурсный материал

Выполняют задания

Осуществляют
контроль и оценку учебных действий

II. Постановка учебной задачи

– Тема урока – «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов». Многие из вас могут подумать, что изучение морфем в школе – лишняя трата времени; что обыкновенные люди, когда говорят, и не думают
о морфемах; что морфемы нужны только для ученых-языковедов. Так ли это?

– Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос:
нужны ли людям морфемы и для чего они им нужны?

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

III. Работа по теме урока.

1. Обобщение
и систематизация знаний
о морфемах.

2. Выполнение упражнения 24

– Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о морфемах.

– Сравните: заоблачный – за облаками, безбрежный – без берега.

– Как образовались приставки?

– Как значения предлогов помогают определить значение слов с приставками, образованными от этих предлогов?

– Как приставки влияют на значение слова?

Отвечают ученики, работавшие с карточками 4 и 5. Остальные помогают в случае затруднений.

Заполняют таблицу.

Отвечают на вопросы

Извлекают необхо-

димую информацию из сообщений сверстников.

Осуществляют логические операции.

Формулируют ответы на вопросы

3. Творческая работа

– В этих отрывках из стихотворений В. Маяковского встречаются слова, придуманные самим поэтом.
Найдите их.

1. Досыта изыздевываюсь, нахальный и едкий…

2. Издинамитить старое…

3. Цветы испавлинятся в каждом окошке…

– Сделайте их морфемный разбор. Как он помогает вам определить значение этих неизвестных слов?

– Для чего нужно изучать морфемы?

– Почему в одних случаях пишем приставку  а в дру-гих –

Выполняют задания.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают правило написания приставок

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

4. Выполнение упражнения 29

– При выполнении этого упражнения мы рассмотрим еще одно значение морфем.

– Вспомните правила написания букв е, о, ё после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов.

– Важно ли при выборе гласной после шипящих и ц знать, в какой части слова она находится? Почему?

– Для чего нам нужно изучать морфемы?

– Примените свои знания при заполнении таблицы в упражнении 29

Рассказывают правила написания букв ё, о, е после шипящих и ц в корнях и окончаниях слов.

Отвечают на вопросы.

Выполняют упражнение

Формулируют ответы на вопросы.

Осуществляют планирование, контроль и оценку учебных действий

5. Выполнение упражнения 27

– Выпишите из упражнения 27 слова с пропущенными буквами. Выделите морфемы, вставьте пропущенные буквы

Выполняют задание

Осуществляют планирование, контроль

IV. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

– Над какой темой мы работали?

– Почему нужно изучать морфемы?

– Какие задания выполняли?

– Что вызвало у вас затруднения? Почему?

– Как оцениваете свою работу на уроке?

Домашнее задание: выполнить упражнение 30

Отвечают на вопросы.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения



Предварительный просмотр:

Урок 8. ЧАСТИ РЕЧИ (с. 19–21)

Тип урока: постановка и решение учебных задач

Педагогические задачи: создать условия для организации и проведения повторения изученного в 5 классе (обобщение и систематизация знаний о частях речи); способствовать развитию у обучающихся познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к родному языку

Планируемые результаты

Предметные: имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности (аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разными видами чтения, приемами работы с книгой, со словарем; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц

Метапредметные:

•  познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию из различных источников, проявляют способность к преобразованию, сохранению и ее передаче); проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам;

•  регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме;

•  коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме

Личностные: понимают, что рус-

ский язык является одной из основных национально-культурных ценностей

русского народа, осознают определя-

ющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способ-

ностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Образовательные ресурсы: сигнальные карточки для подведения итогов урока

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Постановка учебной задачи

– Сегодня на уроке мы вспомним все, что знаем о частях речи

Внимательно слушают

Принимают и сохраняют учебные задачи

II. Работа по теме урока.

1. Работа с предложением

Предлагает прочитать предложение:

Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокренка.

– Выполните разбор по членам предложения. Какими частями речи они выражены?

– Как морфемы в этих необычных словах помогли определить вам часть речи?

– Для чего нужно изучать морфемы?

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

Владеют способами конструктивного взаимодействия

2. Обобщение

и систематизация знаний о частях речи

– К нам пришел гость – Всезнайка. Да вот беда, знать-то он все знает, но забывчивый очень. Ребята, помогите
гостю заполнить недостающие места.

Все слова в языке разные, они разнятся друг от друга внешностью и поведением: именно эти их различия учи-

тывает Морфология, одна из стран Объединенного Коро-

левства Грамматика. В Морфологии живут слова разных «профессий», у них различные задачи и способности их выполнять. При этом живут они в Морфологии,
а «работают» в соседнем государстве – Синтаксисе.

Например, проснулось дома существительное Солнышко, умылось, позавтракало и побежало скорее на работу, в предложение Солнышко ласково светило в окна. В этом предложении Солнышко работает … (подлежащим).

Каждая часть речи имеет общее грамматическое значение. Предмет обозначают … (существительные). Например …

Признак предмета обозначают … (прилагательные). Например … Действие обозначают … (глаголы). Например …

Каждая часть речи «владеет» морфологическими признаками. По числам, родам и падежам изменяются сразу
две части речи: … и …
(существительное и прилагательное). А вот спряжение, вид и время можно определить только у … (глагола).

Наконец, отправляясь на работу в соседнее государство, каждая часть речи готовится выполнять свое предназначение: «играть» синтаксическую роль

Внимательно слушают.

Выполняют задание

Умеют внимательно слушать.

Выполняют задания согласно инструкции.

Осуществляют контроль учебных действий.

Высказывают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему.

Владеют способами конструктивного взаимодействия со взрослым и сверстниками

3. Выполнение упражнения 31
(комментированное письмо)

Предлагает выполнить комментированное письмо

Выполняют упражнение 31

Осуществляют планирование, контроль, оценку учебных действий

4. Выполнение упражнения 32

Предлагает выполнить упражнение.

1-й вариант – выписывает существительные.

2-й вариант – выписывает прилагательные и глаголы

Выполняет задания упражнения 32

Осуществляют контроль и оценку

III. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности

У каждого учащегося две карточки: одна красного цвета, другая – зеленого. Учитель произносит тезисы. Задача учащихся – определить верность тезиса. Если тезис правильный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если тезис неправильный, учащиеся поднимают красную карточку и обосновывают свой ответ.

Тезисы:

1. Прилагательное обозначает предмет.

2. Глагол обозначает действие.

3. Существительные служат для связи слов в предложении.

4. К самостоятельным частям речи относятся существительное, прилагательное, глагол, союз, а к служебным – предлог.

5. Прилагательные и существительные имеют такие
непостоянные признаки, как род, число, падеж.

6. Глагол изменяется по падежам.

Домашнее задание: выполнить упражнение 33

Пользуются сигнальными карточками для обобщения и систематизации знаний о частях речи.

Записывают задание, задают уточняющие вопросы

Проводят самоанализ и осуществляют самооценку учебной деятельности.

Принимают и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее решения



Предварительный просмотр:

        Система оценивания контрольная работа по русскому языку  за 1 полугодие  (5 класс)    Вариант - 1

1 задание. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1)Птиц.. улетят и цв..ты з..вянут. 2)Зверьки спряч..т..ся (в)норы. 3)Жуки бабоч..ки змеи укроют..ся (подо)мхом, в з..мле. 4)Осенни.. встречи (с)ними это встречи перед ра..ст..ванием.

5)Но ждут вас и новые св..дания. 6)Прил..тят (в)лес зимние птиц.. сн..гири свиристели рябенькие кедровки полярная сова.7)(Не)узнать стало старых зн..комых. 8)Рыж..е белки стали серыми серые зайц.. стали белыми.9) Белки зап..сают грибы мыш..ки пряч..т зёрна. 10)Трудолюбивые бобры осины вал..т.

11)Лес готов..т..ся (к)зимн..й стуж...

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1)Птицы улетят, и цветы завянут. 2) Зверьки спрячутся в норы. 3) Жуки, бабочки, змеи укроются подо мхом, в земле. 4) Осенние встречи с ними - это встречи перед расставанием.

5)Но ждут вас и новые свидания. 6)Прилетят в лес зимние птицы: снегири, свиристели, рябенькие кедровки, полярная сова.7) Не узнать стало старых знакомых. 8)Рыжие белки стали серыми, серые зайцы стали белыми. 9) Белки запасают грибы, мышки прячут зёрна. 10) Трудолюбивые бобры осины валят.

      11) Лес готовится  к  зимней стуже.

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

При   оценивании   выполнения   задания   по   критерию   К1 учитываются   только   ошибки,    сделанные   при   вставке пропущенных букв,  раскрытии скобок,  восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три- четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

К3

Правильность списывания текста

 Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к  орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к  орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

                                                                                    Максимальный балл

9

2 задание. Выпишите 6 предложение, выполните  синтаксический разбор. Напишите характеристику предложения.

6)Прилетят в лес зимние птицы: снегири, свиристели, рябенькие кедровки, полярная сова. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными подлежащими)

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

                                                                            Максимальный балл

3

3 задание. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам сотрудников Алла свою работу всегда выполняла хорошо

2) Подари мне эту куклу попросила Маша

3) Библиотекарь стала выяснять какую книгу мне хотелось бы почитать

4) Нина ты умеешь кататься на коньках

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

 «Подари мне эту куклу», -  попросила Маша.

  1. Составление схемы предложения: «П», - а.

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

2

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущена одна ошибка

1

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

2

Схема предложения составлена верно,  в ней допущена одна пунктуационная ошибка

1

Схема  предложения  составлена  верно,   в  ней  допущены  две  и  более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

                                                                         Максимальный балл

4

4 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 

1) Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.

2) К вечеру погода заметно улучшилась.

3) Вокруг дома росли высокие сосны и лиственницы.

4) Дети аккуратно раскладывают на столе ложки и вилки.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Давайте, ребята, внимательно прочитаем задачу.

  1. объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущена одна ошибка

1

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

                                                                Максимальный балл

3

5 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложения и постановка знака препинания:

Исчезают последние островки снега,  и на свет пробивается зелёная травка.

  1. объяснение  основания  выбора  предложения,   например:   это  сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и постановка знака препинания

Правильно определено предложение и поставлен знак препинания

2

Правильно определено предложение, при постановке знака препинания допущена ошибка

1

Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

                                                                      Максимальный балл

3

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 22.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

010

1114

15-18

19–22

                Система оценивания контрольная работа по русскому языку  за 1 полугодие  (5 класс)    Вариант - 2

1 задание. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Отец бе..шумно з..кидывает удоч..ки. 2)Я нап..лняю ведро водой из пруда наб..раю (в)воду траву и жду. 3)Красные п..плавки едва к..чают..ся на воде. 4)Потом один (из)них в..драгива..т пускает лё(х/г)кие круги внезапно ныря..т и быстро плывёт в ближние камыш... 5)Отец подс..кает и леска н..тягивает..ся. 6)Ж..сткое удилище (с/з)г..бает..ся в дугу и (в)туман.. над прудом начинает..ся бульканье плеск и возня.7) Вода ра..бегает..ся и к..чает кувш..нки. 8)Тор..пливо унос..тся (во)все стороны жуки-в..домеры и вот в з..гадоч..ной глубине по..вляет..ся золотой блеск. 9)И (не)разб..рёш.. что это такое. 10)Отец выв..лакивает на примятую траву т..жёлого карася.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

1) Отец бесшумно закидывает удочки. 2)Я наполняю ведро водой из пруда,  набираю в воду траву и жду. 3)Красные поплавки едва качаются на воде. 4)Потом один из них вздрагивает, пускает лёгкие круги, внезапно ныряет и быстро плывёт в ближние камыши. 5)Отец подсекает, и леска натягивается. 6)Жёсткое удилище сгибается в дугу, и в тумане над прудом начинается бульканье плеск и возня.7) Вода разбегается и качает кувшинки. 8)Торопливо уносятся во все стороны жуки-водомеры, и вот в загадочной глубине появляется золотой блеск. 9)И не разберёшь что это такое. 10)Отец выволакивает на примятую траву тяжёлого карася.

К1

Соблюдение орфографических норм

Орфографических ошибок нет (или допущена одна негрубая ошибка).

При   оценивании   выполнения   задания   по   критерию   К1 учитываются   только   ошибки,    сделанные   при   вставке пропущенных букв,  раскрытии скобок,  восстановлении слитного, раздельного и дефисного написания слов

4

Допущено не более двух ошибок

3

Допущены три- четыре ошибки

2

Допущено пять ошибок

1

Допущено более пяти ошибок

0

К2

Соблюдение пунктуационных норм

Пунктуационных ошибок нет

3

Допущена одна ошибка

2

Допущены две ошибки

1

Допущено более двух ошибок

0

К3

Правильность списывания текста

 Текст переписан безошибочно (нет пропущенных и лишних слов, нет слов с изменённым графическим обликом). ИЛИ Допущено не более трёх описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к  орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

2

Допущено четыре–семь описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к  орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

1

Допущено более семи описок и ошибок следующего характера: 1) изменён графический облик слова (допущены перестановка, замена или  пропуск  буквы,   не  приводящие  к орфографической  или грамматической ошибке); 2) в переписанном тексте пропущено одно из слов текста либо есть одно лишнее слово

0

                                                                                    Максимальный балл

9

2 задание. Выпишите 6 предложение, выполните  синтаксический разбор. Напишите характеристику предложения.

7) Вода разбегается и качает кувшинки. (Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространённое, осложнённое однородными сказуемыми)

Выполнение синтаксического разбора предложения

Разбор выполнен верно

3

При разборе допущена одна ошибка

2

При разборе допущены две ошибки

1

При разборе допущено более двух ошибок

0

                                                                            Максимальный балл

3

3 задание. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Раиса Ивановна громко произнесла: « Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова».

2)Составление схемы предложения: А: «П».

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение, и верно расставлены знаки препинания

2

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущена одна ошибка

1

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Составление схемы предложения

Схема предложения составлена верно

2

Схема предложения составлена верно,  в ней допущена одна пунктуационная ошибка

1

Схема  предложения  составлена  верно,   в  ней  допущены  две  и  более пунктуационные ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

                                                                         Максимальный балл

4

4 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

  1. распознавание предложения и расстановка знаков препинания:

Сначала, друзья, прорисуйте контуры предметов.

  1. объяснение основания выбора предложения: это предложение с обращением. ИЛИ Обращение. ИЛИ Обращение внутри предложения. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и расстановка знаков препинания

Правильно определено предложение и расставлены знаки препинания

2

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущена одна ошибка

1

Правильно  определено  предложение,  при  расстановке  знаков  препинания допущены две или более ошибки. ИЛИ Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

                                                                Максимальный балл

3

5 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.

2) Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.

3) Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.

4) Пришёл Миша домой и начал собирать робота.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)распознавание предложения и постановка знака препинания:

 Стало сильнее пригревать солнышко, и расцвели одуванчики.

2)объяснение  основания  выбора  предложения,   например:   это  сложное предложение. ИЛИ В предложении две грамматические основы. Объяснение выбора может быть сформулировано иначе

Распознавание предложения и постановка знака препинания

Правильно определено предложение и поставлен знак препинания

2

Правильно определено предложение, при постановке знака препинания допущена ошибка

1

Ответ неправильный

0

Объяснение основания выбора предложения

Верно объяснён выбор предложения

1

Ответ неправильный

0

                                                                      Максимальный балл

3

Система оценивания выполнения всей работы

Максимальный балл за выполнение работы − 22.

Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале

Отметка по пятибалльной шкале

«2»

«3»

«4»

«5»

Первичные баллы

010

1114

15-18

19–22



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку  1 полугодие  (5 класс)    Вариант -1

1 задание. Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1)Птиц.. улетят и цв..ты з..вянут. 2)Зверьки спряч..т..ся (в)норы. 3)Жуки бабоч..ки змеи укроют..ся (подо)мхом, в з..мле. 4)Осенни.. встречи (с)ними это встречи перед ра..ст..ванием.

5)Но ждут вас и новые св..дания. 6)Прил..тят (в)лес зимние птиц.. сн..гири свиристели рябенькие кедровки полярная сова.7)(Не)узнать стало старых зн..комых. 8)Рыж..е белки стали серыми серые зайц.. стали белыми.9) Белки зап..сают грибы мыш..ки пряч..т зёрна. 10)Трудолюбивые бобры осины вал..т.

11)Лес готов..т..ся (к)зимн..й стуж...

2 задание. Выпишите 6 предложение, выполните  синтаксический разбор. Напишите характеристику предложения.

3 задание. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

1) По словам сотрудников Алла свою работу всегда выполняла хорошо

2) Подари мне эту куклу попросила Маша

3) Библиотекарь стала выяснять какую книгу мне хотелось бы почитать

4) Нина ты умеешь кататься на коньках

4 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 

1) Давайте ребята внимательно прочитаем задачу.

2) К вечеру погода заметно улучшилась.

3) Вокруг дома росли высокие сосны и лиственницы.

4) Дети аккуратно раскладывают на столе ложки и вилки.

5 задание.Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

 

1) Всю ночь зима вязала кружевные узоры и щедро раздавала наряды деревьям.

2) Исчезают последние островки снега и на свет пробивается зелёная травка.

3) Снег заботливо укутал все деревья и белой накидкой покрыл землю.

4) Вот показалось долгожданное солнце и залило всю окрестность ярким светом.

Контрольная работа по русскому языку  за 1 полугодие  (5 класс)    Вариант -2

1 задание.Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.

1) Отец бе..шумно з..кидывает удоч..ки. 2)Я нап..лняю ведро водой из пруда наб..раю (в)воду траву и жду. 3)Красные п..плавки едва к..чают..ся на воде. 4)Потом один (из)них в..драгива..т пускает лё(х/г)кие круги внезапно ныря..т и быстро плывёт в ближние камыш... 5)Отец подс..кает и леска н..тягивает..ся. 6)Ж..сткое удилище (с/з)г..бает..ся в дугу и (в)туман.. над прудом начинает..ся бульканье плеск и возня.7) Вода ра..бегает..ся и к..чает кувш..нки. 8)Тор..пливо унос..тся (во)все стороны жуки-в..домеры и вот в з..гадоч..ной глубине по..вляет..ся золотой блеск. 9)И (не)разб..рёш.. что это такое. 10)Отец выв..лакивает на примятую траву т..жёлого карася.

2 задание. Выпишите 7 предложение, выполните  синтаксический разбор. Напишите характеристику предложения.

3 задание. Выпишите предложение с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения.

 

1) По словам Дениски всё стихотворение он выучил наизусть

2) Дениска робко сказал что не понял вопрос Раисы Ивановны

3) Раиса Ивановна громко произнесла Дениска прочтёт стихи русского поэта Некрасова

4) Что ты так сбивчиво декламируешь стихотворение Дениска

4 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую/запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор. 

1) Маша любит рисовать пейзажи акварельными красками.

2) Возьми-ка со стола новые кисти и акварельные краски!

3) Сначала друзья прорисуйте контуры предметов.

4) В художественной школе мы рисуем пейзажи и натюрморты.

5 задание. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.

1) Мы поймали много рыбы и всю отдали бабушке.

2) Таня вскопала небольшую грядку и посадила на ней клубнику.

3) Стало сильнее пригревать солнышко и расцвели одуванчики.

4) Пришёл Миша домой и начал собирать робота.        



Предварительный просмотр:

Итоговый тест за 1 полугодие          7 класс

1 вариант

Ф.И.___________________________________________________________

А1. Что обозначает причастие?

1) признак предмета             2) действие предмета  

3) предмет                                4) признак по действию

А2. Укажите словосочетание с действительным причастием.

1) засеянные поля                   2) упавшие листья

3) молотое кофе                       4) стены покрашены

А3.Укажите вариант, в котором дана верная характеристика причастия.

1) у идущего человека – действит.прич., прош.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

2) на прочитанной книге – страд.прич., наст.вр., 2 спряж., ед.ч., предл.п., жен.р.

3) разгадываемого кроссворда – страд.прич., наст.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

4) успевшие туристы – страд.прич., прош.вр., 1 спряж., мн.ч., им.п.

А4.Укажите слово, в котором пишется Е.

1) о минувш…м времени         2) к пестреющ…м цветам

3) за скачущ…м всадником     4) за чернеющ….м лесом

А5.Укажите причастие с суффиксом –УЩ-(-ЮЩ-)

1)  терп…щий боль                    2) пил…щий дрова

3) леч…щий врач                        4)  хлопоч…щая хозяйка

А6. Укажите неправильный вариант написания причастия.

1) стелющийся дым                    2) клеящий конверты

3) гонющиеся собаки                  4) скачущий конь

А7. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) редко слыш….мый                         2) раздува….мый ветром

3) отворя….мая дверь                        4) освеща…мый солнцем

А8. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) выслушавший                                  2) развеянный

3) успокоив                                           4) заклеев

А9.  Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с НН.

1) стари….ый замок, нитки запута….ы

2) заброше….ая усадьба, жаре….ая на костре

3) пута….ый разговор, маринова….ый огурцы

4) кипяче….ая ода, товары выгруже….ы

А10. НЕ пишется слитно:

1) (не) купленный, а испеченный пирог                2) (не) имеющий границ

3) (не) распустившиеся цветы                                4) рыба (не) поймана  

А11. НЕ пишется раздельно:

1) (не) навидя                                 2) (не) засеянные поля

3) (не) высушенное белье             4) (не) слушая

А12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с Ё.

1) печ…ный пирог, зажж…м огни

2) веселая собач…нка, туш…ное мясо

3) с забавным циркач….м, вооруж…нный отряд

4)  огорч…нный ребенок, странный ш….рох  

А13. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1) Невидимые в воздухе жаворонки заливались трелями.

2)  Вскоре мы увидели заросшее камышом лесное озеро.

3) В сплетенной из лозы  корзине лежали свежие фрукты.

4) Дети бежали по берегу усеянному мелкой галькой.

А14. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Из-за недостатка влаги в пустыне можно встретить растения (1) приспособленные для жизни (2) в таких условиях (3) и животных (4) умеющих долгое время (5)  обходиться без воды.

1) 1, 3, 4                  2)  1, 2, 4                  3)  2, 3, 5                    4) 1, 4

А15. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Уничтожая рыб (1) и птиц (2) щуки, конечно, приносят вред. Но (3) истребляя в первую очередь  (4) больных и слабых рыб (5) щуки предупреждают распространение болезней среди обитателей водоема.

1)    1, 4, 5                     2)   1, 2, 3, 4               3)  3, 4, 5                         4) 2, 3, 5

Прочитайте текст и выполните задания В3 – В8 (ответы записывайте словами или цифрами).

             (1)В нашей стране обитают разные виды цапель. (2) Серые цапли, например,  крупнее белых, но не так красивы. (3) Их можно часто видеть на болотах и озерах.

            (5) Цапля стоит неподвижно, втянув шею в плечи, или медленно расхаживает у берега, бесшумно поднимая и опуская свои длинные тонкие ноги. (6) Такие ноги у всех птиц, охотящихся на болоте или в воде: у журавля, аиста, фламинго. (7) Но вот цапля увидела рыбку или лягушку – и молниеносно острым, как копье, клювом схвачена  добыча. (8)  Этим же сильным клювом-копьем цапля защищается сама и защищает свое гнездо. (9) Его цапли строят обычно в кроне высокого дерева. (10) Это большая куча хвороста или камыша с углублением посередине. (11) В это углубление цапля откладывает 3-7 зеленоватых яичек и сидит на них, смешно свесив ноги.

             (12) На суше цапли ловят мышей и насекомых. (13) Гнездятся колониями, часто очень крупными. (14) Иногда в колонии цапли только одного вида, иногда -  разных.  

В1. В каком стиле речи написан данный текст?

    1) публицистический    2) разговорный

    3) художественный        4) научно-популярный

В2. Какой заголовок соответствует теме текста?

     1)   Редкие птицы.             2) Цапли.

     3)   Белые цапли.              4)  Берегите птиц!

В3.   Из предложений 5 - 7 выпишите краткое страдательное причастие.

_______________________________________________

В4. Укажите номер предложения, в котором употреблены два деепричастных оборота.

_______________________________________________

В5. Укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

_______________________________________________

В6. Каким способом образовано слово СВЕСИВ?

_______________________________________________

В7.   Признаки каких частей речи совмещены в причастии?

_______________________________________________

В8.   Через запятую перечислите пропущенные в словах  буквы:

к…мбинация,  к…литка, п...кет, акв…рель, пр…тензия  

_______________________________________________

Итоговый тест за 1 полугодие        7 класс

2 вариант

Ф.И.___________________________________________________________

А1. Что обозначает деепричастие?

1) действие предмета           2) добавочное действие    

3) признак предмета             4) признак по действию

А2. Укажите словосочетание со страдательным причастием.

1) расколотый орех                 2) игравший ребенок

3) колющий предмет              4) согнувший ветку

А3. Укажите вариант, в котором дана верная характеристика причастия.

1) встретившихся друзей  – действит.прич., прош.вр., 2 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

2) с изорванными листами – действит.прич., прош.вр., 1 спряж., мн.ч., твор.п.

3) на обрабатываемом поле – страд.прич., наст.вр., 2 спряж., ед.ч., предл.п., ср.р.

4)  у засохшего ручья –действит.прич., прош.вр., 1 спряж., ед.ч., род.п., муж.р.

А4.Укажите слово, в котором пишется И.

1) тающ…го  снега                    2) о затонувш…м корабле

3) работающ…й  станции        4) за блестящ….м стеклом

А5.Укажите причастие с суффиксом –АЩ-(-ЯЩ-)

1)  бре…щийся мужчина         2) плещ…щиеся волны

3) стро…щийся дом                  4)  реша…щий период

А6. Укажите неправильный вариант написания причастия.

1) колющиеся ветки                   2) дышущий зверь

3) колышущиеся флаги              4) борющийся за победу

А7. Укажите причастие с суффиксом –ИМ-.

1) гоня….мые по полю                      2) вид….мый свет

3) выполня….мые задания              4) заполня…мые  бланки

А8. Укажите слово с орфографической ошибкой.

1) построенный                                  2) обидев

3) растаив                                             4) запаянный

А9.  Отметьте ряд, в котором все слова пишутся с Н.

1)  распиле….ые  дрова, пуга….ая ворона

2)  неглаже….ое  белье, избалова….ый  ребенок

3) стриже….ый мамой, глиня….ая ваза

4) кова….ый  сундук,  картошка пожаре….а

А10. НЕ пишется раздельно:

1) еще (не) высохшие дорожки  

2) (не) смолкающие разговоры

3) (не) закрытая дверь

4) (не) греющее солнце  

А11. НЕ пишется слитно:

1) вовсе (не) освещенное окно        2) (не) навидевший

3) (не) закончив                                    4) (не) покрытая снегом

А12. Укажите ряд, в котором все слова пишутся с О.

1) сбереж…шь здоровье, серенький волч…к

2) вкусная печ…нка, непонятный ш…пот

3) реш….нный вопрос, зеленый горош….к

4)  юный моряч…к, получил ож…г  

А13. Укажите номер предложения, в котором причастный оборот выделяется запятыми:

1)  Усыпанное яркими звездами небо манило нас своей таинственностью.

2)  Комната с утра прибранная сестрой сверкала чистотой.

3) Посетители кафе заказали на обед жаренную в тесте рыбу.

4)  Убранное с лугов сено крестьяне сложили  в большие стога.

А14. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Фонарь (1) одиноко стоявший (2) на земле (3) высветил (4) издающее (5) непонятные звуки (6) создание.

1)  4, 5                 2) 1, 3                    3)    1, 4, 6                      4) 2, 5, 6

А15. Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых ставятся запятые:

Проходя  (1) по залам музеев (2) люди (3) останавливаются  у прекрасных картин художника И.Репина (4) восхищаясь (5) совершенством живописи.

1)   2, 4                      2)   1, 4, 5               3)  1, 3, 5                        4) 2, 3, 4

 

Прочитайте текст и выполните задания В3 – В8 (ответы записывайте словами или цифрами).

             (1) Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. (2) Но без соли обойтись нельзя. (3) Это единственный продукт, который нечем заменить. (4) Медиками было установлено, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. (5) Живое существо, не получая соли, гибнет.

          (6) К счастью, природа достаточно запасла соли.

          (7) Каменную соль издавна добывают  в Домбассе, Казахстане, на Урале и в других местах. (8)  Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. (9) Пласты соли, лежащие под землей, бывают толщиной в километр и даже полтора. (10) Время сделало соль очень твердой, поэтому ее называют каменной.

        (11) Соль добывают не только под землей, но и со дна высохших озер и из тех соляных озер, которые еще не высохли. (12) Машины отсасывают из озер воду, выпаривают ее, и остается чистая, белая соль. (13) Так добывают соль на озерах Эльтон и Баскунчак.  

В1. В каком стиле речи написан данный текст?

    1) публицистический    2) научно-популярный

    3) художественный        4) разговорный

В2. Какой заголовок соответствует теме текста?

     1)   Берегите соль!                                    2) Без соли не прожить.

     3)   Где добывают каменную соль.      4)  Соль.

В3.   Из первого абзаца выпишите краткое страдательное причастие.

В4. Укажите номер предложения, в котором употреблен деепричастный оборот.

__________________________________________________________

В5. Укажите номер предложения, в котором употреблен причастный оборот.

__________________________________________________________

В6. Каким способом образовано слово ВЫСОХШИХ?

__________________________________________________________

В7.   Признаки каких частей речи совмещены в деепричастии?

__________________________________________________________

В8.   Через запятую перечислите пропущенные в словах  буквы:

 д...станция, отр…зить, с…луэт, пор…зительный, пр…тендовать.

__________________________________________________________

Часть А.

Задание

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

Вариант 1

4

2

3

1

4

3

1

4

2

3

4

1

4

1

4

Вариант 2

2

1

4

4

3

2

2

3

4

1

2

4

2

2

1

 

Часть В.

Задание

Вариант1

Вариант2

В1

4

2

В2

2

4

В3

схвачена

установлено

В4

5

5

В5

6

9

В6

суффиксальный

суффиксальный

В7

прилагательное и глагол

наречие и глагол

В8

О, А, А, А, Е

И, А, И, А, Е


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тест по «Повести о Петре и Февронии»

ученика(цы) 7 _   ____________________________________________

1. В каком городе происходит действие?

1) Муром 2) Киев

3) Новгород 4) во всех перечисленных

2. Как звали князя, в обличии которого перед гражданами представал злой змии?

1) Олег 2) Владимир

3) Павел 4) Петр

3. Что искал князь Петр в алтарной стене между керамидами?

1) Пучок льна 2) станок

3) Сорочку, порты и полотенце 4) Агриков меч

4. От чего тело Петра покрылось струпьями?

1) от вражьей крови 2) от деяний жены своей

3) от неправильного лечения 4) от высокомерия своего

5. Кем работали брат и отец Февронии?

1) Лесорубами 2) древолазами

3) плотниками 4) столярами

6. Что попросила Февронья у бояр?

1) Богатства 2) часть государства

3) Агриков меч 4) супруга Петра

7. Какой ручной зверь жил у Февронии, героини "Повести о Петре и Февронии Муромских"?

1) белка 2) заяц

2) лиса 4) ёж

8. Во что превратились крошки хлеба в руке княгини Февронии, героини "Повести о Петре и Февронии".

1) в жемчуг 2) в золотые монеты

3) в ладан и фимиам 4) в самоцветы

9. В какой день умерли святые блаженные Пётр и Феврония? 

1) 25 мая 2) 25 июня

3) 25 июля 4) 25 августа

10. Что должна была сделать из пучка льна Феврония, героина "Повести о Петре и Феворинии Муромских"?

1) сорочку 2) порты

3) полотенце 4) плащ

11. Какими именами нареклись в монашестве святые Пётр и Феврония?

1) Павел 2) Давид

3) Елена 4) Ефросинья

12. По какой реке плыли князь Пётр и княгиня Феврония, герои "Повести о Петре Февронии Муромских"?

1) Кама 2) Вазуза

3) Волга 4) Ока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать восьмое февраля Классная работа

Слайд 2

Ещё в полях белеет снег, А воды уж весной шумят – Бегут и будят сонный брег, Бегут и блещут и гласят… Весна идёт, весна идёт! И тихих, тёплых, майских дней Румяный, светлый хоровод Толпится весело за ней . (Ф.И. Тютчев)

Слайд 3

Отгадайте загадку Я слово ищу необычное, звучное, Особое, сильное, самое лучшее, Короткое, длинное, красное, синие, Неброское, яркое, очень красивое, Оно уменьшительное или ласкательное, Его называют ещё … прилагательное

Слайд 4

Имя прилагательное как часть речи

Слайд 5

о твечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? Часть речи обозначает Признак предмета Имя прилагательное

Слайд 6

х итрая, рыжая с пелое, сочное, вкусное о сенние, желтые, яркие к акой? к руглый, красный, сладкий к акая? к акое? к акие?

Слайд 7

Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными Лист зелёный Лес густой Заяц белый День большой

Слайд 8

Назовите признаки существительных По цвету По вкусу

Слайд 9

Имена прилагательные могут обозначать разные признаки предметов вкуса размера высоты цвета формы запаха качества материала массы

Слайд 10

По смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с существительными в роде, числе и падеже 1 команда. (1 ряд) 1.(…) утром приятно побродить по лесу, подышать (…) воздухом. 2. С (…) утра и до (…)ночи слышится (…)пение птиц. Прилагательные: летний, свежий, ранний, поздний, чудесный. 2 команда . (2 ряд) 1.Наступило (…)лето. 2. Только в (…) лесу сквозь (…) деревья пробивались (…) лучи. Прилагательные: знойный, зеленый, высокий, солнечный . 3 команда. (3 ряд) 1 (…) птичка сидела на верхушке (…) ели. 2. Сквозь (…) облака неожиданно появились (…) тучи. Прилагательные: маленький, зеленой, голубой , мрачный .

Слайд 11

Физминутка Прилагательное – потянуться вверх Глагол – присесть Существительное – хлопнуть в ладоши.

Слайд 12

Догадайтесь, о ком говорится в тексте В зоопарке ребята и здали увидели огромное животное. У него широкие уши, длинный нос. Оно живёт в жарких странах.

Слайд 13

Проверьте себя Животное (какое?) - огромное уши (какие?) - широкие нос (какой?) - длинный в странах (каких?) - жарких

Слайд 14

Сравните два текста. Найдите отличия 1. Ветер дует в лицо. Облака плывут над рекой. Слышатся раскаты грома. 2. Холодный ветер дует в лицо. Тяжёлые облака плывут над рекой. Доносятся сильные раскаты грома. Имена прилагательные в речи нужны для того, чтобы речь была красивой, яркой, интересной, а также для точности описания предметов.

Слайд 15

От существительных образуйте имена прилагательные Привет – место – звезда – интерес – рябина – земляника – город – картофель

Слайд 16

Понаблюдайте за словосочетаниями Ч ерное море М осковский К ремль К расная площадь О мская область Т ихий океан Н овый год

Слайд 17

Напишите имена прилагательные вместе с подходящими по смыслу существительными (Соседний, соседский) дом, кот. (Дружеский, дружный) класс, разговор. (Жестокий, жёсткий) человек, стул.

Слайд 18

Проверьте себя Соседний дом, соседский кот, дружеский разговор, дружный класс, жестокий человек, жёсткий стул. Паронимы - созвучные однокоренные слова, принадлежащие к одной части речи, имеющие структурное сходство, но различающиеся своим

Слайд 19

Прочитайте текст. Определите его тип и дайте заголовок. Мать-и-мачеха – первые весенние цветы. Золотистые головки мать-и-мачехи похожи на цветы одуванчика. Стебли растения покрыты красноватыми чешуйками. Листья появляются в середине лета. С верхней стороны они гладкие и холодные, снизу – мягкие и тёплые. Подчеркните имена прилагательные как члены предложения

Слайд 20

Запишите текст, вставляя буквы на месте пропущенных орфограмм. Подчеркните прилагательные. Выделенное слово разберите по составу . День был жаркий и ясный. Над цв..тами порхали бесшумные бабо..ки. Д..ловито прон..сились трудолюбивые пчёлы. Безрогий к..злёнок р..звился на п..лянке.

Слайд 21

Обратите внимание! Прилагательное трудолюбивый образовалось путём соединения двух основ . Это сложное слово. Понаблюдайте за образованием имён прилагательных. Труд – любить - трудолюбивый Жизнь – радость - жизнерадостный Цель – устремлять - целеустремленный Добро – желать - доброжелательный

Слайд 22

Рефлексия Дополни текст именами прилагательными. Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы повторили все, что знали об имени прилагательном. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________ . Мои одноклассники были __________________. Они давали _______________________ответы . На уроке я узнал много _____________ и __________________. Результат выполненного мною теста ________. Своей работой на уроке я ______________. И сейчас у меня ____________ настроение .