Для родителей

Томилина Мария Александровна

На этой странице собраны материалы для родителей. Читайте, изучайте, применяйте!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение режима дня для школьника

 Режим дня школьника — это распорядок различных видов деятельности и отдыха в течение суток.

В основу правильно организованного режима дня
школьника должно быть положено строгое, совершаемое в определенной последовательности чередование различных видов деятельности и отдыха, т. е. различных элементов режима.

Строгое соблюдение режима дня повышает работоспособность школьника, предохраняет организм от переутомления, укрепляет здоровье и обеспечивает повышение успеваемости учащихся. Создается возможность за сутки успеть многое сделать при сохранении высокой работоспособности и хорошего здоровья.

 Рационально организованный режим дня предусматривает наличие основных режимных моментов, правильное чередование труда и отдыха и определенную продолжительность каждого элемента режима.
Режим дня здоровых школьников строится с учетом возраста, особенностей деятельности нервной системы, как системы, ведущей и регулирующей основные жизненные процессы. Чем младше школьник, тем менее совершенна его нервная система, тем меньше ее выносливость к нагрузке, тем быстрее наступает утомление. Поэтому в режиме дня младших школьников большее место должно быть отведено для отдыха нервной системы и уменьшена дневная нагрузка.
Особое внимание нужно обратить на организацию жизни первоклассников. Как показали специально проведенные наблюдения и исследования врачей и педагогов, центральная нервная система 7-летних детей обладает рядом функциональных особенностей — неустойчивостью внимания, повышенной возбудимостью и быстрой утомляемостью. Кроме того, этот возраст является переходным от детского сада с его режимом к школе, где предъявляются большие требования к организму в отношении нагрузки.
В связи с этим в первых классах уменьшена учебная нагрузка, учебный день ограничен четырьмя уроками; предусматривается сокращение продолжительности уроков до 35 минут, введение внутри урока переключения с одного вида деятельности на другой: с чтения на письмо, с письма на рассматривание, введение в урок микропауз в виде физкультминуток. В преподавании широко используется наглядный метод обучения, так как для детей младшего возраста характерно преобладание образного, конкретного восприятия.
В семье также необходимо строить домашний режим с учетом особенностей детей 7-летнего возраста. Нельзя заставлять ребенка долго заниматься одним и тем же видом деятельности, например, длительно писать, читать, лепить или рисовать. Занятия должны продолжаться не более 15—20 минут, после чего следует переключить внимание ребенка на что-либо другое, сделать несколько наиболее простых физических упражнений или провести небольшую игру.
Легкая истощаемость центральной нервной системы детей 7-летнего возраста требует и более продолжительного пассивного отдыха в виде сна. Сон для 7-летних школьников должен быть не менее 12 часов в сутки, при этом 1 час лучше отводить на послеобеденный сон.
Основным видом деятельности школьников является учебная работа в школе и дома. В школе определенная продолжительность занятий устанавливается соответственно возрастным особенностям. На основании специально проведенных исследований предложена следующая продолжительность приготовления домашних заданий: для школьников 1-го класса — 45 минут —1 час.

Наиболее целесообразно сделать перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома продолжительностью не менее 2,5 часов, при этом большую часть перерыва школьники должны гулять или играть на открытом воздухе в игры, дающие умеренную физическую нагрузку.
После перерыва, приема пищи и отдыха учащиеся могут выполнять домашние задания.
Во время выполнения домашних заданий необходимо устраивать перерывы для младшего возраста — через 30—35 минут. За время 5—10-минутного перерыва нужно проветрить комнату, встать, сделать несколько простых дыхательных гимнастических упражнений.

Для приготовления домашних заданий каждый школьник нуждается в определенном постоянном и удобном месте за общим или специальным столом. Определенные часы и постоянная обстановка стимулируют внимание, и учебный материал усваивается успешнее.
Рабочее место должно быть удобным, а это возможно только в тех случаях, когда размеры стола и стула соответствуют росту учащегося. Только при соблюдении этого важного условия можно добиться правильной позы школьника при выполнении домашней работы.

Дома полезно привлекать детей к посильному физическому труду, приучать убирать свою постель, аккуратно складывать одежду, чистить свою обувь. Школьник должен следить за порядком на своем рабочем месте, где он готовит домашние задания, содержать в порядке книги, тетради, игрушки.
Помимо работ по самообслуживанию, школьников следует привлекать к некоторым работам по обслуживанию семьи. Младшим школьникам 7—9 лет могут поручаться проветривание, подметание комнат, поливка цветов, сервировка обеденного стола.

Одним из существенных элементов режима дня учащегося является отдых.
Наилучшим активным отдыхом для школьников, у которых основным видом деятельности является умственная сидячая работа, считается подвижная деятельность, особенно полезная в условиях пребывания детей на свежем воздухе. Чистый, свежий воздух оказывает большое оздоровительное влияние на организм, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает сопротивляемость к инфекции.
Родители должны всячески поддерживать желание учащихся заниматься спортом, так как это способствует укреплению здоровья и вместе с тем положительно сказывается на воспитании таких черт характера, как коллективизм, взаимопомощь, упорство в достижении цели.
Общая продолжительность пребывания на воздухе должна составлять не менее 3—З,5 часов для младших школьников.

 Некоторое время должно быть отведено и для свободно избранной деятельности детей, сообразно их индивидуальным интересам и способностям — чтение художественной литературы, рисование, музыка и др. В течение дня для этого младшим школьникам надо 1 — 1,5 часа.
Большую роль в правильном росте и развитии детского организма играет питание, достаточно калорийное, полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики с последующими водными процедурами и оканчиваться вечерним туалетом и отходом ко сну.
Время перед сном школьник должен проводить в спокойных играх и занятиях. Шумные игры, споры, рассказы, вызывающие сильные эмоциональные переживания, мешают быстрому засыпанию и нарушают глубину сна.

Перед сном следует проветрить помещение; хорошо, если температура воздуха в комнате будет не выше 16—18°.

В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.
Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует
полному восстановлению работоспособности детского организма.



Предварительный просмотр:

В Ленинградской области вводится комендантский час для несовершеннолетних в период с 30 декабря 2020 года по 10 января 2021 года. С 21:00 до 6:00 им запрещено посещение общественных мест: улиц, стадионов, парков, скверов, общественного транспорта и т.д.

Выходить на улицу подросткам и детям можно только в сопровождении родителей, опекунов или лиц, которые проводят мероприятия с участием несовершеннолетних.

Соответствующее постановление от 28 декабря 2020 года подписал губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=b73f4ab1fd6e65ab4824465ac18e6ca3-l&n=13


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

  1. Тренинг

                                    «Первые уроки школьной отметки»

Задачи тренинга:

1)     показать родителям значение школьной отметки в жизни ребенка;

2)     создать условия для формирования культуры родительского восприятия учебных умений школьников.

Подготовка. С учащимися и родителями проводится анкетирование, результаты которого анализируются. Для родителей оформляются памятки по проблеме.

                                                      Анкета для родителей

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,  анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедите

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который

тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Анкета для учащихся

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Памятка для родителей

«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны зна умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться к приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось Вам подражать. 

Ход занятия

/. Вступительное слово ведущего

Ведущий приветствует родителей, объявляет тему и ход занятия, при необходимости проводит релаксацию.

//. Обучающий тренинг

Родители усаживаются по кругу. Участникам предлагается выполнить цикл тренинговых упражнений.

Упражнение 1. Родители по очереди отвечают на вопрос, что значит для них школьная отметка ребенка. Наиболее часто повторяющиеся ответы записываются на доске. Затем эти мнения обсуждаются совместно.

Упражнение 2. Родителям предлагается по очереди обсудить свои детские воспоминания, связанные со школьными оценками, и осмыслить их со своей теперешней, родительской, позиции.

Упражнение 3. Анализ картины И. Репина «Опять двойка». Примерные вопросы:

1. Как чувствует себя мальчик, изображенный на картине?

2. Хорошо ли ему живется в родном доме?

3. Как к нему относятся родные и близкие?

4. Как, по вашему мнению, закончится эта история?

5. Нарисуйте финал данной картины с позиции родителей XXI века.

 ///. Анализ анкет учащихся

Родители знакомятся с анализом анкет учащихся. Анализ представлен в виде плаката. Плакат разделен на две половины: на первой половине плаката - положительное мнение учащихся об отношении родителей к школьным отметкам; на второй - отрицательное. По каждому отрицательному мнению родители должны высказать свое суждение. Свое суждение они начинают со слов: «Я считаю, что ребенок...»

IV. Групповая работа

Ведущий предлагает родителям распределиться на команды (с помощью разноцветных жетонов) и обсудить типичные ситуации, связанные со школьной отметкой, после чего вырабатывается коллективная стратегия поведения взрослых в предложенной ситуации.

Ситуация 1. Ребенок не хочет делать уроки самостоятельно и ждет родителей до тех пор, пока они не вернутся с работы.

Ситуация 2. Ребенок приходит домой с очередной плохой отметкой.

Ситуация 3. Ребенок скрывает свои неудачи, исправляет плохие оценки в дневнике на хорошие.

Ситуация 4. Ребенок обвиняет учителя в том, что он несправедлив в оценке его знаний.

V. Рефлексия

Родители высказывают мнение по содержанию занятия. Свои отзывы они оформляют в виде тезисов: «Я узнал, что...»; «Новым для меня стало то, что...»; «Я убедился в том, что...»; «Меня не смогли убедить в том, что...»; «Я категорически против того, что...»; «Я не согласен с тем, что...»



Предварительный просмотр:

Лист индивидуальных достижений (1 четверть)

Ученик ___________________________________________________________

Русский язык

Тема: Предложение

         Вид работы

Оценка

Самостоятельная работа. Определение границ предложения.

Оформление предложения.

Выделение грамматической основы предложения

Запись деформированного текста

Тестовая контрольная работа

Тема: Слово. Слог. Звуки и буквы

     Вид работы

Оценка

Самостоятельная работа. Деление слов на слоги.

Звуко-буквенный анализ

Определение ударного и безударного слога «Грамматические задания»

Характеристика звуков

Перенос слов. Самостоятельная работа

Тестовая проверочная работа

Тема: Имена собственные

     Вид работы

Оценка

Индивидуальные задания на карточках

Списывание

Зрительный диктант

Диктант

Входная контрольная работа

Итоговый диктант

Словарный диктант

Математика

Тема: Двузначные числа.

       Вид  

        работы

Оценка

Запись двузначных чисел

Определение десятков и единиц

Разбиение числа на разряды. Слагаемое

Табличное сложение без перехода через разряд

Табличное сложение с переходом через разряд

Масса и ее измерение. Самостоятельная работа.

Сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через разряд

Составление краткой записи задачи

       Вид  

        работы

Оценка

Запись выражения, являющаяся решением задач

Разбиение задачи на условие и вопрос

Контрольная работа

Контрольная работа

Чтение

         Вид работы

Оценка

Чтение художественных книг. Ведение читательского дневника

Устные рассказы, ответы

Техника чтения

Осознанность

Правильность



Предварительный просмотр:

Социальный паспорт семей учащихся 2 класса

Фамилия, имя учащегося

Кол-во детей в семье

Уровень доходов

Жилищные условия

Домашний адрес, телефон

Сведения о родителях

мать

отец

1

     

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Предварительный просмотр:

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Допишите предложения:

 Если я получаю хорошую оценку, то...

Если я получаю плохую оценку, то...

Мои родители говорят, что я могу учиться...

Если я что-то не понимаю в домашнем задании, то родители..

Если я обращаюсь к родителям за помощью, то они...

Я знаю, что школьная отметка - это...

Анкета для родителей

1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка - это...

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка - это...

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его...

Когда мой ребенок идет в школу, то я требую от него...

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему...

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я...

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я...

2.  Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете,  анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедите

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который

тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

Цели:

  1. Объединить усилия семьи и школы в формировании у родителей младших школьников ответственного отношения к воспитанию своих детей,
  2. Познакомить родителей с основными требованиями школы к культуре учебной работы, с нормами оценок и как к ним относиться.

Оборудование:

  • памятки для родителей,
  • листы индивидуальных достижений учащихся.

Повестка дня:

1. Отметка. Как к ней относиться? (лекция)

Тренинг “Первые школьные отметки” (приложение1)

2. Итоги 1 четверти.

3. Отчет родительского комитета о проделанной работе и план работы на 2 четверть.

Со 2 четверти наши дети начнут получать оценки.Сегодня мне хочется вместе с вами поговорить о том,что стоит за отметками учеников.Всегда ли должны радовать “5” и огорчать “3”? Как нам,взрослым, относиться к отметкам наших маленьких детей?

Дети пришли в школу с разной учебной подготовкой, поэтому, естественно, что учились они неодинаково. И если хорошо подготовленный ученик получает одни “5”,то к этому нужно относиться как к должному, а не захваливать, не задаривать, не подчеркивать его особых заслуг и способностей.

А вот если ребенок, преодолев определенные трудности, наверстал то, что было упущено, но еще не добился самых лучших отметок? Как отнестись к его успехам? Я ставлю ему “3”, больше поставить не могу, так как его работа выполнена хуже, чем у других, детей, а ведь они смотрят в тетради друг у друга, сравнивают… Так вот, часто, эта скромная“3”- свидетельство большого трудолюбия и упорства малыша,заслуживает похвалы.

Некоторые родители “выколачивают” отметки из своих детей, заставляя их трудиться по пять часов. В результате у ребенка не останется времени для прогулки, а она необходима. Подобное“усердие” под вашим нажимом, дорогие родители,это вы знаете сами, не только переутомление ребенка, но и быстрая потеря интереса к учению.Нет, не всегда нам нужно стремиться к тому чтобы у ребенка в тетради были одни “5”.

Свои требования вы должны соизмерять с его возможностями. И глупо из-за своего честолюбия настаивать на том, чтобы дети приносили только“5”.

Это может не только повлиять на здоровье, но и привести к тому, что у ребенка появиться нездоровое честолюбие и другие скверные черты.Например, когда после “5” вдруг полученная “4”вызывает слезы! Или когда ребенок надувает губы,если тетрадь его не лежит первой! За этими поступками скрываются черты эгоизма. Правда,пока еще едва заметные.

Несколько слов хочу сказать о детях, у которых устает рука при письме, им надо больше рисовать,вырезать, мастерить. А вместо этого дома заставляют переписывать одну и ту же работу по 5-6раз. Иногда некоторые из родителей, чтобы улучшить отметку чада, сами подправляют неудачные буквы, а иногда, это уже совсем выходит за рамки, пишут всю работу.

Отбросьте, пожалуйста, ложное самолюбие,не пугайтесь”3” по письму и, самое главное не учите ребенка лгать! (пример)

Помните, что наказывая ребенка, вы не повысите его успеваемость, но можете его нравственно искалечить, озлобить, сделать лживым, трусливым,а иногда упрямым и грубым.

В школе ребенок впервые сталкивается с внешней оценкой своих действий.

Первые оценки связаны для него как с положительными, так и с отрицательными переживаниями. Если мы хотим, чтобы главным для ребенка оставались знания, а не оценки,необходимо определиться, прежде всего нам самим.Отношение ребенка к оценкам во многом зависит от нашего отношения к ним. Если мы, говоря о школе,прежде всего, расспрашиваем об оценках и бурно реагируем как на хорошие, так и на плохие, для ребенка оценка станет основной частью школьной жизни.

Давайте задумаемся, какие вопросы мы задаем нашим школьникам. Когда мы спрашиваем: "Как дела в школе? Что получил?", мы тем самым показываем, что нас интересуют прежде всего оценки. Зато вопросы "Что ты сегодня узнал нового? С кем из ребят ты сегодня играл? Какие уроки были для тебя самыми интересными?" дают ребенку понять, что главное в школе – учение и общение.

Для многих детей отметка – это оценка не его работы, а его самого: "Если я получаю хорошие оценки, значит, я хороший". Такая позиция опасна, потому что в будущем может привести к формированию зависимости от мнения окружающих,от внешней оценки. Поэтому оценки, которые получает ребенок, ни в коем случае не должны влиять на наше мнение о нем и на наши чувства к нему. Важно, чтобы ребенок понимал: иногда у него что-то не получается, но он сам при этом не становится плохим.

Иногда нужно сказать ребенку, что оценивается не он сам, а всего лишь результаты его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спросить: "Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?".

Если ребенок болезненно переживает из-за оценок, можно помочь ему, используя слово"зато", то есть постараться найти в работе какое-то достоинство. Хорошо, если это не просто утешение взрослого, а совместное с ребенком обсуждение задания. Например, это может выглядеть так: "Задачу ты решил неправильно. А что тебе удалось? Да, зато у тебя получилось очень красивые цифры"

Как помочь ребенку?

а) Выявить причины неуспеваемости. Ребёнок не станет учиться лучше, если его заставлять.Напротив, излишняя строгость может спровоцировать тяжёлый стресс, который, в свою очередь, снизит успеваемость ещё больше. Поэтому целесообразно внимательно присмотреться и определить, что конкретно мешает ребёнку. И меры предпринять соответвенные.

б) Возможно следует пересмотреть свои требования к ребенку. Быть первым во всём всегда-невозможно. Помочь ребенку найти и развить свои способности-например, к музыке, к танцам, рисованию или математике. Это поможет ребёнку развить положительное отношение к себе.

в) Помнить о том, что отличная оценка-не показатель знаний и не самоцель. Культ пятерки может иметь серьёзные последствия, проявляющие во взрослой жизни.

Чтобы предотвратить развитие неуспеваемости и облегчить безболезненный переход к оценочной деятельности нужно нам с вами:

1. Быть наблюдательными и внимательными к своим детям, отмечать изменения в их поведении,изменения их работоспособности.

2. Дать возможность каждому ученику проявить себя с наилучшей стороны.

Помнить, что учебные успехи – это ещё не всё

3. Быть объективными не только в оценке ученика,но и в оценке сложившейся ситуации.

Итоги 1 четверти. Работа с листами достижений.

Оцените достижения своих детей. (приложение2)

Литература:

  1. Материалы газет “ Первое сентября”.
  2. Журнал “Классный руководитель” 2007 г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге» Ричард Бах (американский писатель, философ, публицист) «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». (В.А. Сухомлинский )

Слайд 3

Анкета для родителей. Нравится ли вашему ребёнку читать книги? Сколько времени проводит за книгой? Вы убеждаете своего ребёнка читать или он делает это сам? Какие книги любит ваш ребёнок? Дарите ли вы своему ребёнку книги? Какие? Обсуждаете ли прочитанное с ребёнком? Считаете ли вы себя активным читателем? Являетесь ли примером для своего ребёнка в чтении книг?

Слайд 4

Анкета для детей. 1.Как ты считаешь, может ли человек прожить без книги? 2.Нравится ли тебе читать книги? 3.Какие книги любишь читать? 4.Нравится ли тебе получать книги в подарок? 5.Какую книгу читаешь теперь? 6.Тебе её подарили или взял в библиотеке? 7.У вас дома много книг? 8.Назови детские книги из домашней библиотеки? Результаты анкетирования.

Слайд 5

Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка.

Слайд 6

Оптимальное чтение – это чтение со скоростью разговорной речи, т.е. в темпе от 120 до 150 слов в минуту. Именно к такой скорости приспособился за многие столетия артикуляционный аппарат человека, именно при этой скорости достигается лучшее понимание текста.

Слайд 7

Рассматривая эту проблему, ученые решили провести исследования. В одной из школ нашли ученика 8 класса, который имел скорость чтения всего 40 слов в минуту. Такую скорость чтения обычно имеют ученики в начале 2 класса. В 8 классе домашнее задание на 1 день в среднем составляет восемь страниц учебника, или 6500 слов. Разделим 6500 на 40. Получаем приблизительно 163 минуты, т.е. около трех часов необходимо ученику чтобы один раз прочитать тексты домашних заданий. Но при такой низкой технике, он не поймет то, что написано в учебнике. Ему необходимо минимум трижды прочитать тексты, а трижды три – это уже 9 часов; еще прибавим 6 часов пребывания в школе – получается 15–часовой рабочий день. При этом мы не учли письменные задания. А в 8 классе это задания по алгебре, геометрии, физике, химии, русскому, английскому, сочинения по литературе. Если прибавить еще затраты времени на письменные задания, то станет совершенно ясно, что 24 часов в сутки не хватит, чтобы выполнить домашнее задание. Таким образом, ученик обречен на неуспеваемость.

Слайд 8

Резервы обучения чтению: 1.Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений. 2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Еще 200 лет назад говорилось: «Студент, науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последним событием дня. 3. «Буксир ». Взрослый читает вслух, ребенок – про себя, стараясь поспевать. Можно читать хором. 4. “Игра в прятки”. Взрослый начинает читать, но не сначала, а где хочет, ребенок должен найти эти строчки (развивает внимание).

Слайд 9

Внутренняя речь Выразительность Правильность Темп. Скорость чтения Осознанность. Понимание . Способ чтения Навык чтения

Слайд 10

1 класс – 25-30 слов в минуту 2 класс – 40-50 слов 3 класс – 65-75 слов 4 класс – 85-90 слов

Слайд 11

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей. 1.Прививайте интерес к чтению с раннего детства. 2.Покупайте книги, яркие по оформлению и интересные по содержанию. 3.Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 4.Обсуждайте прочитанную книгу. 5.Вспоминая содержание книги, намеренно искажайте его, чтобы проверить, как запомнил ребёнок. 6.Воспитывайте бережное отношение к книге. 7.Дарите ребёнку книгу с дарственной надписью, с тёплыми пожеланиями.

Слайд 12

Как говорил К.Чуковский: «Сказка есть самая здоровая пища – не лакомство, а насущный и очень питательный хлеб» . Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь. Развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети остро чувствуют ритм и музыку стихов. После чтения можно нарисовать картинку.

Слайд 13

Чтобы ребёнок полюбил чтение, важно создать собственную домашнюю библиотеку. Первый подход – рабочая библиотека: словари, энциклопедии, научно – популярная литература, журналы. Второй подход – приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов, Б. Заходер. Когда у ребёнка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения - нужны книги энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Всё обо всём», «Моя первая энциклопедия» и т.д.

Слайд 14

Презентацию подготовила Макарова Е.В., учитель начальных классов МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа» Курганская область