Моя методическая тема

Сантоцкая Наталья Викторовна

Формирование интереса к чтению у младших школьников

1.Актуальность выбранной темы

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это аспект, посредством которого детей воспитывают и развивают.

Однако интерес к чтению у нынешних детей значительно снижен.   

Этот вопрос волнует не только педагогов, но и родителей.

         Изучив различные источники по данной проблеме и пообщавшись с родителями, я поняла, что существуют разные причины такого спада:

• усиление влияния средств массовой информации;

• резкое изменение общественной жизни (возросло число неблагополучных

семьей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребёнка);                   

• изменение позиции взрослого к совместной читательской деятельности с

детьми, поступившими в первый класс;

• отсутствие системы целенаправленного формирования читательской

деятельности школьников.

  Поэтому, понимая значимость обучения чтению, чтобы устранить эти

недостатки, стала изучать соответствующую литературу, журнальные статьи,

опыты педагогов–новаторов, новые технологии обучения.

 Исходя из перечисленных выше проблем детского чтения, моей целью является – создание  условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности.

Задачи:              

1. Изучить психолого–педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования ребёнка-читателя.                                                                                                 

2. Провести отбор содержания для организации коллективного чтения.                                                             

3. Разработать систему приёмов и методов, обеспечивающих плавный переход от коллективного чтения к самостоятельному.                                                                                                  

 4. Разработать систему игровых уроков, стимулирующих читательскую активность.                                                                                                                                                     

5. Определить эффективность методики коллективного чтения.

 

2.Теоретическое обоснование проблемы формирования читательской самостоятельности младших школьников.

2.1 Роль чтения-общения в становлении личности ребёнка-читателя.    

         Назначение чтения в жизни человека точно обозначено в определении методиста В. А. Флерова «читать-мыслить, читать-жить». А чтобы было о чём мыслить, что-то чувствовать, что-то взять из книги для себя, надо уметь расслышать сказанное языком книги. В процессе чтения, по Н. Н. Светловской, участвуют только два индивидуума: передающий свой опыт говорящий и внимающий ему слушающий. Если читатель вслушивается и вдумывается в «чужую» речь, запоминает сказанное, не искажая смысла, представляет, переживает, критически оценивает то, что говорит книга-собеседник, то это означает, что он вступает в процесс чтения-общения.          Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги-собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги-собеседники, доступные данному возрасту, а для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.Процесс  формирования ребёнка-читателя должен идти на  уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя. Ориентироваться надо на формирование у всех детей стремления всегда слушать и слышать собеседника-книгу. Только это умение даст возможность выделить из мира книг круг  книг-собеседников для себя, т.е. тех, в ком читатель нуждается и кого хочет слушать и слышать, так как их опыт ему необходим.

 

2.2. Психологические аспекты формирования интереса к чтению.                               

  Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как, сила, влекущая к чтению.                                                                                 На развитие познавательного интереса к чтению влияет отбор материала для чтения, организация учебного процесса, эмоциональная атмосфера общения, оптимальное сочетание различных способов и приёмов.Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг.  

Разумными и полезными являются следующие:   

  -новизна;                                                                                                                                                                                                                                   

 -связь с жизненными ситуациями;                                                                                                                                                            

 - практическое применение знаний.   

                                                                                                                

    3. Система работы по формированию читательской самостоятельности младших школьников.

3.1 Особенности работы учителя в формировании младших школьников как читателя.                                                                                                                  

  Ребёнок, который приходит в школу, любит сказки, рассказы, стихи, но постепенно у него снижается интерес к чтению художественной литературы. Это явление во многом обусловлено постановкой преподавания в школе. Школа вооружает ребёнка навыком чтения, т. е. формирует чтеца. Но этого не достаточно. В конечном итоге все младшие школьники овладевают техникой чтения, все без исключения способны прочитать предложенный текст, а детских книг без обсуждения не читают. 

    Уровень теоретической разработки проблемы, существенные недостатки в школьной практике, реальное отношение большинства учеников к чтению, требования развития общества и обуславливают актуальность темы.

     Объектом изучения является процесс формирования интереса к чтению у младших школьников.

     Предметом изучения является содержание и организация формирования интереса к чтению у младших школьников.

     Гипотеза: решение задачи формирования интереса к чтению у младших школьников возможно, если:

- процесс обучения чтению будет целенаправленно организован и связан с возбуждением познавательных интересов;

-расширятся границы содержания чтения, данного в учебниках, методический аппарат разработки материала будет соответствовать требованиям развивающего обучения;

- в учебно-воспитательном процессе систематически будут применяться разнообразные формы работы с учениками, способствующие возникновению интереса к чтению, достижению самостоятельности и активности учащихся.

     

Цель изучения: разработка педагогических условий, методов и средств развития интереса к чтению в начальных классах.

      В соответствии с целью изучения было решено:                                                                                                                                                      

1. Изучить читательские интересы учащихся начальной ступени обучения.

2.Разработать и проверить обучение содержания и методику формирования у детей читательского интереса.

3.Проанализировать школьную библиотеку книг для внеклассного чтения.

4. Выявить условия формирования читательской самостоятельности, ведущей к социальной активности учащихся младших классов  через:

 

 - сравнительный анализ;                                                                                                                                                                   

 - собеседование;                                                                                                                                                                                      

- наблюдение;                                                                                                                                                       

- опытно-экспериментальной работы;                                                                                                                                   

- анализа специальной литературы по педагогике, психологии, литературоведения,  связанных с данной проблемой.

          Задача учителя: сформировать у детей смысловое, осознанное, а не «озвучивающее» чтение.

 Работа над технической стороной навыка чтения, способом чтения, правильностью, выразительностью, скоростью и темпом чтения, несомненно, важна. Но её необходимо рассматривать как средство, при помощи которого ребёнок может воспринимать в книге речь конкретного собеседника, слушать её, понимать, переживать, а это значит прививать навык читательской самостоятельности.

 Цель чтения - искать и найти что-то или кого-то, чтобы вглядевшись, вдумавшись в чужой опыт найти себя.

 Умение думать над книгой до чтения, в процессе чтения и после того, как книга прочитана, и есть тип правильной читательской деятельности, когда процесс чтения обогащает и развивает.

 

3.2.   Книга как объект детского восприятия.

  В связи с изменением социально – экономической ситуации в стране обществу нужен человек, умеющий самостоятельно добывать новые знания и применять их в разнообразной деятельности. Читательская самостоятельность – надёжная основа непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

   Основным источником познания является книга. К сожалению, из года в год снижается интерес детей к чтению классической литературы. Одна из причин – усиление влияния средств массовой информации. В связи с этим вопросом формирование читательской самостоятельности школьников остаётся весьма актуальным. Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т. к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

    Из основной моей цели (разработка условий, способствующих развитию интереса к чтению и формированию личностного качества ребёнка: читательской самостоятельности) вытекает ряд задач, решение которых способствует становлению ребёнка – читателя.

1.Обеспечить полноценное восприятие произведения, понимания учащимися текста и спецификации его литературной формы (жанра). Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Работать над навыком чтения.

3. Формировать литературоведческие представления и понятия, которые необходимы школьнику для усвоения литературы как искусства слова.

4. Включать учащихся в самостоятельную творческую деятельность, развивать речь.

5. Расширить круг чтения школьников.

     Эти задачи  выдвигаю в большей или меньшей степени на каждом уроке.

В первом классе основная цель – обучение восприятию литературного произведения.

Задачи:

- обогатить читательский опыт детей;

- отрабатывать специальные читательские умения;

- развивать интерес к самостоятельному чтению.

     Основная  форма работы – урок литературного слушания.

     Основной метод – наглядное моделирование через введение системы заместителей жанров, тем героев, составление схематических планов.

     Во втором классе основная цель – развитие читательских и речевых умений.

      Задачи:

- формировать правильное, осознанное, плавное чтение;

- развивать интерес к чтению, расширять читательский кругозор;

- воспитывать нравственно – этические основы;

- совершенствовать  восприятие, понимание, воспроизведение текста;

- отрабатывать умение работать с текстом, учебной и детской книгой.

     Основная форма работы: уроки разного типа (урок литературного чтения, урок – слушание, нетрадиционные  формы уроков)

     В третьем классе основная цель – обогатить читательский опыт ребёнка, помочь ему  стать самостоятельным читателем.

     Задачи:

- обеспечить полноценное восприятие произведения;

- выявлять точку зрения писателя;

- выявлять точку зрения писателя, формировать позицию читателя;

- совершенствовать самостоятельное чтение,  чтение  молча, выразительное чтение;

- включать учащихся в эмоционально – творческую деятельность;

- формировать литературоведческие представления;

- формировать читательские умения.

     В четвёртом классе основная цель – формировать навык самостоятельного чтения. Исходя  из целей и задач, учитывая этапы работы, выделяю критерии, по которым можно судить об  уровне  сформированности  читательской самостоятельности на выпуск из начальной школы:

1.Наличие устойчивого интереса к чтению.

2. Показатели техники чтения.

3. Уровни восприятия художественного произведения.

4. Читательский кругозор.

5. Усвоение программы в целом.

3.3. Формирование, развитие и поддержание интереса к чтению у младших школьников.

     Кризис детского чтения проявляется не только в том, что многие дети престали читать, сколько в том, что у них не развит интерес к этой сфере.

     Просматриваются такие этапы формирования читательских интересов:

6-7 лет, когда интерес к любой книге связан у детей с желанием и умением действовать самостоятельно.

8-9 лет, когда учащиеся особенно увлекаются книгами о природе.

9-10 лет, когда характерен глобальный интерес к миру людей, к историческим событиям, к личностям, к приключениям и путешествиям и особенно – к сказочным, фантастическим

 Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда ученик  свободно владел осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы.

 Для совершенствования навыка чтения на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения использую следующие виды упражнений:

•        упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки);

•        упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

•        упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение);

•        упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

 С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

•        «игра в прятки»;

•        «мнимое слово»;

•        чтение за «диктором»;

•        синхронное чтение «буксиром»;

•        «подскажи словечко».

 Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

•        наглядные пособия;

•        демонстрационные картины;

•        учебные таблицы;

•        иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений, альбомы сюжетных картинок;

•        книги;

•        электронные презентации.

3.4. Совершенствование навыка чтения.

   Чтение - это нелёгкий и порой мучительный процесс, отнимающий у детей много сил и времени. И пока ребёнок не научится читать быстро и осмысленно, думать и сопереживать во время чтения, этот процесс не будет доставлять ему, радость и удовольствие. Но, как правило, выработке определённых навыков способствует выполнение многократных тренировочных упражнений, которые редко кого привлекают своим однообразием и монотонностью. Моя задача — найти привлекательный момент в них, приподнести их детям таким образом, чтобы они выполнялись с интересом и желанием.

3.5. Роль семьи в развитии интереса к чтению

  Доказано, что чем раньше начинаешь приучать ребёнка к тому или иному виду деятельности, тем лучше будет результат. Чтобы добиться результата, необходима система. Начало этой системы - в семье. Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. На консультациях и родительских собраниях подробно рассказываю,  как организовать работу по формированию навыка  и техники чтения с детьми дома, чтобы помощь была эффективнее, показываю родителям отдельные виды упражнений.

4.Результаты деятельности.

  Систематическая и целенаправленная работа помогает значительно улучшить процесс обучения чтению, повысить интерес к нему у учащихся, что сказалось на конечных результатах. Результаты диагностик показывают, что формирование читательской самостоятельности  через эффективные методы развивает устойчивую потребность в чтении книг и обеспечивает выпускнику начальных классов достаточный уровень для успешного изучения литературы в среднем звене школы по любой программе. В пятом классе учащиеся показали следующий уровень обученности - 100%.  Качество знаний -75%.   В частности, по литературе: на «5» - 67 %, на «4» - 33%.  Моя выпускница, Пасечник Дина, ученица 5 класса приняла участие в муниципальном этапе областного конкурса литературных работ «Меня оценят в 21 веке», который проводился в рамках областного фестиваля детского и молодежного творчества «Я росинка твоя, Россия» в номинации «Проза» и стала победительницей.  Её стихи напечатаны в районной газете «Наша газета» (декабрь 2013год)