Представление собственного инновационного педагогического опыта

Морозкина Галина Геннадьевна

Тема инновационного педагогического опыта  

 

Компьютерные технологии как средство формирования познавательной активности учащихся    при изучении математики.

1. Актуальность и перспективность опыта

 

Компьютер прочно вошёл в жизнь каждого школьника. Ещё несколько лет назад на вопрос, есть ли у вас дома компьютер, утвердительно отвечала лишь часть сельских школьников, то теперь при ответе на этот вопрос весь класс дружно поднимает руки. Как дети используют компьютер дома? Больше приходится слышать, что мальчишки  часами просиживают за играми, а девочки предпочитают общение в сети многим  другим занятиям, которые были характерны для их ровесниц  десяток лет назад.  А ведь возможности компьютерных технологий и Всемирной сети для образования поистине безграничны и предоставляют уникальную возможность для того, чтобы сделать сложную науку математику более доступной.   Компьютерные технологии предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Согласно  «Концепции развития российского математического образования», информационные и коммуникационные технологии – важнейший фактор развития математического образования в ближайшем будущем, а математическая компетентность «должна формироваться в ИКТ-средах и с применением ИКТ-инструментов».  

2. Концептуальность. Своеобразие и новизна опыта.

 

Своеобразие и новизна моего опыта заключается в использовании информационно-образовательной среды, создании собственных цифровых образовательных ресурсов,  отвечающих требованиям модернизации российского образования, таким, как формирование познавательной активности учащихся, повышение  доступности, качества и эффективности современного урока.

Обоснование выдвигаемых принципов и приемов. В основу моего опыта положены следующие принципы: доступность -   наглядность -   практическая направленность обучения.

 Средства информационных технологий использую для усиления визуальной и экспериментальной составляющей обучения математике, что позволяет вывести современный урок на качественно новый уровень,  формировать познавательную активность учащихся.

3. Наличие теоретической базы

 

       Опыт базируется на анализе сущностных свойств деятельности и всех её структурных компонентов, и на изучении особенности подхода к проблеме использования информационных технологий на уроках математики  Андреева А.А., Бешенкова С,А, Гершунского Б.С., Гомулиной Н.Н., Селевко Г.К.

Методологической основой   явились исследования по проблеме активизации познавательной активности и формирования познавательного интереса (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Л.И. Анцыферова)

 ГБОУ ДПО (ПК) С «Мордовский Республиканский Институт образования» и НОУДПО «Институт информационных технологий «АйТи». Центр дистанционного обучения. «Использование ЭОР в процессе обучения»

 

4. Ведущая педагогическая идея

 

     Ведущая  педагогическая идея -   применение   возможностей информационных технологий на уроках   с целью повышения эффективности урока и направленное на создание ситуации успеха, дающая  возможность позитивного самоутверждения учащегося. Как следствие, получение творческой личности, умеющей применять накопленные знания в новых нестандартных ситуациях, способной к самостоятельному дальнейшему развитию, что послужит доказательством результативности процесса обучения, выражающемся в высоком качестве знаний учащихся по предмету.

 

5. Оптимальность и эффективность средств

 

Информационные технологии ни в коем случае не должны полностью заменить учителя,   обучение не должно превратиться в наглядно - иллюстративное, но на определенных  этапах обучения   применение компьютера должно  стать оптимальным и эффективным средством формирования познавательной активности учащихся. Использование цифровых образовательных ресурсов уместно использовать:

·               На этапе актуализации знаний, применение компьютерных технологий экономит время, позволяет быстро проверить задание.

·               На этапе изучения нового материала, компьютерные технологии позволяют иллюстрировать объяснения учителя.

·               На этапе закрепления изученного материала, особенно для «слабых» учащихся компьютерные технологии помогут отработать основные умения и навыки на репродуктивном уровне.

·               При проведении тестов, фронтальных, самостоятельных работ на этапе контроля знаний оптимально  применение компьютерных технологий, т.к. обеспечивает визуальный контроль результатов и быстрое получение результатов.  

 

6. Результативность опыта

 

Показатели успеваемости и качества знаний учащихся.

      Качество знаний по результатам школьного мониторинга  за межаттестационный период составляет 63% , успеваемость - 100%.

      Результаты ЕГЭ в 2010,2011 г.г. - 61,75.

   Учащиеся  принимают активное участие и становятся победителями и призерами      городских, республиканских, межрегиональных олимпиад  и конкурсов,  таких как: Всероссийская предметная олимпиада по математике, Межрегиональная олимпиада школьников «САММАТ», «Институт развития школьного образования», заочная математическая олимпиада среди учащихся Большеберезниковского района,  открытые интернет-конкурсы и олимпиады. 

7. Возможность тиражирования

 

Основные положения опыта выставлены на сайте педагогического сообщества учителей «Наша сеть». Адрес личного сайта: http://nsportal.ru/morozkina-galina-gennadevna. Представлены методические материалы:

Выступления на муниципальном уровне:

1. «Использование современных информационных технологий на уроках математики», семинар учителей математики и информатики Большеберезниковского района

2. Школьная научно-практическая конференция «Компьютерное моделирование как средство изучения и представления реальных процессов», ,семинар учителей математики и информатики Большеберезниковского района

3. «Информационно-образовательная  среда современной школы  как важнейший фактор модернизации образования», Августовская конференция  работников образования Большеберезниковского муниципального района. 

Выступления на республиканском уровне:

       «Здоровьесбережение в условиях компьютеризации школьного образования», XIII Республиканская научно-практическая  конференция «Инновации в системе образования Республики Мордовия 21.05.2014 года.

        Рабочие программы по предметам алгебра, геометрия, информатика.

  Ссылка на web-страницу:  http://nsportal.ru/morozkina-galina-gennadevna