Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении

 

      Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vyyavlene_semey.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя диагностика и выявление семей,

находящихся в социально опасном положении

      Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
Исследование семьи включает два основных процесса:
а)получение и сбор информации;
б)методы её обработки.

     На начало учебного года все классные руководители школы составляют социальные паспорта класса, на основании которых обрабатывается вся информация и составляется социальный паспорт школы.  По данным классного руководителя, социальный педагог школы приводит все сведения в систему, проводит консультации, собеседования с детьми, семьями,  одноклассниками, учителями-предметниками, посещает уроки, на которых возникают проблемы;  посещает семью на дому, составляет акт обследования материально-бытовых условий, ставит социальный диагноз.      

    Процесс выявления и учета несовершеннолетних из семей СОП в школе рассматривается как комплекс  действий,  по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Планируя свою работу по выявлению неблагополучных семей, социальный педагог руководствует  основными направлениями деятельности школы по выявлению и учету несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, которые включают в себя:

- обследование материально-бытовых условий семьи;

- соблюдение прав ребенка в семье;

- эмоциональное благополучие – неблагополучие детей в семейной сфере;

- содержание и стиль общения родителей и детей;

- организация и содержание семейного досуга;

- отношение детей к семейной общности, к родителям;

- формы и методы наказания и поощрения детей в семье;

- проблемы – трудности родителей во взаимодействии с детьми;

- удовлетворенность родителей условиями обучения и воспитания ребенка в школе и т.д.

   Всего в школе на учете состоит 9 семей, находящихся в СОП, в них проживает 10 детей.

    -пьянство родителей: 9 семей, в них детей 10 детей (Новикова Светлана 3а, Тулбу Николай 1в, Прибыткова Полина 3б, Романов Илья 2в, Поляков Александр 8в, Мотков Сергей 6в, Торощины Дарья 4а и Мария 2б, Юсупходжиева Лола 6б,Аристов Артем 8б).

    -аморальный образ жизни: - 0 семей, в них детей -0

    - конфликт в семье: -0 семья, в них детей -0

    - невнимание родителей к воспитанию детей: 1 семьи, в них 1 уч-ся (Поддуздов Кирилл).

Практическая работа с семьей выстраивается в соответствии с выявленными проблемами и разрабатывается индивидуальная программа или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определяются цели и задачи, формы и методы работы, определяются направления на устранение причин их возникновения. После проведения социальной диагностики сроки проведения конкретных мероприятий.
   Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

- составление перечня реальных проблем и их причин;

- определение цели воздействия (ожидаемого результата);

- определение участников воздействия ("узких" специалистов);

- определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;

- определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;

 - составление плана работы с семьей.

      Важным фактором  успешности и эффективности работы станет заключение совместной деятельности с семьей, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.
Цели, задачи и содержание социального воздействия на семью, направленного на оказания ей помощи и преодоление проблем, будут непосредственно определяться причинами их возникновения.
Практическая деятельность позволяет нам выделить наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении: беседа, метод поддержки, метод преодоления конфликта, метод социального патронажа, консультирование.