Для родителей

Румянцева Елена Олеговна


Компьютеры, игровые приставки и прочие цифровые гаджеты – мы покупаем их для наших детей. Сейчас есть много цифровых "игрушек" даже для самых маленьких.
Но с какого возраста самый совершенный процессор на свете, мозг ребенка, готов освоить виртуальный мир?

Приоритеты родителей меняются: дети все чаще получают в подарок не кукол и машинки, а электронные игрушки и диски с развивающими программами. Теперь двух-трехлетки рисуют, знакомятся с цветами и формами и собирают пазлы, используя обучающие компьютеры серии «Умка», приставку (клавиатуру) «Комфи» с яркими кнопками и вполне взрослые ноутбуки. Детям это нравится, он охотно играет и заодно познает компьютерную грамоту.
- Есть ли здесь проблема?
Дело в том, что компьютерные технологии рассчитаны на взрослый мозг. У ребенка мозг только формируется, он еще не в силах одновременно познавать мир реальный и виртуальный.
- Что делать?

* Дождаться нужного момента. До трех лет ребенку необходимо трогать, нюхать, ощупывать, то есть активно стимулировать все пять органов чувств. До шести лет – осваивать разнообразные действия и манипуляции с предметами: раскрашивать, вырезать, лепить, шнуровать, собирать мозаику... Мелкая моторика активизирует связи между различными зонами мозга. После шести лет худшие враги для ребенка – скука и ничегонеделание. Поэтому необходимо удостовериться в том, что он умеет играть и занимать себя и при выключенном экране.

* Договориться о расписании. До семи лет видеоигры необходимо дозировать: не чаще четырех раз в день по 15 минут. Но будьте внимательны: некоторые из них могут длиться гораздо дольше. Поэтому иногда можно разрешить сыну или дочери играть два-три раза в неделю, но дольше, чем обычно, – по полчаса в день.

* Обсуждать каждый сеанс. Представьте, что ваш ребенок вернулся с детского праздника. Конечно же, вам захочется узнать, что там происходило, с кем он играл. Так же и с компьютером – расспрашивайте его о том, что он делал, каких персонажей узнал и какие чувства новая игра у него вызвала.

Компьютерные программы и игры, разработанные специально для детей, тренируют их внимание, память и координацию, но они не развивают ни эмоциональную сферу, ни речь ребенка. Только общаясь со взрослыми, рассказывая им о своих чувствах и переживаниях, он учится понимать себя и осознавать мир – реальный и виртуальный.

Психологи и нейрофизиологи рекомендуют:
до 3 лет никакого компьютера;
до 6 лет никаких приставок;
до 9 лет никакого интернета;
до 12 лет пользоваться интернетом вместе со взрослым.