Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

Красильникова Любовь Михайловна

Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

      Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.  Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

      Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

        Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

       Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_falklor.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА  №14 «ТОПОЛЕК»

Проект «Фольклор в развитии речи детей 2-3 лет»

                                             

                                             

                                               Подготовила воспитатель

                                                                                  МДОУ детский сад КВ № 14 «Тополёк»

                                                                           Красильникова Любовь Михайловна

г. Южноуральск

2013

       Сроки реализации проекта: сентябрь 2013 - май 2014

        Цель проекта: развитие речи воспитанников 1 младшей группы средствами малых форм фольклора.

      Задачи проекта:

  1. Формирование раннего восприятия звуковой культуры речи на основе ритмико-мелодической структуры языка в малых формах фольклора
  2. Развитие слухового внимания, понимания речи, звукоподражания, активизация словаря
  3. Воспитание интереса к художественной литературе, формирование способности к целостному восприятию произведений разных жанров, усвоению содержания произведений и эмоциональной отзывчивости на него.
  4. Воспитание на основе устного народного творчества положительного отношения к совместной деятельности в режимных моментах.
  5. Совершенствование системы взаимодействия с родителями в процессе работы.

      Актуальность: 

       Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идёт активный поиск новых требований к дошкольному образованию, на первый план выдвигается задача развитие ребёнка.

      Ранний дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.  Грамотная, эмоционально насыщенная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире.  Она позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив.

      Существенную роль в процессе развития речи детей раннего возраста выполняет художественное слово – детская литература и фольклор. Именно фольклорные произведения  характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационной выразительностью. Чем раньше мы начнем знакомить ребёнка с устным народным творчеством, тем больше шансов на то, что он раньше станет говорить, раньше научится связно выражать свои мысли, свои эмоции.

        Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в развитии речи детей раннего возраста необходимо включать: чтение колыбельных песенок, потешек, сказок, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, вводить их в повседневный разговор.

       Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности.

      Участники проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники, родители.

Описание проекта: 

Этапы проекта

Мероприятия

Участники

Предпроектный (сентябрь 2013)

Анализ предметной среды группы. Сбор информации, материала для реализации проекта. Формулирование цели и задач проекта.

воспитатели

Основной этап (октябрь 2013 - апрель 2014)

- Организация адапта-ционного периода с использованием раз-личных форм фольклора - Проведение монито-ринга речи воспитан-ников на начало года.  

- Организация игрового взаимодействия.

- Выставка книг с различными жанрами фольклора.

- Чтение и рассма-тривание иллюстраций. - Организация режим-ных моментов с исполь-зованием фольклорных произведений.

воспитатели, воспитанники

- Выступление на педа-гогическом совете.

- Создание развивающей игровой среды в группе на основе фольклорных произведений.

- Деятельность в со-ответствии с темати-ческим планированием.

педагоги, специалисты,

- Проведение индиви-дуальных и подгруп-повых консультаций.

- Родительское собрание «Фольклор, как сред-ство развития речи»

- Выпуск буклета для родителей «Потешки - в период адаптации до-школьника в ДОУ»

- Привлечение роди-телей к созданию игро-вой среды в группе.

воспитатели, родители

Этапы проекта Результативный (май -2014)

- Проведение монито-ринга речевого развития воспитанников на конец года.

- Анализ, обобщение и распространение резуль-татов проекта: высту-пление на методических объединениях, педаго-гическом совете, разме-щение материалов проекта в сети Интер-нет, публикация статей, разработка методичес-ких рекомендаций и пр.

Ожидаемые результаты проекта:

  1. Будут сформированы первичные навыки восприятия фонематической и лексической стороны речи.
  2. Словарь детей к концу году обогатится новыми словами, оборотами, выражениями.
  3. Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.
  4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.
  5.  Сформируется положительное отношение к режимным моментам.
  6.  У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей.
  7.  У родителей повысится общий культурный уровень

Значимость проекта 

Теоретическая значимость заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проектной темы, а также в обосновании того, что использование малых форм фольклора имеет большое и важное значение для развития речи воспитанников 1 младшей группы.

Практическая значимость результатов проекта заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей и родителей по развитию речи детей через устное народное творчество.

Перспективный план по ознакомлению с фольклорными произведениями в группе раннего возраста

I квартал

Задачи:         1. Приобщать детей к устному народному творчеству

                2. Познакомить детей с колыбельными песнями, их содержанием

                3. Стимулировать желание детей исполнять потешки, заклички.

Фольклорный материал

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Потешки. «Катя, Катя, маленькая…», «Водичка, водичка…», «Расти коса до пояса…», «Большие ноги шли по дороге…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Помочь детям запомнить потешки и выразительно рассказать их.

3. Стимулировать участие детей в исполнении потешек.

1. Рисование водички по потешке «Водичка, водичка…»

2. Физкультминутка

1. Исполнение потешек во время режимных моментов.

2. Игры по содержанию потешек.

3. Исполнение потешек в сюжетно-ролевых играх.

Колыбельные.

«Как у нашего кота…», «Котик серенький…», «Спят луга, спят леса…»

1. Познакомить детей с жанром колыбельной песни.

2. Дать некоторые сведения о происхождении и назначении колыбельной песни, ее отличительных особенностях.

1. Экскурсия в этно-педагогический центр «Русская изба»

2. Игра –инсценировка «Уложим Алёнушку спать».

3. Беседа о колыбельной песне.

1. Использовать колыбельные песни в сюжетно-ролевых играх.

2. Дидактическая игра «Уложим куклу Машу спать».

Заклички. «Солнышко, солнышко…», «Дождик, дождик…».

1. Познакомить детей со значением и содержанием заклички, помочь запомнить.

2. учить детей выполнять движения в соответствии с текстом заклички.

1. Беседа о закличках

2. «Нарисуй дождик»

3. Подвижные игры  «Дождик и солнце», «Дождик, дождик, кап, кап…».

1. Использование закличек во время наблюдений за явлениями природы.

2. Игра «Солнечный зайчик».

3. Рисование на песке дождика.

II квартал

Задачи:         1. Продолжать знакомить детей с малыми фольклорными

                         Формами.  

                2. Обогащать речь детей лексикой фольклорных произведений.

                3. Учить самостоятельно исполнять потешки, колыбельные,

                         заклички

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные. «Идет котик по лавочке…», «Котя, котенька, коток…», «Ой, люли, люли, прилетели к нам гули…»

1. Познакомить детей с некоторыми фольклорными образами (Кот-Баюн, Гули-Гуленьки).

2. Обратить внимание детей на характер исполнения колыбельных песен (нежно, ласково)

3.Способствовать исполнению колыбельных песен в самостоятельной игровой деятельности.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»   «Котишко-мурлышко, серый лобишко»

2. Игра-инсценировка с игрушками по сюжету произведения «Сказка о глупом мышонке» С.Я.Маршака.

1. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах.

Загадки. «Квохчет, квохчет», «С хозяином дружит…», «Острые ушки…», «Хвост с узорами…».

1. Познакомить детей с описательными загадками о домашних животных.

2. Учить детей отгадывать загадки.

1. Использование загадок .

1.Рассматривание картинок с изображением персонажей загадок.

2.Рассматривание домашних животных на «русском подворье»

Потешки. «Вышел козлик погулять», «Тень – тень, потетень…», «Этот пальчик дедушка…», «Рано – рано по утру пастушок ту – ру – ру…», «Идет коза рогатая…»

1. Познакомить детей с новыми потешками.

2. Привлекать детей к рассказыванию потешек.

3. Обогощать словарный запас фольклорной лексикой (плетень,вечерок)

1. Беседа о потешках

2. Рисование травки для коровушки (коллективная работа)

3. Физкультминутка.

1. Дидактическая игра «Чьи детки».

2. Использование потешек в режимных моментах.

                                                   

III квартал

Задачи:    1. Формировать понимание назначения и основного содержания

                     колыбельной песни

                 2. Развивать эмоциональный отклик на фольклорные произведения.

                 3. Воспитывать умение использовать потешки в повседневной

                     жизни в соответствующих ситуациях.

Фольклорные произведения

Задачи

Совместная деятельность взрослого и детей

Образовательная деятельность в режимных моментах

Колыбельные

«Баю-баю-баиньки», «Баю, баю, баю, бай», «Уж котенька-коток».

1. Продолжать знакомить с жанром колыбельной песни.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»  «В гостях у бабушки Матрены».

1.Рассматривание альбома «В русской избе».

2. Исполнение колыбельных песен в сюжетно-ролевой игре «Дом».

3. Исполнение колыбельных песен при подготовке ко сну.

Поговорки

«Кончил дело – гуляй смело», «Маленький да удаленький».

1. Познакомить детей с поговорками.

Использование поговорок во время совместной деятельности взрослого и детей, требующей определенных умственных усилий.

1. Использование поговорок о труде во время трудовых поручений.

Потешки

«Пальчик – мальчик…», «Прилетели воробушки…», «Чистая водичка…», «Киска, киска, киска брысь…»

1.Познакомить с новыми потешками.

2.Закрепить умение использовать потешки в определенной ситуации.

3.Вызвать положительный эмоциональный отклик на чтение потешек.

1. Интеграция образовательных областей «Музыка» и «Коммуникация»  «В гостях у бабушки Матрены».

2.Аппликация «Коврик для кошки» (для персонажей потешки «Кошка на коврике»)

3. Подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Кот и мыши»

4.Пальчиковая игра «Пальчик - мальчик»

1.Исполнение потешек в процессе умывания.

2.»Игра-драматизация «Умоем куклу»

Литература:

  1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986.
  2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
  3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
  4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» - Я.; «Академия развития», 2002г.
  5. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  6. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» - Москва; изд. «Просвещение», 1987г.
  7. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с. 4.
  8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч-метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 – 197 с.
  9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.