ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2018

Крутикова Любовь Александровна

ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА - 2018

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_krutikova.docx41.65 КБ
Файл analitika_krutikova.docx42.1 КБ

Предварительный просмотр:

Крутикова Л.А.,

воспитатель МБДОУ – детского сада № 189

Эссе  «Педагог в высокотехнологичном обществе»

Ни для кого не секрет, что для ребенка самые важные люди – его родители. Именно они помогают сделать первые шаги в большой мир. Мама – это поддержка и понимание, мама дает нежную заботу, отец — защиту, силу и безопасность. В возрасте после трех лет социальный мир ребенка начинает расширяться, и воспитатели становятся первыми «учителями», которые встречаются детям на их жизненном пути. Для меня воспитатель – это тот человек, который навсегда сохранил в душе частичку детства, он любит детей и принимает их такими, какие они есть, иначе они не впустят его в свой мир. Современные дети не такие, какими были мы с вами всего 20-30 лет назад. Они другие, но другие не потому, что изменились закономерности их развития, а потому, что принципиально изменилась жизнь, окружающий нас предметный и социальный мир. Детей XXI века называют цифровыми аборигенами, так как они родились и растут в пространстве, которое не мыслят без интернета и гаджетов. И современному педагогу для установления контакта с детьми в этой сфере необходим своеобразный «пропуск», этот пропуск – информационно-коммуникационные технологии.

Мир высоких технологий предъявляет нам, педагогам, высокие требования, но в то же время открывает для нас новые возможности. Возможность использования ИКТ-технологий в нашем детском саду позволила мне сделать максимально доступным, ярким, увлекательным процесс обучения и воспитания. Благодаря наличию интернета на рабочем месте у меня есть доступ к огромной базе методической литературы, дидактических материалов, разнообразных наглядных пособий. Проще и быстрее  проходит подготовка к образовательной деятельности. Я могу создать и провести для детей виртуальную экскурсию по тем местам, которые  недоступны,  могу легко заинтересовать и увлечь детей новой темой и поддержать их инициативу. Детям стало интересно посмотреть, как жили динозавры, как добывают золото. Смарт-доска позволит легко сделать это. Играя в сюжетно-ролевую игры «Путешествие», мы можем использовать видеоряд, который поможет детям глубже погрузиться в игровую ситуацию.

А как мои воспитанники взаимодействуют с «миром высоких технологий» вне детского сада? Высокие технологии входят в мир детей достаточно рано. Они быстрее, чем взрослые осваивают телевизор мобильный телефон, компьютер и компьютерные игры. Специалисты провели ряд исследований с целью изучения особенностей ролевой игры современных дошкольников. Наблюдения за свободной деятельностью детей показали, что значительная часть дошкольников (приблизительно 40%) в свободное время вообще не играет. Это происходит существенно из-за того, что компьютер, телевизор, планшеты и прочие современные гаджеты прочно вошли в жизнь многих детей, вытеснив игру с реальными игрушками, сюжетно-ролевую игру. Мои наблюдения за детьми в группе подтверждают это.

Недавно, я наблюдала в группе ситуацию: Паша построил башню из блоков «Лего», а пробегающий мимо Кирилл задел ее, и башня развалилась. Паша расстроился до слез. Вместо извинений и предложения помочь восстановить башню, Кирилла сказал: «Что ж ты не сохранился, сейчас бы вернулся на прошлый уровень, и было бы все хорошо»! Дети перестают различать виртуальную и реальную жизнь. Они  меньше общаются друг с другом, играют по отдельности даже в возрасте пяти лет, разговаривают фразами героев компьютерных игр. Зачастую моим воспитанникам скучно рисовать, конструировать, придумывать что-то новое, своё. Они хотят получить готовый результат нажатием одной кнопки, как в любимой игре на планшете. Большая информированность и осведомленность детей не ведет к увеличению словарного запаса и развитию связной речи, нередко дошкольникам требуется помощь логопеда. Я считаю, что от раннего появления и постоянного присутствия высоких технологий в жизни ребенка-дошкольника минусов гораздо больше, чем плюсов.

Вот почему для меня основной задачей воспитания сегодня стало создание условий, в которых ребенок будет играть со сверстниками, взаимодействовать с другими детьми в решении разнообразных познавательных задач, проявлять инициативу, воображение и творческие способности. Я прилагаю все усилия к тому, чтобы дети больше экспериментировали, фантазировали, учились сопереживать, чувствовали заботу о себе и заботились о других.  

В нашей научной «Лаборатории знаек» мы проводим опыты, которые позволяют детям потрогать, пощупать, услышать и познать окружающий мир через разные каналы восприятия. Почему тает снег? Почему не тонут корабли и айсберги? Почему горит фонарик и откуда берутся острова? Узнать всё это гораздо интереснее взаимодействуя с реальными предметами, а не наблюдая за объяснениями на экране. Глина и песок, камешки и палочки, кусочки ткани –  все эти «ценные вещи» помогают расширять репертуар творческих решений ребенка и генерировать новые идеи. И самое главное  эти предметы настоящие, а не виртуальные!

Как показать детям разнообразие мира эмоций и чувств? Нам в этом помогают веселые Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной долине. Понимать себя, свои эмоции и потребности, понимать эмоции и потребности окружающих, доброжелательно и эффективно общаться –  всему этому мы учимся, проходя через Город Счастья, Лес Страхов, Горы достижений и помогая Монсикам найти Краски эмоций.

Так что же такое «высокие технологии» в деятельности современного педагога, воспитателя? Благо или зло?

Электронная образовательная среда нужна, прежде всего, педагогу. Она имеет несомненные преимущества как среда для методической поддержки, а не как формирующая среда для развития детей. Процесс познания не может быть виртуальным, ребёнок должен сам попробовать всё в реальном мире. На дошкольном этапе игра, общение и познание должны быть основными и не виртуальными.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 189

Аналитическая записка

о результатах педагогической деятельности

воспитателя

Крутиковой Любови Александровны

г. Екатеринбург, 2018

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. с. 3        

  1. Опыт работы по познавательному  и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии опытно-экспериментальной деятельности ………………………………………… с.5                                                                                          
  2. Использование современных образовательных технологий в педагогической деятельности ……………………………………………..с. 9

                                                                                                         

Заключение..…………………………………………………………………...с.15                                                                                                                  

Введение

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 189 расположено в Верх-Исетском районе города, на улице Рабочих. Открылось в 2012 году. В дошкольном образовательном учреждении функционирует 5 групп вместимостью 133 человека, это  дети в возрасте от  3 до 7 лет.  Групповые помещения и спальни оборудованы удобной, яркой, функциональной мебелью, которая соответствует современным педагогическим, санитарно-гигиеническим и эстетическим требованиям, а также требованиям охраны жизни и здоровья детей. Каждая группа оснащена современными техническими средствами: магнитофон, телевизор, смарт-доска, ноутбук (с доступом в Интернет).  Для проведения физкультурных  и музыкальных занятий, праздников, физкультурных досугов, соревнований в детском саду есть музыкально-физкультурный зал, который оборудован современным спортивным оборудованием и инвентарем. Большое количество театральных костюмов и атрибутов позволяет организовывать различные виды музыкально-художественной деятельности. Имеется  кабинет педагога-психолога, где проводится работа с детьми – развивающие занятия, песочная терапия, сказкотерапия, профессиональные тренинги для педагогов, консультации для родителей.

Детский сад посещают дети ближайшего микрорайона. Среди родителей ДОУ широко представлена социальная группа служащих и рабочих среднего возраста, со средним и высоким уровнем доходов, воспитывающих 1 или 2 детей. Этнический состав семей воспитанников в основном имеет однородный характер, основной контингент – дети из русскоязычных семей.

Педагогический коллектив состоит из 7 педагогов, из них 2 специалиста: музыкальный руководитель,  педагог-психолог.

Технический прогресс в XXI веке сделал большой шаг вперед. Современные технологии развиваются очень быстрыми темпами. Сотовые телефоны, планшетные компьютеры различных моделей и уровней сложности появились в распоряжении у современного ребенка, начиная с дошкольного возраста. Большинство детей старшей группы, воспитателем которой я являюсь, имеют свободный доступ к смартфонам родителей, более часа в день проводят за просмотром мультфильмов и компьютерными играми. Это безусловно влияет на развитие личности, значительно расширяет возможности разнообразить досуг ребенка.

Наряду с положительным влиянием информационных технологий существует и негативное воздействие. На фоне игр у ребёнка, меняется представление о реальном мире. Дети хорошо воспринимают зрительную информацию, на слух же воспринимают плохо, кинестетический канал восприятия информации и вовсе не развит. Возникают сложности в общении с детьми и взрослыми. Мои наблюдения за детьми в группе показывают, что речь воспитанников недостаточно выразительна, имеет место вялая артикуляция и нечеткая дикция. В связной речи зачастую нарушена логическая последовательность изложения, присутствуют пропуски смысловых звеньев, дети прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события. У них узкое восприятие действительности, отсутствует самостоятельность в составлении рассказа. В свободных высказываниях преобладают простые предложения, мало употребляются сложные конструкции.  А ведь именно дошкольный возраст -  это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

  Следует отметить, что речевое развитие согласно ФГОС ДО – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную и речевую активность воспитанников. Одной из форм такой совместной деятельности является экспериментирование. Мой педагогический опыт подсказал, что необходимо внимательнее присмотреться к нему, как одному из наиболее эффективных методов не только познавательного развития, но и развития речи. Когда познавательная деятельность достигает определенного, достаточно высокого уровня развития, накопленные знания становятся базой для становления речи-рассуждения. При становлении процесса рассуждения  именно речь служит важнейшим средством овладения этим процессом.

Отсюда вытекает цель моей работы: развитие у воспитанников конструктивных способов и средств взаимодействия с окружающими людьми, что предполагает решение таких задач, как развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей; развитие речи-рассуждения, как  показателя развития представлений о предметах  и явлениях действительности, логического мышления.

Все это ребенок достигает за счет расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах, познание чего возможно через опытно-экспериментальную деятельность.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи дошкольника, а также формируются навыки сочинительства, развивается диалогическая и монологическая речь.

  1. Опыт работы по  познавательному  и речевому развитию детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии опытно-экспериментальной деятельности

Согласно принципам ФГОС ДО  я обеспечиваю реализацию Образовательной Программы в формах, специфических для детей данного возраста, прежде всего, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, в форме игры.  

Почему в своей работе я широко применяю технологию экспериментирования?  Во-первых, она предполагает активизацию поисковой активности. Во-вторых, формирует исследовательские способности, то есть учит ставить задачу исследования, выдвигать различные гипотезы, выбирать способы исследования, планировать свою работу, анализировать полученные результаты и соотносить их с собственными предположениями.

Свою работу по экспериментированию я реализую через следующие виды деятельности:

•        наблюдение за экспериментальной деятельностью, организованной педагогом;

•        познавательное занятие с элементами эксперимента;

•        демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

•        самостоятельное детское экспериментирование;

•        долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности я провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап – подготовка к постановке проблемы – позволяет:

•        учить детей видеть проблему;

•        формировать умение выдвигать гипотезы;

•        совершенствовать умения задавать вопросы.

Дошкольникам ещё сложно самим поставить задачу исследования, и на этом этапе я вижу свою роль в том, чтобы стимулировать их интерес к предметам и явлениям, пробуждать любознательность. «Почему нельзя сделать зонтик из бумаги?», «Почему нельзя пуститься в плавание на бумажном кораблике?», «Откуда берутся сосульки?» -  заинтересовав детей, я перехожу к следующему этапу – выдвижению гипотез. Скажу сразу, что это самый благотворный этап для активизации речевой активности. Каких предположений только не услышишь от детей: «Сосульки развесил ночью Дед Мороз». «Зонтик нельзя сделать из бумаги, потому что она шуршит». В любом случае, они ценны тем, что дети пытаются выразить свои мысли и, чаще всего, это попытки построить сложноподчинённые предложения.

Основной этап – поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Это так же очень важный этап как в становлении исследовательский способностей, так и в речевом развитии. На этом этапе учу детей последовательно выстраивать ход действий и проговаривать их вслух. («Мы сделаем зонтик из бумаги, спрячем под него лисёнка, польём на зонтик водой из лейки и посмотрим, что произойдёт»).

 Планирование – это сложная мыслительная функция. Дети должны научиться планировать не только свои действия, но и речевые высказывания. Во всём этом хорошо помогает работа в парах, во время опытов дети общаются друг с другом, что хорошо сказывается на развитии диалогической речи, всех её компонентов.

Затем наступает самый интересный для детей этап – это проведение исследования. Я никогда не перестаю удивляться тому, с каким интересом дети проделывают, кажется простые и привычные действия: переливают воду, чтобы убедиться в том, что она всегда принимает форму сосуда, «превращают» воду в лёд, мнут бумагу, надувают шары и т. д. Все эти действия, как правило, сопровождаются восторженными восклицаниями: «Ух, ты!», «Вот это да!», «Классно!», что говорит о положительном эмоциональном настрое. В процессе экспериментирования я пополняю словарь детей словами, обозначающими сенсорные признаки свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Дети наперебой пытаются рассказать о том, что у них получилось или не получилось. И здесь важно не только послушать о результатах исследования, но выяснить, почему так произошло. Обращаю внимание на то, чтобы каждый ребёнок высказал своё мнение. На этом этапе так же опираясь на тактильный и визуальный опыт детей в ходе эксперимента, я работаю над развитием лексической стороны речи. Обогащаю словарь детей прилагательными (лёд холодный, скользкий, гладкий; вода – жидкая, прозрачная, бесформенная, глаголами (ткань можно гладить, стирать, сушить, разрезать). Формирую представление о синонимах (тонуть – идти ко дну, погружаться в воду). Это не только формирует у детей представление о том, что есть слова разные по звучанию, но одинаковые по значению, но и учит их правильно пользоваться ими в различных высказываниях. Например, бусинка утонула в стакане; корабль пошёл ко дну, а водолаз начал погружаться в воду. Развиваю представление о родственных словах, провожу работу над лексическим значением слова. (Превращаться – переходить из одного состояния в другое, менять свои свойства. Испаряться – превращаться в пар, исчезать).

Подводя итоги, помогаю  детям оформить вывод словами текста-рассуждения: «…потому что бумага под дождем размокнет».

Связь детского экспериментирования и развития речи имеет двухсторонний характер. Умение чётко выразить свою мысль облегчает проведение опыта, а пополнение знаний способствует развитию речи. Этому помогает партнёрское взаимоотношение педагога с детьми. В процессе экспериментирования мы с детьми становимся сотрудниками, пытающимися найти решение проблемы. На смену монологу приходит партнёрский диалог. Дети с интересом предлагают: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если…».

Постепенно речь детей становиться более грамотной, сформированной и развёрнутой, красочной и выразительной. Это и есть достижение цели моей работы.

Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Познавательные занятия с элементами экспериментирования провожу, раз в неделю по 25 минут, но если интерес к работе у детей велик, то мы продолжаем сверх запланированного времени.

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике и развивают речевую активность, т.е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон. 

Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.

Таким образом, находя и определяя словом причинную и временную зависимость, взаимосвязь каких-либо явлений, ребенок учится объяснять, сопоставлять, сравнивать, делать выводы. А эти умения необходимы для формирования таких качеств связной речи, как доказательность, последовательность, четкость.

Нужно отметить, что речевая активность непременно должна включать в себя  развитие чувства языка. Оно вступает в силу тогда, когда ребенок должен комбинировать языковые единицы в высказывание. Подчеркну, что это творческое комбинирование во всех смыслах. Во-первых, ситуации речевого общения постоянно меняются. Это заставляет ребенка создавать новые фразы, которые раньше в его речевом опыте не встречались, и комбинировать их в новых сочетаниях, произносить с новой интонацией и эмоциональном окраске. Во-вторых, изменение ситуации и новые комбинации высказывания рождают у ребенка новые мысли, отсюда возникает и новое выражение их посредством языка. Именно в тот момент, когда ребенок находит новое речевое решение в какой-либо конкретной ситуации, происходит развитие речевой активности. И здесь важнейшей задачей становится обучение, формирование у ребенка этой способности.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности мы с помощью родителей оборудовали и оснастили центр экспериментирования «Лаборатория Знайки»

В центре представлены различные материалы для исследования: приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки ; технические материалы: гайки, скрепки, болты; разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);  медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветная пленка, сито.

Большое значение уделяла работе с родителями, проводила консультации: «Как проводить эксперименты с детьми», «Чем занять детей на природе». Для родителей были подготовлены буклеты и памятки: «Исследовательская деятельность и детское экспериментирование: что это такое?», «Ставим опыты дома», «Мир общения ребенка», «Учимся рассуждать», «Учим ребенка быть любознательным».

Оценивая результаты проделанной работы, могу сказать, что у детей повысилась познавательная активность, они научились высказывать свои предположения о причинах наблюдаемых явлений, самостоятельно выбирать оптимальные способы решения познавательных задач. У детей заметно повысилась способность обобщать, сравнивать, анализировать, высказывать свои суждения, правильно задавать вопросы и доказывать свою точку зрения.

Введение каждый раз нового объекта для изучения способствовало расширению словаря детей. Речь стала более содержательной, более выразительной, грамматически правильно оформленной. Дети значительно шагнули вперед в умении общаться друг с другом и со взрослыми, научились слушать друг друга, сотрудничать в коллективе, стали более доброжелательными и отзывчивыми.

  1. Использование современных образовательных технологий в педагогической деятельности

Моя профессиональная деятельность по реализации основной образовательной программы дошкольного образования осуществлялась по основным направлениям: физическое, познавательное, речевое, художественно – эстетическое и социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста.

В ходе педагогической работы использую комплекс современных технологий: здоровьесберегающих и здоровьеформирующих, игровых, проектных, практические ситуации, ИКТ-технологии.

Образовательная деятельность по физическому развитию реализовывалась в процессе совместной деятельности, образовательной деятельности в режимных моментах и самостоятельной деятельности воспитанников.

В группе создан центр здоровья и физического развития, оснащенный необходимым спортивным традиционным и нетрадиционным оборудованием, а также оборудованием для   проведения закаливающих процедур. Центр способствует осуществлению  индивидуальной и подгрупповой работы по развитию двигательных навыков воспитанников, самостоятельной организации двигательной деятельности детей в течение дня.

Широко использую здоровьесберегающие технологии: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную, комплексы закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, хождение по «дорожке здоровья» на спортивной площадке ДОУ). Провожу профилактику плоскостопия, обеспечиваю соблюдение режима прогулок, физкультурных занятий. Провожу дни здоровья, физкультурно-спортивные праздники в спортивном зале и на улице.

Творческой группой педагогов ДОУ (членом которой я являюсь) разработана программа оздоровления детей 3-7 лет «Здоровей-ка». В соответствии с программой реализую систему мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья дошкольников. Свою работу организую по тематическим блокам «Чистота – залог здоровья», «О себе хочу всё знать», «Движение – это жизнь».

Активно взаимодействую с родителями по вопросам оздоровления и физического развития детей. Работу выстраиваю как в индивидуальной форме (индивидуальные консультации, беседы) так и фронтально. Подготовила памятки «Здоровье без лекарств», консультацию «Солнце – наш друг».  В результате применения в работе различных форм и методов оздоровления воспитанников за последние два года в группе заболеваемость детей снизилась.   В 2015 году воспитанники стали участниками международного Чемпионата дошкольников по физической культуре (на сайте nic-snail.ru).

Для обеспечения социально-коммуникативного развития воспитанников созданы условия, способствующие формированию интереса к труду взрослых, а также развитию навыков эффективного взаимодействия и самореализации в сюжетно-ролевой игре. С учетом возраста, гендерной принадлежности оборудовано пространство для сюжетно-ролевых игр «Магазин», «Дом», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Стройка» и другие игры с учетом интересов воспитанников.

В работе по социально-коммуникативному развитию детей использовала следующие методы и приемы: беседы, рассказы, рассматривание иллюстраций к художественным текстам, наблюдения, создание проблемных ситуаций, выставки, уроки доброты, инсценировки, театрализации, чтение детских произведений, привлечение к посильному общественно-полезному труду, встречи с интересными людьми, праздники и развлечения совместно с родителями, наблюдения за трудом взрослых.

Для формирования позитивного отношения к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям с помощью родителей были созданы: уголок настроения, уголок уединения.

Реализую программу «Краски эмоций» для развития эмоционального интеллекта детей. Социально-эмоциональное обучение во всем мире становится все более и более востребованным, поскольку во многом способствует формированию «навыков будущего». Подход, реализуемый в данной программе, позволяет решить сразу несколько задач в воспитании и образовании старших дошкольников – дети начинают лучше понимать себя, свои эмоции и потребности, спокойно и конструктивно воспринимать критику, понимать эмоции и потребности окружающих, а также причины их возникновения, учатся доброжелательно и эффективно взаимодействовать с окружающими. Также у меня появилась возможность эффективно работать над повышением самооценки детей, улучшением их социализации. Веселые Монсики – сказочные персонажи, которые живут в прекрасной долине. Дети путешествуют вместе с ними по Городу Счастья, Лесу Страхов, преодолевают Горы достижений и помогают Монсикам найти потерянные Краски эмоций.

Совместно с родителями создан центр патриотического воспитания. Оформлены альбомы «Моя семья», «Мой детский сад», «Родной свой край люби и знай», «Россия – родина моя», «Олимпиада в Сочи». Разработала картотеки «Писатели, поэты о родном крае», «Пословицы, поговорки о труде», дидактические игры «Подбери картинку», «Мой Екатеринбург».

Провела нравственно-патриотические акции «Служили наши деды», «Защитники Отечества». Были организованы социальные акции «Вторая жизнь дерева» (акция направлена на охрану лесов, осуществляется в виде сбора макулатуры), «Наш зеленый сад» (озеленение территории детского сада), «Прочитал книгу сам – подари другому» (участники приносили прочитанную книгу, подписывали добрые пожелания и взамен брали другую книгу), «Милосердие» (акция по сбору детских игрушек, книг, канцтоваров для детей Луганска). Организовала поэтический вечер «Стихи о Родине», конкурс игр и эстафет «Будущие защитники Родины», конкурс творческих рассказов родителей  и детей «Из окна наша улица видна».

Благодаря такой плодотворной работе у детей усилилась привязанность к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родному городу. Появился  интерес к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей.  Сформировалось бережное и заботливое отношение к природе, к людям разных профессий и результатам их труда.

В 2015-2016  учебном году воспитанники приняли участие в областном конкурсе детского творчества «Вода ошибок не прощает!», всероссийском конкурсе  по безопасности жизнедеятельности «Простые правила» (на сайте http://цоиконкурс.рф), областном конкурсе на лучший дизайн одежды пешехода с использованием светоотражающих элементов «Светлячок».  В рамках X городского фестиваля профессий «Все в твоих руках!» в 2018 году дети совместно с родителями приняли участие в городском конкурсе книжек-малышек «Инженером стать хочу», где заняли II место в районном этапе.

В работе по развитию речи использую следующие методы и приёмы: беседы, рассказы, объяснения с показом, наблюдения, целевые прогулки, создание проблемных ситуаций, внесение персонажей, приглашение в путешествие, прослушивание музыкальных произведений, театрализации, чтение детских художественных произведений.

Речевой центр «Говорун» включает в себя игровой и дидактический материал, направленный на развитие фонематического слуха, дыхания, артикуляционной и мелкой моторики, правильного звукопроизношения, словаря,  связной речи, звукового анализа и синтеза. Дидактический материал разнообразен и красочно оформлен.

В группе создан центр детской литературы и книгоиздательства, побуждающий детей к попыткам «письменного самовыражения» (личные размышления, стихи, диалоги, выраженные иллюстрациями). Здесь есть всё то, что необходимо для самостоятельного изготовления книги – бумага различного вида для обложек, степлер, дырокол, тесьма. Книги, изготовленные детьми, могут занять место на полке рядом с теми, которые куплены в магазине.

Данная форма работы подразумевает под собой два связанных направления: книгосочинительство и собственно книгоиздательство, т.е. изготовление книг. «Кресло автора» позволяет ребенку «официально презентовать» «изданную» им книгу товарищам, перед тем, как она займет свое место на полке. Обсуждения, вопросы и комментарии детей помогают «авторам» осознать, что они пишут для читателей и имеют свой голос и точку зрения.

В самостоятельной деятельности дети по собственному желанию рисуют по мотивам прочитанной сказки или рассказа. Я предлагаю детям подумать, как можно использовать полученные знания,  мы обсуждаем, какие поступки будут формировать доброго, честного ответственного человека, а какие наоборот.

В результате проделанной работы у детей расширился и обогатился словарь, сформировались правильная разговорная речь. Дети знают много стихотворений, свободно пересказывают, составляют рассказы по сюжетным картинкам, сочиняют сказки.

Семьи воспитанников ежегодно участвуют в конкурсе ДОУ «Ожившие стихи» и занимают призовые места. В 2017 году воспитанник занял II место в конкурсе ДОУ «Сказка моей семьи».

В работе по познавательному развитию использовала современные педагогические технологии «Путешествие по карте» и «Река времени», которые позволили создать наиболее благоприятные условия для реализации такой развивающей задачи, как освоение пространственных схем и отношений (представления о пространстве мира, частях света, родной стране, родном крае, временных отношениях). Совместно с детьми и родителями мы  «путешествовали» в прошлое электрической лампочки, часов, автомобиля, книги, денег. 

Для развития интересов детей, любознательности, формирования познавательных действий использую метод проектов. Тему и цель ставлю на основе интересов детей, разрабатываю план продвижения к цели совместно с родителями, привлекаю специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта (музыкальный руководитель, педагог-психолог). После составления плана-схемы проекта мы занимаемся сбором и накоплением материала, проводим непосредственно образовательную деятельность, игры и другие виды детской деятельности, на основе которых можно раскрыть тему проекта. Подводя итог, организовываем и проводим презентацию проекта или другое открытое мероприятие. Совместно с родителями были созданы и реализованы проекты «Волшебница вода», «Русский уклад», «Посиделки у самовара», «Что расскажет нам посуда».

В 2015-2016 учебном году воспитанники участвовали в Международном детском конкурсу "Мечтай! Исследуй! Размышляй!" (на сайте http://цоиконкурс.рф)

Для коллег-воспитателей ДОУ подготовила консультации: «Формирование исследовательского поведения у детей старшего дошкольного возраста»,  «Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника». Провела мастер-класс для педагогов «Материалы для экспериментирования в ДОУ». Для родителей подготовила консультации «Мир общения ребенка», «Учимся рассуждать», «Учим ребенка быть любознательным».

В рамках работы по художественно-эстетическому развитию оформила в группе центр музыки и театра «Затейники», в котором есть возможности для творческой драматизации и игры по мотивам прочитанных художественных произведений. Центр представляет собой пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а так же для совместной деятельности взрослого и детей.  В центре представлены разнообразные виды театров – настольный деревянный и вязанный, кукольный и плоскостной, театр пяти пальчиков, театр резиновой игрушки, маски, атрибуты для разных видов театра, костюмы; инструменты, дидактические игры музыкальной направленности, нетрадиционные шумовые музыкальные инструменты, сделанными своими руками. Осуществлена подборка музыкальных произведений: классических, детских, релаксационных.

В ходе реализации программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» создала условия для детского экспериментирования с художественными материалами и инструментами, интегрировала разные виды художественно-продуктивной деятельности. Знакомила детей с произведениями разных видов искусства, поясняя, чем одни произведения искусства отличаются от других по тематике и средствам выразительности, что помогает определить, к каким видам и жанрам изобразительного искусства относятся те или иные произведения. Дети научились передавать свое представление об историческом прошлом родины посредством изображения характерных костюмов, интерьеров, предметов быта. После прочтения художественных произведений мы  создавали сказочные и фантазийные образы (Русалочки, Жар-птицы, Дюймовочки,  Оловянного солдатика, Конька-Горбунка, Бабы-Яги). Дети творчески совершенствовали технику рисования красками (гуашевыми и акварельными), карандашами (простыми и цветными, многоцветными), фломастерами, гелевыми ручками, восковыми и пастельными мелками, углем, сангиной. Дети научились создавать художественные произведения, имеющие художественную ценность и прикладную значимость.  Так, на утренники мы приглашали родителей с помощью пригласительных билетов и афиш, изготовленных детьми. Создавали фотоколлаж о том, как мы провели лето, дополняя его рисунками и аппликацией из природного материала.

Результатом проведенной работы можно считать участие воспитанников в районном фольклорном фестивале-конкурсе «Гусельки», конкурсе ДОУ «Талантливая семья». В 2017 году воспитанники приняли участие в международном творческом конкурсе «Снеговик» (на сайте цоиконкурс.рф ).

В 2014-2015 году приняла участие во всероссийском конкурсе «Наша клумба» на сайте «Дошкольники» (new.vsedoy.ru), где заняли II место.


Заключение

Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединять все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию окружающего мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, созидать творческую личность.

Также в процессе детского экспериментирования дети учатся: видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явления, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предложения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения, фиксировать этапы действий и результаты.

Таким образом, в процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные функции, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Закончить хотелось бы такими словами, которые можно определить, как девиз моей работы в направлении познавательного и речевого развития: «Я больше слышу, больше вижу, больше чувствую. Я хочу рассказать».

Достижения по обобщению и распространению педагогического опыта

Являюсь членом творческой группы ДОУ по разработке рабочих программ, методических и дидактических материалов.

Представила опыт работы педагогической общественности  в сети Интернет на Международном русскоязычном социальном образовательном интернет-проекте Мааам.ру, на сайте «Социальная сеть работников образования nsportai.ru».

Являюсь куратором Международного детского творческого конкурса поделок для дошкольников на сайте Мааам.ру.

В 2013 году приняла участие в разработке проекта «Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей дошкольного возраста посредством использования ИКТ в образовательной деятельности»  в рамках городского конкурса проектов «Развитие вариативности содержания программ и моделей образовательных систем, способствующих развитию интеллектуальной эмоционально-чувственной и деятельностной сфер личности ребенка дошкольного возраста через внедрение ИКТ-технологий в образовательный процесс».

В 2014 году участвовала в ХХ городских открытых Педагогических чтениях, где представляла практический опыт на тему: «Информационно-коммуникационные технологии в учебно-воспитательном процессе ДОУ».

В  2014, 2015  году  участвовала в районном этапе фестиваля творческих возможностей педагогических работников «Большая перемена».