Дистанционное обучение

Шарова Елена Владимировна

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ^ sharovaelena08@mail.ru

2015-2016 учебный год.

 

Подготовка к ГИА (ОГЭ) по биологии.

Дистанционные уроки.   http://alla-olg.blogspot.ru/p/blog-page_7730.html 

Лекции для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по биологии.   http://alla-olg.blogspot.ru/p/blog-page_8.html  

Задания части А

 

 

 

 

 

 

Элективный курс "Если бы молодость знала..." для 9  класса.

Автор курса:  Н.В.Дмитриева, ГОУ ДПО СарИПКиПРО

Учитель: Шарова Елена Владимировна

 

Примерные темы проектов

Отношение человека к старости и отражение в человеческой культуре.

Инфекционные болезни и проблема долголетия.

География и рекорды долгожительства.

Гипотезы старения.

Старики и общество.

Пора болезней и возраст совершенства.

В поисках средств побеждающих время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vvodnoe_zanjatie.doc62 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-2.doc47.5 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-3.doc240 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-4.doc52 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-5.doc75 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-6.doc52 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-7-8.doc41 КБ
Microsoft Office document icon zanjatie-9.doc21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вводное занятие «Структура, цели и задачи курса»

Курс, объёмом 9 часов, по теме «Если бы молодость знала…» адресован учащимся 9 класса.

Цель: создание ориентационной основы для осознанного выбора названного профиля обучения.

Курс предусматривает знакомство учащихся с основами геронтологии, науки, занимающейся изучением старения живых организмов, в том числе и человека. Тема актуальна, так как затрагивает многие аспекты проблемы старения населения мира и страны, в частности (медицинские, социальные, гуманистические и др.)

В процессе реализации программы предусматривается использование разнообразных форм и методов организации деятельности учащихся: теоретические и практические занятия,  анализ информации, подготовленной в процессе поисковой деятельности, наблюдение, исследование, приёмы проектной деятельности.

Особенностью курса является его междисциплинарный характер, что побуждает к интеграции знаний и подчёркивает универсальный характер естественнонаучной деятельности.

В процессе освоения программы создаются благоприятные условия для актуализации знаний и умений, которые необходимы в освоении ряда профессий и специальностей: врач, эколог, социальный работник, картограф, педагог, литературовед, экскурсовод.

План курса.

п/п

 №

Наименование темы

1

Вводное занятие.

Структура, цели и задачи курса.

2

 Геронтология – наука о старении.

3

Внешние проявления старения.

Практическая работа №1 «Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека».

4

Темпы старения и биологический возраст.

5

Продолжительность жизни человека.

6

Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.

7-8

Проектная деятельность по теме «Геронтология».

9

Представление и защита проектов «Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия»

Содержание программы

1. Вводное занятие. Структура, цели и задачи курса.

2. Лекция. Геронтология – наука о старении. Краткий исторический очерк. Исследования и открытия Мечникова И.И. Общее понятие о старости и старении. Периодизация периода старения

3. Лекция. Внешние проявления старения.Общая характеристика процесса старения. Внешние признаки старения. Старение органов движения.

Практическая работа №1«Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека»

4. Темпы старения и биологический возраст.

Возрастная норма и «норма старения». Биологический возраст в периоде старения и методы его оценки. Преждевременное старение.

Сообщения учащихся на тему «Старение и нервная система», «Старение и эндокринная система», «Старение и иммунная система», «Старение пищеварительной», «Старение дыхательной и выделительной систем», «Органы чувств в старости», «Старение как психологическая проблема»,  о прогерии и других заболеваниях, при которых проявляются признаки

5. Продолжительность жизни человека.

Продолжительность жизни человека – комплексная биомедицинская проблема.

6. Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.

Демографическое старение – тенденция XXI века. Социально-экономические и медико-психологические аспекты демографического старения.(1ч)

7-8. Проектная деятельность по теме «Геронтология». Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта, разработка проекта, подготовка к  представлению и защите. (2ч)

9. Представление и защита проектов «Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия».(1ч)

Примерные темы проектов

  1. Отношение человека к старости и отражение в человеческой культуре.
  2. Инфекционные болезни и проблема долголетия.
  3. География и рекорды долгожительства.
  4. Гипотезы старения.
  5. Старики и общество.
  6. Пора болезней и возраст совершенства.
  7. В поисках средств побеждающих время.

Проект «Отношение человека к старости и его отражение в человеческой культуре».

Цель: выяснить отношение человека к старости в разные времена на основании знакомства с памятниками культуры.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источника информации: сказки, пословицы, поговорки, легенды, песни, историческая литература, экспозиции художественных музеев, картинных галерей. Поиск информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Формирование культуры отношений к старым людям в процессе развития науки и культуры. Бережное и равнодушное отношение человека к старикам в современных условиях. Собеседование, обмен информации, демонстрация мнений, аргументации выводов за круглым столом (1 ч).
  3. Оформление и представление результатов исследования в форме фотовыставок памятников культуры, посвященных старикам и старости с письменными и устными комментариями, создание компьютерной презентации к сообщению по названной теме, проекта учебной таблицы, диафильма, другого учебного пособия (1 ч).

Защита проекта (1 ч).

Проект «Инфекционные болезни и проблема долголетия».

Цель: Ознакомиться с влиянием инфекционных заболеваний на продолжительность жизни.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Группировка причин, влияющих на продолжительность жизни  по разным основаниям: инфекционные заболевания – основная угроза для жизни в развивающихся странах. Пандемия СПИДа. Вирусные гепатиты. Факторы, препятствующие искоренению инфекционных болезней. Приоритетные направления по сокращению инфекционных заболеваний (полное искоренение таких инфекций, как полиемелит, дракункулёз, проказа; «энергетическая» атака на туберкулёз и малярии; осуществление контроля за вспышками инфекций, которые ранее не были известны (например, СПИД)). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
  3. Предъявление результатов исследования. Защита проекта с демонстрацией фото – отчётов, презентации (1 ч).

Проект «География и рекорды долгожительства».

Цель: Определение центров долгожительства и ознакомление с результатами медико-антропологических исследований долгожителей.

Этапы разработки проекта.

1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2ч).

2. Долголетие – социально – биологическое явление. Высший уровень долголетия – долгожительство. Примеры  долгожительства. Основные центры долгожительства в мире и на территории бывшего СССР. Знакомство с картой «Уровень долголетия населения в крупных экономических районах СССР в 1970 году». Долгожительство и этнос. Результаты медико-антропологических исследований долгожителей. Основные причины и факторы долголетия (генетические, экологические, личностно-социально-психологические, трудовые, традиции питания и др.) Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Защита проекта. Предъявление результатов исследований  с устными или письменными комментариями (1 ч).

Проект «Гипотезы старения».

Цель: Ознакомиться с различными гипотезами старения.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Знакомство с разными гипотезами старения (гипотеза износа, молекулярно – генетическая гипотеза, гено-регуляторная, гипотеза ошибок и др.). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
  3. Защита проекта (1 ч).

Проект «Старики и общество».

Цель: Выяснить причины демографического старения. Ознакомиться с социально – экономическими и медико-психологическими аспектами старения.

Этапы разработки проекта.

1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2 ч).

2.Демографическое старение. История и причины. «Демографически старые, зрелые, молодые» страны. Знакомство с картами, схемами, таблицами.

Положение пожилого человека в обществе. Проведение социологического опроса, интервьюирование разных категорий граждан и др. Здоровье и адаптация в старости. Старость – важнейшая психологическая проблема. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Защита проекта (1 ч).

Проект «Пора болезней и возраст совершенства».

Цель: Выяснить возможность сохранения активной жизни в старости.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта, источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Философские высказывания великих людей о радостях старости. Примеры активного долголетия в истории человечества. Написание эссе. Совместное обсуждение, обмен информацией. Выводы (2 ч).

3. Защита проекта. Предъявление результатов исследований, сопровождаемое демонстрацией схем, таблиц, рисунков, фотографий, компьютерной презентации по названной теме (1 ч).

Проект «В поисках средств побеждающих время».

Цель: разработка рекомендаций, способствующих сохранению здоровья и активного долголетия.

Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации. Экскурсия на кафедру геронтологии СГМУ, анатомический музей. Встреча со специалистами данной области (2 ч).

2. Широкий спектр мер профилактики преждевременного старения. Факторы, ускоряющие процесс старения (нерациональный образ жизни, вредные привычки, стрессы). Трудовой фактор, двигательная активность, питание и другие важнейшие факторы. Разработка рекомендаций. Видеофильм, беседа со специалистом (2 ч).

3. Оформление результатов исследования в виде письменного отчёта, электронной версии презентации, таблиц, фотографий. Защита проекта (1 ч).

Литература

1.        Брехман И.И. Введение в валеологию - науку о здоровье. - Л.: Наука, 1987

2.        Величковский Б.Т, Кирпичёв В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека и окружающая среда, М.:»Новая школа», 1997

3.        Гигиена окружающей среды /Под ред.Г.И. Сидоренко. - М.: Медицина, 1985

4.        Загрядский В.П., Суммо-Сасуйло З.К. Физические нагрузки современного человека.

5.        Зарубин Г.П., Новиков Ю.В. Гигиена города. - М.: Медицина, 1986

6.        Казначеев В.П. Очерки теории и практики экологии человека. - М.: Наука, 1983

7.        Курцмен Дж., Гордон Ф. Да сгинет смерть! Победа над старением и продление человеческой жизни. - М.: Мир, 1982

8.        Лисицын Ю.П. Слово о здоровье. - М.: Советская Россия, 1986

9.        Лисицын Ю.П., Сахио А.В. Здоровье человека - социальная ценность. - М.: Мысль, 1989

10.        Маш Р.Д., Воронин Л.Г. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека. - М.: Просвещение, 1983

11.        НТР, здоровье, здравоохранение /Под ред. А.Ф.Серенко, О.А. Александровой. - М.: Медицина, 1984

12.        Обухова Л.Е. Человек и научно-технический прогресс: Антропоэкологический аспект. - М.: Наука, 1977

13.        Скурихин И.М., Шатерников В.А. Как правильно питаться. - 2-ое издание. - М.: Агропромиздат, 1987

14.        Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М.: Наука, 1988

15.        Фёдорова М.З., Кучменко В.С., Лукина Т.П. Экология человека: Пособие для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. М.: Вентана-Граф, 2003

16.        Цафрис Г.П. Действие природных факторов на человека. - М.: Наука, 1982

18.        Хрисанфова Е.Н. Основы геронтологии М.: Владос, 1999

19.        Энциклопедия для детей, АВАНТА +, Человек, 2003

20.        Янес Х.Я. Приемные часы для здоровых. - М.: Медицина, 1987.

21. Интернет ресурсы.



Предварительный просмотр:

Занятие №2 по теме «Геронтология – наука о старении»

Наверное, только в детстве человек торопит время, стремясь скорее повзрослеть. А потом время само торопится, стремительно летит, приближая, вопреки нашему желанию, осень жизни. И однажды она наступает, и надо в ней жить дальше, примиряясь с какими-то неизбежными потерями, радуясь тому, что успел сделать, чего удалось достигнуть, да и просто тому, что жизнь продолжается.

Вопросы вечной жизни интересовали человека всегда. На каждом континенте были свои бессмертные – и на Востоке, и в Скандинавии, и у коренных Американских индейцев. Символы вечной жизни: живая вода и молодильные яблоки, связанные с вечной молодостью и бессмертием — излюбленные атрибуты русских сказок.

Есть бессмертные персонажи и в Библии. Например, в Ветхом Завете таких несколько: Илия, Моисей, Мельхиседек и Енох. А в начале периода, описанного в Святом Писании, люди вообще жили до 1000 лет.

По прогнозам Всемирной организации здравоохранения в третьем тысячелетии постарение населения охватит практически все страны мира. В связи с этим более остро стоят вопросы жизнеустройства, лечения и ухода за старыми, нетрудоспособными, зачастую больными членами общества. Все это ставит неотложную задачу изучения старения во всех его аспектах: биологическом, медицинском и социальном. Вот почему так бурно в настоящее время развиваются геронтология  и гериатрия.

Геронтология - (греч. herontos – старик, logos – наука) – наука о старости и старении, изучающая биологические процессы старения, суть старости и влияние ее наступления на человека и общество в целом.

 Гериатрия (с греческого «гер» - старик, «арис» - лечение) – это составная часть геронтологии, включающая в себя медицинские аспекты старения. Гериатрия концентрирует свое внимание на пропаганде здорового образа жизни, предотвращении и лечении заболеваний, а также нетрудоспособности (инвалидности) в пожилом возрасте.

 
Краткая история

Геронтология своим появлением обязана развитию медицины. Еще с древних времен философы, врачи, наблюдая за стариками, пытались найти научное объяснение процессу старения, который они связывали с конституциональными особенностями, телосложением, физической деятельностью, питанием, с потерей тканями тепла, влажности, с нарастанием сухости кожи. Философы и врачи древней Греции, Италии, стран Востока изучали старых людей, оценивали признаки старения и симптомы заболеваний. С их деятельностью связаны мифы об эликсире омоложения, о вечной молодости, бессмертии.

Древняя Греция. Гиппократ и врачи его школы связывали старение с особенностями темперамента, с сезонами года. Флегматики стареют быстрее. Холерики в старости переживают самый здоровый период. Летом старики бодрее, чем зимой. К специфическим симптомам старости Гиппократ относил мочекаменную болезнь, катаракту, снижение слуха, болезни суставов (включая подагру), бессонницу. Им впервые разработаны схема гигиенического режима и рекомендации для старых людей: умеренность во всем, движения, баня, специальный массаж с травами, маслами для тела и суставов. Его стараниями была построена больница, где не только лечили больных, но и преподавали основы врачебного искусства. Кроме того, в специальном гимнасионе для лечения использовались: физическая гимнастика, массаж, ароматерапия, фитотерапия.

Древний Рим. Гален считал, что сущность жизни есть равновесие между элементарными качествами: теплом, холодом, влажностью, сухостью. С возрастом наступает изменение этих качеств у человека. Потеря тепла, влажности тканей, нарастание сухости составляют суть старости. Его медицинские знания о старости, рекомендации по ее профилактике оформлены в виде учения «герокомия». Основу профилактики старения составляли: диета, питание, личная гигиена, бани, массажи, активный образ жизни. Особое внимание Гален уделял заботе о стариках его родственников. Старый человек должен жить в кругу своего семейства. Такой момент трогательной заботы о старике запечатлел в картине «Последний день Помпеи» гениальный русский живописец Карл Брюллов (на фоне огнедышащего Везувия и вползающей в город лавы, рушащихся зданий и падающих колонн, бегущих в страхе людей изображены двое юношей с парализованным стариком на плечах).

Арабские ученые. Авиценна (Абу Али Ибн Сина) рекомендовал пожилым людям молочно-растительную диету, немного красного вина, прогулки, массаж, верховую езду.

В эпоху Средневековья на рубеже ХIII – ХIV столетий одним из прославленных врачей Италии был несравненный Арнольд из Виллановы (ок. 1240 – ок. 1310). Сын своего века, он отдал дань суевериям и оккультизму; увлекаясь алхимией, он видел в ней средство для изготовления целебных лекарств. Врач и философ, связавший химию и медицину, разработал токсикологию. Он впервые провел экспериментальные разработки средств продления жизни и борьбы со старостью. В начале ХIV в. им был составлен «Салернский кодекс здоровья» – трактат о практической терапии, диететике и гигиене [7]. Дивные стихи салернского врача, посвященные так и не состоявшемуся королю Роберту Нормандскому, лечившему свои раны в Салерно после возвращения из первого Крестового похода, сохраняют свою актуальность и значимость в настоящее время.

 

Школа Салернская так королю англичан написала:

"Если ты хочешь здоровье вернуть

И не ведать болезней, тягость забот отгони

И считай недостойным сердиться,

Скромно обедай, о винах забудь,

Не сочти бесполезным бодрствовать после еды,

Полуденного сна избегая.

Долго мочу не держи, не насилуй потугами стула;

Будешь за этим следить, —

проживешь ты долго на свете.

Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими

Трое: веселый характер, покой и умеренность в пище."

 

Гиппократ, Гален и их последователи главную роль в профилактике старения отводили умеренному образу жизни, сохранению привычных навыков, диете, правилам личной гигиены и систематической двигательной активности.

 

ХVII – ХVIII вв. Англия. Геронтолог А. Комфорт задолго до научного обоснования причин старения высказывает интересную мысль о снижении адаптации организма к внутренней и внешней среде и повышении вероятности смерти от случайных факторов.

Ф. Бэкон, ученый и философ, осуществляет попытку создания первой фундаментальной классификации наук, разделив их на две группы: науки о природе и о человеке. Он был убежден, что исследование процессов старения поможет раскрыть его причины и возможности увеличения продолжительности жизни. Бэкон первым отметил отрицательное воздействие вредных привычек на здоровье.

Германия. Геронтолог К. Гуфеланд печатает книгу «Искусство продлить человеческую жизнь, или Макробиотика». С выходом этой книги начинается новый период развития учения о старении и старости. Разрабатываются клинические методы исследования симптоматологии и болезней пожилых людей через аутопсию умерших.

ХIХ в. В Германии, Англии, Франции основой исследований в области геронтологии становятся клинические наблюдения и достижения биологии. В Париже организовываются первые гериатрические центры (Сальпетриер, Бисетр и др.).

США. 1912 г. И. Нашер создает первое научное общество гериатров. С его именем связано понятие «гериатрия», давшее название науке о болезнях старых людей. В 1914 г. он издает первый учебник по геронтологии и гериатрии для студентов-медиков. Нашером обосновывается необходимость создания специализированных медицинских учреждений (клиник, центров) для лечения стариков.

Россия. ХVIII в. И. Фишер издает книгу «О старости, ее степенях и болезнях». Он обращает внимание на важность влияния экологии на конституциональные особенности и психическое состояние человека. В профилактике болезней следует соблюдать диету, режим питания, закаливание с использованием природных факторов.

ХIХ в. Огромное влияние на развитие геронтологии оказали С.П. Боткин, И.И. Мечников. Боткин отмечает, что признаки старения у разных людей развиваются не одновременно, с различной динамикой. Он рассматривает физиологическое и патологическое старение. В свою очередь, И.И. Мечников выдвигает тезис: «старость есть болезнь и ее надо лечить»,огромная значимость которого сохраняется по настоящее время.

Советская Россия. 1938 г. А.А. Богомолец организует первую научную конференцию, посвященную проблемам старения и долголетия. Обсуждается гипотеза о максимальном продлении жизни до 150 лет и более. Создаются геронтологические школы в Ленинграде, Киеве, Москве, Тбилиси и других крупных городах. В 1958 г. в Киеве открывается Институт геронтологии и гериатрии, где руководителями кафедры геронтологии работают видные отечественные ученые В.В. Фролькис, О.В. Коркушко, А.В. Токарь и др. Ведущими направлениями в геронтологии становятся экспериментально-биологическое, клинико-физиологическое, социально-гигиеническое.

Геронтология Мечникова

 Геронтология — как наука о старении и старости — возникла во второй половине XIX в. Ее создателем по праву считается знаменитый русский ученый И. И. Мечников, прославившийся открытием фагоцитоза и своими работами по иммунологии и микробиологии. Он также разработал учение о правильном образе жизни, способствующем долголетию — ортобиоз.

 По мнению И. И. Мечникова, если человек прошел нормальный цикл жизни, приводящий к потере жизненного инстинкта и безболезненной старости, то тем самым он как бы примиряется со смертью. Предел нормальной человеческой жизни, по Мечникову, не 70—80 лет, а 100—120 и более лет. Если же человек не доживает до этих сроков, то он страдает от преждевременной старости, болезни, которую нужно лечить с помощью «науки будущего» — макробиотики на основе изучения «человеческой природы».

 Всю свою зрелую жизнь И. И. Мечников следовал правилам ортобиоза — вел умеренный образ жизни, пил кефир и другие молочно-кислые продукты, занимался профилактикой старения. Он превратил свою жизнь в своеобразную лабораторию для проверки своей теории старения и смерти. Особый интерес к проблемам старения, долголетия, смерти и бессмертия человека проявился на рубеже двух последних столетий. Причиной этого явились успехи биологии и медицины в понимании природы жизни и смерти, в изучении закономерностей жизнедеятельности здорового и больного организмов.

 В нашей стране проблемам смерти, бессмертия, омоложения посвятили свои труды И. И. Шмальгаузен, М. С. Мильман, Н. К. Кольцов, Н. Ф. Федоров, 3. Г. Френкель и др. В связи с проблемой возможности межзвездных полетов человека проблемой бессмертия глубоко интересовался основатель космонавтики К. Э.Циолковский.

 

Общее понятие о старости и старении.

Старение – разрушительный процесс, неизбежно заканчивающийся смертью. «Видно, от смерти никакого не сыщешь лекарства» От зарождения жизни до смерти идет непрерывный процесс развития и старения живых клеток.

Старость – заключительный период индивидуального возрастного развития человека в онтогенезе, сопровождающийся недостаточностью активности физиологических функций организма. Старение связано с изменениями на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, субклеточном, клеточном, системном, органном и организменном. Процесс старения (включая смерть) рассматривается как результат программных генетических изменений. На процесс старения влияют внешние и внутренние факторы. Внешние влияния – факторы окружающей среды, социальные, экономические. Внутренние влияния – болезненные телесные и духовные состояния.

 Периодизация периода старения.

Периодизация — выделение качественно различных периодов старения. Оценка биологического возраста при старении и выделение периодов, существенно различающихся один от другого, представляют значительные трудности, причинами которых являются отсутствие четких критериев периодизации старения, существенно значительный индивидуальный разброс темпов старения. Продолжительность жизни в последние десятилетия существенно изменилась по сравнению с периодизацией, принятой в 60-х годах ХХ столетия. Уже в 2000 г. внесены изменения в периодизацию старения. Возраст 60—69 лет определяется как предстарческий, 70—79 — старческий, 80—89 — позднестарческий, 90 и более — дряхлый



Предварительный просмотр:

Занятие №3 по теме «Внешние проявления старения»

Старение человека — как и старение других организмов, это биологический процесс постепенной деградации частей и систем тела человека и последствия этого процесса. Для человека старение всегда имело особое значение. Веками философы обсуждали причины старения, алхимики искали эликсир молодости, а многие религии придавали старению сакральное значение.

Общая характеристика процесса старения.

 Процесс старения является неотъемлемым свойством жизни, то есть старость следует рассматривать как нормальный, естественный процесс.

Но при этом необходимо учитывать, что многие процессы, протекающие в организме человека при старении, схожи с развитием ряда патологических процессов, и поэтому знание их представляет особую ценность для медицины. К настоящему времени в биологической науке накоплено большое количество гипотез о механизмах старения, но пока не одна из них не стала полноценной теорией. Из существующих по этому вопросу многочисленных гипотез можно выделить две основные группы.

Гипотезы первой группы предполагают, что старение является следствием накопления невосстанавливаемых повреждений, получаемых организмом в течение жизни. В качестве повреждающих факторов могут выступать радиоактивное излучение, в том числе фоновое, происходящее вследствие распада естественных радиоактивных элементов, космические излучения и другие источники радиации, а также случайные флюктуации рН и температуры в микрообъемах среды. Кроме того, сильное повреждающее действие оказывают свободные радикалы и перекиси, которые могут образовываться при окислении веществ в организме. Как известно, эти соединения химически чрезвычайно активны и способны вызывать повреждения молекул, разрывая их или образуя внутримолекулярные и межмолекулярные сшивки.

 Согласно гипотезам второй группы, старение представляет собой генетически запрограммированный процесс, выработавшийся в эволюции как инструмент, ограничивающий продолжительность индивидуальной жизни. С этой точки зрения, быстрая смена вымирающих одно за другим поколений способствует лучшей приспособляемости к условиям существования и защищает вид от вымирания в большей степени, чем потенциальное бессмертие особи. Веским доказательством этого служит большое различие в максимальной продолжительности жизни животных разных видов. В таком случае старение должно рассматриваться как один из этапов онтогенеза, когда достижение одной фазы развития сопровождается изменением и выработкой индукторов для наступления следующей фазы. Данные, полученные при пересадке тканей молодого животного старому, и наоборот, свидетельствуют об активном "старящем" влиянии тканей старого организма.

Старение является частью развития общей программы становления, формирования организма, особенностей обмена веществ его.

Но на эту программу наслаиваются различные факторы внешней среды, которые направлены, как правило, в одну сторону — на преждевременное развитие процесса старения.

Внешние признаки старения.

В старости облик человека обычно меняется. Уменьшается за счет снижения упругости межпозвоночных и суставных хрящей рост, в большинстве случаев падает вес. Движения становятся замедленными, осторожными. Как подметил зорким поэтическим глазом А. С. Пушкин, «старость ходит осторожно». Походка стариков становится менее упругой, шаркающей, длина шага уменьшается в среднем с 71 до 63 см. Изменяется осанка: многие уже не могут прямо, высоко держать голову, горбятся. Кости становятся тоньше, уменьшается подвижность суставов.

Объем мышц постепенно уменьшается, и в связи с этим худеют ноги и руки. У 30-летнего мужчины мышцы составляют 43% веса всего тела, а в старости только 25%. Мышечные волокна укорачиваются и количество их уменьшается, а за счет этого разрастаются сухожильные волокна. В результате мышцы становятся короче, а сухожилия — длиннее. Разрастается и жировая ткань, причем жир откладывается главным образом на животе и затылке. На коже лица и шеи появляются морщины, особенно на лбу, вокруг глаз и рта. Волосы седеют и выпадают, зубы желтеют и стираются.

Современные врачи разделяют внешние признаки старения на обязательные и возможные. К обязательным относятся: понижение упругости мягких тканей, сухость и истонченность кожи, ее морщинистость, старческая деформация. Возможные признаки старения возникают не у всех. К ним относятся: отек и пастозность кожи вокруг глаз, пористость кожи, гипертрихоз, кератомы, папилломы, старческие бородавки, пятна.

Появление этих всем известных внешних признаков старения связано с изменениями состава и строения тканей и органов, с изменениями жизнедеятельности стареющего организма.

На уровне целостного организма, кроме хорошо известного, характерного внешнего вида старого организма, возрастные изменения проявляются в виде уменьшения способности переносить нагрузку, например выполнять физическую работу.

Изменения систем при старении.

Функционирование отдельных систем уменьшается с возрастом. Значительные изменения развиваются при старении в системе соединительной ткани. Увеличивается количество соединительной ткани в различных органах — печени, сердце, почках, снижается число эластических волокон при увеличении содержания коллагена, что ведет к ухудшению механических свойств соединительной ткани, склерозу органов. С нарушением состояния соединительной ткани связаны возрастные изменения сосудов и органов движения и опоры. Заживление ран, переломов и других повреждений в старческом возрасте происходит хуже, чем в молодом.

Уже после 40 лет разрушение костной ткани происходит более интенсивно, чем ее обновление. С возрастом снижается минерализация опорно-двигательного аппарата: уменьшается минерализация костной ткани с развитием остеопороза. Это приводит к развитию различных переломов, даже при обычных физических нагрузках в  костях могут появиться трещины. Кроме того, уменьшается содержание жидкости в костной ткани, из-за чего она как будто высыхает.

 Изменения происходят не только в костной, но и в хрящевой ткани, способствуя искривлениям позвоночника и укорочению роста человека. Нарушается не только осанка, но и походка. Становясь более шаткой.

Еще одна проблема, возникающая в период зрелости, — уменьшение общей массы костей на 0,3-0,5% в год. Это опять же возникает из-за того, что рассасывание костной структуры начинает превышать ее формирование. Если не предпринимать никаких действий, то мужчина к старости лишается порядка 20-30% скелетной массы, а женщина — до 50%!

Практическая работа №1 «Выявление возрастных признаков по внешнему виду у человека»

По мере того как люди становятся старше, происходят заметные изменения в их внешнем виде, а также в общем физическом состоянии. Часто можно довольно точно определить возраст человека по его виду, но иногда внешность может ввести в заблуждение.

Со старением волосы редеют, кожа становится морщинистой и теряет эластичность, появляется сутулость и уменьшается рост, ухудшается зрение и слух, “садится” голос, становится хриплым, теряет звонкие верхние частоты, изменяется форма грудной клетки.

Изменяется структура тела, происходит уменьшение костной ткани.

Сделайте подборку из 2 - 3 фотографий, с описанием  т.е на основании каких внешних признаков вы считаете, что это фотографии пожилых или старых людей?

Результаты работы отправьте на электронный адрес учителя.

Например:

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/3/76/436/76436480_rita_2.jpg

Описание…….

Картинка 142 из 33181

Описание…….



Предварительный просмотр:

Занятие №4  по теме «Темпы старения и биологический возраст»

Возрастная норма и норма старения. Норма в физиологии и медицине общее обозначение равновесия организма человека, его органов и функций, обеспечивающего его оптимальную жизнедеятельность в условиях окружающей среды.

В биологии и медицине распространено понимание нормы как среднестатистического варианта («математическая норма»). Хотя границы возрастных норм подчас довольно размыты, они все же определяют периодизацию онтогенеза, прежде всего, основных его этапов — становления, зрелости и угасания, то есть, существует запрограммированная необходимая последовательность смены норм. Это предполагает наличие своей возрастной нормы для каждого возрастного периода.

На практике в геронтологии и клинической медицине обычно так или иначе используются возрастные нормы или, точнее, нормативы, то есть, типичные для данного возрастного этапа пределы колебаний морфо-функциональных признаков.

Реально старение человека далеко не всегда совпадает с хронологическим (паспортным) возрастом, на котором строится периодизация. Она условна, как и любая классификация. Существуют значительные расхождения в индивидуальных сроках возрастных изменений на протяжении нисходящей фазы развития. Спад физиологических показателей может произойти уже к 30— 35 годам, или к началу третьего десятилетия, или даже еще раньше, а относительная «молодость» описана даже в 80— 90 лет. В пожилом возрасте индивидуальные различия темпов особенно велики, они значительно больше, чем в молодости или зрелости, но именно темпы и интенсивность старения являются важнейшим показателем жизненности, определяющим саму продолжительность жизни.

Для оценки индивидуальных темпов развития (старения) используется категория биологического возраста. 

Биологический возраст в периоде старения и методы его оценки. Биологический (функциональный) возраст — фундаментальная характеристика темпов развития (старения). В периоде увядания биологический возраст — это степень истинного старения, уровень жизнеспособности и общего здоровья организма. Он определяется как «совокупность показателей состояния индивида, по сравнению с соответствующими показателями здоровых людей этого же возраста данной эпохи, народности, географических и экономических условий существования».

Биологический возраст, помимо наследственности, в большой степени зависит от условий среды и образа жизни. Поэтому во второй половине жизни люди одного хронологического возраста могут особенно сильно различаться по морфо-функциональному статусу, то есть, биологическому возрасту. Моложе своего возраста обычно оказываются те из них, у которых благоприятный повседневный образ жизни сочетается с положительной наследственностью.

Методы оценки биологического возраста и его основные критерии. Введение понятия «биологический возраст» объясняется тем, что календарный (хронологический) возраст не является достаточным критерием состояния здоровья и трудоспособности стареющего человека. Определять биологический возраст имеет смысл лишь у лиц старше 30 лет или даже 35 лет. Его оценка при старении необходима геронтологам, клиницистам, социальным работникам для решения социально-гигиенических задач, диагностики заболеваний, суждения о здоровье и эффективности мероприятий по замедлению темпов старения и продлению активной старости.

Считается, что при физиологическом старении организма его хронологический и биологический возраст должны совпадать. В случае отставания биологического возраста от хронологического можно предположить большую длительность предстоящей жизни, в противоположном варианте — преждевременное старение. То есть, речь идет о физиологической или преждевременной (и патологической) старости.

Далеко не каждый меняющийся с возрастом признак можно использовать для определения биологического возраста в этом периоде. К настоящему времени существует уже большое количество тестов разного объема - в зависимости от целей исследования. В качестве критериев биологического возраста могут быть использованы и различные морфологические, в меньшей степени психологические показатели, отражающие общую и профессиональную работоспособность, здоровье и возможности адаптации. В последнее время большое значение придается изучению возрастных изменений на молекулярном уровне.

Примеры комплексов тестов для амбулаторного исследования по программе долговременного наблюдения старения (Институт геронтологии АМН РФ):

I. Антропометрические данные и общие показатели старения: рост стоя, рост сидя, окружность грудной клетки, плечевой диаметр, вес, толщина кожной складки, рентгенография кистей.

II. Функциональные показатели состояния органов и систем: пульс, артериальное давление, частота дыхания, жизненная ёмкость легких (ЖЕЛ), максимальная задержка дыхания на вдохе и выдохе, мышечная сила кистей (динамометрия), рентгеноскопия органов грудной клетки, острота зрения, простой тест на память, ЭКГ, скорость распространения пульсовой волны.

III. Лабораторные исследования: общий анализ крови, мочи, биохимические исследования крови (холестерин, лецитин, сахар крови).

Сокращенный метод определения биологического возраста для взрослых, лиц: кардио-пульмональная система (систолическое артериальное давление, ЖЕЛ, артериальное парциальное давление кислорода); органы чувств, психика (зрение, слух, способность к переключению внимания); двигательный аппарат (эластическая способность сухожилий); состояние зубов (количество здоровых зубов). Один из наиболее разработанных антропологических критериев биологического возраста для периода зрелости и старения основывается на детальном изучении и оценке возрастного остеоморфного статуса (по рентгенографии кисти).

При определении «возрастных норм» и биологического возраста человека следует учитывать пол, индивидуальные и конституциональные особенности, а также принадлежность к определенной эколого-популяционной группе, влияние социальных факторов и другие обстоятельства.

Биологический возраст мужчин и женщин. По биологическим процессам, как считают геронтологи, женщины стареют медленнее и живут дольше на 6— 8 лет. Например, аналогичные изменения в тканях старых женщин и мужчин наступают у последних раньше на 8 лет, то есть, биологическое старение женщин происходит позже. Большая жизнеспособность женщин сохраняется на протяжении всей жизни. Первоначально закладывается больше мужских зародышей, и в течение первых лет жизни и даже второго-третьего десятилетий может сохраняться некоторое преобладание мужчин, но уже к концу третьего десятилетия численность обоих полов почти сравнивается, и далее возрастающими темпами усиливается численное преобладание женщин. Среди долгожителей в возрасте 100 лет это соотношение составляет приблизительно три-четыре женщины на одного мужчину. Вероятно, определенную роль могут играть защитная функция женских половых гормонов — эстрогенов, оказывающих антисклеротическое действие, и общая большая устойчивость женского организма как адаптация к повышенным биологическим нагрузкам при деторождении. С другой стороны, как уже упоминалось, у женщин более рано и резко прекращается детородная функция. Это тоже своего рода адаптация, защита стареющего организма от уже непосильной для него нагрузки, связанной с беременностью и родами.

У мужчин увядание менее отчетливо и растягивается на больший срок, но оно равномерно подводит к постарению всего организма. Поэтому мужчины дольше сохраняют свой репродуктивный потенциал и имеют более молодой вид. Однако эти способности не распространяется на истинную жизнеспособность организма: у них сильнее выражены склеротические процессы, более высокий биологический возраст, а общие жизненные шансы ниже, чем у женщин аналогичного хронологического возраста. Длительность жизни мужчин меньше, чем у женщин.

Биологический возраст в различных эколого-популяционных и этнических группах. Имеются многочисленные данные о различных темпах старения в разных группах населения с резко отличными экологическими и социальными условиями. Они выявлены, например, в скорости уменьшения роста, массы, мышечной силы, основного обмена, для динамики артериального давления и других показателей.

Наиболее важный аспект — связь биологического возраста с внешними факторами, особенно в экстремальных условиях окружающей среды. Окружающая среда — это комплекс не только природных, но и социальных условий. Особую роль среди внешних факторов играют антропогенные, то есть, создаваемые деятельностью самого человека. При благоприятных климатических и, особенно, социальных условиях биологический возраст несколько отстает от хронологического. Противоположная картина отмечается, например, в условиях сильного стресса (фашистские концлагеря), повышения фона ионизирующей радиации (чернобыльцы).

У мужских групп современного сельского населения выявляется некоторое снижение темпов старения скелета в направлении с севера на юг. Относительно высокие темпы наблюдались у коренных народов Севера — ненцев, чукчей, эскимосов, бурят. Относительно самые низкие скорости старения были у абхазов, некоторых групп грузин, каракалпаков и других. С возрастом роль средовых воздействий постепенно усиливается.

Весьма значительно и влияние социальных факторов: в группах с повышенным долголетием широко распространены традиции уважения к старикам, их особый социальный статус. Чрезвычайно важна роль социальных преобразований, направленных на повышение здоровья, при освоении новых экстремальных экологических ниш, таких как космос, вахтовые поселения на севере, в пустыне и т. д.

Роль этнической принадлежности в определении биологического возраста меньше, чем экологии. Таким образом, каждой зонально-климатической области свойственны свои особенности протекания «нисходящего этапа» онтогенеза, и они в большей степени ассоциируются с внешними факторами, чем с этнической принадлежностью.

Преждевременное старение. Преждевременное старение в отличие от физиологического (естественного) — весьма распространенное явление в различных группах современного человечества.

 «Физиологическое старение» подразумевает естественное начало и постепенное развитие характерных для данного вида  старческих изменений, ограничивающих способность организма приспосабливаться к окружающей среде.

«Преждевременное старение» — любое частичное или более общее ускорение темпа старения, приводящее к тому, что данное лицо опережает средний уровень старения своей возрастной группы.

Преждевременное старение может зависеть от многих причин — как внутренних (в том числе, и наследственности), так и от влияния внешних (средовых) факторов.

Признаки преждевременного старения замечены и при некоторых  хронических заболеваниях, как, например, туберкулезе, язвенной болезни, сахарном диабете взрослых, психических травмах и другое. Проявляются они и при иммунной недостаточности. Особую роль играют психический и эмоциональный стресс, недоедание, ионизирующая радиация.

Моделью ускоренного старения некоторые геронтологи считают и так называемый синдром хронической усталости. Особенно часто он наблюдается у ликвидаторов аварии на Чернобыльской АЭС, у лиц из экологически неблагополучных районов, у послеоперационных больных с последующей химио- и лучевой терапией, у больных хроническими воспалительными заболеваниями, бизнесменов с чрезмерными психо-эмоциональными нагрузками. К синдрому преждевременной старости, таким образом, могут привести многие внешние и внутренние факторы. Особое место по раннему проявлению занимают синдромы преждевременного старения наследственной природы, представляющие уже явную патологию. Это так называемые прогерии

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

  1. Дайте определение нормы в физиологии и медицине.
  2. Каковы методы оценки биологического возраста?
  3. Как связаны между собой биологический возраст и конституция человека?
  4. Как определяется биологический возраст в различных эколого-популяционных и этнических группах?
  5. Что такое преждевременное старение? Его особенности и черты.
  6. Опишите модель ускоренного старения.
  7. Что такое прогерия?
  8. Суть внезапного старения?

Вашему вниманию предлагаются темы, по которым вы можете расширить сведения об изменениях в функциональных системах человека в связи со старением, о прогерии и других заболеваниях, при которых проявляются признаки (по желанию)

Выберите наиболее интересную на ваш взгляд тему и подготовьте сообщение:

  • «Старение и нервная система»,
  • «Старение и эндокринная система»,
  •  «Старение и иммунная система»,
  •  «Старение пищеварительной системы»,
  • «Старение дыхательной и выделительной систем»,
  • «Органы чувств  в старости»,
  •  «Старение как психологическая проблема»
  • «Прогерия»

Работу отправьте на электронный адрес учителя.

 

     



Предварительный просмотр:

Занятие №5 по теме «Продолжительность жизни человека»

В Западной Европе по статистике продолжительность жизни женщин составляет 80 лет, а продолжительность жизни мужчин - 70 лет. На Востоке - в Японии и Китае средняя продолжительность жизни достигает 85 лет. Российские мужчины по официальной статистике живут до 58 лет, а фактически многие не  доживают до 53 лет. Женщины в среднем живут дольше – до 74  лет. Продолжительность жизни россиян значительно сократилась по сравнению с советским периодом 60-х - 70-х годов.

Факторы, влияющие на здоровье и продолжительность жизни человека.
Человек в течение всей своей жизни находится под постоянным воздействием целого спектра факторов окружающей среды — от экологических до социальных. Помимо индивидуальных биологических особенностей все они непосредственно влияют на его жизнедеятельность, здоровье и, в конечном итоге на продолжительность жизни. Ориентировочный вклад различных факторов влияющих на здоровье населения оценивается по четырем позициям: образ жизни, генетика (биология) человека, внешняя среда и здравоохранение

Группировка факторов риска по их доли влияния на здоровье. 

Факторы, влияющие на здоровье

Примерная доля фактора, %

Группы факторов риска

Образ жизни

49-53

Курение, употребление алкоголя, несбалансированное, неправильное питание, вредные условия труда, стрессовые ситуации (дистресс), адинамия, гиподинамия, плохие материально-бытовые условия, употребление наркотиков, злоупотребление лекарствами, непрочность семей, одиночество, низкий образовательный и культурный уровень, чрезмерно высокий уровень урбанизации.

Генетика, биология человека

18-22

Предрасположенность к наследственным болезням.

Внешняя среда, природно-климатические условия

17-20

Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения.

Здравоохранение

8-10

Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременность ее оказания.

Данные показывают, что наибольшее влияние на состояние здоровья оказывает образ жизни. От него зависит почти половина всех случаев заболеваний. Наследственность обусловливает около 20% болезней.

В настоящее время, когда медицина победила многие эпидемические инфекционные заболевания, а оспа практически ликвидирована на всем земном шаре, роль здравоохранения в предотвращении заболеваний современного человека несколько снизилась.

В городских условиях факторы влияющие на здоровье  деляться на пять основных групп: жилая среда, производственные факторы, социальные, биологические и индивидуальный образ жизни. 

 Влияние различных факторов среды на здоровье населения 

Факторы

Учтенные показатели

Степень влияния, %

Жилая среда

Жилая площадь

4,5

Расстояние до лесопарка

1,0

Химическое загрязнение воздуха

6,0

Шум

4,0

Длительность поездок в транспорте

1,0

Суммарное влияние жилой среды

16,5

Производст-венные

Контакт с химическими вредностями

5,5

Шум

5,0

Профессиональный стаж

6,0

Сменность и характер труда

2,0

Суммарное влияние производственных факторов

18,5

Социальные

Образование

4,0

Семейное положение

0,5

Среднедушевой доход

0,2

Суммарное влияние социальных факторов

4,7

Образ жизни

Курение

9,0

Длительность сна

1,0

Длительность домашней работы

1,0

Занятия физкультурой и спортом

3,5

Активный отдых на воздухе

9,0

Проведение отпуска за городом

2,0

Суммарное влияние образа жизни

25,5

Биологические

Возраст

10,0

Пол

1,0

Суммарное влияние биологических факторов

11,0


При оценке здоровья населения учитывается и такой немаловажный фактор региональной особенности, который складывается из целого ряда элементов: климата, рельефа, степени антропогенных нагрузок, развития социально-экономических условий, плотности населения, промышленных аварий, катастроф и стихийных бедствий и т.п. Вызывает большую озабоченность тот факт, что в настоящее время Российская Федерация по уровню смертности и средней продолжительности жизни устойчиво занимает одно из последних мест среди индустриально развитых стран. 

Техногенные факторы влияющие на здоровье.

Основными факторами техногенного характера, оказывающими негативное влияние на здоровье, является химическое и физическое загрязнение окружающей среды. 

Химическое загрязнение окружающей среды и здоровье человека

Глобальное загрязнение атмосферного воздуха сопровождается ухудшением состояния здоровья населения. Статистически достоверная зависимость от загрязнения атмосферного воздуха установлена для заболеваний бронхитом постепенно переходящим в такое сложное заболевание как бронхиальная астма, пневмонией, эмфиземой легких, а также для острых респираторных заболеваний. Загрязнения атмосферного воздуха влияют на резистентность организма, что проявляется в росте инфекционных заболеваний. Имеются достоверные сведения о влиянии загрязнений на продолжительность заболеваний. Так, респираторное заболевание у детей, проживающих в загрязненных районах, длится в 2—2,5 раза дольше, чем у детей, проживающих на относительно чистых территориях. Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о том, что у детей, проживающих в районах с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, отмечается низкий уровень физического развития, которое часто оценивается как дисгармоничное. Наблюдающееся отставание уровня биологического развития от паспортного возраста свидетельствует о весьма неблагоприятном влиянии загрязнения воздушной среды на здоровье подрастающего поколения. В наибольшей степени загрязнение атмосферного воздуха сказывается на показателях здоровья в урбанизированных центрах, в частности в городах с развитой металлургической, перерабатывающей и угольной промышленностью. На территории таких городов влияют как неспецифические загрязнители (пыль, сернистый ангидрид сероводород, оксид углерода, сажа, диоксид азота), так и специфические (фтор, фенол, металлы и др.). Причем в общем объеме загрязнений атмосферного воздуха неспецифические загрязнители составляют свыше 95%.

На всех территориях с высокими уровнями загрязнения атмосферного воздуха заболеваемость как один из показателей здоровья выше, чем на относительно чистых территориях. В Тольятти дети, проживающие в зоне влияния выбросов Северного промышленного узла, в 2,4—8,8 раза чаще болели заболеваниями верхних дыхательных путей и бронхиальной астмой, чем дети, проживающие в относительно чистом районе.

В Саранске у населения, проживающего в районе, прилегающем к предприятию по производству антибиотиков, отмечается наличие специфической аллергизации организма к антибиотикам и кандидозному антигену.

В городах Челябинской области, где более 80% выбросов обусловлено предприятиями черной и цветной металлургии, отмечается повышенный уровень заболеваемости детей и взрослых болезнями эндокринной системы, крови, органов дыхания, а также наблюдаются врожденные аномалии у детей и взрослых, осложнения беременности и родов, болезни кожи и злокачественные новообразования.

В сельской местности Ростовской области в районах с высокими пестицидными нагрузками (до 20 кг/га) у детей увеличилась распространенность болезней органов кровообращения на 113%, бронхиальной астмы — на 95% и врожденные аномалии — на 55%.

Важнейшими источниками химического загрязнения окружающей среды в России являются промышленные предприятия, автомобильный транспорт, тепловые и атомные электростанции. В городах весомый вклад в загрязнение среды вносят также слабо утилизируемые отходы коммунального хозяйства, а в сельской местности — пестициды и минеральные удобрения, загрязненные стоки животноводческих комплексов.

Атмосферное загрязнение в первую очередь влияет на сопротивляемость организма, результатом снижения которой становится повышенная заболеваемость, а также другие физиологические изменения организма. По сравнению с другими источниками химического загрязнения (пища, питьевая вода) атмосферный воздух представляет собой особую опасность, поскольку на его пути нет химического заслона, подобного печени при проникновении загрязняющих веществ через желудочно-кишечный тракт.

Основными источниками загрязнения почвы служат утечки химических веществ, оседание на почву присутствующих в воздухе загрязнителей, чрезмерное использование химикатов в сельском хозяйстве, а также неправильное складирование, хранение и захоронение жидких и твердых отходов.

В целом по России загрязнение почвы пестицидами составляет около 7,25%. К регионам с наибольшим загрязнением отнесены почвы Северного Кавказа, Приморского края и Центрально-Черноземных областей, к регионам со средним загрязнением — почвы Курганской и Омской областей, Среднего Поволжья, к территориям с небольшим загрязнением — почвы Верхнего Поволжья, Западной Сибири, Иркутской и Московской областей.

В настоящее время практически все водные объекты России подвержены антропогенному загрязнению. В воде большинства рек и озер отмечается превышение ПДК хотя бы по одному загрязняющему веществу. По данным Госкомсанэпиднадзора России, питьевая вода в более чем 30% водоемов не соответствует ГОСТу.

Загрязнение воды и почвы, так же как и воздушной среды, представляет серьезную проблему в России, Их возрастающее загрязнение токсичными химическими веществами, например, тяжелыми металлами и диоксинами, а также нитратами и пестицидами оказывает прямое влияние на качество продуктов питания, питьевой воды и, как прямое следствие, на здоровье и

 

Физическое загрязнение окружающей среды и факторы влияющие на здоровье человека


К основным физическим факторам окружающей среды, оказывающим негативное воздействие на здоровье человека относятся
шум, вибрация, электромагнитные излучения, электрический ток.

Шум представляет собой комплекс звуков, вызывающих неприятные ощущения, в крайних случаях — разрушение органов слуха. Небольшие шумовые воздействия (около 35 дБ) могут вызвать нарушения сна. Раздражающее действие на вегетативную нервную систему наблюдается уже при уровне шума 55 — 75 дБ. Шум более 90 (дБ) вызывает постепенное ослабление слуха, сильное угнетение или, наоборот, возбуждение нервной системы, гипертонию, язвенную болезнь и т.п. Шум силой свыше 110 дБ приводит к так называемому шумовому опьянению, выражающемуся в возбуждении и аналогичному по субъективным ощущениям алкогольному опьянению. 

К основным источникам шума относятся транспорт, в первую очередь автомобильный, авиационный и железнодорожный, а также различные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Например, в таких больших городах, как Нижний Новгород, Красноярск, Екатеринбург и др. на магистралях городского значения уровни звука составляют 73—83 дБ, максимальные — 90—95 дБ, в жилых домах, расположенных на крупных магистралях, уровни шума достигают 62—77 дБ. Не менее распространенным источником шума служит авиационный транспорт. Так, в жилых домах с открытыми окнами, находящимися под трассами пролетов самолетов в радиусе 5 — 10 км от границ аэропорта, уровень шума достигает 90—97 дБ, при закрытых окнах — 82—90 дБ. Вибрация представляет собой сложный колебательный процесс с широким диапазоном частот, возникающий в результате передачи колебательной энергии от какого-то механического источника. В городах источниками вибрации служат в первую очередь транспорт, а также некоторые производства. На последних длительное воздействие вибрации может вызвать возникновение профзаболевания — вибрационной болезни, выражающейся в изменении сосудов конечностей, нервно-мышечного и костносуставного аппарата. 

Источниками электромагнитного излучения служат радиолокационные, радио- и телевизионные станции, различные промышленные установки, приборы, в том числе бытового назначения.

Систематическое воздействие электромагнитного поля радиоволн с уровнями, превышающими допустимые, может вызвать изменения в центральной нервной системе, сердечно-сосудистой, эндокринной и других системах организма человека. Так, в квартирах пос. Коноша Архангельской области, расположенного в 600 м от комплекса ПВО, плотность потока энергии превышала предельно допустимый уровень (ПДУ) в 17,5 раза, что способствовало возникновению у местных жителей функциональных расстройств центральной нервной системы и системы крови, изменению функционального состояния щитовидной железы и иммунного статуса.

Электрическое поле в значительной степени оказывает вредное воздействие на человека.

 



Предварительный просмотр:

Занятие № 6 по теме «Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.

1. Проблема увеличения продолжительности жизни и продления активной старости человека.

Старение населения в современном мире - массовое явление. Все большее число людей вступают в период старости (75 лет и более). Каждый день около 200 тысяч человек на планете преодолевают 60-летний рубеж.

 Выявлено, ежегодно число старых людей на планете увеличивается на 2,4%, в основном в связи с улучшением социально-экономического статуса населения и социально-гигиенической обстановки. что  По некоторым прогнозам к 2020 г. число пожилых и старых людей может возрасти до 1 млрд человек.

В течение всего XX века доля пожилых людей в общей численности населения Земли постоянно увеличивалась. Ожидается, что эта тенденция сохранится и в XXI веке. Так, в 1950 году пожилые люди (лица в возрасте 60 лет и старше) составляли 8% мирового населения, в 2000 году — уже 10%, а в 2050 году, по прогнозам ООН, их доля достигнет 21%.

Большинство демографов подтверждает необратимость данного процесса, заявляя, что мир вступил в "век пожилых".

Таким образом, проблема старения и старости становится одной из важнейших проблем нашего века.

К средствам сохранения молодости, здоровья и достижения сверхдолголетия человечество во все эпохи проявляло повышенный интерес. Поиски этих средств предпринимались в древнем Китае, Индии, Греции, Египте, у великих цивилизаций Центральной и Южной Америки. Следы этих поисков теряются в глубине веков и восходят к древнейшей истории. В самой старой китайской медицинской рукописной книге "Ней Кине" (4 тыс. лет до н.э.) имеется много рассуждений о старении. Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) в своих "Афоризмах" и Аристотель в трактатах "О молодости и старости" высказывали взгляды на причины старения и давали советы по здоровому образу жизни. Специальных эликсиров в этих трудах не приводится.

Для продления жизни древние египтяне употребляли в больших количествах чеснок. Мыслители и врачи разных эпох уделяли немало внимания вопросам лечения болезней старых людей и обобщали опыт продления жизни. Авиценна (980-1037 г.) обобщил достижения медицины предыдущих поколений в этом вопросе. Описания средств омоложения и бессмертия мы находим в рукописях средневековых алхимиков. Но ни эликсиры жизни, ни философский камень не позволили выдающимся алхимикам самим прожить дольше 100 лет.

Накоплен огромный материал по биологии старения, однако решению основной задачи геронтологии - продлению жизни посвящено менее 1% работ, в которых получены данные о влиянии различных факторов на  продолжительность жизни человека и животных.

Факторы, благотворно влияющие на  людей преклонного возраста:

1.  Ограничение питания

Этот способ продления жизни в настоящее время считается наиболее перспективным.

Некоторое продление жизни человека с помощью ограничения питания может быть достигнуто при воздействии во второй половине жизни. Это подтверждается многочисленными данными долгожительства людей. Здесь, видимо, ограничение питания способствует замедлению возрастных изменений не за счет снижения обмена веществ, а за счет смягчения стрессорного действия измененного метаболизма, характерного для пожилых. При этом важно, чтобы питание было ограниченным и полноценным.

2. Физическая нагрузка

У человека оптимальный уровень двигательной активности способствует сохранению даже в пожилом возрасте достаточно высоких показателей обмена веществ и энергии, тонуса мышц, снижению интенсивности связанных с возрастом патологических процессов, в первую очередь сердечно-сосудистых заболеваний, повышению кровоснабжения мозга и улучшению функции ЦНС.

3. Сон

Статистические демографические данные указывают на минимальную смертность людей при 7-8 час длительности сна. Это связано с тем, что многие биоритмы организма синхронизованы с циклом сон-бодрствование. С возрастом происходит самопроизвольная десинхронизация биоритмов, а нормальный сон является синхронизирующим фактором. Максимальная смертность людей наблюдается осенью и зимой. Известно, что сон короче весной и продолжительнее осенью. Поэтому оправдан традиционный режим долгожителей: вставать после восхода и ложиться после захода. Наибольшее число мест долгожительства наблюдается около 10° северной широты, то есть в области, где наблюдаются не сильно меняющиеся в течении года значения длительностей периодов дня и ночи.

4. Общение, наличие хобби.

5. Витамины и микроэлементы

Для замедления возрастных изменений в гериатрии применяются витамины и витаминные комплексы, они нормализуют нарушенные при старении обменные процессы, активируют функции многих органов и систем, усиливают адаптационные механизмы и повышают жизнеспособность организма. Установлено, что у лиц пожилого возраста под влиянием поливитаминных комплексов уменьшалась общая слабость, головная боль, шум в ушах, улучшался сон, память, повышалась функциональная активность головного мозга, снижалось артериальное давление, происходила нормализация окислительно-восстановительных процессов, водно-электролитного и липидного обмена, функции эндокринных желез, активизировались иммунные защитные механизмы, замедлялось развитие атеросклероза.

2. Демографическое старение – тенденция XXI века. Социально-экономические и медико-психологические аспекты демографического старения.

Рост доли пожилых и старых людей в составе населения обуславливает необходимость изучения состава этой части, их нужд, потребностей, биологических и социальных возможностей. Демографическое постарение становится государственной проблемой, требующей соответствующего решения уже в настоящее время и широкой подготовки на ближайшие годы.

Нужно отметить, что обеспокоенность социальными последствиями, которые выявились при первых признаках постарения населения, проявилась у правительств Западной Европы уже с конца 60-х начала 70-х годов прошлого века. К началу 80-х годов ХХ века признаки обеспокоенности стали обнаруживаться практически во всех странах мира.

В настоящее время в РФ возрастной состав среди населения пожилого возраста такой: доля лиц старше трудоспособного возраста - 20,7%; 65 лет и старше - 12,5%; 75 лет и старше - 4,1%; 80 лет и старше - 2%; 85 лет и старше - 1%.

В настоящее время наша страна занимает 134 место по средней продолжительности жизни мужчин и 100 место - для женщин.

Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество, необходимость учета изменений уровня и характера потребления, проблемы здоровья пожилых, необходимость выделения дополнительных средств на медико-социальную помощь пожилым и многое другое.

Различные аспекты демографического старения.

1. Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на работающее население. Колебания уровня рождаемости через определенное время проявляются в соответствующих колебаниях конкурсов между абитуриентами при поступлении в учебные заведения, уровня и структуры занятости на рынке труда, уровня преступности и т.д. Известно, что общей тенденцией воспроизводства населения развитых стран является его постарение.

Демографическая нагрузка в России в 1979 году составляла 740 человек на 1000 населения, из них дети в возрасте до 15 лет - 380 человек, а уже в 2000 году эта нагрузка состояла из 686 человек, причем детей - 349, а пожилых - 337, т.е. почти одинаково. Во многих регионах России демографическая нагрузка пожилыми превышает нагрузку детьми.

По данным ученых  все трудоспособное население уменьшится с 91,2 млн. человек в 2005 году до 29,4 млн. - в 2045 г. "Это гигантское падение, вызванное изменениями в возрастной структуре приведет к тому, что в 2040 году трудоспособное население - 38,8 млн. человек сравняется с пенсионным - 39,3 млн.  Нагрузка пенсионерами, постоянно нарастая, достигнет в 2040 г. 100 человек на 100 трудоспособных, а общая демографическая нагрузка (пенсионерами и детьми) в том же 2040 году даже превысит число трудоспособных - 110 человек на 100. Уже в 2005 г. на 100 трудоспособных придется более трети пенсионеров, что, вне всякого сомнения, будет представлять большую социальную проблему".

Согласно мировому опыту, наиболее приемлемой является демографическая ситуация, когда соотношение работающей части населения и не занятой в трудовом процессе составляет 2,5:1, т.е. не менее 2,5 работников содержит 1-го иждивенца.

2. Старение населения ведет к постарению рабочей силы, т.е. к увеличению в ней доли возрастов старше 45 лет. Пожилые люди могут сохранять трудовую активность до 80 лет, после этого возраста она практически прекращается. Трудовая активность высока у мужчин и женщин в первые пять лет после выхода на пенсию. Так, в конце 90-х гг. в нашей стране были заняты на постоянной работе более трети женщин-пенсионерок в возрасте 50—54 года и 44% мужчин в возрасте 60—64 года. В возрасте 65—69 лет у мужчин и женщин она резко сокращается до 14%.

Постарение рабочей силы влияет на ее производительность по двум основным направлениям: в связи со стажем работы растут трудовые навыки, опытность и квалификация. В отраслях со стабильной и традиционной профессионально-квалификационной структурой это играет положительную роль. Однако в перспективных отраслях, связанных с научно-технической (информационной) революцией большее значение имеет среднее специальное и высшее образование, умение быстро адаптироваться к изменяющимся технико-технологическим условиям. Этими характеристиками в большей степени обладают молодые люди. Они быстрее овладевают и используют новые достижения науки в производстве, более образованы, более мобильны как в профессиональном, так и в территориальном плане.

3. Одно из последствий старения населения — рост пенсионных затрат. Сейчас в большинстве развитых стран возраст выхода на пенсию составляет 65 лет. В России повышение пенсионного возраста рассматривается как возможный способ снижения демографической нагрузки на трудоспособное население. Но российская модель смертности значительно отличается от той, что сформировалась в развитых странах, поэтому их опыт организации пенсионного обеспечения нельзя перенести сюда в неизменном виде. В силу того что в России ожидаемая продолжительность жизни у старших возрастных групп крайне низка, повышение возраста выхода на пенсию означало бы для наших пожилых, что у них без всякой компенсации отнимают несколько лет «свободного времени».

4. Наряду с пенсионной реформой в нашей стране должна решаться и проблема реформы здравоохранения и социального обслуживания, полнее учитывающая последствия старения населения (как в области объективно необходимого пожилым людям увеличения финансирования, так и структурной перестройки). В ее решении большое значение имеет совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи пожилым людям. Вопрос о расширении сети медицинских и геронтологических учреждений, о качественной перестройке системы здравоохранения относится к наиболее актуальным, тем более это важно для России.

Переход России к рыночным отношениям вызвал ухудшение социального положения большинства пожилых людей. Низкий социально-экономический статус пожилых ограничивает их жизненные потенциалы. Идет процесс падения авторитета старости.

В социально-психологическом плане проблема, прежде всего, состоит в том, что пожилые люди гораздо хуже вписываются в современные социально-экономические реалии. Кроме того, эта часть населения находится, как правило, в наихудшем экономическом положении и не имеет зачастую возможности, в том числе, физической, существенно его поправить.

5. Отчуждение между поколениями, усиливаемое разным восприятием социально-экономических процессов, негативно отражается на общем психологическом климате в обществе. Особой и очень острой проблемой здесь стоит невозможность трансляции пожилыми людьми их опыта молодому поколению по причинам кардинального изменения политической и социально-экономической ситуации в обществе. Это, в свою очередь, усиливает у пожилого населения «синдром ненужности». В силу этих обстоятельств, проблема старения населения в России более болезненна, чем в имеющих ту же тенденцию развитых странах.

В настоящее время около 5 млн. пожилых людей в Российской Федерации, одиноких и одиноко проживающих, нуждаются в различных видах социальных и медицинских услугах, причем более 1,5 млн. нуждаются в постоянном уходе. Среди почти 11 млн. инвалидов более половины являются инвалидами пожилого возраста, в основном 1-й и 2-й групп, что свидетельствует о крайне болезненном, патологическом характере старения и старости.

6.  В экономической сфере старение населения отражается на экономическом росте, накоплениях, инвестициях, потреблении, занятости, пенсионном обеспечении, налоговой политике и передаче накопленных знаний и опыта из поколения в поколение.

Как видно из вышесказанного:

Старение населения — глубинный процесс, который сильно сказывается на всех сторонах жизни людей.

 

Задание:

Побеседуйте со своими родителями. Какие аспекты демографического старения населения, они считают наиболее значимыми, а какие вы? Ответы пришлите на электронную почту учителя.



Предварительный просмотр:

Занятия 7-8. Проектная деятельность по теме «Геронтология».

 Выбор темы проекта, обсуждение плана разработки проекта, разработка проекта, подготовка к  представлению и защите.

Примерные темы проектов

  1. Отношение человека к старости и отражение в человеческой культуре.
  2. Инфекционные болезни и проблема долголетия.
  3. География и рекорды долгожительства.
  4. Гипотезы старения.
  5. Старики и общество.
  6. Пора болезней и возраст совершенства.
  7. В поисках средств побеждающих время.

Проект «Отношение человека к старости и его отражение в человеческой культуре».

Цель: выяснить отношение человека к старости в разные времена на основании знакомства с памятниками культуры.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источника информации: сказки, пословицы, поговорки, легенды, песни, историческая литература, экспозиции художественных музеев, картинных галерей. Поиск информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Формирование культуры отношений к старым людям в процессе развития науки и культуры. Бережное и равнодушное отношение человека к старикам в современных условиях. Собеседование, обмен информации, демонстрация мнений, аргументации выводов за круглым столом (1 ч).
  3. Оформление и представление результатов исследования в форме фотовыставок памятников культуры, посвященных старикам и старости с письменными и устными комментариями, создание компьютерной презентации к сообщению по названной теме, проекта учебной таблицы, диафильма, другого учебного пособия (1 ч).

Участие в итоговой конференции по защите проектов (1 ч).

Проект «Инфекционные болезни и проблема долголетия».

Цель: Ознакомиться с влиянием инфекционных заболеваний на продолжительность жизни.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Группировка причин, влияющих на продолжительность жизни  по разным основаниям: инфекционные заболевания – основная угроза для жизни в развивающихся странах. Пандемия СПИДа. Вирусные гепатиты. Факторы, препятствующие искоренению инфекционных болезней. Приоритетные направления по сокращению инфекционных заболеваний (полное искоренение таких инфекций, как полиемелит, дракункулёз, проказа; «энергетическая» атака на туберкулёз и малярии; осуществление контроля за вспышками инфекций, которые ранее не были известны (например, СПИД)). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
  3. Предъявление результатов исследования. Участие в итоговой конференции с демонстрацией фото – отчётов, презентации (1 ч).

Проект «География и рекорды долгожительства».

Цель: Определение центров долгожительства и ознакомление с результатами медико-антропологических исследований долгожителей.

Этапы разработки проекта.

1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2ч).

2. Долголетие – социально – биологическое явление. Высший уровень долголетия – долгожительство. Примеры  долгожительства. Основные центры долгожительства в мире и на территории бывшего СССР. Знакомство с картой «Уровень долголетия населения в крупных экономических районах СССР в 1970 году». Долгожительство и этнос. Результаты медико-антропологических исследований долгожителей. Основные причины и факторы долголетия (генетические, экологические, личностно-социально-психологические, трудовые, традиции питания и др.) Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований  с устными или письменными комментариями на итоговой конференции (1 ч).

Проект «Гипотезы старения».

Цель: Ознакомиться с различными гипотезами старения.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Знакомство с разными гипотезами старения (гипотеза износа, молекулярно – генетическая гипотеза, гено-регуляторная, гипотеза ошибок и др.). Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде схем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).
  3. Предъявление результатов исследования. (1 ч).

Проект «Старики и общество».

Цель: Выяснить причины демографического старения. Ознакомиться с социально – экономическими и медико-психологическими аспектами старения.

Этапы разработки проекта.

1.Согласование схемы разработки проекта и деятельности участников проекта. Поиск, изучение информации по названной проблеме, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации: СМИ, специальная литература, Интернет и др. (2 ч).

2.Демографическое старение. История и причины. «Демографически старые, зрелые, молодые» страны. Знакомство с картами, схемами, таблицами.

Положение пожилого человека в обществе. Проведение социологического опроса, интервьюирование разных категорий граждан и др. Здоровье и адаптация в старости. Старость – важнейшая психологическая проблема. Выводы. Обмен информацией, представление информации в виде картосхем, таблиц, рисунков, фотографий, презентаций, компьютерной презентации по названной теме (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований с комментариями  (1 ч).

Проект «Пора болезней и возраст совершенства».

Цель: Выяснить возможность сохранения активной жизни в старости.

Этапы разработки проекта.

  1. Согласование схемы разработки проекта, источников информации, знакомство, отбор информации, её анализ. Самостоятельная работа с различными источникам информации (2 ч).
  2. Философские высказывания великих людей о радостях старости. Примеры активного долголетия в истории человечества. Написание эссе. Совместное обсуждение, обмен информацией. Выводы (2 ч).

3. Предъявление результатов исследований на итоговой конференции, сопровождаемое демонстрацией схем, таблиц, рисунков, фотографий, компьютерной презентации по названной теме (1 ч).

Проект «В поисках средств побеждающих время».

Цель: разработка рекомендаций, способствующих сохранению здоровья и активного долголетия.

Этапы разработки проекта.

1. Согласование схемы разработки проекта. Выбор источников информации, знакомство, отбор информации. Экскурсия на кафедру геронтологии СГМУ, анатомический музей. Встреча со специалистами данной области (2 ч).

2. Широкий спектр мер профилактики преждевременного старения. Факторы, ускоряющие процесс старения (нерациональный образ жизни, вредные привычки, стрессы). Трудовой фактор, двигательная активность, питание и другие важнейшие факторы. Разработка рекомендаций. Видеофильм, беседа со специалистом (2 ч).

3. Оформление результатов исследования в виде письменного отчёта, электронной версии презентации, таблиц, фотографий. Предъявление результатов исследования  (1 ч).



Предварительный просмотр:

Занятие №9.

Представление и защита проектов «Пути увеличения продолжительности жизни и продления активного долголетия»