Для вас, родители

Соловьёва Татьяна Игоревна

 

Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.                                                                                                             ( (Эстер Селсдон)

 

Не жалейте время на детей,
Разглядите взрослых в них людей,
Перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Вовремя послушать и понять,
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
И всегда незримо направляйте.
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять -
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте
И всегда надейтесь на детей,
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!

 

Конвенция о правах ребенка

 

1. «Ребёнком является каждый человек до достижения 18-летнего возраста».

2. «Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь».

3. «Ребёнок имеет право на любовь и понимание со стороны своих родителей и семьи».

4. «Ребёнок  должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе».

5. «Ребёнку должны предоставляться возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически».

6. « Каждый ребёнок имеет право на образование».

7. «Ребёнок  должен иметь доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников».

8. «Ребёнок имеет право на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях».

9. «Ребёнок имеет право свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством».

10. «В каждом ребёнке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами».

 

Советы родителям

1.  Почаще улыбайтесь! Даже тогда, когда не хочется. Дети не должны нас  видеть злыми и мрачными, без улыбки,   обращённой к ним.  
2. Дорожите каждой минутой, прожитой вместе с ребёнком! Смотрите,  слушайте, изучайте его, «пропитывайтесь им»,  узнавайте его.  Почаще смотрите на своих детей, когда они спят.   
3. Чаще смотрите в глаза ребёнку и почаще хвалите ребёнка: «ты красивый, молодец, умница, хороший».
4. Не воюйте с детьми. Умейте прощать детей и просить у них прощения. Первыми идите на примирение.
5. Почаще говорите слово «можно». На ваших глазах, с вашей помощью, чтобы всё это было можно, зачем что-то делать  исподтишка и оглядываясь, если можно открыто и честно.
6. Иногда (редко) балуйте своего ребёнка.
7. Не торопите своих детей расти.
8. Относитесь к ребёнку как к равному себе, уважайте его побуждения – дети имеют право быть такими, какие они есть.
9. Доверяйте своему ребёнку.
10.  Не выясняйте своих отношений при ребёнке.
11.  Нравственная чистота перекликается с чистотой комнаты, где живёт ребёнок.
12. Приказать можно не только с помощью палки, но и просьбой и ласковым взглядом.
Самое главное: Ваше собственное поведение остаётся самым мощным способомвоздействия на ребёнка –   будет во всём примером! Семейного Вам счастья.
 
 
Развитие творческих способностей ребёнка
Если ребёнок тянется к творчеству, нельзя ограничивать его стандартными форматами листов бумаги, карандашами и фломастерами. Творчество ребёнка не должно страдать от отсутствия каких-либо материалов. Даже если родители не умеют рисовать, фантазировать, всё равно они могут содействовать развитию творческих способностей ребёнка – создать условия, поддержать, воспитывать у него любовь и стремление к красивому. Взрослые должны чётко улавливать интересы детей, развивать их творческую фантазию.
1.  Удивляйтесь, переживайте, радуйтесь вместе с ребёнком.
2.  Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления  инициативы и необходимое для этого пространство.
3.  У ребёнка не должно быть недостатка в разнообразном материале для творчества.
4.  Дайте ребёнку возможность экспериментировать.
5.  Работа ребёнка не должна подвергаться критике.
6.  Работы, отобранные ребёнком, следует повесить в удобном месте.
7.  Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
8.  Берите Вашего ребёнка в поездки по интересным местам.
9.  Помогайте ребёнку общаться с ровесниками из разных культурных слоёв.
10.  Приучайте ребёнка самостоятельно готовить рабочее место и после окончания работы убирать его.
 
10 советов родителям по воспитанию детей
                                                                       
У вас получается находить общий язык с ребенком? Умеете ли вы с ним договариваться без ссор и обид? Ребенок вам доверяет? Он уважет вас и советуется с вами? Если да, то вы двигаетесь в правильном направлении. Если же нет, надо что-то изменить в вашем общении с ребенком и его воспитании. В помощь вам 10 советов психолога.
1. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, избегайте уменьшительно-ласкательных слов. Эпитеты должны присутствовать в вашей речи, но сюсюкать с ребенком не стоит.
2. Беседуя с ребенком, избегайте многословия, чтобы ребенок смог уяснить главный смысл вашего разговора.
3. В общении с ребенком могут возникать споры. Как взрослый человек, вы всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем? Если это возможно, уступите в споре ребенку, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребёнка уступать, признавать поражения и ошибки.
4. Ваш беседа может стать внушением, но такое внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребёнка.
5. Разговаривая с ребенком, не ставьте ему ультиматумы, даже если он провинился. Читать нотации, насмехаться и допускать сравнения не в пользу ребенка – значит унизить его, ранить и оттолкнуть от себя.
6. Воспитание будет иметь результат только при условии тесного контакта между взрослыми и ребенком. Такой контакт может наладиться только при позитивном настрое в отношениях и позитивном, ярком общении друг с другом.
7. Стройте разговор с детьми в доверительном и спокойном тоне – так вы скорее донесете до него свои мысли требования. Не бойтесь быть строгим, но, всегда будьте справедливым.
8. Разговаривайте с ребенком «глаза — в глаза». Так вы лучше поймете друг друга и ребенок будет уверен, что его проблемы поняты и действительно вас волнуют.
9. Научите его умению высказывать суждения, задавать вопросы, отстаивать свои принципы путем диалога. Все это поможет ребенку налаживать коммуникации с другими людьми.
10. Помните, что вам нужно обязательно привить ребенку три самых важных навыка: слушать, слышать и вступать в диалог с другим человеком. Успешными людьми становятся те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

19 секретов для родителей второклассников

Секрет 1
Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят. 

Секрет 2
Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения. 

Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?

-Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.

-Приучите ребенка вовремя садиться за уроки. 

-Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом. Своевременно устраивайте небольшие перерывы. 

-Не давайте ребенку дополнительных заданий кроме тех, которые ему задали в школе. 

-Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу. 

-Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.

-Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий, подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.

Секрет 3
Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать. 

Секрет 4
Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий.

Секрет 5
Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал.

Родительская заботливость, внимание и контроль, безусловно, необходимы второкласснику, но действовать надо разумно, осторожно, не назойливо, не давая ребёнку повода переложить свои обязанности на чужие плечи. 

Секрет 6
Показывать пример организованности и собранности.

Секрет 7
Принять, что «двойки» и «тройки» в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться в проблеме. 


Для успешного обучения важно:

-насколько хорошо дети понимают смысл слов «нельзя» и «надо», 

-знакомо ли им чувство ответственности, 

-организованны ли они хотя бы в самом простейшем понимании этого слова.


Секрет 8
Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: «двойка» – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не упреки и наказания. 

Секрет 9
Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или хорошист – дети не обязаны быть похожими на родителей.  

Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

Секрет 10
Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать. 


Секрет 11
Если ругать ребенка за «двойки», то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность

Если ребенок плохо учится, значит он:

-Потерял веру в свои силы и отстал в учебе.

-Боится, что его спросят на уроке.

-Ему стыдно перед товарищами, перед учителем, перед самим собой.

-Взрослые предъявляют свои требования.

Секрет 12
Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент. 

Что делать?

-Установить точный диагноз. (ухудшение самочувствия, проблемы в семье и т.д.).

-Начинайте с самого малого (вселите чувство уверенности в своих силах; пробудите начальный интерес).

-Придумывайте занимательные задания.

-Избегайте нервозности и неоправданных конфликтов.

-Следите за собой, за своей интонацией в процессе занятий с ребенком, старайтесь не повышать голос.

-Обязательно отметьте первый успех ребенка.

-Старайтесь развивать у ребенка чувство собственного достоинства.

Секрет 13
Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только «пятерок» или «четверок» – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы. 


Секрет 14
Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде.  

Секрет 15
Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения. 

Надо придумать искусственные стимулы в виде вознаграждений, которые можно давать регулярно при небольших положительных сдвигах в учебе и поведении.

Необходима психологическая поддержка семьи. Соприсутствие заинтересованных лиц - важнейший стимул успешности работы ребенка в школе и дома. 

Учебная деятельность являeтcя совместной, распределенной - от взрослого (учителя, родителя) исходят цели и стимулирование, а от школьников – активность по их достижению. 

Секрет 16
Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми !!!

Секрет 17
Ребенок должен видеть, что ошибаться – это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.


Секрет 18
Дети часто воспринимают отметку за работу, как отметку собственной личности, поэтому надо быть предельно тактичным в общении с ребенком и учить разделять: «Я хороший, но в работе я сделал 20 ошибок и поэтому получил «2». 


Секрет 19
-Важно ребенка настраивать на то, что если верить в успех и стараться, то все обязательно получится)))

-Сделать первый шаг по воспитанию самостоятельности поможет следующий простой прием - составление расписания выполнения домашних заданий.

-Письменные уроки нужно чередовать с устными. 

-Желательно задание выполнять в тот день, когда его задали, чтобы не забыть пройденное на уроке. 

-Задания по чтению (пересказ, стихотворение наизусть) и иностранный язык нужно повторить несколько раз.

-Распределить заданные уроки равномерно по дням недели, чтобы не было «то густо, то пусто». 

-Интенсивное выполнение какого-то одного урока не должно продолжаться больше 30 минут.



Предварительный просмотр:

Что принято считать плохим почерком?..

Когда буквы «н», «и», «к», «п» настолько похожи, что невозможно понять  – какую из них имел в виду пишущий.

Когда наблюдаются неправильные соединения  букв  «о»,  «а»; из-за этого  они похожи как братья-близнецы.

Когда строка в тетради – понятие условное, буквы могут «танцевать» и над строчкой и под ней.

Когда буквы различны по высоте, ширине и наклону настолько, что необходимы терпение и опыт, чтобы расшифровать написанное.

Когда линии неровные, слабые, с дополнительными штрихами.  Либо наоборот, нажим настолько сильный, что образуются дырки в тетради.

Что бы  из перечисленного Вы ни  наблюдали в тетради своего ученика, важно понять главное: почерк – видимая часть проблемы, куда правильнее отыскать причину, которая чаще всего от родителей скрыта.

Нередко бывает так, что заботливые мамы, а то и педагоги, репетиторы заставляют ребенка переписывать текст несколько раз. Спрашиваю: «Есть результаты?». Недоуменно пожимают плечами: «Становится еще хуже, да еще и ошибки добавляются».

Все правильно. Ведь ни одному врачу не придет в голову посоветовать пробежать стометровку человеку со сломанной ногой – мол, побегаете – и нога срастется. Нет, ногу сначала гипсуют, ждут, когда поврежденные ткани срастутся, ходят с опорой, разминают и только после этого, наконец, начинают нагружать здоровую ногу.

Также и с почерком. Важно определить причину, провести грамотное лечение, а затем заниматься чистописанием.

Где прячутся причины?..

  • Недостаточно развита  гибкость, натренированность, способность ведущей руки  выдерживать длительную нагрузку; наблюдается слабая чувствительность пальчиков. Такие детишки не умеют вырезать ножницами даже простые фигуры, не любят рисовать, особенно раскрашивать карандашами; не могут завязать простой узел.  В таких случаях мы наблюдаем низкий темп письма, разные по размеру буквы, эффект печати – когда буквы не соединены между собой.
  • Недостаточно развита двигательная сфера. Ребенок не может стоять на одной ножке, ловко подбрасывать и ловить мяч, принимать мяч большого размера даже на небольшом расстоянии, часто спотыкается и наталкивается на предметы… Как это связанно с почерком? Да напрямую! Если ребенок не сбалансирован, не может четко управлять ручками и ножками, это неминуемо скажется на таком тонком процессе, как письмо.

  • Причиной грязи в тетради может стать непонимание ребенком понятий право и лево, верх и низ. То есть когда нарушено пространственное восприятие. Здесь можно увидеть зеркальное написание букв. Или когда буква «и» заменяется буквой «у» – не может ребенок «запомнить», у какой из этих букв хвостик вниз растет. Такая же путаница с буквами «б» и «д». Детишки, не подружившиеся с пространственными понятиями, часто не выдерживают строчку, буковки у них наскакивают одна на другую. Они игнорируют начало строчки, и легко могут начать писать предложение прямо с середины. Реально не понимают, что это значит – отступить 4 клеточки от края, и что это вообще за загадочный «край тетради».
  • Пока вы вместе с ребенком не отработаете такие понятия, как право – лево, сверху – снизу, горизонтально, вертикально, по диагонали, не закрепите, где центр, где верхний правый угол, требовать чистоты и отсутствия исправлений, красной строки и ровненьких буковок бесполезно. Да и не честно!
  • Иногда у ребенка нет в головенке прочной связи между  зрительным и двигательным образом буквы. А в результате все то же – неправильно написанные буквы, исправления, грязь. Вам бы помочь ребеночку: взять, например, яркий шнурок, да и выложить из него красивую такую буковку на белом листочке. То-то выйдет загляденье, глядишь, и дитятко заулыбалось. А что если такую букву манкой вывести на тарелочке. Или вот забава: сложить разные буквы в мешочек, завязать глазки, да и отгадывать на ощупь то правой рукой, то левой. Можно и соревнование устроить – кто скорее отгадает. Отдохнули? Теперь можно весь отгаданный ряд и на листочке яркой авторучкой прописать. Главное -весело и без раздражения.
  • Как-то на диагностике одна очень эмоциональная мама рассказала «страшную» историю: ребенок назло обводит буквы по несколько раз. Поверьте мне на слово, вовсе не назло делает это ваш горе-ученик. На самом деле  у таких детишек не развит определенный участок в головном мозге, который отвечает за переключение. И такое застревание на одной буковке, словно ребенок забуксовал на месте, говорит о том, что ему нужна помощь специалиста, но никак не раздражение и крики мамы.
  • Почерк может быть хромым при общем плохом самочувствии, а также после перенесенной простуды, из-за хронических заболеваний (особенно легочных, сердечных). И из-за чрезмерных нагрузок!!! Часто родители из лучших побуждений так загружают ребенка различными  дополнительными к школе занятиями, что почерк буквально на глазах мельчает. Разбираете буквы ребенка с лупой в руке? Тогда это я вас имею ввиду  ) Влияет на почерк и отношения внутри семьи. Были в моей практике случаи, когда почерк у ребенка выравнивался после того, как улучшались отношения с родителями. Иногда приходит мама с ребенком на консультацию и так слаженно говорит о заботе, о любви необъятной; и все ему одному – лучшему и любимому. А потом, на самом первом занятии мы проводим упражнение «Тоннель». Ребенок проползает сквозь трубу, с другого конца его ждет мама в буквальном смысле с распростертыми объятиями, а ребенок мимо мамы бежит к психологу, или норовит обратно в трубу уползти. Тут все без слов становится понятно. Любить и заботиться можно по-разному. И это тоже лишний повод нам с вами, уважаемые взрослые, задуматься.

Одним словом, почерк – своеобразный индикатор состояния и благополучного или не очень развития ребенка и в физическом и психологическом смыслах.

Кстати, в переходном возрасте почерк обычно «ломается», особенно у мальчиков. Так что не спешите требовать от растущего человечка таких же аккуратненьких букв, как в начальных классах. Это не только бесполезно, но и в некотором смысле вредно. Если взрослые не отобьют охоты, почерк выровняется вместе с хозяином, как только у того закончатся перепады, свойственные подросткам.

И что же делать?!

Если вопрос назрел остро, и почерк ребенка уже не поддается расшифровке, более того Вы отмечаете обилие ошибок, слитное написание предлогов со словами, игнорирование знаков препинания,  то лучше всего обратиться к специалисту - нейропсихологу. Вам помогут не только найти причину, но и предложат грамотную коррекционную программу. А главное сохранят ваши нервы, и не дадут ребенку провести все свое свободное время в переписывании ненавистных текстов.

Если проблемы лежат на поверхности, и вы теперь даже можете точно сказать, что мешает вашему ученику выписать стройный ряд букв, то смело устраивайте соревнование, кто вырежет самую красивую снежинку, ловчее запустит йо-йо, больше выжмет кистевой экспандер. А на одной ноге кто дольше выстоит, причем стоим на левой, а правая – вперед вытянута, руки при этом назад отведены. Получилось? А ласточкой – слабо?

И еще не факт, что вы выйдете победителем в игре «Робот». Робот может двигаться, выполняя команды типа: повернись направо, подними правую руку, сделай два шага вперед, повернись налево, закрой глаза – впереди темный тоннель, сделай 5 шагов нога к ноге, левой рукой дотронься до правого уха и тп. Не забудьте расставить препятствия:  ближайший к окну стул будет горой, одеяло на полу – кислотная река, попробуйте обойти все ловушки и заработать приз в конце пути.

Наконец, присмотритесь, чем живет ваш ребенок. Что любит, какую музыку предпочитает? Приглашают ли его в гости, как давно к нему приходили друзья/подруги? Как давно вы вместе были на катке, или играли во дворе в мяч?

Напоследок информация для тех, кто любит просто, понятно и конкретно: 

Уважаемые родители, пожалуйста, не заставляйте своих детей переписывать упражнения и выводить узоры в прописях, если наблюдаете трудности с письмом. Это вашему ребенку неприятно, неинтересно и вредно!!! Помогите ему справиться с причиной, и он непременно порадует вас вполне приемлемым почерком, который с каждым годом будет становиться все лучше и лучше. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание.

Слайд 2

Родительское собрание «Первые уроки школьной отметки.»

Слайд 3

ИЗМЕНИ МНЕНИЕ О ВЕЩАХ, КОТОРЫЕ ТЕБЯ ОГОРЧАЮТ, И ТЫ БУДЕШЬ В ПОЛНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОТ НИХ. Марк Аврелий.

Слайд 4

Ф. П. Решетников. «Опять двойка » Попробуйте нарисовать финал данной картины, но с позиции сегодняшнего дня.

Слайд 5

Оценка не тождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно - формальное отражение в баллах.

Слайд 6

«С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребёнком появляется идол – отметка. Для одного ребёнка он добрый, снисходительный, для другого – жёсткий, безжалостный, неумолимый… Ребёнок старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и привыкает учиться не для личной радости, а для отметки.» В.А.Сухомлинский.

Слайд 7

Оценка успеваемости ребёнка родителями. И «двоечникам «, и «хорошистам» необходимо уменьшить болезненность неудач, эмоционально преодолеть травматические ситуации, связанные со школьными оценками. Похвала им необходима, но необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Как же дозировать оценку в семье?

Слайд 8

Правило первое: Не бейте лежачего. Двойка , а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а спокойной помощи. Правило второе: Чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.

Слайд 9

Правило третье: Выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит прежде всего скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности и пересказа.

Слайд 10

Правило четвёртое и центральное: Хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы .

Слайд 11

Правило пятое и самое трудное: Оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.

Слайд 12

Правило шестое: Не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что бы было похвалить.

Слайд 13

Выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет и иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи Правило седьмое:

Слайд 14

Правило восьмое: Ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели , и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

Слайд 15

Правило девятое: Ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение оценивать является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей.

Слайд 16

Характеристика цифровой оценки (отметки) : « 5» («отлично») – высокий уровень выполнения требований : отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; полные, развёрнутые ответы, умение обосновать и доказать правильность своего ответа, не более одного недочёта; логичность и полнота изложения ;

Слайд 17

Характеристика цифровой оценки (отметки): «4» («хорошо») – хороший уровень выполнения требований : использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

Слайд 18

Характеристика цифровой оценки (отметки): «3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

Слайд 19

Характеристика цифровой оценки (отметки): «2» («плохо») –очень низкий уровень выполнения требований : наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; нарушение логики , не полные, односложные ответы, неумение доказывать правильность ответа, неполнота, нет логической последовательности обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность её основных положений.

Слайд 20

РУССКИЙ ЯЗЫК Диктант «5» - нет ошибок ; работа выполнена аккуратно, каллиграфическим почерком; «4» - не более 2-х ошибок; «3» - не более 4-х ошибок; «2» - 5 и более ошибок.

Слайд 21

РУССКИЙ ЯЗЫК Орфографическое задание «5» - задание выполнено без ошибок; чисто и аккуратно, без исправлений; «4» - задание выполнено полностью, 1 ошибка, или 1 исправление «3» - не полостью выполнено задание или полностью выполнено, но 2 ошибки. «2 » - невыполненное задание.

Слайд 22

РУССКИЙ ЯЗЫК Списывание «5» - работа выполнена с соблюдением правил каллиграфии, в которой нет исправлений; «4» - 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 ошибки и более.

Слайд 23

РУССКИЙ ЯЗЫК Контрольная работа «5» - безошибочно выполнены все задания; «4» - выполнено правильно не менее 3/4 всех заданий; «3» - выполнено не менее ½ заданий; «2» - ученик не справился с большинством заданий.

Слайд 24

РУССКИЙ ЯЗЫК Списывание «5» - безукоризненно выполненная работа, в которой нет исправлений; «4» - 1-2 исправления или 1 ошибка; «3» - 2-3 ошибки; «2» - 4 ошибки и более.

Слайд 25

РУССКИЙ ЯЗЫК Тестирование «5» - 13-14 баллов; «4» - 10-12 баллов; «3» - 7-9 баллов; «2» - менее 7 (от 0 до 6) баллов

Слайд 26

МАТЕМАТИКА Письменная работа, содержащая только примеры «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» - допущены 5 и более вычислительных ошибок.

Слайд 27

МАТЕМАТИКА Комбинированная работа (1 задача, примеры и задание другого вида ) «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - допущены 1-2 вычислительные ошибки; «3» - допущены ошибки в ходе решения задачи при правильном выполнении всех заданий или допущены 3-4 вычислительные ошибки; «2» - допущена ошибка в ходе решения задачи и хотя бы одна вычислительная ошибка или при решении задач и примеров допущено более 5 вычислительных ошибок.

Слайд 28

МАТЕМАТИКА Математический диктант «5» - вся работа выполнена безошибочно и нет исправлений; «4» - не выполнена 1/5 часть примеров от их общего числа; «3» - не выполнена 1/4 часть примеров от их общего числа; «2» - не выполнена 1/2 часть примеров от их общего числа;



Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок – второклассник.

Статья кандидата психологических наук Е.Даниловой для родителей второклассников. 

  • Обратим сначала внимание на особенности самооценки второклассников. Во второй класс дети приходят уже "бывалыми" школьниками. Период адаптации ребенка к систематическому обучению, к новым обязанностям, новым отношениям со взрослыми и сверстниками закончен. Теперь маленький школьник достаточно хорошо представляет себе, что ждет его в школе.

     Ожидания второклассников во многом зависят от того, насколько успешным был для них первый год обучения: "Думаю, что буду учиться так же хорошо, как в первом классе"; "В том году у меня не все хорошо получалось. Писал плохо. Теперь еще не знаю, как смогу".

     Сходные надежды и опасения присутствуют и у родителей второклассников.

   Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. Она складывается с учетом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых.

     Младший школьный возраст является узловым в становлении самооценки. Она становится более развитой, зрелой, более структурированной, чем у первокласников, и вместе с тем более целостной.

     Это связано с включением ребенка в процесс систематического обучения. "В школе ребенок выступает объектом перманентных социально-нормированных оценок, что побуждает его к активному поиску путей соответствия этим оценкам. Эта ситуация "поворачивает" ребенка на себя, формирует потребность в самооценке, вооружает способами оценивания и критериями оценок, учит соизмерять с ними собственные поступки. Все это способствует становлению у ребенка внутренней оценочной позиции, развитию отношения к собственной личности как особому объекту познания".

     Самооценка второклассников в учебной деятельности существенно отличается от таковой у первоклассников. Большинству первоклассников свойственна высокая самооценка. Дети считают себя "хорошими", "умными" и положительно оценивают свои школьные успехи уже только потому, что они очень старались, хотели сделать правильно.

     Во втором же классе у многих детей самооценка в учебной деятельности резко снижается. Позднее, у третьеклассников, уровень самооценки вновь повышается. Это явление получило название "феномена вторых классов".

    Снижение самооценки у второклассников связано с повышением критичности школьников к себе, их возрастающей способностью ориентироваться на качество результатов своей учебной работы. Однако возможности детей в оценивании результатов своего труда еще достаточно ограничены, они еще только учатся этому сложному умению. Отсюда и проистекают неуверенность в себе, снижение самооценки.

    Осложняющим фактором является и то, что критерии, по которым оцениваются результаты учения, для детей недостаточно ясны и во многом неопределенны.

    В этой связи требует обсуждения проблема школьных оценок и отметок и отношения к ним детей и родителей.

    Оценка нетождественна отметке. Оценка – это процесс оценивания; отметка – результат этого процесса, его условно-формальное отражение в баллах.

    Процесс оценивания должен быть представлен в форме развернутого суждения, в котором учитель (или другой взрослый) сначала разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений, дает рекомендации, отмечает усилия и старания школьника и только затем, как вывод из сказанного, называет заслуженную отметку.

    Как правило, в школьной практике учителя ограничиваются лишь "объявлением" отметки, не давая развернутых комментариев к ней. И поэтому содержательная связь между результатом собственной учебной работы и полученной за нее отметкой остается скрытой для маленького школьника. Он не всегда понимает, почему вчера получил "пятерку", а сегодня – "тройку".

    Родители также редко разъясняют школьнику связь между отметкой и качеством выполнения учебного задания. Сами-то они в целом понимают, почему работа оценена так, а не иначе, и в большинстве случаев согласны с учителем.

    Выходит, что учителя и родители достаточно успешно взаимодействуют друг с другом посредством отметок, используя их в качестве обратной связи, однако потребности и интересы школьника при этом не учитываются.

    Однако без помощи взрослых ребенок не в силах верно выделить критерии оценивания своей работы. В результате отметка лишается своего содержания, приобретает для детей самодовлеющее значение, превращается в школьного идола, о котором писал В.А. Сухомлинский: "С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или – на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки".

     К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают свое отношение к ребенку в зависимости от его успеваемости, от отметок. Дети зачастую улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: "Мама не очень меня любит, потому что я не всегда "пятерки" получаю".

    Психолог Ш.А. Амонашвили составил очень меткие социальные портреты отметок. Их названия говорят сами за себя: торжествующая "пятерка", обнадеживающая "четверка", равнодушная "тройка", угнетающая "двойка", уничтожающая "единица".

    Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению.

     Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь в учебе.

    Поговорим теперь о помощи родителей ребенку в подготовке домашних заданий. Рассмотрим причины, почему такая помощь нередко является неэффективной.

    В начальной школе родители оказывают своему ребенку не только моральную и эмоциональную поддержку, но и активно помогают ему в домашней учебной деятельности.

    Одним из важнейших условий успешности домашней учебной работы младших школьников является сотрудничество ребенка с родителями, чаще всего – с матерью. Однако нередко подобное сотрудничество оказывается недостаточно продуктивным не только в плане усвоения ребенком учебного материала, но и с точки зрения развития личности школьника.

     Причины неэффективности обучающих воздействий матери могут быть разными. Одна из них, не самая очевидная для родителей, но нередко встречающаяся, – несовпадение стилей (стратегий) познания ребенка и матери.

     При участии матери в подготовке домашних заданий реализуется принцип индивидуальной работы с ребенком. Это требует от матери не столько владения специальными методическими приемами, сколько понимания особенностей познавательной деятельности ребенка и умения соотнести с ними свой собственный стиль познания. Сделать это бывает непросто.

     Многим родителям хорошо знакомо ощущение беспомощности, охватывающее их после многократного и, как выясняется, безрезультатного объяснения ребенку нового или трудного материала. Взрослым трудно представить себе, почему ребенок искренне не может понять то, что им самим кажется таким простым и ясным.

     Как ребенку, так и взрослому бывает нелегко уловить чужую логику рассуждения, встроить новое знание в уже сложившуюся картину мира, увидеть обсуждаемую проблему с точки зрения собеседника. Такое несовпадение стилей познавательной деятельности получило название "когнитивный (познавательный) диссонанс".

     Специальные психологические исследования показывают, что рассогласование когнитивных стилей младшего школьника и его матери влияет на успешность их совместной учебной работы.

    По каким же параметрам могут совпадать (или не совпадать) когнитивные стили матери и ребенка? Важнейшие из них такие:

– направленность в изучении материала: от общих закономерностей к конкретным примерам или, наоборот, движение от фрагментов к целому, от элементов к системе;
– умение связывать вновь изучаемый материал с уже имеющимися знаниями;
– форма восприятия материала: абстрактная, опирающаяся на общие схемы и формулы, или конкретная, сопровождающаяся наглядными иллюстрациями (либо опорой на собственный жизненный опыт ребенка);
– умение самостоятельно контролировать выполнение домашних заданий, давать оценку качеству своей работы;
– наличие (или отсутствие) склонности к конкретным учебным предметам;
– эмоциональная насыщенность общения матери и ребенка в процессе выполнения домашних заданий.

    Таким образом, конфликт возникает в том случае, если когнитивные стили матери и ребенка по тем или иным параметрам не совпадают. Например, такой конфликт может иметь место, если для ребенка характерно обобщенное, глобальное восприятие проблемы, а для матери – большое внимание к деталям и частностям.

    К аналогичным результатам может привести стремление школьника к восприятию и переработке материала в направлении от общего к частному, тогда как мать, в силу своих познавательных особенностей, предпочитает объяснять ребенку материал, опираясь на конкретные примеры.

    К когнитивному конфликту может привести преобладание у ребенка аналитического, рассудочного склада ума, а у матери – повышенной эмоциональности, стремления сопровождать объяснения конкретными, несущественными отвлечениями. Познавательный конфликт такого рода нередко перерастает в межличностный.

    Если ребенок склонен оценивать сделанную им работу в целом, а мать имеет обыкновение обращать внимание на отдельные, порой незначительные недочеты, то их совместная учебная работа также будет малоэффективной.

    Следствием возникающего когнитивного конфликта между познавательными стратегиями матери и ребенка может стать формирование отрицательного отношения последнего к выполняемой дома учебной работе. Совместное с матерью выполнение домашних заданий начинает осложняться устойчивыми конфликтными отношениями между ребенком и взрослым. Ежедневная повторяемость таких отношений может привести к возникновению у ребенка так называемого смыслового барьера, в результате чего он становится менее восприимчив к педагогическим и воспитательным воздействиям данного взрослого.

    Следует отметить, что даже в случае очевидных несовпадений познавательных стратегий матери и ребенка большинство матерей бывают искренне убеждены в том, что хорошо понимают внутренний мир своего ребенка и ход его мыслей.

    Для взрослого, помогающего ребенку в подготовке домашних заданий, важно осознать возможные причины трудностей в совместной работе. Конечно, родитель не должен стремиться изменить свой собственный когнитивный стиль. Это нереальная задача. Однако понимание им особенностей когнитивного стиля ребенка, а также осознание собственной познавательной деятельности могут существенно повысить эффективность домашней учебной работы младшего школьника.



Предварительный просмотр:

         

 

   

МАСТЕР-КЛАСС

на тему: «Как легко запомнить таблицу умножения».

         

 Позади первый учебный год. Многие учителя советуют родителям за летние каникулы выучить таблицу умножения. И наступает пора мучений! Изо дня в день бедные дети зубрят 2х2… , а родители  сетуют на плохую память ребёнка. Дети механически заучивают каждый случай, запоминают результаты.

          Считаю, что эта работа не совсем эффективна. Она занимает слишком много времени, а результата практического не дает, поскольку однообразна, длинна и неинтересна, а для кого-то и трудна.

          Думаю, что таблица умножения не будет пугать в очередной раз учителя, знающего, что её заучивание – это не простое дело для учащихся, ни учеников, которым предстоит её запомнить. Наверняка, вы откроете для себя что-то новое, и она станет вам интересной, а, значит, интересной и нетрудной для детей.

          Обычно в том возрасте, когда в школьной программе изучают таблицу умножения, у детей еще сохраняется очень хорошая механическая память (которая по мере взросления несколько ухудшается). Поэтому им довольно легко дается "зубрежка", т.е. многократное восприятие и повторение учебного материала.

          Если же у ребенка плохо развита механическая память, и он не в состоянии запомнить материал такими способами, как все одноклассники, то он попадает в незавидное положение. Ужасно обидно за таких детей, которые не являются отстающими в интеллектуальном развитии и могут быть весьма прилежны, но традиционная система преподавания не учитывает их индивидуальных особенностей.

          Однако такие дети могут  выучить то, что необходимо, другими методами, причем творческими и интересными.

Кстати, такие методы обучения могут быть приятны и полезны даже в том случае, если у вашего ребенка нет проблем с механической памятью, но вы просто заботитесь о том, чтобы его интерес к учебе не угас из-за скучной зубрежки.

           Начинаем учить таблицу умножения. Вот обычная таблица умножения для целых чисел от нуля до десяти:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

     

             

            Но эта таблица с «секретом». Давайте попробуем разгадать этот секрет.

           Вся таблица умножения перед глазами позволяет увидеть, с одной стороны, объём предстоящей работы, с другой стороны, когда она начнет заполняться, дети увидят и общие закономерности, по которым она построена.

          Для выучивания наизусть выглядит страшновато. Сто отдельных фактов! 

          Зубрить их так долго и скучно... А на самом деле, сколько фактов надо запомнить, чтобы знать всю эту таблицу? Не сто, это точно. Внимательно изучив  таблицу, мы найдем  множество интересных идей и способов научиться использовать факты из нее без зубрежки. Многие математики, и не только они, работали над нахождением таких методов, так что на самом деле зубрить придется гораздо меньше, чем сто фактов. А сколько, по вашим оценкам? Запомните свой ответ...

Задача 1.  Начинаем внимательно смотреть, и видим, что таблица симметричная.

Ведь 4*8=8*4, a  9*6=6*9, и так далее. Чтобы все не перечислять, запишем это наблюдение словами:

Если одно число умножить на второе, то ответ такой же, как если второе число умножить на первое (переместительное свойство умножения).

То есть часть таблицы нам дается совершенно бесплатно! А какая часть? Если сказали "половина", почти угадали. На самом деле симметрия нам дает 45 бесплатных "фактов"

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

Задача 2. Есть еще два числа, на которые умножать очень легко. Это 1 и 10.

Почему умножать на 1 легко, понятно, правда? (Получается то же самое число).  А почему так просто умножать на 10? (Приписываем к числу 0)

          Вычеркнем и умножение на эти числа из списка тех, что надо вызубрить. На таблице эти "бесплатные" факты теперь показаны голубым цветом. И вот что останется.        

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

          Ну что, уже не так страшно? Психологически этот шаг имеет большое значение: дети с радостью отметят, увидят, как значительно уменьшилось количество случаев, которые надо запомнить, а  значит, изучить остальные тоже будет не трудно, только для этого надо узнать другие «секреты».

Дважды два - четыре ...и остается 21 факт! 

          Удваивать легко. Ученые даже считают, что удваивание "запрограммированно" в мозгу человека (и некоторых животных), наравне с различением понятий "большой - маленький" или "один-много". Малыши учатся удваивать, деля конфеты на двоих, считая туфельки и перчатки, рассматривая предметы в зеркале... Чтобы умножить на два - сложите число с самим собой!  

          А чтобы умножить на четыре? Умножить на четыре - это все равно что умножить на два два раза. То есть для умножения на четыре, удваиваем число (это легко), а потом удваиваем результат. Так что для умножения на два и четыре зубрить ничего не надо.  Давайте закрасим факты, от зубрежки которых нас спасает удвоение и умножение на 4 оранжевым цветом. 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

Смотрите, как мало осталось белых  клеточек в таблице - зато впереди много интересной математики.

Задача 3.  Универсальный способ и умножение на 5 ...и остается 10 клеточек!

Результаты умножения на пять можно научиться быстро добывать без зубрежки, причем несколькими разными способами. То есть можно выбрать для использования самый симпатичный вам способ.

  • Делить пополам (поровну) почти так же легко, как удваивать. Вывод: чтобы умножить на пять, умножайте на десять и потом делите на два. Например, пять умножить на восемь равно половине от восьмидесяти. Пять умножить на четыре равно половине от сорока.

  • Еще один способ умножения числа на пять: если число четное, приписываем ноль к половине числа. Если число нечетное, приписываем пять к половине предыдущего числа. Например, чтобы умножить восемь на пять, приписываем ноль к половине от восьми. Чтобы умножить семь на пять, приписываем пять к половине от шести.

  • А вот обещанный универсальный способ умножения. Он работает для всех без исключения чисел, но для большинства из них слишком медленно. Просто считаем не по одному "Один, два, три..." а по числу, которое умножаем, столько раз, на сколько умножаем. Попробуйте это сделать для 7*8: "Семь, четырнадцать, двадцать один, двадцать восемь, тридцать пять, сорок два, сорок девять, пятьдесят шесть" Трудно, правда ведь? И медленно... А теперь попробуйте 5*8: "Пять, десять, пятнадцать... ...сорок". Просто и быстро!

          Как вы думаете, почему людям легко считать пятерками?  (настенные часы)

Задача 4.  Кстати, тройками тоже считать нетрудно: три, шесть, девять... Теперь мы  перекрасим зелёным цветом  клеточки, которые можно не зубрить: все умножение на пять и умножение на три. Вот что останется:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

Задача 5.  Осталось немного клеточек, но зато - самые трудные, говорите вы?

Трюки на пальцах ...И все клеточки закрашены! 

          Этот очень красивый трюк пришел откуда-то с Востока, как и многие другие замечательные математические идеи. На пальцах будем перемножать числа от шести до девяти.     

          Пронумеруйте пальцы обеих рук: большие - 5, указательные - 6, средние - 7, безымянные - 8, мизинцы - 9. Для начала можно написать цифры на ногтях фломастером.

         Положите руки перед собой на стол ладонью вниз - и "аналоговый компьютер" готов! Скажем, умножаем 7*8: сведите палец номер 7 на левой руке и палец номер 8 на правой, положите эти касающиеся пальцы вдоль края. Свисающие пальцы (2 на левой руке и 3 на правой) считаем десятками - 50.

Пальцы на столе перемножаем: 3 с левой руки умножить на 2 с правой - получается 6, вот и ответ: 7*8=56. Еще пример: 9*8. Касаемся пальцами номер 9 на левой и номер 8 на правой руках. Перед касающимися пальцами осталось 7 пальцев (4 на левой, 3 на правой) - это 70. Остальные перемножаем: 1 на левой на 2 на правой - получается 2, и ответ - 72. То есть пальцы перед касающимися двумя всегда считаем десятками, а остальные перемножаем левую руку на правую. После третьего-четвертого умножения получается очень быстро и ловко.

Давайте теперь перекрасим клеточки с результатами, которые мы можем добыть из последнего трюка, в жёлтый  цвет. Вот это да! Зубрить-то ничего и не осталось

- вся таблица  закрашена! Это значит, что мы наконец-то выучили таблицу умножения.         

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1х1=1

1х2=2

1х3=3

1х4=4

1х5=5

1х6=6

1х7=7

1х8=8

1х9=9

1х10=10

2

2х1=2

2х2=4

2х3=6

2х4=8

2х5=10

2х6=12

2х7=14

2х8=16

2х9=18

2х10=20

3

3х1=3

3х2=6

3х3=9

3х4=12

3х5=15

3х6=18

3х7=21

3х8=24

3х9=27

3х10=30

4

4х1=4

4х2=8

4х3=12

4х4=16

4х5=20

4х6=24

4х7=28

4х8=32

4х9=36

4х10=40

5

5х1=5

5х2=10

5х3=15

5х4=20

5х5=25

5х6=30

5х7=35

5х8=40

5х9=45

5х10=50

6

6х1=6

6х2=12

6х3=18

6х4=24

6х5=30

6х6=36

6х7=42

6х8=48

6х9=54

6х10=60

7

7х1=7

7х2=14

7х3=21

7х4=28

7х5=35

7х6=42

7х7=49

7х8=56

7х9=63

7х10=70

8

8х1=8

8х2=16

8х3=24

8х4=32

8х5=40

8х6=48

8х7=56

8х8=64

8х9=72

8х10=80

9

9х1=9

9х2=18

9х3=27

9х4=36

9х5=45

9х6=54

9х7=63

9х8=72

9х9=81

9х10=90

10

10х1=10

10х2=20

10х3=30

10х4=40

10х5=50

10х6=60

10х7=70

10х8=80

10х9=90

10х10=100

Мне очень хотелось бы упомянуть еще о нескольких интересных фактах таблицы умножения на 9. 

ФАКТ 1

  • 9х1 и  9х10 – случаи не из сложных!
  • Обратите внимание, что произведение в случаях 9х2, 9х3 и т.д. – это двузначные числа. Как вы думаете, могут ли в остальных случаях ответы быть однозначными числами? (Конечно нет, потому, что результат всё время увеличивается).

- А трёхзначными? (Нет, т.к. в случае 9х10 получается 90).

Давайте поставим на месте результата две точки, что будет означать двузначное число. 

  • Следует обратить внимание на второй множитель, который меняется и то, как связана с ним первая цифра ответа.

Умножаем на 3, количество десятков – 2. Умножаем на 4, количество десятков – 3, умножаем на 9, количество десятков – 8. 

  • А количество единиц должно дополнить пару до состава числа 9:

если десятков 3, то единиц должно быть 6 и т.д. 

ФАКТ 2

  • Начиная с умножения 9 на 2 (9х1 и  9х10 – случаи не из сложных!), проставим количество десятков по порядку от 1 до 8 , а количество единиц проставим тоже по порядку, только с последнего примера (9х9). Здорово! Таблица на 9 заполнена! 

ФАКТ 3

1+8=9

2+7=9

3+6=9

и т.д.

Это есть ничто иное, как признак делимости на 9, который проходят в 5 классе, а мы уже сейчас узнаем и запомним, не зная его названия. Это называется метод опережения. Вот вам ещё одна польза или плюс. Как хотите!

ФАКТ 4

Отнимай «себя» от своего «круглого» числа:

7х9=70-7=63

2х9=20-2=18

6х9=60-6=54

и т.д.

И ещё очень много  интересного существует в огромном мире умножения! Ничего нового я вам не открыла, но попыталась систематизировать те знания, которые получила из источников сама.

Для развития у младшего школьника познавательного интереса, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании.

Считаю, что математика начинается вовсе не со счёта, что кажется очевидным, а с … загадки, проблемы.

Важно ребёнка научить выручать самого себя в случае, если что-то не можешь вспомнить.

Удачи Вам!!!