Литературная гостиная " Ум и дела твои бессмертны в памяти русских..." ( Страницы жизни А. С. Грибоедова)

Кудрявцева Татьяна Аркадьевна

   В основе материала лежат воспоминания людей, непосредственно знавших, встречавшихся с писателем, его письма. Это рассказ о своеобразной сложной личности А. С. Грибоедова. Мы можем почувствовать далёкую эпоху и увидеть живого писателя, а также попытаться понять его творчество, уяснить отношение автора к людям, обществу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx36.55 КБ
Файл dokument_microsoft_office_word_7.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

« Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…»

             «УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ В ПАМЯТИ РУССКИХ…»

Вечер в литературной гостиной, посвященный личности Грибоедова.

(В основе его – документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших, встречавшихся с писателем, его письма.)

Цели вечера: донести до ребят своеобразие сложной личности                                 А. С. Грибоедова; при помощи мемуаров помочь учащимся увидеть живого писателя, почувствовать далекую эпоху, понять творчество автора, уяснить его отношение к людям, обществу, его место в литературе.

Оборудование: на журнальном столике – портрет А. С. Грибоедова, гвоздики; на фортепиано – ноты «Вальс» Грибоедова, подсвечники со свечами, на доске – выполненная на компьютере надпись «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…» ; выставка из серии литературных материалов – мемуаров « А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников» , оформленная учащимися.

                                                         

                                       Ход вечера  

1-й ведущий.  Где он? Где друг? Кого спросить?

                         Где дух?.. Где прах??? В краю далеком!

                         О, дайте горьких слез потоком

                         Его могилу оросить,

                         Согреть ее моим дыханьем!

2-й ведущий.  Так грустил в Сибири осиротевший Александр Одоевский о человеке, которому сегодня мы посвящаем наш вечер.

1-й ведущий. Александр Сергеевич Грибоедов… Современники видели в нем человека необыкновенного, многие пытались нарисовать его портрет. Но ни один из портретов не был признан удачным.

2-й ведущий.  Любопытно в этом отношении замечание Д. И. Завалишина: «…из всех портретов Грибоедова я не видел до сих пор ни одного, который напомнил бы мне остроумную физиономию автора «Горе от ума»…

Учитель. Самым удачным считается портрет, написанный И. Крамским. (Учитель обращается к репродукции на журнальном столике.) Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от всех мирских забот.

1-й ведущий. Словесные портреты рисуют его другим.

(Учащиеся, сидящие за столами, расставленными по типу литературной гостиной, читают с разных концов зала.)

1-й ученик. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией…»  Б. Андреев.

2-й ученик. «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приемах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице» А.Бестужев.

3-й ученик. Одеян не был ты туманом,

                      Не искажен и не уныл,

                     Но бледен… нет, ты ясен был…

                    …свой покров нередко дума

                    Бросала на чело твое…

                                                                        В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова.

Учитель. Ни в одном воспоминании не говорится о холодности лица Грибоедова, об отрешенности, безучастности взгляда. Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, разносторонность дарований; независимость в суждениях, душевная чистота, активность натуры.

4-й ученик. Пушкин видел у него «способности человека государственного».

5-й ученик.  Эта же мысль – во многих других воспоминаниях. Вот, например, из «Записок» Н.Н.Муравьева – Крамского, офицера, знавшего  Грибоедова на Кавказе:  «Человек сей очень умен и имеет большие познания».

Учитель. Писатель серьезно занимался литературой, историей, музыкой, иностранными языками. Современники отмечали его удивительные способности к иностранным языкам.

6-й ученик. Литератор К.Полевой вспоминал: «Продолжая разговор о Шекспире, Грибоедов спросил у меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это. «А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надо только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его…»

7-й ученик. А вот что писал Грибоедов Катенину:  «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты думаешь? Учиться по-гречески. Я от этого языка с ума схожу, каждый божий день с 12-го часа до 4-го учусь и уж делаю большие успехи. По мне он вовсе не труден».

Учитель. Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал ее, часами играл сам. И сегодня мы испытываем огромное наслаждение, глубокое удовольствие, слушал грибоедовские вальсы.

(Один из учеников садится к фортепиано и исполняет «Вальс» Грибоедова. 1-й ученик. Вот как вспоминает известный актер того времени П.А.Каратыгин о музыкальном даровании писателя: «…Грибоедов часто бывал у нас в доме… Кроме его остроумной беседы, любил я слушать его великолепную игру на фортепьяно… сядет он, бывало, к нему и начнет фантазировать… сколько было тут вкуса, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы.» ( Зал слушает «Лунную сонату» Бетховена.)

2-й ученик. Интересны и воспоминания Д.А.Смирнова, дальнего родственника Грибоедова и, кстати, первого собирателя материалов о его жизни и творчестве: «Проездом через Тверь, как я от него узнал после, он опять остановился: у телохранителя была в Твери сестра, и они въехали к ней. К счастью и несчастью Грибоедова, он, войдя в комнату, увидел фортепиано, и, глубокий музыкант в душе, ученый теоретик, он не мог вытерпеть и сел на фортепиано. Девять битых часов его не могли оторвать от инструмента».Учитель.  Однако целью всей жизни Грибоедова было служение Отечеству. Он считал: чем образованнее человек, тем он больше может быть полезен для общества.
3-й ученик. Из письма Грибоедова (неизвестному) от ноября 1820 года (перевод): «Знания, которыми я обладаю, сводятся к владению языками: славянским и русским, латинским, французским, английским, немецким. В бытность мою в Персии, изучал я персидский и арабским. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, еще весьма недостаточно иметь несколько разных слов для одной идеи. . .чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему Отечеству».
Учитель.  Письма Грибоедова самому близкому другу С.Н.Бегичеву помогают понять его неудовлетворенность жизнью, невозможность осуществления высоких мечтаний. Здесь и размышления о славе, о поэзии, и яркая характеристика окружающего общества, и понимание многих причин существующего  положения.
4-й ученик. Из письма от 4 января 1825 года: «Вчера я обедал со всею  сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам , но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен и мелких душишик. . .Ты зовешь меня в деревню. Коли не теперь, не нынешним летом, так верно со временем у тебя поищу прибежища, не от бурей, не от угрызающих скорбей, но решительно от пустоты душевной. Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!»
5-й ученик.  Из писем от 9 декабря 1826 года: «Поэзия!! Люблю  ее без памяти, страстно, но любовь одна достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава? По словам Пушкина. . . лишь яркая зарплата на ветхом рубище певца».
Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов».
Учитель. «В краю вечных снегов»- вот главное. Эти же мысли, эти же высказывания, это же настроение и в других письмах. Они не случайны. Для действительности, как она есть, считает писатель, характерны «мертвая скука. . .тлетворный, кладбищенский воздух».
6-й ученик.  Грибоедов много размышляет о причинах неудачи восстания декабристов. Он, как и Пушкин, сумел понять трагическое противоречие своей эпохи. . . И в этом проявилась его гениальность.
7-й ученик. «Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!- с горечью писал он в июне 1826 года в газете  «Северная пчела».- Финны и тунгусы скорее приемлются в наше  собратство, становятся выше нас, делаются нам образцами, а народ единокровный, наш народ разрознен с нами, и навеки!»
Учитель. Среди писем Грибоедова к С.Н. Бегичеву обращают на себя внимание письма от июня 1824 года и от 9 декабря 1826 года. В них и восторженное преклонение перед «людьми и делами необыкновенными», и рассуждение о невозможности повторения истории».
1-й ученик. «Читай Плутарха. . . будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторяются».
Учитель. Не случайно в этом же письме он просит друга прислать ему новое произведение Пушкина, еще не напечатанное, - трагедию «Борис Годунов». Очевидно, именно в это время в период осмысления причин поражения декабрьского восстания, его заинтересовала пушкинская трактовка исторических событий, пушкинское понимание роли народа в истории. К идеалам декабристов, самым возвышенным, передовым идеалам своей эпохи, Грибоедов относился с огромным сочувствием. Эти идеалы были близки ему, и лучшее доказательство тому - образ Чацкого. Но попытку осуществления этих идеалов, восстание 14 декабря, он воспринимает  за «экзальтацию».
Известно, что сразу же после восстания Грибоедов был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Он был близким другом             К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского, В. Кюхельбекера и других осужденных.
(
Учитель обращает внимание на выставку репродукций «Друзья-декабристы».) Более 3 месяцев его держали под арестом, но доказательств прямого участия в деятельности тайных обществ не обнаружили, и Грибоедов был освобождён.
1-й ученик. В 1826 году он написал стихотворение «Освобожденный», в котором мы слышим радость, что вновь обрел свободу, и вместе с тем страдание, горечь утрат, чувство одиночества.

Чтец. 

Луг  шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!
Мне ль возвращены назад
Все очарованья ваши?
Снова ль черпаю из чаши
Нескудеющих отрад?
Будто сладостно-душистой
В воздух пролилась струя;
Снова упиваюсь я
Вольностью и негой чистой.
Но где друг?. . Но я один!. .
Но давно ль , как приведенье,
Предстоял очам моим
Вестник зла? Я мчался с ним
В дальний край на заточенье.
Окрест дикие места,
Снег пушился под ногами;
Горем скованы уста,
Руки тяжкими цепями.

3-й ученик.  Декабрист Д.И. Завалишин, содержавшийся с Грибоедовым в здании Главного штаба, вспоминал:

4-й ученик: «…Грибоедову благоприятствовали еще и следующие 2 обстоятельства: он не был в Петербурге в конце 1825 года… Другое важное обстоятельство заключается в том, что Ермолов, предупредив его об аресте, дал ему возможность истребить компрометирующие его бумаги, в которых, несомненно, было немало опасного для Грибоедова, в том числе кое-что из собственных его произведений, судя по тому, что многие не раз слышали от него. Некоторые из его напечатанных стихотворений не уступали, например, в резкости пушкинским стихотворениям известного направления».

Учитель. А воспоминания упомянутого выше Д.А.Смирнова, который записал свою беседу с другом писателя, декабристом А.Жандром, мы послушаем в исполнении наших артистов.

                               

                         ИНСЦЕНИРОВКА

Смирнов. Очень любопытно, Андрей Андреевич, знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.

Жандр. Да какая степень? Полная.

Смирнов (удивленно). Полная? Но ведь Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что 100 человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России.

Жандр. Разумеется, полная. Если он и говорил о 100 человеках прапорщиков, то это только в отношении к исполнению дела, а в необходимость и справедливость дела он верил вполне.

Учитель. Последние свои годы Грибоедов провел на Кавказе. Пушкин так и писал об этой поре его жизни.

5-й ученик. «…Совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни».

Учитель. Среди причин возвращения на Кавказ – и желание быть  дальше от Петербурга, чувствовать себя свободнее, и стремление облегчить учесть друзей – декабристов. В этих целях он использовал и своё влияние на Паскевича, нового командующего русской армией на Кавказе, сменившего Ермолова (Паскевич был любимцем царя и родственником Грибоедова) , и дружеские отношения со многими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных декабристов, и прямую помощь им и участием, и делами.

6-й ученик. Из письма Грибоедова от 3 декабря 1828 года из Тавриза  Паскевичу мы узнаем, какую роль сыграл писатель в судьбе А.Одоевского: «Теперь, без дальних предисловий, просто бросаюсь к вам в ноги… Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского». Одоевский из Сибири был переведен на Кавказ. (Демонстрируется репродукция с портретом А.Одоевского)

(В зале медленно гаснет свет, зажигаются свечи, снова звучит музыка Грибоедова; к журнальному столику с репродукцией Нателы Ианкошвили «Нина Чавчавадзе» подсаживается ученица в бальном платье.)

Ученица. Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки.

Ученик  (во фраке). «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой , за столом сидел против Нины Чавчавадзе… На нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что  другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из стола (молодой человек встаёт, подходит к девушке, берет её за руку), я взял её за руку и сказал ей: «Venez avec moi, jai quelque chose a vous dire». Она меня послушалась, как и всегда, верно думала, что я ее усажу за фортепиано, вышло не то, дом её матери возле, мы туда уклонились ,взошли в комнату, щёки у меня разгорелись , дыхание занялось ,я не помню ,что я начал ей бормотать, и все живее и живее ,она заплакала, засмеялась ,я поцеловал её, потом к матушке её…нас благословили…» (Снова звучит музыка. Молодые люди вальсируют по залу.)

Учитель . Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно , предчувствуя недоброе , он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего письма Грибоедова к жене:

Ученица ( в роли Нины, вернувшись за столик, читает ).

«Бесценный друг мой , жаль мне тебя, грустно  без тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно  чувствую , что значит любить … чем далее от тебя, тем хуже.  Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Учитель. 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями , напала на русское посольство. Грибоедов был убит .

1-й ведущий. Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа «Смерть Вазир - Мухтара» Ю. Тынянов: «Вазир -Мухтар продолжал существовать. Кебабчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз. Кеббачи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.

Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожае. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Вазир - Мухтар существовал. Правую руку с круглым перстнем тащил , крепко дружески  пожимая ее единственною левой рукою, лот-вор. Он поднимал ее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскута золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.

Сам же Вазир - Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили , сменяясь, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.

Вазир - Мухтар  существовал.

В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

Ученица. (в роли Нины) .На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна прожила долгую жизнь, но ,оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.

(Звучит музыка Бетховена.)

2-й ведущий. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража  и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «всё было кончено», очевидно, именно таким был приказ.

1-й ведущий.  «… Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан ( или дворцовую площадь ) , куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешло скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные  будто бы по велению шаха, для усмирения народа…

Но что в моих глазах ставит  Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…»

Учитель. Известие о смерти Грибоедова, послав Персии, известнейшего писателя, не вызывало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее здесь было удовлетворение, что избавились от  еще одного вольнодумца. Характерно в этом плане отношение министра иностранных дел командующему Кавказским корпусом.

2-й ведущий.  «При сем горестном событии его величеству отрадна была бы уверенность, что шах персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному замыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведения свое с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской…»

Учитель. Этим царь перечеркивал всю дипломатическую деятельность Грибоедова, его способности государственного деятеля, его большие заслуги перед Россией.

1-й ученик. «И мало – помалу, - пишет Ю.Тынянов в своем романе, - Вазир – Мухтар  обратился в цифры. Потому что все имеют свою цену, есть также цена крови. Паскевич потребовал, по совету Елизы, чтобы уплатил за него Петербург: Настасье Федоровне 30 000 – единовременно, потому что по закону наследницей Вазир – Мухтара она не являлась, а выплатить можно было бы якобы за часть разграбленного в Тегеране добра, и Нине по 1000 червонцев в год пенсиону как шестую часть жалованья покойного мужа.

Нессельрод поехал к министру финансов Канкрину, побеседовали и решили, чтоб было и великодушно и не столь дорого. Обеим, и матери и вдове, отпускалось по 30 000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5 000 ассигнациями. Старухе оставалось жить недолго, получалась экономия».

…В Персии тоже занимались Вазир – Мухтаром. Посовещавшись, решили в Тегеране (а Тебриз подтвердил) послать  в  Петербург Хозрева – Мирзу (с выкупом). …Вынут был из хазнэ Фетх – Алишаха драгоценный бриллиант, по имени Надир – Шах, а сундуктар (казначей) повез его в подарок императору».

1-й чтец (читает стихотворение поэта – декабриста В.Кюхельбекера «Участь русских поэтов» ). 

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю.

2-й чтец.

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перужами полет

Сияньем облил бы страну родную.

(Снова звучит «Вальс» Грибоедова. Гаснет свет. Вечер завершен.)

                       

                                 

                             

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., 1980
  2. Ермолинский, С. Драматические сочинения. – М.; Искусство, 1988
  3. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Детская литература, 1986
  4. Каплан, И.Е.,Пустовойт, П.Г. Русская литература XIX века. I половина. Хрестоматия литературно – критических, мемуарных и эпистолярных материалов . – М., 1981
  5. Орлов, В.Н.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. – М., 1954
  6. Тынянов, Ю. Смерть Вазир – Мухтара. – Волгоград: Н – Волжское книжное  изд -  во, 1988



Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

« Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…»

             «УМ И ДЕЛА ТВОИ БЕССМЕРТНЫ В ПАМЯТИ РУССКИХ…»

Вечер в литературной гостиной, посвященный личности Грибоедова.

(В основе его – документальные материалы – воспоминания людей, непосредственно знавших, встречавшихся с писателем, его письма.)

Цели вечера: донести до ребят своеобразие сложной личности                                 А. С. Грибоедова; при помощи мемуаров помочь учащимся увидеть живого писателя, почувствовать далекую эпоху, понять творчество автора, уяснить его отношение к людям, обществу, его место в литературе.

Оборудование: на журнальном столике – портрет А. С. Грибоедова, гвоздики; на фортепиано – ноты «Вальс» Грибоедова, подсвечники со свечами, на доске – выполненная на компьютере надпись «Ум и дела твои бессмертны в памяти русских…» ; выставка из серии литературных материалов – мемуаров « А.С. Грибоедов в воспоминаниях современников» , оформленная учащимися.

                                                         

                                       Ход вечера  

1-й ведущий.  Где он? Где друг? Кого спросить?

                         Где дух?.. Где прах??? В краю далеком!

                         О, дайте горьких слез потоком

                         Его могилу оросить,

                         Согреть ее моим дыханьем!

2-й ведущий.  Так грустил в Сибири осиротевший Александр Одоевский о человеке, которому сегодня мы посвящаем наш вечер.

1-й ведущий. Александр Сергеевич Грибоедов… Современники видели в нем человека необыкновенного, многие пытались нарисовать его портрет. Но ни один из портретов не был признан удачным.

2-й ведущий.  Любопытно в этом отношении замечание Д. И. Завалишина: «…из всех портретов Грибоедова я не видел до сих пор ни одного, который напомнил бы мне остроумную физиономию автора «Горе от ума»…

Учитель. Самым удачным считается портрет, написанный И. Крамским. (Учитель обращается к репродукции на журнальном столике.) Высокий, гладкий лоб спокойного мыслителя, черные густые брови, оттеняющие бледность лица, губы, сжатые в полуусмешке, взгляд сквозь очки, словно отрешенный от всех мирских забот.

1-й ведущий. Словесные портреты рисуют его другим.

(Учащиеся, сидящие за столами, расставленными по типу литературной гостиной, читают с разных концов зала.)

1-й ученик. «Грибоедов был хорошего роста, довольно интересной наружности, брюнет с живым румянцем и выразительной физиономией…»  Б. Андреев.

2-й ученик. «И в лице его видно было столько же искреннего участия, как в его приемах умения жить в хорошем обществе, но без всякого жеманства, без всякой формальности… Кровь сердца всегда играла у него на лице» А.Бестужев.

3-й ученик. Одеян не был ты туманом,

                      Не искажен и не уныл,

                     Но бледен… нет, ты ясен был…

                    …свой покров нередко дума

                    Бросала на чело твое…

                                                                        В. Кюхельбекер. Памяти Грибоедова.

Учитель. Ни в одном воспоминании не говорится о холодности лица Грибоедова, об отрешенности, безучастности взгляда. Удивительно единодушие высказываний мемуаристов о личности писателя: необыкновенно глубокий ум, обширнейшие познания, талантливость, разносторонность дарований; независимость в суждениях, душевная чистота, активность натуры.

4-й ученик. Пушкин видел у него «способности человека государственного».

5-й ученик.  Эта же мысль – во многих других воспоминаниях. Вот, например, из «Записок» Н.Н.Муравьева – Крамского, офицера, знавшего  Грибоедова на Кавказе:  «Человек сей очень умен и имеет большие познания».

Учитель. Писатель серьезно занимался литературой, историей, музыкой, иностранными языками. Современники отмечали его удивительные способности к иностранным языкам.

6-й ученик. Литератор К.Полевой вспоминал: «Продолжая разговор о Шекспире, Грибоедов спросил у меня: на каком языке я читаю его? Я читал его тогда во французских и немецких переводах и сказал это. «А для чего же не в подлиннике? Выучиться языку, особенно европейскому, почти нет труда: надо только несколько времени и прилежания. Совестно читать Шекспира в переводе, если кто хочет вполне понимать его…»

7-й ученик. А вот что писал Грибоедов Катенину:  «Прощай, сейчас еду со двора: куда ты думаешь? Учиться по-гречески. Я от этого языка с ума схожу, каждый божий день с 12-го часа до 4-го учусь и уж делаю большие успехи. По мне он вовсе не труден».

Учитель. Грибоедов был прекрасным музыкантом. Современники отмечают, что он любил музыку, тонко понимал ее, часами играл сам. И сегодня мы испытываем огромное наслаждение, глубокое удовольствие, слушал грибоедовские вальсы.

(Один из учеников садится к фортепиано и исполняет «Вальс» Грибоедова. 1-й ученик. Вот как вспоминает известный актер того времени П.А.Каратыгин о музыкальном даровании писателя: «…Грибоедов часто бывал у нас в доме… Кроме его остроумной беседы, любил я слушать его великолепную игру на фортепьяно… сядет он, бывало, к нему и начнет фантазировать… сколько было тут вкуса, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы.» ( Зал слушает «Лунную сонату» Бетховена.)

2-й ученик. Интересны и воспоминания Д.А.Смирнова, дальнего родственника Грибоедова и, кстати, первого собирателя материалов о его жизни и творчестве: «Проездом через Тверь, как я от него узнал после, он опять остановился: у телохранителя была в Твери сестра, и они въехали к ней. К счастью и несчастью Грибоедова, он, войдя в комнату, увидел фортепиано, и, глубокий музыкант в душе, ученый теоретик, он не мог вытерпеть и сел на фортепиано. Девять битых часов его не могли оторвать от инструмента».Учитель.  Однако целью всей жизни Грибоедова было служение Отечеству. Он считал: чем образованнее человек, тем он больше может быть полезен для общества.
3-й ученик. Из письма Грибоедова (неизвестному) от ноября 1820 года (перевод): «Знания, которыми я обладаю, сводятся к владению языками: славянским и русским, латинским, французским, английским, немецким. В бытность мою в Персии, изучал я персидский и арабским. Но для того, кто хочет быть полезен обществу, еще весьма недостаточно иметь несколько разных слов для одной идеи. . .чем больше имеешь знаний, тем лучше можешь служить своему Отечеству».
Учитель.  Письма Грибоедова самому близкому другу С.Н.Бегичеву помогают понять его неудовлетворенность жизнью, невозможность осуществления высоких мечтаний. Здесь и размышления о славе, о поэзии, и яркая характеристика окружающего общества, и понимание многих причин существующего  положения.
4-й ученик. Из письма от 4 января 1825 года: «Вчера я обедал со всею  сволочью здешних литераторов. Не могу пожаловаться, отовсюду коленопреклонения и фимиам , но вместе с этим сытость от их дурачества, их сплетен и мелких душишик. . .Ты зовешь меня в деревню. Коли не теперь, не нынешним летом, так верно со временем у тебя поищу прибежища, не от бурей, не от угрызающих скорбей, но решительно от пустоты душевной. Какой мир! Кем населен! И какая дурацкая его история!»
5-й ученик.  Из писем от 9 декабря 1826 года: «Поэзия!! Люблю  ее без памяти, страстно, но любовь одна достаточна ли, чтобы себя прославить? И наконец, что слава? По словам Пушкина. . . лишь яркая зарплата на ветхом рубище певца».
Кто нас уважает, певцов истинно вдохновенных, в том краю, где достоинство ценится в прямом содержании к числу орденов и крепостных рабов? Мученье быть пламенным мечтателем в краю вечных снегов».
Учитель. «В краю вечных снегов»- вот главное. Эти же мысли, эти же высказывания, это же настроение и в других письмах. Они не случайны. Для действительности, как она есть, считает писатель, характерны «мертвая скука. . .тлетворный, кладбищенский воздух».
6-й ученик.  Грибоедов много размышляет о причинах неудачи восстания декабристов. Он, как и Пушкин, сумел понять трагическое противоречие своей эпохи. . . И в этом проявилась его гениальность.
7-й ученик. «Каким черным волшебством сделались мы чужие между своими!- с горечью писал он в июне 1826 года в газете  «Северная пчела».- Финны и тунгусы скорее приемлются в наше  собратство, становятся выше нас, делаются нам образцами, а народ единокровный, наш народ разрознен с нами, и навеки!»
Учитель. Среди писем Грибоедова к С.Н. Бегичеву обращают на себя внимание письма от июня 1824 года и от 9 декабря 1826 года. В них и восторженное преклонение перед «людьми и делами необыкновенными», и рассуждение о невозможности повторения истории».
1-й ученик. «Читай Плутарха. . . будь доволен тем, что было в древности. Ныне эти характеры более не повторяются».
Учитель. Не случайно в этом же письме он просит друга прислать ему новое произведение Пушкина, еще не напечатанное, - трагедию «Борис Годунов». Очевидно, именно в это время в период осмысления причин поражения декабрьского восстания, его заинтересовала пушкинская трактовка исторических событий, пушкинское понимание роли народа в истории. К идеалам декабристов, самым возвышенным, передовым идеалам своей эпохи, Грибоедов относился с огромным сочувствием. Эти идеалы были близки ему, и лучшее доказательство тому - образ Чацкого. Но попытку осуществления этих идеалов, восстание 14 декабря, он воспринимает  за «экзальтацию».
Известно, что сразу же после восстания Грибоедов был арестован и привлечен к следствию по делу декабристов. Он был близким другом             К. Рылеева, А. Бестужева, А. Одоевского, В. Кюхельбекера и других осужденных.
(
Учитель обращает внимание на выставку репродукций «Друзья-декабристы».) Более 3 месяцев его держали под арестом, но доказательств прямого участия в деятельности тайных обществ не обнаружили, и Грибоедов был освобождён.
1-й ученик. В 1826 году он написал стихотворение «Освобожденный», в котором мы слышим радость, что вновь обрел свободу, и вместе с тем страдание, горечь утрат, чувство одиночества.

Чтец. 

Луг  шелковый, мирный лес!
Сквозь колеблемые своды
Ясная лазурь небес!
Тихо плещущие воды!
Мне ль возвращены назад
Все очарованья ваши?
Снова ль черпаю из чаши
Нескудеющих отрад?
Будто сладостно-душистой
В воздух пролилась струя;
Снова упиваюсь я
Вольностью и негой чистой.
Но где друг?. . Но я один!. .
Но давно ль , как приведенье,
Предстоял очам моим
Вестник зла? Я мчался с ним
В дальний край на заточенье.
Окрест дикие места,
Снег пушился под ногами;
Горем скованы уста,
Руки тяжкими цепями.

3-й ученик.  Декабрист Д.И. Завалишин, содержавшийся с Грибоедовым в здании Главного штаба, вспоминал:

4-й ученик: «…Грибоедову благоприятствовали еще и следующие 2 обстоятельства: он не был в Петербурге в конце 1825 года… Другое важное обстоятельство заключается в том, что Ермолов, предупредив его об аресте, дал ему возможность истребить компрометирующие его бумаги, в которых, несомненно, было немало опасного для Грибоедова, в том числе кое-что из собственных его произведений, судя по тому, что многие не раз слышали от него. Некоторые из его напечатанных стихотворений не уступали, например, в резкости пушкинским стихотворениям известного направления».

Учитель. А воспоминания упомянутого выше Д.А.Смирнова, который записал свою беседу с другом писателя, декабристом А.Жандром, мы послушаем в исполнении наших артистов.

                               

                         ИНСЦЕНИРОВКА

Смирнов. Очень любопытно, Андрей Андреевич, знать настоящую, действительную степень участия Грибоедова в заговоре 14 декабря.

Жандр. Да какая степень? Полная.

Смирнов (удивленно). Полная? Но ведь Грибоедов сам же смеялся над заговором, говоря, что 100 человек прапорщиков хотят изменить весь правительственный быт России.

Жандр. Разумеется, полная. Если он и говорил о 100 человеках прапорщиков, то это только в отношении к исполнению дела, а в необходимость и справедливость дела он верил вполне.

Учитель. Последние свои годы Грибоедов провел на Кавказе. Пушкин так и писал об этой поре его жизни.

5-й ученик. «…Совершенное знание того края, где начиналась война, открыло ему новое поприще; он назначен был посланником… Не знаю ничего завиднее последних годов бурной его жизни».

Учитель. Среди причин возвращения на Кавказ – и желание быть  дальше от Петербурга, чувствовать себя свободнее, и стремление облегчить учесть друзей – декабристов. В этих целях он использовал и своё влияние на Паскевича, нового командующего русской армией на Кавказе, сменившего Ермолова (Паскевич был любимцем царя и родственником Грибоедова) , и дружеские отношения со многими военачальниками, от которых зависела судьба разжалованных декабристов, и прямую помощь им и участием, и делами.

6-й ученик. Из письма Грибоедова от 3 декабря 1828 года из Тавриза  Паскевичу мы узнаем, какую роль сыграл писатель в судьбе А.Одоевского: «Теперь, без дальних предисловий, просто бросаюсь к вам в ноги… Помогите, выручите несчастного Александра Одоевского». Одоевский из Сибири был переведен на Кавказ. (Демонстрируется репродукция с портретом А.Одоевского)

(В зале медленно гаснет свет, зажигаются свечи, снова звучит музыка Грибоедова; к журнальному столику с репродукцией Нателы Ианкошвили «Нина Чавчавадзе» подсаживается ученица в бальном платье.)

Ученица. Вернувшись на Кавказ, Грибоедов женился «на той, которую любил». Нину Александровну Чавчавадзе, дочь известного грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе, писатель знал давно. Он был своим человеком в этом доме, где часто собирались лучшие люди Грузии, давал Нине уроки музыки.

Ученик  (во фраке). «Это было 16-го. В этот день я обедал у старой моей приятельницы Ахвердовой , за столом сидел против Нины Чавчавадзе… На нее глядел, задумался, сердце забилось, беспокойство ли другого рода, по службе, теперь необыкновенно важной, или что  другое придало мне решительность необычайную, не знаю, но, выходя из стола (молодой человек встаёт, подходит к девушке, берет её за руку), я взял её за руку и сказал ей: «Venez avec moi, jai quelque chose a vous dire». Она меня послушалась, как и всегда, верно думала, что я ее усажу за фортепиано, вышло не то, дом её матери возле, мы туда уклонились ,взошли в комнату, щёки у меня разгорелись , дыхание занялось ,я не помню ,что я начал ей бормотать, и все живее и живее ,она заплакала, засмеялась ,я поцеловал её, потом к матушке её…нас благословили…» (Снова звучит музыка. Молодые люди вальсируют по залу.)

Учитель . Но счастье было очень недолгим. Надо было срочно по делам ехать в Персию. И спустя 17 дней после венчания Грибоедов выехал вместе с женой и в сопровождении всей русской миссии в Тавриз. Возможно , предчувствуя недоброе , он оставил Нину на границе. Он очень тосковал в разлуке. Вот строки из последнего письма Грибоедова к жене:

Ученица ( в роли Нины, вернувшись за столик, читает ).

«Бесценный друг мой , жаль мне тебя, грустно  без тебя, грустно без тебя как нельзя больше. Теперь я истинно  чувствую , что значит любить … чем далее от тебя, тем хуже.  Потерпим еще несколько, ангел мой, и будем молиться богу, чтобы нам после того никогда более не разлучаться».

Учитель. 30 января 1829 года толпа мусульманских фанатиков, подстрекаемая властями , напала на русское посольство. Грибоедов был убит .

1-й ведущий. Жуткую картину смерти Грибоедова рисует в главе XII своего романа «Смерть Вазир - Мухтара» Ю. Тынянов: «Вазир -Мухтар продолжал существовать. Кебабчи из Шимрунского квартала выбил ему передние зубы, кто-то ударил молотком в очки, и одно стекло вдавилось ему в глаз. Кеббачи воткнул голову на шест, она была много легче его корзины с пирожками, и он тряс древком.

Кяфир был виноват в войнах, голоде, притеснениях старшин, неурожае. Он плыл теперь по улицам и смеялся с шеста выбитыми зубами. Мальчишки целились в него камешками и попадали.

Вазир - Мухтар существовал. Правую руку с круглым перстнем тащил , крепко дружески  пожимая ее единственною левой рукою, лот-вор. Он поднимал ее изредка и сожалел, что рука была голая и не сохранилось хоть лоскута золотой одежды на ней. Треуголку напялил на себя подмастерье челонгера, она была слишком велика и опускалась до ушей.

Сам же Вазир - Мухтар, в тройке с белокурым его слугой и каким-то еще кяфиром, привязанный к стае дохлых кошек и собак, мел улицы Тегерана. Их тащили , сменяясь, на палке 4 худых, как щепки, персиянина.

Вазир - Мухтар  существовал.

В городе Тебризе сидела Нина и ждала письма».

Ученица. (в роли Нины) .На памятнике, который установила на могиле вдова поэта Нина Александровна Грибоедова, она написала: « Ум и дела твои бессмертны в памяти русских, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Нина Александровна прожила долгую жизнь, но ,оставаясь верной своему Сандро, не вышла больше замуж и не сняла черного траурного платья до последних дней.

(Звучит музыка Бетховена.)

2-й ведущий. Убийство Грибоедова было заранее обдуманным и преднамеренным: тегеранским властям не нравилось, как решительно и настойчиво защищал русский посланник интересы России.

В записках барона К. К. Боде, секретаря посольства, есть важное сообщение о том, что стража  и военный отряд, присланные будто бы по велению шаха для усмирения толпы, пришли, когда «всё было кончено», очевидно, именно таким был приказ.

1-й ведущий.  «… Враждебно расположенные к Грибоедову люди подстрекнули народ осадить дом посольства и силою вырвать из наших рук укрывающихся в стенах его русских пришельцев. Когда толпа теснилась у ворот… один из конвойных казаков, защищая вход во двор, выстрелом из пистолета убил, как говорят, персиянина. Ожесточенный народ поднял и отнес бездыханный труп на шахский майдан ( или дворцовую площадь ) , куда собралось многочисленное духовенство, разжигая страсти черни на мщение за пролитую мусульманскую кровь. От слов перешло скоро к делу. Народ снова явился в еще большем количестве к дому посланника. Тогда Грибоедов и остальные члены миссии, видя, что дело плохо, приготовились к осаде и заделали все окна и двери; вооруженные и в полной форме, они решили защищаться до последней капли крови… Говорят, что Грибоедов одним из первых был убит пулей из ружья бахтиарца…

Когда все было кончено и наступила мертвая тишина, явилась на сцену городская стража и военный отряд, присланные  будто бы по велению шаха, для усмирения народа…

Но что в моих глазах ставит  Грибоедова даже выше всех его литературных заслуг, как велики они ни были, это та настойчивость и неустрашимость, с которою он ушел поддерживать достоинство русского имени на Востоке… Заслуги Грибоедова перед лицом всей России истинно велики и достойны всякого уважения…»

Учитель. Известие о смерти Грибоедова, послав Персии, известнейшего писателя, не вызывало огорчения у русского царя и его окружения. Скорее здесь было удовлетворение, что избавились от  еще одного вольнодумца. Характерно в этом плане отношение министра иностранных дел командующему Кавказским корпусом.

2-й ведущий.  «При сем горестном событии его величеству отрадна была бы уверенность, что шах персидский и наследник престола чужды гнусному и бесчеловечному замыслу и что сие происшествие должно приписать опрометчивым порывам усердия покойного Грибоедова, не соображавшего поведения свое с грубыми обычаями и понятиями черни тегеранской…»

Учитель. Этим царь перечеркивал всю дипломатическую деятельность Грибоедова, его способности государственного деятеля, его большие заслуги перед Россией.

1-й ученик. «И мало – помалу, - пишет Ю.Тынянов в своем романе, - Вазир – Мухтар  обратился в цифры. Потому что все имеют свою цену, есть также цена крови. Паскевич потребовал, по совету Елизы, чтобы уплатил за него Петербург: Настасье Федоровне 30 000 – единовременно, потому что по закону наследницей Вазир – Мухтара она не являлась, а выплатить можно было бы якобы за часть разграбленного в Тегеране добра, и Нине по 1000 червонцев в год пенсиону как шестую часть жалованья покойного мужа.

Нессельрод поехал к министру финансов Канкрину, побеседовали и решили, чтоб было и великодушно и не столь дорого. Обеим, и матери и вдове, отпускалось по 30 000 единовременно, и обеим пенсион, но уже не червонцами, а по 5 000 ассигнациями. Старухе оставалось жить недолго, получалась экономия».

…В Персии тоже занимались Вазир – Мухтаром. Посовещавшись, решили в Тегеране (а Тебриз подтвердил) послать  в  Петербург Хозрева – Мирзу (с выкупом). …Вынут был из хазнэ Фетх – Алишаха драгоценный бриллиант, по имени Надир – Шах, а сундуктар (казначей) повез его в подарок императору».

1-й чтец (читает стихотворение поэта – декабриста В.Кюхельбекера «Участь русских поэтов» ). 

Горька судьба поэтов всех времен;

Тяжелее всех судьба казнит Россию:

Для славы и Рылеев был рожден;

Но юноша в свободу был влюблен…

Стянула петля дерзостную выю.

2-й чтец.

Или же бунт поднимет чернь глухую,

И чернь того на части разорвет,

Чей блещущий перужами полет

Сияньем облил бы страну родную.

(Снова звучит «Вальс» Грибоедова. Гаснет свет. Вечер завершен.)

                       

                                 

                             

                                   ЛИТЕРАТУРА

  1. А.С.Грибоедов в воспоминаниях современников. – М., 1980
  2. Ермолинский, С. Драматические сочинения. – М.; Искусство, 1988
  3. Жизнь и творчество А.С.Грибоедова: Материалы для выставки в школе и детской библиотеке. – М.: Детская литература, 1986
  4. Каплан, И.Е.,Пустовойт, П.Г. Русская литература XIX века. I половина. Хрестоматия литературно – критических, мемуарных и эпистолярных материалов . – М., 1981
  5. Орлов, В.Н.Грибоедов. Очерк жизни и творчества. – М., 1954
  6. Тынянов, Ю. Смерть Вазир – Мухтара. – Волгоград: Н – Волжское книжное  изд -  во, 1988