Музыка и дети.


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_i_muzyka_katya.docx44.42 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13»

                         Исследовательская работа

                   Музыка и дети.

Выполнила: ученица 2 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа «13»

Гетманова Екатерина Александровна.

Руководитель: учитель начальных классов 1 квалификационной категории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13»                        

Малова Галина Александровна

                                         Г. Чистополь

        20.03. 2012.

Содержание.

Введение.

1. «Музыка – это высшее  из искусств». Гёте.

1.1. Роль музыки в жизни ребёнка.

1.2. Как правильно подобрать музыкальный инструмент для ребенка?

1.3.  Раннее обучение музыке – путь в профессионалы?

 1.4. Детство музыканта-профессионала.

2. Музыка обогащает мозг.

3. Громкая музыка вредна для слуха.

4. Школьный звонок – психическая атака на ребенка.

5. Музыкальная школа.

6. Музыкальный сюрприз.

Введение.

Актуальность.

В последнее время достаточно часто звучит мысль о том, что музыкальное образование должно стать обязательным, потому что оно очень положительно влияет на всестороннее развитие человека.

Я занимаюсь в музыкальной школе, осваиваю игру на фортепиано. Я  считаю, что музыкальное развитие очень важно для каждого человека. И я решила узнать об этом больше.

Цель работы:

- изучить влияние музыки на развитие личности.

Задачи:

- изучить литературу по музыке;

- узнать особенности такого музыкального инструмента как фортепиано;

- узнать подробнее как влияет музыка на развитие человека.

Гипотеза:

Если узнать подробнее о том, как влияет музыкальное образование на развитие человека, можно надеяться, что отношение к занятиям музыкой значительно изменится в лучшую сторону.

Методы:

- подбор литературы;

- исследование по теме.

Предмет исследования: музыка.

Объект исследования: роль музыки в развитии личности.

Музыка имеет свой язык. Слова часто бессильны там, где «говорит» музыка. Так, например, о музыке читаем мы в стихах Анны Ахматовой:

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся,

Или еще:

И музыка со мной покой делила,

Сговорчивей нет в мире никого.

Музыка способна «рассказать» о самых тонких оттенках человеческих чувств, мыслей, настроений, переживаний.

Чтобы понимать язык музыки, надо всесторонне развивать музыкальный слух. Он есть у каждого, но не у всех одинаковый. Некоторые обладают абсолютным слухом, т.е. способны определять и воспроизводить точную высоту звука. Развитием музыкального слуха в музыкальной школе занимаются на уроках сольфеджио. Это пение по нотам и упражнения на развитие чувства ритма, музыкальной памяти (запоминание на слух мелодий и созвучий), а также развитие умения нотной записи звучащей музыки.

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей необходимо каждому ребенку, чем раньше, тем лучше.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни, идет его духовное становление.

Игра на музыкальных инструментах развивает волю, внимание и память: музыкальное произведение исполнитель должен знать наизусть от первой до последней ноты. На развитие творческих способностей очень сильно влияет коллективное творчество: хор, ансамбль, оркестр и др. Музыка имеет очень сильное воздействие на чувства человека.

Она может потрясти, успокоить, заставить радоваться и горевать.

1.“Музыка – высшее из искусств”. Гете.

“Музыка – это звуки, но музыка – это также целая масса чувств, которые открываются в этих звуках для чутких людей”. А. Луначарский.

“Музыка – откровение более высокое, чем мудрость”. Р.Роллан.

“Музыка есть предмет, доставляющий человеку удовольствие, наслаждение”. Я.А.Коменский.

“Музыка дорога нам потому, что является наиболее глубоким выражением души, гармоническим отзвуком ее радостей и скорбей”. Р.Роллан.

“…музыка, когда она совершенна - дает, несомненно, самое яркое счастье”. Стендаль.

“Я желал бы всеми силами своей души, чтобы музыка моя приносила людям подмогу и утешение”. П.И.Чайковский.

“Музыка – могучий источник мысли”. В.А.Сухомлинский.

“Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь”. В.А.Сухомлинский.

“Не существует никаких родов музыки, кроме двух – хорошей и дурной”. Ж.Бизе.

“Музыка – арифметика звуков, подобно тому, как оптика – геометрия света”. К.Дебюсси.

“Какой обширный, богатый мир – искусство, если целью взят человек”. М.П.Мусоргский.

“Кардинальным достоинством моей жизни всегда были поиски оригинального, своего музыкального языка. Я ненавижу подражаний, я ненавижу избитые приемы”. С.С.Прокофьев.

“Первые в жизни минуты вдохновения я испытал именно во время пения в хоре”. Р.Щедрин.

“Я не выношу трагической атмосферы современности. Мне хочется создавать веселое. Это моя потребность”. Штраус.

“Только постигнув форму, можно постигнуть дух”. Р.Шуман

“Музыка – душа моя”. М.И.Глинка.

Музыка — универсальный язык человечества.

Лонгфелло Г.

« Музыка глушит печаль».

Шекспир У.

1.1. Роль музыки в жизни ребёнка.

Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо регулярно, почти с тем же упорством, с каким чемпионы тренируются в спортзале и на катке. Но в отличие от спорта, играя на рояле или гитаре, нельзя сломать ни шею, ни ногу, ни руку. Музыка - это воспитание характера без риска травмы!  Занимаясь музыкой, вы развивает математические способности, пространственно мыслите, попадая на нужные клавиши, манипулируете абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст. Не случайно профессора-физики и профессора-математики Оксфорда составляют 70% членов университетского музыкального клуба. Музицировать приятнее, чем решать трудные задачи из-под репетиторской палки.  Музыка и язык - близнецы-братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова, быстрее усваивают грамматику. Меломаны-литераторы Тургенев и Стендаль, Борис Пастернак и Лев Толстой, Жан-Жак Руссо и Ромен Роллан, каждый из которых знал не один иностранный язык, рекомендуют всем будущим полиглотам музыку. Психологи доказали, что дети- музыканты опережают своих сверстников по уровню структурного мышления и усвоению компьютера. Не случайно фирма Microsoft предпочитает сотрудников с музыкальным образованием.  Музыкальные занятия развивают навыки общения или как их сегодня называют коммуникативные навыки.  Музыканты мягкосердечны и одновременно мужественны. Как утверждают психологи, музыканты-мужчины чувствительны, а музыканты-женщины стойки и тверды духом .  Музыка смягчает нравы, но чтобы в ней преуспеть, надо быть мужественным. Дети, которые занимались музыкой, сочувственны и одновременно терпеливы, и потому чаще готовы подать своим престарелым родителям тот самый «стакан воды».

 Занятия музыкой приучают «включаться по команде». Положение артиста на сцене приучает к максимальной готовности «по заказу» и человек с таким опытом не завалит серьезный экзамен, интервью при приеме на работу и ответственный доклад. Музыкальные занятия в детстве -это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь  Музыкальные занятия воспитывают маленьких «цезарей», умеющих делать много дел сразу. Так, читающий с листа пианист сразу делает несколько дел - помнит о прошлом, смотрит в будущее и контролирует настоящее. Музыка течет в своем темпе, и читающий с листа не может прерваться, отдохнуть и перевести дух. Так же и авиадиспетчер, оператор ЭВМ или биржевой брокер следит за несколькими экранами и одновременно слушает и передает информацию по нескольким телефонам. Музыка приучает мыслить и жить в нескольких направлениях. Вас будет легче бежать по нескольким жизненным дорожкам и везде приходить первым.  Музыка - наилучший путь к жизненному успеху.  Немудрено, что музыкальным прошлым отмечены многие знаменитости. Посмотрите на успешных людей в любой области, спросите, не занимались ли они в детстве музыкой, хотя бы недолго и без особого рвения? Конечно, занимались.

1.2. Как правильно подобрать музыкальный инструмент.

Многие задаются вопросом, когда можно начать музыкальное воспитание? Идеальным периодом является период до рождения малыша. А именно, когда мать вынашивает ребенка у себя в утробе и слушает классическую музыку. С пяти месячного возраста плод уже может различать звуки и реагировать на них. Именно классическая музыка положительно влияет на беременность и здоровье малыша.  После рождения ребенка первыми музыкальными инструментами станут погремушки, так как именно они могут издавать различные звуки, которые по нраву новорожденному. Благодаря таким погремушкам ребенок сможет различать ритм и тембр. Но стоит помнить, что далеко не все погремушки издают качественный звук, не стоит экономить на таких игрушках, так как есть риск нарваться на бесполезную «вещь» от которой не будет ни какой пользы.  Музыку для ребенка следует подбирать, опираясь на характер музыкального произведения, который напрямую зависит от деятельности вашего малыша. Например, для игры нужна подвижная ритмичная музыка, а для сна более спокойная и умеренная. Благо в наше время продается много детских, музыкальных сборников из которых есть что подобрать. У детей в 2-3 летнем возрасте, начинает формироваться чувство ритма. Именно в этом возрасте рекомендуется купить детский барабан, чтобы ребенок оттачивал ритм на практике. Как правило, детские барабаны продаются без палочек, во избежание травм. С помощью такого инструмента можно разучить сначала легкие ритмы, а потом постепенно усложнять. После того, когда ребенок научиться управляться с таким барабаном,  можно купить другие детские музыкальные инструменты: бубен, ложки и трещотку. Начиная с четырех лет,  ребенок начинает осознанно слушать музыку. В таком возрасте необходимо помочь ребенку различать звуки музыкальных инструментов и распознавать их на слух. Для этого объясните малышу музыкальные понятия, а именно, научите малыша распознавать музыкальные лады: минор и мажор, только помните, что не стоит пичкать малыша различными терминами, лучше используйте понятные фразы и слова: минор – это грусть, а мажор – радость. Важным фактором музыкального воспитания являются концерты, но это не значит, что вам необходимо водить ребенка в консерваторию. Прекрасно подойдут музыкальные детские утренники, детские передачи и мультфильмы. Так же можно посетить детский театр, в котором всегда есть что посмотреть.  В 6 лет ребенок сам должен отдать предпочтение какому-нибудь музыкальному инструменту. Только не стоит его в этом ограничивать, и если вам этот инструмент не по нраву то не запрещайте его ребенку, иначе есть риск, что ваш малыш полностью потеряет интерес к музыке.

1.3.Раннее обучение музыке – путь в профессионалы?

Музыкант, пожалуй, единственная профессия, которой, чтобы добиться успеха и стать профессионалом, надо начинать учиться с раннего детства. Это непреложное правило. Почти закон. Подавляющее большинство известных музыкантов, особенно скрипачей и пианистов  начинали заниматься игрой на инструменте в 5-6 лет. Или даже раньше. Дело не только в том, что в раннем возрасте связки и мышцы наиболее мягкие и податливые, но и в особенностях детского восприятия. Мы знаем, например, как легко маленькие дети выучивают иностранные языки. Они буквально впитывают их как губка. То же самое, но ещё в большей степени, относится и к музыке. Потому что благодаря повышенной эмоциональности маленьких детей язык музыки, язык эмоций им близок и понятен. Это их язык. При этом опять-таки под влиянием эмоций более глубоко проявляются и внимание, и мышление, и понимание этого языка. Каждый ли ребёнок может стать профессионалом?  Ответ, возможно, удивит некоторых родителей — практически каждый. Каждый нормальный ребёнок, не имеющий серьёзных психических или физических отклонений, может стать профессионалом, сделать музыку своей специальностью. Кстати, вспомните, что в музыкальной школе обучение игре на музыкальном инструменте так и называется — "специальность".  А как же слух, талант, способности? Музыкальный слух развивается. А способности? Вопрос в том, о каком уровне профессиональной деятельности идёт речь. Да, чтобы стать солистом, необходим, безусловно, особенный высокий уровень музыкального дарования. Но преподавать в будущем в музыкальной школе, играть в оркестре или ансамбле, быть музыкальным руководителем в детском саду может, повторяем, практически каждый ребёнок. И всё же профессиональное обучение музыке и обучение, так сказать, "для себя", это "две большие разницы". В чём же разница? Профессиональное обучение — это труд. Не в фигуральном смысле этого слова, учитывая, что речь идёт о детях, а в самом прямом. Тяжёлый, подчас изнурительный труд. Чтобы добиться успеха, надо заниматься, как минимум, два-три часа в день. Надо не просто механически или думая о чём-то другом играть гаммы, этюды, пьесы. В этом мало смысла. Необходимо играть, концентрируя внимание на ошибках, многократно повторяя технические упражнения, стараясь понять, почему то или иное место не получается. Необходимо трудиться осознанно, планомерно, ежедневно. Долгие годы. Профессиональное обучение — это самоотречение. Это отказ от многих соблазнов. В определённом смысле, отказ от лёгкого, бездумного, беззаботного детства. Судите сами. Друзья зовут играть в футбол во дворе, а ты должен играть гаммы. Сестра смотрит интересный мультик по телевизору, а тебе необходимо бесконечно повторять трудное место в сонате. Весь класс после уроков идёт в зоопарк, а у тебя завтра концерт или экзамен, надо подготовиться. Даже во время школьных каникул, когда, кажется, сам Бог велел отдыхать, необходимо играть, играть и играть. Профессиональное обучение — это возможность ошибки. Ошибки серьёзной. Подчас жизненно важной. Возможно, у  ребёнка совсем другой дар, другие наклонности. Возможно, из него получился бы не музыкант, каких пруд пруди, а прекрасный юрист, высококлассный врач или гениальный инженер. Хорошо, если вы  поймёте это во время, когда есть ещё возможность изменить направление. А если уже будет поздно?  Как же быть? Как не допустить ошибки? Как не "потерять" детство и одновременно "не зарыть в землю" талант? Возможно ли это? Лучшим ответом на эти вопросы будут примеры из жизни. Поэтому расскажу о том, как учились музыке известные музыканты. Начну с личностей удивительных, невероятно музыкально одарённых, можно сказать, легендарных.

Никколо Паганини (1782-1840 г.г.) Великий скрипач родился в Генуе (Италия), в бедной семье. Первым учителем был его отец, Антонио Паганини, мелкий торговец, умевший играть на мандолине, скрипке, гитаре. Антонио был человек способный, но пьющий, вспыльчивый и неуравновешенный. Если верить Анатолию Виноградову, написавшему замечательную книгу "Осуждение Паганини", другим документальным источникам, сына он не любил. Однажды, случайно услышав игру на мандолине 6-летнего Никколо (малыш научился играть сам), Антонио понял, что мальчик музыкально необычайно одарён и подумал, что это его шанс вырваться из нищеты. Он решил сделать из сына скрипача. Желание Антонио подогревал пророческий сон матери Никколо. Она рассказала, что ей во сне явился ангел и сказал, что её сын будет лучшим скрипачом в мире.  Антонио бил малыша за каждую ошибку по кисти руки длинной линейкой, запирал в чулан и не давал есть, пока тот не добьётся результата в том или ином упражнении. Иногда, в беспричинном приступе ярости, будил мальчика ночью и заставлял играть часами. Вот как пишет об этом Виноградов: "Скрипка стала орудием пытки для рук, сердца и мозга ребёнка. Локти и плечи болели, пальцы не держали смычка, левая рука выпускала гриф, и скрипка падала на циновку. Но, помимо того, неделями не проходили кровоподтёки, синяки, от умелых щипков родной отцовской руки. Руки, ноги, лицо, шея - всё было в синяках..." Удивительно, что такой изуверский "метод" обучения не вызвал у Никколо на всю жизнь ненависть к скрипке и к музыке вообще. Видимо, юного скрипача поддерживал гениальный дар, посланный ему свыше. А, может быть, спасли первые учителя-скрипачи, Ф. Пьекко и Д.Серветто, которых позже пригласил отец, понимая, что сам больше ничему научить сына не сможет.

Вольфанг Амадей Моцарт (1756-1791). Другой великий чудо-ребёнок вырос, в отличие от Никколо, в любви и материальном достатке. Его не били, не запирали в сарай и не заставляли играть на скрипке и клавесине. Напротив, малыш с радостью и наслаждением делал это сам. Он был рождён для музыки, она переполняла его. Музыка, без преувеличений, была для маленького Вольфанга воздухом, которым он дышал. И всё же, можно сказать, что и ребёнка Моцарта, как и у ребёнка Паганини, было потерянное детство. Отец Моцарта, Леопольд Моцарт, профессиональный музыкант, хорошо игравший на скрипке и клавесине, очень любил сына. Он мог в полной мере оценить великий музыкальный дар малыша, но, человек тщеславный, выбрал, во всяком случае, с точки зрения современной педагогики, неверную линию развития и воспитания чудо-ребёнка. С четырёх лет маленький Моцарт и его музыкально высокоодарённая шестилетняя сестра Наннерль в течение долгого времени разъезжают с концертами по городам Европы. В 18 веке не было скоростных поездов и самолётов, и жизнь в кибитках, в гостиницах и постоялых дворах совсем не подходила для маленьких гастролёров. Тем более что концерты длились в то время по 4-5 часов. Маленького Моцарта часто просили импровизировать на заданную тему. Иногда он играл с закрытой платком клавиатурой или с завязанными глазами.

От такого образа жизни, от таких изматывающих концертов дети часто болели. Иногда очень серьёзно, балансируя на грани жизни и смерти. Особенно часто болел Вольфганг, который с рождения рос слабым ребёнком. По мнению некоторых биографов, именно такое детство, наполненное непосильными нагрузками, как эмоциональными, так и физическими, в конечном итоге привело к ранней смерти великого композитора и музыканта. Вот поразительный факт из детства Моцарта, который, возможно, пригодится сегодняшним родителям музыкально одарённых детей. Однажды, когда малышу было 3,5 года, отец, вернувшись с работы, застал сына за необычным занятием. Чудо ребёнок (он ещё не умел ни читать, ни писать), сидел за столом, обложившись листами нотной бумаги, весь перепачканный чернилами, и что-то писал, разбрасывая по всему столу кляксы.

— Что ты делаешь? — удивился папа.

 — Я сочиняю сонату для клавесина.

Леопольд не ругал мальчика. Он внимательно присмотрелся к каракулям сына и с изумлением понял, что за этими кляксами сына оригинальное произведение, написанное по всем правилам композиции.

Людвиг Ван Бетховен (1770-1826) О том, как учился музыке маленький вундеркинд Людвиг, всего несколько слов. Его музыкальное детство похоже на детство Паганини. Как и Никколо, он вырос в бедности. Как и у Никколо, отец, его первый учитель, пил, характера был тяжёлого и принуждал малыша к занятиям побоями. И ещё. О том, что объединяет всех трёх вундеркиндов. Их отцы хотели заработать на даровании гениальных сыновей и нещадно эксплуатировали удивительный, посланный свыше дар.

  1. Детство музыканта – профессионала.

Долго идти к славе Пугачевой не пришлось. Другое дело, что легким этот путь не был. С песней «Робот» на программу «Доброе утро» она попала, когда ей было всего шестнадцать. А самый первый раз на сцену Алла Борисовна вышла, когда ей было всего пять лет. «Мое самое первое выступление как пианистки было в Колонном зале. Я играла «Польку» Глинки. С тех пор я сцену боюсь. И каждый раз трепещу перед выходом. Меня тогда еле вытащили…» — вспоминала в одном из интервью будущая Примадонна.

Певец, телеведущий, шоумен, актёр Басков, Николай Викторович родился 15 октября 1976.   Когда Коле было два года, его отец Виктор Владимирович Басков, закончил Военную академию имени М. В. Фрунзе и переезжает сам и берёт свою семью на службу в ГДР, там он служил пять лет: Дрезден, Кёнигсберг. Отец прошел путь от командира взвода до заместителя командира дивизии, потом он закончил Военную академию.  Его мама Елена Николаевна Баскова, преподаватель математики по образованию, в Германии она работала диктором на телевидении. С пяти лет он начал заниматься музыкой дома с мамой. В первый класс Николай пошёл в ГДР, во второй в Кызыле, тогда же поступил в музыкальную школу.

Считается, что в первый раз на сцену Филипп Киркоров вышел в 5 лет. Филипп присутствовал на концерте отца, Б.Киркорова, в театре Петрозаводска. Бедрос пел свою автобиографичную песню "Сынок", посвящённую советским танкистам, которых он встречал в 1944 году в Варне. По окончании песни Филипп вышел на сцену и подарил отцу гвоздику, после чего Бедрос представил его залу и раздались первые в жизни Филиппа аплодисменты.

2.Музыка обогащает мозг. 

Мозг людей, которые учились в детстве играть на каком-то музыкальном инструменте, в  старшем возрасте,  оказывается в состоянии ''лучше среднего''. Мозг людей, получавших в детстве уроки музыки в течение минимум нескольких лет, снижается в старшем возрасте не так быстро. Они в возрасте между 60 и 80 годами лучше справляются с когнитивными тестами, чем люди, которые никогда в жизни не играли на музыкальном инструменте. Причем различия сохраняются,  даже если человек давно покончил со своим музыкальным хобби. Об этом сообщает новостной сайт Eurekalert, ссылаясь на исследование, выполненное в Университете Канзаса (США). ''Музыкальные занятия можно рассматривать как ''вызывающий'' когнитивный тренинг, который повышает сопротивление вашего мозга старости,'' – объясняет руководитель исследования Brenna Hanna-Pladdy. Ученые пришли к такому выводу после эксперимента по выполнению ряда когнитивных тестов тремя группами испытуемых. Первую группу составляли люди, которые в детстве обучались музыке более 10 лет. Во второй группе были те, у кого опыт занятий музыкой составлял от 1 до 9 лет. Испытуемые третьей группы никогда не получали уроков музыки. Как показывают результаты исследования, чем продолжительнее у человека в детстве была музыкальная подготовка, тем больший балл он набирал при выполнении когнитивных тестов. При этом не имело значения, продолжает ли человек играть на музыкальном инструменте по настоящее время, или оставил это занятие. Результаты исследования опубликованы в научном журнале Neuropsychology. В целом, все ''музыкальные'' испытуемые из этого исследования начали заниматься музыкой в детском возрасте. ''На уровень достижений головного мозга влияет не только количество лет музыкальной подготовки, но и возраст ее начала,'' – говорит Hanna-Pladdy. ''Существуют некоторые ключевые периоды жизни, когда пластичность мозга особенно высока. Поэтому легче научиться играть на музыкальном инструменте в раннем возрасте, и уроки музыки в детском возрасте также сильно влияют на развитие мозга''.   Музыкальное образование делает детей умнее. Канадские ученые разделили 144 детей 6-летнего возраста на четыре группы. В течение года эти группы соответственно получали уроки пения, игры на фортепьяно, драмы, или ничего. В начале и в конце года был измерен IQ детей. По истечении года оказалось, что у детей, получавших уроки музыки, IQ был выше, чем у детей, занимавшихся театром или не получавших никаких дополнительных занятий. ''Впервые в хорошем, надежном исследовании установлена причинная связь между музыкальным обучением и когнитивным развитием детей,'' – говорит Honing. По его мнению, такое развитие детей, занимающихся музыкой, обусловлено тем, что они получают раздражители в самых различных сферах: они учатся читать ноты, слушают исполнение других детей, и, обучаясь игре на музыкальном инструменте, они совершенствуют навыки моторного контроля. Исследования последних лет в области психологии развития показывают у практически всех маленьких детей высокую чувствительность к музыке, причем задолго до того, как они произносят свои первые слова. Как оказывается, и младенцы, и дети младшего возраста распознают мелодические и ритмические перемены в музыке, и их способность различать их часто выражена сильнее, чем у среднего взрослого. Так что очень важно использовать эту очень рано присутствующую чувствительность к музыке, и развивать ее.    Ее воздействие велико также в социальной и эмоциональной сферах. Пример: регулирование настроения, т.е. часто встречающееся использование музыки с целью усиления наших эмоций, их изменения или достижения эмоциональной разрядки. Последние исследования головного мозга показывают, что музыка тесно связана с глубоко расположенными отделами мозга, вовлеченными в регулирование эмоций. Слушание любимой музыки даже может вызывать выработку важного вещества, который сильно влияет на ощущение благополучия. Это опять-таки пример особой связи нашего мозга с музыкой.  Музыка стимулирует большое количество отделов головного мозга. Это не только слуховая кора, в которую попадает информация, но, например, отделы, имеющие отношение к обучению, эмоциям и вознаграждению. Понятно, что при таком мощном общем стимулирующем воздействии, будут попытки использования музыки в терапии большого количества болезней головного мозга. Такие исследования ведутся, и, похоже, что музыкальная терапия работает.

Музыкальная терапия начала применяться после того, как выяснилось, что она смягчала боль и страдания солдат в 1-ю и 2-ю Мировую войну и улучшала их физические реакции. Теперь уже есть данные контролируемых испытаний, которые свидетельствуют о благоприятных эффектах музыки на новорожденных детей в ''инкубаторах'', на детей с расстройствами обучения и поведения, умственной отсталостью, а также при травмах головного мозга, при депрессии и деменции.

Но, помимо болезней головного мозга, музыка благоприятно воздействует на социальную сплоченность, усиление ''группового чувства'' или выяснение собственной идентичности: существует множество примеров, показывающих важную роль музыки.  Как слушание музыки, так и ее исполнение стимулируют богатый спектр когнитивных, эмоциональных, социальных и культурных навыков, и могут вызвать интенсивные, задающие направление переживания.

3.Громкая музыка вредна для слуха.

Тревожная статистика свидетельствует о стремительном ухудшении слуха у молодежи вследствие прослушивания громкой музыки в наушниках.  Сейчас нечасто можно встретить подростка без наушников. Молодежь слушает музыку нон-стоп - в транспорте, на уроках, дома. Однако мало кто задумывается о том, как звук, раздающийся в наушниках, влияет на слух.  Негативное воздействие громкой музыки вы наверняка хотя бы раз испытывали на себе. Выйдя из клуба,  концертного зала, кинозала  человек некоторое время ощущает звон в ушах, ухудшение слуха. Он даже разговаривает громче обычного. И если после рок - концерта организму нужно несколько дней, чтобы восстановиться, то при каждодневной атаке на уши звуков из злосчастного МРЗ-плеера времени на приведение слуха в порядок уже не остается. Желание не расставаться с любимыми мелодиями оборачивается головокружением, звоном в ушах и, в конечном итоге, снижением остроты слуха. «Постоянное   прослушивание громкой музыки через наушники длительное время неизбежно ведет к снижению слуха», – к такому неутешительному выводу пришли врачи и ученые. Речь идет о тех, кто превышает 80% громкость и 90-минутную продолжительность   прослушивания изо дня в день в течение нескольких лет. Беспокойство по поводу наушников вполне обосновано: тревожная статистика о стремительном ухудшении слуха у молодежи тому подтверждение.

Мышцы   слухового прохода ограничивают   доступ опасных колебаний во внутреннее ухо при воздействии громких низких и высокочастотных звуков. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, что приводит к повреждениям специальных волосковых клеток, ответственных за передачу импульсов в мозг. Никто не призывает с сегодняшнего дня перестать слушать любимую музыку. Однако, зная некоторые механизмы ее воздействия на организм, достаточно контролировать этот процесс и оградиться от ее негативного влияния.  Людям, желающим сохранить свое здоровье, специалисты рекомендуют не слушать музыку во вставных наушниках на максимальной громкости длительное время.

Мышцы слухового прохода ограничивают доступ опасных колебаний во внутреннее ухо при воздействии громких низких и высокочастотных звуков. Если же громкие звуки длительное время не прекращаются, мышцы просто утомляются и перестают защищать внутреннее ухо, что приводит к повреждениям специальных волосковых клеток, ответственных за передачу импульсов в мозг.  Наиболее опасны для уха громкие высокие частоты, на втором месте -низкие. В человеческом ухе природой предусмотрена защита только от кратковременных громких звуков, длительное же воздействие неизбежно приводит к снижению слуха. Советую всем пользоваться берушами. Это специальные "пробки" для ушей. Их название-сокращение от"берегитеуши". Беруши изготавливают из пенопласта, резины, вспененного полиуретана, силикона. В зависимости от материала и формы они обеспечивают разный уровень шумопоглощения: от 12 до 34 дБ. Беруши защищают уши от шума, попадания воды и перепадов давления во время полетов. К сожалению, не плеерах нет грозных предупреждений, что их использование наносит непоправимый вред здоровью. Найдите аргументированное объяснение и проявите терпение, чтобы рассказать ребенку о вреде прослушивания громкой музыки. Докажите ему, что ухудшение слуха, а тем более глухота может в будущем помешать вести нормальную жизнь - получить образование, полноценно работать, создать семью.  Допустимой считается громкость, при которой подросток сможет расслышать речь находящихся рядом людей. Объясните ребенку, как свести к минимуму воздействие на слух. На концертах лучше сидеть подальше от динамиков. Для защиты от шума на улице или в транспорте можно воспользоваться берушами. Так называемой шумовой болезнью обычно страдают люди, которые на своем рабочем месте испытывают постоянную нагрузку шума на вестибулярный аппарат. Это работники сельского и лесного хозяйства, наземного и воздушного транспорта, строители.  В Европе считается дурным тоном слушать музыку в общественном транспорте. Это воспринимается как проявление неуважения к окружающим.  Специалисты европейской комиссии обратились к производителям музыкальных МРЗ – плееров с требованием о принятии всех мер, которые предупреждают об ущербе здоровью во время прослушивания очень громкой музыки. Представители комиссии не настаивают на запрете выпуска в продажу музыкальных плееров, они просто хотят, чтобы производители разместили на аппарате наклейку о том, что громкая музыка в наушниках вредна для здоровья.  Но есть люди, которые в силу своих профессиональных обязанностей пользуются наушниками не одно десятилетие – это и радисты, и звукорежиссеры, и диспетчеры. Однако, несмотря на то, что они проводят в наушниках много часов подряд, слух у них ухудшается не так радикально, как у поклонников плееров. Почему? Дело в том, что портативные звуковоспроизводящие устройства породили новый класс наушников-вкладышей или так называемые   затычки,   вставляющиеся внутрь ушной раковины. Принципиальное отличие вкладышей от других типов наушников заключается в том, что они максимально приближают источник звука к внутреннему уху. При повторяющемся воздействии шума, измеряемого большим числом децибелов, происходит отмирание чувствительных нервных окончаний перепонки, благодаря которым человек имеет возможность слышать. «Одна из распространенных реакций на длительное и сильное шумовое воздействие – звон или назойливый шум в ушах»,- констатируют врачи. Это очень опасный симптом, который может перерасти в прогрессирующее снижение слуха. А в будущем помешать вести нормальную жизнь – получить образование, полноценно работать, создать семью. Допустимой считается громкость, при которой человек сможет расслышать речь находящихся рядом людей. Лучше соблюдать «правило 60-60». Это значит, что нельзя слушать музыку на громкости более 60% и дольше 60 минут подряд. Если музыка наушников слышна окружающим, то это уже вредно для слуха того, кто слушает музыку на такой громкости. Лучше пользоваться наушниками, которые заслоняют всю ушную раковину и не дают возможности достигать опасной для здоровья громкости. Если сила звука    от    70   дБ и больше будет постоянно действовать на расположенные в ушах сенсорные клетки, то у человека появится хроническая нейросенсорная тугоухость, которую еще называют шумовой травмой. Для сравнения, современные плееры могут воспроизводить музыку мощностью до 110-120 дБ.  А безопасным для человеческого уха является уровень шума 25-30 дБ.

4.Школьный звонок – психическая атака на ребенка.

Для каждого первоклассника школа начинается и заканчивается со звонка. И не только в России, но и практически во всех странах мира. Но не исключено, что кое-где школьный звонок скоро канет в Лету: психологи считают, что резкий звук негативно влияет на детскую психику, и его нужно заменить на более приятную музыку. В школе Маттерсбург, что находится в австралийской провинции Бургенленд, исповедуются прогрессивные методики воспитания подрастающего поколения. Недавно руководство школы пришло к выводу, что звонок, знаменующий начало и конец уроков, раздражает слух детей. Особенно тяжело приходится ученикам начальных классов, которые с непривычки пугаются. Привыкшие к мягкой домашней обстановке дети испытывают стресс в течение первого года обучения, и это может негативно сказаться на дальнейшем формировании психики. Громкий и неприятный на слух звук звонка дурно влияет на концентрацию внимания и слух. Учителя и руководство школы Маттерсбург считают, что дети не должны лишний раз подвергаться стрессу, соответственно, звонок было решено заменить на что-нибудь более приятное. Эта школа стала первым в мире начальным учебным заведением, в котором вместо звонка используется так называемая "мягкая" музыка. Были специально отобраны мелодии, которые с точки зрения психологов создают приятное настроение и повышают работоспособность. Теперь за две минуты до окончания урока в классе начинает тихо звучать нежная мелодия, которая говорит ученикам и учителям о том, что пока завершать занятие. Она становится все громче, и когда мелодия заканчивается, урок подходит к концу. Ученики имеют время, чтобы ответить на вопросы учителей, да и сами преподаватели, часто забывающие о времени, могут спокойно завершить занятие. Никто резко не вскакивает, и ученики не спешат, собирая свои вещи. Директор школы Иоганна Шварц не может нарадоваться на новый звонок: "Раньше дети вскакивали со своих мест и сломя голову неслись на перемену, сшибая друг друга на ходу. Это была лишняя головная боль для преподавателей, и стресс для учеников, но теперь все изменилось к лучшему". Вполне возможно, что пример австралийской школы окажется заразительным, и в скором времени некоторые европейские и американские школы перейдут на такую систему оповещения учеников о начале и конце уроков. Музыкальные школьные звонки - вместо надоевшего трезвона звучит приятная мелодия: на первый урок - гимн Украины, на перемену - симфония Баха или песня Битлз - мелодия любой продолжительности и любой громкости! Если в Вашей школе углублённо изучаются иностранные языки - можно использовать песни на этом языке. Вы можете составить список мелодий таким образом, что весь месяц не одна мелодия не прозвучит дважды. Я  за музыкальные школьные звонки - вместо надоевшего трезвона, за «мягкую» музыку!

5. Музыкальная школа. 

Я занимаюсь в музыкальной школе, осваиваю игру на фортепиано. В музыкальной школе я учусь еще только в первом  классе. Но уже и эта подготовка позволяет мне порадовать мою семью минутами музыки: я исполняю те произведения, которые выучила под руководством своего педагога и другие тоже. В музыкальной школе проводятся отчетные концерты учащихся, где звучит в основном классическая музыка. Я всегда принимаю участие. Мой учитель по специальности Любовь Евгеньевна. Она очень добрая, требовательная, умная. Я советую всем детям посещать музыкальную школу. Разумеется, что не все после окончания музыкальной школы изберут музыкальные профессии. Но что бы вы ни выбрали в будущем, я уверена, что музыка будет всегда рядом с вами и со мной!  Ведь музыка нужна всем!

6. Музыкальный сюрприз.