Методическая копилка

В современной начальной школе ребенка необходимо обеспечить универсальными учебными действиями, которые составляют основу умения учиться, а также мотивацию к обучению, самоорганизацию и саморазвитие (данный выпуск не попадает под ФГОС, но в своей работе стараюсь применять новые технологии) Метод исследований и проектов отвечают этим требованиям. Практический опыт убедил меня в том, что самое главное в обучении – это активность и продуктивность. Мои главные требования к уроку: мотивация, научность, связь с жизнью и активный темп. Для достижения этого я использую в своей работе разнообразные принципы: преемственности, системности, наглядности и научности, личностного и проблемного подхода; сотрудничества, гуманного отношения к человеку. В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегии развития личности с активной жизненной позицией, только такие граждане  могут быть достойными членами современного общества. Поэтому использование метода исследования и проектов является одним из приоритетов образования. Коммуникативная компетентность педагога и его учеников предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Одно из главнейших условий успеха реализации данной проблемы заинтересовать детей, а также и их родителей проектно-исследовательской работой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение отдел образования администрации

городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

«Волжский городской лицей»

Городская научно-практическая конференция

«Наследники Великой победы»

Номинация «Моя малая родина»

Хрустальный звон колоколов

Выполнили:

Ученица 1 «а» класса

МОУ «Волжский городской лицей»

Алгаева Виктория  

Руководитель:

Учитель I категории Соколова

Светлана Вячеславовна

ст. воспитатель I категории ДОУ №23

Алгаева Валентина Ивановна

г. Волжск

2011

Оглавление

  1. Истоки духовности.
  2. Актуальность.
  3. Свято-Никольский Собор и икона Николая Чудотворца.
  4. Храм Всех скорбящих радость и его икона.
  5. Храм Праведного Иоанна Кронштадского и его икона.
  6. Храм Новомученников и исповедников Российских и его икона
  7. Заключение. Хрустальный звон колоколов.
  8. Используемые источники.

Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.
Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.

Наш город по историческим меркам очень молодой. В 2010 году ему исполнилось 70 лет. Этот трудный и славный путь становления нашего города проходил с участием тысяч его жителей – наших земляков. В городе много красивых мест, которые украшают нашу маленькую родину. И, обсуждая тему проекта, мы вспомнили о том, какой красивый перезвон колоколов можно услышать, даже находясь далеко от храма. И мы решили, что нужно как можно больше узнать о храмах, которые украшают наш город. И почему многие люди стремятся туда? Украшением нашего города являются четыре храма: Свято-Никольский кафедральный Собор, храм «Всех скорбящих радость, Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского,

 храм Новомученников и Исповедников Российских. Их история заслуживает внимания, так как 20 лет назад  в городе вообще не было церквей. И мы решили оформить исследовательскую работу о храмах нашего города.

   Актуальность выбранной темы.

Часто дети слышат разговоры взрослых о том, что в городе темно, грязно, неуютно. Неужели это так?!  В нашем городе много интересных достопримечательностей, которые делают наш город красивее, богаче и одухотворённее. Вот об этом мы и решили узнать. Определив тему исследования, мы поставили следующую цель: рассказать о красоте родного города и его духовных достопримечательностях и возрождении истоков духовности в г. Волжске. Для достижения этой цели поставили следующие задачи:

  1. Посетить все городские храмы, чтобы рассказать о них одноклассникам.
  2. Изучить историю создания Волжских храмов и хронологию строительства, их роль в духовном развитии жителей нашего города.
  3. Узнать из интернета о святых иконах.
  4. Провести диагностики до проекта и после.
  5. Организовать экскурсии для желающих одноклассников.

Для выполнения работы выбрали следующие формы деятельности и методы исследования:

  • Использование материалов прошлых лет и личных бесед с очевидцами;
  • Посещение храмов;
  • Обработка информации полученной во время экскурсий.

Прежде, чем приступить к данной работе, мы ознакомились с материалами, которые уже были, т.к. ещё до поступления в школу Вика посещала православный кружок «Лучик» (руководитель Погодина Наталья Владимировна) при ДОУ №23 «Кораблик». Обратились в библиотеку, беседовали с людьми, которые присутствовали при строительстве храмов. Поэтому нами были использованы следующие виды источников:

- письменные – книги в библиотеке (городские и при храме);

- устные – вспоминания священослужащих, учителей воскресной школы, очевидце событий;

-изобразительные – фотографии;

- интернет-сайт города Волжска.

Первый раз о Боге я узнала, когда мне ещё не было 3-х лет. Мама читала детскую библию, рассказывала об Иисусе Христе. Я с большим интересом слушала  эти рассказы. А когда  исполнилось  три года, меня крестили. Пригласили крестную, и мы все вместе пошли в храм. Мне больше всего запомнилось то, что как батюшка учил меня правильно креститься. С тех пор мы с мамой часто посещаем храм. Каждый раз я там причащаюсь, а когда мне исполнилось 7 лет, я первый раз исповедовалась.

  Перед началом учебного года мы также с мамой были на службе. Я там увидела многих  ребятишек из нашей группы. Они тоже пришли с мамами и с бабушками в храм. Мне стало интересно:

- а из нашего класса кто еще посещает храм;

- и вообще, сколько храмов в нашем родном городе;

- мне захотелось показать красоту и рассказать историю храмов детям.

 Чтобы мне легче было работать, я составила план.

Что делать

Как делать

Сроки

1. Узнать, кто крещен у нас в классе

Провести анкетирование одноклассников.

ноябрь

2. Узнать, кто из нашего класса посещает храм.

Провести анкетирование одноклассников

ноябрь

3. Узнать, сколько храмов в нашем городе и посетить их.

Узнать у мамы и классного руководителя

декабрь

4. Узнать названия храмов, историю и об иконах,  в честь которых названы храмы

Узнать из интернета и у очевидцев с мамой и классным руководителем.

Декабрь-январь

5. Рассказать о храмах одноклассникам и организовать экскурсию.

Вместе с мамой сфотографировать все храмы и оформить презентацию.

Декабрь-февраль

6. Провести диагностику одноклассников.

март

Первое, что я сделала, это опросила всех детей нашего класса – кто крещен и кто посещает храм. Выяснила, что 17 детей крещенных, а 13 – нет. Посещают храм 19 человек, а остальные 11 не посещают.

Дальше мне надо было узнать, сколько храмов в нашем городе.  Я спросила у мамы. Она сказала, что в г. Волжске 4 храма.  Также мы с мамой еще посмотрели в интернете.  Сходила в детский сад №23 «Кораблик» (куда я раньше ходила) к Погодиной Наталье Владимировне. Она является руководителем православного кружка «Лучик». Много интересного рассказала Наталья Владимировна. В результате вот, что я собрала:

Хотя г. Волжск и был вторым по величине городом в республике, он длительное время не имел своего православного храма. Правда, сведения о православном центре в городе восходят еще к периоду Великой отечественной войны, когда был открыт молитвенный дом. Только в конце 80-ых годов были проведены подготовительные работы к строительству городского храма.

  Была представлена на рассмотрение три проекта. Утвердили проект Волжского архитектора Анатолия Волкова, члена Союза архитекторов России. Проект напоминал плывущий корабль и красиво назывался на архитектурном языке – базилика ( имеется три формы строительства церквей: базилика – корабль, ротонда –круг и крест. 8 мая 1991 года прибывший в Волжск епископ Казанский и Марийский Анастасий совершил освещение закладки алтарного камня будущего собора.  Но строительство собора из-за нехватки денег и отсутствия руководителя было почти сразу же «заморожено» Верующие долго искали нового председателя приходского совета  и предложили Николаю Васильевичу Еремееву. Он, получив благословение родной любимой матери, согласился на это предложение. И началось строительство Свято- Никольского собора в нашем городе. Только господь Бог знает, сколько потребовалось Николаю Васильевичу сил, здоровья, терпенья пока шло строительство. Ему помогала врождённая смекалка, умение находить общий язык с руководителями предприятий, с городскими властями. И всегда рядом были бескорыстные люди, которые помогали без устали, вдохновлено.

  В 1992 году установили купола, которые сделали на Марбумкомбинате. А чтобы установить, пришлось использовать вертолет МИ -8. Это была целая «боевая операция». Тот день помнят многие волжане. На месте, где в настоящее время находится автовокзал, был пустырь. Там стоял купол. Прилетел вертолёт. Купол весил 2-2,5 тонны, закрепили торсами. Вертолёт никак не мог «оторвать» купол от земли. Люди вокруг стояли и молились. Но неожиданно подул сильный ветер и купол взлетел в небо. Сначала купол поставили боком, но и тут люди смогли подправить и закрепить его. Казалось, что это были сверхъестественные силы. Эту работу вертолетчики провели практически бесплатно. В 1992 году при храме был открыт «Фонд милосердия», где каждый мог принести пожертвования на строительство.

  Можно сказать, что в создании храма приняли участие все волжане, соседи из Татарстана, Чуваши и даже люди из дальнего зарубежья.

  Так, итальянцы привезли мощи Святителя Николая из гробницы города Барии, и подарили храму на строительство 10 тыс. долларов. Также от итальянце были получены краски для росписи собора, такие же использовались для восстановления росписи в Храме Христа Спасителя в Москве. Они не тускнеют со временем. Роспись храма выполняли волжские и зеленодольские художники.

Никольский собор в Волжске — один из немногих вновь воздвигнутых храмов Марийской епархии. Епископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн освятил новый храм, получивший статус кафедрального собора. Величественны интерьеры храма. Его роспись выполняли художники - волжане и зеленодольцы (Сергей Афанасьев, Сергей Булыгин, Владимир Пауткин, Даниил Карягин, Сергей Русских, Владимир Кириллов, Юрий Трутнев). По своим архитектурным композиционным особенностям он в какой-то мере повторяет традиционные формы церковного зодчества XVIII века, особенно колокольня, имеющая четыре яруса, органически встроенная в трапезную основной части храма. Два четверика несут на себе два восьмерика. Первый восьмерик вмещает в себя главный ярус звона, где размещаются колокола, второй — возносит граненый купол. Идентичный купол завершает основной куб храма. Незатейливое декоративное решение наружного облика в виде лопаток из белого кирпича на красном фоне создает впечатление строгой сдержанности и нарядности. Освящение Никольского храма стало важным событием в церковной жизни Марийского края, обретением еще одного православного духовного центра на марийской земле. Вслед за основным храмом выросло 3-этажное здание богадельни со своей трапезной, где находят приют и ночлег одинокие, бедные и страждущие.

 В октябре 1997 года состоялось освящение водосвятной часовни и фундамента воскресной школы.

Икона Николая угодника.

Много великих и преславных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, защищал от посечения мечом, освобождал от смерти и подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно. Сего великого чудотворца знает Восток и Запад, и во всех концах земли известны его чудотворения. Да прославится в нем Триединый Бог, Отец и Сын и Святой Дух и его святое имя да восхваляется устами во веки. Аминь.

На территории горбольницы г.Волжска на пожертвования граждан и предприятий в 90-е годы XX века был построен храм во имя иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”. Он возводился по оригинальному проекту и по типу восьмерик на четверике.

Церковь представляет собой ярусную постройку на “подклете". Широкая лестница ведет к главному западному порталу. Восьмерик, стены которого разрезают большие окна, завершается восьмискатным покрытием, увенчанным барабаном и вытянутой луковичной главкой. Соразмерность объемов, сочетание красного и белого в декоре, простота и ясность композиции придают храму устремленность ввысь и величавость.

12 августа 1997 года установлен главный купол и крест на нем в присутствии епископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. 27 ноября 1997 года состоялось освящение нижнего придела храма. Церковь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость” стала, наряду с кафедральным Никольским собором, одной из достопримечательностей Волжска.

Храм посвящен почитаемой в России иконе Божией Матери “Всех скорбящих Радость”, которая была обретена на берегах Невы. Когда в 1888 году сильная молния ударила в часовню, где находилась икона, и пожар охватил часовню, многие иконы оказались поврежденными, эта икона осталась даже не опаленной. Это чудо облетело весь православный мир. Икона стала особенно почитаться верующими. Около нее совершались исцеления. На иконе - образ Царицы Небесной без младенца во весь рост и надпись “Нагим одеяние, больным исцеление”. Празднование совершается 6 ноября (24 октября по ст. стилю).

 Икона «Всех Скорбя́щих Ра́дость»[, «Всех скорбящих Радосте и обидимых Заступнице…» — наименование иконы Богородицы, почитаемой в Русской православной церкви чудотворной. Известна в различных списках. На иконе изображена Богоматерь в сиянии мандорлы, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени. Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где, как считается, и хранится ныне (в честь иконы освящён северный придел храма). Празднование иконе совершается 24 октября по юлианскому календарю (6 ноября по григорианскому). Некоторые списки с неё имеют свои дни празднования.

Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского.

Храм был построен по благословению архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна. Инициатором строительства стали жители города Волжска, среди, который многие особо почитают св. праведного Иоанна Кронштадтского. В некоторых семьях память о всероссийском пастыре хранится уже несколько поколений. Книги и образы святого они сберегли даже во времена гонений на Церковь, когда за любой из предметов, связанных с ним, можно было получить лагерный срок.

История храма пока невелика. Начало строительства было положено в 2000 году накануне праздника Покрова Пресвятой Богородицы, а первую службу в новом храме совершили в апреле 2002-го. 26 ноября 2003 года сделали котельную и провели газовое отопление – до этого было печное. В настоящее время ведется благоустройство территории вокруг храма, намечено строительство подсобных помещений.

В 2004-м году День памяти всероссийского пастыря отца Иоанна Кронштадтского в городе Волжске был отмечен архиерейским богослужением 2 января 2004 года Преосвященнейший Иоанн епископ Йошкар-Олинский и Марийский совершил божественную литургию в храме, созданном и освященном в честь этого великого русского святого. Владыке сослужили: настоятель, иерей Евгений Панин, благочинный Волжского района протоиерей Александр Михайлов и священники Волжского благочиния. Приход имеет направленность на социальное служение. В перспективе планируется строительство дома для православных престарелых. Среди святынь храма – икона св. праведного Иоанна Кронштадского. Располагается храм в микрорайоне Машиностроителей.

Икона Иоанна Кронштадского

Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, святой и праведный отец наш, родился 19 октября 1829 г. в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии. Отец его — сельский дьячок Илия Сергиев — с раннего детства воспитал в нем горячую любовь к богослужению. 12 декабря 1855 года совершилось его посвящение в сан иерея. Вся остальная жизнь отца Иоанна и его пастырская деятельность протекала в Кронштадте. В то время среди жителей Кронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн стал бывать в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Такое необычное поведение молодого священника стало вызывать нарекания и даже нападки на него. Но, с Божией помощью, он победил всех и вся.

"Нужно любить всякаго человека и в грехе его и позоре его", — говорил отец Иоанн, — "не нужно смешивать человека — это образ Божий — со злом, которое в нем".

Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределы ее. По молитве отца Иоанна при жизни его совершалось (как и теперь, по его блаженной кончине, продолжает совершаться) множество дивных чудес. Вся верующая Россия потекла к великому и дивном чудотворцу. Тысячи людей ежедневно приезжали Кронштадт, желая видеть отца Иоанна и получить от него ту или иную помощь. Вместе с письмами телеграм-мами к отцу Иоанну стали поступать громадные суммы денег на благотворительность. На эти деньги отец Иоанн ежедневно кормил тысячу нищих, устроил в Кронштадте замечательное учреждение — "Дом трудолюбия" со школой, церковью, мастерскими и приютом, основал в своем родном селе женский монастырь и воздвиг большой каменный храм, а в Санкт-Петербурге построил женский монастырь на Карповке

Храм Новомученников и Исповедников  Российских.

В 2005 году в районе электромеханического завода по благословению

  архиепископа Йошкар-Олинского и Марийского Иоанна началось строительство Храма Новомученников и Исповедников Российских. Большую помощь в строительстве оказывают его прихожане. Помощь всех приветствуется: помогают и бабушки и женщины, и дети. Сам батюшка Алексей носил брёвна для строительства. Мы узнали, что мама ученика нашего класса Ямбаева Андрея штукатурила храм и купальню, строила котельную. Они вместе с сыновьями являются прихожанами храма. Строительство затянулось, потому что нет достаточного финансирования, а пожертвования прихожан малы для такого огромного проекта. Но прихожане с батюшкой Алексеем не унывают, молятся и трудятся. И дай Бог у них всё получится!

Началось строительство храма с простого вагончика, к которому в последствии был сделан пристрой. Сейчас в этом вагончике находится иконная лавка. Деньги, которые выручают за продажу церковной утвари, направляют на обустройство Храма. В храме находится чудотворная икона «Георгия Победоносца» привезенная из Иерусалима. Во время проведения служб народу в храме бывает очень много. Но в тесноте, да не в обиде. Служит там отец Алексей. Только в этом храме прихожанам раздают подарки на Рождество Христово. С каждым годом Храм становится все больше и богаче. Много планов на строительство. Уже вместо бочки для купания стоит специальная купальня, в которой прихожане могут окунуться в воду.  Со слов работников ДОУ №23 мы узнали, что во время Пасхальной недели Батюшка приходил в детский сад и кропил святой водой детей для здоровья, послушания и ума. Это всегда вызывало восторг и радость у малышей. Колокола храма были заказаны на пожертвование прихожан, и первым появился главный, - большой колокол. Звон которого слышен даже у школы. Сразу колокол не определили на место и перед каждой службой выносили на крыльцо Храма. Колокол тяжёлый и прихожанам – мужчинам приходилось помогать батюшке. Сейчас колокол висит на месте рядом с главным крестом, к нему добавились ещё три маленьких.

  Ах, какой перезвон слышен в округе, когда зовут к службе или оповещают, что служба закончилась. Есть при храме и воскресная школа. Очень тесно сотрудничает храм с Волжским интернатом и его директором   . Дети из интерната часто приходят на службу, организовывают праздники для прихожан.

Икона «Новомученников и Исповедников Российских»

Икона новых святых Российских мучеников и исповедников, пострадавших за Христа в трагическом ХХ веке, написана к прославлению их на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодального Комиссии по канонизации святых. Создание иконы было сложной творческой задачей. Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. На сегодняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Поэтому перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного сонма Ее членов, которые предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни. Вместе с тем, создавая литургический образ, иконописцы должны были средствами живописи явить свидетельство вечной славы, которую святые мученики получили у Господа посредством подвига ради Христа.

Resource id #3938

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

ЧУДО

МАРИЙСКОГО КОСТЮМА

«Чудо марийского костюма»

Проект

Марийское народное искусство уходит корнями в далекую древность, к истокам формирования марийской народности. Знакомство детей с его элементами, видами поможет воспитанию у детей чувства любви к своей малой Родине, уважения к своему народу и, в конечном итоге, патриотизма.

Проблема и идея

  • Проблема проекта связана с необходимостью ознакомления и пропаганды разнообразия марийской вышивки, а также с сохранением и продолжением этих традиций.
  • Ознакомление с марийским народным творчеством посредством информационных технологий и применение данной информации в жизни.

Цели и задачи проекта

  • Развитие интеллектуального творчества, исследовательской и проектной деятельности учащихся.
  • Привлечение детей и взрослых к изучению исторического наследия и культуры своего края.
  • Ознакомление с историей возникновения и с особенностями (расшифровкой) элементов вышивки.
  • Воспитание чувства уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев.
  • Развитие творческой деятельности по возрождению, сохранению и развитию культуры марийского народа через изучение народного творчества.
  • Выявление и поддержка талантливых учащихся.
  • Активизация творческой деятельности учащихся, приобретение опыта решения исследовательских задач.
  • Привлечение общественного внимания к проблемам развития талантливых учащихся.
  • Сбор и систематизация информации по каждому элементу вышивки.
  • Создание презентации по данному проекту.

О проекте

  • Тип проекта: информационный, исследовательский, творческий.
  • Количество участников проекта: 4 человека.
  • Руководитель проекта:

Соколова Светлана Вячеславовна – учитель I категории ВГЛ.

Учащиеся 2 «А» класса:

 1.Синицкая Екатерина

 2.Синицкая Юлия

Родители:

 Синицкая Людмила Александровна

План

  • История изучения вопроса
  • Значение узоров в марийской вышивке
  • Исследование вышивки в современном мире

На классном часе о творчестве народа РМЭ Светлана Вячеславовна знакомила нас с ремеслами народа нашей республики. Она показывала различные иллюстрации и костюмы, которые дети прошлого выпуска сшили сами. Мы уже 4 года ходим в «Школу моды» и интересуемся историей костюма. Марийский костюм очень красив, нам захотелось его примерить и узнать о его истории. Мы попросили в этом помочь нам наших родителей и учителя. Вот что у нас получилось.

МАРИЙСКАЯ ВЫШИВКА

В конце XIX века интерес к изучению марийской вышивки все больше возрастает, многие местные краеведы начали заниматься коллекционированием вышитых изделий и содействовать этим ее широкой популяризации. Казанский этнограф И.Н.Смирнова в своем небольшом сообщении «Этнография на Казанской научно-промышленной выставке» (Казань, 1890) впервые обратился к анализу марийской вышивки, сравнивая ее с вышивкой других финно-угорских народов. Он отмечал, что марийцы в стремлении к красоте находят свое удовлетворение в украшении предметов повседневного быта. Так, они оформляют резьбой ручки своих ковшей, обводят орнаментом чашки, покрывают вышивками свою одежду. Смирнов впервые объяснял возникновение отдельных узоров марийского орнамента из образов живой природы и отметил, что марийские вышивальщицы стремятся воспроизводить в своей работе предметы окружающего мира, такие, как лист дуба, клена, рябины, шею гуся, утки, гриву лошади, рога барана и т.д. И.Н.Смирнов, таким образом, говорит о связи народного творчества с бытом, окружающей средой народа. И это было положительным явлением в изучении марийского народного искусства.

На протяжении многих веков народные мастера старались сделать простой предмет нарядным, праздничным. Ибо есть такая истина, что люди сердцем тянутся к красоте, творят эту красоту своими руками, чтобы каждый день, в каждом деле она была спутницей и помощницей. Ведь красота всегда приносит радость. « Из тесной, низкой избы, где люди ютились вместе с теленком, ягнятами и курами, выходила женщина в белом шушпане с яркой тканой каймой, в искусно сплетённых лаптях, голову её покрывал красный с узором платок. Она шла легкой красивой поступью сильного ловкого человека и, как все женщины в мире, чувствовала себя в праздничном наряде красивой и радовалась этому ». И не случайно несравненное великолепие костюма наделяло каждую девушку, каждую женщину истинной красотой.

Народное декоративное искусство по своему содержанию всегда оптимистично. Произведения народных мастеров несут радость, пожелание благополучия и счастья; они передаются из поколения в поколение как подарок, талисман- «оберег». В древности не умели объяснить многие явления природы, обожествляли ее силы и связывали их с добрым и злым началами. Так, в русской вышивке женская фигура с поднятыми вверх руками олицетворяла саму природу. Кони и птицы в марийской вышивке считались помощниками в труде и хозяйстве и вещи с их изображениями «оберегали» скромную крестьянскую жизнь.

Изображение солнца означало символ, несущий свет и тепло всему живому на земле. «Лебедушка» (« лебедь белая ») олицетворяла прекрасную девушку, считалась символом верной любви, а «уточка» («утушка », «сера утица») передавала отношение к трудолюбию.

На марийских старинных женских рубахах часто встречается изображение круговой розетки, расположенной попарно на груди,- чызе орол («сторож  грудей»), которая являлась также символом в виде оберега. Причем солнце в подобной вышивке изображалось в виде лучистого круга с крестом, в виде ромба и квадрата. В древнем искусстве марийцев имели частое распространение подвески и другие металлические украшения с изображением кругов,  выполненных в технике накола точечным орнаментом, и расходящимися от центра лучами. Такие привески обычно прикреплялись к одежде на груди. А излюбленным цветом у марийских вышивальщиц прошлого века был красный. Он был цветом радости, здоровья, его понятие связывалось с утверждением самой жизни, солнцем, огнем.

Сейчас древняя символика многих узоров забыта. Но по традиции вышивальщицы, например, включают ее в узоры костюма. Предметы быта утратили символическое значение, их только украшают. Изменились и узоры. Во время экспедиций можно легко найти обрядовые вещи, предметы и вышитые изделия. Новые условия жизни в корне изменили традиции и в вышивке. Многие женщины уже не помнят смысла названий узоров, но с любовью переносят их на современные украшения, перерабатывая в соответствии со своим вкусом и талантом. Художники и мастера используют традиционные узоры в украшении современного костюма, творчески осмысливая каждый элемент старого народного орнамента.

Народное искусство составляет наиболее обширную область творчества человека. Это самое древнее искусство, непосредственно связанное с бытом, с самой жизнью народа, имеет богатую историческую традицию. Народное искусство не только обладает какими-то художественными качествами, но оно играет также большую роль в формировании эстетического вкуса, учит любить и ценить культуру своего народа, бережно относиться к ее истокам.

Народ мари издавна славился искусством вышивания, популярности которого в основном соответствовали широкое применение в одежде, как в обыденной, так и в праздничной и обрядовой; большое разнообразие швов и богатство орнаментальных рисунков,  которые создавали сами вышивальщицы.

На протяжении многих веков марийские женщины украшали одежду, полотенца, которые превращали в подлинные произведения народного мастерства. Вышивать умела в прошлом каждая женщина. Учили вышивать с детства: мать, старшие сестры, однодеревенки. Искусные вышивальщицы всегда были в почете, о них пели песни, слагали легенды. Вышивка была критерием оценки трудолюбия и таланта девушки, молодой женщины и вышивальщицы более старшего поколения.

«От добрых рук ничего не уходит», - гласит народная пословица. В народе хорошо понимали красоту и умели передавать ее во всех отношениях. Женщины видели разноцветье трав, цветов летних лугов, восхищались зимними узорами снежинок, изображением прозрачного льда, ветками снежных деревьев зимнего леса, голубизной ясного весеннего неба... И не случайно многие элементы вышивки осмысливались как явления окружающей природы.

Вышивка применялась для отделки во всех деталях женского национального костюма: верхней одежды, головных уборов, свадебных платков и покрывал, поясов, для украшения мужских рубашек. Но основной принадлежностью марийской одежды в прошлом являлась рубаха, украшенная вышивкой. Вышивка шла на груди, спине, по подолу и на концах рукавов. На груди она была широкой и состояла из различных узоров геометрического характера. Женский костюм помимо вышивки отличался разнообразием отделок: применялись различные полосы цветного материала, главным образом, из крашеной шерсти и кумача; украшался бисером, различной мишурой и использовали браное ткачество.

Вышивка служила не только украшением национального костюма, она являлась определяющей для каждого вида одежды, указывала на возрастную и социальную принадлежность ее владельца и была одной из распространенных работ среди марийских женщин.

Во время нашего проекта собран значительный материал, в основном, с помощью фотоаппарата, зафиксировано множество снимков, сделано цветных рисунков, показывающих различную декорировку одежды, предметов внутреннего убранства. При осмотре вещей и устном опросе отбиралось и отмечалось все, что представляло художественный интерес. Велся расспрос о значении вещи, о символике празднеств и обычаев, традиций; применялось обращение к устным свидетельствам, к памяти старшего поколения.

Сложные приемы узорного ткачества и старинной вышивки, за редким исключением, позабыты. Трудно найти мастериц по изготовлению изделий из узорного тканья и вышивки, по изготовлению украшений. Изменилась и одежда

сельского населения, так как за годы Советской власти произошли коренные изменения как в быту, так и в жизни марийского народа. Трудность сбора материалов еще объясняется тем, что во многих районах во время войны различные предметы, одежда прошлого, хранившаяся для памяти, были использованы для нужд самим населением. Использовали все, что было необходимо, а лучшую одежду и особенно ювелирные украшения отдавали в фонд обороны страны.

При обследовании прежде всего следует обращать внимание на комплекс национальной одежды XIX- начала XX веков. Это можно объяснить многими причинами:

  1. Старинная одежда с вышивкой сейчас быстро исчезает из быта.
  2. Одежда, изготовляемая женщинами, являлась достаточно устойчивой.
  3. Вещи, датируемые в основном XIX- началом XX веков, сохраняют в своих формах и орнаментах следы более ранних периодов развития марийского народного искусства.
  4. Колорит одежды, отделка ее вышивкой и различными украшениями как бы выявляют художественный вкус народа.
  5. Формирование особенностей культуры связано с историей и бытом народа, в этом большая роль принадлежит национальной одежде.
  6. Исследование в области одежды имеет значение и для развития современного декоративного искусства.
  7. Изучение народного искусства имеет значение и для эстетического воспитания широких масс населения.

Таким образом, экспедиционные выезды в районы, сбор материала краеведами на местах по марийскому народному декоративному искусству крайне необходимы в настоящее время, так как в нашей республике сохранились еще традиции многовекового мастерства безымянных народных умельцев.


Список литературы :

  1. Т. Евсевьев «Этнографические коллекции», Йошкар-Ола, Марийское
    книжное издательство, 2002.
  2. «Этнография марийского народа», Йошкар-Ола, Марийское книжное
    издательство , 2001.
  3. Г.И.Соловьева «Терминология марийской вышивки», Йошкар — Ола,
    2002.
  4. Г.И.Соловьева «Костюмы для художественной самодеятельности»,
    Йошкар- Ола, Марийское книжное издательство, 1990.
  5. Г.И.Соловьева «Орнамент марийской вышивки», Йошкар-Ола, Марийское
    книжное издательство, 1982.

Resource id #2380

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тайны марийской вышивки исследования наблюдения заключения Подготовили: ученики 3а класса Руководитель: учитель 1 категории Соколова С.В.

Слайд 2

Сохранить традиции марийской культуры – вот основная идея сохранить самого себя. Мы живём в этой республике. Нам её и прославлять . - выявление и поддержка талантливых учащихся; - активизация творческой деятельности учащихся, приобретение опыта решения исследовательских задач; - привлечение общественного внимания к истории народных промыслов мари; - сбор и систематизация информации по каждому элементу вышивки; - создание презентации по данному проекту Развитие интеллектуального творчества, исследовательской и проектной деятельности учащихся . Актуальность Цель Задачи в помощь учителям ИКН, ИЗО, технологии, работникам музея и ученикам, которые хотят больше знать о истории родного края Приминение проекта

Слайд 3

О, женщины марийские! Как славно Расшито вами Жизни полотно. Писать мы научились Так недавно, А вышивать умели так давно. В. Колумб.

Слайд 6

-Что обозначают красивые узоры на марийских костюмах? -Почему встречаются одни и те же цвета? -Кто занимался эти ремеслом? -Где брали краску для окрашивания нитей? -Где сейчас можно встретить элементы марийской вышивки?

Слайд 8

Природа родного края веками восхищает и одухотворяет людей В марийской вышивке есть элементы: - растений - животных - неживой природы

Слайд 10

Символы республики Марий Эл тоже содержат элементы марийского орнамента


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Т ема: «Какая ты- русская народная кукла?» Выполнила: ученица 2а класса МОУ «Волжский городской лицей» Субботина Наталья

Слайд 2

Цель исследования: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы. Задачи исследования: Познакомиться с историей русской народной куклы; Познакомиться с видами кукол; Изготовить несколько кукол.

Слайд 3

Тряпичная кукла в старину играла большую роль: -она была участницей многих праздников и обрядов; -являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода; -была оберегом; -в игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы. Тряпичная кукла несет в себе определенные образы, ориентированные на традиционные представления о семье, семейном укладе, о женских и мужских ролях, о материнстве . Русская народная тряпичная кукла.

Слайд 4

Домашняя масленица жила в доме . Случалось, если кто обидел женщину, она завязывала на подол кукле ленточку и рассказывала ей свою беду. К тому времени как Праздник Масленицы приходил, она чаще всего была вся увешана ленточками. Потом этих кукол собирали и бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем , а для дома делалась новая Масленица. Куколка - домашняя масленица

Слайд 5

Кукла Берегиня дома бытовала в Калужской области, ее делали , как и всех кукол, из остатков ткани от ношеной одежды, она несла частичку души хозяйки или хозяина и помогала защитить дом . Вешалась Берегиня над входом, выше головы, так, чтобы она могла видеть входящих в дом, народ считал, что она оберегает от плохого глаза и злых людей . Обереговая кукла- домашняя Берегиня

Слайд 6

Чтобы воздух в избе был чистый, изготавливали полезную куколку «кубышку-травницу».Подвешивали ее там, где воздух застаивался или над колыбелью ребенка. Эта кукла наполнена душистой лекарственной травой . Куколку необходимо помять в руках, пошевелить, и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. От Кубышки –Травницы исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Кукла кубышка-травница

Слайд 7

Крупеничка (Зерновушка)- кукла, которая символизировала достаток и благополучие в доме , была своего рода оберегом семьи . Делали эту куклу после сбора урожая. Небольшой мешочек заполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. Первые горсти зерна при посеве брали из мешочка. Зерно в Крупеничке символизировало сбереженные силы Кормилицы земли. _________ _________ _______ _____ _ _____ Крупеничка ( Зерновушка ) – главная кукла в семье

Слайд 8

Мартинички – нитяная пара куколок белого (зимнего) и красного (летнего) цветов. Использовались в обряде закликания весны. Мартинички вывешивались на ветвях деревьев, чтобы привлечь наступление теплого сезона. Весенние куколки - мартинички

Слайд 9

Колокольчик-куколка добрых вестей. Родина этой куклы- Валдай . Оттуда пошли валдайские колокольчики. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное, веселое настроение. Колокольчик-куколка добрых вестей

Слайд 10

Десятиручку делали из лыка или соломы 14 октября на Покров когда садились за рукоделие, или дарили на свадьбу. Куколка предназначалась для помощи девушкам, готовящим свое приданое , и женщинам в разных делах , таких как ткачество, шитье, вышивка, вязание . Десятиручка - обрядовая многорукая кукла

Слайд 11

Куклу Северная Берегиня делали из маленьких лоскутков ткани. Количество лоскутков должно быть нечетным. Северную Берегиню ставили в избе в северный угол. Она помогала защищать дом от злых людей, от бед и болезней. Куколка –северная берегиня

Слайд 12

Настроение Оберег Традиции Подарок Хобби Русская кукла -

Слайд 13

Спасибо за внимание.



Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение волжский городской лицей

Мастер-класс

Бактерии - царство живой природы.

                                                                         Учитель начальных классов Соколова С. В.

Волжск

2012 г.

Цель: систематизировать изучение живой природы в рамках формирования знаний о бактериях.

Задачи: 1) Ознакомить с существующими бактериями

               2) Познакомить с практическим использованием бактерий

               3) Сформировать навыки наблюдения, исследования и классификации

               4) Развивать коммуникативные навыки (умение работать в паре, умение логически мыслить и обобщать).

Предварительная работа:

  1. посетить организации, которые занимаются исследованием бактерий.
  2. познакомить с микроскопом, его строением и этапами работы.
  3. поделить класс на пары и прикрепить к каждой родителя.
  4. дать каждой группе задание для исследования.
  5. предварительно проверить, отредактировать и проанализировать выполненную работу.
  6. подготовить сводную таблицу для классификации.
  7. подготовить презентации.

Ход урока.

1. Организационный момент.

         2. Знакомство с целью и задачами.

  • перед вами находятся бутылочки с:

Кефиром, уксусом, почвой

- Подумайте о чем мы сегодня можем поговорить?

- Сегодня мы говорим о бактериях.

- О том какое место они занимают в живой природе.

- Посмотрим на настоящие бактерии, узнаем о них больше и оформим таблицу, которая поможет вам в дальнейшей работе.

  1. Новая тема.

- Перечислите все царства живой природы.

- Что между ними общего.

- Все эти характеристики записаны в таблице у вас в тетради и на доске.

Характеристики

Бактерии

  1. Место обитания

в природе и в человеке

  1. Условия жизни

разнообразные

  1. Размер

микроскопические

  1. Строение

клетка без ядра

  1. Виды

кокки, бациллы, вибрионы, спириллы

  1. Питание

разнообразное

  1. Дыхание

разнообразное

  1. Движение

с помощью жгутиков

  1. Размножение

деление клетки

  1. Значение

полезные, вредные

Ребята первой группы подготовили сообщение о месте обитания и условиях жизни Б.

Трудно найти место на земном шаре, где не было бы мельчайших живых существ - Б. Их находили в струях гейзеров, с температурой 105t,в сверхсоленом Мертвом море, в вечной мерзлоте Арктики, где они пробыли 2-3 млн.лет. В океане на глубине 11 км, на высоте 41 км в атмосфере, в недрах земной коры на глубине в несколько км – везде находят Б.    

В силу простоты организма и неприхотливости Б. широко распространены в природе, но встречаются в разных количествах. Меньше всего Б. в воздухе, особенно в природных условиях. Но в местах скопления людей они встречаются гораздо в больших количествах. Вот почему необходимо часто проветривать помещение.    

Как и всем живым существам, большинству Б. необходим кислород. Попав в среду, где много кислорода они погибают. В природных условиях Б., которым необходим кислород  живут на поверхности почвы, в ее верхних рыхлых слоях, в верхних слоях воды, в атмосферном воздухе. Те Б., для которых кислород губителен, обитают в глубоких слоях почвы, в иле, в толще воды. Жизнедеятельность Б. может протекать в различных температурных условиях. Некоторые из них способны развиваться при температуре от -2 до +75.При более высокой многие погибают, а так же для них губителен солнечный свет.(выступление сопровождается презентацией)

(Тезисы раздать другим группам)

- Где встречаются Б.?

- Почему при скоплении людей Б. становится больше?

- Что запишем в таблицу в графу место обитания?

(В природе и в организме )

- Что запишем в графу условия жизни?

(Разнообразные)

Ребята второй группы приготовили свое исследование.

- На столах лежит готовый препарат с Б. Видите ли вы их?

- Что запишем в графу размер?

(Микроскопический)

- Что нам поможет их увидеть?

(Микроскоп)

Долгое время люди жили бок о бок с Б., не подозревая о их существовании. Первым человеком , наблюдавшим Б.в микроскоп, был Антони ван Левенгук, и было это в 1676 году. Благодаря этому прибору были изучены и клетки других организмов.

(Показ рисунка клетка Б., клетка растительная, клетка животная)

- Чем похожи эти клетки?

(Размером)

- Чем отличаются?

(Нет ядра)

- Что запишем в графу строение?

(Клетка без ядра)

- Положите готовый препарат на предметный столик и закрепите его.

-  Отрегулируйте микроскоп и рассмотрите Б.

- Что вы увидели?

Здесь уже говорили  о том , что Б. живут не только в природе , но и в живом организме. Доказано что в полости рта человека обитает несколько сот разновидностей Б. Например: у новорожденного младенца слизистая оболочка кишечника стирильна. С первым глотком молока матери в пищеварительную систему ребенка устремляются микроскопические жильцы становясь на всю жизнь его спутниками. Они помогают человеку переваривать пищу, производить некоторые витамины.

        Я провела исследование:

  1. Чистой заостренной палочкой провела по краю десны.
  2. Нанесла этот налет на предметное стекло, капнула каплю воды и накрыла покровным.
  3. Закрепила препарат на предметном столике и увидела Б. :
  1. Шаровидной формы (кокки)
  2. Палочковидный формы (бациллы)
  3. Слегка изогнутые (вибрионы)
  4. С завитками (спириллы)

(Записываем в таблицу)

        У некоторых бактерий есть жгутики с помощью которых они передвигаются.

Выступает третья группа.

        Любому живому организму нужно питание. Без него бактерии не будут жить и размножаться. Питаются бактерии разнообразно. Мы побывали на экскурсии в СЭС и нам рассказали:

Размножаются бактерии простым делением на двое. Каждые 20 мин. В благоприятных условиях кол-во некоторых Б может удваиваться. Если например в организм человека попало всего одна такая Б, то через 12 часов их может стать уже несколько миллиардов. У новорожденного ребенка слизистая оболочка кишечника стерильна с первым глотком молока в пищеварительную систему человека устремляются микроскопические жильцы, становясь на всю жизнь его спутниками. Они помогают человеку переваривать пищу и производят некоторые витамины.

        Питание Б столь же разнообразно, как и условия их жизни. Пожалуй, нет такого органического вещества, которое не пошло бы в пищу тем или иным Б. Некоторые Б как и зеленые растения, сами производят органические вещества с помощью солнечных лучей. Только кислород в отличии от растений они при этом процессе не выделяют. Среди Б есть паразиты, которые, поселяясь в чужих организмах, могут стать причиной болезни. Есть и Б хищники, которые, из множества своих тел плетут приспособления напоминающие паутину и ловят туда свою добычу. Некоторые Б питаются малосъедобными веществами, такими как аммиак, соединение железа, серы, сурьмы.

Дыхание Б тоже многообразно.

Выступает четвертая группа.

Даже самые мелкие бактерии, когда они образуют большие скопления, увидеть их ничего не  стоит. На месте одной единственной бактерий, попавшей на поверхность питательной среды, уже через несколько часов образуется видимая невооруженным глазом колония бугорок. Взглянув на цвет и форму колонии, опытный специалист сразу определит, с бактериями какого вида он имеет дело.

Данные специалисты работают и в нашем городе. Они помогают врачам выбрать правильное лечение, определить качественные ли продукты питания, чистая ли вода. Таких специалистов называют бактериологами (показ презентации).

        

        

(Показать чашку с колониями).

        При достаточном питании и благоприятных условиях бактерии начинают быстро размножаться делением своей клетки и группироваться в колонии, которые можно увидеть невооруженным глазом.

        Значение Б. в природе и жизни человека велико. По скольку они распространены повсеместно и встречаются в огромном количестве они во многом определяют различные процессы: осенью опадают листья, отмирают наземные побеги трав, опадают старые ветки, время от времени падают стволы старых деревьев. Все это постепенно превращается в перегной. Это длительный и сложный процесс, в котором принимают участие грибы, почвенные животные и бактерии. Клубеньковые бактерии на корнях растений обогащают почву азотом.

        В жизни человека важную роль занимают кисломолочные бактерии они помогают делать такие продукты как простокваша, кефир, ряженку и другие кисломолочные продукты. Квашение овощей тоже происходит с помощью бактерий. Некоторые бактерии живут в пищеварительной системе человека и помогают нормальной ее работе. Один и тот же процесс: например, гниение – может быть полезным в природе и крайне не желательном в быту. Например служат санитарами леса и портят продукты питания. Человек нашел выход, чтобы продукты не портились их солят, сушат, засахаривают, маринуют, держат в холодильнике.

(Записываем в таблицу, в графе значение полезные и вредные)

  1. Итог урока.

(Игра: «Выбери правильный ответ»)

  1. Бактерии самые древние обитатели нашей планеты.
  2. Все бактериальные клетки имеют ядро.
  3. Бациллы – это округлые по форме бактерии.
  4. Все бактерии размножаются делением клетки.
  5. Образование перегноя невозможно без участия бактерий.
  6. Двигаются бактерии с помощью жгутиков.

Resource id #2418


Предварительный просмотр:

Конспект   урока  окружающий мир, 4 кл .

УМК« Начальная школа 21 века»

Тема: Чем  человек  отличается от животных

Цели: развитие у учащихся умения сравнивать, анализировать отличительные особенности человека  от других объектов живой природы.

Задачи: продолжать обучение исследовательской работе;

              развивать умение классифицировать, анализировать и                                оценивать;

              закреплять умение работать в паре, группе и индивидуально

              воспитывать интерес к исследовательской деятельности и уважительное отношение друг к другу.

Ход  урока.

Мотивация к учебной деятельности

(Мозговая разминка)

Начнём урок сразу с задач.

(раздать детям карточки с заданиями)

-Найди ошибку. Кто лишний?

-Косуля, леопард, барракуда, заяц, крыса, морж, кит. (Барракуда-рыба)

-Волк, пантера, анаконда, лань, лиса, ласка. (Лань -растительноядное животное)

-Из букв слова подушка составьте другие слова. (Душ, душа, укшко, кашпо, душка, шок, пуд, паук, пушок, док, код)

-Как вы думаете, почему урок окружающего мира мы начали с логических задач? (Потому что поговорим о человеке.

Самооценка

На ваших стикерах оцените себя + -определил, - не смог.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

- Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете, кому будет посвящена тема нашего урока.

Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда.                                                               С. И. Ожегов

Итак, тема сегодня человек.

Я вам предлагаю сделать эту широкую тему более узкой и сравнить человека с другими живыми существами. Согласны?

-Тогда какую цель поставим перед собой? (Узнать и объяснить отличие человека от других объектов живой природы.)

- составим план.

ПЛАН

  1. Познакомиться с нужной информацией.
  2. Проанализировать её.
  3. Сделать вывод.

- Итак, кто такой человек? Ваши версии. (ответы детей)

- Древнегреческий философ Платон отвечал на этот вопрос «Человек это двуногое животное без  перьев.»

-Согласны? Почему?

-Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону:

 « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится».

-Где мы можем взять точный ответ на этот вопрос? ( В научной литературе, в учебнике)

Реализация построенного проекта. Исследовательская деятельность.

1) -Работаем в паре. (Посадить хорошо читающего ученика  с плохо читающим учеником и следить, чтобы читали оба)

-Прочитайте нужную нам информацию со страницы 100 по 103.

2) - Работаем в группе.

-Второй пункт нашего плана проанализировать полученную информацию. Это сделать лучше в таблице.

(Данная таблица даётся с пробелами, которые дети должны заполнить, пользуясь учебником)

Животные

Человек

Ползают, прыгают, передвигаются на четырёх лапах

прямоходящий

Опираются на инстинкты

Выполняет разнообразную работу. Создаёт орудия труда.

Не могут объяснять, анализировать, сравнивать

Может решать умственные задачи

Живут стаями и стадами, парами.

Живут в обществе

Могут издавать разные звуки

Общаются связной речью

Опирается на инстинкты

Использует мышление

Не проявляет творчество

Может работать творчески

Проверка и оценивание каждой группы.

(у доски по представителю от группы зачитывают по одному пункту, а ответственный за оценивание с места, оценивание каждого)

-Какой делаем вывод? (Человек - разумное, общественное существо).

Физминутка «Мозговая гимнастика»

(комплекс упражнений на стимулирование работы зрения, улучшение психических процессов, ускорение психомоторной деятельности)

1.Качание головой

2.Ленивые восьмёрки

3.Шапка для размышлений

4. Вижу палец

5.Палец двоится

6.Письмо носом

-У меня в руках книга Киплинга «Книги зверей». В ней есть история про Маугли.

- Кто знает кто такой Маугли? Расскажите. (Ответы детей)

Историческая справка

Писатель долго жил в Индии. От местных жителей он слышал много преданий и среди них легенду о мальчике, воспитанном в волчьей стае. Она и легла в основу его сказки «Маугли».

Мы знакомимся с маленьким мальчиком, когда он бесстрашно входит в волчье логово и вместе с волчатами начинает сосать молоко их матери - грозной волчицы Ракши. Так он становится приемным сыном волчицы.

Отец Волк учит Маугли ремеслу охотника. Медведь Балу втолковывает ему законы джунглей.

   - Как вы думаете, что может быть правдой в истории с Маугли, а что вызывает сомнение? (Версии детей)

- Может ли это быть правдой?

Историческая справка 

-Каждый родившийся ребенок становится человеком только в обществе. Детеныши животных от рождения имеют инстинкты, которые помогают им ориентироваться в том, что можно и чего нельзя есть, на кого можно нападать, а кого следует опасаться. Дитя человеческое после рождения - самое неприспособленное к жизни из всех существ. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, умение трудиться. Были случаи, когда совсем маленькие дети попадали к животным. Выросшие среди зверей, они не научились ходить на двух ногах, разговаривать, пользоваться различными предметами. Они не способны были мыслить, как люди, и, оказавшись среди людей, вели себя, как пойманные животные.

 Исследовательская работа в группах:

- Сделайте вывод:

-Почему Маугли не такой, как мы с вами?

-Что его отличает от нас? (каждая группа получает свой вопрос и готовит своё выступление)

  1. Может ли человек, выросший среди животных, прожить долгую жизнь не имея таких зубов, клыков и шерсти, как у зверей? Почему?
  2. Может ли он сам научиться ходить на двух ногах? Почему?
  3. Кто научит его говорить на каком-нибудь человеческом языке? Почему?

Индивидуальная работа

 4. кластер-ЖИВОТНОЕ (ребёнку с ОВЗ)

5.кластер-ЧЕЛОВЕЛ (ребёнку с ОВЗ)

(мини выступление детей)

Оценивание

-Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

-Достигли мы её?

-Вернёмся к высказыванию Ожегова. Что мы добавим к нему и почему.(Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.)

-Какой вывод делаем?

-Вывод. Человек всё время решает простые и сложные задачи,

преодолевает трудности, делает большие и маленькие открытия.

Всё это возможно потому, что человек умеет думать, мыслить.

Фиксация нового знания

-Выполните самостоятельную работу в большой тетради с.  №   ,№  .

самооценка и оценивание учителем.

Рефлексия

Когда наш предок палку взял,

Рукою лапа стала.

Чужую шкуру повязал,

Клык сделал из металла...


И вот остался тигром тигр,

И слон слоном остался

А человек, меняя мир,

Сам в мире изменялся

проверка кластеров

Домашнее задание: 

Составить рассказ «Чем человек отличается от животного?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема: Чем человек отличается от животных Выполнила: у читель начальных классов Соколова С.В 1 Окружающий мир 4 класс «Начальная школа 21века»

Слайд 2

2 Постарайтесь по данному толкованию определить понятие, и вы узнаете тему нашего урока. Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Человек Цель: Узнать и объяснить отличие человека от других объектов живой природы

Слайд 3

3 План 1.Прочитать нужную информацию 2.Проанализировать её 3.Сделать вывод

Слайд 4

4 Древнегреческий философ Платон отвечал так: «Человек это двуногое животное без перьев.» Через 2000 лет известный физик и математик Б. Паскаль возразил Платону: « Человек без ног всё же остаётся человеком, а петух без перьев человеком не становится.»

Слайд 5

5 Работаем в паре с100-с103 Работаем в группе Заполни таблицу Сделай вывод

Слайд 6

6 Физкультминутка Качание головой Ленивые восьмёрки Шапка размышлений Вижу палец Палец двоится Письмо носом

Слайд 7

Историческая справка

Слайд 8

8 Сделайте вывод: Почему Маугли не такой, как мы с вами? Что его отличает от нас?

Слайд 9

9 Это живое существо, обладающее даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда. С. И. Ожегов Только человек обладает целенаправленной творческой деятельностью, умеет мыслить.

Слайд 10

Сегодня на уроке: Я узнал ….. Мне понравилось …. Новые знания мне пригодятся…..



Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение отдел образования администрации

городского округа «Город Волжск» Республики Марий Эл

Муниципальное образовательное учреждение

«Волжский городской лицей»

Городской конкурс проектов разработок

«Лучший классный час»

«Жизнь и подвиги новомучеников и исповедников Российских»

«ДОРОГА К СВЯТОСТИ»

                                     4 класс

Выполнила:

МОУ «Волжский городской лицей»

                                                                                      Учитель высшей категории

 Соколова

Светлана Вячеславовна

г. Волжск

2017г.

Цель классного часа:

-формирование духовности у детей младшего школьного возраста на примере жизни новомученников.

Задачи:

-познакомить детей с жизнью Святого Луки и мученика Евгения;

-развивать чувство сопереживания к другим людям;

-воспитывать желание и стремление к жизни праведной.

Оборудование:

Проектор, компьютер, презентация, диск с песнями Копыловой

                                                      Ход мероприятия

Воздвигнут был во славу Бога,
И не найти, пожалуй, слога,
Чтоб описать мне как тогда,
Сияли златом купола.
Как по холмам в тиши печальной,
Распространял повсюду он,
Колоколов призыв кристальный,
Хрустально - чистый, добрый звон.

-Кто из вас слышал в нашем городе звон колоколов, поднимите руку?

-Как вы думаете, почему так далеко слышен этот призывный звук?

            Наш город по историческим меркам очень молодой. В 2017 году ему исполнилось 77 лет. Этот трудный и славный путь становления нашего города проходил с участием тысяч его жителей – наших земляков. В городе много красивых мест, которые украшают нашу маленькую родину.  Украшением нашего города являются четыре храма.

- Назовите их.

           Свято-Никольский кафедральный Собор, Храм «Всех скорбящих радость», Храм «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского», Храм «Новомученников и Исповедников Российских».

- Кто из вас был в наших храмах (поднимите руку)?

- Знаете ли вы, почему у каждого храма своё название?

 -У каждого храма свой покровитель свой святой. Вспомним каждого.

 (показ слайда)

        Николай Угодник (сообщение детей)

Много великих и славных чудес сотворил на земле и на море великий сей угодник. Он помогал сущим в бедах, спасал от потопления и выносил на сушу из глубины морской, освобождал из плена и приносил освобожденных домой, избавлял от уз и темницы, подавал многим различные исцеления, слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова. Он обогатил многих, бедствующих в убожестве и крайней нищете, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступником и скорым предстателем и защитником. И ныне он также помогает призывающим его и избавляет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как невозможно и описать все их подробно.

(показ слайда)

Божья Матерь “Всех скорбящих Радость” (сообщение детей)

Святая Мария- мать Бога. Помогает всем страждущим на земле. У неё разные иконы, многие явились чудесным образом. Эта была обретена на берегах Невы. Когда в 1888 году сильная молния ударила в часовню, где находилась икона, и пожар охватил часовню, многие иконы оказались поврежденными, эта икона осталась даже не опаленной. Это чудо облетело весь православный мир. Икона стала особенно почитаться верующими. Около нее совершались исцеления. На иконе - образ Царицы Небесной без младенца во весь рост и надпись “Нагим одеяние, больным исцеление”. На иконе изображена Богоматерь, окружённая людьми, обуреваемыми недугами и скорбями, и ангелами, совершающими благодеяния от её имени.

(показ слайда)

Иоанн Кронштадский Чудотворец (сообщение детей)

Иоанн, Кронштадтский, святой и праведный отец наш.  Вся его пастырская деятельность протекала в городе Кронштадте. В то время среди жителей Кронштадта процветали маловерие и иноверие. Ежедневно отец Иоанн  бывал в убогих жилищах горожан, беседовал с ними, утешал их, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог. Такое необычное поведение молодого священника вызывало недовольство. Но, с Божией помощью, он победил всех и вся. Скоро открылся в отце Иоанне и дивный дар, который прославил его по всей России и далеко за пределы ее. По его молитве свершались чудеса.

(показ слайда)

Икона «Новомученников и Исповедников Российских» (сообщение детей)

Создание иконы было сложной творческой задачей. Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен. На сегодняшний день известна лишь малая часть тех, кто достоин прославления в лике святых. Поэтому перед иконописцами стояла задача создать собирательный образ подвига, совершенного Русской Церковью в ХХ веке в лице бесчисленного множества людей, которые предпочли страдание даже до смерти временным сладостям земной жизни. Вместе с тем, создавая литургический образ, иконописцы должны были средствами живописи явить свидетельство вечной славы, которую святые мученики получили у Господа посредством подвига ради Христа.

-Обратите внимание, что у каждого святого своё название.

угодник, святая, чудотворец, мученики

- Объясните, как вы понимаете каждое слово?

-Как вы думаете, можно ли назвать людей-мучеников с этой иконы нашими современниками?

-Как вы полагаете, можно ли стать святым в наше время?

-Так как на иконе «Новомученников Российских» образ собирательный, то я вам, сегодня, расскажу только о двух святых.

              Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего.

            Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций.  Он много оперировал, продолжая вести научные исследования.

              В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Он предложил медицинской сестре взять заботу по воспитанию его детей. Доктор смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

               Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея. Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник. 18 мая 1923 г. он был арестован органами безопасности, обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь. Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией и прежде чем сделать надрез, рисовал на теле больного крестик йодом. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ священника. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях. Вскоре доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало протест  местного населения.  

            Священник Лука попросился на покой и занялся научной работой. Но через некоторое время его опять арестовали и отправили на три года в ссылку. Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом. Освободили его в 1933 году, он посвятил себя продолжению научных исследований, вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его работу  «Очерки гнойной хирургии». Вскоре он частично потерял зрение, тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. В этом же году  Святителя Луку арестовали и подвергли допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Тогда епископ начал голодовку и его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война, святитель Лука был назначен главным хирургом. При этом он служил епископом в епархии края. Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни и много проповедовал.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.». Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.  В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

-Что вас поразило в моём рассказе?

-Что было непонятно и какие у вас вопросы?

-Итак, можно ли стать святым в наше время?

-Нужно ли к этому стремиться?

-А как вы думаете, может ли молодой человек, а не старец стать святым?

- При каких обстоятельствах?

- Совсем недавно 23 мая 1977 года в подмосковном  поселке  Курилово родился мальчик Женя Родионов. Спокойный, ласковый, с милым серьезным личиком, он почти не болел, редко кричал по ночам, хорошо кушал. Тревожило одно - малыш довольно долго не ходил. Пошел только в год и два месяца - после того, как родители, по совету бабушек и деда, окрестили его в ближайшем храме.

В1989 году его бабушки привели Женю в храм причаститься. Выяснилось, что нательного крестика у мальчика нет. Что уж сказал ему священник на исповеди никто не знает, но после этого, мальчик носил крест, не снимая. Мама переживала, что в школе над сыном смеяться будут, да получилось на оборот, многие в классе тоже крестики надели. Даже приспособились сами отливать в формочках, как в Чечне солдаты делали. Стараются, чтобы вышли потяжелее. Нашим мальчишкам очень трудно на той войне было. И им просто необходимо постоянно ощущать присутствие православного креста на своем теле.

Мальчик рос самостоятельным, у мамы много времени уходило на работу. Часто ходил в Храм. После окончания девяти классов пошёл учиться в техникум на мебельщика. В 18 лет Женю призывают в армию. Служить ему особо не хотелось. Но он, был убежден, что есть вещи, которые не обсуждают. Мы на удивление мало знаем о том, как служил Евгений. До отправки на Северный Кавказ мама и сын виделись всего раз. В сентябре 1995-го. Вот как это было (рассказ мамы):

                "Полковник части, где служил сын, сначала встретил меня неприветливо. Сказал: ''Еще одна мамаша приехала с требованием, чтобы ее сына не посылали в горячую точку''". И лишь когда Любовь Васильевна ответила, что все будет так, как решит Женя, начальник изменил к ней свое отношение. Не только помог добраться до полевого учебного центра, где служил Евгений, но и дал ему восемь дней отпуска.

 Женя очень гордился, что он - пограничник, что занят настоящим делом, которое нужно Родине. И именно тогда, на той последней их встрече, Женя сказал матери: "Из нашей части всех посылают в горячие точки, и я уже написал рапорт..." Увидев, как побледнела мать, попытался ее успокоить: "От судьбы еще никто никогда не ушел. Я могу выйти на дорогу, и меня убьет машина... А плен... Плен - это уж как повезет".

Его слова оказались пророческими. Дежурил он и ещё три его товарища на контрольно-регистрационном пункте между Чечнёй и Ингушетией. Там проходила единственная в горах дорога, по которой боевики постоянно провозили похищенных людей, оружие, боеприпасы... Но этот важнейший пост тогда был больше похож на автобусную остановку. У ребят не было даже электричества. Они так и стояли незащищенными посреди шоссе, кишащего бандитами. И именно в эту  ночь, когда дежурил наряд Евгения подъехал микроавтобус с надписью "скорая помощь". Оттуда выскочили пятнадцать вооруженных бандитов. Мальчики не сдались без боя. На асфальте остались следы крови. Сослуживцы Евгения, находившиеся буквально в 200 метрах от дороги, ясно слышали крик: "помогите!!!" Но никто не пришёл на помощь. На следующий день все подумали, что мальчишки сбежали домой и стали их там искать. Мама Жени не поверила в дезертирство сына и поехала в Чечню искать сына сама.

Вот, что она рассказывает: «Нет ни одного полевого командира, с которым бы не беседовала... Мне пришлось пройти все муки, все круги ада, какие только есть на земле. Видно, Господь меня водил по тем дорогам, где я ходила и не подорвалась, хотя мин там было больше, чем камней. Видно, Он меня защищал от бомбежек, посчитал, что мой долг, долг матери - найти сына, чтобы похоронить его в родной земле по христианскому обычаю. Я молилась тогда: "Господи, помоги ему, не оставь его, ведь он совсем ребенок... Он никому не нужен кроме меня, матери, и Тебя, Творца и Спасителя. Помоги ему, не оставляй его!"

На встречах с боевиками ей все время говорили: "Твой сын жив. Точно жив. Но он в плену" И после этого многозначительно замолкали. Вероятно, оценивали, сколько можно "содрать" с несчастной. И лишь рассчитав, что тут сильно не поживишься, пришли к страшному решению…

          А в это время сын был в плену. С первого дня 100-дневного плена, увидев на шее Жени Крест, бандиты пытались его "сломать", заставить принять их веру. Жаждали принудить его пытать и убивать таких же, как и он, солдат - мальчишек. Евгений категорически отказался. Его избивали. Твердили: "Сними Крест и будешь жить!!!" Сами главари банд уверяли потом Любовь Васильевну: "Стань твой сын одним из нас, и мы бы его не обидели". Мы можем только догадываться, о чем думал Евгений в свои неполные девятнадцать лет в эти страшные дни плена. Наверное, он крепко верил, что его и других ребят найдут и спасут. Нам, не пережившим этот ад, трудно понять, что было в его душе, когда он сделал свой выбор, отказавшись снять Крест и стать "братом" чеченского боевика. Но мы знаем, что Господь не оставляет своих. И может быть, Ангел Хранитель укреплял его в зловонной тьме подвала, как это было с мучениками первых христиан, ведь каждый день, исповедуя Христа, духом своим он поднимался вверх - не в смерть, а в жизнь. Развязка произошла в день рождения Евгения.

             23 мая 1996 года Жене как раз исполнилось 19. Его вместе с остальными солдатами вывели в лес. Сперва убили друзей, тех, с которыми он был на своем последнем пограничном дежурстве. Потом в последний раз предложили: "Сними Крест! Аллахом клянемся, жить будешь!!!" Евгений не снял. И тогда его хладнокровно казнили. Страшно, как в древнем языческом жертвенном ритуале, - живому отрезали голову... Но Крест снять не посмели. И именно по нему, этому скромному распятию, мама узнала потом своего мальчика. Для того чтобы выкупить тело Евгения, Любовь Васильевна продала все. Вещи, квартиру, часть одежды. Перевезла Женю домой 20 ноября 1996 года. Похоронила. И все... Она осталась одна. Практически без жилья, без средств, без элементарной моральной поддержки. Люди шарахались от несчастной, как от прокаженной, - "своих бед навалом". Даже орден Мужества ей вручили тихо.

Вскоре начались чудеса. К одной девочке, которой было очень плохо, приснился воин, и привёл её в храм, что очень помогло девочке в её трудной жизненной ситуации. Дальше - больше. По многим церквям пошли рассказы о неком "Божественном воине в огненном плаще", помогающем в Чечне пленным солдатам найти путь к свободе, показывающем им мины и растяжки...

В госпитале Бурденко раненые военные утверждали, что знают некого солдата Евгения, который им помогает, "особенно когда подступают боли"... Многие клянутся, что видели его на иконе, когда были на экскурсии в храме Христа Спасителя. Мало того, "воина в красной плащ-палатке" знают и заключенные. "Он помогает самым слабым, поднимает сломленных..."

               В 1997 году по заказу храма Святителя Николая, что в Пыжах, по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II была издана книга "Новый мученик за Христа воин Евгений". И сразу от священника Вадима Шкляренко из Днепропетровска пришел рапорт о том, что "фотография на обложке книги мироточит... Миро светлого цвета, с легким запахом хвои. Мать Евгения, пройдя свой крестный путь, уже способна без ужаса думать о мучителях сына. И совсем не торжествовала, узнав, что убийцы Евгения - главарь банды Руслан Хойхороев вместе со всей командой - спустя три года и три месяца погибли от рук своих же бандитов: "А чего радоваться, еще одна душа пропавшая!"

-Что вас поразило в моём рассказе?

-Как нужно прожить свою жизнь?

-Нужно ли стремиться к святости?

-Трудно ли это?

-В заключение нашего классного часа я вам предлагаю послушать песню Светланы Копыловой «Тень святого». Слушая песню, давайте подумаем, что можно изменить в своей жизни, чтобы быть ближе к Господу.(слушаем песню)

-Классный час закончен. Храни вас Господь.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Путь к святости Классный час для 4 класса Подготовила учитель начальных классов Соколова С.В.

Слайд 3

Николай Угодник Слепым - прозрение, хромым - хождение, глухим - слух, немым - дар слова.

Слайд 4

Матерь Божья «Всех скорбящих радость» “Нагим одеяние, больным исцеление”.

Слайд 5

Иоанн Кронштадский Чудотворец По его молитве свершались чудеса.

Слайд 6

Новомученники и Исповедники Российские Число людей, имевших духовное мужество отдать свои жизни ради веры во Христа Спасителя, чрезвычайно велико, оно исчисляется сотнями тысяч имен .

Слайд 7

Святитель Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий

Слайд 8

Святителя Луку арестовали и подвергли допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Тогда епископ начал голодовку .

Слайд 9

Перед каждой операцией Лука ставил крестик на теле больного и просил Божьего благословения Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования.

Слайд 10

Святой Лука Могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления .

Слайд 11

Женя Родионов

Слайд 12

Женя очень гордился, что он пограничник и может служить Родине

Слайд 13

"Господи, помоги ему, не оставь его, ведь он совсем ребенок... Он никому не нужен кроме меня, матери, и Тебя, Творца и Спасителя. Помоги ему, не оставляй его!"

Слайд 14

Новый мученик за Христа воин Евгений

Слайд 15

Будьте стойкими и добрыми во славу Божию, во прославление нашей страны



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр: