Группа "Здоровье"

Зуева Татьяна Михайловна

Материалы для бесед с родителями на собраниях о здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упрямый, обидчивый, честолюбивый.

ЮЛИЯ КОРЧАГИНА,

ПСИХОЛОГ, КАНДИДАТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, Москва

Упрямый, обидчивый, честолюбивый. Прямолинейный и несговорчивый. Недоверчивый

и злопамятный. Непримиримый и принципиальный. Для многих учителей становится

серьезным испытанием общение с подростком, обладающим такими свойствами лич-

ности. «Тяжелый характер, но при этом сильный... Как себя вести с такими ученика-

ми?» – вздыхают педагоги

В подростковом возрасте часто начинает прояв-

ляться совокупность слишком заостренных, дисгар-

моничных свойств характера, которые затрудняют

социальную адаптацию школьников, осложняют их

взаимодействие с другими людьми. Такие комплек-

сы черт называются акцентуациями характера.

Подростки с подобными чертами характера нуж-

даются в особом отношении, к ним нужен опреде-

ленный подход.

Рассмотрим подробнее один из видов акцентуа-

ции характера – застревающий тип (его основные

черты перечислены в начале статьи).

Особенности поведения

Эти личности называют застревающими из-за стой-

кости переживаемых ими чувств, особенно отрица-

тельных. Даже если неприятная ситуация осталась

позади, только лишь воспоминание о ней может

вновь вызвать у такого человека сильные эмоции.

Это ярко проявляется в случаях, когда уязвлена

гордость, задето самолюбие. Подобные оскорбле-

ния, как правило, не забываются. Таким людям час-

то свойственно фантазирование с вынашиванием

плана мести обидчику. С годами у них может воз-

никать склонность к нравоучениям, мнительность

и подозрительность.

Застревающие личности честолюбивы. Но при

достижении реального успеха они могут демонстри-

ровать заносчивость, самонадеянность. Еще они по-

стоянно требуют подтверждений своей успешности

от других, но получаемых поощрений никогда не

бывает достаточно.

Эти люди предъявляют высокие претензии к

окружающим, часто они склонны к неприятию чу-

жого мнения, излишне критичны и конфликтны.

Они имеют постоянные интересы, сосредото-

чиваются на выполнении определенного вида дея-

тельности, стараются придерживаться проверенных

способов работы, опираться на собственный опыт.

Такие личности занимают активную позицию,

которая при противостоянии внешних сил только

увеличивается.

С возрастом их особенности обычно усугубля-

ются. Достоинства

Застревающие личности самоуверенны, целе-

устремленны, ориентированы на достижение вы-

соких результатов в любом деле. Они аккуратны и

практичны, исполнительны.

Такие люди способны к анализу собственных

действий и поступков других людей.

Они всегда стремятся к справедливости,

демонст рируют верность своим принципам и упор-

ство в отстаивании собственного мнения.

Неблагоприятными для них являются ситуа-

ции, вызывающие обострение негативных черт ха-

рактера, выбивающие из колеи. В первую очередь

это неожиданные препятствия на пути достижения

цели, несправедливость и грубость окружающих.

Самооценка и общение

Самооценка застревающих личностей бывает не-

устойчивой. Обидчивость и склонность к фиксации

на переживаниях могут снижать самооценку; а чес-

толюбие и самоуверенность – делать ее чрезмерно

завышенной.

В межличностных контактах застревающие про-

являют выраженное чувство соперничества, сорев-

новательность, стремление к отстаиванию престиж-

ной роли в значимой для них группе людей.

Эмоциональная захваченность какой-либо иде-

ей, способность заражать своей увлеченностью

других и склонность к планомерности действий

оказываются хорошим фундаментом для форми-

рования лидерских черт, особенно при высоком

интеллекте.

В то же время с людьми данного типа бывает до-

статочно тяжело общаться из-за их навязчивости,

требовательности, вспыльчивости, раздражитель-

ности, обидчивости и подозрительности.

Учебная деятельность

В юные годы такие люди нередко отличаются выда-

ющимися достижениями в разных областях, так как

они искренне и с увлечением ищут удовлетворения

своих замыслов. У них сильно развито волевое на-

чало; желание достичь успеха может подстегивать

их и в учебе, и в труде.

У застревающих подростков отношение к пре-

подавателю входит в первую тройку факторов,

влияющих на привлекательность предмета. Даже

случайно задев такого ученика, педагог рискует на-

долго потерять с ним контакт, а школьник может

охладеть к его дисциплине.

Подобные ребята могут хорошо работать с раз-

личными видами информации: упорядочивать,

систематизировать, классифицировать. Но изо-

бретательность и рациональность склада ума со-

четаются с его недостаточной гибкостью и слож-

ностями переключения при внезапно меняющейся

ситуации.

Проблемы воспитания

На застревающую личность неблагоприятно влия-

ют авторитарность и жесткий диктат со стороны

взрослых, их обвиняющая позиция, невнимание к

интересам и потребностям ребенка.

Серьезным фактором риска становится также

маятниковое воспитание, то есть постоянные коле-

бания между преувеличенной строгостью и мягким,

ласковым обращением. Например, один из родите-

лей исполняет желания сына или дочери, а другой

налагает на них запрет – и в итоге у ребенка скла-

дывается враждебное отношение к тому из них, кто

проявляет строгость.

А если из стороны в сторону качается один и тот

же воспитатель, то у него одновременно возникают

и озлобленная замкнутость, и большая привязан-

ность к этому взрослому.

Такие чувства сильно осложняют межличност-

ные отношения, окрашивают их в тона недоверчи-

вости, подозрительности и напряженности.

Делинквентн ое поведение

(правонарушения)

Застревающих подростков в группе правонару-

шителей не так уж много. Делинквентные поступки

возможны в качестве мести окружающим или про-

тивостояния общественным нормам, с которыми

данные ребята не согласны.

Употребление алкоголя

и наркотиков

На фоне общей неудовлетворенности жизнью

у застревающих личностей нередко возникает де-

прессия. Они могут употреблять алкоголь (нарко-

тические средства) с целью облегчить напряженное

эмоциональное состояние.

Интимные отношения

Застревающим личностям не свойственно на-

чало интимной жизни в обычных условиях, так как

их энергия в основном направлена вовне, а не на

выстраивание близких отношений. В то же время

пробудившееся половое влечение может быть силь-

ным, окрашенным ревностью. Суицидальное поведение

При неблагоприятных условиях (длительные

стрес совые или кризисные ситуации, многочислен-

ные неудачи, отсутствие поддержки близких) такие

люди способны как на продуманное, так и на аффек-

тивное самоубийство. Подобные личности также

могут иметь склонность к аутоагрессивному по-

ведению, т.е. направленному на причинение вреда

себе в качестве мести кому-либо.

Профессиональная

склонность

Эти люди расположены к профессиям, дающим

ощущение независимости и возможность достиже-

ния высоких результатов. Они предпочитают дея-

тельность, не связанную с большим количеством

народа.

Застревающие личности хорошо переносят мо-

нотонный ручной или интеллектуальный труд.

Представители такого типа часто встречают-

ся среди математиков, экономистов, инженерно-

технических и научных работников, исследовате-

лей, бухгалтеров, хозяйственников и в других видах

деятельности, где прежде всего нужны точность,

расчет, системный подход.

Выраженное чувство соперничества и стрессо-

устойчивость содействуют успеху таких личностей

на спортивном поприще. Субъективный взгляд на

жизнь и на окружающий мир нередко подталкивает

подобных подростков к творческому самовыраже-

нию, в котором они проявляют себя своевольно и

непредсказуемо.

Рекомендации

Помощь такому подростку в первую очередь за-

ключается в ускорении его выхода из застревания.

Полезно разбирать с ним причины неудач, избегая

поиска виноватого, учить его находить в жизни, лю-

дях и самом себе положительные стороны.

Желательно не задевать личные интересы и до-

стоинство такого школьника. Важно быть добро-

желательным и находиться с ним в эмоциональном

контакте. Форма советов всегда должна быть кор-

ректной.

Такие ребята особенно прислушиваются к мне-

нию авторитетных для них людей и чаще всего го-

товы воспринимать разумные доводы. Здесь могут

подойти общие рассуждения о бессмысленности

длительных обид и мести с точки зрения их вреда

психическому и соматическому здоровью самого

обижающегося.

Существует много вариантов воздействия: от

эмоционального, внушающего до рационального

разъяснения с опорой на научные факты. Иногда

можно обращаться как бы и не к самому акценту-

анту, а к группе учащихся. Важная задача такой

работы – повышение устойчивости и социальной

адаптации подростка.

Заключение

Судьба застревающей личности всегда сложна. Эти

люди как будто вызывают огонь на себя, пристраст-

но и эмоционально относясь к явлениям окружаю-

щей жизни, упорно отстаивая свое мнение как един-

ственно верное. Одержимые той или иной идеей,

для ее реализации они способны преодолеть массу

преград. Это тот тип человека, который доказывает, что вопреки противодействию окружения можно

быть творцом собственной судьбы.

Лишенные гибкости и маневренности, такие

личности нередко наживают себе врагов, часто

конф ликтуют с другими людьми или официальны-

ми учреждениями.

Они никому не верят, легко загораются враж-

дебностью, при этом их агрессивная реакция всегда

избыточна по отношению к причине инцидента. Данный тип людей в равной мере таит в себе воз-

можность как положительного, так и отрицательно-

го развития характера.

При неблагоприятной обстановке застревающая

личность может стать несговорчивым, не терпящим

возражений спорщиком, но, если обстоятельства

будут благоприятствовать такому человеку, он ока-

жется неутомимым и целеустремленным тружеником.

Диагностика акцентуаций характера

Шкала «Застревание»

Внимательно прочитайте вопросы-утверждения

и выберите для каждого из них свой вариант ответа:

2 – совершенно верно;

1 – верно, но все же бывают заметные исключения;

0 – неверно.

Вопросы:

1. Я никогда не доверяю незнакомым людям и не раз убеждался(лась) в том, что в этом я прав(а).

2. Я считаю, что у человека должна быть серьезная цель, ради которой надо жить.

3. Жизнь научила меня не быть слишком откровенным(ой) даже с друзьями.

4. У меня не бывает уныния и грусти, но могут быть ожесточенность и гнев.

5. Меня привлекает лишь то новое, что соответствует моим интересам и принципам.

6. Я не боюсь одиночества, свои неудачи переживаю сам(а) и ни у кого не ищу сочувствия и помощи.

7. Я уверен(а), что в будущем всем докажу свою правоту.

8. Всегда находятся люди, которые слушают меня и признают мой авторитет.

Обработка и интерпретация результатов

Подсчитайте общую сумму баллов.

10–16 баллов – сильно выраженная застреваемость;

5–10 баллов – средне выраженная застреваемость;

0–5 баллов – слабо выраженная застреваемость или ее отсутствие.

Л и т е р а т у р а

1. Дворщенко В.П. Тест личностных акцентуаций.

СПб.: Речь, 2002.

2. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства по-

ведения у подростков: клинико-психологические

аспекты. СПб.: Речь, 2005.

3. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологи-

ческий диагностический опросник для подростков.

СПб.: Изд-во Ин-та им. Бехтерева, 1992.

4. Кортнева Ю.В. Диагностика актуальной проб-

лемы. М.: Институт общегуманитарных исследова-

ний, 2004.

5. Леонгард К. Акцентуированные личности.

Р/Д: Феникс, 2000.

6. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации харак-

тера у подростков. Л.: Медицина, 1983.

7. Психология и психоанализ характера. Хресто-

матия по психологии и типологии характеров. Са-

мара: Бахрах-М, 2005.

8. Психология подростка. Полное руководст-

во / Под ред. Реана А.А. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК,

2003.

9. Сибиль С.И., Подмазин Е.И. Как помочь под-

ростку с «трудным» характером. Киев, 1996.

10. Собчик Л.Н. Стандартизированный много-

факторный метод исследования личности СМИЛ.

СПб.: Речь, 2001



Предварительный просмотр:


Физкультминутки для старшеклассников
(по системе М.С. Норбекова)

( http://www.norbekov.com)

Аутомануальный комплекс (массаж)

Разогреть ладони энергичным потиранием. Указательными пальцами осуществлять вкручивающие движения по часовой и против часовой стрелке – 6-8 раз в каждую сторону.
• Точка на лбу между бровями.
• По краям крыльев носа.
• В среднюю линию между нижней губой и верхним краем подбородка.
• В височной ямке (парные).
• В области козелка (парные).
• Чуть выше роста волос под основанием черепа.

Массаж ушных раковин

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Потягивание ушных раковин сверху вниз.
• Потягивание ушных раковин снизу вверх.
• Потягивание ушных раковин назад.
• Потягивание ушных раковин вперёд.
• Потягивание ушных раковин в стороны.
• Круговые движения по часовой стрелке.
• Круговые движения против часовой стрелке.
Разогреть ушные раковины, чтобы они «горели» с умеренной силой.

Гимнастика для глаз

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Движение глаз по горизонтальной линии вправо-влево.
• Движение глаз по вертикальной линии вверх-вниз.
• Круговые движения открытыми глазами по часовой и против часовой стрелке.
• Сведение глаз к переносице, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз к кончику носа, затем смотреть в даль.
• Сведение глаз ко лбу, затем смотреть в даль.
• Упражнение на аккомодацию.
• Положить ладони на закрытые глаза, сделать резкий глубокий вдох через нос, затем выполняем медленный выдох через рот, через 20-30 секунд убираем ладони и открываем глаза.

Упражнения для шейного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз.
• Скольжение подбородком по грудине вниз.
• «Черепаха»: наклоны головы вперёд-назад.
• Наклоны головы вправо-влево.
• «Собачка»: вращение головы вокруг воображаемой оси, проходящей через нос и затылок.
• «Сова»: поворот головы вправо-влево.
• «Тыква»: круговые движения головой в одну и другую сторону.

Упражнения для верхнего грудного отдела позвоночника

Каждое упражнение выполняем 6 – 8 раз.
• «Нахмурившийся ёжик»: плечи вперёд, подбородок к груди; плечи назад, голову назад.
• «Весы»: левое плечо вверх, правое вниз. Поменять положение рук.
• Поднимание и опускание плеч вверх и вниз.
• Круговые движения плечами вперёд и назад.
• «Пружина»: вытягивание позвоночника, сжимание позвоночника.
• Скрутка позвоночника: поворот плеч вправо-влево