Статья "Роль коммуникатвных игр в развитии дошколят".

Джазова Мадина Менглибиевна

Статья посвящена роли коммуникативных игр в развитии дошколят. Автор рассматривает причины актуальности роли коммуникативных игр в развитии дошколят и способности коммуникативных игр снимать эмоциональную и психологическую напряженности в группе детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М.М. Джазова.

Роль коммуникативных игр в развитии дошколят.

Все свои профессиональные функции воспитатель организовывает с помощью тесного общения с детьми. В результате этого общения развивается коммуникативная компетентность, т. е. умение дошкольника проявлять в свободном общении свои желания, намерения с помощью речевых и неречевых (жестовых, мимических, пантомимических) средств.

Коммуникативное развитие должно осуществляться во всех сферах деятельности детей: игровой, трудовой, познавательной, художественной…

В дошкольном детстве наиболее эффективна игровая методика обучения. Поэтому для развития коммуникативных умений целесообразно использовать игру.

В педагогической теории игры особое внимание уделяется тому, что в дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащение её внутреннего содержания. Однако не следует думать, что все игры положительно влияют на ребёнка. Игра – самостоятельность деятельность ребёнка, на которую необходимо воздействие взрослых, для того, чтобы игра стала средством воспитания и обучения взрослых. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на её содержание, научить способам полноценного общения.

В связи с повышением возрастного порога начала посещения дошкольного учреждения и усиления образовательной нагрузки в период дошкольного детства, как показывают наблюдения, дошкольники неадекватно выражают свои эмоции. Это становится барьером в установлении доброжелательных отношений и умения общаться.

В связи с этим педагогам надо способствовать организации эмоционально благоприятной атмосферы в группе, формированию у детей чувства уверенности в своих силах и развитию позитивных межличностных отношений между сверстниками.

Коммуникативные игры направлены на формирование коммуникативных качеств и позитивное отношение к людям, развитие умения владеть своими чувствами, сопереживанию партнёрам по общению, конструктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Благодаря таким играм ребёнок учится выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных (словесном и интонационном выражении) и невербальных средств  

(мимики, жестов, поз, движений, тактильных контактов) и приобретает знания норм и правил поведения.

Основными направлениями в работе по развитию общения у детей  являются:

  • готовность к общению, направленная на формирование доброжелательного отношения к окружающим;
  • умение вступить в контакт,
  • инициативность общения,
  • выразительность общения,
  • эмпатия, представляющая собой умение сопереживать другому человеку.

          Следует отметить, что организация коммуникативных игр требует от педагога соблюдения следующих условий:

  • умения принимать детей такими, какие они есть,
  • учёта индивидуальных особенностей,
  • умения принять любой выбор ребёнка,
  • желания играть с ребёнком,
  • способности импровизировать,
  • доброжелательности,
  • умения учитывать потребности ребёнка.

К особенностям работы над коммуникативными играми относятся:

  • личный пример педагога,
  • активное участие в игре,
  • отсутствие соревновательного и сравнительного моментов в игре,
  • отсутствие принуждения к игре,
  • стремление дать положительные эмоции.

Игровая методика даёт возможность ребёнку выражать свои переживания через игру и показать свои творческие возможности при моделировании жизненных ситуаций в игровом процессе.

Игровая методика имеет неоспоримое качество: она позволяет дошкольникам легко и быстро переключаться с одного вида деятельности на другой.

Игры коммуникативной направленности встречаются в фольклоре любого народа. Часто они проводятся в кругу, что позволяет детям видеть участников. Большинство игр предполагает разнообразные тактильные контакты играющих, сопровождающиеся текстом. При разработке подобных игр педагог может использовать малые формы детского фольклора – потешки, пестушки, считалки, загадки. Это позволяет в игровой форме  решать проблемы общения, а также приобщать детей к культуре своего народа, расширять представления о жизни людей в других странах.

Коммуникативные игры можно включать в режимные процессы, использовать на занятиях, во время игровой деятельности в группе или на прогулке, в организации досугов.

Литература.

  1. М. Ю. Картушина. Коммуникативные игры для дошкольников. – М.: «Скрипторий 2003», 2014., с. 175.
  2. С. А. Козлова, Т. А. Куликова. Дошкольная педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 2013., с. 416.
  3. Интернет ресурсы: maam.ru…igra-i-e-rol-v-razviti-komunikativnyh…