Программа дополнительного образования

Кочеткова Наталья Егоровна

Программа дополнительного образования 5-7 класс "Юный исследователь"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhok_yunyy_issledovatel.docx22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 3

г. Камешково Владимирской области

Согласовано

Зам. директора по ВР

______________ (Е.М. Савватеева)

«____»_____________ 2013 г.

Утверждено

Приказом директора

№________ от «___»_________ 2013 г.

_____________  (Е. В. Тимакова)

Программа дополнительного образования

НОУ «ЖиРаФа»

Естественно-научный цикл

 «Юный исследователь»

5-7 класс

Срок реализации – 1 учебный год

1 ч /нед. – 34 часа

Автор программы:

учитель химии и биологии Кочеткова Н. Е.

 г. Камешково 2013

Пояснительная записка

        Направленность:  Программа дополнительного образования «Юный исследователь» составлена для поддержки практической части курса биологии 6-7 классов и курса природоведения 5 класс (программы основного общего образования по биологии, 6-9 классы, авт.: Н. И. Сонин, В. Б. Захаров, Е. Т. Захарова, 2010 г).

      Актуальность, педагогическая целесообразность: знакомство, изучение и практическое использование доступных для учащихся методов биологических наук. Занятия проводятся в разновозрастных группах.

      Цель программы: Изучение методов биологических наук, освоение некоторых из них, использование их в процессе изучения биологии и экологии.

      Задачи программы: Актуализация биологических знаний о живых объектах и методах познания; освоение простейших методов биологических наук,  постановки опытов, мониторинговых исследований; развитие исследовательских навыков; формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций,  удовлетворение интереса к изучению природы.

      Особенности данной программы: реализация эколого-биологического образования

      Возраст детей, участвующих в программе: 12-14 лет (5-7 класс)

      Срок реализации: 1 учебный год

     Формы и режим занятий: Практические лабораторные работы с элементами исследовательской деятельности, экскурсии, игры на местности, моделирование чрезвычайных ситуаций, работы на УОУ, поиск информации в литературных источниках.

Режим занятий – 1 ч/нед., всего 34 часа.

      Ожидаемые  результаты:  знать (понимать): признаки биологических объектов – клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;  многообразие и сложность строения живых организмов;

-уметь:  изучать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, сезонными изменениями в природе;  рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты; определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группы; проводить самостоятельный поиск биологической информации,  использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

       Способы определения результативности: оформление рабочих тетрадей и дневников наблюдений, записи результатов опытов, заполнение бланков биоиндикации, приготовление микропрепаратов, подготовка презентаций, создание тематических гербариев и коллекций насекомых.

       Формы подведения итогов: выставка подготовленных коллекций и гербариев, защита презентаций, участие в учебно-исследовательской конференции.

Учебно-тематический план

№ пп

Название раздела, темы

Общее кол-во часов

Теорети-ческие  занятия

Экскурсии

Лаб. и практич.  работы

1

2

3

4

5

6

1

Введение. Техника безопасности во время экскурсий и практических работ в природе и УОУ

1

1

2

Опытническая работа на пришкольном участке в осенний период

2

2

3

Осеннее обследование пришкольной территории

2

2

4

Изучение биоценоза озера

2

1

1

5

Простейший мониторинг окружающей среды. Биоиндексация

2

1

1

6

Микроскопирование

7

1,5

5,5

6.1

Техника безопасности при работе с микроскопом.

2

1

1

6.2

Приготовление временного микропрепарата

2

0,5

1,5

6.3

Способы окраски препаратов

1

1

6.4

Что можно увидеть в микроскоп

1

1

6.5

Оформление результатов микроскопирования

1

1

7

Микроскопирование разных групп организмов

7

3,5

3,5

7.1

Микроскопирование грибов

1

0,5

0,5

7.2

Микроскопирование водорослей.

1

0,5

0,5

7.3

Микроскопирование мхов

1

0,5

0,5

7.4

Микроскопирование папоротников

1

0,5

0,5

7.5

Микроскопирование органов голосеменных растений

1

0,5

0,5

7.6

Микроскопирование органов покрытосеменных

1

0,5

0,5

7.7

Микроскопирование тканей животных

1

0,5

0,5

8

Методика постановки биологических экспериментов

1

0,5

0,5

9

Гербаризация растений. Работа с определителями. Определение растений.

3

1,5

1,5

10

Монтировка и оформление коллекций насекомых. Определение насекомых

2

1

1

11

Опытническая работа на пришкольном участке в весенний период

2

2

12

Весеннее обследование пришкольной территории

1

1

13

Итоговое занятие: презентации творческих работ учащихся

2

2

Итого часов:

34

13

9

12

Содержание программы

Программа рассчитана на 34 часа (1 ч. в неделю). Из них 13 ч. – теория, 12 – лабораторные и практические работы, 9 ч. – экскурсии.  

Программа состоит из нескольких блоков, посвящённых:

-изучению некоторых методов полевых исследований, постановки экспериментов;

-простейшему мониторингу окружающей среды;

-методам ведения опытнической работы на УОУ;

-методом микроскопирования;

-методам гербаризации, монтировки насекомых и оформление коллекций.

-определению растений и насекомых.

Тематика блока, посвящённого изучению основ микроскопирования, соответствует программе биологии 5-7 классов и служит поддержкой практической части этих курсов. Учащиеся не только развивают навыки работы с микроскопом,  но и обучаются простейшим методам исследовательской деятельности.

Список используемой литературы

Для реализации программы используется следующая учебно-методическая литература:

  1.   Бабенко В. Г.  Биология: материалы к урокам-экскурсиям / В. Г. Бабенко, Е. Ю. Зайцева, А. В. Пахневич – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002.
  2. Красная Книга: редкие и охраняемые растения и животные Владимирской области / сост. В. А. Брилёв – Владимир, 1992.
  3. Корнелио М. П. Школьный атлас-определитель бабочек: кН. для учащихся / М. П. Корнелио. – М.: Просвещение, 1986.
  4. Новиков В. С. Школьный атлас-определитель высших растений: кн. для учащихся / В. С. Новиков, И. А. Губанов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1999.

Плавильщиков Н. И. Определитель насекомых: краткий определитель наиболее распространённых насекомых европейской части России / Н. И. Плавильщиков. – М.: Топикал, 1994 Программой предусматривается контроль основных умений и навыков, приобретаемых в процессе занятий.  Формы контроля: отчёты по лабораторным, практическим занятиям и экскурсиям; групповые работы, самостоятельная разработка и постановка опытов,  проекты, презентации.