Русская народная сказка в вашем доме

Шмелева Светлана Викторовна

 «Русская сказка в вашем доме».

 

Заглянем в детскую, где играет Ваш ребёнок. Прислушаемся и внимательно понаблюдаем за ним. Вскоре мы поймём, что игра его не хаотична, а имеет вполне определённый сюжет. И в этом сюжете, как в зеркале, отражается всё, чем живёт ребёнок, - его открытия, желания увлечения. А ещё и впечатления от знакомства с новой книжкой или мультиком.

Не секрет, что сегодня на книжных полках в детских комнатах можно увидеть не столько сказки, сколько иллюстрированные энциклопедии и атласы. Они, конечно, раскрывают перед ребёнком окошко в увлекательный мир природы, истории, науки и техники. Но разве могут они заменить тихий голос сказки?

 Может быть, сказка отжила свой век? Может быть сегодня сказки нужны только как развлечение для малышей – несмышлёнышей? Что могут сказки дать современным детям? В какой мир они открывают дверь?

Послушайте, дорогие родители, как отвечают на эти вопросы люди именитые.

«Сказка – это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений», - это слова знаменитого педагога В.А. Сухомлинского.

«Запоминается и передаётся из поколения в поколение только то что так или иначе дорого человечеству. Самая устойчивость сказочного предания доказывает, что сказка заключает в себе что-то для всех народов и времён важное и нужное, а потому незабываемое», - так писал о сказке русский писатель и общественный деятель начала ХХ века князь Е.Н. Трубецкой.

 

 

«Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребёнка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его сложных и амбивалентных чувств. Ребёнок отожествляет себя с положительным героем», - так пишет о сказке известный современный психолог Л.Ф. Обухова.

Нужно отдать должное: дети по-прежнему любят не только слушать сказки, но и разыгрывать сказочные истории со своими куклами, а также наблюдать за ними в театральном действии, когда куклами управляет взрослый.

Для того чтобы сказка засверкала сегодня во всей своей красоте в домашнем чтении, послужила благодатным источником для развития детей, чем диснеевские мультики, очевидно, нужно внимательнее прислушаться к народной сказке. Цель сказки – не только развлечение, но извлечение урока. Поэтому нужно понять «намёк» сказки и правильно донести её смысл до маленьких слушателей. Однако урок этот до сих пор остаётся загадкой и для многих взрослых, и для слушающих детей.

Куда катится колобок? Зачем строится теремок? Почему льются слёзы по разбитому яичку? Для того чтобы ответить на эти вопросы стоит обратиться к старому испытанному средству: вдумчивому чтению и здравому размышлению.

Ясное понимание урока конкретной сказки даёт возможность верно расставить смысловые акценты в речи «сказателя», т.е. Вас. Тогда слово сказки действительно станет благодатным и понесёт слушателю (вашему ребёнку) уроки народной мудрости.

О том, что, прочитав сказку, Вы восприняли её «намёки» правильно, может свидетельствовать тот факт наличия аналогичных им тем в других жанрах русского фольклора: песнях, пестушках, прибаутках и, конечно же, пословицах и поговорках.

Русские пословицы помогут яснее «высветить» намёки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на неё.

Например:

«Репка» - «Там, где дружат, - живут, не тужат».

«Колобок» - «Лесть без зубов, а с костьми съест».

«Теремок» - «В тесноте, да не в обиде»

«Кот и петух» - «Друг познаётся в беде».

«Зимовье зверей» - «В согласии жить – никто не одолеет»

«Заюшкина избушка» - «На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай».