Проект по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Профессии Кузбасса»

Мурзинцева Дарья Сергеевна

В проекте «Профессии Кузбасса»  представлен системный подход к организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Срок реализации проекта – 4 года. В рамках проекта по профессиональной ориентации организована работа с детьми, родителями и педагогами: разработано перспективное планирование; составлены картотеки дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; подготовлены консультации и папки-передвижки для родителей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professii_kuzbassa.docx82.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Промышленновский детский сад №1 «Рябинка»

Проект

по ранней профориентации

детей дошкольного возраста

«Профессии Кузбасса»

Составители:

Митроченко Татьяна Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»;

Мурзинцева Дарья Сергеевна,

воспитатель МБДОУ д/с №1 «Рябинка»;

Промышленновский муниципальный округ 2021

Содержание

Краткая аннотация проекта……………..…………………….…………….…

3

Введение……………………………………...…………………………………

4

Направления и этапы работы над проектом……………………………….…

6

План работы по реализации проекта………………………………………….

13

Планируемые результаты……………………………………...……………....

17

Принципы и условия реализации проекта………………………..……..........

22

Виды и формы познавательно-исследовательской деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста…………………………….…

25

Список использованной литературы……………………..………...…………

27

Приложение …………………………………………………………………….

29

Краткая аннотация проекта

Детский сад – первоначальное звено единой и непрерывной системы образования в Российской Федерации. Одним из важных направлений работы дошкольной организации является формирование базовых знаний детей дошкольного возраста о многообразии и широком выборе различных видов деятельности.

Ранняя профориентация дошкольников – первая ступень в развитии самоопределения ребенка и фундамент для оформления его профессиональных предпочтений. С миром профессий дошкольники знакомятся посредством игровой деятельности, создающей у детей определенный опыт профессиональных действий и профессионального поведения.

В проекте «Профессии Кузбасса»  представлен системный подход к организации ранней профориентационной работы с детьми дошкольного возраста. Срок реализации проекта – 4 года. В рамках проекта по профессиональной ориентации организована работа с детьми, родителями и педагогами: разработано перспективное планирование; составлены картотеки дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр; подготовлены консультации и папки-передвижки для родителей.

Введение

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами исследователей, изобретателей и предпринимателей. Успешная социализация ребенка невозможна, если не проводить работу над формированием представления социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.

Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми сюжетами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами профессиональной деятельности имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми [1, с. 17].

Ранняя профориентация позволит развивать интерес ребёнка и сформировать отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности.

Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать только в старших классах, в связи с необходимостью выбрать ребенку сферу дальнейшего образования. Однако к этому его необходимо готовить уже с детского сада.

Согласно Приказа Минобрнауки России от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» проблематика профориентации дошкольников присутствует в рамках направления «Социально-коммуникативное развитие» и целевого ориентира дошкольного образования, где определено формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. При этом особый акцент сделан на возрастные группы 4-7 лет и таком виде деятельности,8 как самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице). Ребенку необходимо знать, где и кем работают его родители, иметь представление о специфике профессий и требований, которые они предъявляют человеку. Чем больше ребенок получит информации, тем более разнообразна  будет его игровая деятельность, и легче будет выявить реальные интересы и потребности каждого ребенка.

В рамках преемственности по профессиональной ориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования.

Вместе с тем, проводимые в современных условиях мероприятия в области профессионального самоопределения дошкольников, выявляют следующие проблемы:

- недостаточная профессиональная компетентность педагогов дошкольных организаций в вопросах профориентационной работы;

- устаревшие, педагогически неэффективные подходы: разрозненные, не имеющие системы мероприятия; пассивность и личностная не вовлеченность участников;  

- не использование в полном объеме ресурсов социального партнёрства (социальные партнеры в лице предприятий поселка не всегда готовы сотрудничать с дошкольными учреждениями);

- ограниченный перечень профессий, с которыми знакомят дошкольников в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Раннее знакомство с различными видами трудовой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности.

Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми

Цель проекта: Создание в дошкольном учреждении условий, направленных  на раннюю профориентацию дошкольников, включающую формирование позитивных установок к труду, системных представлений о труде взрослых с учетом особенностей профессионально-трудовой деятельности взрослых в Кузбассе, через организацию предметно-игровой среды и включение детей в сюжетно-ролевые игры с вариативными производственными сюжетами.

Задачи проекта:

1. Организовать в образовательном пространстве ДОО, в условиях реализации ФГОС ДО, предметно-игровую среду адекватную возрастным особенностям и современным требованиям (к её содержанию; материально-техническому, организационно-методическому и дидактическому обеспечению) к ранней профессиональной ориентации  детей;

2. Повысить методическую компетентность педагогических работников ДОО по вопросам ранней профориентации дошкольников;

3. Популяризировать рабочие специальности, повышать престиж рабочих профессий и социального статуса человека труда, профессионализм в любой сфере труда;

4. Содействовать формированию адекватной позиции родителей на выбор профессии ребенком;

5. Оценить результативность системы педагогической работы, направленной на раннюю профориентацию дошкольников и формирование у них готовности к ознакомлению с профессионально-трудовой деятельностью взрослых, на уровне дошкольного образования.

Направления и этапы работы над проектом

Основные направления ранней профориентации ребёнка - дошкольника:

-  знакомство с миром профессий, востребованных в Кузбассе (информационный характер);

- совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности;

- формирование у детей позитивных установок и интереса к труду, системных представлений о труде взрослых, воспитание трудолюбия  (самообслуживание, выполнение отдельных поручений).

Реализация проекта происходит в несколько этапов:

I этап (организационный):

На данном этапе осуществляется:

- анализ психолого-педагогических условий в ДОО, способствующих ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОО;

- анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем;

- организация в образовательном пространстве ДОО, в условиях реализации ФГОС ДО, предметной развивающей игровой профсреды, адекватной возрастным особенностям.

II этап (практический):

На данном этапе предполагается создание комплекса условий направленных на раннюю профориентацию дошкольников в мире профессий средствами предметно-игровой профсреды:

1. Разработка методического комплекта по ранней профориентационной работе с дошкольниками, подбор комплекса диагностических методик (Приложение 1);

2. Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых;

2. Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений;

3. Периодический контроль реализации мероприятий, коррекция мероприятий.

III этап (итоговый):

1. Анализ результатов работы по созданию комплекса условий для профессионального самоопределения воспитанников ДОО, корректировка;

2. Мониторинг влияния созданных методических, организационно - педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда;

3. Проведение конкурсов профессионального мастерства (Приложение 2), обобщение опыта работы педагогов по профориентационной работе с детьми дошкольного возраста, составление методических разработок (Приложение 3), выступление на семинарах ДОО и муниципального округа.

Долгосрочный проект по ранней профориентации дошкольников объединяет в себе четыре направления, каждое из которых рассчитано на один год. В младшей группе реализован проект «Знакомство с профессиями детского сада», в средней группе – проект «Кем работают родители». Для детей старшей группы разработан проект «Знакомство с профессиями Промышленновского района», для детей подготовительной группы – проект «Знакомство с профессиями Кузбасса» (Приложение 4). В основе проекта лежит проблема, для решения которой необходим поэтапный исследовательский поиск, результаты которого обобщаются в одно целое.

Название

направления

Возрастной период

Цель и задачи модуля

Современные

образовательные технологии

Знакомство с профессиями детского сада

Младший возраст (3-4 года)

Цель: Знакомство детей с профессиями взрослых, работающих в детском саду

Задачи: учить детей наблюдать за работой взрослых; развивать интерес к профессиональной деятельности; воспитывать уважение к людям труда, желание трудиться.

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Кем работают родители

Средний возраст (4-5 лет)

Цель: Знакомство детей с профессиями родителей

Задачи: познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с результатами труда взрослых, оборудованием, инструментами, необходимыми для работ людям, работающим в разных сферах; развивать любознательность и интерес к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых.

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Знакомство с профессиями Промышленновского района

Старший возраст (5-6 лет)

Цель: Обогащение представлений детей о труде взрослых и роли труда в жизни каждого человека

Задачи: формировать способность представлять и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий; расширять знания детей о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда взрослых, работающих в разных сферах; развивать любознательность и интерес к профессиональной деятельности взрослых; воспитывать положительное отношение и уважение к труду взрослых.

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Информационно-компьютерные технологии

Знакомство с профессиями Кузбасса

Старший возраст (6-8 лет)

Цель: Развивать умение включать в игровой процесс деятельность людей разных профессий.

Задачи: организовывать деятельность детей, опираясь на игру, постепенно подводя их к выполнению учебных заданий; формировать умение осуществлять собственный выбор, самостоятельно планировать основные этапы своей и общей работы; развивать положительную мотивацию к получению знаний; воспитывать бережное отношение, уважение к людям и результатам труда, стремление участвовать в трудовой деятельности взрослых.

Технология проектной деятельности

Игровые технологии

Информационно-компьютерные технологии

Технология проблемного обучения

«Знакомство с профессиями детского сада»

На начальном этапе разработан тематический план на учебный год по ознакомлению дошкольников с профессиями детского сада.

В ходе экскурсий по детскому саду происходит знакомство детей с сотрудниками; дошкольники наблюдали за трудовыми действиями взрослых. Особое внимание детей обращается на наиболее характерные операции и результат труда. «Няня вымыла грязные тарелки горячей водой, сполоснула их чистой водой, поставила в сушилку – тарелки стали чистыми»; «Повар вымыл и почистил овощи, нашинковал и обжарил их, поджарку опустил в суп – суп будет ароматным и золотистым».

Полученные знания уточняются и закрепляются в дидактических играх типа «Узнай и назови», «Кому нужны эти вещи?» [2, с. 10]. А также в сюжетно-ролевых играх, где сначала воспитатель берет на себя главную, ведущую роль, объединяя детей для совместной деятельности.

В совместных с воспитателем играх дети учатся принимать игровую роль, участвовать в несложном ролевом диалоге. Учатся правильно называть себя в игровой роли «Я – повар»; называть игровые действия «Я чищу и режу овощи, варю суп»; вступать в игровое общение со сверстниками: парное, в малой группе; элементарно договариваться о совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду медсестрой, приходите ко мне взвешиваться»).

В самостоятельных играх овладевают передачей сюжета из нескольких профессиональных действиях (медсестра измеряет рост, смазывает ранки и т.д.), дают оценку качества труда (работает быстро, аккуратно). Для исполнения той или иной роли пользуются деталями костюмов: белый халат и шапочка для медсестры, фартук и колпак для повара.

Усвоению детьми полученных знаний способствуют также и театрализованные игры. Для этого педагогом вместе с родителями изготовлен театр кукол би-ба-бо «Профессии детского сада».

«Знакомство с профессиями родителей»

В ходе реализации данного направления дети закрепляют и расширяют уже полученные знания о профессиях детского сада в дидактических и сюжетно-ролевых играх профориентационной направленности.

Наибольшей эффективности в работе по ранней профориентации дошкольников удается добиться только при тесном взаимодействии с родителями. Для вовлечения родителей в образовательный процесс используется такая форма работы, как «Традиции группы: «Встреча с интересными людьми», «Гость группы»», где родители знакомят детей со своей профессиональной деятельностью [3, с. 17].

Полученные детьми впечатления и знания уточняются и конкретизируются в процессе специальных бесед типа «О чем мы беседовали с Мамой (папой)», «Что нам показывали / рассказывали мама (папа)». Беседы сопровождаются демонстрацией картин, иллюстраций, виртуальных экскурсий. На это же направлены дидактические игры типа «Кому, что нужно для работы».

При руководстве игрой у дошкольников формируется умение строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов; исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета; самостоятельно распределять роли с учетом возможностей, интересов и желаний друг друга; осваивалось ролевое поведение в игре (Приложение 5).

Таким образом, дети учатся проникать в мир социальных отношений людей (сливаются с полюбившимся образом, профессией, приобщаются к миру чувств, эмоций, переживаний окружающих людей).

«Знакомство с профессиями Промышленновского района»

Данное направление направлено на знакомство дошкольников старшего возраста с социальной сферой района.

Целенаправленные наблюдения, экскурсии за пределы детского сада, знакомящие детей с трудом взрослых, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений. Воспитательная эффективность ознакомления с трудом зависит не только от того, какой труд наблюдается, но и от того, на какие его стороны направляется внимание детей. В ходе наблюдений за трудом взрослых обращается внимание детей на процесс труда, на то, какими орудиями, предметами труда пользуется взрослый, на спецодежду, которая нужна для разных профессий, ее назначение. При этом количество сведений, получаемых детьми, постепенно расширяется и углубляется, дополняется известное новыми знаниями, закрепляется известное.

Повышение интереса детей к наблюдаемому труду взрослых обеспечивается небольшим участием в нем детей. Так при знакомстве с работой библиотекаря дети, помогая взрослому расставить по местам книги и журналы, знакомятся с порядком трудовых действий, учатся классифицировать предметы по признакам [4]. Знакомясь с профессией почтальона, применяют полученные навыки классифицирования предметов. В ходе экскурсии в парикмахерскую, дети проявляют интерес к профессии, проявляют активность в диалоге, заинтересованность оборудованием рабочего места, обращают внимание на форму парикмахера (чтобы не испачкаться, парикмахер надевает фартук; фартук парикмахера оснащен специальными карманами для расчесок, ножниц, зажимов для волос).

Осознанию общественной значимости труда помогают беседы и дидактические игры типа «Чей труд важнее», «Все для всех». При этом работа с детьми организуется так, чтобы получаемые детьми знания сопровождались эмоциональными впечатлениями, что помогает переводить эти знания в сюжеты игр.

«Знакомство с профессиями Кузбасса»

Данное направление рассчитано на детей подготовительной к школе группы. Дошкольники седьмого-восьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, книг, картин. Они выбирают роли, обмениваются ролями, «вживаются» в роль.

Наряду с этим у старших дошкольников появляются более сложные игры. Их тематика преимущественно связана с современной жизнью [5, с.26]. Особое внимание здесь уделяется знакомству детей с современными профессиями Кузбасса. Основная сложность знакомства детей с профессиями, где значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остается за пределами понимания ребенка, преодолевается через использование:

  • Современных образовательных ресурсов: с помощью виртуальных экскурсий, медиа-проекта «В мире профессий» происходит знакомство с процессами и взаимосвязью профессий через отраслевой подход: откуда берется хлеб, как добывают уголь, как строится дом, как создаются металлические изделия и т.д.
  • Информационно-компьютерных технологий: для детей разработана интерактивная игра-презентация «Угадай профессию», благодаря которой дети закрепляют умение подбирать и активно использовать в речи названия профессий, определения к предметам, обозначающим их действия и действия с ними; развивают внимание, логическое мышление / умение обобщать, зрительную и слуховую память, воспитывают у детей активное отношение, действенный интерес к профессиям Кузбасса.
  • Современных игровых технологий: Организация работы с дошкольниками в форме квест-игр обеспечивает вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; выявление умений и способностей работать самостоятельно по теме; развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне; формирование навыков исследовательской деятельности, публичных выступлений, умений самостоятельной работы; расширение кругозора, эрудиции.
  • Технологии проблемного обучения: использование проблемных ситуаций позволяет ненавязчиво вовлекать дошкольников в трудовую деятельность при знакомстве с профессиональной деятельностью взрослых.

Промежуточным итогом реализации проектной деятельности является получение результатов-продуктов:

  • Для успешного применения в самостоятельной игровой деятельности полученных знаний о профессиях совместно с родителями изготовлены театр кукол би-ба-бо «Профессии детского сада»; дидактические куклы «Знакомство с профессиями Кузбасса» (Приложение 6), атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Мы – пожарные», «Строители», «Полицейские», «Железная дорога», «Кафе», «Больница / Ветеринарная клиника», «Почта», «Фотограф», «Лаборант», «Шоферы».
  • Разработаны интерактивная игра-презентация «Угадай профессию», квест-карты «Знаю все профессии», лэпбуки «Профессии Кузбасса» (Приложение 7).
  • Педагогический опыт востребован среди педагогического сообщества, представлен на методических семинарах ДОО и района.

План работы по реализации проекта

п/п

Содержание работы

Сроки

Ответственные

  1. Организационно -методическая работа.

1.

Разработка и утверждение плана проекта по профориентационной работе. Выбор рабочей группы, руководителя проекта.

Август

2.

Семинары, мастер-классы, творческие лаборатории с педагогами, заседания творческих групп, по обучению формам и методам профориентационной работы с воспитанниками

В течение учебного года

Руководитель проекта, рабочая группа проекта

3.

Заключение договоров, составление плана мероприятий с социальными партнерами поселка

Первая половина года

Руководитель проекта, рабочая группа проекта

4.

Создание, обновление и пополнение банка методических материалов, справочной литературы по профессиональной ориентации для детей дошкольного возраста

В течение учебного года

Руководитель проекта, рабочая группа проекта

II. Работа с педагогическими кадрами

1.

Проведение бесед, консультаций о значимости и необходимости работы по профессиональному самоопределению и профориентации детей дошкольного возраста

Сентябрь

Старший воспитатель

2.

Подготовка и проведение открытых показов образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с профессиями взрослых

октябрь

Воспитатели групп

3.

Педагогический совет

 «Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», «Изучение работы педагогического коллектива по проблеме ранней профориентации дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Обучающий семинар

«Формы работы с дошкольниками по ранней профориентации»

Мастер-класс

«ЛЭПБУК – знакомим детей с профессиями»

Обучающий семинар - практикум «Методическое сопровождение работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста» »

Консультации:

«Профориентация дошкольников», «Формы и методы работы с детьми по формированию представлений о труде взрослых», «Игра – квест как форма образовательной деятельности со старшими дошкольниками», «Введение дошкольников в мир профессий», «Современные образовательные технологии в ранней профориентации дошкольников».

Квест-игра-имитация

«Путешествие в Город Мастеров»

Деловая игра

«Калейдоскоп профессий»

Конкурс

«Лучшая методическая разработка по ранней профориентации»

Смотр-конкурс «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах в направлении ранней профориентации дошкольников»

Смотр-конкурс на лучший Лэпбук по профессиям

В течение года

Руководитель проекта, старший воспитатель

4.

Создание РППС, накопление демонстрационного и наглядного материала по теме

В течение года

Воспитатели

5.

Создание  альбомов,  презентаций

«Все профессии важны – все профессии нужны», «Профессии моих родителей», «Профессии Кузбасса».

В течение учебного года

Воспитатели

6.

Организация взаимопосещения

воспитателями мероприятий по профориентации «Мир профессий»

В течение года

Старший воспитатель,

воспитатели, рабочая группа проекта

III. Работа с детьми

1.

Проведение бесед, образовательной деятельности, тематических экскурсий, досугов, праздников, конкурсно - познавательных развлечений, организационно -деятельностных, развивающих игр, сюжетно-ролевых игр, чтение художественной литературы согласно тематическому плану по ранней профориентации

В течение года

Старший воспитатель, воспитатели групп

2.

Экспериментирование с разными материалами, исследовательская деятельность, опыт хозяйственно - бытового труда

В течение года

воспитатели групп

3.

Конкурс чтецов «В мире профессий»

Октябрь

Руководитель проекта

4.

Конкурс рисунков среди воспитанников 5-8 лет «Кем я буду, когда вырасту»

Январь

Руководитель проекта

5.

Выставки детского творчества: «Волшебство своими руками», «Наши руки не для скуки», «Большие дела маленьких рук», «Чудеса своими руками», «Творческая лаборатория»

В течение года

Старший воспитатель, творческая группа, воспитатели

6.

Организация трудового воспитания (дежурство в групповых комнатах (старший дошкольный возраст); уход за комнатными растениями, мытье игрушек, поддержание порядка в

группе.

В течение года

воспитатели

7.

Организация работы по благоустройству (выращивание рассады цветов, их последующая посадка, уход за ними; изготовление кормушек и их размещение и т.п.)

В течение года

воспитатели

IV.  Работа с родителями

1.

Родительские собрания по профориентационной тематике: «Труд  в семье», «Ранняя профориентация как средство социальной адаптации дошкольников»

январь

Администрация ДОО, воспитатели групп

2.

Групповые и индивидуальные консультации по вопросам трудового воспитания дошкольников

В течение года

Воспитатели, педагог- психолог.

3.

Привлечение родителей к проведению и участию в профориентационных мероприятиях (экскурсии, походы)

В течение года

Руководитель проекта, рабочая группа проекта воспитатели

4.

Проведение опроса по выявлению проблем, с которыми сталкиваются родители при трудовом воспитании ребёнка

В течение года

Руководитель проекта, воспитатели

5.

Конкурсы семейного творчества «Всё начинается с семьи», «Профессии в моей семье», «Семейные династии»

В течение года

Руководитель проекта, воспитатели

V.  Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Творческие отчёты воспитателей по профориентации и трудовому воспитанию дошкольников

Декабрь, май

Руководитель проекта, воспитатели

2.

Анкетирование родителей по профориентации («Анкета интересов», «Интересы моего ребенка» и т.п.)

В течение учебного года

Руководитель проекта,

педагог- психолог

3.

Интервьюирование воспитанников старшего дошкольного возраста «Кем я хочу быть…»

В течение учебного года

Руководитель проекта,

педагог- психолог

Планируемые результаты

Для развития ребенка

Направление

Показатели

Установка ребенка

Сфера интересов

  • Интересуется, задает вопросы о профессии и месте работы родителей.
  • С интересом включается в различные виды элементарной трудовой деятельности (ручной труд, самообслуживание и т.п.).
  • С удовольствием играет в игры, имитирующие трудовой процесс.
  • С интересом смотрит фильм о профессиях, предприятиях города, задает вопросы.
  • Инициативен и самостоятелен в разных видах детской деятельности, выбирает род занятий, участников по совместной деятельности.

Мне это интересно

Сфера представлений

Способен рассказать:

  • о профессии и месте работы родителей;
  • о профессиях, особенностях работы и продукции городских предприятий;
  • о группах профессий (цель, инструменты и материалы труда, трудовые действия, результат);
  • об общественной значимости труда;
  • о роли современной техники, машин, механизмов, орудий труда в трудовой деятельности человека, истории создания механизмов, облегчающих труд человека;
  • об эволюции предметов, изменении профессии в связи с этим.

Я знаю

Сфера опыта и нравственных установок

  • Положительное эмоциональное отношение к труду, стремится оказать помощь, участвовать в посильной трудовой деятельности.
  • Гордится профессией своих родителей.
  • Способен оценить результаты своего и чужого труда (демонстрирует понимание ценности результатов труда, сферы использования результатов труда).
  • Уверен в себе при выполнении доступных трудовых действий, в совместной со взрослым трудовой деятельности, при выполнении поручений.

Сформирован:

  • опыт ручного и физического труда, продуктивной деятельности (например: завинтить гайку, зашпаклевать стену, собрать простейший механизм и т.п.);
  • опыт работы с инструментами и различными материалами для трудовой деятельности;
  • опыт конструирования, изготовления макетов, моделей
  • опыт наблюдения за профессиональной деятельностью человека;
  • опыт выполнения простейших трудовых операций по плану, по алгоритму;
  • опыт определения последовательности действий, трудовых операций, планирования труда;
  • опыт взаимодействия с партнерами, оказания помощи партнеру;
  • опыт преодоления трудностей: прикладывать усилия, доводить начатое дело до конца;
  • опыт самостоятельного выбора и организации элементарной трудовой деятельности.

- Я пробовал и привык трудиться и создавать

- Мои родители меня поддержат

Для социума

Для родителей

и общества

  • позитивный образ рабочих профессий;
  • родители знают, как познакомить детей со своей профессией, как развивать способности детей;
  • осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью развития способностей детей;
  • осознанное отношение к профориентации детей: приоритет профессионализма независимо от вида профессии, свобода выбора профессии, безусловное принятие особенностей ребенка и его выбора;
  • у родителей появляется интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей.

Для дошкольного учреждения,

совершенствования образовательного процесса

  • создана образовательная среда, позволяющая решать различные задачи ранней профориентации;
  • разработаны и апробированы методические средства ранней профориентации;

- организована игровая, предметно – пространственная  среда профессиональной направленности.

- разработан сборник электронных презентаций «Мир  профессий», план виртуальных экскурсий по производствам, дидактические игры;

  •  разработаны совместные проекты с родителями,  социальными партнёрами: «Профессии моих родителей»; «Семейные династии», «Встречи с интересными людьми» - знакомство детей с профессиями родителей
  • сформирована достаточная профессиональная компетентность педагогов в вопросах ранней профориентации.

Младшая группа (3-4 года). Целесообразно использовать игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, трактористов, летчиков, доярок и др. [6, с. 37] Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

Задачи работы:  

- формировать первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, простейших трудовых операциях и материалах;  

- учить вычленять труд взрослых как особую деятельность, направленную на заботу о людях;

- обращать внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся;

- развивать представления об использовании безопасных способов выполнения профессиональной деятельности людей ближайшего окружения.

Средняя группа (4-5 лет). Появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водитель автобусов и грузовых машин), труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготавливать некоторые необходимые для игр предметы, игрушки, моделировать профессиональное поведение. 

Задачи работы:

- формировать представление о профессиях, направленных на удовлетворение потребностей человека и общества;  

- формировать представление о сложных трудовых операциях и механизмах;  

- формировать первичные представления о мотивах труда людей;  

- формировать представления о видах трудовой деятельности, приносящих пользу людям и описанных в художественной литературе;  

- учить сравнивать профессии;

- учить вычленять цели, основное содержание конкретных видов труда, имеющих понятный ребенку результат;

- знакомить с наиболее распространёнными видами профессиональной деятельности, связанными с чрезвычайными ситуациями.  

Старшая группа (5-6 лет). Поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, почта, аптека, поликлиника и т.п.), совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, повара, полицейского, шофера, моряка, летчика и т.п.). В играх на тему "Транспорт" совершенствуются знания правил движения [7, с.42]. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. В играх дети стараются изобразить профессии родителей, моделируют их профессиональное поведение.

Задачи работы:

- расширять и систематизировать представления о труде взрослых, материальных и нематериальных результатах  труда, его личностной и общественной значимости;  

- расширять и систематизировать представления о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека;

- формировать первоначальные представления о труде как экономической категории;

- формировать представления о различных сторонах трудовой деятельности детей средствами художественной литературы;

- систематизировать знания о труде людей в разное время года;

- знакомить с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Подготовительная к школе группа (6-8 лет). Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевой игре работу членов семьи, быт, труд людей [8, с. 78].  Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на самолетах летают пилоты, но могут быть и механики, радисты, штурманы; на пароходах есть капитаны, штурманы, рулевые, матросы и т. д. Развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг. Они выбирают роли, обмениваются ролями, "вживаются" в роль.

Задачи работы:

- расширять и систематизировать представления о различных видах труда взрослых, связанных с удовлетворением потребностей людей, общества и государства (цели и содержание вида труда, некоторые трудовые процессы, результаты, их личностную, социальную и государственную значимость, представления о труде как экономической категории);

- расширять и систематизировать представления о современных профессиях;  

- расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий;

- расширять представления о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека;

- формировать представление о видах производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), о связи результатов деятельности людей различных профессии.

.

Принципы и условия реализации проекта

Принципы организации ранней профориентации

детей дошкольного возраста

Принцип сезонности

Построение и/или корректировка познавательного содержания деятельности с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени.

Принцип систематичности и последовательности:

Постановка и/или корректировка задач познавательного - исследовательского развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и  незнакомому».

Принцип цикличности

Построение и/или корректировка содержания деятельности с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

Принцип природосообразности

Развитие в соответствии с природой ребёнка, его здоровьем,  способностями и  индивидуальными особенностями, восприятием;

Принцип интереса

построение и/или корректировка деятельности с опорой на интересы отдельных детей и детского сообщества (группы детей) в целом

Организационные условия:

Методическое и организационное обеспечение управленческой деятельности по осуществлению мероприятий проекта.

  • ликвидация правовой безграмотности субъектов образовательного процесса;
  • создание условий для самореализации каждого воспитанника ДОО;
  • развитие у воспитанников лидерских качеств;
  • сотрудничество с социумом;
  • включение дошкольников в реальные социально – значимые дела.

Методические условия:

- разработка методических рекомендаций для педагогов по ранней профориентации воспитанников;

- повышение уровня теоретической (предметной) и психолого - педагогической подготовки педагогов;

- обогащение новыми педагогическими технологиями, формами, средствами и методами профориентационной работы [9, с.98];

- работа по изучению новых инструктивно-методических материалов по профориентационной работе;

- обобщение и распространение педагогического опыта по ранней профориентационной работе.

Информационные условия:

  • Сайт  ДОО
  • методические рекомендациями;
  • формирование банка педагогической  и методической информации;
  • обеспечение информационных, учебно-методических и образовательных потребностей педагогических работников;
  • формирование банка электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по профессиональному самоопределению воспитанников ДОО.

Материально-технические условия:

  • реализация инновационного проекта опирается уже на существующую материально – техническую базу дошкольного учреждения;
  • групповые комнаты оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, центрами активности: центр сюжетно – ролевых игр,  центр творчества, центр конструирования, уголок природы в соответствии с образовательной программой ДОО;
  • дополнительные помещения - музыкальный зал, совмещенный со спортивным;
  • обеспечение фондов учебно-методической литературы.

В ДОО имеются необходимые современные технические средства для применения информационно-коммуникационных технологий (ноутбуки, проектор, ксерокс, принтер, телевизор).

Кадровые условия

Детский сад укомплектован опытными и квалифицированными, педагогическими кадрами.

Исполнители проекта

Возложенный функционал

Заведующий

Организация и координация деятельности всех работников по вопросам ранней профориентации дошкольников в условиях ДОО.

Организация и координация деятельности по проекту, осуществление внешних связей с партнерами и другими организациями.

Старший воспитатель

Разработка проекта ранней профориентации дошкольников

Выявление, изучение и накопление инновационных методов и средств ранней профориентации дошкольников.

Методическая помощь, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Анализ и обобщение результатов реализации проекта

Воспитатели и специалисты

Непосредственная реализация проектных мероприятий в совместной образовательной деятельности.

Организация взаимодействия с родителями воспитанников.

Оценка эффективности проектной деятельности и динамики личностного развития воспитанников.

Мотивационные условия

  • Поддержка положительного имиджа ДОО, группы, педагога;
  • Использование в работе новых технологий, аттестация педагогов.
  • Моральное и материальное поощрение педагогов, родителей и детей;
  • Удовлетворение желания быть значимой личностью;
  • Стимулирующее оценивание;
  • Направленность на усвоение новых знаний.

Финансовые условия:

Наличие основной материально – технической базы не требует дополнительного финансирования.

Универсальность заявленных проблем предоставляет возможность использовать настоящий проект в педагогической практике. Педагогическими работниками будут востребованы продукты реализации проекта (методические разработки, методические пособия).

Виды и формы познавательно-исследовательской деятельности по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Основная цель работы педагога по развитию ранней профориентации и получению опыта познавательно-исследовательской деятельности заключается в развитии творческих способностей дошкольников. Средством развития познавательных способностей детей является умелое применение таких методов и приемов, обеспечивающих высокую активность дошкольников в познании окружающего. Методы и приемы формирования опыта, которые применяет педагог, учитывают уровень познавательных способностей детей. Поэтому система работы педагога по формированию опыта познавательно-исследовательской деятельности дошкольников строиться с учетом постепенного и целенаправленного развития творческих познавательных способностей дошкольников через различные формы совместной деятельности.

Виды деятельности

Содержание

1

Проектная деятельность

Это оптимальный, инновационный и перспективный метод, который позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или объекте и использовать эти знания для создания новых объектов действительности, делает образовательную систему ДОО открытой для активного участия родителей.

2

Исследовательская деятельность

Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность, как основу для важных процессов самообучения, самовоспитания и саморазвития. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Он должен делать все сам, а не только быть в роли наблюдателя.

3

Экскурсия

Это коллективное посещение предприятия, социальных объектов,  организаций-партнеров.

*Экскурсовод--------*Экскурсанты---------(увидеть, услышать, ощутить) ---------*Овладеть навыками.

4

Наблюдение

Это специально организованное, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов. Целью наблюдения может быть усвоение разных знаний — установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения предметов и объектов, причин изменения и развития объектов.

5

Беседа

Это организованный, целенаправленный разговор педагога с детьми по определенной теме, которая состоит из вопросов и ответов. Беседа является эффективным словесным методом обучения, при правильном сочетании с конкретными наблюдениями и деятельностью детей.

6

Виртуальная экскурсия

Это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых информации и  фактов.

7

Встреча с представителями профессии

Это специально организованное мероприятие с людьми различных профессий (в том числе с родителями), представляющих свой опыт работы и специфику организации профессиональной деятельности.

8

Выставка

Это публичная демонстрация достижений. Это точка, от которой ребёнок сделает шаг для достижения новых целей. Для детей–зрителей - это возможность увидеть умения и таланты друг друга, а для кого-то стимул попробовать себя в этом виде деятельности. Каждое участие ребенка в выставке – это приобретение определённого опыта, выход на разные уровни выставочной деятельности.

Список используемой литературы

  1. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим/ Н. В. Алешина — М.: «Педагогическое Общество России», 2000. 128с.
  2. Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой — М.: Просвещение,1974. 192с.
  3. Потапова Т. В. Беседы о профессиях с детьми 4–7 лет / Т.В, Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008. 64с.
  4. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание. 1978.№ 10. с. 64–69.
  5. Кондрашов В. П. «Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-

методическое пособие» –Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – 52 с.

  1. Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика Синтез, 2011. – 136 с.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 128 с.
  3. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно- методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.
  4. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.