Учебные и методические разработки 2015-16 учебный год

В данном разделе появятся учебные материалы на 2 и 3 класс. А также работы по ФГОС в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие критического мышления и лексико-грамматические навыки на уроках английского языка в условиях ФГОС.

Аннотация

В данной статье рассматриваются приемы развития критического мышления при формировании лексико-грамматических навыков на уроках английского языка в условиях внедрения ФГОС НОО. В основе данной работе мною был использован УМК «Английский в фокусе – 4». После анализа данного УМК я выделила и  систематизировала упражнения соответствующие приемам развития критического мышления и наиболее подходящие для формирования лексико-грамматических навыков речи на разных этапах урока. Обосновала целесообразность и эффективность их применения.

Вводная часть

Стандарты образования ставят перед нами определенные цели и задачи по формированию личности учащихся.  На основании этих требований Модель выпускника начальной ступени обучения можно представить как:

творчески развитая личность, которая обладает жизненной и нравственной культурой, осознаёт ценности образования, проявляет инициативу и творчество.

В контексте формирования языковой компетенции такая личность  должна уметь следующее:

1) соотносить новые слова с предметами, картинками; 2) общаться со своими одноклассниками на бытовые темы; 3) понимать и воспроизводить (со зрительной опорой)  короткие высказывания; 4) читать вслух тексты, построенные на изученном языковом материале; 5) писать с опорой на образец короткие сочинения и другие виды работ.

Для этого должны быть качественно сформированы системные знания и представления о языке, а именно лексической и грамматической стороне речи. Лексическая сторона речи подразумевает лексические единицы ситуаций общения в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (напр. Doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (er, om, tion, ist, ful, ly, teen, ty, th), словосложение (postcard), конверсия (play – to play)

Лексические навыки – это важнейший компонент речевой деятельности, которая определяется знанием лексических единиц, навыками их использования, умениями употребить имеющиеся знания для выражения своей мысли, или распознания их в чужой речи с целью достижения понимания.

Грамматическая сторона речи – это  основные коммуникативные  типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы.  Вопросительные слова. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные безличные предложения в настоящем времени. Простое предложение. Побудительные предложения в утвердительной и отрицательной форме. Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения с однородными членами, сложносочиненные c союзами but and, сложноподчиненные because. Правильные и неправильные глаголы. Present, Future, Past Simle. Глагол связка. Модальные глаголы. Единственное и множественное число  существительных. Нулевой, (не)определенный артикль. Притяжательный падеж существительных. Степени сравнения  прилагательных. Местоимения. Наречия. Числительные. А также наиболее употребительные предлоги.

Обучение грамматике в начальной школе имеет коммуникативную направленность, т.к. грамматика – важнейшее средство акта коммуникации. Процесс овладения грамматическими явлениями строится в ходе выполнения коммуникативных заданий. Тренировочные грамматические упражнения выступают не как самоцель, а делается попытка подчинить их решению коммуникативной задачи в определенной ситуации общения: назвать предметы, ответить на вопросы, подписать картинки.

Основная часть

В условиях внедрения ФГОС НОО выделяют 3 этапа «Развития критического мышления»: стадия вызова, осмысления и рефлексии.

Из огромного количества приемов критического мышления: Кластер, Концептуальное колесо, Инсерт, Фишбоун, Синквейн и т.д. для каждого этапа можно выделить свои характерные приемы.

Стадия вызова

Так на стадии вызова я предлагаю применить Концептуальное колесо, Инсерт, Кластер или Круги по воде.

Ниже представлен пример «Концептуального колеса», в котором учащимся необходимо, в зависимости от поставленной задачи, либо подобрать к данному слову синонимы, либо имея заданные синонимы подобрать ключевое слово. Данный прием формирует лексические навыки, развивает языковую догадку, расширяет словарный запас.

Другой не менее эффективный прием это кластер. Кластер – это выделение смысловых единиц  текста и их графическое оформление в определенном порядке. В центре – наша тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.  Например, Еда – овощи (капуста, морковь), фрукты (яблоки, груши). Прием «Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи учащихся  и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание, тренировать грамматические структуры, в зависимости от поставленной цели. Данный прием делает упражнение интересным, наглядным, формирует лексические навыки и развивает критическое мышление, тренирует различные виды памяти.

Следующий прием называется «Круги по воде». Опорным словом к этому приему может стать изучаемое понятие, явление. Оно записывается в столбик и на каждую букву подбирается существительные (глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания) к изучаемой теме. Таким образом, расширяется лексический запас учащихся по теме. А также при помощи этого приема можно отработать словообразование, навыки распознавания различных частей речи.

Стадия осмысления

        На стадии осмысления, активно используются такие приемы критического мышления как: Инсерт, Фишбоун, Оживи картинку, Загадка, Бином фантазий.

        С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации. Суть этого приема в том, что во время прочтения текста учащимся предлагается делать пометки на полях (или заполнить таблицу). Для маркировки используют символы  «V»  - уже знал, «+» - новое, «_» - думал иначе, «?» не понял. Для формирования грамматических навыков возможны небольшие изменения значений символов.

“V” знали до  изучения

“+”

Узнали новое

“-”

Не согласны

“?”

Не понятно

 

 

 

 

Рис.3 Таблица Инсерт

        Прием «Фишбоун» или «Рыбья кость»  предполагает решение поставленной задачи. В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте (или графической схеме). На верхних косточках отмечаются задачи, которые необходимо решить, на нижних косточках  учащимся предлагается написать решение. В данном примере, учащимся даны небольшие диалоги и поставлен вопрос «Где были Ларри и Пако?», учащиеся читают текст, содержащий изученные лексические единицы, отвечают на ключевые вопросы по тексту и в конце находят ответ на главный вопрос. 

Рис. Фишбоун

Прием «Загадка» очень эффективен при работе над лексической стороной речи на любой стадии изучения иностранного языка. Он позволяет активизировать в памяти учащихся изученные лексические единицы и способствует развитию видов памяти. Кроме того, данный прием можно использовать на начальном этапе работы над темой для введения лексических единиц. В УМК «Английский в фокусе» этот прием используется довольно часто.

Стадия Рефлексии.

        На стадии рефлексии можно использовать: Дерево предсказаний Бином фантазий, «Оживи картинку», а также вернуться к Кластеру или использовать Синквейн.

Мне очень нравится такой прием как «Бином фантазий» или «Дерево предсказаний» основан на создании чего-либо нового, абсолютно никому неизвестного в природе (необычное животное, экзотический рецепт блюда и т.д.). Данный прием целесообразно использовать при работе над словообразованием. Он наглядно представляет, что учащиеся сегодня изучили, какие лексические навыки были сформированы, а над какими необходимо продолжить работу на следующем занятии. Предлагая детям возможность расслабится, этот прием помогает им сконцентрироваться на процессе обучения.  

        Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи в нескольких словах – важное умение. Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк, содержащее информацию в лаконичной форме.

1 строка: тема или предмет высказывания (одно слово, существительное).

2 строка: описание предмета (два прилагательных или причастия).

3 строка: 3 глагола, характеризующих действия предмета.

4 строка: фраза (обычно из 4 значимых слов), выражающая отношение автора к предмету.

5 строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

Sunday

Free, bright

When I play

At last I can play

The weekend

Синквейн – быстрый и мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию. На первых порах, можно предложить учащимся один синквейн на двоих. Это, с одной стороны, облегчит поиск слов, с другой – поможет выбрать наиболее точные.

Заключение

Задачи, которые решает РКМЧП тесно пересекаются с задачами по достижению планируемых результатов:

  • Личные: общее представление о мире; осознание себя гражданином своей страны; осознание языка, как  средства общения; знакомство с миром зарубежных сверстников (через детский фольклор).
  • Метапредметные: развитие умения взаимодействовать в пределах речевых потребностей и возможностей; развитие коммуникативных способностей, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства; расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника; развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

Предметные: применение основных правил чтения и орфографии, изученных в курсе начальной школы;  распознавание и употребление в речи изученных в курсе начальной школы лексических единиц и грамматических явлений; умение делать обобщения на основе структурно-функциональных схем простого предложения. овладение начальными представлениями о нормах английского языка (фонетических, лексических, грамматических); умение находить и сравнивать такие языковые единицы, как звук, буква, слово.

Попробуйте сами эти приёмы и убедитесь в их эффективности.

Подберите к каждой букве слова BUTTER глагол по теме.

 Составьте синквейн на любое слово или день недели.

Используйте прием Концептуальное колесо и подберите синонимы к слову, например, LIKE.  

Учитель - это творец. Так творите, изобретайте, фантазируйте. Пусть каждый урок будет интересным, увлекательным и познавательным.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к контрольной работе за 2 четверть Командная игра

Слайд 2

Запиши и запомни! Play - играть Count - считать Read - читать Write - писать Can I …? Ты умеешь…? Yes, I can. – Да, я умею. No, I can’t. – Нет, я не умею. I can… - Я умею …

Слайд 3

Фонетическая зарядка Заполни пропуски и прочитай “ Tick, the______ says. _____, ____, _____. What ___ have __ __, do ____!

Слайд 4

Answer my questions Do you like to play? Can you read? Can you write? Can you count

Слайд 5

Let’s play S, Q, W, R, V, P, L, H, F, J G, K, O, Y, T, R, K, Z, C, D

Слайд 6

Numbers Seven Four Ten Two Eight Five Three Six One Nine

Слайд 10

Прочитай и переведи!

Слайд 11

«Маска, маска, я тебя знаю?» What’s your name? (имя) How old are you? (возраст) Do you like…? (ты любишь..?) Do you have…? (у тебя есть…?) Can you…? (ты умеешь…?)

Слайд 12

Составь рассказ о себе I’m …( имя) I’m … (возраст) I have… ( у меня есть) I like … (я люблю) I can … (я умею)