Доклад на РМО по теме "Преемственность в развитии коммуникативных умений старших дошкольников и младших школьников." с использованием ИКТ.

Перегудова Елена Валерьевна

Содержит документ в формате MSWord и презентацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_rmo.doc58.5 КБ
Office presentation icon doklad_rmo_slyd.ppt161 КБ

Предварительный просмотр:

                Преемственность в развитии коммуникативных

         умений старших  дошкольников и младших школьников.

      Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  В условиях развития демократизации общества происходит сложный процесс реорганизации образования и воспитания молодого поколения. Основными целями образования становятся формирование и развитие свободной и культурной личности, адаптация к жизни общества, создание научно-педагогической основы для развития способностей, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к права и свободе человека , любви к окружающей природе, Родине, семье. Осуществление этих целей должно происходить в едином образовательном пространстве, начиная с дошкольного образовательного учреждения и кончая высшей школой. Актуальным становится четкое выстраивание преемственных линий содержания образования между дошкольным учреждением и начальной общеобразовательной школой, оптимальное решение этой проблемы.

 Слайд 2. Текст слайда:

«Преемственность

 объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития.

Это -  не только ликвидация старого, но и сохранение и дальнейшее развитие того прогрессивного, рационального,

что было достигнуто на предыдущих ступенях, без чего невозможно движение вперед ни в бытие, ни в познании.»

    Преемственность - двусторонний процесс. С одной стороны - дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное сохраняет "Радость детства". С другой стороны школа как преемник дошкольной ступени образования строит свою работу на достижениях ребёнка-дошкольника и строит свою педагогическую практику, используя и развивая его потенциал. Одним из аспектов проблемы преемственности между дошкольным учреждением и школой является поиск оптимальных средств, форм и методов подготовки детей к школе. Имеются свои специфические особенности, которые выражаются в том что выпускник ДОУ вступает в новую для него стадию развития. Ключевым моментом в реализации преемственности в обучении дошкольников и младших школьников является определение сущности ребенка к началу систематического школьного обучения. Таким образом, преемственность в учебно-воспитательной работе старших дошкольников и младших школьников рассматривается как целостный процесс, обеспечивающий полноценное личностное развитие ребенка, его физиологическое и психологическое благополучие в переходный период от дошкольного воспитания к воспитанию и обучению в начальной школе, направленный на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.

Наукой признан тот факт, что ребёнок рождается со способностями к развитию и учению, самостоятельному приобретению опыта и его трансформации. Однако нельзя воспринимать ребёнка только как «сосуд, куда «сливается» опыт человечества.

Основными движущими силами развития человека остаются самовоспитание и самообразование, ведущие в конечном итоге к самосовершенствованию. Но чаще всего именно в процессе обучения и воспитания, когда педагогам удаётся в комплексе развивать общеучебные умения и навыки, у детей возникает стремление учиться, формируются универсальные учебные действия. Первокласснику, впервые переступившему порог школы, нужно научиться очень многому: слушать и слышать, правильно вести себя на

уроках и переменах, общаться со сверстниками и взрослыми. Овладение этими и многими другими учебными задачами на протяжении всего периода начального обучения происходит при условии, что на этапе дошкольного образования были созданы достаточные условия для развития ребёнка .

На этапе перехода ребёнка в школу особо значимыми становятся имеющиеся у него коммуникативные умения, их отсутствие затрудняет общение со сверстниками

и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, усложняя процесс обучения в целом. Именно развитая коммуникация, продиктованная необходимостью подготовки ребёнка к

реальному процессу его взаимодействия с миром за рамками образовательного учреждения, является основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, важнейшим условием успешности учебной деятельности

ребёнка, основным направлением его социально-личностного развития.  Значимость формирования коммуникативных действий для общего развития личности ставит перед нами задачу, с одной стороны, выстроить процесс их развития как преемственный, с другой – определить специфику данного процесса для каждого детского возраста.

Сопоставление двух преемственных ступеней образования показывает, что коммуникативные действия дошкольников – это действия общения и кооперации, а коммуникативные действия младших школьников – это действия общения, кооперации, отображения в речи предметного содержания и условий деятельности. Основным новообразованием дошкольного возраста в сфере коммуникативной деятельности является способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. В качестве

основных новообразований младшего школьного возраста – способность сознательно ориентироваться на позиции других людей (партнёра по общению или других детей), способность регулировать речевыми средствами собственную деятельность.

Каждое из новообразований формирует у детей разные виды коммуникативных действий.

Слайды с 3 по 10.

Основные коммуникативные умения детей младшего школьного возраста

Виды коммуникативных действий

Коммуникативные умения

Способность сознательно ориентироваться на позиции других людей

(партнёра по общению или других детей)

Общение и взаимодействие с партнёрами по

совместной деятельности или обмену информацией

Коммуникативные умения

Умение слушать и слышать друг друга;

умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

умение представлять информацию, сообщать её в письменной и устной форме;

готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё;

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Способность действовать с учётом позиции

другого и уметь согласовывать свои действия.

Понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной;

готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции;

умение устанавливать и  сравнивать разные

точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;

умение аргументировать свою точку зрения

спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Определение цели и функций участников, способов взаимодействия; планирование общих способов работы;обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

способность брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициатив-ность); разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра, умение убеждать

Работа в группе (включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников;

умение эффективно сотрудничать и строить

продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

умение обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её как задачу – через анализ её условий

Следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества

Уважительное отношение к партнёрам, внимание к личности другого; адекватное межличностное восприятие; готовность адекватно реагировать на нужды других (оказание помощи и эмоциональной под-держки партнерам в процессе достижения общей цели, совместной деятельности);

стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание, способность к эмпатии

Способность регулировать речевыми средствами собственную деятельность

Использование адекватных языковых средств для выражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира

Речевое отображение (описание, бъясне-ние) учеником содержания совершаемых действий в форме речевых значений с целью  ориентировки  (планирование, контроль, оценка) предметно-практической или иной деятельности

В форме громкой социализированной речи;

в форме внутренней речи (внутреннего говорения), служащей этапом интериори-зации – процесса переноса во внутренний план усвоенных новых умственных действий и понятий

Безусловно, представленные в таблице коммуникативные умения младших школьников выделены в самом общем виде и обусловлены тесными взаимосвязями.

Виды универсальных учебных действий и их значение для развития ребёнка меняются при переходе от предшкольного к школьному образованию. При этом многие виды   коммуникативных и речевых действий могут рассматриваться как значимые в равной мере для предшкольного и начального этапа школьного обучения (например, умения по согласованию простейших совместных действий, наблюдающиеся даже в игровой деятельности детей). Как показано в ряде исследований (Г.А. Цукерман, К.Н.Поливанова), детям 5–8 лет доступны следующие коммуникативные действия: способность учитывать позиции другого (адресованность действия); способность с помощью вопросов выяснять недостающую информацию (познавательная инициативность); способность брать на себя инициативу в организации совместного действия и др.

Таким образом, в рамках нормативно протекающего возрастного развития можно ожидать, что к началу обучения в школе у детей в определённой степени уже сформирована способность к согласованным действиям с учётом позиции другого. Однако становление данной способности нередко запаздывает. В связи с этим

особенно актуальна становится задача подготовки детей к школьному обучению, прежде всего, с точки зрения предпосылок учебного сотрудничества, а распределение коммуника-

тивных и речевых действий по возрастным (образовательным) ступеням требует специального исследования и практического внедрения.

Проблема воспитания коммуникативной культуры в настоящее время наиболее актуальна, поскольку изменились современные требования к подготовке учащихся к взрослой жизни. Вопросы воспитания коммуникативной культуры личности всегда были в центре внимания педагогики и исследовались в различных аспектах (культура общения, поведения, межличностных отношений, речевая культура и т.д.). Отсутствие необходимых навыков владения коммуникативной техникой любым участником учебно-воспитательного процесса ведет к искаженной передаче и приему знаний, идей, мнений и чувств.

По мере ослабления связи с родителями ребенок все более начинает ощущать потребность в поддержке со стороны товарищей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональную безопасность. В школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического статуса семей, к которым принадлежат младшие школьники. Коммуникации у младших школьников формируются в основном в игре. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Если в конце дошкольного возраста, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. В 7-10 лет ребенок точно знает, что ему нужны другие младшие школьники, и явно предпочитает их общество.

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Ориентация современной педагогики на гуманитаризацию воспитательно-образовательного процесса выдвигает в число актуальных проблем создание оптимальных условий для развития личности каждого младшего школьника, для его личностного самоопределения. 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: