Инновационная деятельность на базе КФУ

Саттарова Елена Ивановна

Проект методической разработки «Кумулятивная сказка как средство повышения грамотности учащихся среднего звена»

          Мною разработан проект  «Кумулятивная сказка как средство повышения грамотности учащихся среднего звена»   и апробирован собственный  методический подход к введению и закреплению грамматического материала на примере изучения основных видов орфограмм. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_metodicheskoy_razrabotki.docx34.03 КБ

Предварительный просмотр:

Проект методической разработки «Кумулятивная сказка как средство повышения грамотности учащихся среднего звена»

          Мною разработан проект  «Кумулятивная сказка как средство повышения грамотности учащихся среднего звена»   и апробирован собственный  методический подход к введению и закреплению грамматического материала на примере изучения основных видов орфограмм. Рецензент: Кандидат филологических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук и экологии Казанского национального исследовательского технического университета имени А.Н. Туполева – КАИ Чистопольского филиала «Восток» Гарифуллина Э.И.

Правильное письмо является показателем грамотности человека.

               К сожалению, русский язык для многих ребят так и остаётся тайной за семью печатями. Об этом свидетельствуют данные мониторинга, проведенного мною в 1 четверти в 6 б  классе по орфограммам «Безударный гласный в корне  слова», «О и Ё после шипящих», «Мягкий знак после шипящих».

Может ли ученик что-нибудь изменить в создавшейся ситуации? Может и должен!

Я  использовала  новый тип лингвистической сказки, который поможет, на мой взгляд, более эффективно решать проблемы с пониманием и запоминанием наиболее сложных видов орфограмм. Условно эти сказки можно назвать «кумулятивными» лингвистическими сказками. В чем же преимущество предлагаемого нами типа сказки?

        Прежде всего, обратимся к термину «кумулятивный». Термин «кумуляция» восходит к латинскому «кумуляре»,  что означает: нагромождать, накоплять, усиливать. Кумулятивные сказки построены по принципу присоединения, наращивания звеньев.

       Это сказки с цепной композицией. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Звенья цепочки все одинаковые («Репка», «Теремок», «Колобок»). Повторяющиеся одинаковые эпизоды дополняются новыми элементами.

         Как правило, кумулятивные сказки рассказывали маленьким детям, для того чтобы они  – слушая повторения,  проще запоминали отдельные слова или выражения, так как кумулятивные сказки строятся на многократном повторении какого-то звена.

       Алгоритм в моей   методической системе обучения  выполняет очень важную роль, потому что система алгоритмов  и опорных карточек приучает ребят мыслить, они кодируют большой текстовый материал, понимая его, придумывают в меру своих возможностей способы наилучшего запоминания.     Учение перестает быть мучением, т. к. не надо зазубривать параграфы.  Недаром методики с использованием  алгоритмов  и опор принято называть комфортными.

Сказка на основе алгоритма это обращение к разным типам мышления учащегося – логическому и образно-художественному, что позволяет каждому создать оптимальные условия для деятельностного подхода при ФГОС, познавательной деятельности, для развития интеллектуальных и творческих способностей. На основании вышеизложенного, цель моего проекта  -создание нового способа решения проблемы орфографической грамотности.

Таким образом, использование  кумулятивных лингвистических сказок на уроках русского языка в средних классах  позволяет путем творческой адаптации теоретического материала сделать процесс обучения осознанным, эффективным и продуктивным.

Проект состоит из следующих этапов: подготовительный, организационный, практический и заключительный.

Подготовительный  этап:

  1. Анализ контрольного диктанта, проведенного в  6  б классе, по итогам 1 четверти.

Организационный этап:

  1. Составление алгоритмов на орфограммы
  2. Создание кумулятивных сказок на основе алгоритмов.
  3.  Создание иллюстраций к сказкам

Практический этап:

  1. Чтение и инсценировка сказок

Заключительный этап:

  1. Экспериментальное доказательство эффективности нового способа в повышении орфографической грамотности школьников среднего звена.

             Для реализации цели проекта используются разнообразные методы и приемы исследования, в частности, аналитический, интерпретационный, творческий, экспериментальный, сравнительно-сопоставительный методы, статическая обработка материала.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Анализ контрольного входного  диктанта, поведенного в 6 б классе, выявил наиболее распространенные орфографические ошибки.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП:

Были составлены алгоритмы названных орфограмм.

Затем на основе данных алгоритмов  созданы сказки и иллюстрации к ним.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП:

Эксперимент по внедрению нового способа проводился в 6б классе

В течение нескольких уроков и на дополнительном часе по русскому языку в этом классе были прочитаны и инсценированы сказки.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Мною в конце 4 четверти был проведен  контрольный срез на знание орфограмм.  После проверки выяснилось, что в экспериментальном 8б классе на отлично написали 12 человек, что составляет  40% от общего число писавших работу.

Исходя из всего вышесказанного показатель орфографического усвоения проблемных орфограмм в экспериментальном классе  стал значительно выше.

Эти цифры практически доказывают эффективность работы над орфограммами с применением кумулятивных лингвистических сказок.

 Некоторые орфографические правила в  своей формулировке содержат лишние условия выбора написания и перегружены терминами, в действительности никак не влияющие на выбор буквы. Освобождение этих правил от необязательной терминологии с помощью «сказочного алгоритма» позволяет изучать их более эффективно, особенно слабоуспевающим ученикам.

      Таким образом, моя методическая система, выстроенная в соответствии личностно-ориентированного  подхода   позволяет сформировать универсальные учебные действия, дающие возможность учащимся успешно решать учебные и практические задачи. Эффективность моей методической системы доказывается высокими результатами, которые показывают мои ученики  на олимпиадах, творческих конкурсах, фестивалях и соревнованиях разного уровня, от школьного до международного.