Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"

Филипенкова Людмила Сергеевна

Информация по использованию компьютерных технологий на уроках с целью повышения уровня знаний учащихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

      Организация учебного процесса с использованием возможностей ИКТ в обучении младших школьников.

                                      Учитель: Филипенкова Л.С.

Санкт-Петербург

О целесообразности использования ИКТ в обучении младших школьников говорят такие их возрастные особенности, как лучшее развитие наглядно-образного мышления по сравнению с вербально-логическим, а также неравномерное и недостаточное развитие анализаторов, с помощью которых дети воспринимают информацию для дальнейшей её переработки. Если информация не воспринята, то она не может быть понята, усвоена, не может стать достоянием личности, элементом её культуры.

В условиях модернизации образования информатизация начальной школы играет важную роль для достижения современного качества образования и формирования информационной культуры ребёнка XXI века. Отсюда следуют цели использования ИКТ и смыслы урока:

· повысить мотивацию обучения;

· повысить эффективность процесса обучения;

· способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;

· совершенствовать методики проведения уроков;

· своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;

· планировать и систематизировать свою работу;

· использовать, как средство самообразования;

· качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).

Спектр использования возможностей ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, необходимо  помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!».

Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

В настоящее время использование информационных технологий и телекоммуникационных технологий позволяет создать для ученика:

·                   непрерывный учет результатов деятельности, что приводит к изменению поведения, улучшению прилежания и адекватности самооценки;

·                   психологически комфортные условия для самовоспитания (самоотчет и самоконтроль);

·                   возможность в любой момент времени проанализировать свои достижения.

учителю:

·                   смягчить (или устранить) противоречие между растущими объемами информации и рутинными способами ее передачи, хранения и обработки;

·                   вести мониторинг учебной деятельности учащихся;

·                   оперативно анализировать результаты урока, недели, месяца, четверти, полугодия, года обучения;

·                   реализовать принцип субъектности воспитания посредством методов убеждения, оценки и самооценки;

 родителям в любое время иметь доступ к сведениям о текущей успеваемости (и другой деятельности) своего ребенка.

Использование ИКТ повышает качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности администрации, учителей, родителей и, конечно, учеников.

Для успешного решения задачи информатизации обучения необходимо знать возможности ИКТ.

Информатизация образовательного процесса представляет собой комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами, информационными технологиями и информационной продукцией. Система образования – целостная, но открытая система, одной из существенных характеристик которой является её информативность. Это вовсе не означает, что информационная система в системе образования предполагает только усвоение информации.

Главная задача  ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.

Главная  задача учителя  – активная работа с информацией, в основе которой как раз и предусматривается развитие самостоятельного критического и творческого мышления учащихся. Творческое мышление формируется при наличии проблемы, требующей поиска решения, подчас оригинального подхода, потребности самовыражения личности, как для учащегося, так и для учителя. Современная система образования, опирается на традиционные источники информации и управления процессом познания: школьный учебник, контурные карты, энциклопедии, словари и т. д., реализуемые под руководством учителя. Применение ИКТ позволяет сделать учебный процесс наиболее интересным по содержанию и глубоким по смыслу.

Учитель, применяющий ИКТ должен усвоить правило:              использование ИКТ на уроках должно быть не самоцелью, а во благо самого процесса обучения и обучающихся. Такая работа требует  другой дидактической системы, иных методов и технологий обучения, адекватных  личностно-ориентированному подходу в образовании.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много.

Поэтому современный учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий. Компьютер дает учителю новые возможности, позволяя вместе с учеником получать удовольствие от увлекательного процесса познания, не только силой воображения раздвигая стены школьного кабинета, но с помощью новейших технологий позволяет погрузиться в яркий красочный мир. Обеспечить положительную мотивацию обучения с помощью интерактивного диалогового гипертекста. Моделирующие программы помогают учащимся глубже понять сложные процессы. В настоящее время существует большое количество энциклопедических мультимедийных программ демонстрационного характера.

Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный литературоведческий материал. Позволяют учителю проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне.

Слайды, выведенные на большой экран, – это прекрасный наглядный материал, который применяется для оживления урока. Этот материал может быть разным.

 Компьютер позволяет исполнять работу оперативно, загружать работой всех детей, дифференцируя задания по уровню способностей и уровню усвоения материала учащимися. Таким образом, очень наглядно осуществляется и диагностика усвоения программного материала. Использование ИКТ позволяет повысить объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствовать контроль знаний.

Эффективность любого урока определяется не тем, что дает детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения. Умение рационально применять ИКТ  с традиционными   средствами обучения  позволяет  учителю создавать ту палитру  красок,  с помощью которой создается  современный урок.  

        Основанием для классификации компьютерных средств обучения служит их функциональное назначение.

         Презентации – наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress, Flash, SVG. Презентации – электронные диафильмы, но, в отличие от обычных диафильмов, могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности (то есть в презентации может быть предусмотрена реакция на действие пользователя). Эти компьютерные средства обучения особенно интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру,  причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентаций. Кроме того, презентации активно используются и  для представления ученических проектов. Можно найти и профессионально созданные комплексы презентаций.

          В электронных энциклопедиях объединены функции демонстрационных и справочных материалов. В соответствии со своим названием они являются электронными аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и др. Для создания таких энциклопедий обычно используются гипертекстовые системы и языки гипертекстовой разметки. В отличие от своих бумажных аналогов гипертекстовые энциклопедии обладают дополнительными свойствами и возможностями:

·        Они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

·        Удобная система навигации на основе гиперссылок;

·        Возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.

 Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, представленных в электронном виде, обычно в  виде простого набора текстовых файлов, в форматах rtf,  doс, txt, и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.

Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая, удобная, беспристрастная и  автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток -  негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.

             Обучающие игры и развивающие программы  ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре слепым десятипальцевым методом, который является ключом к компьютерной грамотности.

В первой ступени обучения можно успешно использовать следующие информационно-коммуникационные технологии на уроках.

1.  Урок с мультимедийной поддержкой (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски» и ученики для защиты проектов).

Очень важно, что учащиеся не просто пассивные поглотители информации. Целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов (индивидуальных и групповых), тема которых может быть связана с учебными дисциплинами, а также с событиями и проблемами окружающей действительности. Кроме того, защита проекта требует выработки у ребят навыков публичного выступления, дискутирования, умения аргументировано  отстаивать собственную позицию. Работа преимущественно осуществляется в группе и требует овладения особыми навыками коллективной работы, межличностного общения. Создание мультимедийного проекта – это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приёмы, в также развивать мотивацию учебной и внеурочной деятельности.

2.        Урок проходит с компьютерной поддержкой (в классе несколько компьютеров, за которыми работают учащиеся группами или по очереди).

Учащиеся работают с готовой учебной программой, которая наряду с научно-познавательным текстом, рисунками включает задания для практической работы, тренировочные и контрольные упражнения. Таким образом, машина позволяет провести индивидуальный и полный анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить слабые места в усвоении знаний учащимися.

Сейчас у учителя появилась возможность создавать собственные тесты различной сложности, не обращаясь собственно к программированию. Использование различных тестов приобретет особую актуальность в связи с необходимостью подготовки учащихся к муниципальному тестированию, а затем и к сдаче ЕГЭ.

3.     Урок, интегрированный с информатикой (3-4 классы).

Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, таблиц, учить выполнять проектные работы, учить красиво и грамотно оформлять тексты, в общем, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт использования ПК.

Могут проводиться интегрированные уроки информатика – ИЗО - литература (например, оформление сборника сказок).

            Применение компьютерных технологий в начальной школе помогает мне по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить его, сделать более интенсивным, современным.

Например, для дополнительного чтения во втором классе

я разрабатываю индивидуальные карточки, используя дополнительную литературу, что значительно увеличило мотивацию, у детей появился читательский интерес, выросли показатели техники чтения. Вначале урока чтения раздаю каждому карточку, ребёнок прочитывает её вполголоса в своём темпе, затем карточка меняется.

Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся ряд репродукций в крупном формате, которые не всегда можно найти среди печатных наглядных пособий.

На уроке «Литературного чтения» при знакомстве с творчеством К.И. Чуковского я использовала презентацию сказки «Мойдодыр», что помогло повысить интерес не только к творчеству Чуковского, но вызвало интерес к его произведениям.

Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мною разработаны мультимедийные презентации, которые с успехом использую на уроках как ознакомления с новым материалом, так и на уроках закрепления и обобщения.

К примеру, для повышения эффективности работы со словарными словами,  разрабатываю демонстрационные листы, где дано лексическое значение слова, словоформы, картинки, а также познавательные сведения, подборка элементов фольклора и устного народного творчества. Данная работа позволяет расширить словарный запас ребёнка, кругозор, знакомит с фольклором, носит познавательный характер, а также повышает мотивацию.

Используя программу Microsoft PowerPoint, можно показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии. Наглядно изобразить объекты, изучаемые на уроке; показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. Что способствует концентрации внимания у детей, повышает интерес к изучаемому предмету или явлению, а также глубокому запоминанию материала. Демонстрация материала на большом экране помогает учащимся не только лучше представить материал урока, но и понять, усвоить его.

На уроках окружающего мира  использую презентации на всех этапах урока. Во-первых, стараюсь иллюстрировать слайдами на экране материал урока, в ходе которого,  детям предстоит ответить на вопросы. В этом случае дети дают устные ответы, и только потом  показываю правильный ответ на экране. Для изучения нового материала,  рассказ сопровождается не только яркими иллюстрациями, но и изображениями героев из учебника Муравьишка, Мудрая Черепаха, которые присутствуют на протяжении всего урока, дают пояснения, советы. Это позволяет применить на  уроке игровые моменты и дать определенные установки на восприятие новой темы.

Использование ИКТ на уроках музыки позволяет мне создать наиболее комфортные условия для активного восприятия музыки  детьми разных возрастов, облегчает работу с наглядными пособиями, делает для учащихся более интересным  процесс  проверки знаний.

Таким образом, использование информационно – коммуникационных технологий в начальной школе – это не просто новое веяние времени, а необходимость и поиск нового смысла урока.  Как учитель, проводивший мультимедийные уроки на интерактивной доске, могу сказать, что младшие школьники активные, творческие и целеустремленные на данных уроках. ИКТ позволяют показать любой процесс, происходящий в природе, в развитии, в действии (например, развитие растения из семени, извержение вулкана и др.); наглядно изобразить объекты, изучаемые на уроке; показать необходимые географические координаты на картах и многое другое. В рамках одного урока учителю подвластны и видеофрагменты, и музыкальный ряд, и изобразительные средства. Считаю, что использование ИКТ на уроках помогает не только детям усвоить учебный материал, но и учителю творчески развиваться.