Советы и рекомендации для родителей

Ульяничева Марина Анатольевна

1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:
• личностных особенностей ребёнка;
• степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
• от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.
Признаки успешной адаптации к школе. Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.
Признаки дезадаптации. Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.
Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:
• загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
• резко меняют отношения в семье ("Ты теперь большой, должен сам мыть посуду" и т.д.)


Как помочь ребенку?
• В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
• Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
• Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
• Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
• Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
• Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
Памятка родителям
1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте его с утра, не дергайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
Не торопите, умение рассчитать время - это ваша задача, и если это плохо вам удается, то вины ребенка в этом нет.

2. Не отправляйте ребенка в школу без завтрака.

3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: "смотри не балуйся", "веди себя хорошо" и т.п. (каюсь, я именно так и делаю). Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите и несколько ласковых слов. У ребенка впереди трудный день.

4. Если увидите, что ребенок огорчен, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет все сам.

5. После школы не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы 1-1,5 ч поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков с 15 до 17 ч. Занятия вечером бесполезны, завтра придется начинать все сначала.
Не заставляйте делать все уроки за один присест, после 15-20 мин необходимы 10-15-минутные "переменки".

6. В общении с ребенком старайтесь избегать условий! "Если ты сделаешь, то...". Порой условия становятся невыполнимыми вне зависимости от ребенка, и вы можете оказаться в очень сложной ситуации.

7. Выбирайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, врачом, психологом, не считайте лишней литературу для родителей, там вы найдете много полезного.

8. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталось, плохое состояние. Чаще всего, это объективные показатели утомления, трудности в учебе.

9. Чтение сказок перед сном помогает снять напряжение, накопившееся за день, успокаивает. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждайте завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.