Моя педагогическая философия

Тагаева Вера Николаевна

О времени и о себе....

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon tekst_raboty.zip6.52 КБ

Предварительный просмотр:

...Воспитание ребенка-это не    

милая забава, а задание, требующее  капиталовложений - тяжких переживаний,

усилий, бессонных ночей и много, много мыслей…

Я. Корчак

Среди десятков, сотен, тысяч принимаемых человеком решений ни одно не может сравниться по своему значению, по роли, по влиянию на судьбу, с решением - кем стать. По какой дороге пойти, на каком поприще служить людям.

Трудно сказать, как сложилась бы моя жизнь, но зато мне вовсе не трудно понять, почему я стала педагогом.

Кажется, свою профессию я выбрала с самого рождения. Я не помню дня  из детства, чтобы я не играла "в школу": проверяла тетради, ставила отметки, спрашивала учеников, и сама отвечала за них, сердилась, радовалась вместе с моими несуществующими в жизни учениками.

С тех пор изменилось многое, но неизменным осталось одно: "Я -  Учитель!" Моя профессия очень интересна и разнообразна, она впитала в себя множество профессий. Я - врач, который не имеет права ошибаться, отвечает за жизнь ребенка, является его надеждой. Я - артист, который  умеет перевоплощаться, заставляет детей поверить в сказку, а сказку представить как действительность. Я - строитель, который по кирпичику строит детскую душу. Я - геолог, который должен выявить и развить богатейшие возможности, заложенные в каждом ребенке. Но все - таки люди этих профессий, в основном, имеют дело с неживой действительностью.

Мне же приходится общаться с маленькими человеком - личностью, который носит в себе свои мечты и ждет их осуществления, и нужно быть мастером своего дела, чтобы эти детские мечты не рухнули.

Значит, задача и цель учителя - обогащать, развивать, вселять веру в себя, воспитывать любовь к людям, природе, жизни. Как много задач! А может, эта цель недостижима? Что сделала я? Ведь чего-то я уже достигла?

Я очень люблю свою работу, люблю своих учеников. Я научила их считать, читать, писать, что-то делать своими  руками. Это трудно, но с этим можно справиться. Но ведь обучение неотрывно связано и с воспитанием, а воспитывать труднее. Как воспитывать детей, когда общество больно, когда утрачены идеалы, чувство уважения к людям. Нечасто проявляется доброта, сострадание, когда материальные ценности становятся выше духовных? С кого "строить жизнь", кто сегодня ходит в героях у наших ребят?

И вот здесь многое зависит от учителя, от того, какую нравственную цель он ставит перед собой - воспитать в ребенке щедрость сердца или холодный расчет. Но я уверена в том, что если хочешь воспитать в нем доброту и человечность, сострадание и любовь к людям, будь сам таким!

Арифметика воспитания проста - чем больше души вкладываешь в ребенка, тем больше получаешь милосердия и  любви. Эти понятия и составляют основу нравственного воспитания человека.

Ребенку необходимо такое общение, он хочет беседовать и радоваться, переживать боль и сострадание, бороться со злом и собственными недостатками.

Шаг за шагом мы постигаем трудную дорогу жизни. Вот мальчики пропустили девочек первыми в класс без напоминания, вот мирно сидят за шашками два непримиримых драчуна, которые ранее разговаривали друг с другом с помощью кулаков. Недавно опять принесли почти замерзшую синичку, обогрели, накормили ее, а потом долго спорили о том, какое имя ей дать. На экскурсии в парке Денис не сломал ветку и был возмущен тем, что кто-то срубил в парке елку. Сережа помог нести Олесе портфель, а  она в это время медленно ехала на лыжах. Света помогала Толику делать задание по математике и заставляла вновь и вновь повторять таблицу умножения, и он послушно выполнял указания этой маленькой  "учительницы".

К празднику Нового года мы вместе, помогая, друг другу, делали игрушки на главную шиханскую елку. А прямо перед праздником, придя утром в класс, я увидела на своем столе вазочку с цветами и записку:

"Вера Николаевна! Это чтобы в нашем классе было еще красивее и тогда к нам первым придет Дед Мороз с подарками. Вам он тоже их принесет, ждите!"

Быть может, для кого-то это и не победы вовсе и не успехи в воспитании. Но только я знаю, сколько нужно было сказать и сделать, чтобы дети так поступили.

И вновь я вхожу в свой класс с радостью и надеждой, с желанием помочь этим маленьким человечкам стать умнее, добрее, любознательнее. Я вижу в их глазах огоньки.

И мне хочется сохранить этот детский огонек пытливости, жажды знаний, взаимопонимания и любви. И я задаю себе вопрос: "А что я еще могу дать моим детям?" И если этот вопрос волнует Учителя, то его жизнь состоялась. Значит, он готов бороться за каждого ученика, проявлять терпение в ожидании результатов своих педагогических усилий, постоянно повышать свой профессиональный уровень. Значит, его ждет еще долгая интересная жизнь, которую он посвятил детям.