Вакуленко Екатерина Александровна

Вакуленко Екатерина Александровна

Задачи коррекционной работы:
1.     Развитие понимания речи;
2.     Создание необходимой артикуляционной базы для постановки звуков (артикуляционная гимнастика и массаж, развитие речевого дыхания, постановка звуков раннего и среднего онтогенеза);
3.     Развитие фонематического восприятия;
4.     Развитие слоговой структуры слова;
5.     Расширение пассивного и активного предметного и глагольного словаря, а также словаря признаков, по всем лексическим темам, предусмотренным программой;
6.     Развитие грамматического строя речи (категории числа, рода и падежа);
7.     Развитие фразовой и связной речи;
8.     Развитие общей и мелкой моторики;
9.     Развитие психических функций.

Вакуленко Екатерина Александровна

Конспект познавательного цикла «Путешествие с обезьяной. Любопытные руки»
Краткая аннотация статьи
Конспект составлен с учетом Федеральных Государственных Требований, интеграция образовательных областей (коммуникация, познание, музыка, социализация, безопасность). Сенсорное восприятие служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Задачи
• Уточнить знания детей о значимости рук, как органов осязания.
• Развивать тактильные ощущения, учить сознательно относится к развитию своей руки.
• Развивать абстрактно- логическое мышление, произвольное внимание, умение использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания, мелкую моторику, двигательную память, наблюдательность.
• Обучать приемам саморегуляции.
Оборудование
Мягкая игрушка обезьяна; разноцветные картинки с изображениями крокодила, тигра, черепахи, ткань, мех, стекло; разноцветные клубки; палочки для накалывания клубков; воздушные шары с наполнением риса, муки, фасоли, воды, песком; тарелки с лимоном, с яблоком, с огурцом.
Ход занятия
- Ребята сегодня я вас познакомлю с обезьянкой, которую зовут Любопытные руки. А как вы думаете, почему ее прозвали Любопытные руки?
Ответы детей.
- Правильно, так как она любит все трогать, щупать, осматривать. И она зовет нас в гости к себе в джунгли.
Детям объясняется, что такое джунгли.
- Ну, что готовы?! Тогда беремся за руки, закрываем глаза и в путь. Логопед ведёт детей сквозь воображаемые джунгли: «Приключения зовут, нас всех вместе джунгли ждут!»
Звучит мелодия воды, шум деревьев, звуки животных.
- Вот мы с вами оказались в джунглях. Здесь живет обезьянка Любопытные руки. Она очень артистична и любит покривляться, передразнивать всех, кого видит, любит подбирать всякие предметы, и тщательно обследовать их своими руками. У нашей обезьянки Любопытные руки есть пальчики- узнавальчики, ими она ощупывает предметы. А давайте поиграем с нашей обезьянкой в “Чудесный сундучок”
Дидактическая игра “Чудесный сундучок” (Ребенок опускает руку в сундучок и на ощупь описывает предмет). Предмет можно достать только тогда, когда ребенок правильно его опишет или расскажет все его свойства. Можно дать подсказки: загадывание загадок о предмете. Для усложнения задачи можно насыпать фасоль, куда помещаются предметы.
- У обезьянки Любопытные руки много друзей, она хочет познакомить нас с ними.
Детям показывают картинки с изображением зверей
- Вот это крокодил. Какой он?
Ответы детей.
- Вот это тигр. Какой он?
Ответы детей.
- Вот это черепаха. Какая она?
Ответы детей.
- Вот это обезьяна. Какая она?
Ответы детей.
- А теперь представим, что стекло, мех, ткань- это характер или поведение кого-то из зверей. Поиграем в игру “Кто это?”
Дети подходят к столу, где разложены: картинки, стекло, ткань, мех.
Дидактическая игра “Кто это? ” Дети выбирают карточки с изображением животных, соответствующих по их представлению по характеру и поведению их тактильному ощущению материала. Крокодил- стекло острое, тигр- шершавая поверхность, черепаха- гладкая поверхность, обезьяна- мех.
- В джунглях звери живут весело
Зебра, конь, олень и волк
Все играют в волейбол.
- Давайте и мы с обезьянкой Любопытные руки и ее друзьями поиграем с пальчиками в игру “Мяч”
Пальчиковая игра “Мяч”
Восемь, семь- хлопают в ладоши
Шесть, пять- шлепают по коленям
Четыре, три- хлопают в ладоши
Два, один- шлепают по коленям
Мы с мячом играть хотим- закрывают глаза ладонью
Только надо нам узнать- делают хлопок на каждое слово
Мяч кто будет догонять- топают на каждое слово
- Молодцы. У нашей обезьянке есть подруга, которая тоже с нами хочет поиграть. Поиграем?
Дети выполняют движения в соответствие с текстом
Ритмическая игра “Стрекоза”
Утром стрекоза проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз- росой она умылась,
Два- изящно покружилась,
Три- нагнулась и присела,
На четыре полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
- Молодцы, все друзья обезьянке любопытные руки остались довольны, вы со всеми из них поиграли. Но наша обезьянка любит играть не только с друзьями, но и с клубками.
Логопед держит в руке клубок
Вот клубок- прыгун забавный,
Посмотрите, какой он славный,
Он не любит тех, кто плачет,
Любит тех, кто быстро скачет.
Логопед предлагает детям попрыгать, поскакать
- А вы хотите поиграть с клубками? Давайте найдем, куда спрятала клубки обезьянка любопытные руки.
По группе раскиданы клубки, дети берут по одному клубку и садятся на ковер
- Что вы принесли в руках? Нравятся вам клубки? Я тоже нашла клубок и хочу с ним поиграть.
Логопед держит в руках клубок, гладит и проговаривает слова. Дети повторяют вслед за логопедом.
Клубочек- клубок,
Мы погладим твой бок,
Рукой аккуратно
Нам гладить приятно
- Погладьте свой клубок. Вам приятно гладить? Почему? Какой клубок по форме?
Ответы детей.
- Еще клубочек можно покатать,
Ребятам очень весело играть.
- Покатайте клубок рукой, а затем другой. Чем можно еще покатать? Носиком. Лобиком. Локотком. Ножкой. Почему клубок легко катать? На что он похож по форме?
Ответы детей: потому, что он круглый; похож на мячик, шар, яблоко
- Посмотрите: а какого цвета у вас клубки?
Ответы детей.
Обезьянка Любопытные руки любит клубок желтого цвета, так как у него цвет такой же, как у банана. А какие у вас цвета и на что они похожи?
Все дети рассказывают о цвете клубков.
- Я придумала, что можно сделать из клубков разного цвета. Мы наденем наши клубки на палочки и посмотрим, что получится.
Дети при помощи взрослого накалывают клубки на палочки
- Какие красивые цветы у нас получились! Обезьянке Любопытные руки очень понравился наш букет. А вам нравится наш сказочный букет? Какого цвета распустились на нем цветы?
Ответы детей.
- Букет зацвел разноцветными цветами. А давайте наш букет подарим обезьянке.
- Обезьянка Любопытные руки приготовила для нас несколько испытаний, и думает, что мы с ними не справимся, но это же не так! Давайте докажем нашей обезьянке, что мы все умеем и знаем.
Дети проходят к столу, где лежат шары
- Перед вами воздушные шары, наполненные различными веществами. Ощупывайте шары и расскажите обезьянке, что находится в каждом шаре.
Дети рассказывают, что лежит в каждом шарике: рис, мука, фасоль, вода, песок
- Молодцы! Вы справились с первым испытанием.
- А вот и второе испытание: надо будет с закрытыми глазами по запаху определить, что лежит в тарелке.
Детям завязываются глаза, и подносят к носу тарелки с лимоном, яблоком, огурцом
Дети по запаху должны отгадать, что лежит на тарелке.
- Вот видишь, обезьянка, наши дети все знают и справятся со всеми твоими испытаниями. А тебе мы объясним, как надо ухаживать за своими руками.
- Мы все знаем, что котята (какие?) - пушистые, еж (какой?) - колючий, лед (какой?) - скользкий, мед (какой?) - липкий. А как мы можем определить это?
Это и другие ощущения возникают при прикосновении, благодаря нашему осязанию
- А какие органы помогают определять свойства предмета? Назовите правила, которые помогут сберечь руки?
Дети, глядя на опорные картинки, отвечают, что надо быть осторожным с горячим, колющими, режущими предметами, с огнем, электричеством, морозом
- Все вы знаете, все вы объяснили правильно, обезьянка благодарна вам за то, что вы научили ее беречь свои руки. Теперь она знает, что нельзя все хватать так как это может обжечь или ударить током. А теперь мы попрощаемся с обезьянкой и ее друзьями и отправимся обратно. А поможет нам ветер, он нас мигом перенесёт в наш любимый детский сад.
Дети берутся за руки, закрывают глаза, звучит мелодия ветра.
Дети открывают глаза, а на столе стоит корзина с бананами
-Вот мы и побывали в гостях у обезьянки Любопытные руки. Ой, посмотрите, что нам оставила в подарок обезьянка. Я предлагаю, чтобы мы с Вами съели эти бананы, а дома нарисовали нашу весёлую, добрую и озорную обезьянку.

Вакуленко Екатерина Александровна

Логопедическое пособие «Звуковички»
Одна из актуальных проблем современной логопедии – совершенствование практических приемов и методов по предупреждению и устранению не только речевых нарушений, но и вторичных отклонений.
Поиск новых игр и методических приемов в условиях нашего детского сада был направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребенка.
В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр, пособий, упражнений (В.И. Селиверстов, Н.В. Серебрякова, Г.Г. Мисаренко, Т.Б.Филичева, Г.В. Чиркина). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические занятия нередко становятся скучными и непривлекательными. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. У детей надо сформировать интерес к занятиям, включить в работу все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны соответствовать следующим требованиям:
1. Формировать положительную мотивацию к занятиям.
2. Создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.
3. Моделировать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.
В процессе работы над реализацией поставленных задач нами было разработано логопедическое пособие «Звуковички», которое используется при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР II уровня и ОНР III уровня). Опыт показывает, что данное пособие достаточно эффективно.
Пособие «Звуковички» могут использовать логопеды и педагоги на индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятиях.
ОПИСАНИЕ ПОСОБИЯ
Данное пособие направлено на:
- формирование фонематических представлений,
- грамматических категорий,
- автоматизацию или уточнение произношения,
- развитие познавательных процессов,
- развитие мелкой моторики рук,
- коррекцию речи дошкольников,
- формирование пассивного и активного словаря.
Само пособие «Звуковички» представляет собой планшеты – ковролины.
Мягкие меховые шарики разного цвета (красного, синего, зелёного),
прикрепленные к ним шляпки, глазки. Остальные атрибуты прикрепляются в зависимости от звука. На каждом шарике есть липкий кружок, на который прикрепляют камешек – звоночек и ротик, ковролиновые звуковые линейки. Задача ребенка – прикрепить «Звуковичков» к планшетам в соответствии с заданием.
Пособие может быть использовано для занятий с детьми 6-7 лет.
Звуковички удобны в использовании:
-участвовать в игре может 1 ребенок, и группа детей;
-«Звуковички» можно переносить и переставлять;
- они объемны, но удобны для хранения;
- дают возможность педагогу использовать различные дидактические игры, направленные на формирование словаря, грамматических категорий, автоматизацию или уточнение произношения, формирование фонематических представлений, развитие познавательных процессов, ориентировке в пространстве.
Игры, которые можно проводить с детьми с использованием пособия «Звуковички»:
Дидактические игры и задания для формирования фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.
Игра «Определи первый звук в слове»
Цель. Упражнять в выделении первого звука в слове.
Описание. Логопед раздает детям карточки, спрашивает, у кого из них находится предмет, в названии которого есть заданный звук. Тот, кто правильно называет предмет, прикрепляет «звуковичка» на планшет в соответствии с картинкой.
Игра «Найди свою картинку»
Цель. Дифференциация звуков в словах.
Описание. Детей делят на 2 группы. Одна группа подбирает картинки, например, на звук Л, другая на звук Р. Прикрепляют «звуковичка» на планшет в соответствии со звуком. Обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои звуки.
Данную игру можно проводить на дифференциацию свистящих – шипящих, звонких – глухих, мягких – твердых звуков.
Игра «Раздели слово»
Цель. Формировать умение делить слово на слоги, развитие мелкой моторики.
Описание. К планшету прикрепляются «звуковички» в соответствии с заданным словом и делят его на слоги.
Дидактические игры и задания для формирования лексико – грамматического строя речи.
Игры-загадки
Цель. Расширение словаря прилагательных, развитие мелкой моторики.
Описание. Педагог загадывает животное, называя его признаки. Ребенок должен отыскать картинку с изображением загаданного животного и на планшете из «звуковичков составить схему к угаданному слову. Если выбор верный, ребенок прикрепляет ротик – улыбку, а если нет то уголки губ опущены вниз.
Дидактические игры и задания для формирования связной речи
Игра «Составление предложений»
Цель. Развивать связную речь и логическое мышление, развитие мелкой моторики.
Описание. На планшет прикрепляют «звуковичков» в соответствии с заданным словом и составляют предложения с этими словами. Надо составить как можно больше предложений с этими словами. Например: медведь, карандаш, озеро. Медведь уронил карандаш в озере. Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, который купается в озере.
Дидактические игры и задания для формирования познавательных процессов
Игра «Найди ошибку?»
Цель. Развитие логического мышления, внимания, связной речи, закрепление знаний о классификации предметов, развитие мелкой моторики.
Описание. На планшете прикреплены «звуковички» в соответствии с заданным словом, но один «звуковичок» не соответствует данному слову, нужно найти ошибку и объяснить почему.
Игровое упражнение «Составь слово из слогов»
Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка по слогового чтения, развитие мелкой моторики.
На планшетах выкладываются схемы слов «звуковичками». Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое - самое короткое.

Вакуленко Екатерина Александровна

Рекомендации родителям
Влияние родительских установок на развитие детей
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание.
В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д.
В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной.
Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановки, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановки "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.).
Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы.
Ниже приведена таблица наиболее часто встречающихся негативных родительских установок. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира.
НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ
Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь
"Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность, подчиняемость, приверженность стереотипному поведению. "Будь собой, у каждого в жизни будут друзья!".
"Горе ты моё!" Чувство вины, низкая самооценка, враждебное отношение к окружающим, отчуждение, конфликты с родителями. "Счастье ты моё, радость моя!"
"Плакса-Вакса, нытик, пискля!" Сдерживание эмоций, внутренняя озлобленность, тревожность, глубокое переживание даже незначительных проблем, страхи, повышенное эмоциональное напряжение. "Поплачь, будет легче…".
"Вот дурашка, всё готов раздать…". Низкая самооценка, жадность, накопительство, трудности в общении со сверстниками, эгоизм. "Молодец, что делишься с другими!".
"Не твоего ума дело!". Низкая самооценка, задержки в психическом развитии, отсутствие своего мнения, робость, отчуждённость, конфликты с родителями. "А ты как думаешь?".
"Ты совсем, как твой папа (мама)…". Трудности в общении с родителями, идентификация с родительским поведением, неадекватная самооценка, упрямство, повторение поведения родителя "Папа у нас замечательный человек!" "Мама у нас умница!".
"Ничего не умеешь делать, неумейка!". Неуверенность в своих силах, низкая самооценка, страхи, задержки психического развития, безынициативность, низкая мотивация к достижению. "Попробуй ещё, у тебя обязательно получится!".
"Не кричи так, оглохнешь!" Скрытая агрессивность, повышенное психоэмоциональное напряжение, болезни горла и ушей, конфликтность. "Скажи мне на ушко, давай пошепчемся…!".
"Неряха, грязнуля!". Чувство вины, страхи, рассеянность, невнимание к себе и своей внешности, неразборчивость в выборе друзей. "Как приятно на тебя смотреть, когда ты чист и аккуратен!"
"Противная девчонка, все они капризули!" (мальчику о девочке). "Негодник, все мальчики забияки и драчуны!" (девочке о мальчике). Нарушения в психосексуальном развитии, осложнения в межполовом общении, трудности в выборе друга противоположного пола. "Все люди равны, но в то же время ни один не похож на другого".
"Ты плохой, обижаешь маму, я уйду от тебя к другому ребёнку!". Чувство вины, страхи, тревожность, ощущение одиночества, нарушение сна, отчуждение от родителей, "уход" в себя или "уход" от родителей. "Я никогда тебя не оставлю, ты самый любимый!".
"Жизнь очень трудна: вырастешь – узнаешь…!" Недоверчивость, трусость, безволие, покорность судьбе, неумение преодолевать препятствия, склонность к несчастным случаям, подозрительность, пессимизм. "Жизнь интересна и прекрасна! Всё будет хорошо!".
"Уйди с глаз моих, встань в угол!" Нарушения взаимоотношений с родителями, "уход" от них, скрытность, недоверие, озлобленность, агрессивность. "Иди ко мне, давай во всём разберёмся вместе!"
"Не ешь много сладкого, а то зубки будут болеть, и будешь то-о-ол-стая!". Проблемы с излишним весом, больные зубы, самоограничение, низкая самооценка, неприятие себя. "Давай немного оставим папе (маме) ит.д."
"Все вокруг обманщики, надейся только на себя!" Трудности в общении, подозрительность, завышенная самооценка, страхи, проблемы сверконтроля, ощущение одиночества и тревоги. "На свете много добрых людей, готовых тебе помочь…".
"Ах ты, гадкий утёнок! И в кого ты такой некрасивый!". Недовольство своей внешностью, застенчивость, нарушения в общении, чувство беззащитности, проблемы с родителями, низкая самооценка, неуверенность в своих силах и возможностях. "Как ты мне нравишься!".
"Нельзя ничего самому делать, спрашивай разрешения у старших!". Робость, страхи, неуверенность в себе, безынициативность, боязнь старших, несамостоятельность, нерешительность, зависимость от чужого мнения, тревожность. "Смелее, ты всё можешь сам!".
"Всегда ты не вовремя подожди…". Отчуждённость, скрытность, излишняя самостоятельность, ощущение беззащитности, ненужности, "уход" в себя", повышенное психоэмоциональное напряжение. "Давай, я тебе помогу!"
"Никого не бойся, никому не уступай, всем давай сдачу!". Отсутствие самоконтроля, агрессивность, отсутствие поведенческой гибкости, сложности в общении, проблемы со сверстниками, ощущение вседозволенности. "Держи себя в руках, уважай людей!".
Естественно, список установок может быть значительно больше. Составьте свой собственный и попытайтесь найти контрустановки, это очень полезное занятие, ведь сказанное, казалось бы, невзначай и не со зла, может "всплыть" в будущем и отрицательно повлиять на психоэмоциональное благополучие ребёнка, его поведение, а нередко и на его жизненный сценарий.
Как часто вы говорите детям:
• Я сейчас занят(а)…
• Посмотри, что ты натворил!!!
• Как всегда неправильно!
• Когда же ты научишься!
• Сколько раз тебе можно повторять!
• Ты сведёшь меня с ума!
• Что бы ты без меня делал!
• Вечно ты во всё лезешь!
• Уйди от меня!
• Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе.
А эти слова ласкают душу ребёнка:
• Ты самый любимый!
• Ты очень многое можешь!
• Что бы мы без тебя делали?!
• Иди ко мне!
• Садись с нами…!
• Я помогу тебе…
• Я радуюсь твоим успехам!
• Что бы не случилось, наш дом – наша крепость.
• Расскажи мне, что с тобой…
Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!

Вакуленко Екатерина Александровна

Дорогие родители, бабушки и дедушки!
Если вы хотите научить ребенка читать до того, как он пойдет в школу, отнеситесь со вниманием и пониманием ко всем нашим советам. Чтобы избежать печальных последствий неграмотного обучения.
1. Приступайте к обучению чтению только в том случае, если устная речь ребенка достаточна развита. Если в речи имеются дефекты звукопроизношения, в первую очередь займитесь ее исправлением (обратитесь к логопеду).
2. Не заучивайте с детьми сразу все буквы алфавита.
3. Не называйте согласные буквы с призвуком гласных, например рэ или сэ, тэ и т. д.
4. Имейте дома набор букв магнитной (разрезной) азбуки или кубики с написанными на них буквами.
5. Следите за тем, чтобы читаемое было доступно и понятно ребенку.
6. Уделяйте особое внимание игровой форме занятий, а также их продолжительности (15-20 минут). Не забывайте, насколько радостными и интересными они будут, во многом зависит его дальнейшее обучение.
Учим гласные
Обучение чтению нужно начинать со знакомства с гласными буквами. Учите ребенка читать букву
строчку: а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а а

в столбик:

А а У у
А а У у
А а У у
А а У у
Обращайте внимание ребенка, как открывается его рот при произношении того или иного звука. Изучая буквы можно использовать различные игровые приемы:
1.Спросите, на какой звук (букву) начинаются слова-названия картинок.
2.Поочередно сложив свои губы в немой артикуляции звуков а, о, у, попросите ребенка угадать, какую букву вы назвали. Затем попросите найти ее среди остальных букв.
3.Предложите буквы а, у, о, м, с, положить на те картинки, в названиях которых имеются соответствующие звуки.
Учим согласные
При обучении чтению согласных букв надо делать упор на запоминание звуков, а не букв. Например, при освоении буквы б нужно ребенка учить говорить /б/, а не /бэ/. Соответственно /г/, /т/, /с/, /к/,а не /гэ/, /тэ/, /сэ/, /кэ/.Так гораздо проще понять, почему, к примеру /б/ и /а/ в слоге ба дают /ба/.Если же учить буквы, как они произносятся в алфавите, то переход от /бэ/и /а/к /ба/ не очень естественен.
Итак: б+а=ба /б/+/а/=/ба/
Пугаться же того, что ваш ребенок не будет знать правильные (алфавитные) названия букв, не стоит. Через некоторое время, умея прилично читать, он без труда выучит требуемые имена букв.
Если ваш ребенок плохо запоминает буквы, продолжайте их читать.
Почаще используйте игровые приемы:
1. Предложите ребенку, закрыв глаза, ощупать магнитную (вырезанную из бархатной бумаги) букву и угадать какая эта буква.
2. Попросите ребенка вылепить букву из пластилина или сложить ее из счетных палочек и т. д.

Учите ребенка выделять в словах отдельный звук. Например: "Подними руку, если в слове услышишь звук с". Наряду со словами, содержащими заданный звук, предлагайте слова и без этого звука.
коса роза слон нос малыш сова лотос шар и т. д.
Просите ребенка определять на слух место звука р в словах ( в начале слова, в конце, в середине).
роса мороз сахар марка и т. д.
Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв.
Читаем слоги
На этом этапе нужно выучить 5 гласных букв (а, о, у, ы, э, и) и минимум 10 согласных.
Выучив большую часть букв, можно переходить к слогам, составленным из этих букв.
Учите слиянию букв в один слог так: показывая карандашом (указкой) первую букву а и передвигая карандаш (указку) на вторую у, предложите ребенку соединить их дорожкой: "Тяни первую букву до тех пор, пока ты не добежишь по дорожке до второй буквы. "

Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам. Напоминайте, что первую букву надо немного потянуть, а вторую сказать коротко. И не забывайте водить пальчиком по соединительной дорожке.
Чтение прямого слога (согласный + гласный ) - самый ответственный момент в обучении чтению. Не увлекайтесь механическим соединением букв в один слог, например м и а как будет вместе? Напоминайте ребенку, что первую букву надо тянуть: ммм... и, добежав до второй, прочитай ее, не разрывая дорожки: ма .

Читайте с ребенком слоги с гласными по столбцам (колонкам).
ба бо бу бы би бэ
ва во ву вы ви вэ
Не допускайте прочтения слогов побуквенно. У некоторых детей закрепляется этот навык и они долго не могут овладеть слитным послоговым чтением.
Если вы почувствовали, что ваш ребенок уже достаточно уверенно читает слоги с гласными а, о, у,, ы, и , э , то переходите к слогам с оставшимися гласными е, е, ю, я.
бе бе бю бя
ве ве вю вя
Помните, что многократное внимательное чтение однотипных слогов, предупреждает склонность детей читать по догадке.
Не забывайте вносить разнообразие в занятия с вашим ребенком. Используйте его любимую игрушку ( куклу, мишку) в качестве еще одного " ученика", Устраивайте соревнования - кто быстрее прочитает тот или иной слог: вы, ваш ребенок или кукла (при этом сами поддавайтесь ), а за куклу говорите сами.
Читаем слова

К чтению слов лучше переходить тогда ,когда ребенок называет слог сразу, а не по буквам .В противном случае чтение будет неэффективным и утомительным. Слова читать гораздо интереснее, чем слоги.
ус рак Оля
еж гол Юра
яд шум Ира
Со словами можно придумать значительно больше разнообразных игр. Прежде чем переходить к более сложным , двух. и трехсложным словам , убедитесь , что малыш уверено и сразу читает слоги .
ут-ро му-зы-ка
пи-рог ря-би-на
меч-та до-ро-га
Убедившись , что ваш ребенок более или менее неплохо читает двух. и трехсложные слова , можно переходить к чтению несложных предложений.
Ма-ма пош-ла на ра-бо-ту.
Гу-си и ут-ки и-дут к ре-ке
На не-бе све-тит ме-сяц.
Если ребенок с трудом читает предложения, временно ограничьтесь чтением слогов и отдельных слов. Это не будет минусом для вашего ребенка. Наоборот, обеспечит успех ему в дальнейшем обучении.

Научившись читать до школы , ребенок гораздо быстрее развивается, впитывая разнообразную информацию из книг , уличных вывесок , заголовков газет и т. д. И наконец , чтение -прекрасное занятие, отвлекающие ребенка от шалостей и скук и дарящее его родителям свободное время .

Вакуленко Екатерина Александровна

Бегемотик рот открыл,
Подержал.Потом закрыл.
Подразним мы бегемота —
Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.
Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем упражнение 3—4 раза.

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, Вот, смотри. Сейчас.

Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хоботок слоненок тянет, Он вот-вот банан достанет. Губки в трубочку сложи И слоненку покажи.

Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Хомячок надует щечки, У него зерно в мешочках. Мы надуем щечки тоже, Хомячку сейчас поможем.

Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Устала собачка и дышит устало. И даже за кошкою бегать не стала. Широкий язык отдохнет, полежит, И снова собачка за кошкой бежит.

Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Котенок любит молоко: Нальешь — и нет ни капли вмиг. Лакает быстро и легко, «Лопаткой» высунув язык.

j Учимся делать упражнение «Котенок лакает молоко».
Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком, как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Язычка загнем края, Делай так же, как и я. Язычок лежит широкий И, как чашечка, глубокий.

Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Вакуленко Екатерина Александровна

Пальчики рассказывают сказки

Где только ни побывали наши любознательные пальчики, что только ни повидали. Многое узнали за это время и многому научились. Теперь все, что захотят, могут они показать. Даже показывать живые картинки к знакомым сказкам, превращая их в настоящие спектакли.

Давайте вспомним несколько хорошо всем знакомых русских народных сказок и попробуем их рассказать и показать с помощью маленьких артистов.
Курочка Ряба
Жили-были дед (обведите двумя руками сверху вниз воображаемую бороду) и баба (изобразите, как завязывают под подбородком уголки платка).
И была у них курочка Ряба (для детей младшего возраста постучите указательным пальцем по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Курочка»),
Спеша курочка яичко (округлите пальцы и соедините их кончики).
Да не простое а золотое, Дед бил, бил (постучите кулаком по «яичку»)
— не разбил. Баба била, била (стучите кулаком по «яичку»)
— не разбила.
Мышка бежала (для детей младшего возраста — пробегите всеми пальцами правой руки по столу, а детям постарше покажите пальчиковое упражнение «Мышка»),
Хвостиком махнула (помашите указательным пальцем)
— яичко упало и разбилось (уроните расслабленные руки на колени).
Дед плачет (закройте лицо руками).
Баба плачет (закройте лицо руками).
А курочка кудахчет: «Не плачь, дед не плачь, баба, я снесу вам яичко (округлите пальцы и соедините их кончики) другое, не золотое, а простое.
Репка
Новые персонажи:
Репка — двумя руками сверху вниз «нарисуйте» в воздухе круг с заостренным кончиком внизу — по форме репы;
Внучка — пальчиковое упражнение «Бантик»;
Жучка — пальчиковое упражнение «Собака»;
Кошка — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Мышка — пальчиковое упражнение «Мышка».
Теремок
В сказке «Теремок» на сцену выйдут следующие новые персонажи:
Лягушка — пальчиковое упражнение «Лягушка» ;
Зайчик — пальчиковое упражнение «Зайчик» ;
Лисичка — пальчиковое упражнение «Лиса»;
Волчок — пальчиковое упражнение «Волк»;
Медведь — пальчиковое упражнение «Медведь»;
Кроме того, надо будет изобразить и сам теремок — пальчиковое упражнение «Домик».

Рукавичка
Дополнительный персонаж — рукавичка (покажите раскрытую ладонь).
Колобок
Новый персонаж — Колобок (пальчиковое упражнение «Шарик»).
Когда Колобок поет свою песенку, ее следует сопровождать такими движениями:
Я колобок, колобок! По амбару метен (пальчиковое упражнение «Веник»),
По сусекам скребен (поскрести пальцами рук по столу),
На сметане мешен (выполняйте движения, как при замесе теста).
В печку сажен (выполните пальчиковое упражнение «Печка»),
На окошке стужен (выполните пальчиковое упражнение «Окошко» и подуйте в него).
Я от дедушки ушел (изобразите дедушку)
Я от бабушки ушел (изобразите бабушку),
Я от зайца ушел (пальчиковое упражнение «Заяц»)...
Пальчиковое упражнение «Печка»: согните пальцы под прямым утлом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните — это «печная труба».
Пальчиковое упражнение «Окошко»: пальцы обеих ладоней округлите и сложите в виде овального окошка.
После исполнения песенки, при словах: «Покатился колобок дальше — только его и видели», можно повращать руками относительно друг друга.
Аленушка и лиса
В этой сказке юный артист должен будет показать
Аленушку — пальчиковое упражнение «Бантик».
Кроме сказочных героев, следует изобразить сказочные декорации:
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»
Кот, петух и лиса
В этой сказке всего три героя:
Кот. — пальчиковое упражнение «Кошка»;
Петух — пальчиковое упражнение «Петух»;
Лиса — пальчиковое упражнение «Лиса».
А также декорации и атрибуты:
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Окошко — сложите кисти рук в овальное окошечко и загляните в него;
Горошек — постучите указательным пальцем по столу.
Лиса, заяц и петух
В сказке «Лиса, заяц и петух» все персонажи уже хорошо знакомы нашим пальчикам-артистам, а избушку можно изобразить, выполнив пальчиковое упражнение «Домик».
Маша и медведь
Маша — пальчиковое упражнение «Бантик».
Кроме сказочных героев понадобится показать и сказочные декорации:
Лес — пальчиковое упражнение «Деревья»;
Грибы — пальчиковое упражнение «Грибок».
Ягоды — пальчиковое упражнение «Ягоды»;
Дом — пальчиковое упражнение «Домик»;
Пирожки –перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки
Пенек - кулак, поставленный на стол;
Короб пальчиковое упражнение «Корзина» ,

Добавить запись

Защита от спам-роботов