Кружок "Бумажные фантазии"

Оксана Николаевна Громыко

Здесь будет представленна работа кружка с работами ребят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_2014-2015_uchebnyy_god.docx32.06 КБ

Предварительный просмотр:

   

Программа кружковой деятельности по

художественно-эстетическому направлению

«Бумажная фантазия»

срок реализации программы 1 год.

Автор - составитель: Громыко Оксана Николаевна-педагог-библиотекарь

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания. Проблема развития познавательной самостоятельности учащегося в условиях развития современной школы приобретает доминирующее значение. Ориентация на формирование   личности обучающегося, способной к самоопределению и свободному развитию,  побуждает педагога к постоянному выявлению и созданию психолого-педагогических и организационно-педагогических условий, необходимых для полного раскрытия познавательного потенциала учащихся.

В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся,  разработана модель кружковой  деятельности по художественно – эстетическому направлению, включающая нетрадиционные формы обучения и воспитания: игры, соревнования, театрализованные и компьютерные уроки, конкурсы, уроки с групповыми формами работы и др.  

 Содержание программы «Бумажные фантазии» является продолжением изучения смежных предметных областей (изобразительного искусства, технологии, истории) в освоении различных видов и техник  искусства. Программа  знакомит со следующими направлениями декоративно – прикладного творчества: аппликация, бумагопластика, декорирование природными материалами, изготовление кукол, которые не разработаны для более глубокого изучения в предметных областях.  Большое внимание уделяется творческим заданиям, в ходе выполнения которых у детей формируется творческая и познавательная активность. Значительное место в содержании программы занимают вопросы композиции, цветоведения.

                               Программа способствует:

 - развитию разносторонней личности ребенка, воспитание воли и характера;

 - помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждению в жизни;

- созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания коллективной работы;

 - знакомству с историей возникновения бумаги, бумагопластики, природными материалами, изготовления кукол, народными традициями в данных областях.

                               Цель программы:

-  Воспитание личности творца, способного осуществлять свои творческие замыслы в области разных видов декоративно – прикладного искусства.

- Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.

                Цель может быть достигнута при решении ряда задач:

  - Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе с декоративно – прикладным искусством.

 -Вооружить детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки;

-  Приобщать школьников к народному искусству;

- Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;

- Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность.

 - Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.

Программа строится на основе знаний возрастных, психолого – педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста.

Программа «Бумажные фантазии» разработана на один год занятий (32 часа)  с детьми младшего школьного возраста  и  рассчитана на  поэтапное освоение материала на занятиях кружковой  деятельности.

 На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество. Они включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся.

Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала (с использованием компьютерных технологий). Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

                                      Ожидаемые результаты

Освоение детьми программы «Бумажные фантазии» направлено на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

-   учебно – познавательного интерес к декоративно – прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

В сфере регулятивных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

-отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного замысла;

В сфере познавательных   универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в декоративно – прикладном творчестве.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям изобразительного декоративно – прикладного искусства;

В сфере коммуникативных  универсальных учебных действий  учащиеся научатся:

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

 - сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

 - формировать собственное мнение и позицию;

В результате  занятий декоративным творчеством у обучающихся  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Оценка  планируемых результатов освоения программы

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,  конкурсах, массовых мероприятиях.

Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий

Выставки могут быть:

  • однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
  • постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
  • тематические - по итогом изучения разделов, тем;
  • итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

Таким образом, нетрадиционные формы уроков помогают педагогу  раскрыть свой творческий потенциал, а вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность. Готовить на занятии творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно, так как этого требует от нас образовательный стандарт. И в этом нам могут помочь не только отработанные в педагогической практике традиционные занятия, но и распространенные за последние годы нетрадиционные формы занятий.

                              Содержание программы «Бумажные фантазии»

                                         

Занятия будут направлены  на удовлетворение интересов детей в приобретении базовых знаний и умений о простейших приемах и техниках работы с материалами и инструментами (пластилин, бумага и картон, природные материалы и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства,  изготовление простейших  декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места.

                  Введение: правила техники безопасности

Знакомство с основными направлениями работы на занятиях; материалами и оборудованием; инструктаж по правилам техники безопасности.

 

                    Тематический план занятий по программе «Бумажные фантазии »

                                                 (2 часа в неделю)

Дата проведения

Тема занятия

Элементы содержания занятия

Форма проведения

Сентябрь

1.Введение: правила техники безопасности. Происхождение бумаги.

Познакомить детей с правилами техники безопасности. Рассказать о происхождении бумаги и ее видах и назначении.

Беседа

Презентация

Сентябрь

2.Что такое аппликация. Аппликация «Вспоминаем о лете».

Познакомить детей с видами аппликаций. Оформление выставки.

Практическая работа

Сентябрь      

3.Коллаж «Подарки осени»

Совершенствовать умение работать с разной бумагой.

Практическая работа

Сентябрь      

4.Мозаика из бумаги «Божьи коровки и бабочки на ромашке».

Научить детей нарезать мелко бумагу и приклеивать ее на картон.

Практическая работа

Октябрь      

5.Праздничная открытка ко дню пожилых людей.

Познакомить детей с историей праздника. Выполнение открытки

Беседа

Практическая работа

Октябрь

6.Композиция «Шахматное плетение».

Научить детей из полосок бумаги составлять орнамент.

Практическая работа

Октябрь

7.Аппликация из бумажных комочков.

Дать представление о гофрированной бумаге, научить работать с ней.

Беседа

Практическая работа

Октябрь

8.Вышивка по картону

Провести инструктаж по технике безопасности с иглой. Познакомить детей с вышивкой и ее историей.

Беседа

Презентация

Практическая работа

Ноябрь

9.Изготовление открыток «Подарок маме».

Помочь детям в выборе темы для открытки. Познакомить с историей праздника.

Беседа

Практическая работа

Ноябрь

10.Свободная тема. Рисование

Помощь в выборе темы. Выставка работ.

Практическая работа

         Ноябрь

11. Симметричное вырезание из бумаги

Повторить правила безопасности с ножницами. Выбор темы.

Практическая работа

         Декабрь

12.Знакомство с техникой «бумажный туннель». Изготовление шаблонов.

Познакомить детей с новой техникой.

Практическая работа

Беседа

         Декабрь

13.Выполнение открытки

«Зимняя сказка».

Научить детей правильно составлять открытку.

Практическая работа

         Декабрь

14.Новогодняя снежинка в технике «квиллинг».

Познакомить детей с квиллингом. Повтор техники безопасности.

Практическая работа

         Декабрь

15.Изготовление новогодней снежинки.

Помочь составить эскиз снежинки и правильно склеить ее. Выставка снежинок.

Практическая работа

 Январь    

16.Композиция «Зима» из природных материалов

Научить детей делать картинки из сыпучих круп.

Практическая работа

Январь

17.Открытка «Зимний пейзаж» в технике «бумажный туннель»

Помочь детям с выбором темы и изготовлением открытки.

Беседа

Практическая работа

Январь

18. «Волшебная тарелочка»

Научить детей декорировать бумажную тарелочку.

Практическая работа

Февраль      

19.Изготовление валентинок.

Познакомить детей с историей праздника. Научить оформлять открытки.

Презентация

Практическая работа

Февраль

20. «Полосатый коврик»

Закрепить знания детей в плетении из полосок цветной бумаги.

Практическая работа

Февраль

21.Открытка к 23 февраля.

Помочь детям с выбором тематики. Познакомить с историей праздника.

Практическая работа

Беседа

Февраль

22.Аппликация «Барашек».

Учить детей обрывать кусочки белых салфеток и скатывать шарики в комочки и приклеивать на подготовленную основу.

Практическая работа

Март

23. «Открытка к 8 Марта».

Познакомить с историей праздника. Помочь выбрать композицию и оформить ее.

Практическая работа

Март

24. «Аквариум».

Закрепить знания и умения при работе в технике «квиллинг».

Практическая работа

Март

25.Мозаика «Бумажные фантазии».

Совершенствовать навыки в работе с мелко нарезанной бумагой. Развивать желание фантазировать.

Практическая работа

Март

26. Тематическая композиция «У пруда».

Учить детей работать сообща, используя знакомые приемы работы. Вызвать интерес к окружающему миру.

Коллективная работа.

Апрель

27.Открытка ко дню космонавтики.

Познакомить с историей космонавтики. Помочь выбрать эскиз для открытки.

Практическая работа.

Презентация

Апрель

28. История куклы.

Познакомить детей с историей происхождения кукол. Выбор эскиза.

Презентация

Практическая работа

Апрель

29. Кукла – актер. Пальчиковые куклы.

Техника безопасности. Изготовление куклы.

Практическая работа

Май

30.Изготовление открытки «День Победы»

Познакомить детей с историей праздника. Помочь с выбором темы.

Презентация

Практическая работа

Май

31.Композиция из комочков бумаги «На лесной полянке».

Закрепить знания при выполнении работы. Помочь детям выбрать и оформить композицию.

Практическая работа

Май

32.Итоговое занятие. Выставка детского творчества.

Организовать выставку работ.

Награждение

 

                                                         Список литературы

  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).
  • Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский.,  Воронеж: НПО «Модек», 1997.
  • Григорьев, Е. И. «Современные технологии социально  -  культурной деятельности» / Е. И. Григорьев.,  Тамбов, 2004
  • Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).
  • Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.
  • Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.
  • Уткин, П. И. Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: Учеб. Для проф. учеб. Заведений. – М.: Высш. шк., 1992. – 159с.
  • Фомина, А. Б. Клубы по интересам и их роль в воспитании детей [Текст] / А. Б. Фомина // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С.9-14